Актер Костецкий Виктор Александрович биография

Виктор Костецкий — биография, новости, личная жизнь

Виктор Костецкий

Виктор Александрович Костецкий. Родился 12 апреля 1941 — умер 6 ноября 2014. Советский и российский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1978).

Виктор Костецкий родился 12 апреля 1941 года в Жмеринке (ныне Винницкая область, Украина). Жил в Ленинграде.

Полтора года отучился на художественно-графическом факультете ЛГПИ А. И. Герцена. В 1965 году окончил ЛГИТМиК (курс Бориса Зона).

С 1965 по 1972 год — актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, затем — Ленинградского театра музыкальной комедии (по 1989 год). Вошёл в основной актёрский состав ЛАТД имени А. С. Пушкина, оставив службу в 2008 году.

В последние годы играл только в антрепризных постановках театра «Комедианты» на Лиговском проспекте.

Известность к Виктору Костецкому пришла еще в 1970-х. Когда на сцене Театра музыкальной комедии был поставлен спектакль, а потом и фильм по пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Петь и играть в мюзиклах на сцене и в кино Костецкого убедил режиссер Владимир Воробьёв. До этого Виктор Александрович играл драматические роли в ленинградском театре Ленинского комсомола.

Он оказался артистом универсального жанра. Содружество режиссера и актера пополнило творческий багаж Костецкого такими персонажами мировой литературы, как доктор Ливси из фильма «Остров сокровищ».

В популярном телефильме «Труффальдино из Бергамо» он сыграл Флориндо — богатого сеньора из Турина. Костецкий одним из первых в советском кино создал эффектный образ авантюрного киногероя XVIII века, главными атрибутами которого были шпага, шляпа и лошадь.

Виктор Костецкий в фильме «Труффальдино из Бергамо»

Необычайная романтичность его героев была присуща и самому актеру. Именно это качество помогало Виктору Александровичу не только перевоплощаться в своих персонажей, но и чувствовать место действия. Такая атмосфера, например, возникала на съемочной площадке в павильонах «Ленфильма», где была построена знаменитая Венеция.

«Я когда попал в саму Венецию и прошелся по набережной, узнал и гостиницу, и мостик. Хочется все пройти и проверить», — говорил он.

Также срежи известных его работ — Каховский в историко-романтической драме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», отец Сережи в мелодраме Николая Лебедева «В моей смерти прошу винить Клаву К.», Важин в знаменитом детективе Виктора Сергеева «Гений».

Более молодому поколению Костецкий запомнился по сериалу «Убойная сила», где он исполнил роль генерала Сан Саныча. Несмотря на невероятную одаренность, популярность у театрального зрителя, сыграв в более чем трех десятках фильмах, он имел лишь звание заслуженного артиста России.

В кино снимался до последних лет жизни.

Часто принимал участие в дублировании и озвучивании иностранных кино- и мультипликационных фильмов. Самая известная закадровая роль — озвучка капитана Барбоссы.

С 1990 года — преподаватель на отделении музыкальной комедии, заведующий кафедрой сценического движения и речи в Петербургской консерватории.

В 2008 году стал лауреатом театральной премии Петербурга «Золотой софит» за роль доктора Дорна в премьерном спектакле «Записные книжки Тригорина» театра «Комедианты» (интерпретация чеховской пьесы «Чайка»). Номинация — «Лучшая мужская роль второго плана».

Умер от сердечного приступа 6 ноября 2014 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.

Виктор Костецкий — последнее интервью

Рост Виктора Костецкого: 170 сантиметров.

Личная жизнь Виктора Костецкого:

Был дважды женат. От первой жены — дочь и двое внуков.

Вторая жена — художник-гример. Актер рассказывал: «Мы с ней познакомились, когда я, будучи еще совсем юным, пришел в Театр имени Ленинского комсомола. Работали вместе и даже не заметили, как подружились. Она в то время была замужем, я тоже несвободен. Но когда мы решили, что должны быть вместе, нас уже ничто не могло остановить. Жене я за многое признателен, она меня всю жизнь спасала. Я ведь пережил и начинавшуюся болезнь крови, и микроинфаркт. Работал на износ, совсем себя не берег! В музыкальной комедии обычно играют семь спектаклей в месяц, а мы шпарили по 15. А на гастролях в Минске и вовсе 28 сыграл, вот и заработал микроинфаркт. Меня тогда практически похоронили, а жена выходила. Травки какие-то заваривала, за моей диетой следила, на добрые слова не скупилась. Еще я работой спасался, очень уж ее люблю».

В этом браке родилась дочь Даша, окончила академию как художник по костюмам, работает в детской школе при Русском музее.

Фильмография Виктора Костецкого:

1963 — День счастья — плотник (нет в титрах)
1965 — Первая Бастилия
1966 — Кто придумал колесо?
1966 — Первая любовь — Майданов, поэт
1967 — Зелёная карета — Перепельский
1967 — Первый президент — доктор
1968 — Кориолан
1970 — Ференц Лист — сборщик пожертвований (нет в титрах)
1974 — Свадьба Кречинского — Михаил Васильевич Кречинский
1974 — Лишний день в июле — магистр Мальгрим
1975 — Звезда пленительного счастья — Пётр Григорьевич Каховский
1976 — Труффальдино из Бергамо — Флориндо Аретузи, беглец из Турина
1979 — В моей смерти прошу винить Клаву К. — Павел Афанасьевич Лавров, отец Серёжи
1981 — 20 декабря — Алексей Иванович Рыков
1981 — Личная жизнь директора — Алексей Фёдорович Ермолаев, парторг
1981 — Объявлен розыск. — Михаил Алексеевич Зотов, следователь
1982 — Остров сокровищ — доктор Ливси
1983 — Али-Баба и 40 разбойников — один из разбойников
1986 — Государственная граница (фильм 5-й: «Год сорок первый») — Бюхнер, немецкий диверсант
1986 — Сошедшие с небес — Миша
1987 — Жизнь Клима Самгина — Георгий Гапон
1987 — Моонзунд — Командир крейсера «Рюрик» (в титрах не указан)
1991 — Гений — Иван Важин
1992 — Странные мужчины Семёновой Екатерины
1993 — Осечка — «Керенский»
1994 — Русский транзит — Карнач, капитан угро
1996 — Музыка любви. Неоконченная любовь / La Musique dе l’amour: Un amour inachevé — Лихновский
1998 — На ножах
1999 — Агент национальной безопасности-1 (эпизод «Три дня до эфира») — Снегирёв
2000 — Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат — заместитель Генерального прокурора РФ
2000-2005 — Убойная сила — Сан Саныч», генерал-майор милиции
2001 — Крот — Гурин
2002 — Менты-4 (эпизод «Выстрел в спину») — Матвеев, подполковник, начальник Южного РОВД
2004 — Сисси, мятежная императрица
2006 — Секретные поручения
2006 — Там, где живёт любовь — Комаров
2006 — Коллекция — мафиози
2007 — Морские дьяволы 2 — Серов
2009 — Правосудие волков — Декан
2010 — Смерть Вазир-Мухтара. Любовь и жизнь Грибоедова — Макдональд
2010 — Счастливый Конец — отец Алёны
2011 — Распутин — архимандрит
2014 — Такая работа — Григорий Шелестов

Озвучивание Виктора Костецкого:

1953 — Питер Пэн — капитан Джеймс Крюк / мистер Джордж Дарлинг
1961 — Сто один далматинец — кузмастер
1977 — Новые приключения Винни-Пуха — Тигруля
1991 — Красавица и чудовище — Люмьер
1992 — Телохранитель — Фрэнк Фармер
1996 — Аладдин и король разбойников — Касим
1997 — Красавица и Чудовище: Чудесное Рождество — Люмьер
1998 — Ронин — Сэм
2000 — Приключения Тигрули — Тигра
2001 — Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра» — рассказчик
2002 — Бессонница — Уилл Дормер
2002 — Обмануть всех — Арнольд Гундарс (Малкольм Макдауэлл)
2002 — Питер Пэн 2: Возвращение в Нетландию — капитан Крюк
2002 — Крутой парень — Зейлор
2002 — Последнее дело Ламарки — Винсент Ламарка (Роберт Де Ниро)
2003 — Особенности национальной политики — Виктор Сергеевич (роль Виктора Сергеева)
2003 — Пираты Карибского моря: Проклятие «Чёрной Жемчужины» — капитан Барбосса (Джеффри Раш)
2003 — Блондинка в законе 2 — Стэнфорд Маркс
2003 — Холодная гора — преподобный Монро (Дональд Сазерленд)
2003 — В поисках Немо — Жабр (Уиллем Дефо)
2004 — Корсиканец — Анж Леони (Жан Рено)
2004 — Дневники принцессы 2: Как стать королевой — лорд Палимор
2005 — Автостопом по галактике — Слартибарфаст (Билл Найи)
2005 — Нокдаун — Джимми Джонстон
2006 — Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца — капитан Барбосса
2006 — Казино «Рояль» — Рене Матис
2006 — Тачки — Ченг «Кинг» Тюнинг
2006 — Клик: С пультом по жизни — Тед Ньюман (Генри Уинклер)
2007 — Пираты Карибского моря: На краю света — капитан Барбосса (Джеффри Раш)
2007 — Призрачный гонщик — Мефистофель (Питер Фонда)
2007 — Восход тьмы — Мерриман Лайон (Иэн Макшейн)
2008 — Квант милосердия — Рене Матис
2008 — Мальчик в полосатой пижаме — Павел (слуга)
2008 — Астерикс на Олимпийских играх — Коновалус
2008 — День, когда Земля остановилась — доктор Бэнхард (Джон Клиз)
2009 — Всё путём — доктор Эд
2009 — Ангелы и демоны — Кардинал Стросс
2009 — Ночь в музее 2 — Теодор Рузвельт (Робин Уильямс)
2009 — Суррогаты — доктор Кэнтер
2009 — Миссия Дарвина — Леонард Сэйбер
2009 — Мне бы в небо — Мэйнард Финч
2009 — Тело Дженнифер — Врублевски
2010 — Хроники Нарнии: Покоритель зари — Корикин
2011 — Пираты Карибского моря: На странных берегах — капитан Барбосса (Джеффри Раш)
2011 — Медвежонок Винни и его друзья — Тигра
2011 — Смурфики — Генри
2011 — Восстание планеты обезьян — Чарльз Родман (Джон Литгоу)
2011 — Живая сталь — Марвин
2011 — Маппеты — Стэтлер
2011 — Боевой конь — дед
2011 — Солдаты удачи — Хоссман
2012 — Другой мир: Пробуждение — Томас
2012 — Облачный атлас — Ерни
2013 — Одинокий рейнджер — Лэйтем Коул
2013 — Пятая власть — Дэниэл
2013 — Воровка книг — Ганс Хуберманн (Джеффри Раш)
2013 — Спасти мистера Бэнкса — мистер Белхатчетт
2014 — Стражи Галактики — Броккер, узник

Виктор Костецкий

Биография

Виктор Костецкий — актер старой гвардии в лучшем смысле слова. Начав творческую биографию в 1960-х, он выходил на съемочную площадку до самой кончины в 2014 году, радуя поклонников потрясающей игрой, мастерством и глубиной создаваемых образов. В конце 1970-х получил звание заслуженного артиста РСФСР, хотя режиссеры редко звали Виктора Александровича на главные роли. Но и второстепенные он сыграл так, что зрители навсегда запомнили и полюбили его.

Детство и юность

О детских годах актера мало информации. Он родился в провинциальном украинском городке Жмеринке накануне войны, в апреле 1941 года. Отец ушел на фронт, а маленький Виктор с мамой и братом отправился в эвакуацию.

Виктор Костецкий в молодости (кадр из фильма «Кто придумал колесо?»)

После провозглашения победы семья в полном составе вернулась в родной город. В школе у мальчика обнаружился актерский талант: Костецкий участвовал в самодеятельности и не робел перед зрителями. Ощутив прилив вдохновения от выхода на сцену, подросток уже тогда выбрал профессию.

После вручения школьного аттестата Виктор Костецкий отправился в Ленинград, но экзамены в театральный провалил. Чтобы не терять времени и не возвращаться в Жмеринку, поступил в педагогический вуз. Проучившись там полтора года, сумел поступить в ЛГИТМиК. Костецкого зачислили на курс театрального режиссера и педагога Бориса Зона. В середине 1960-х Костецкий стал дипломированным артистом и попал в труппу Театра имени Ленинского комсомола (сегодня «Балтийский дом»).

Театр и фильмы

На сцену «Ленкома» Виктор Александрович выходил 7 лет, но в 1972 году перешел на подмостки Театра музыкальной комедии. Драматические роли сменились веселыми образами в мюзиклах и комедийных постановках: поменять амплуа актера убедил театральный и кинорежиссер, сценарист Владимир Воробьев. В 1970-х Костецкий ощутил вкус славы.

Виктор Костецкий (кадр из фильма «Свадьба Кречинского»)

В Театре комедии артист выступал до 1989 года, затем его пригласили в основной состав Александринского театра, где он прослужил 9 лет. После ухода из «Александринки» актер, востребованность которого в кино возросла, появлялся в антрепризных спектаклях театра «Комедианты», что на Лиговском проспекте.

Виктор Костецкий оказался артистом-универсалом, блестяще воплощая образы в разных амплуа. Особенно успешным стало совместное творчество с режиссером Воробьевым. Спектакль, в основу которого легла пьеса «Свадьба Кречинского», долгие годы держался в репертуаре Театра музыкальной комедии, собирая аншлаги.

Затем Владимиру Воробьеву пришла идея снять фильм по спектаклю. Так в середине 1970-х зрители увидели экранизацию пьесы Сухово-Кобылина.

Виктор Костецкий (кадр из фильма «Звезда пленительного счастья»)

Спустя год фильмография актера пополнилась исторической драмой режиссера Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» о судьбе декабристов и их жен. Костецкий сыграл русского дворянина Каховского. В ленте снялись Ирина Купченко, Алексей Баталов, Наталья Бондарчук и добрый десяток звезд, обеспечивших картине немалый зрительский успех.

В 1976 году содружество с Владимиром Воробьевым принесло новые плоды: состоялась премьера блистательного комедийного мюзикла «Труффальдино из Бергамо», где Виктор Костецкий сыграл романтичного беглеца Флориндо Аретузи. Актер появился в компании Натальи Гундаревой и Константина Райкина. Фильм-спектакль вошел в золотой фонд советского кинематографа.

Позже в интервью Костецкий признался, что, побывав в Венеции, узнал многие места, которые ранее видел в декорациях «Ленфильма».

Виктор Костецкий в роли Флориндо Аретузи (кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо»)

Закрепиться в звездном статусе артисту помогли замечательные картины «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «20 декабря» и «Личная жизнь директора», где Костецкий сыграл принципиального парторга. Главную роль — следователя Зотова — Виктору Александровичу доверил режиссер Глеб Селянин в своем фильме-спектакле «Объявлен розыск. ».

В начале 1980-х артиста накрыло волной славы. И снова чудесные плоды принесло сотрудничество с Воробьевым, подарившим телезрителям приключенческую ленту «Остров сокровищ». Виктор Костецкий перевоплотился в доктора Ливси. На съемочной площадке режиссер собрал звезд советского кино Олега Борисова, Леонида Маркова, Николая Караченцова, Валерия Золотухина и многих других.

Виктор Костецкий в роли доктора Ливси (кадр из фильма «Остров сокровищ»)

Среди лучших фильмов 1990-х, в которых засветился актер, картины «Гений» (с Александром Абдуловым и Ларисой Белогуровой в главных ролях), «Странные мужчины Семеновой Екатерины», «Осечка» и «Русский транзит». Молодому поколению Виктор Костецкий запомнился по «бандитско-ментовским» сериалам, мода на которые захлестнула телевидение в начале 2000-х.

Ценителям таланта артист известен и работой в озвучивании фильмов. Дубляж занимает в его творческом наследии огромное место, а количество персонажей, говорящих голосом Костецкого, превышает список сыгранных ролей в кино. Наиболее известной закадровой работой Виктора Александровича называют озвучку капитана Барбоссы в ленте «Пираты Карибского моря».

Виктор Костецкий (кадр из сериала «Опера. Хроники убойного отдела»)

В 1990-м Виктор Костецкий открыл новую главу в биографии — преподавательскую. Он делился опытом со студентами Петербургской консерватории, обучая будущих артистов отделения музыкальной комедии, а затем возглавив кафедру сценического движения и речи.

В 2008-м в копилку актера легла театральная премия «Золотой софит», которую ему вручили за работу в постановке «Записные книжки Тригорина».

В феврале 2014-го зрители увидели любимого артиста в детективном сериале «Такая работа». Это была последняя кинолента Костецкого.

Личная жизнь

При среднем росте (1,70 м) Виктору Костецкому удавалось всегда быть в центре внимания: он обладал удивительной харизмой. На фото актера, сделанных в молодости, и особенно на телеэкране ощущаются его притягательность и мужское обаяние.

Документальный фильм «Виктор Костецкий. Чтобы помнили»

Костецкий был дважды женат. В первом браке жена подарила ему дочь. Семья распалась, когда Виктор встретился в «Ленкоме» с красавицей-гримером. В интервью он признался, что оба на момент знакомства были несвободны, но вспыхнувший служебный роман перерос в настоящую любовь, противостоять которой пара не могла.

Личная жизнь со второй женой сложилась счастливо. Супруга буквально подарила артисту вторую жизнь, выходив его после заболевания крови и микроинфаркта, который он получил, работая на износ. Во втором браке у артиста родилась еще одна дочь. Виктор Костецкий дождался троих внуков, которых обожал.

Смерть

Виктор Костецкий скончался на 74-м году жизни в ноябре 2014-го. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Последняя роль Виктора Костецкого (кадр из сериала «Такая работа»)

На похороны пришли попрощаться сотни коллег и верных поклонников актера. Его могила находится в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище.

Виктор Костецкий

фотографии >>

биография

Костецкий Виктор Александрович

Родился 12 апреля 1941 года в Жмеринке Винницкой области Украинской ССР.

Заслуженный артист РСФСР (22.06.1978).

Полтора года учился на художественно-графическом факультете Педагогического института имени А. И. Герцена.
В 1965 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, курс Бориса Зона (основателя Ленинградского Нового ТЮЗа).

Работал в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, а в 1972-1989 годах выступал на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии, где вместе с режиссёром Владимиром Воробьёвым и его командой они совершили «революцию», внеся туда свободный и раскрепощенный дух творчества.

В 1989-2008 годах играл в спектаклях Ленинградского театра им. А.С. Пушкина (Александринского театра), куда после смерти В. Е. Воробьёва пришёл по приглашению Игоря Горбачёва.
В последние годы играл только в антрепризных постановках театра «Комедианты» на Лиговском проспекте.

В кино дебютировал в середине 1960-х годов.
Принимал участие в дубляже зарубежных фильмов.
С 1990 года преподавал на отделении музыкальной комедии, заведующий кафедрой сценического движения и речи в Петербургской консерватории.

Скончался 6 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге.
Похоронен 9 ноября на Смоленском кладбище СПб.

Ленинградский театр имени Ленинского комсомола:
Арамис — «Три мушкетёра» (1971)

Ленинградский театр музкомедии
«Как сделать карьеру» Ф. Лёссера, 1972
Кречинский («Свадьба Кречинского» А. Колкера, 1973)
Муратов («Мерси, или похождения Шипова» В. Гевиксмана, 1975)
«Отражение» А. Колкера, 1975
«Дядя» («Прощай, Арбат!» С. Баневича по мотивам повести А.Гайдара «Судьба барабанщика», 1976)
Флориндо («Труффальдино» А. Колкера, 1977)
Кречинский («Дело» А. Колкера, 1977)
Ять («Свадьба с генералом» Е. Птичкина, 1980)
Уилл Стокдейл («Трудно быть сержантом», 1981)
Том-рыбак («Ордер на убийство» по Р. Шекли на музыку «Битлз», 1983)

последнее обновление информации: 29.09.21

трейлер: «Труффальдино из Бергамо» >>

публикации

В послужном списке замечательного театрального актера Виктора Костецкого несколько ролей в фильмах, которые нынче принято называть культовыми: «Труффальдино из Бергамо» (Флориндо), «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (отец главного героя), «Звезда пленительного счастья» (Каховский), «Остров сокровищ» (доктор Ливси). Но сегодня Костецкий — это прежде всего генерал из популярного сериала «Убойная сила». За счет невероятного обаяния актеру удалось превратить роль второго плана в одну из главных. А как ему идет военная форма!

«ХЛОПЕЦЬ ПРИЇХАВ З РОСIЇ, А ЯК ГАРНО МОВУ ЗНАЄ», — ГОВОРИЛА ОБО МНЕ УЧИТЕЛЬНИЦА»

— Виктор Александрович, вам очень идет форма!
— Мне об этом часто говорят милиционеры, еще и вздыхают: «Вот бы нам такого генерала!». В ответ всегда спрашиваю: «Ребята, вы знаете песню «Прощайте, скалистые горы»? А вторую строчку помните? Там поется: «На подвиг Отчизна зовет!». Так вот, для меня эти слова не пустой звук! И этим, наверное, я отличаюсь от тех актеров, которым абсолютно все равно, мундир на них надет или пиджак. Особенно этим грешат москвичи: они в форме выглядят такими же расслабленными, как в гражданском костюме. А у меня к погонам отношение особенное — трепетное. Ведь вся мужская часть моей семьи — потомственные военные. Отец, кстати, служил в Украине.
— Вы, если не ошибаюсь, и родились тут?
— (Смеется). А як же, в Жмеринцi! Потом началась война. Отца сразу же отправили на фронт, а мы с мамой и братом уехали в эвакуацию. Мне тогда было всего два месяца, но досталось, как говорится, по полной программе: и под бомбардировку мы тогда попадали, и немецкие истребители над нами летали. Мама рассказывала, что все время прикрывала своим телом брата. На нем была гимнастерка, тогда модно было одевать мальчиков под красноармейцев, а летчик летал низко, ему все было видно. «Еще подумает, что солдат!» — переживала она.
В эвакуацию мы ехали долго, в вагоне с какими-то танковыми двигателями, которые эвакуировали на Восток. Настроение у людей было хуже некуда: все побросали дома, обжитые места и ехали неизвестно куда. А я уже тогда выполнял свою актерскую миссию. Все вокруг хмурые, мама меня развернет, а я сияю, улыбаюсь, гули-гули делаю. Люди смотрели на меня и оттаивали, сами начинали улыбаться. В эвакуации мы были в Самаре, тогда она называлась Куйбышевом. Первые несколько дней жили в помещении школы, я спал в парте. (Смеется). Может, потому и такой умный вырос.
Когда после войны мы вернулись в Жмеринку, в нашем доме-мазанке, который построили молодые папа с мамой, все окна были загорожены шкафами, а в единственное открытое окно направлен большущий немецкий пулемет МГ-42. Брат нарезал мне из консервных банок орденов, в том числе и две звезды Героя Советского Союза. А еще у меня был кусок автомата ППШ на проволоке. Я играл на печной заслонке, которая была у меня вместо гармошки, и пел песни. Но долго наша семья в Жмеринке не задержалась. Отец был военный, вот мы и колесили по всему Советскому Союзу.
— Где именно?
— Сначала на Урале, в Серове и Челябинске, где находились огромные металлургические заводы. Сложные города, там свирепствовал бандитизм. Одно из самых ужасных детских впечатлений: зима, страшный мороз, и поезд стоит на откосе. Значит, что-то случилось. А там людей перемололи просто в фарш! Сколько лет прошло, а эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами.
Снова я в Жмеринке оказался, только когда мне исполнилось 14 лет. Зато своим знанием украинского языка я поразил даже учительницу, которую в школе прозвали Марией Заньковецкой. «Дивiться, дiти! — говорила она. — Хлопець приїхав з Росiї, а як гарно мову знає. А вам — сором!». После школы я решил стать актером.

«ТОВСТОНОГОВ УМЕР ПРЯМО ЗА РУЛЕМ НА МАРСОВОМ ПОЛЕ»

— Неожиданная профессия для мальчика из семьи потомственных военных, не находите?
— Мама у меня была театралкой. Хотя и мотались мы по страшным дырам, она все равно умудрялась выбираться в театр. Даже когда жили в Богом забытом Серове, ездила в Оперный театр в Свердловске. Там тогда блистал знаменитый баритон Вутерас, он Онегина пел. А в Куйбышеве при свете от печки (другого освещения там не было) читала нам Пушкина, Лермонтова и Шекспира. Позже, в солдатской самодеятельности, я пел в хоре, надевал отцовскую полковничью форму, на нее солдатские погоны и был запевалой! Пытался читать какие-то рассказики. И все время мечтал о театральном институте!
— Почему для поступления выбрали не Москву, а Ленинград?
— Во-первых, его очень любила моя мама. А во-вторых, когда стал постарше, то сформулировал для себя, что Санкт-Петербург — это не город, а мировоззрение. В первый год я не поступил. А возвращаться в Жмеринку ужасно не хотелось! Что меня там ожидало: танцы, пьянки, завод и ничего для души? И тут на мое счастье открылся художественно-графический факультет в педагогическом институте. Рисовал я неплохо, пошел и, как ни странно, прошел по конкурсу.
Потом добился-таки своего, поступил в ЛГИТМиК, в мастерскую Бориса Вольфовича Зона — великого педагога, у которого учились знаменитые актеры советского кино. Мы его называли Зон-громовержец. Ох он на нас и орал: «Негодяи! Мерзавцы! Текста не знаете!». А сам второму педагогу Карасику, который от этого крика был близок к обмороку, тихонечко на ухо шептал: «Это я их пугаю!». Меня он хотел выгнать после первого курса.
— За профнепригодность?
— За опоздания. К тому же я тогда дурачок был, ершистый — спорил, огрызался. Спас меня тогда вокал. На экзамене я спел «Бог Купидон дремал в тиши лесной» Кабалевского на стихи Шекспира, после чего он торжественно сказал при всех: «Виктор, прежде всего я вам ставлю пять по актерскому мастерству!».
— Недооценили вас кинематографисты. У вас нет на них обиды?
— А за что обижаться? Выходит, не судьба. Водораздел у меня был, когда я три раза пробовался к Рязанову на главную роль в картине «Сирано де Бержерак». Он вспоминает об этом в своей книге «Неподведенные итоги»: «У меня пробовались лучшие актеры страны — Ефремов, Козаков, Юрский, Костецкий». Неплохая строчка! Я, когда дарю кому-то эту книгу, обычно пишу: «Герой 137-й страницы». Но Рязанов, в конце концов, остановился на Евгении Евтушенко. А тот возьми и обними в «мерседесе» Марию Шелл да еще и скажи ей, что все люди братья! Помню, «Комсомольская правда» его тогда за это сильно ругала.
Мне же предложили сыграть друга Сирано. Может, я бы и согласился, но тут уж очень интересные события начались у нас в театре. Сначала мне дали роль Тони в «Вестсайдской истории», потом Гога — так Товстоногова называли в театральных кругах Питера — возобновил «Униженных и оскорбленных», где я сыграл Ивана Петровича. Мы создали ансамбль «Пилигримы», очень успешно выступали. В общем, мне было не до кино. А в 1972 году Владимиру Воробьеву дали Театр музыкальной комедии и я перешел с ним туда.
— Вас и поныне считают актером Воробьева: вы работали с ним в театре, играли в его фильмах — «Свадьба Кречинского», «Труффальдино из Бергамо», «Остров сокровищ».
— Он был — царство ему небесное! — очень талантливым режиссером и очень тяжелым человеком. Но мы, актеры, все ему прощали, потому что с ним у нас было 18 лет настоящего театра. Но характер! Помню, как я с ним намучился на съемках «Острова сокровищ». Снимали мы в Новом Свете под Судаком — там раньше вообще все картины снимали, вплоть до «Начальника Чукотки». Крым, лето, жара. А на мне — бобриковый мундир, суконная жилетка и брюки. Пять часов подряд так сижу, меня не снимают. Только расстегнусь, Воробьев кричит: «Ты что, загорать сюда приехал!». В шесть вечера объявляет: «Снимаем доктора Ливси!». А работяги, которые съемки обслуживали, заявляют: «Работать не можем, солярки нет!». Весь день насмарку!
Я ему тогда предлагал много забавных эпизодов, но он от всего отказывался. Не им придумано! Сам Воробьев играл одного из пиратов — Джорджа Мери. Был, например, эпизод, когда я поднимаю ему веко и говорю: «О, да у тебя желтые белки! Прими-ка таблеточки!». Этот эпизод он вырезал. И знаете, почему? К нему прикоснулись! Он в конечном счете и умер от этого.
— ?!
— Убили его еще в 2001 году. У него тогда была очень сложная семейная ситуация: дети разводились, пришлось менять квартиру. И Воробьев переехал с Фонтанки в Кировский район. Район не самый плохой в Питере, есть и похуже, например, Веселый поселок, но все равно, как бы это помягче сказать. пролетарский. И однажды вечером его нашли на лестничной площадке — кто-то проломил ему голову. К утру Владимир Егорович умер. Мне кажется, его добило то, что к нему прикоснулись. Он очень нетерпимый был, никому этого не позволял. Вообще, всегда отвечал ударом на удар, а тут ничего сделать не мог. Обида его и доконала. Правильно говорят, посеешь характер, пожнешь судьбу.
С Воробьевым связана и смерть Георгия Александровича Товстоногова.
— Каким образом?
— После того как Владимир ушел из Театра музкомедии, его приютил Гога. Воробьев начал ставить там спектакль и поссорился с актерами. Причем не самыми лучшими, не первой десятки, а посредственными. Те побежали в местком: «Караул, он нас обидел — матом послал!». Товстоногов вынужден был Воробьева отставить. А после худсовета, на котором это произошло, Гога ехал домой и умер прямо за рулем, на Марсовом поле, возле памятника Суворову.

«ДАЛЬ ВЫШЕЛ НА СЦЕНУ ПЬЯНЫМ, А Я С АНГИНОЙ»

— Но все-таки несколько знаменитых ролей в кино у вас есть. Например, в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.».
— Все получилось, как в известной поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Я уже написал заявление об уходе из Театра Ленинского комсомола, но, естественно, надо было отработать положенный срок. А тут гастроли в Горьком. Олег Даль, с которым мы играли в спектакле «Выбор», из всего театра подпускал к себе только меня. «Витя, — уговаривал он, — не уходи! Мы с тобой еще такие спектакли сделаем!». А сам пил по-черному. Вышел он на сцену пьяный, а я с ангиной. Он заорал, и я «рванул», в результате повредил себе речевой аппарат.
Горло стало барахлить, оказалось, небольшая опухоль, пришлось делать операцию. После этого мне нужно было полгода молчать, поэтому я смог сняться в этом фильме. Кстати, картина получила Гран-при на фестивале в Сан-Себастьяне. А потом меня уже на съемки не отпускали. У меня была возможность сняться в «Параде планет». Олег Борисов, который очень зауважал меня после «Свадьбы Кречинского», порекомендовал Абдрашитову. Но Воробьев не разрешил — приревновал.
— А почему вы никогда не вспоминаете еще один свой знаменитый фильм — «Звезда пленительного счастья», где сыграли декабриста Каховского? С режиссером не поладили?
— Что вы, Владимир Мотыль — прекрасный человек, мне с ним очень хорошо работалось. С этой картиной связаны другие не очень хорошие воспоминания, меня там директор картины обманывал — не доплачивал. Этот человек потом попался на воровстве. Помню, неделю снимаюсь, денег не платят. Да еще и ставку мне назначили как эпизоднику — копейки! В тот день, когда должна была сниматься сцена казни в Петропавловской крепости, они за мной приехали. А я решил показать характер: сказал, что пока не заплатят, на съемочную площадку не выйду! «Как это?! — начал возмущаться второй режиссер (милейший человек, мы с ним потом подружились). — Вы обязаны!». — «Ничего, — говорю, — я вам не обязан. Как хотите, так и снимайте!». Пришлось им заплатить. «А вот теперь, — говорю, — поехали сниматься!».
Сцена была драматической, во время казни Каховского веревка обрывается и он кричит царю: «Удави нас своими аксельбантами!». На тех съемках я впервые увидел знаменитого оператора Дмитрия Давидовича Месхиева — «ДД», как его называли. Когда я вышел с площадки, он пожал мне руку. А когда оператор жмет руку актеру, это дорогого стоит!
— От цензуры фильмы с вашим участием не страдали?
— В то время часто что-то запрещали. Кое-что, уж извините, и поделом. В этих цензурных комитетах тоже ведь не дураки сидели. Правда, нас в «Клаве К.» заставили переснять стихи Гумилева, которые мой герой читает своему сыну, его играл Володя Шевельков:
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во Вселенной,
Скажет: «Я не люблю вас!»,
Научи, как улыбнуться и уйти,
И не возвращаться больше.
Москва эти стихи утвердила. А кинокритик Дмитрий Молдавский, который был главным редактором «Ленфильма», запретил. Чисто по-человечески я его понимал — он перестраховался. Нас заставили заменить их стихами Асеева:
Нет, ты мне совсем не дорогая,
Милые такими не бывают.
Сердце от любви оберегая,
Зубы сжав, их молча забывают.
Казалось бы, по смыслу то же самое, но исчезла необычность, присущая Гумилеву.
— Вы ведь сейчас не только снимаетесь, но и преподаете?
— (Смеется). В консерватории я — большая величина, профессор и заведующий кафедрой. Начал с простого преподавателя и за 15 лет сделал такую карьеру. Чем музыкальный мир хорош? Они знают цену профессии. В драматическом театре любая бездарь может сказать: «Я тоже так могу!». А здесь ты либо берешь ноту, либо нет. Никогда не забуду, как я пришел на первую репетицию в театр и, несмотря на больное горло, пропел весь репертуар. Да так, что оркестр постучал мне смычками. Все, после этого никакие театральные интриги мне были не страшны!

«БОЛЬШЕ ВСЕГО МЕНЯ ЛЮБЯТ ПОДДАТЫЕ МУЖИКИ И ДЕТИ»

— Как вы попали в «Убойную силу»?
— Поначалу был сериал «Менты», в который меня взяли. по блату. Там я сыграл мента-оборотня, а потом уже меня пригласили в «Убойную силу». Тогда ведь никакой работы не было, а тут генерал, да еще и со словами. Я согласился, а дальше — пошло-поехало. «Убойка» неожиданно стала популярным сериалом. Сейчас вот снялся в двух новых сериалах — «Коллекция» и «Секретные поручения».
— После роли генерала вас должны были очень полюбить сотрудники милиции.
— Да, в общем, грех жаловаться! Меня часто приглашают на встречи с милицией. Недавно, например, звонили, звали в качестве почетного гостя на конкурс «Лучший мент». Правда, я был занят и пойти не смог. Зато услышал много добрых слов от пресс-секретаря этого конкурса.
Хорошее отношение милиции особенно пригодилось мне, когда я, наконец, купил себе машину — старый (1989 года) бандитский джип Cherokee. Он песочного цвета, наверное, был выпущен для операции «Буря в пустыне», которую проводил еще Буш-старший. Но я очень люблю эту машину! При виде меня в ней сотрудники ГАИ приходят в полный восторг: «Это вы?! Счастливой дороги!». А однажды остановили два раза подряд. Во второй раз я даже рассердился: «В чем дело?! Я же ничего не нарушил!». А гаишник улыбается: «Все в порядке, проезжайте!». Оказывается, ему с предыдущего поста позвонили и сказали, что я еду. И он меня остановил только для того, чтобы увидеть, так сказать, живьем.
— Известность вас не раздражает?
— Ни в коем случае! Зрители меня всегда любили. Помню, во время спектакля «Вестсайдская история» меня бил актер, исполнявший роль Бернардо. Ударил раз, потом второй, и тут из зала умоляющий женский крик: «Не надо!». Но больше всего меня любят поддатые мужики и дети. Ну и что в этом плохого?
Однажды зимним вечером я возвращался после спектакля домой. Машины у меня тогда еще не было, от метро шел домой пешком. Мела метель, было очень холодно, к тому же я устал, поэтому брел сгорбившись. И вдруг услышал возмущенный женский голос: «Вы просто не имеете права сутулиться и шаркать ногами, как старик!». Обернувшись, увидел молодую, лет 35-ти, симпатичную женщину. Дальше она говорила о том, что зрители на меня равняются, поэтому я всегда должен выглядеть безукоризненно. Что мне было делать? Выпрямился и пошел дальше!
А еще была очень трогательная история на гастролях в Москве. Я отыграл свои спектакли и должен был уезжать. Взял в гостинице чемоданы, иду. Вдруг слышу негромкий, но очень настойчивый голос — к такому нельзя не прислушаться: «Вы актер? Можно попросить автограф?». Оборачиваюсь: достаточно симпатичный молодой человек лет 30-ти, ростом под два метра. Что тут началось! Он бросился к газетным киоскам: «Ручку, быстро! А бумагу? Как нет?!».
Я, видимо, с перепугу, нашел в сумке фотографии, которые до этого больше года искал, — они, оказывается, за подкладку завалились. Говорю: «Не надо бумагу, я вам фотографию подпишу!». Спрашиваю: «Кому писать — Ване Солнцеву?». — «Ты что?! — возмутился он. — Саше Пономаренко!». Потом он достал рулон денег. Я только успел подумать: «Кажется, пруха пошла!», как он пошел в цветочный магазин и вышел оттуда с огромным, чуть ли не с его рост, букетом. Проводил меня до машины, которая ждала у Малого театра, и на прощание сказал: «Прими букет! Знаю, как вас, артистов, все кидают. Но солнцевская братва тебя уважает!». И добавил: «Я в Москве главный по машинам, если что — обращайся!».
Позже я понял, о каких машинах он говорил, — об угнанных. Вообще-то, я букеты с гастролей с собой не вожу, говорят, примета плохая, но этот просто не смог выбросить. Приехал домой и протянул цветы совершенно обалдевшей жене: «Это тебе от солнцевской братвы!». Кстати, они завяли не сразу, простояли у нас дома целый месяц.

«ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ, КОГДА СОВСЕМ УЖ ГОЛОДНО БЫЛО, Я БРАЛ КОРЗИНКУ И ШЕЛ В ЛЕС»

— Ваша жена — актриса?
— Художник-гример. Мы с ней познакомились, когда я, будучи еще совсем юным, пришел в Театр имени Ленинского комсомола. Работали вместе и даже не заметили, как подружились. Она в то время была замужем, я тоже несвободен. Но когда мы решили, что должны быть вместе, нас уже ничто не могло остановить.
Жене я за многое признателен, она меня всю жизнь спасала. Я ведь пережил и начинавшуюся болезнь крови, и микроинфаркт. Работал на износ, совсем себя не берег! В музыкальной комедии обычно играют семь спектаклей в месяц, а мы шпарили по 15. А на гастролях в Минске и вовсе 28 сыграл, вот и заработал микроинфаркт. Меня тогда практически похоронили, а жена выходила. Травки какие-то заваривала, за моей диетой следила, на добрые слова не скупилась. Еще я работой спасался, очень уж ее люблю.
— Несмотря на то, что она требует от вас таких жертв?
— Знаете, почему по прошествии времени вспоминается не плохое, а хорошее и. смешное. Вот одна история, которую я рассказывал в программе у Федора Бондарчука. Задолго до известного фильма «Труффальдино из Бергамо» был такой спектакль, который шел с большим успехом. И вот однажды выхожу я на сцену и понимаю, что. забыл текст. На 122 спектакле! А пьеса-то в стихах, тут просто так не выкрутишься. И я с глубокой задумчивостью смотрю на своего партнера и говорю: «Не знаешь ль ты, что я хотел сказать тебе, о Труффальдино?». У него глаза становятся в прямом смысле слова квадратными, но он отвечает: «Хотели вы сказать, наверное, чтоб я сходил на почту». — «Молодец!» — вздохнул я с облегчением. Но меломаны, которые ходили на каждый спектакль, а были и такие, просто застонали от восторга.
А перед спектаклем «О бедном гусаре замолвите слово» заболела актриса, игравшая Настеньку. Вместо нее срочно ввели другую. Во время сцены на балу, когда ее просят спеть, она должна была сказать: «Я спою песню, посвященную мужественным героям 1812 года». Она выходит и говорит: «Я спою песню, посвященную мужественным героям. 1918 года». На сцене 50 человек, и в оркестре столько же, и все сказали: «У-у-у!». А дальше идет мой текст (я играл Мерзляева). Подхожу к ней и говорю: «Надо же, Настенька, как бывает: песня о будущем, а все как про нас написано!». Тут уж все откровенно захохотали! Оркестранты даже побросали свои инструменты.
— Дочь пошла по вашим стопам?
— Нет, Даша окончила академию как художник по костюмам, но в театр не пошла — для этого надо было выгнать оттуда другого человека. Сейчас работает в детской школе при Русском музее, занимается с ребятами живописью, читает им историю искусств, ставит с ними спектакли. Но по-прежнему рисует, кое-какие картины делает и для нас. Если я ей говорю: «Даша, мне нужен подарок на свадьбу!», пишет авторскую работу. Еще есть очаровательная внучка. Вот, собственно, и вся моя семья.
— Чем любите заниматься в свободное время?
— Очень много читаю. А еще я академик по грибам. Если обычный грибник знает пять грибов, хороший — 20, то я — 120.
— И никогда не ошибались?
— Бог миловал! Грибник, он как сапер, ошибается один раз. На самом деле, едва не единственный смертельно опасный для человека гриб — бледная поганка, которая под Питером не так уж и часто встречается. Я за 40 лет всего один раз нашел ее. Все остальные грибы — съедобные, только надо знать, как их готовить. Вот вы, например, знаете, что есть такие грибы — моремухи? Розового цвета, как зефир, вкусные и сладкие. Если их кипяточком обдать, а потом поджарить, они подрумянятся, как свинина.
Вообще, я много грибов для себя открыл: в справочниках их искал, по нескольку раз перепроверял. Сам уже могу книгу об этом написать и назвать ее «Что я ел». Кстати, во время перестройки, когда совсем уж голодно было (кино тогда не снимали, в театре денег не платили), я брал корзинку и шел в лес. У меня было шесть пятилитровых банок сушеных грибов и шесть банок моченой брусники, так что я знал: с голоду не сдохну! И духом не падал. Наверное, от природы я все-таки оптимист, хотя по внешнему виду вроде бы и не скажешь.
А еще я никогда не отказывался ни от какой работы. Даже если 200 рублей платят, все равно соглашаюсь. Фильмы дублирую, повезло на старости лет — студия дубляжа близко к моему дому переехала. Недавно озвучивал Аль Пачино в «Бессоннице» — было тяжело, но интересно. Долго не мог понять, почему в Лос-Анджелесе утвердили именно меня, раньше его озвучивал другой актер. Должно же быть какое-то сходство с человеком, которого дублируешь: или внешнее, или психологическое. Вдруг смотрю: Аль Пачино — вылитая моя бабка Альбина Людвиговна Костецкая — шляхетная полька из-под Кракова! Никогда не знаешь, что и как в этой жизни выстрелит.

«Бульвар Гордона» № 35 (71), 29 августа 2006, Киев


источники:

http://24smi.org/celebrity/42854-viktor-kostetskii.html

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2176/bio/