Актер Леонид Оболенский биография

Леонид Оболенский

фотографии >>

биография

Оболенский Леонид Леонидович

21 января 1902 (Арзамас, Нижегородская губерния) — 19 ноября 1991 (Миасс, Челябинская область)

Актёр, кинорежиссёр, звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист.

Преподаватель киноактёрской студии имени Бориса Чайковского и ВГИКа. Как актёр дебютировал в фильме «На красном фронте» (1920).
В 1918-1920 годах служил в Политотделе штаба Красной Армии.
В 1920-1921 годах учился в Госкиношколе (мастерская Льва Кулешова).
С 1920 года — актёр театров.
В 1925 году актер Московского театра Сатиры.
С 1925 года — режиссёр к/ст «Межрабпомфильм».
В 1929-1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру.
С 1930 года — звукорежиссёр к/ст «Межрабпомфильм».

В июне 1941 года ушёл в ополчение. В октябре 1941 года оказался в окружении и был взят в плен. Осенью 1944 года бежал из плена и постригся в монахи под именем Лаврентия (по другим данным — Иннокентия) в Кицканском монастыре Бендерского уезда Молдавии.

В июле 1945 года был незаконно арестован. После ареста был приговорен к 10 годам лишения свободы с поражением в правах сроком на 5 лет и с конфискацией имущества. Был сослан в Сибирь, сначала в лагерь, затем на поселение под Минусинском.
В феврале 1952 года был освобождён.
Реабилитирован в октябре 2005 года определением Уголовной коллегии Высшей судебной палаты Республики Молдова.

В середине 1950-х годов переехал в Свердловск, где заново прошёл все ступени режиссёрской профессии от ассистента до постановщика.

С 1956 года — режиссёр и звукорежиссёр Свердловской к/ст.
В 1957 году актер Минусинского театра.
С 1962 года — режиссёр Челябинской студии телевидения.

Народный артист РСФСР (1991).

Похоронен на кладбище в северной части города Миасса, за Машгородком.

Леонид Оболенский — биография, новости, личная жизнь

Леонид Леонидович Оболенский

Леонид Леонидович Оболенский. Родился 21 января 1902 года в Арзамасе Нижегородской губернии — умер 19 ноября 1991 года в Миассе Челябинской области. Советский актер театра и кино, режиссер немого кино, сценарист, звукорежиссер, художник-декоратор, педагог, журналист. Народный артист РСФСР (1991).

Леонид Оболенский родился 21 января 1902 года в Арзамасе Нижегородской губернии.

Отец — Леонид Леонидович Оболенский (1873-1930), советский государственный и партийный деятель, один из первых советских дипломатов.

Дед — Леонид Егорович Оболенский (1845-1906), русский писатель, поэт, философ, публицист, критик, издатель.

В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде.

В 1915 году семья переехала в Пермь.

В 1918 году шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта.

В августе 1919 года в Екатеринбурге познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву.

Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Льва Кулешова «На красном фронте».

В 1924-м снялся у Льва Кулешова в комедии «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». По сюжету американский сенатор Вест едет в командировку в Советский Союз. Начитавшись антисоветских журналов, он представляет себе страну населённой дикарями в звериных шкурах и с ножами в зубах. На вокзале в Москве Вест попадает в руки жуликов, которые, учитывая нелепость его представлений о Стране Советов, запугивают его «большевиками» и вымогают доллары. В конце милиция накрывает банду и освобождает незадачливого сенатора. Мистер Вест знакомится с Москвой, присутствует на военном параде на Красной площади и убеждается, что СССР отнюдь не страна дикарей.

Леонид Оболенский в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»

В 1920-1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК) в мастерской Льва Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина. Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского.

В 1922-1924 годах играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр сатиры), а также в театре Красной Армии.

В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. Всеволод Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Тогда Оболенский познакомился с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова.

В 1925-1927 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского.

С 1925 года — режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького), был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна. Сам поставил несколько фильмов, в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики», «Эх, яблочко», «Альбидум», «Торговцы славой», снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти».

Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929-1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел» и познакомился с Марлен Дитрих.

С 1930 года принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), «Путёвка в жизнь».

Продолжал сниматься в качестве актёра — в фильмах «Потомок Чингисхана», «Праздник святого Иоргена» и других.

Его последний режиссёрский опыт — фильм «Побег Кропоткина» — не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л. В. Кулешова, в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель — Л. В. Кулешов), однако, усугубив положение Кулешова, сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел).

В 1936 году, опасаясь ареста, уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем, режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем на Ашхабадской киностудии.

В 1938 году был арестован и находился в предварительном заключении в ашхабадской тюрьме НКВД. После ареста Ежова дело было прекращено и Оболенский вернулся в Москву.

В 1939-1940 годах работал художником-декоратором на киностудии «Союздетфильм».

Перед войной, будучи доцентом ВГИКа, по совету Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино. Однако закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 году вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение.

Служба в армии Власова и арест Леонида Оболенского

В Брянско-Вяземском окружении попал в плен. Был заключенным концлагеря в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формировали из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский стал «хиви» («добровольным помощником») и в феврале 1943 года был зачислен в электротехническую бригаду ветеринарной роты 306-й немецкой пехотной дивизии, получив более свободный режим передвижения и денежное довольствие.

После войны был арестован и осуждён на 10 лет лагерей по так называемой Особенной части УК УССР по статье за «контрреволюционные действия».

Из приговора Военного трибунала Кишинёвского гарнизона в закрытом судебном заседании от 2 ноября 1945 года: «С июня по июль 1943 года Оболенский-Судейкин работал секретарем у представителя «РОА» при штабе 306-й п.д. Яруцкого. Помогал Яруцкому в составлении фашистских листовок, разбрасываемых потом в расположении частей Красной Армии. В июле 1943 года в районе дер. Есауловка Оболенский-Судейкин, будучи на переднем крае немецких войск, по поручению Яруцкого выступил перед микрофоном с антисоветской речью, обращенной к личному составу Красной Армии. В этом же месяце Оболенский-Судейкин был снова переведен на службу в ветеринарную роту 306 п.д., а в июле 1944 года командиром этой дивизии генералом Келлером был назначен на должность завхоза «дома отдыха», в который направлялись добровольцы немецкой армии из числа военнопленных. По заданию Келлера Оболенский-Судейкин вел наблюдения за политическим настроением отдыхающих и выявлял среди них кадры для комплектования школы ефрейторов и школы пропагандистов «РОА». В августе 1944 года, видя поражение немецкой армии, Оболенский-Судейкин отстал от немецкого обоза, переоделся в штатское и, с целью избежать ответственности за свои преступления, в сентябре 1944 года поступил послушником в Кицканский монастырь, где в марте 1945 года постригся в монахи под именем Лаврентий».

Будучи в заключении, Оболенский строил железную дорогу на Севере, работал в ведомственном театре НКВД в Печоре, затем жил на поселении в Минусинске, работал режиссёром в местном драматическом театре.

В 1952 году был амнистирован со снятием судимости. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра.

Принимал участие в создании фильмов «Во власти золота» и «Одна строка» в постановке незадолго до того реабилитированного режиссёра И.К. Правова.

После двадцатипятилетнего перерыва был вторым режиссёром (и актёром) на фильме «Очередной рейс». В дальнейшем ставил научно-популярные фильмы — «Люди пытливой мысли», «Пленник железного кристалла» и другие.

В начале 1960-х годов увлёкся телевидением и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения, вёл журналистские программы. Под давлением местных руководителей перешёл на внештатную работу в Свердловске, Челябинске, Миассе.

В 1972 году переехал в Миасс на окончательное местожительство, где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей». Был действительным и почётным членом фотоклуба «Импульс».

Возвращение к актерской работе

К актёрской работе Оболенский вернулся в 1970-х годах.

В 1979-м снялся в роли Андрея Афанасьевича Веденеева в драме «На исходе лета». Его герой — старик, нуждающийся в уходе и внимании, который переезжает к сыну в город. Но вскоре сын и его жена отправляют старика в приют для престарелых. Однако внук, полюбивший деда и понявший всю жестокость происходящего, уходит от родителей и забирает старика к своей будущей жене.

За эту работу в 1980 году Леониду Оболенскому был вручен Приз «Золотая нимфа» за мужскую роль на МКФ телефильмов в Монте-Карло.

Леонид Оболенский в фильме «На исходе лета»

Самая известная его роль — князь Сокольский в драме «Подросток» по роману Достоевского.

Леонид Оболенский в фильме «Подросток»

Среди других заметных работ — роли в фильмах «Вид на жительство», «Молчание доктора Ивенса», «Чисто английское убийство», «Красное и чёрное», «Ореховый хлеб», «Чужая», «Ларец Марии Медичи», «Миллион в брачной корзине».

Леонид Оболенский в фильме «Красное и чёрное»

Леонид Оболенский в фильме «Чисто английское убийство»

Леонид Оболенский в фильме «Миллион в брачной корзине»

Травма, полученная в 1988 году, прервала актёрскую деятельность Оболенского.

В 1991 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Умер в Миассе 19 ноября 1991 года. Похоронен на кладбище в северной части города Миасса, за Машгородком.

21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Леонида Оболенского.

18 октября 2005 года был полностью реабилитирован (посмертно) «за отсутствием состава преступления» Высшей судебной палатой Республики Молдова, в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (ч. 1 ст. 11). Правомерность реабилитации Оболенского в Молдавии, то есть по месту репрессий, также подтверждена письмом Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.05 № 7уа 1334-48, где сказано: «Документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах — бывших союзных республиках СССР, имеют силу на территории Российской Федерации».

Личная жизнь Леонида Оболенского:

Подробности частной жизни не известны.

Фильмография Леонида Оболенского:

1920 — На красном фронте (короткометражный) — красноармеец
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков — франт
1925 — Луч смерти — Хард, главарь фашистов, майор
1928 — Потомок Чингисхана — адъютант начальника оккупационных войск (нет в титрах)
1929 — Преступление Ивана Караваева
1930 — Праздник святого Йоргена — режиссер религиозного боевика «Житие св. Йоргена»
1932 — Просперити
1958 — Очередной рейс — прохожий в плаще (нет в титрах)
1960 — Ждите писем — отец Кости
1965 — Перекличка — эпизод
1967 — Юность заводская (документальный)
1972 — Страдания молодого Геркулесова (короткометражный) — Борис Никандрович
1972 — Вид на жительство — князь
1973 — Молчание доктора Ивенса — Зор, отец Оранте
1974 — Чисто английское убийство — лорд Томас Уорбек (озвучил Андрей Файт)
1974 — Скворец и Лира (Skřivánek a Lyra) — промышленник
1974 — Дорогой мальчик — Лейн, глава авиакомпании
1976 — Красное и чёрное — католический епископ
1977 — Юлия Вревская (Yuliya Vrevskaya) — эпизод
1977 — Ореховый хлеб (Riešutų duona) — дедушка Андрюса (дублировал И.Ефимов)
1977 — Обмен (Mainai) — доктор Игнас Диджюлис, дедушка Витаса (дублировал Евгений Лебедев)
1978 — Чужая — Леонид Леонидович, режиссер
1979 — Прости — прощай — старик
1979 — На исходе лета — Андрей Афанасьевич Веденеев
1980 — Факт (Faktas) — Александрас, пастух
1980 — Ларец Марии Медичи — Бертран д’Ан Марти, епископ, наставник ордена альбигойцев
1980 — Вспоминая Менделеева (документальный)
1980 — Визит к счастливому человеку (документальный)
1981 — Россия молодая — отец Дэс-Фонтейнеса
1981 — Душа — старик у моря
1982 — Забытые вещи (Aizmirstās lietas) — Ян, работник пункта «Забытые вещи»
1983 — Чужие страсти (Svešās kaislības) — Валдманис
1983 — Подросток — князь Сокольский
1983 — Легенда о княгине Ольге — Ильм, волхв, ведун
1984 — Меньший среди братьев — Леонид Игнатьевич Домрачев, декан
1984 — Зудов, вы уволены! — Юрий Яковлевич, работник кинофотоателье
1984 — Европейская история — господин на приёме (нет в титрах)
1985 — Миллион в брачной корзине — барон
1985 — Иван Бабушкин — князь Андронников, адвокат
1986 — Была не была — Владимир Михайлович, учитель
1988 — Ваш «уходящий объект» Леонид Оболенский (документальный)
1992 — Таинство брака (документальный)

Режиссерские работы Леонида Оболенского:

1925 — Кирпичики
1926 — Эх, яблочко, куды котишься
1928 — Альбидум
1929 — Торговцы славой

Сценарии Леонида Оболенского:

1929 — Торговцы славой

Работы Леонида Оболенского как художника:

последнее обновление информации: 28.03.2021

Леонид Оболенский: солдат, артист, отшельник, зэк

Двадцать первого января исполнилось 105 лет со дня рождения одного из самых выдающихся кинематографистов России Леонида Оболенского. Актер, режиссер, основоположник кинозвука, педагог, солдат, узник, зэк, отшельник, он прожил труднейшую, но и ярчайшую жизнь, и споры вокруг его имени не утихают до сих пор. Кто же он – предатель или жертва?

Биография Оболенского – это история России ХХ века.

Он родился в Арзамасе, учился в нижегородской гимназии, затем семья переехала в Пермь. Во время Гражданской войны Леонид служил в Красной Армии, был корреспондентом армейской газеты, а в самом конце войны был командирован в Госкиношколу (ныне – ВГИК), где поступил в мастерскую Льва Кулешова. В качестве натурщика и статиста Оболенский участвовал в его «фильмах без пленки» и монтажных экспериментах. Снимался в первых советских кинокартинах «На красном фронте», «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «Луч смерти». Как актер успел поработать в эстрадном театре «Кривой Джимми», Детском театре, Театре Красной Армии; как режиссер поставил несколько немых фильмов, один из которых – «Альбидум» – лег на полку. Зрители полюбили фильмы Оболенского, особенно «Кирпичики» и «Эх, яблочко. «, поставленные по мотивам популярных блатных песен. Но критики назвали их примером «нэпманской буржуазной фильмы» и обвинили режиссера в невзыскательном вкусе.

Леонид Оболенский привел в кино Сергея Эйзенштейна. «Оболенский – самый аристократичный, самый утонченный член нашего коллектива, – писал Кулешов. – Человек всесторонних интересов – актер, режиссер, танцор, инженер, лингвист, историк искусства, фотограф, оператор. Ближайший друг Эйзенштейна, которому режиссер доверял свои сокровенные мысли. Он ценил Оболенского, часами с ним беседовал, видя в нем эрудированного человека. Особая привязанность Эйзенштейна и Оболенского объясняется еще и тем, что Оболенский был крестным отцом Эйзенштейна в кино».

С 1928 г. Леонид Оболенский занимался проблемами освоения звука в кино, оформлял первый звуковой фильм «Путевка в жизнь», сотрудничал с Барнетом, Протазановым и другими гениями советского кино. Иногда снимался как актер.

Из-за всесторонности интересов и чрезвычайной образованности над Леонидом Оболенским постоянно висела угроза ареста. Спасаясь, он ненадолго уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем оперной студии Дома народного творчества. Преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем Ашхабадской киностудии. Но в 1938 г. его все равно арестовали. Правда, ненадолго – меньше чем на год.

Почти 20 лет Оболенский преподавал во ВГИК, с первых дней института. Сначала вел занятия в режиссерских мастерских Кулешова и Эйзенштейна, затем преподавал технологию звукового кино. В 1940 г. стал доцентом.

Все перевернула война.

В октябре 1941 г., в период наступления немецких войск на Москву, Леонид Леонидович вместе с другими преподавателями ВГИК ушел в народное ополчение. Ему было уже под сорок. В первые же дни, в результате Брянско-Вяземского окружения Оболенский попал в плен. Его в числе других военнопленных привезли в Ельню, а оттуда поездом в Мосбург, недалеко от Мюнхена. В лагере для военнопленных он находился до осени 1943 г., занимался подневольным трудом в сельском хозяйстве. В феврале добровольно поступил на службу в ветеринарную роту, где ремонтировал автомобильную технику. Так легче было сбежать.

Всего Оболенский совершил три попытки побега. «Французские товарищи устроили меня в бригаду по ремонту автомобилей, которую направили на восток, к Сталинграду, – рассказывал актер в одном из интервью. – Так немцы привезли меня на родину, и я во время одной из бомбежек бежал. Долго скитался по деревням, пока не оказался в Молдавии. Здесь меня скосила малярия. И в полубессознательном состоянии я постучался в ворота монастыря. Что надо? – спросили. – Помирать пришел. – Православный? Ну, заходи. Похороним по-божески. Нельзя было не принять посвящения: держать меня в монастыре без этого было опасно».

Леонид Леонидович совершил постриг, приняв имя Лаврентия. Во время освобождения Молдавии советскими войсками был арестован и как бывший военнопленный в 1945 г. осужден по ст. 5416 УК УССР («Измена Родине»).

«Тебя, конечно, посадят, – предупреждал инока Лаврентия архиерей. – Это ничего, я сам двадцать лет сидел. Тебя посадят и выпустят. Только не возвращайся в монастырь, потому что их, репрессированных, около религии полно. Ты мне рассказывал, что ты – работник искусства. Так вот, дается тебе поручение – смягчать человеческие сердца. Посредством сочувствия. «

Семь последующих лет Леонид Оболенский провел в театрах системы ГУЛАГ. Поставил около 20 спектаклей. Затем, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссера. В 1962 г. переехал в Челябинск, работал на областной студии телевидения корреспондентом, режиссером, оператором. На него постоянно давили, не давали возможности развернуться, экспериментировать, и в 1972 г. Оболенский переехал на окончательное местожительство в Миасс, где работал режиссером-методистом клуба кинолюбителей. Почти в 80 лет женился на 20-летней Ирине, своей ученице и преданном друге. Позже об этом уникальном союзе был снят документальный фильм «Таинство брака».

В 70-е годы Леонид Оболенский возобновил и актерскую деятельность в кино. Его удивительный типаж оказался востребованным, особенно в исторических и «западных» фильмах, но заполучить легендарного артиста с Урала было не так-то легко. Согласие на съемки он давал не часто, только если нравился сценарий или устраивала личность постановщика. Среди фильмов с его участием: «Вид на жительство», «Молчание доктора Ивенса», «Чисто английское убийство», «Красное и черное», «Ореховый хлеб», «Чужая», «Ларец Марии Медичи», «Факт», «Душа», «Россия молодая», «Подросток», «Зудов, вы уволены!», «Миллион в брачной корзине». В 1980 г. за участие в фильме «На исходе лета» актер был удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли «Золотая нимфа Монте-Карло» на Международном кинофестивале телевизионных фильмов.

В 1991 г. Леониду Оболенскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Сразу, без заслуженного. Такой чести удостоились немногие легендарные мастера: Изабелла Юрьева, Вацлав Дворжецкий и Валентина Токарская. В том же 1991 г. Оболенский скончался. Он похоронен в Миассе под именем инока Лаврентия.

В последние годы в Челябинске развернулись нешуточные бои и вокруг Музея-квартиры артиста и вокруг кинофестиваля его памяти. Имя Оболенского трепалось в прессе, его называли «фашистом», «шкурой» и «предателем». На этом скандале некие политические силы пытались заработать себе предвыборные очки.

Точку в спорах поставила долгожданная реабилитация – в октябре 2005 года. Согласно документам, все обвинения против Леонида Оболенского были ложными, его сотрудничество с фашистами – надуманным, никакого состава преступления в делах военнопленного не было. Но Леонид Леонидович Оболенский об этом так и не узнал.


источники:

http://stuki-druki.com/authors/obolenskiy-leonid.php

http://utro.ru/articles/2007/01/22/618796.shtml