Актер Марк Бернес биография

Марк Бернес

Биография

Легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, русский шансонье, подаривший стране десятки хитов, талантливый актёр. Это всё о нём, Марке Бернесе. Его песни отогревали сердце солдатам на войне, давали силы побеждать и созидать.

Марк Наумович Нейман, именно так звучит настоящее имя певца и артиста, родился в провинциальном украинском Нежине Черниговской области (тогда губернии) в 1911 году. Его родители – евреи Наум Самойлович и Фаня Филипповна Нейманы – прямого отношения к искусству не имели, но песни в их доме звучали всегда. Глава семьи трудился в Нежинской артели, занимавшейся сбором утильсырья, а мама была хранительницей домашнего очага.

Актер Марк Бернес

Когда Марку исполнилось 5 лет, семья перебралась в Харьков. Здесь мальчик пошёл в семилетнюю школу. Интерес к искусству проснулся в нём рано. А в старших классах этот интерес оформился в желание выйти на театральную сцену. Марк Нейман отправился в Харьковский театральный техникум. Одновременно парень появился в театре «Муссури». Марка влекло на эту сцену с невероятной силой. Он упросил взять его статистом.

Вскоре пареньку повезло: подвернулся случай заменить заболевшего актёра. Нейман, взявший творческий псевдоним Бернес, «выложился» на премьере спектакля так, что удостоился похвалы скупого на комплименты режиссёра Николая Синельникова. С этого момента ему доверяли небольшие роли.

Марк Бернес в молодости

В 1929 году, когда Марку Бернесу исполнилось 17, он отправился в столицу. Здесь кипела настоящая культурная жизнь. Манили огнями рамп десятки театров. Юного артиста приняли в Малый и Большой театр одновременно. Опять Бернесу пришлось начинать с «нуля»: его взяли статистом. Но он был несказанно рад этому.

В начале 1930-х Марку начали доверять небольшие роли. Его наставником и учителем был популярный актёр Николай Радин.

Фильмы и песни

Кинематографическая биография Марка Бернеса началась в середине 1930-х. Эпизоды сменились ролями второго плана, затем последовали ключевые образы. «Человек с ружьём», «Большая жизнь», «Истребители» – эти добрые старые фильмы хорошо помнят зрители старшего поколения. Игра Бернеса отличалась особой манерой и «почерком». Мягкий свет и душевная теплота «сквозили» в каждой роли артиста. Его быстро полюбили телезрители.

Марк Бернес в фильме «Большая жизнь»

Слава к этому актёру пришла вместе с его работами в военных картинах. Фильм «Два бойца» открыл для зрителей не только артиста, но и талантливого исполнителя задушевных песен. Здесь не было выдающегося вокала, зато его заменяла сердечность исполнения. Песня «Тёмная ночь» мгновенно стала хитом, хотя в то время вряд ли было «в ходу» такое определение. Это первая спетая Бернесом композиция, которая и сегодня занимает почётное место в копилке шлягеров советского времени. «Тёмная ночь» разделила жизнь Марка Бернеса на «до» и «после».

Последовавшая за «Тёмной ночью» песня в стиле шансон «Шаланды, полные кефали» укрепила звёздный статус исполнителя. Теперь почти каждый фильм, в котором появлялся артист, был отмечен новой песней в его исполнении. В картине «Истребители» Бернес спел хит «Любимый город», во 2-ой серии фильма «Большая жизнь» подарил зрителям и слушателям песню «Три года ты мне снилась», а в «Человеке с ружьём» поклонники артиста впервые услышали «Тучи над городом встали». Эти шлягеры впоследствии постоянно крутили по радио. Они включались в каждый концерт.

Марк Бернес в фильме «Запасной игрок»

Фильмография Марка Бернеса – это 35 картин. Наиболее популярные – «Максимка», «Женя, Женечка и «Катюша», «Запасной игрок», уже названные «Два бойца» и «Истребители».

После выхода названных картин на первый план вышла вокальная сторона таланта Бернеса. Теперь новые песни появлялись и без увязки с фильмами. Авторы жаждали работать с популярным певцом, выстраиваясь к нему в очередь со своими песнями. Марка Бернеса считали талисманом: после спетой им песни композиторы и авторы текстов мгновенно превращались в звёзд.

Марк Бернес в фильме «Два бойца»

Правда, после ближайшего знакомства поэты-песенники и композиторы понимали, почему о скверном характере Бернеса ходят легенды. Он запросто звонил ночью или под утро, требуя переделать какие-то строчки стихов. Как правило, авторы под его напором сдавались. Та же история с композиторами: Марк Наумович убеждал изменить определенные моменты в мелодии, напевая свой вариант. При этом у Бернеса не было музыкального образования, и ноты он назвал «чаинками».

Некоторых подобные требования капризного певца очень раздражали. Но со временем становилось понятно, что именно в бернесовском варианте песня получала шанс превратиться в народный хит, который пела вся страна.

В 1940-50-ые Марк Наумович – настоящая звезда. Бернеса обожали простые люди и руководство ЦК. Песни «Москвичи», «Если бы парни всей земли», «Я люблю тебя, жизнь» напевала вся страна. Звания, награды и почести буквально осыпали артиста. Но так было не всегда.

Весной 1958-го Марк Бернес участвовал в концерте, на котором присутствовал Никита Хрущёв со своим зятем Алексеем Аджубеем. Выход артистов был регламентирован: им позволялось спеть только две композиции. Но когда Бернес исполнил свои песни, публика решила не отпускать артиста и потребовала петь на бис. Марк Наумович выходил на сцену, кланялся и уходил. Однако для исполнения дополнительной песни ему требовалось разрешение руководства, а оно в страхе разбежалось. Артист так и не решился самовольничать и больше не вышел.

Марк Бернес в фильме «Ночной патруль»

Аджубей предположил, что Бернес «зазвездился», о чём и сообщил высокопоставленному тестю. Хрущёв дал отмашку, и вскоре на Марка Наумовича началась травля. Её открыли одновременно две центральные газеты. Постоянные нападки, несправедливые упрёки в пошлости и приступах звёздной болезни стали причиной отказа Марку Бернесу в съёмках в кино и записях на музыкальных студиях. Телефон артиста надолго замолк, некоторые коллеги отвернулись. На концерты никто не приглашал.

Беда не ходит одна. Гонения и запрет на профессию оказались не самым страшным в этот тяжелый для Марка Бернеса период. От рака умерла жена, оставив мужа с маленькой дочкой на руках. У артиста от всего пережитого случился инфаркт.

Марк Бернес в фильме «Чёртова дюжина»

К счастью, тёмная полоса закончилась в 1960-ом. Знакомый миллионам душевный голос снова зазвучал из радиоприёмников. А в 1961-ом режиссёр Павел Арманд нарушил негласный запрет на съёмки Бернеса и пригласил его в свою картину «Чёртова дюжина». В последующие годы артист получил возможность беспрепятственно гастролировать не только в СССР, но и за рубежом, где его встречали как настоящую звезду и близкого человека.

Личная жизнь

Актёр в быту был чрезвычайно скромным, порядочным человеком и замечательным семьянином. Личная жизнь Марка Бернеса – это два брака. Первая супруга Полина (или Паола) Линецкая скончалась от онкологической болезни, когда дочери Наташе исполнилось лишь 3 года.

Марк Бернес с дочерью

Со второй супругой Лилией Бодровой Бернес познакомился, когда повёл Наташу в 1 класс. Лилия тоже привела в школу сына Жана. На тот момент она была замужем за фотокорреспондентом «Пари-матч» Люсьеном Но. Примечательно, что именно ее супруг и представил их друг другу.

Марк Наумович был старше Лилии на 17 лет. Но их нисколько не смущала эта разница в возрасте. Когда женщина сообщила, что уходит от Люсьена к Бернесу, мало кто в это поверил. Ведь ее муж много зарабатывал, у них была роскошная квартира, единственный в Москве «Шевроле». Правда, вся столица была в курсе, что Люсьен еще тот плейбой и уж очень любил женщин. Но если некоторые женщины могут с этим мириться, то Бодрова этого не хотела. Через три месяца после знакомства Лилия переехала к Марку. Вскоре они поженились. Он усыновил Жана и считал родным сыном.

Марк Бернес и Лилия Бодрова

Бернес так любил жену, что буквально не отпускал ее от себя ни на минуту. Они вместе ездили на гастроли, она вела его концерты. Только однажды Марку Наумовичу пришлось отправиться в тур по Польше без супруги. У нее не был готов паспорт. Но как раз тогда он так сильно разболелся, что пришлось вызвать Лилю в Варшаву. Ей позвонили из посольства, а документы принесли на дом.

Дочь Наталья окончила МГУ и иммигрировала в Америку. Жан остался в Москве. Он окончил операторский факультет ВГИКа.

Смерть

Казалось, жизнь наладилась. Бернес был полон творческих планов. Но однажды после концерта ему вдруг стало дурно. За кулисами артист потерял сознание. В больнице ему диагностировали рак лёгкого.

Незадолго до смерти Марк Бернес записал одну из лучших своих песен – «Журавли». История её появления заслуживает особого внимания. Расул Гамзатов написал эту песню, посвятив гордым джигитам, которые после смерти превращаются в птиц. Но Марк Наумович убедил его изменить стихи. Так появилась песня-плач о погибших на фронтах солдатах.

Марк Бернес

Марка Наумовича Бернеса не стало 16 августа 1969 года. На похоронах артиста по его последней просьбе не было ни речей, ни траурных маршей. Он отпевал себя сам. На панихиде, как и просил артист, прозвучали 4 его любимые песни: «Я люблю тебя, жизнь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и «Журавли».

Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище, так и не успев присвоить звание Народного артиста СССР. Хотя для миллионов поклонников он и так давно был народным.

Могила Марка Бернеса

Смерть Бернеса стала страшным ударом для его жены. Когда Марка Наумовича не стало, Лилия осталась одна с двумя 16-летними подростками. Ни о какой личной жизни речи не шло. И даже когда дети выросли и создали собственные семьи, женщина так и осталась одна.

Наталья так и осталась в Америке, с Лилией не общалась. В октябре 1997 года Жан начал судиться с матерью из-за квартиры Марка Наумовича. К этому времени вдова Бернеса организовала в помещении музей, что крайне не нравилось Жану. А Лилию не устраивало, как жил ее сын – менял жен одну за другой. После этого скандала мать и сын общаться перестали.

Памятник Марку Бернесу

Лилия Бодрова умерла в августе 2006 года. Оказалось, что незадолго до своей смерти женщина продала двухкомнатную квартиру в центре Москвы некоему Дмитрию Пашкову за 1 миллион 723 тысячи рублей. Сделала Лилия Михайловна это с той целью, чтобы мужчина ухаживал за ней и скрашивал ее одиночество.

Правда, вскоре после ее кончины объявились и Наталья, и Жан. Они подали в суд, чтобы их признали законными наследниками недвижимости. Тяжба длилась год, адвокатам удалось доказать, что сделка была совершена мошенническим путем. И суд сохранил за наследниками права на жилплощадь. Всю мебель и архивы Марка Наумовича Лилия Бодрова завещала внучке Людмиле.

Марк Наумович Бернес

Фото Все

Видео Все

Марк Бернес и Лилия Бодрова. Больше, чем любовь

Мужской разговор. Марк Бернес | Телеканал «История»

Как Уходили Кумиры — Марк Бернес

Марк Бернес — биография

Марк Бернес – популярный эстрадный певец, актер, мастер дубляжа. В 1965 году стал Народным артистом РСФСР. Наибольшую славу получил после исполнения песен «Темная ночь», «На безымянной высоте», «Эх, дороги» и съемок в картинах «Большая жизнь», «Человек с ружьем», «Два бойца».

Трудно оценить вклад марка Бернеса в развитие истории советской эстрады, еще труднее рассказать о том, как его любили поклонники, как ждали его новых песен и ролей в кино. Бернес историческая личность, он пел так, что солдаты на войне не боялись идти в атаку и громить врага, а в мирное время его голос звал к новым свершениям и достижениям. Наверное поэтому, еще при жизни, его назвали великим.

Детство

Родился Менахем-Ман Неухович Нейман (настоящее имя Бернеса) 8 октября 1911 года в старинном украинском городе Нежине Черниговской губернии, в еврейской семье. Отца звали Неух (Наум) Нейман, он родом из города Старобыхов Могилевской губернии, работал в артели, занимавшейся приемом утильсырья. Мама – Фрума-Махля (Фаня) Вишневская, занималась домом и воспитанием сына. Родители мальчика были далеки от искусства, но в их доме постоянно звучала музыка и песни.

Нейманы переехали в Харьков, когда Марку было всего пять лет. В этом же городе он пошел в первый класс и окончил семилетку. Творческие задатки сына родители увидели очень рано, а будучи старшеклассником, он уже твердо знал, что его призвание – сцена. После школы Марк стал студентом Харьковского театрального техникума, и параллельно начал подрабатывать в театре «Муссури». Он долго уговаривал руководство театра, пока его не взяли на должность статиста.

Удача оказалась на стороне настойчивого паренька. Однажды один из артистов заболел, и его поставили на замену. Марк очень старался, премьера спектакля прошла с небывалым успехом. Режиссер Николай Синельников, обычно скупой на похвалы, восторженно хвалил молодого артиста и пожелал ему дальнейшего развития актерской карьеры. После этого спектакля Марк взял себе псевдоним и стал Бернесом.

Марк Бернес в молодости

В 1929-м семнадцатилетний Бернес уехал в Москву, где культурная жизнь била ключом. Множество театров манили начинающего артиста своими перспективами. Бернесу повезло, он оказался в штате сразу двух театров – Большого и Малого. И ничего, что он снова работал в качестве статиста, сам артист считал, что это невероятная удача.

К началу 30-х годов его уже начали задействовать в постановках, правда, роли были незначительные. Он учился у известного артиста Николая Радина.

Творческая карьера

В середине 30-х Бернес начал и свою кинематографическую биографию. Сразу он снимался в эпизодах, потом им на смену подоспели второстепенные роли, а за ними пришел черед и главным ролям. Слава настигла артиста после съемок в картинах «Большая жизнь», «Человек с ружьем», «Истребители». Эти картины до сих пор с удовольствием смотрит не только старшее поколение зрителей, но и молодежь. От них веет мягким светом и душевной теплотой, Марк имел собственную манеру перевоплощения, особый «почерк». Достаточно быстро актер узнал, что такое всенародная любовь и популярность.

Марк Бернес в фильме «Большая жизнь»

Самую большую популярность принесли Бернесу картины о войне. В ленте «Два бойца» зрители увидели его не только как актера, но и певца. Именно он исполнил в этой картине композицию «Темная ночь», которая в мгновение ока приобрела невероятную популярность. Нельзя сказать, что Бернес имел выдающиеся вокальные данные, но он пел так сердечно и задушевно, что не оставлял равнодушным никого. «Темная ночь» стала первой песней Бернеса, она и сейчас не теряет своей популярности, ее часто исполняют на различных концертах. Именно с исполнением этой композиции жизнь Бернеса разделилась на «до» и «после».

Марк Бернес в фильме «Два бойца»

Вслед за первой композицией вышла еще одна – «Шаланды, полные кефали», в стиле шансон, которая помогла Марку закрепиться в статусе звезды эстрады. После этого практически в каждой картине, где снимался Бернес, обязательно звучала композиция в его исполнении. В ленте «Истребители» он поет задушевную песню «Любимый город», затем в «Большой жизни» исполнил композицию «Три года ты мне снилась», а в фильме «Человек с ружьем» представил хит «Тучи над городом встали». После проката этих картин песни прочно заняли свое лидирующее место, их крутили на радио постоянно, включали в программу всех концертов.

Марк Бернес в фильме «Максимка»

В общей сложности Бернес снялся в 35 фильмах, среди которых самыми популярными, кроме вышеперечисленных, стали «Женя, Женечка и «Катюша», «Максимка», «Запасной игрок».

После проката этих картин Марка Бернеса все чаще называли народным певцом, и его вокальный талант вышел на первый план. Его репертуар постепенно пополнялся новыми песнями, уже не привязанными к кинематографу. Множество советских авторов изъявили желание сотрудничать с известным исполнителем, все наперебой предлагали ему свои песни. Бернес превратился в своеобразный талисман, стоило ему спеть песню малоизвестных авторов, как они мгновенно оказывались на музыкальном Олимпе.

Однако не всегда знакомство с Бернесом давалось легко композиторам и поэтам-песенникам, начали ходить слухи о том, что певец обладает достаточно сложным характером. Марк мог позвонить автору среди ночи или ближе к утру, и потребовать переделать часть стиха.

Поэту ничего не оставалось делать, как уступить Бернесу и выполнить все его требования. Не меньше поэтов страдали и композиторы. Бернес часто настаивал на изменении некоторых моментов в мелодии, предлагая уже готовый собственный вариант. Важно то, что Бернес никогда не учился музыке профессионально, ноты для него были «чаинками».

Создатели стихов и музыки иногда сильно раздражались, выслушивая предложения Бернеса. Но потом, когда песня звучала в эфире, всем становилось понятно, что именно благодаря изменениям, придуманным певцом, композиция становилась народным хитом, звучавшим во всех уголках необъятной страны.

В 40-50-х годах прошлого века Марк Бернес был на самой вершине славы и всеобщей любви. Ему благоволили не только обычные люди, но и руководителя страны. Новые песни популярного певца – «Если бы парни всей земли», «Москвичи», «Я люблю тебя, жизнь», знали наизусть все, и напевали повсюду. В те годы Бернес был усыпан наградами, званиями и всевозможными почестями. Но белая полоса в жизни артиста внезапно закончилась.

Все случилось после концерта весной 1958 года, гостями которого среди прочих были Никита Хрущев и его зять Алексей Аджубей. Выступление артистов строго регламентировали, каждый исполнитель мог спеть только 2 песни. После того, как Бернес завершил свою обязательную программу из двух песен, публика не захотела его отпускать, требовала петь еще и еще. Бернесу ничего не оставалось делать, как выходить на сцену, поклониться и уйти, потому что петь дальше он мог исключительно с разрешения руководства, а оно к тому времени трусливо разбежалось. Бернес не решился нарушить регламент, и больше на сцене не появился.

Аджубей высказал предположение, что Бернес слишком высоко себя несет, и поделился этими мыслями со своим тестем. Хрущев не замедлил принять меры, и после его отмашки Бернес стал жертвой настоящей травли.

Началось с нападок двух центральных газет. Певцу приписывали пошлось и приступы «звездности», его перестали снимать в кино и больше не звали на запись в музыкальные студии. Теперь его телефон молчал, отвернулись даже те, кто до этого считал за честь с ним работать. Бернеса больше не звали участвовать в концертах.

Это был самый тяжелый период в его биографии. Но он даже не предполагал, что впереди его ждут еще большие испытания. Скончалась супруга Бернеса, у которой доктора диагностировали онкологию, сам артист свалился с инфарктом.

И только в 1960 году тучи над головой Бернеса постепенно рассеялись. Его опять пригласили на радио, и поклонники с воодушевлением приняли новость о возвращении их кумира. Спустя год Бернес получил приглашение от режиссера Павла Арманда, который звал его на съемочную площадку фильма «Чертова дюжина». Режиссер не побоялся негласного запрета и решил дать популярному артисту возможность снова вернуться в профессию. Вскоре после этого гонения на Бернеса закончились, он мог ездить с гастролями не только в Союзе, но и за границей. Везде ему оказывали радушный прием, встречали, как родного.

Марк Бернес — биография, новости, личная жизнь

Марк Бернес

Марк Наумович Бернес (урожденный Менахем-Ман Неухович Нейман). Родился 25 сентября (8 октября) 1911 года в Нежине Черниговской губернии — умер 16 августа 1969 года в Москве. Советский актёр театра и кино, певец. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951).

Менахем-Ман Нейман, ставший широко известным как Марк Бернес, родился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1911 года в Нежине Черниговской губернии в еврейской семье.

Отец — Неух Шмуэлевич (Наум Самойлович) Нейман, родом из Старобыхова Могилёвской губернии, был служащим в артели по сбору утильсырья.

Мать — Фрума-Махля Липовна (Фаня Филипповна) Вишневская, домохозяйка.

В 1916 году семья переехала в Харьков, где Марк и вырос.

Окончил школу-семилетку, после чего родители отправили его учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако он училище бросил и поступил в театральный техникум. Параллельно работал статистом в Харьковском театре «Муссури». На сцене этого театра сыграл свою первую роль — заменил заболевшего артиста. Его высоко оценил знаменитый в то время режиссёр Н.Н. Синельников. Именно тогда он и взял себе сценический псевдоним Бернес.

В возрасте семнадцати лет в 1929 году отправился в Москву, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом.

В 1930-1933 годах в Московском драматическом театре играл небольшие роли. Позже он называл своим учителем артиста Николая Мариусовича Радина.

С 1936 года снимался в кино, дебютировав в эпизоде картины «Заключённые». В 1937-м сыграл шпиона Красовского в драме «Шахтёры».

Марк Бернес в фильме «Шахтёры»

В 1938-м исполнил роль Кости Жигилёва, красногвардейца Путиловского завода в известной картине «Человек с ружьём». Тогда же обратил на себя внимание исполнением песни «Тучи над городом встали».

Марк Бернес в фильме «Человек с ружьём»

Удачной стала работа 1939 года — главная роль в военной картине «Истребители». Его герой — лейтенант Сергей Кожухаров. В фильме он спел песню «Любимый город».

Марк Бернес в фильме «Истребители»

Звездой первой величины Бернес стал во время войны благодаря своим работам в военных картинах, прежде всего в фильме «Два бойца». В ленте он сыграл бойца Аркадия Дзюбина, бывшего в мирной жизни сварщиком-судостроителем. В фильме он исполнил свои знаменитые песни «Тёмная ночь» и «Шаланды».

Марк Бернес в фильме «Два бойца»

Член КПСС с 1953 года.

В 1950-х-1960-х годах Марк Бернес создал в кино ряд сложных характеров, воплотил образы людей с нелёгкой судьбой — таких, как Умара Магомет («Далеко от Москвы»), Еремей Лукич Окладников («Море студёное»), Чубук («Школа мужества»), Родионов («Они были первыми»), Огонёк («Ночной патруль»).

В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия первой степени за исполнение роли Умары Магомета в фильме «Далеко от Москвы».

Марк Бернес в фильме «Море студёное»

Марк Бернес пользовался огромной популярностью не только как актер, но и как исполнитель песен. Его первый публичный концерт как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу.

Песни Богословского из фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса зазвучали по радио, были записаны на пластинки (сотрудничество актёра и композитора продолжалось до 1956 года).

Марк Бернес — Темная ночь

В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х годов. Сначала на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др.

Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами.

В 1950-1960-е годы песенный репертуар Бернеса пополнился такими произведениями, как «Москвичи» (А. Эшпай — Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин).

В 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского, написанную за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшую тогда по радио (в исполнении В. Нечаева). В лице Бернеса песня обрела интерпретатора, сумевшего раскрыть весь её трагический смысл и сделавшего песню широко популярной.

Позже вышли другие его песни: «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Ваншенкин), «Я работаю волшебником» (Э. Колмановский — Л. Ошанин) и мн. др. В четырёхсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер — М. Матусовский).

Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.

Бернес гастролировал по стране и за границей — в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, получая множество восторженных откликов СМИ. Выступал на английском телевидении.

Смерть Марка Бернеса

В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако при более тщательном обследовании был поставлен куда более страшный диагноз: неоперабельный рак лёгких.

8 июля 1969 года, будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.

Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. При том что на понедельник 18 августа был подготовлен к выходу Указ о присвоении ему звания Народный артист СССР. Однако посмертно почётные звания не присваиваются.

Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).

могила Марка Бернеса

В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы — 3038 Bernes.

В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска.

1 апреля 2002 года в Одессе в саду скульптур Литературного музея (ул. Ланжероновская, 2) открыта скульптурная композиция «Шаланды, полные кефали. » (скульптор Т. Судьина), изображающая героев одноимённой песни из кинофильма «Два бойца» — рыбачку Соню и Костю-моряка.

7 октября 2011 года в Нежине в связи со 100-летием со дня рождения Бернеса на доме № 70 по ул. Авдеевской (бывш. Миллионной), где он родился, открыта обновлённая мемориальная доска (с ошибочной датой рождения — 7 октября), а 13 октября 2011 года в Театральном сквере — бронзовый памятник (скульпторы Владимир Чепелик и Александр Чепелик, архитектор Владимир Павленко), в основе которого — кадр из кинофильма «Два бойца»: Аркадий Дзюбин сидит с гитарой в руках. Украден в ночь на 3 мая 2017 года, найден 4 мая 2017 поврежденным (отбитые куски валялись рядом).

Одна из улиц Краматорска носит имя Марка Бернеса.

20 ноября 2015 года на сессии Харьковского городского совета в ходе переименования многих улиц и других объектов города улица Щорса была переименована в честь Марка Бернеса.

Рост Марка Бернеса: 163 сантиметра.

Личная жизнь Марка Бернеса:

Дважды был женат.

Первая жена — Полина (Паола) Семёновна Линецкая (1911-1956). Паола была примой частного Театра Корша, на момент знакомства — замужняя женщина, но ушла от своего мужа, состоятельного инженера, к Марку Бернесу. Поженились в 1932 году. В браке в 1954 году родилась дочь Наталья, она окончила Институт восточных языков при МГУ, ныне живёт в США. Жена умерла от рака спустя два года после рождения дочери, что было сильнейшим ударом для Бернеса.

При этом Бернес, любивший супругу, не стал ей опорой в сложный момент: он испугался — в его семье перед тем от рака умерли отец и сестра, а актер боялся заразиться смертельной болезнью. Муж перестал общаться с женой, приказал домработнице разбить дом на две половины, разделил все вещи. Никто не смог переубедить Бернеса. Жена умерла в больнице, где муж её не разу за два месяца не навестил.

Марк Бернес и дочь Наталья

Далее у него был роман с актрисой Изольдой Извицкой. Из-за нее он поссорился с зятем Хрущева Алексеем Аджубеем. Как-то Бернес нарушил правила движения и скрылся с места происшествия. Милиция догнала нарушителей, признала за рулем актера и отпустила. Но протокол был сохранен и об этом узнал отвергнутый соперник. Аджубей тогда возглавлял «Комсомольскую Правду» и развернул кампанию против Бернеса. В ход пошло не только обсуждение его творческих успехов и провалов, но главным образом были извлечены на свет подробности его личной жизни. Публично обсуждались его моральные качества.

17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на «Волге»» нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Путь на эстраду также был закрыт, опала длилась три долгих года. Бернес выживал, дублируя фильмы.

Лишь с 1960 года голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярной воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, стихи О. Фадеевой) и на эстраде.

История с Извицкой закончилась, они расстались. Много лет спустя Алексей Аджубей извинился перед Бернесом.

Изольда Извицкая — любовница Марка Бернеса

Вторая жена — Лилия Михайловна Бодрова (1929-2006). Они познакомились, когда 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В ту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала «Пари-матч» и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. А в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: «Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту».

Поженились в 1960 году. Марк Бернес воспитал сына Бодровой от предыдущих отношений — Жана Люсьеновича Бодрова (1953 г.р.), он окончил операторский факультет ВГИКа, живёт в Москве.

Марк Бернес и Лилия Бодрова

Фильмография Марка Бернеса:

1936 — Заключенные — заключенный (нет в титрах)
1937 — Шахтеры — Красовский, шпион
1938 — Человек с ружьём — Костя Жигилёв, красногвардеец Путиловского завода
1938 — Старая крепость
1939, 1946 — Большая жизнь — Борис Николаевич Петухов, горный инженер
1939 — Истребители — лейтенант Сергей Кожухаров (в титрах как Бернэс)
1940 — Преступление и наказание (короткометражный) — следователь
1941 — Стебельков в небесах (короткометражный) — Стебельков
1941 — Последняя очередь (короткометражный) — лётчик Феденко
1941 — Валерий Чкалов — комментатор авиапарада (нет в титрах)
1941 — Боевой киносборник №8 — Михайло Юрченко, командир танка
1942 — Дорога к звёздам — генерал Кожухаров
1942 — Боевой киносборник №9 — польский рабочий
1943 — Жди меня — эпизод (нет в титрах)
1943 — Два бойца — Аркадий Дзюбин
1944 — Большая земля — Алексей Васильевич Козырев
1945 — Великий перелом — «Минутка», шофер командующего
1948 — Третий удар — матрос Чмыга
1950 — Далеко от Москвы — Умара-Магомет, сварщик
1950 — В степи (короткометражный) — Емельянов, отец Сережи
1951 — Тарас Шевченко — Косарев, капитан
1952 — Максимка — корабельный врач
1953 — Огни на реке — старший помощник капитана
1954 — Школа мужества — Афанасий Чубук
1954 — Море студёное — Окладников Еремей Лукич
1954 — Запасной игрок — Лев Павлович Коломягин, тренер
1956 — Они были первыми — Иван Александрович Родионов
1956 — Дело № 306 — Василий Иванович Градов, подполковник милиции
1957 — Цель его жизни — Иван Максимович Ануфриев, лётчик
1957 — Удивительное воскресенье (V šest ráno na letišti) — Командир ТУ-104
1957 — Ночной патруль — Павел Васильевич Обручев / «Огонёк»
1959 — Особый подход — Николай Дмитриевич Налимов
1959 — Звёзды встречаются в Москве (документальный)
1961 — Чёртова дюжина (Maizes ducis) — Исаак Львович, пассажир
1963 — Это случилось в милиции — Сергей Панфилович Прошин, полковник милиции
1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
1963 — Аппассионата (короткометражный) — Гиль, шофёр Ленина
1966 — Сказки русского леса
1967 — Самая высокая. (фильм-спектакль)
1967 — Женя, Женечка и «катюша» — полковник Караваев (озвучил Григорий Гай)

Озвучивание Марка Бернеса:

1947 — Рюи Блаз (Ruy Blas)
1950 — Адрес неизвестен (Sans laisser d’adresse)
1952 — Покорители вершин (роль Зураба Лежава)
1953 — Хлеб, любовь и фантазия (Pane, amore e fantasia)
1953 — Граф Монте-Кристо (Comte de Monte-Cristo, Le) — Жерар де Вильфор (роль Жака Кастелло)
1953 — Банковский билет в миллион фунтов стерлингов (Million Pound Note, The)
1955 — Счастье Андруса (Andruse õnn) (роль Р.Нууде)
1955 — Салтанат — Джоомарт
1955 — Крушение эмирата — Джафар
1955 — Дым в лесу (короткометражный) — Федосеев
1956 — После шторма (Pēc vētras) (роль Ж.Катлапа)
1956 — Война и мир (Guerra e pace) — Пьер Безухов
1957 — Я скажу правду — Коста (роль Г.Шавгулидзе)
1958 — Мари-Октябрь (Marie-Octobre)
1960 — На пороге бури (Vētra) — Силениек (роль Роберта Мустапса)
1962 — Шестнадцатая весна — текст от автора

Вокал Марка Бернеса:

1938 — Человек с ружьём — песня «Тучи над городом встали»;
1939, 1946 — Большая жизнь — песня «Три года ты мне снилась» (Н.Богословский — А.Фатьянов);
1939 — Истребители — песня «Любимый город» (Н.Богословский — Е.Долматовский);
1943 — Два бойца — песни «Темная ночь», «Шаланды посные кефали», «Бессмертный Ленинград» («Споем, товарищ боевой, о славе Ленинграда. «) (Н.Богословский — В.Агатов);
1950 — В степи (короткометражный) — песня «Дорожная» («Городов в России много и дорог красивых много, и людей хороших много — всех их надо повидать. «) (А.Лепин — А.Галич);
1954 — Школа мужества — песня «Разгулялся вольный ветер над моею стороной. » (М.Зив — В.Коростылёв);
1957 — Цель его жизни — песня пилотов (В.Юровский — автор слов неизв.);
1957 — Ночной патруль — песня о Родине (А.Эшпай — Л.Ошанин);
1962 — Шестнадцатая весна — песня «Рабочий человек» (Ю.Левитин — М.Матусовский);
1966 — Я родом из детства — поёт песню Владимира Высоцкого «На братских могилах»;
1968 — Щит и меч — песня «С чего начинается Родина» (В.Баснер — М.Матусовский);
1970 — Смерти нет, ребята! — песня «Тёмная ночь» (Н.Богословский — В.Агатов);
1970 — Кавказец родом из Цада (документальный) — песня «Журавли»;
1971 — Поговорить нам необходимо. (документальный)

Песни Марка Бернеса:

Тучи над городом встали из кинофильма «Человек с ружьём» (муз. и сл. П. Арманда);
Любимый город из кинофильма «Истребители» (муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского);
Спят курганы тёмные из кинофильма «Большая жизнь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
Огонёк (муз. Н. Богословского, Е. Долматовского);
Письмо в Москву (муз. Н. Богословского, сл. М. Тевелева);
Боевые ястребки из кинофильма «Последняя очередь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
До свиданья, города и хаты из кинофильма «Стебельков в небесах» (муз. Григория Лобачёва, сл. М. Исаковского);
Тёмная ночь из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Шаланды, полные кефали из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Песня о Ленинграде из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. М. Голодного);
Наша любовь из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Три года ты мне снилась из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. А. Фатьянова);
В жизни так случается (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Песенка фронтового шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Полевая почта (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Морская песенка (муз. Н. Богословского, сл. В. Дыховичного и М. Слободского);
Далеко от дома (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
В дальнем рейсе (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Дорожная из кинофильма «В степи» (муз. А. Лепина, сл. А. Галича);
Собачка верная моя из кинофильма «Тарас Шевченко» (русская народная песня терских казаков);
Песенка влюблённого шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. В. Бахнова и Я. Костюковского);
Разгулялся вольный ветер из кинофильма «Школа мужества» (муз. М. Зива, сл. В. Коростылёва);
Песня посвящается моя (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Дружеский подарок москвича (Привет Бухаресту) (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского (рус.) и К. Пастрамэ (румын.));
Когда поёт далёкий друг (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Мы в этом сами виноваты (Мужской разговор) (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Песня (Романс) Рощина из кинофильма «Разные судьбы» (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» (муз. М. Фрадкина, Е. Долматовского);
Песня о Родине из кинофильма «Ночной патруль» (муз. А. Эшпая, сл. Л. Ошанина);
Песня пилотов из кинофильма «Цель его жизни» (муз. В. Юровского, авт. сл. неизв.);
Песенка-импровизация из кинофильма «Звёзды встречаются в Москве» (авторы неизвестны);
Если бы парни всей земли (муз. В. Соловьёва-Седого, Е. Долматовского);
Вечерняя песня (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина);
Злата Прага (Песня о Праге) (муз. Гарри Мацоурека, сл. Я. Хелемского);
Москвичи (Серёжка с Малой Бронной) (муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова);
Песня туристов (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского);
Я люблю тебя, жизнь (муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина);
Перекрёсток (муз. Э. Колмановского, сл. Виктора Орлова);
Старому другу (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского);
С добрым утром (муз. О. Фельцмана, сл. Ольги Фадеевой);
Хотят ли русские войны (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Течёт река Волга из кинофильма «Течёт Волга» (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Рабочий человек из кинофильма «Шестнадцатая весна» (муз. Ю. Левитина, сл. М. Матусовского);
Где же ты, друг (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Настоящие мужчины (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана и М. Владимова);
Песня о кино (муз. Я. Френкеля, сл. М. Танича);
Сыновья (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Солдаты (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Я спешу, извините меня (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Моя Москва (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна);
Напиши мне, мама, в Египет (муз. Я. Френкеля, сл. Л. Ошанина);
Американцы, где ваш президент? (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Песенка моего друга (муз. О. Фельцмана, сл. Л. Ошанина);
Я работаю волшебником (муз. Э. Колмановского, сл. Л. Ошанина);
Пани Варшава (муз. Э. Колмановского, сл. Я. Хелемского);
Слушай, Земля (муз. Э. Колмановского, сл. Александра Кравченко);
Слышишь, я жду, приходи (муз. А. Островского, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова);
Служи, солдат! (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Воспоминание об Алжире (муз. В. Мурадели, Е. Долматовского);
Новобранцы (муз. Р. Майорова, сл. Д. Иванова);
Нелётная погода (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Убийцы ходят по земле (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Тополя (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Гитара (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Андрея Лядова);
Песня издалека (муз. Виктора Драманта, сл. Владимира Бута);
Я улыбаюсь тебе (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Я не забуду (муз. А. Эшпая, сл. В. Котова и Л. Дербенёва);
На братских могилах (муз. и сл. В. Высоцкого);
Холода, холода (муз. и сл. В. Высоцкого);
Всё ещё впереди (муз. Э. Колмановского, сл. К. Кулиева, пер. Н. Гребнева);
Враги сожгли родную хату (Прасковья) (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского);
Красный командир (муз. Б. Терентьева, сл. Марии Швечиковой);
Когда разлюбишь ты (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Последний урок (муз. Я. Френкеля, сл. В. Лифшица);
Грустная песенка (муз. Я. Френкеля, сл. М. Светлова);
Здравствуйте, дети (муз. И. Якушенко, сл. Л. Дербенёва);
Песня о Белграде (муз. Я. Френкеля, сл. Я. Хелемского);
А самолёты сами не летают (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана);
С чего начинается Родина из кинофильма «Щит и меч» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского);
На площади Красной (муз. Б. Савельева, сл. Л. Дербенёва);
Огромное небо (муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского);
Журавли (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, пер. Н. Гребнева)


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/mark-bernes/

http://stuki-druki.com/authors/Bernes-Mark.php