Актер Кенигсон биография Личная Жизнь

Владимир Кенигсон. Биография, работа в театре и кино, личная жизнь

Наша статья посвящена народному артисту СССР Владимиру Кенигсону. Этот уникальный человек прожил долгую и насыщенную творческую жизнь и оставил яркий след в культуре страны. О его биографии, личной жизни и работе в театре и кино пойдет речь далее.

Краткая биография Владимира Владимировича Кенигсона

Кенигсон В. В. родился в 1907 году, 25 октября, в Симферополе. Его отцом был Владимир Петрович Кенигсон – дворянин, присяжный поверенный, по происхождению – швед, а мать будущего артиста – женщина из народа, кухарка, которая даже не была обучена грамоте.

Отец рано умер, и маленький Володя Кенигсон жил вдвоем с матерью. Она работала в ЧК уборщицей. Маленькая семья из двух человек жила на чердаке над квартирой председателя ЧК – Папанина. Жили очень бедно.

Мать смогла устроить Володю в симферопольскую гимназию, где он смог отучиться только 4 года. Несмотря на неполное образование и воспитание в бедной семье, Кенигсон обладал врожденной аристократичностью и благородной внешностью, которая досталась ему в наследство от отца.

Эти качества вкупе с незаурядными актерскими способностями позволили Кенигсону поступить в 1925 году в Симферопольский театр. Там он сначала занимался в учебной студии, а потом принимал участие в спектаклях. Позже Владимиру Кенигсону приходилось жить и играть в театрах других городов. Некоторое время актер успешно работал в Днепропетровске.

В войну артист вместе с эвакуированным театром из Днепропетровска попал в Барнаул. В том городе судьба подарила ему встречу со знаменитым Таировым. Режиссер вместе с артистами Московского камерного театра тоже жил в это время в Барнауле, в эвакуации.

Владимир Кенигсон пригласил Таирова посетить спектакли со своим участием. Позже актеры Камерного театра, присутствовавшие при тех событиях, вспоминали, что Кенигсон играл на сцене настолько профессионально и убедительно, что это вызвало у режиссера желание ввести его в состав своей труппы и взять с собой в Москву.

В Камерном актер прослужил до 1949 года (до закрытия театра). После чего он поступил в Академический Малый театр. В это время он начинает сниматься в кино.

Театральные работы актера

С первых своих шагов на знаменитой сцене Малого театра Владимир Кенигсон становится лидирующим актером. Он много играет в классическом репертуаре. Коллеги любили его и отзывались о нем как о великолепном партнере и неподражаемом артисте.

Самые известные театральные роли актера Владимира Кенигсона:

  • Кречинский («Свадьба Кречинского»).
  • Кучумов («Бешеные деньги).
  • Иудушка («Господа Голавлевы»).
  • Стайн («Ярмарка тщеславия»).
  • Петр («Власть тьмы»).
  • Сиплый («Оптимистическая трагедия»).
  • Паскуалино («Рождество в доме синьора Купьелло»).
  • Чичерин («Признание») и др.

В 1956 году Кенигсон попробовал себя в роли театрального режиссера и поставил спектакль по пьесе Саважона – «Ночной переполох».

Работа в кино

Талант Владимира Кенигсона нашел воплощение в целой серии кинематографических работ, которые принесли актеру признание и любовь широкого зрительского круга. Наиболее яркие киноработы Кенигсона:

  • «Падение Берлина».
  • «Чрезвычайное поручение».
  • «Два билета на ночной сеанс».
  • «Право первой подписи».
  • «Взрыв после полуночи».
  • «Майор «Вихрь».
  • «Семнадцать мгновений весны».
  • «Бегство мистера Мак-Кинли».
  • «Последняя жертва».
  • «Средство Макропулоса».
  • «Берег».
  • «Голова Горгоны».
  • «Следствие ведут Знатоки».

Актер дубляжа

Владимир Кенигсон много работал на озвучивании иностранных фильмов и советских анимационных лент. Его голосом говорят Луи де Фюнес, Жан Габен, Тото и другие звезды мирового кинематографа. Кенигсона называли асом дубляжа.

Личная жизнь

Со своей будущей супругой Владимир Кенигсон познакомился еще в довоенные годы, в Днепропетровске. Они вместе играли в местном театре. Девушку звали Нина Чернышевская. Она, так же как и Кенигсон, не имела специального актерского образования, но благодаря своему таланту смогла стать театральной звездой Днепропетровска.

Когда Владимир Кенигсон влюбился в Нину, она была замужем. После ее развода влюбленная пара зарегистрировала свои отношения. Брак между Кенигсоном и Чернышевской был заключен в 1938 году.

В 1939 году у супружеской четы родилась дочь, которую назвали Натальей. Впоследствии она стала успешной актрисой, служила в Малом театре, потом в Театре на Таганке. Наталья Владимировна Кенигсон – дочь Владимира Кенигсон – была замужем за знаменитым актером Алексеем Эйбоженко.

Уход из жизни

После смерти актера в 1986 году его близкие говорили, что он никогда не жаловался на здоровье, был очень терпелив. Однажды он на ногах перенес инфаркт, что выяснилось только через несколько дней, после снятия электрокардиограммы. С больным сердцем актер продолжал работать в театре, сниматься в кино.

Владимир Кенигсон скончался в Москве, в больнице. Незадолго до его смерти лечащий врач решил проверить память своего знаменитого пациента и попросил Кенигсона назвать свое имя. Актер не смог ответить, но произнес: «Как у Маяковского…». 17 ноября его не стало.

Похоронили Владимира Кенигсона на Ваганьковском кладбище. Рядом с ним лежит в земле его зять – Алексей Эйбоженко, покинувший этот мир в молодом возрасте, в 1980 году.

Владимир Кенигсон

фотографии >>

биография

Кенигсон Владимир Владимирович

25 октября (7 ноября) 1907, Симферополь, Таврическая губерния, Российская империя — 17 ноября 1986, Москва, РСФСР, СССР.

Заслуженный артист РСФСР (1954).
Народный артист РСФСР (1968).
Народный артист СССР (11.08.1982).

В 1925 году окончил Театральную студию при Симферопольском театре, работал в театрах Куйбышева, Днепропетровска, в Камерном театре Москвы.
С 1949 года — актёр Академического Малого театра в Москве.

Выдающийся характерный актёр театра и кино. Один из легендарных корифеев Малого театра. На экране создал галерею образов иностранцев, фашистов и жуликов.

Блистательно дублировал французского комика Луи де Фюнеса. Когда сам Луи увидел свои фильмы с кенигсоновским дубляжём, он произнёс искренне: «Не знал, что я такой хороший актёр».
Принимал участие в озвучивании мультфильмов.

Ушёл из жизни в московской больнице. В последние дни доктор решил проверить его память и спросил, как зовут пациента. Он не смог ответить. Сказал только: «Как Маяковского. ».

Похоронен на 58-м участке Ваганьковского кладбища рядом с могилой своего зятя — актёра Алексея Сергеевича Эйбоженко (1934-1980).

Роли в театре:
«Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Уриэль Акоста
«Коварство и любовь» Фридриха Шиллера — Фердинанд
«Живой труп» Л. Н. Толстого — Протасов
«Большевик» Даниила Дэля — Свердлов
«Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина — Михаил Васильевич Кречинский
Царь Федор Иоаннович в одноименной пьесе

Камерный театр:
«Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
«Жизнь в цитадели» А. Якобсона — Куслан
«О друзьях-товарищах» В. Масса и М. Червинского — Брагин
«Ветер с юга» Э. Грина и В. Филиппова — Вилхо
«Лев на площади» И. Г. Эренбурга — Пике
«Раскинулось море широко» А. Е. Корнейчука — Миша
«Мадам Бовари» Г. Флобера — Родольф

Малый театр:
1949 – Дэкс «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского
1952 – Мистер Холмс «Дорога свободы» Г. Фаста
1952 – Следователь «Живой труп» Л. Толстого
1952 – Драницын «Северные зори» Н. Никитина
1952 – Танака «Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова
1953 – Гетторе Гонзага «Эмилия Галотти» Э. Лессинга
1953 – Курт Шнейдер «Шакалы» А. Якобсона
1954 – Белышев «Опасный спутник» А. Слаповского
1954 – Титов «Иван Рыбаков» В. Гусева
1954 – Монахов «Варвары» М. Горького
1955 – Пикок «Проданная колыбельная» Х. Лакнесса
1955 – Маринелли «Эмилия Галотти» Э. Лессинга
1958 – Профессор Погода «Почему улыбались звезды» А. Корнейчука
1959 – Петр «Власть тьмы» Л. Толстого
1959 – Лорд Дарлингтон «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда
1960 – Милорд Стайн «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея
1960 – Шабельский «Иванов» А. Чехова
1960 – Полковник Кутов «Любовь Яровая» К. Тренева
1960 – Иван Рыбаков «Иван Рыбаков» В. Гусева
1962 – Неизвестный «Маскарад» М. Лермонтова
1963 – Дж. Корелл «Луна зашла» Д. Стейнбека
1963 – Праздников «Нас где-то ждут» А. Арбузова
1964 – Антонио «Украли консула» Г. Мдивани
1965 – Паскуалино «Рождество в доме сеньора Купьелло» Э. Де Филиппо
1967 – Сиплый «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского
1967 – Луначарский «Джон Рид» Е. Симонова
1969 – Кучумов «Бешеные деньги» А. Островского
1970 – Чичерин «Признание» С. Дангулова
1971 – Кречинский «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина
1972 – Кемской «Фальшивая монета» М. Горького
1973 – Ярослав Прус «Средство Макропулоса» К. Чапека
1976 – Иудушка Головлев «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина
1977 – Елисатов «Любовь Яровая» К. Тренева
1978 – Дицман «Берег» Ю. Бондарева
1980 – Великанов «Вызов» Г. Маркова, Э. Шима
1983 – Щеглов «Выбор» Ю. Бондарева
1983 – Бедьяр «Незрелая малина» И. Губача
1986 – Юсов «Доходное место» А. Островского
Постановки:
1956 – «Ночной переполох» М.-Ж. Саважона

Сталинская премия I степени 1950 года — за исполнение роли Кребса в фильме «Падение Берлина» (1949).

В 1974 году был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

Премия за роль Ярослава Пруса («Средство Макропулоса» Карела Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов (1973).

Лауреат III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР (1983) – роль Бедьяра в спектакле «Незрелая малина» И. Губача.

последнее обновление информации: 30.11.21

фрагменты: «Салон красоты». Отрывок >>

публикации

О ВЛАДИМИРЕ КЕНИГСОНЕ В ИНТЕРВЬЮ РАССКАЗАЛ ЕГО ВНУК — АЛЕКСЕЙ ЭЙБОЖЕНКО-МЛАДШИЙ

— Рассказывают, что однажды великая актриса Малого театра Вера Пашенная, проходя мимо вашего деда, Владимира Владимировича Кенигсона, в сердцах посетовала на то, что Малый театр заполонили евреи. Владимир Владимирович вспыхнул: «Вера Николаевна, я не еврей, я швед. »

— Дед на самом деле был шведом! Хотя, глядя на меня, его внука, этого точно не скажешь. Правильно фамилия Кенигсон произносится с ударением на первый слог. Конечно, если делать упор на последний, слышится что-то одесское.

Предки деда — из Швеции. Мой прадед — дворянин, а вот прабабка — простая неграмотная женщина, кухарка, писать не научилась до конца жизни. Но это не помешало прадеду в нее влюбиться. И в 1907 году на свет появился Владимир Владимирович Кенигсон: отец записал сына на свою фамилию.

После смерти прадеда будущий актер Кенигсон с матерью жили в Симферополе. Мать работала уборщицей в ЧК, председателем которого был Папанин, тот самый, который потом дрейфовал на льдине.

Дед с мамой жили на чердаке, прямо над квартирой Папанина. Посреди чердака лежало большое бревно, и дедушка, не понимая, зачем оно нужно, взял пилу и бревно перепилил. А у Папанина внизу упала люстра — оказывается, это бревно ее держало.

Дед рассказывал, что людей расстреливали прямо во дворе их дома. Верхнюю одежду с убитых тут же снимали и относили на склад. Его потом кто-то туда по знакомству водил. Получилось так, что все детство дед проходил в одежде расстрелянных.

— Владимир Владимирович где-нибудь учился?

— Он закончил только четыре класса гимназии. Дед учился вместе с Курчатовым, только он был в первом классе, а Курчатов — в девятом. Тот был хулиганом, ходил со сломанным козырьком, его боялись все малолетки.

Никакого актерского образования у деда тоже не было, только талант. Он начал играть на сцене и быстро сделался звездой южных провинциальных театров. Интересно, что и моя бабушка тоже не училась на актрису. Она с 13 лет жила в театре, и благодаря собственной одаренности стала звездой сибирских театров. С дедом они встретились в Днепропетровске. У бабушки к тому времени был муж, но дедушка так влюбился, что украл ее у законного супруга. Дело было в 1938 году.

Когда началась война, дед и бабушка с днепропетровским театром оказались в Барнауле. Туда же эвакуировался и знаменитый режиссер Таиров со своим Камерным театром. Таиров увидел дедушку на сцене в роли Свердлова и позвал его к себе в Москву — Кенигсон произвел на него колоссальное впечатление.

В Москве у деда карьера сложилась и в театре, и в кино. Вскоре после приезда режиссер Михаил Чиаурели пригласил его сниматься в «Падении Берлина» с Борисом Андреевым в главной роли. Деду досталась роль фашиста — генерала Кребса, помощника Гитлера.

Сталин, увидев на просмотре в кадре деда, приказал остановить фильм: «Что это за артист?» Ему говорят: «Кенигсон. Из Камерного театра». — «Вот так надо изображать врагов нашей родины. » — похвалил вождь, и дед тут же получил Сталинскую премию. А в 1953 году они с бабушкой перебрались в дом, построенный Сталиным для артистов Малого театра, — к тому времени Кенигсон уже ушел из Камерного и служил в Малом.

В этом доме я и родился. В двухкомнатной квартире мы жили впятером: дедушка, бабушка, мама, папа и я.

Кстати, Владимир Владимирович очень хотел, чтобы его внука назвали Володей. Но мама назвала меня как папу, Алексеем. Дед негодовал. Когда меня пеленали, он заходил в комнату и нарочно пошире распахивал форточку.

— И как же под одной крышей уживались две творческие личности, ведь ваш отец, Алексей Сергеевич Эйбоженко, тоже был известным актером.

— Как-то уживались. Дед и отец одновременно и любили, и ревновали друг друга. Ревновали к профессии. Иногда ссорились, не разговаривали, а порой вместе где-то пропадали. Потом звонили, их спрашивали: «Где вы?» Дедушка отвечал: «Мы в космосе. »

— Владимир Владимирович брал вас в театр?

— Один раз мы с ним и бабушкой пошли на спектакль, хотя вообще как зритель дед в театр не ходил. Приехали в шесть вечера (Кенигсон всегда приезжал на собственные спектакли за полтора часа). Ходим по театру, дед удивляется: «Что-то народа нет. » Я говорю: «Так народ придет без двадцати семь. » Он пожал плечами: «Странно. » Прозвенел первый звонок, мы заняли места в зале. Я опять спрашиваю: «Зачем мы сели, ведь звонков должно быть три?» Дед невозмутимо отвечает: «Раз прозвенел первый, надо сесть. » Того, что происходит с другой стороны сцены, Кенигсон не знал совершенно, просто не представлял, как все устроено. Кстати, спектакль в тот раз был омерзительный. Но когда представление закончилось, дед шепнул мне на ухо: «Громче хлопай. Они все нас видят. »

А на свои спектакли дед звать меня боялся. Может, потому что я всегда был критически настроен к тому, что он делал, хороших слов не говорил. Высшей похвалой из моих уст было: «Нормально. »

Как-то я делал уроки, подходит дед и спрашивает что-то про свой спектакль: «Если я вот так сделаю, хорошо будет. » Я, не поднимая головы, отвечаю: «Плохо. Ты наигрываешь. » И он не стал ничего менять. Дед всегда проверял на мне свои задумки.

— А когда озвучивал мультфильмы «Кентервильское привидение», «Тайна третьей планеты», интересовался вашим мнением?

— Нет. Дед даже не знал названий тех мультиков, которые озвучивал (кстати, он и сценарии никогда не читал. Просил, чтобы подчеркнули его слова, и все), поэтому и мнения моего на этот счет не спрашивал.

Как-то мы пошли с отцом в кинотеатр «Баррикады» — я его достал просьбами сводить меня на «Тайну третьей планеты». Отец не догадывался, что мультик озвучивал дед. Сидим, смотрим, вдруг какой-то робот голосом Кенигсона говорит: «У нас эпидемия. » Отец аж подскочил: «Ну, вот, и здесь он! Знал бы, не ходил. »

За такую работу платили хорошие деньги. На эти гонорары дед купил и первую дачу. Самыми известными фильмами, которые озвучивал Кенигсон, были комедии с участием Луи де Фюнеса. Говорят, когда Фюнес увидел себя в русской версии, он воскликнул: «Никогда не знал, что я такой хороший артист!» Озвучание было коньком деда.

В те годы было очень мало людей, которые владели этим мастерством, не больше десятка. Это сейчас можно что-то поправить на компьютере, тогда же нужно было произнести текст синхронно с речью актера да еще при этом играть за кадром. Артисты, которые могли все это делать, ценились на вес золота. У каждого режиссера на киностудии был свой человек, который занимался дубляжом. Деда обычно приглашали на киностудию «Союзмультфильм».

А вот отец этого совершенно не умел, не мог озвучить даже себя самого. Не попадал.

— Владимир Владимирович на правах старшего мог что-то посоветовать Алексею Сергеевичу?

— Помню один забавный случай. Отец на даче в Валентиновке и репетировал роль Мавра, у него был срочный ввод в спектакль. Я сидел рядом и учил уроки. На даче мы с родителями занимали второй этаж, а дедушка с бабушкой — первый. И вот отец сидит на втором этаже, а внизу, как тигр в клетке, ходит дедушка и через меня посылает ему письма — «Советы по поводу роли Мавра». Сверхзадача, которую ставил дед, была предельно ясна: чтобы все уже скорее закончилось, и можно было сесть за стол и выпить, Я прибегал с запиской наверх, а мать тут же меня отсылала: «Отнеси обратно!» Однако дед был настойчив, снова писал, приговаривая: «Они должны меня выслушать. »

И вот ввод Мавра состоялся (Мавр у Эйбоженко был совершенно удивительный — белобрысый. Отец отказался от парика, лицо тонировал, а волосы оставались белыми, такими как есть). Мама стоит за кулисами, наблюдает за отцом, рядом — ящик водки для застолья. Мавра по сюжету душат, и последнее, что он произносит: «Дайте хоть стакан вина. » И вдруг отец на всю сцену: «Дайте хоть стакан водки. »

…Дед никогда ни на что не жаловался, в Сочи на ногах перенес инфаркт. Позже, когда сделали кардиограмму, врач изумлялся: «Владимир Владимирович! У вас же инфаркт был!» На что дед невозмутимо ответил, — «Да? Не заметил. »

Свою последнюю роль в кино он сыграл в телесериале «Следствие ведут знатоки». Это было единственное дело, которое знатоки не раскрыли — герой деда сдался сам.

На съемки мы его забирали уже из больницы. В фильме есть сцена, где его герой, подпольный цеховик, рассказывает знатокам о своих темных делишках. При этом просит о снисхождении, объясняя, что у него слабое сердце и он только что из больницы. Так вот, когда снимали эту сцену, дед в кадре достал из кармана свои настоящие справки из больницы. Знатоки читают, и у них глаза лезут на лоб, удивление было совершенно неподдельное.

Первую и вторую части фильма снимали с перерывом. И поначалу никто не обратил внимание на то, что в первой части у деда усы, а в конце их нет. Поэтому Мартынюку срочно добавили реплику. Обращаясь к деду, он сурово говорит: «Меняете внешность. »

На съемках было много казусов. Дед снимался вместе с собакой. Он сам придумал ей кличку и все время говорил: «Абигайль! Девочка моя. » — это была его любимая фраза. Когда я ее услышал, заметил деду: «Ведь невооруженным глазом видно, что это не девочка, а мальчик!» На что дед невозмутимо ответил: «Мне это неважно. »

Дед скончался в больнице. В последние дни доктор решил проверить его память и спросил, как зовут пациента. Дед не смог ответить. Сказал только: «Как Маяковского. »

Наталья Кенигсон — биография, новости, личная жизнь

Наталья Кенигсон (Наталья Кенигсон-Хансен)

Наталья Владимировна Кенигсон. Родилась 17 ноября 1939 года — умерла 27 октября 2018 года. Советская и российская актриса, театральный режиссер. Дочь актера Владимира Кенигсона. Жена актера Алексея Эйбоженко.

Наталья Кенигсон родилась 17 ноября 1939 года.

Отец — Владимир Владимирович Кенигсон (1907-1986), российский советский актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950). Народный артист СССР (1982).

Мать — Нина Павловна Чернышевская (1909-2007), актриса, до 1942 года — ведущая актриса Днепропетровского театра русской драмы им. М. Горького, в 1942-1949 — актриса Камерного театра.

Окончила Театральное училище имени М.С. Щепкина, курс В.Н. Пашенной.

В 1960-е годы — актриса Театра на Таганке.

В 1963 году исполнила заметную роль — Джерри — в фильме-спектакле Владимира Кенигсона и Алины Казьминой «Собаки» по одноименной пьесе Тоне Брулин. Действие картины происходит в стране золота и алмазов, нищеты и воинствующего расизма, в стране, где капля за каплей копится море народного гнева — Южно-Африканской Республике. На адрес безграмотного кафра Мпеле приходит сообщение из тюремной фермы о его смерти, а также «имущество покойного»: трубка, ручка и блокнот. Недоумевающий Мпеле, никогда не бывший даже под арестом, обращается в полицию.

Наталья Кенигсон в фильме-спектакле Собаки

Была режиссёром Малого театра.

В 1960-1980-х годах — режиссёр литературно-драматической редакции «Останкино».

Сотрудничала с Центральным Домом актера им. А.А. Яблочкиной: 2014 — Дочь артистов Камерного театра «Век Камерного театра» (режиссёр П.Е. Тихомиров); 2016 — Из воспоминаний Владимира Кенигсона «Камерный театр: Книга воспоминаний» (режиссёр П.Е. Тихомиров).

В последние годы жила в Германии.

Ушла из жизни 27 октября 2018 года.

Личная жизнь Натальи Кенигсон:

Первый муж — Алексей Сергеевич Эйбоженко (6 февраля 1934 — 26 декабря 1980, там же), советский актёр театра и кино. Наибольшую известность актёру принесла роль комиссара Данилова в телефильме «На всю оставшуюся жизнь» режиссёра Петра Фоменко, поставленного по повести Веры Пановой «Спутники».

Сын — Алексей Алексеевич Эйбоженко (род. 12 мая 1970 года), российский журналист, теле- и радиоведущий.

Наталья Кенигсон и Алексей Эйбоженко

Позже повторно вышла замуж, носила фамилию Кенигсон-Хансен.

Фильмография Натальи Кенигсон:

1963 — Собаки (фильм-спектакль) — Джерри, дочь Питера Лабушана
1998 — Чтобы помнили. Алексей Эйбоженко (документальный)
2010 — Двое против Фантомаса. Де Фюнес – Кенигсон (документальный)


источники:

http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/1939/bio/

http://stuki-druki.com/authors/Kenigson-Natalja.php