Актер Крючков Николай биография

Актер Крючков Николай Афанасьевич: биография, фильмография, личная жизнь

Крючков Николай Афанасьевич – талантливый актер и просто замечательный человек. Как сложилась его жизнь? Именно об этом и пойдет речь в статье.

Непростое детство

Крючков Николай Афанасьевич (настоящая фамилия – Крючков, хотя ходили слухи, что это его творческий псевдоним) – коренной москвич. Он родился 24 декабря 1910 года. Семья была многодетная. Помимо маленького Коли, который родился семимесячным, было еще 7 детей. Однако условия были слишком тяжелые, поэтому шестеро братьев и сестер не выжили. Да и сам Коля здоровьем не отличался. Из-за больных шейных позвонков он не мог держать голову прямо. И даже врачи были в этой ситуации бессильны. Надежда оставалась лишь на одно доступное лекарство – спорт. И Коля занимался им с полной отдачей. Зимой – лыжи, летом – футбол. Парень очень увлекся боксом. Болезнь не устояла перед таким напором и отступила.

Да и нельзя было пареньку болеть – взрослеть пришлось рано. Коле повезло больше, чем его сверстникам – его отец вернулся домой живым с Первой мировой войны. Устроился на комбинат работать грузчиком и, казалось бы, семья теперь могла свободно вздохнуть. Но раны, полученные на войне, не дали отцу прожить долго. Очень скоро он умер. Коля и Петр (его родной брат) остались с матерью, которая теперь одна воспитывала сыновей. Было тяжело, помогали друзья и соседи – кто подкармливал пустыми щами, кто давал хлеб, кто – рыбу. Народ жил небогато, но если б не та помощь, кто знает, смогли бы выжить дети или нет.

Уже в 14 лет Крючков Николай Афанасьевич стал обеспечивать свою семью. После окончания семилетки он отправился в фабрично-заводское училище, откуда вышел с профессией гравера–накатчика. Надо сказать, что к учебе Крючков относился очень серьезно. После окончания ФЗУ ему сразу была присвоена самая высшая категория по рабочей сетке.

Крючков Николай Афанасьевич: биография, дебют в кино

Однако не стоит думать, что тяжелые годы накладывали на Крючкова неизлечимый отпечаток грусти и трагичности. Парень успевал все: и учиться, и работать, и умело отдыхать. Он великолепно играл на гармошке, чудесно пел и лихо плясал, поэтому никогда не оставался в тени. Его таланты всегда выделяли юношу из числа друзей. Но главной его страстью были не танцы и песни. Он полюбил театр. Занимаясь в драмкружке, он изумительно проявлял свой талант в любой постановке. Например, в дебютной театральной постановке «1905 год» Николаю Крючкову пришлось сыграть сразу три разноплановых роли, с которыми парень справился превосходно. А ведь на тот момент ему было лишь 16 лет.

Конечно, мать видела его увлечение и была этим очень недовольна. Оно и понятно, ведь сообразительного, старательного Колю могла ждать серьезная и прибыльная профессия, которую он бы освоил без проблем. Но что могла поделать мать? Николай все так же работал на «Трехгорке», обеспечивал семью, а все свободное время отдавал театру.

Уже с 1928 года Крючков играет в Театре Рабочей молодежи, где его педагогами стали именитые артисты Хмелев, Савченко, Судаков. Роли он играл небольшие, но отдавался искусству полностью. Такой талант и самоотдачу не смог не заметить Борис Барнет. Он увидел его в спектакле «Зови, фабком!». К слову сказать, Борис Барнет был кинорежиссером и к тому времени выпустил картину «Закройщик из Торжка» с Игорем Ильинским в главной роли. А еще Барнет был супругом Натальи Глан, которая работала главным хореографом в молодежном театре и занималась с актерами танцами. Вот на этих танцах кинорежиссер и заметил Крючкова и тут же пригласил его на роль в новом фильме «Окраина».

Крючков Николай Афанасьевич согласился. Мало того, он так серьезно вжился в роль Сеньки-сапожника, что, как вспоминал сам Николай Афанасьевич, ему казалось, что всю жизнь он только и занимался ремеслом сапожника. Первая роль в кино для Крючкова стала пропуском в кинематограф, потому что картина стала такой популярной, что отметилась даже на фестивале в Венеции. Так начиналась большая и светлая дорога актера в кино.

Крючков Николай Афанасьевич: фильмография

Кинематограф захватил молодого Крючкова полностью и больше не отпускал. Таким количеством ролей, которые удалось сыграть этому артисту, не сможет похвастаться никто. С 1932 по 1993 год практически не было перерывов в его славной деятельности. Каждый год выходил новый фильм с Крючковым в главной роли. Бывали времена, когда одновременно снималось несколько работ с его участием. А еще были и озвучки других картин.

Особенно ярко выделяются некоторые работы, которые зрители просматривали по нескольку десятков раз, а герои этих фильмов стали не просто любимы, а почти родными. Одним из таких фильмов стала картина « Трактористы». Здесь подобрался яркий и талантливый коллектив. Снимал фильм режиссер Иван Пырьев, главную роль играла его жена – Марина Ладынина. На съемках этой картины произошла встреча таких мастеров актерского искусства, как Крючков, Алейников и Андреев. Мог ли такой фильм остаться незамеченным? Конечно, нет. На него ходили по нескольку раз, его смотрели дети, старики и взрослые, песни фильма тут же стали жить своей жизнью, героям хотелось подражать. Воспитательный эффект картины и патриотичность просто зашкаливали. И все же нашлись критики, которые сочли фильм извращением настоящих реалий, крайне вредным и бездарным явлением. Картина была показана Сталину, после чего четыре исполнителя главных ролей стали лауреатами Сталинской премии.

Очень интересной стала работа Крючкова в фильме «Свинарка и пастух». Это была роль, не похожая на другие персонажи Николая Афанасьевича. Как он сам рассказывал, его от этой роли отговаривал даже Василий Сталин, с которым актер был дружен. Но артист всегда сам делал свой выбор. Он снялся в картине и передал образ своего персонажа колоритно, талантливо и ярко.

Военное время

Особенными работами стали фильмы, снятые во время Великой Отечественной войны. Крючков пытался отправиться на передовую, просился в действующие войска, но его убедили, что своим трудом он принесет пользы гораздо больше. И Крючков стал работать над ролями. Он снимался, не щадя себя, сразу в 5 картинах (1942 год). С его участием в это время выходят фильмы « Фронт», « Антоша Рыбкин», «Котовский», «Во имя Родины», « Парень из нашего города». Актер работает до изнеможения, попадает в госпиталь от истощения, но , едва встав на ноги, снова принимается за работу.

Фильмы Николая Афанасьевича Крючкова, снятые в военное время, буквально поднимают народ на борьбу. Ведь его герои – те самые парни, которые живут рядом, которые где-то здесь, по соседству, так же работают, учатся и воюют за Победу.

Жизнь после Победы

Биография Крючкова Николая Афанасьевича насыщена, интересна. Ему в жизни никогда не было просто. После войны с ролями стало тяжело всем актерам – кинематограф стал претерпевать большие сложности. Однако и тогда Крючков снимется в кино. Прекрасна его роль в «Максимке».

Правда, вне работы жилось Николаю Афанасьевичу нелегко. Человек, который пережил несколько эпох, не одну войну, который видел, как расцветала страна, и снова рушились ее устои, с болью переживал перестроечные времена. Но этот сильный человек мог от всех горестей лечиться только работой. Уже в солидном возрасте он снялся в картинах «Осенний марафон», «Человек на полустанке».

С годами фильмов становилось все больше, мастерство – все выше, ведь Николай Крючков всегда обладал ценным качеством – он, точно губка, впитывал в себя все то, что касалось его профессии, не стеснялся учиться даже в зрелые годы. С кинематографом он не расставался до последнего года жизни. «Ангелы смерти» – последняя картина, в которой снялся замечательный артист. Он умер после того, как фильм вышел в прокат.

Семья

Герои Николая Крючкова – это всегда веселые, красивые, настоящие мужчины, способные на все ради Родины и любимой женщины. Ничего удивительного, что в реальной жизни дамы теряли голову от самого артиста. А он и на самом деле был уверенный, решительный, красивый, талантливый, интересный. Поэтому недостатка внимания Крючков не ощущал никогда.

Еще во время съемок фильма «Трактористы» он встретился с Марией Пастуховой. Девушка была красива и талантлива, она тоже была актрисой. В этом браке родился первенец Николая Крючкова – Борис. Но сохранить семью не удалось – слишком тяжело иногда двум актерам жить под одной крышей. Да и не мог Николай устоять против чар других красоток. А во время съемок фильма «Небесный тихоход» у него произошел роман с молоденькой артисткой Аллой Парфаньяк. Конечно, это стало известно Марии Пастуховой, после чего она ушла от Крючкова.

Алла Парфаньяк была моложе Николая Афанасьевича на 13 лет, но это не стало препятствием для их женитьбы. Крючков предложил девушке стать его женой. В этом браке появился сын Николай. Но и здесь семья долго не просуществовала. Молодые люди развелись после 9 лет совместной жизни. Алла стала женой Михаила Ульянова, а у Николая случилось новое увлечение.

В третий раз Крючков женился на спортсменке – Зое Кочановской. Возможно, в этот раз актер и был бы счастлив в своей семье, так как любил девушку сильно и трепетно, но случилась трагедия. На глазах у мужа Зоя попала под машину и погибла. Это была огромная потеря, после которой Крючков долго не мог прийти в себя. Только друзья и работа помогли не лишиться рассудка. А потом, спустя два года, появилась последняя, самая сильная любовь великого актера – Лидия.

Девушка была молоденькой, работала ассистенткой режиссера и, как многие, не могла устоять против обаяния Николая Крючкова. Они поженились, родилась дочка Эльвира, и этот брак стал по-настоящему крепким.

Без династий

Дети Крючкова Николая Афанасьевича не пошли по стопам отца, здесь не случилось династий. Только самая младшая дочь Эльвира заинтересовалась кинематографом. Она даже представляла фильм с участием отца. Правда, карьера молодой женщины сложилась не столь насыщенно, как у отца.

А вот за своего среднего сына Николая Крючков переживал постоянно, и для этого были поводы. Из-за ссоры с матерью парень стал жить отдельно в купленной родителями квартире. После того как выслали Солженицина, Николай отправил гневную петицию Брежневу и попал в психлечебницу. Громкие имена родителей сыграли свою роль, и парня выпустили через месяц, но он никакого урока не извлек. Так продолжалось несколько раз. В итоге он отказался от гражданства и переехал жить в Германию.

Обычный герой

Жизнь Николая Афанасьевича Крючкова не была выстлана розами. Всего он добивался своим трудом, бессонными ночами и здоровьем. Но и добился немалого.

  • Он обладатель Сталинской премии первой степени (1941) за исполнение роли Клима Ярко в фильме «Трактористы» (1941).
  • Крючков Николай Афанасьевич является Героем Социалистического Труда (1980).
  • Имеет звание народного артиста СССР (1965).
  • Имеет звание народного артиста РСФСР (1950).
  • Получил звание заслуженного артиста РСФСР (1942).
  • Награжден двумя орденами Ленина.
  • Имеет орден Октябрьской Революции.
  • Ему вручены три ордена Трудового Красного Знамени и орден Красной Звезды.

Но главная его награда – незыблемая память зрителя, которому он посвятил свою жизнь.

Николай Крючков

Имя: Николай Крючков ( Nikolai Kriuchkov )

День рождения: 24 декабря 1910

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: Москва

Дата смерти: 13 апреля 1994 (83 года)

Причина смерти: узнать рак гортани

Где похоронен: узнать Москва, Новодевичье кладбище

Карьера: актер

Биография Николая Крючкова

Детство и юношеские годы

Отец, Афанасий Николаевич, в молодости трудился на тульских каменоломнях. Однажды он сцепился с десятником и в наказание отправился в солдаты. Получив тяжелое ранение, был комиссован и перебрался в Москву, где устроился разнорабочим на «Трехгорную мануфактуру».

Там он познакомился с молодой ткачихой Олимпиадой Федоровной, которая стала его женой. У них родилось восемь детей, но во время эпидемии тифа почти все они умерли (в живых остались только Николай и его старший брат Петр). В 1920 отец скончался, и мальчишки тоже вынуждены были устроиться на фабрику, чтобы заработать на кусок хлеба.

Несмотря на тягости и лишения, Николай рос веселым, озорным и смышленым парнишкой. В дворовой компании он был заводилой, в раннем детстве играл в лапту и футбол, гонял голубей, а когда подрос, стал заниматься боксом и верховой ездой.

Окончив семилетку, поступил в ФЗУ, где обучался граверному делу. Именно там юноша записался в драмкружок, который вскоре вытеснил все его прежние увлечения. Николай научился петь и бить чечетку, самостоятельно освоил игру на гитаре и гармошке, с удовольствием выступал на сцене местного клуба. А еще Крючков обожал кино – как только предоставлялась возможность, он мчался с приятелями в ближайший кинотеатр, где по десять раз мог смотреть одну и ту же картину.

Актерская карьера

Эта пагубная привычка преследовала актера в течение всей его жизни – Николай начал пить еще подростком, работая на текстильной фабрике. Став знаменитостью, актер не в силах был устоять перед соблазном опрокинуть рюмочку-другую со своими поклонниками, среди которых были очень важные и уважаемые люди. Полностью избавиться от зависимости Крючкову удалось только в конце 70-х, когда у него начались серьезные проблемы со здоровьем.

Конфликт с Михаилом Роммом на съемках «Тринадцати» (1937), который мог стоить потери репутации любому другому актеру, никак не отразился на карьере Николая Афанасьевича. Один за другим выходили фильмы с его участием, которые пользовались огромным успехом у советских зрителей.

До войны актер успел сняться в трех десятках картин и по праву считался народным любимцем. После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз он в числе других добровольцев рвался на фронт, но получил категорический отказ с железной аргументацией: «Здесь вы будете гораздо полезней, чем на передовой».

В военные годы вышли лучшие картины с участием Крючкова, которые поднимали боевой дух советских людей и помогали им пережить тяготы того страшного времени. Наиболее известные из них – «Свинарка и пастух» (1941) с Марией Ладыниной и Владимиром Зельдиным в главных ролях, «Небесный тихоход» (1945), «Парень из нашего города» (1942), «Котовский» (1942).

Актер блестяще справлялся с любыми ролями – пел, плясал, играл на гармони, ездил на танке, тракторе и автомобиле, скакал на коне и даже летал на самолете (и все это сам, без дублеров). В перерывах между съемками Николай Афанасьевич много ездил на фронт с концертными бригадами, и мог лично убедиться, как работа артиста помогает поднять боевой дух солдат и офицеров.

В послевоенные годы актер продолжал активно сниматься в кино, к этому времени он уже стал живой легендой и классиком советского экрана. В 1965 году Крючкову было присвоено высокое звание Народного артиста СССР, в 1980 он получил Золотую звезду Героя социалистического труда. За свою творческую жизнь он сыграл в 120 полнометражных фильмах, и даже будучи уже пожилым артистом, всегда «держал марку», не размениваясь на низкопробные роли в дешевых сериалах.

Много творческих сил и энергии Крючков отдал театру, особенно во времена «хрущевской оттепели». 50-е годы стали переломными в советском искусстве – новое время требовало других героев. Николаю Афанасьевичу пришлось отказаться от прежнего амплуа, и в этом ему помог Театр-студия киноактера, в котором он прослужил почти пятьдесят лет. Спектакль «Бедность не порок» по пьесе Островского посмотрела вся театральная Москва, а роль Любима Торцова стала для Крючкова отправной точкой для перехода к более глубоким и характерным ролям в кино.

В фильмографии актера стали появляться драматические роли, наводящие зрителей на серьезные размышления. Среди таких работ – «Дело Румянцева» (1955) с Алексеем Баталовым в главной роли, где Крючков впервые появился в несвойственном для себя отрицательном образе.

Также заслуживает внимания криминальная драма «Жестокость», где Крючков (1959) перевоплотился в начальника уголовного розыска. А молодого милиционера, оказавшегося перед сложным моральным выбором и в итоге покончившим жизнь самоубийством, сыграл Георгий Юматов, считавший эту работу самой удачной в своей кинокарьере.

Но большинство ролей Крючкова все же были сыграны в картинах легкого комедийного жанра («Гусарская баллада», «Женитьба Бальзаминова», «Дайте жалобную книгу», «Осенний марафон»), он даже неоднократно снимался в сатирическом киножурнале «Фитиль».

Личная жизнь Николая Крючкова

Брак продлился недолго, и даже рождение сына Бориса не помогло супругам сохранить семью. К тому времени Крючков был уже очень известным артистом, много снимался, выпивал и редко появлялся дома. Марию не устраивала такая жизнь, и она, забрав ребенка, уехала из Москвы в Брест.

Крючков быстро утешился в объятиях другой молоденькой актрисы, студентки Щукинского училища Аллы Парфаньяк. Они познакомились на съемках картины «Небесный тихоход». После выхода фильма на экраны Николай развелся с первой женой и сделал предложение новой избраннице. Влюбленные поженились в 1945 году, вскоре у них родился сын Николай.

Но и этот брак продлился недолго – постепенно их чувства стали остывать, Крючков увлекся спортсменкой Зоей Качановской, а за Аллой стал ухаживать актер Михаил Ульянов. В 1957 году супруги подали на развод, и Николай Афанасьевич ушел к новой пассии, оставив жене и сыну двухкомнатную квартиру в центре Москвы.

Николай Крючков

фотографии >>

биография

Крючков Николай Афанасьевич

Родился 24 декабря 1910 (6 января 1911) года в Москве, в рабочей семье с Красной Пресни.

Советский актер театра и кино

Заслуженный артист РСФСР (1942).
Народный артист РСФСР (1950).
Народный артист СССР (1965).
Герой Социалистического Труда (1980).

Окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище). До 1930 года работал гравёром-накатчиком на фабрике «Трёхгорной мануфактуры». Учился актёрскому мастерству при Московском центральном ТРАМе (Театр рабочей молодёжи), до 1933 года — актёр этого театра.
В 1934-1936 годах — актёр киностудии Межрабпомфильм (ныне — киностудия имени Горького), затем — Театра-студии киноактёра.

В 1944 году был награжден «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин».

Один из самых снимаемых актёров советского кино.
Член КПСС с 1953 года.

Когда он явился в кинотеатр «Ударник» на первую в своей жизни кинопремьеру прямо с Москвы-реки после купания — в резиновых тапочках и с песком в волосах, — контролёры долго не пропускали: уж слишком не похож был парень на киноартиста. А похож он был на обычного зрителя, решившего прорваться в кино без билета. Шёл 1933 год, начиналось звуковое кино, и где было догадаться контролёрам, что отныне похожесть на рядового зрителя, прямое сходство с ним станут главным достоинством нового поколения киноартистов и никого так не полюбят зрители именно за эту похожесть благодарной верной любовью. Пожалуй, любому из этой плеяды легендарных зрительских любимцев Крючков уступает в филигранности мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в нём без остатка. Время, а не режиссёры, открыло в нем своего идеального героя — идеального исполнителя велений того времени.

Режиссёры ценили его прежде всего за естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией — недаром открыл Крючкова для кино один из самых органичных режиссёров советского кино Борис Барнет в замечательных своих фильмах «Окраина» и «У самого синего моря». Качество, привлекшие его в молодом актере ТРАМа, недавнем рабочем с Трёхгорки, — отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым типичным героем — благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией. Он переиграет в 1930-1940-е годы всех главных героев времени: пограничников («На границе») и шахтёров-стахановцев («Ночь в сентябре»), летчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Парень из нашего города»). И в любой роли он будет проявлять все качества, требующиеся от героя этих лет, и проделает всё так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Глан — знаменитой месс Менд из фильма Барнета) и сыграть на гармошке — продемонстрировать все те умения, которые в народе вызывают восхищение: «Ну, артист!»
Всё это в первую очередь давало Крючкову право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в герое самого себя, но — идеального, обретшего всю ту сумму качеств, которая и давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не ведавшего и не признававшего ни каких душевных колебаний и сложностей. После участия в годы войны в экранизациях канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города», «Русские люди» — последний выпущен под названием «Во имя Родины»), Александра Корнейчука («Фронт»), а затем в очень популярной комедии «Небесный тихоход» Крючков снимается меньше, наиболее интересная его работа той поры в экранизации повести Эммануила Казакевича «Звезда» увидит свет лишь после смерти Сталина.

Когда же в 1950-е годы он вновь возвращается на экран, интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной реальности советского кино, но играет в основном в фильмах об историческом прошлом России («Максимка», «Море студёное»), гражданской войне («Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное задание»). И в фильмах о современности на протяжении 1950-1970-х годов — он мудрый, заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает сентябрь», «Телеграмма», «Мой друг дядя Ваня», «Горожане»). Он существует свободно и разумно в условном идеальном киномире. Его зрелое мастерство обретает психологическую точность и глубину. Лучшие его работы послевоенного 30-летия прежде всего в фильмах Владимира Скуйбина «Жестокость» и «Суд», в «Деле Румянцева» Иосифа Хейфица, в телефильме Семёна Туманова «Гнёзда» и, наконец, в «Осеннем марафоне» Георгии Данелии.

Актёр ушёл из жизни 13 апреля 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (10 участок, 8 ряд).


источники:

http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-nikolay-kryuchkov.html

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/2277/bio