Актер Георгий Мартынюк биография

Актер георгий мартынюк биография личная жизнь

Георгий Мартынюк — биография

Георгий Мартынюк — советский актер. Родился в 1940 году в Чкалове (Оренбург), актер театра и кино. Наиболее известен по роли следователя Знаменского в сериале «Следствие ведут знатоки».

Георгий Мартынюк родился в марте 1940 года в городе Оренбурге, он в то время назывался Чкалов. Это небольшой уральский город, который, однако, позволил артисту впитать в себя милый провинциальный колорит добрых простых людей.

Фото: Георгий Мартынюк

Этот опыт впоследствии пригодился ему на экране. Отчасти именно благодаря простому детству его герои получились такими убедительными, родными, естественными.

Детство и первые шаги в искусстве

В детстве он был довольно скромным, застенчивым и не стремился бегать по округе, играть с другими ребятами. Скромность и даже застенчивость вовсе не означают, что человек не может быть натурой творческой. Георгий был мечтательным мальчиком, он увлекался драматическими постановками, которые слушал по радио. Фактически, они были для него словно окошко в другой лучший мир, они завораживали, заставляли отвлечься от прозы будней. Да и в 40-ые годы прошлого века телевизоров еще не имелось, поэтому радиопостановки из старенького репродуктора были для юного дарования как настоящий праздник.

Фото: Георгий Мартынюк в молодости

К тому же, родители водили его в театр, ведь старший брат будущей звезды уже успешно трудился артистом в местном храме искусства, и Георгий с удовольствием наблюдал за происходящим. Он и сам чувствовал в себе огромную актерскую тягу, потенциал. Фактически, уже с самого раннего детства он твёрдо решил, что пойдет по стопам брата.

В старших классах он решился на конкретные шаги. Он записался в драматический кружок при местном Доме Учителя и с головой нырнул в постановки. Можно сказать, что это и были его первые выходы на сцену.

Педагоги сразу разглядели в нём задатки, поэтому доверили главную роль в серьезной школьной постановке «Когда цветет акация». В этой работе он был очень убедителен, и зрители, учителя по достоинству оценили его актерскую игру. Неудивительно, что после школы молодой человек отправился поступать в московский ГИТИС, хотя родители были против этого, полагая, что одного актера в семье вполне достаточно.

Актерское становление

Конкурс в ГИТИС был не просто большой, а огромный: 200 человек на место. Но даже это не поколебало уверенность Георгия. И его старания оправдались. Он поступил с первого раза. К тому же, ему выделили место в общежитии, поскольку он был приезжий.

Биография актера была сложная, денег постоянно не хватало, молодые актёры оббивали пороги Мосфильма в надежде получить небольшую роль или даже пробиться в массовку. Он принял участие в учебной постановке «Проводы белых ночей». Спектакль имел оглушительный успех и достать лишний билетик было практически невозможно. В Оренбурге не забывали талантливого студента, и директор местного театра пригласил Георгия обратно в город, даже посулил ему квартиру.

Актер принял было решение вернуться, но ошеломительный успех спектакля поменял планы. Стало очевидно, что такой талант необходим и в столице. Георгий остался, он был приглашен на работу в Театр на Малой Бронной, где и играл всю жизнь. За это время он воплотил на сцене порядка 60 разноплановых ролей.

Несмотря на столь оглушительный успех спектакля и приглашение в престижный Театр на Малой Бронной, актер не мог похвастать обилием главных ролей в первые годы работы. Он участвовал в эпизодах, пытался пробиться в кино.

Ситуация вновь становилась нестабильной, но всё изменил случай. Владимир Басов пригласил его сняться в своем фильме «Тишина». Это предложение исполнитель принял с воодушевлением, тем более, премьера пришлась на 1963 год, то есть время оттепели. Режиссеры аккуратно, но уверенно поднимали в своих работах острые социальные вопросы, осмеливались показать недостатки советского человека, а не только превозносить советский строй на все лады.

Фильм «Тишина», как принято сейчас говорить, попал в струю. Об артисте снова заговорили, но уже в масштабе всей страны. Надо сказать, что в картине были задеты весьма щекотливые вопросы. В частности, обсуждался культ личности Сталина, что всколыхнуло ещё больший интерес зрительской аудитории. Люди почувствовали, что всё то, что они обсуждали шёпотом на кухне, теперь можно говорить вслух. Конечно, цензура по-прежнему существовала, но по сравнению с прошлым сталинским десятилетием оттепель воспринималась людьми восторженно.

Оценив обаятельного и талантливого артиста, Владимир Басов вновь пригласил его в свой фильм «Метель», взяв за основу бессмертное произведение Александра Сергеевича Пушкина. И здесь артист справился на отлично. А далее последовали не менее удачные картины других режиссеров, например, «Щит и меч», «Жили-были старик со старухой».

Самый главный фильм жизни

Если спросить у возрастной и более молодой аудитории о том, с какой работой ассоциируется имя Георгия Мартынюка, то, конечно, все скажут, что это культовый сериал «Следствие ведут знатоки».

Фото: Георгий Мартынюк в фильме «Следствие ведут знатоки»

Да, страна порядком устала от идейных фильмов с явно выраженным пропагандистским уклоном. Людям хотелось посмотреть детективы, динамичные сюжеты, интриги с оттенками триллера. Всё это воплотилось в этом телевизионном спектакле.

Режиссером выступил Вячеслав Бровкин, который крайне серьёзно и ответственно подошел к делу. Сериал рассказывал о непростых буднях советской милиции. Над ним в качестве консультантов трудились настоящие сотрудники и ветераны правоохранительных органов, щедро делясь своим богатым служебным опытом. Поэтому каждая серия поистине слепок из реальной жизни.

Это сейчас люди порядком устали от криминальщины на экранах: почти 80% сериалов так или иначе связаны с криминалом. А в то время это был прорыв. В картине сложился крайне органичный тандем: Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и, конечно, Эльза Леждей, что мастерски разбавляла суровую мужскую компанию.

Возможно, даже не все зрители вспомнят настоящее имя исполнителя, но Знаменский стал уже именем нарицательным. Это обаятельный, интеллигентный, проницательный следователь, который подарил уверенность простым людям в том, что такие милиционеры способны обезвредить любых преступников.

Даже в жизни вне съемочной площадки к артисту так обращались многочисленные поклонники: Пал Палыч. Да, он был идеальным милиционером. Все актёры очень серьёзно подошли к своим ролям и ездили в московский уголовный розыск, участвовали в следственных мероприятиях, присутствовали даже при обысках, допросах. Возможно, современным артистам стоило бы многому поучиться у корифеев советского кинематографа, ведь если посмотреть, насколько серьезно Георгий Мартынюк и его коллеги подходили к воплощению роли следователей, то можно подумать, что они поставили себе цель постичь профессию сыщиков в деталях.

Заложник роли

Это был успех и, как говорил сам артист, памятник на его актерской карьере. Можно сказать, что роль идеального следователя, к сожалению, во многом похоронила его дальнейшую карьеру. Уже никто во всём необъятном Советском Союзе не воспринимал парочку Каневский-Мартынюк в других ипостасях. Однако Леониду Каневскому повезло чуть больше, ведь по сюжету его герой часто переодевается, внедряется в банду, предстает перед зрителем в разных образах. А герой Мартынюка на протяжении многочисленных серий так и остаётся идеальным следователем. Этот образ со временем стал тяготить артиста, он чувствовал, что застревает в нём, как в болоте и всё меньше шансов у него выбраться из этой трясины, примерить на себя новые, свежие, совершенно иные роли. А он мечтал о том, чтобы сниматься не только в криминальном сериале, но и в комедиях, в классических драмах.

Впоследствии судьба вновь свела его на театральных подмостках с Леонидом Каневским. И в одном из спектаклей они играли воров. Артист вспоминает, что когда в зале медленно зажегся свет и зрители увидели артистов в роли двух преступников на нарах, то по рядам покатился смех. Никто больше не воспринимал исполнителей вне созданного образа, заложниками которого они стали.

Завершение карьеры

Впоследствии артисту удалось сняться в других многочисленных фильмах, но, конечно, знаменитый телесериал был пиком карьеры. Одной из запоминающихся ролей можно назвать роль майора Лужина в не менее культовом фильме «А зори здесь тихие…». Это была совсем крошечная роль, но исполнитель филигранно вжился в неё, украсив своей потрясающей игрой киноленту.

Также впоследствии он снимался в «Ералаше» и в знаменитом сериале, который вышел сразу после распада СССР — «Мелочи жизни». Этот сериал тоже стал культовым, но в нём Георгий Яковлевич вновь сыграл сотрудника правоохранительных органов.

Появлялся он и в историческом материале «Тайны дворцовых переворотов». Этот проект шел с 2000 года и продолжался до 2011. Во многих сериях тоже можно лицезреть любимого артиста.

Как часто бывает в постсоветское время, современные режиссеры замахнулись на ремейки советской классики. Под раздачу попали и «Знатоки». На роли сыщиков вновь были приглашены Каневский и Мартынюк, оба дали свое согласие. Эльза Леждей к тому времени уже умерла, вместо неё эксперта с мужской хваткой сыграла другая актриса.

К сожалению, режиссеру не удалось повторить успех. И даже больше. Несмотря на то, что зрители с теплом восприняли первые серии, ожидая нечто интересное, вскоре интерес к проекту упал почти до нуля. Оказалось, что ремейк лишь очередная детективная многосерийка, которая, скорее, утомляет, нежели восхищает. Однако сам исполнитель Пал Палыча говорил, что для него это словно струя свежего воздуха и река, в которую можно попытаться войти дважды. К сожалению, надежды не оправдались.

Последними работами в фильмографии оренбургского таланта стали серии про дворцовые перевороты, он снимался в них вплоть до 2008 года.

Личная жизнь и последние годы

За плечами у артиста два брака. Первой его женой была актриса Валентина Маркова, с которой они прожили вместе несколько лет. Они расстались во многом из-за того, что популярность актёра резко пошла вверх и его буквально донимали поклонницы, сторожа даже во дворе собственного дома. Он вспоминает, что однажды дамы просто атаковали его перед подъездом, он вынужден был позвать жену по имени, чтобы она выглянула из окна, и поклонницы воочию убедились, что дома его ждет любимая женщина.

В этом браке у него родилась дочь Елизавета в 1965 году. Печально, но в 1985 году в возрасте 20 лет единственная дочь Георгия Мартынюка покончила жизнь самоубийством, не справившись с чувствами после неразделенной любви. Это был огромный удар, от которого актер не оправился до конца жизни. Хотя надо отдать ему должное, что он с головой ушел в работу и активно снимался все последующие годы.

Второй женой его стала женщина, далекая от искусства. Она была врач по профессии, и именно в медицинском учреждении они встретились. С 1979 года его женой была Ниёле Прановна, женщина с прибалтийскими корнями. У неё тоже была дочь от первого брака, которую актер любил, как свою родную. Впоследствии она выросла, вышла замуж, родила двоих сыновей.

Фото: похороны Георгий Мартынюк

Многие считают, что только этот факт помог артисту немного справиться со своей душевной болью от потери родной дочери. Он всецело стал посвящать себя внукам. Звезды отечественного кинематографа не стало 13 февраля 2014 года, он умер после продолжительной болезни от онкологического заболевания.

Похоронен он в столице на Троекуровском кладбище. И сейчас множество людей посещают его могилу, памятуя о великолепных ролях, безупречно созданных образах на экране и в театре.

Избранная фильмография

  • 1962 — У твоего порога
  • 1965 — Гибель эскадры
  • 1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Чёрный маклер
  • 1972 — А зори здесь тихие
  • 1984 — Первая конная
  • 2000 — Тайны дворцовых переворотов
  • 2004 — Узкий мост

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Биография

Георгия Мартынюка прославила роль майора Знаменского в знаменитом советском детективе «Следствие ведут знатоки». Он был ведущим актером театра на Малой Бронной и воплотил в жизнь немало драматических и комических образов, но амплуа сотрудника правоохранительных органов «прилипло» к нему так крепко, что зрители порой отказывались воспринимать его в роли воров и других криминальных элементов.

Детство и юность

Георгий Яковлевич Мартынов родился в городе Чкалове (ныне Оренбург) 3 марта 1940 года. Отец его был чиновником, а мать работала в ветеринарной лаборатории. Родители мечтали, что сын станет врачом, но у Георгия были другие планы: он посещал драмкружок и мечтал о карьере киноактера. В доме не было телевизора, и театральные постановки мальчик слушал по радио, что не мешало ему в красках представлять будущие выступления и восторг публики.

Георгий Мартынюк в молодости

Вопреки желанию родственников, после школы он отправился в Москву поступать в ГИТИС и, несмотря на огромный конкурс, прошел оба тура с первого раза. Это не единственное образование Мартынюка – позже он стал студентом Государственного института театрального искусства и в 1962 году успешно его закончил.

Время учебы стало для Георгия непростым. Осваивать профессию мечты было увлекательно, но жизнь в столице оказалась трудной – денег не хватало. Вместе с сокурсниками он осаждал «Мосфильм» в надежде хоть на небольшую роль, но ничего лучше участия в массовке не предлагали.

Театр

Мартынюк много играл в учебных постановках театра, и одна из них – дипломный спектакль Петра Фоменко «Проводы белых ночей» – принесла ему удачу. Об успехах талантливого земляка узнал директор Оренбургского театра и стал активно звать обратно, обещая квартиру и заманчивые карьерные перспективы, но тут подоспело другое предложение от руководителя Московского драмтеатра Андрея Гончарова, и Мартынюк решил остаться в столице.

Георгий Мартынюк в театре

Актерский диапазон Георгия Яковлевича был огромным – ему удавались и комические, и драматические персонажи. Он сыграл Тимоху в «Золотой карете» Леонова, Прибыткина в «Варкарах» Горького, Венечку в постановке «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, Боровцова в «Пучине» Островского.

Фильмы

Дебют Георгия Яковлевича в кино состоялся в 1963 году. До этого он также играл небольшие проходные роли в эпизодах нескольких фильмов, но «Тишина» режиссера Владимира Басова стала его первой серьезной работой. Он исполнил в ней роль Константина Корабельникова, приятеля главного героя, и смог поработать с известными актерами Михаилом Ульяновым и Лидией Смирновой.

Георгий Мартынюк в фильме «Тишина»

Через год Басов пригласил Мартынюка в еще одну свою картину «Метель», где его героем стал гусарский полковник Бурмин. В 1965-м актер попал на кинофестиваль в Каннах – фильм с его участием «Жили-были старик со старухой» вошел в программу конкурса.

В 1971 году состоялось событие, ставшее переломным в творческой биографии актера: он прошел пробы на роль Знаменского в детективном сериале Вячеслава Бровкина «Следствие ведут знатоки».

Георгий Мартынюк в роли майора Знаменского в сериале «Следствие ведут знатоки»

Изначально проект задумывался как серия телеспектаклей. Он увидел свет благодаря министру внутренних дел Николаю Щелокову, который задумал использовать потенциал телевидения для создания положительного образа советской милиции. Первые 5 фильмов серии отсняли всего за год – это было очень быстро. Процесс контролировало МВД, для подготовки актеров возили на происшествия вместе с настоящими милиционерами и даже пускали на обыски и допросы.

Фильм приобрел невероятную популярность: улицы пустели, когда по телевизору начиналась очередная серия «Знатоков». На актера лавиной обрушилась всесоюзная популярность, которая, однако, помешала его дальнейшей карьере и закрыла дорогу в кино: его лицо стало слишком узнаваемым. Впоследствии он сыграл и других интересных персонажей, например, майора Лужина в картине «А зори здесь тихие», но для большинства зрителей актер так и остался Пал Палычем Знаменским.

Ольга Остроумова и Георгий Мартынюк в фильме «А зори здесь тихие»

Эта роль отразилась и на его театральной карьере: когда в одной из постановок ему досталась роль «вора в законе», сидящего в тюрьме, публика весь первый акт недоумевала и посмеивалась – так непривычно было видеть «знаменитого следователя» на нарах.

В 1990-е годы в российском кинематографе начались проблемы с финансированием. Актер соглашался на любые роли, снимался в рекламе и благодаря этому сумел пережить период безденежья и забвения. Постепенно к нему вернулась работа в театре и кино. В интервью в поздние годы он сетовал, что снимался мало, но его фильмография составила целых 53 картины – немалый результат для того, кого считали актером одной роли.

Личная жизнь

В молодости Мартынюк был очень популярен, и поклонницы преследовали его по пятам, дарили подарки и цветы, просили подписать фото. Сам он стеснялся такого пристального внимания и долго не мог устроить личную жизнь. Впервые Георгий Яковлевич женился в 1965 году на актрисе Валентине Марковой, что, однако, не спасло его от настойчивых фанаток.

Георгий Мартынюк и его жена Ниёле

Однажды, когда он не смог из-за них попасть к себе домой, ему даже пришлось звать на помощь жену. Валентина родила ему дочь Елизавету, но супруги не выдержали испытания славой и расстались.

Второй брак сложился более удачно – Ниёле Прановна стала его музой и опорой на всю оставшуюся жизнь. Они познакомились в больнице, где женщина работала врачом, а актер лечился от радикулита. Общих детей у пары не было, но дочь избранницы Татьяну Мартынюк принял как родную и очень радовался внукам от нее – Виталию и Владимиру.

Георгий Мартынюк с внуками

В 1985 году в семье случилась трагедия. Старшая дочь актера, 20-летняя Елизавета, покончила с собой. По слухам, причиной стала несчастная любовь. Георгий Яковлевич глубоко переживал ее смерть и до конца жизни так и не оправился от потери.

Смерть

Друзья вспоминают, что после самоубийства Лизы актер начал потихоньку сдавать. Судьба нанесла еще один удар – приемная дочь Татьяна заболела раком. К счастью, девушке провели успешную операцию, и она смогла победить болезнь, но вскоре после этого онкологический диагноз поставили уже Георгию Яковлевичу. Несколько лет он боролся с раком легких. Болезнь понемногу отвоевывала позиции и в конце концов стала причиной смерти.

Могила Георгия Мартынюка

Георгий Мартынюк скончался 14 февраля 2014 года. На похоронах играла музыка Свиридова, а отпевание прошло в церкви, где венчался Александр Пушкин. Могила артиста – на Троекуровском кладбище в Москве.

Георгий Мартынюк

фотографии >>

биография

Мартынюк Георгий Яковлевич

Родился в Оренбурге 3 марта 1940 года.

Заслуженный артист РСФСР (30.09.1981).
Народный артист РФ (19.05.2003).

В 1962 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) и был принят в труппу Московского театра на Малой Бронной, в котором прослужил почти 52 года.
Звездной киноролью актёра стал следователь Пал Палыч Знаменский — один из трёх «Знатоков» в телесериале «Следствие ведут Знатоки».

Ушел из жизни 13 февраля 2014 года в Москве.

последнее обновление информации: 15.04.22

трейлер: «Слушать в отсеках» >>

источники информации

публикации

В историю он вошёл под фамилией Знаменский. Герои и антигерои, сослуживцы и подследственные, генералы и свидетели звали его Пал-Палыч – кто официально, кто по-дружески, но чаще с доверительной интонацией в голосе. Из всей троицы Знатоков ему доверяли сильнее всего. В нём, быть может, не было той остроты, которая искрилась в репликах Томина-Каневского, но характер подкупал основательностью и доброжелательностью. Вероятно, это несправедливо, что персонаж вытеснил артиста Георгия Мартынюка куда-то на задворки, на периферию титров, в списки фильмографий, в которые редко заглядывают. Несправедливо, что и другие кинороли этого артиста мало кто вспомнит на счёт «раз-два-три». Вот тут и пригодятся фильмографии, и вдруг вспомнится, что снимался Мартынюк не только в «Знатоках». Но всё же Пал Палыч Знаменский был его главной ролью.

Когда я натыкаюсь в телевизоре на очередную новую серию современных «Ментов», меня непременно посещает вопрос. Всё вроде в этом сериале хорошо, а иногда даже отлично: неплохо подобраны актёры, интересные коллизии, остроумные реплики, а до уровня «Знатоков» не дотягивают. Почему? Ответ, на мой взгляд, как ни странно, в факторе Знаменского.

В сериале «Следствие ведут Знатоки» он был чем-то большим, чем образом идеального советского следователя. В троице Знаменский-Томин-Кибрит он был главным. Он олицетворял правильно работающую правоохранительную систему (хотя сама система идеальной не была). Правильно – в смысле Знаменского значит не только действовать строго по инструкции, но и «играть по правилам», т.е. честно. В каждой новой серии сценаристы Лавровы подбрасывали ему очередное дело, которое оказывалось лишь обёрткой, поводом для того, чтобы подобраться к социальной проблеме, или как тогда говорили, «средствами художественного телевидения привлечь внимание» (на государственном уровне социальные проблемы тогда именовались «отдельными недостатками»). И Знаменский, не выпячивая своей индивидуальности, всецело растворялся в попытке эту проблему решить. Каждый случай по накалу страстей, по драматизму ситуации, по изворотливости обстоятельств превращался в шекспировский. Обыденные вещи, показанные почти документально, реалистично, складываясь вместе, накапливали эти пресловутые «отдельные недостатки» и затем неожиданно приводили к отдельно взятой жизненной трагедии. И всё это пудовым грузом в финале взваливалось на Пал-Палыча.

Он не мог укрыться за шутейностью разговора, как было позволено Томину. У него не было фирменной трубки, которую в повисшей паузе можно было эффектно раскурить, оставив висеть в дымке некоторую недосказанность, нравственную неопределённость. От него требовался вывод. Часто – моральный вердикт. Если сценаристы не давали слов, их нужно было говорить взглядом, наклоном головы, ироничным прищуром, но и в этом его образ был изначально скуп. Знаменский был вроде советской версии идеального джентльмена: интеллигентен, экономный на эмоции, мужественен, вдумчив, ответственен, внимателен к каждому человеку. Не было в нём рисовки, позёрства. При этом в манере носить костюм и галстук (не говоря уже про форменный китель) он выглядел образцом для подражания. Трудно сказать, равнялись ли на него в реальной жизни советские милиционеры. Слишком уж недосягаемо идеален был он в своей простоте. Из публикаций той поры известен только казус майора Томина, носившего на лице баки по моде семидесятых: как только популярность сериала достигла небывалых высот, начальство разрешило носить личному составу такие же, как у артиста Леонида Каневского.

Год от года, от серии к серии решённые дела, но и нерешённые проблемы всё накапливались. Всё более актуальными признавались не одинокие фальшивомонетчики и редкие шпионы, как в ранних фильмах сериала, а системные случаи: на колхозном рынке, на овощебазе, в системе ЖКХ, а потом и подпольные цеховики, наконец, организованная наркоторговля. Если майор Томин во всех своих приключениях, внедряясь к уголовникам, работая под прикрытием, чувствовал себя, как рыба в воде, вносил в оперативную рутину элемент опасного, но весёлого карнавала, то следователь Знаменский, сидя за кабинетным столом, всё больше тускнел. С каждой новой звёздочкой на погонах умножалось знание. Это знание не отражалось прямо в сценарии, но чувствовалось в актёре. Зрители состояли в полумолчаливом сговоре со Знаменским – перед их глазами проходили те же дела, что вела эта троица, но только вместе со Знаменским они собирали картину в целом.

В современных «Ментах» такой моральной инстанции как Пал Палыч Знаменский нет. Добродетели и изъяны расфасованы среди всех членов следственной группы подполковника Соловца примерно в среднестатических долях, как среди обычных людей (правда, попадаются прохиндеи среди начальства). И ставить каждую серию как социально-психологическую драму авторы тоже не склонны. Изменилось время, изменилось отношение ко времени, к восприятию эпохи у публики, изменился подход к производству сериалов, изменилась структура общества и структура преступности… Теперь невозможно заставить зрителей верить в спасительные проповеди следователя как средство исправить преступника. А Пал Палычу Знаменскому такое было под силу. По крайней мере, в кино.

Актер Георгий Мартынюк. Фото. Фильмография

Георгий Яковлевич Мартынюк — знаменитый и любимейший актер эпохи советского кино. Он воплотил на экране образ принципиального и неподкупного служителя закона, эталона советского милиционера, Павла Павловича Знаменского. Эта роль стала для артиста пропуском в мир известности и популярности и вместе с тем сделала талантливого человека заложником одной роли. Творческий дар Георгия Мартынюка остался недооцененным. Однако бремя народной любви никому не дается даром. О жизненном пути этого замечательного артиста вы узнаете из этой статьи.

Детство

Георгий Мартынюк, биография которого будет изложена в данной статье, родился в 1940 году, 3 марта. Его детство прошло в послевоенном Оренбурге, на Урале. Будущий актер рос застенчивым и скромным мальчиком. Вместо того чтобы, как другие его сверстники, весь день проводить на речке, Георгий сидел дома. Его завораживали драматические постановки, которые передавались через черный круглый репродуктор. Мальчик мог слушать их часами. Поскольку в 40-х годах телевизоров еще не существовало, Мартынюку приходилось включать воображение. Он представлял себе яркие картины театральных представлений, в которых сам принимал участие. Будущий актер часто посещал театр, приходил на спектакли, в которых был задействован его старший брат, работавший актером. Георгий сам отчаянно хотел стать артистом и выходить на театральные подмостки, для того чтобы удивлять восторженную публику.

Первые роли

В старших классах Мартынюк набрался смелости и записался в детский драматический кружок при городском Доме учителя. Вскоре состоялась первая постановка. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Представление очень понравилось зрителям. Драматический театр в свободные дни стал предоставлять юным актерам свою сцену. После того как Георгий окончил школу, он выбрал ремесло актера и поехал в Москву поступать в ГИТИС. Родители мальчика были против. Им казалось, что одного актера на семью достаточно. Однако Мартынюк был настроен очень решительно.

Образование

Огромный конкурс (200 человек на место) не помешал Георгию поступить в театральный вуз с первого раза. Студенческая жизнь стала для юноши серьезным испытанием. Он жил в общежитии, постоянно недоедал, ему все время не хватало денег. Вместе с друзьями Мартынюк часто бывал на «Мосфильме» в надежде получить небольшую роль. Однако будущим актерам удавалось пробиться только в массовку. Георгий принимал активное участие в учебных постановках. Одна из них — «Проводы белых ночей» Петра Фоменко — прогремела на всю столицу. Невозможно было достать лишний билет, чтобы попасть на спектакль. Георгий Мартынюк, чьи успехи стали известны в Оренбурге, был приглашен директором местного Драматического театра на работу. Юноше была обещана квартира в родном городе и очень заманчивые перспективы. Он было согласился вернуться на родину, но тут грянул невиданный успех «Проводов белых ночей». Этот спектакль был поставлен под патронажем руководителя Московского драмтеатра А. А. Гончарова. Режиссеру понравился талантливый студент. После окончания института Мартынюк остался в Москве и вошел в труппу актеров Андрея Александровича. В этом театре Георгий служил всю свою жизнь.

Становление карьеры

В самом начале карьеры актер Георгий Мартынюк, биография которого освещается в этой статье, не получал больших ролей. В родном театре он долго играл в эпизодах. Не везло артисту и в кино. Все изменилось в 1963 году, когда актера пригласил Владимир Басов в свой фильм «Тишина». В стране началась «оттепель», картина была снята на злобу дня. В ленте осуждался культ личности Сталина, она была представлена на многих кинофестивалях. Таким образом, Георгий Мартынюк сыграл свою первую большую роль не в театре, а в кино. Уже на следующий год актер был задействован в новом фильме Басова «Метель», снятом по одноименной повести А. С. Пушкина. Затем артист появился в деревенской киноповести Чухрая «Жили-были старик со старухой». Георгий Мартынюк, фильмография которого известна всей стране, появился также в картинах «Гибель эскадры» и «Щит и меч».

«Следствие ведут знатоки»

В 1971 году произошло значимое событие в карьере знаменитого актера. Георгий Яковлевич Мартынюк был приглашен на съемки телевизионного спектакля «Следствие ведут знатоки». Постановка режиссера Вячеслава Бровкина о работе советской милиции стала одним из известнейших телесериалов советского времени. Из первых слогов фамилий главных действующих лиц этого проекта, «Знаменский», «Томин», «Кибрит» складывалось слово «знатоки». Актер Георгий Мартынюк, известный Бровкину по работе в театре на Малой Бронной, стал исполнителем роли Пал Палыча Знаменского. Образ Томина достался Леониду Каневскому. А обворожительную Зиночку Кибрит исполнила актриса Эльза Леждей.

Популярность «знатоков»

Первая серия телевизионного спектакля называлась «Черный маклер». Она сразу же вызвала пристальный интерес зрителей. Последующие части сериала «Повинную голову», «Ваше подлинное имя», «С поличными» пользовались не меньшей популярностью. В 1972 году на экраны вышло еще несколько серий «Знатоков». Фильм приобрел огромное количество поклонников. Сейчас не каждый вспомнит имя «Григорий Мартынюк», но все без исключения жители России и постсоветского пространства знают Пал Палыча Знаменского. Исполнитель роли этого принципиального, интеллигентного и красивого милиционера вспоминает, что ему непросто было пройти по улице. Его популярность была настолько высока, что к нему обращались не иначе, как «Пал Палыч». В образ идеального служителя закона, способного раскрыть любое, даже самое запутанное дело, влюбились миллионы телезрителей. Возмездие советских милиционеров в «Знатоках» было неотвратимым, но справедливым.

Актерам, игравшим в телесериале, было необходимо вжиться в роли. Поэтому они часто ездили в МУР, присутствовали на допросах, участвовали в обысках. Георгий Мартынюк, фото которого были известны всей стране, вспоминает, что однажды на допросе следователь накричал на молодого парня. Актер был представлен подследственному как сотрудник милиции, и никак не ожидал, что парень повернется в его сторону и заявит, мол, Знаменский всегда разговаривает на допросах только вежливо.

Заложник образа

Однако роль идеального следователя со временем стала тяготить артиста. Георгий Мартынюк, фильмография которого насчитывает много положительных ролей, называл Знаменского памятником самому себе. Актер утверждал, что Лене Каневскому с ролью повезло больше, его герой, Томин, являлся сыщиком, которому приходилось переодеваться, изображать других людей. А Пал Палыч всегда оставался добропорядочным служителем закона. Георгий Мартынюк обладал огромным актерским диапазоном. Ему одинаково удавались и драматические, и комические роли. Однако режиссеры видели в нем лишь положительных персонажей. В своих интервью актер со смехом заявлял, что его самой любимой ролью является пьяный слесарь. Изображая этого героя, Мартынюк мог позволить себе импровизировать, валять дурака.

Были смешные моменты в работе Георгия, связанные с намертво приставшим к нему образом Пал Палыча. Мартынюку с Каневским довелось вместе играть в театре «воров в законе». У зрителей был шок, когда медленно зажигался свет, и они видели Знаменского и Томина на нарах. Иначе как комическую постановку этот спектакль не воспринимали. Весь первый акт людям приходилось привыкать, что на подмостках перед ними не «знатоки». И поменять привычные стереотипы зрителям было нелегко.

Новые серии «Знатоков»

В 2000 году возникла идея снять новые серии «Знатоков». Роли Знаменского и Томина все так же исполнили Мартынюк и Каневский. Но Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. В сериал было решено ввести нового следователя — Китаеву. Эту героиню сыграла актриса Лидия Вележева. Георгий называл возвращение к «Знатокам» той самой водой, в которую приятно и волнительно войти дважды. Первые серии проекта были тепло встречены телезрителями. Однако вскоре фильм потерялся на фоне других детективных лент, которыми забит эфир современного телевидения.

Георгий Мартынюк. Фильмография

Актер утверждал, что сыграл мало ролей в кино. Действительно, список кинофильмов с его участием не назовешь впечатляющим. Мартынюк с удовольствием работал с Владимиром Басовым, и этот период своей жизни вспоминал с особым чувством. Не считая «Знатоков», выпуски которых снимались на протяжении двадцати лет, и каждая серия которых — отдельная история, Мартынюк снялся в «А зори здесь тихие. » у Станислава Ростоцкого, где сыграл возлюбленного героини Ольги Остроумовой. В 1984 году актер появился в фильме «Первая Конная» режиссера Владимира Любомудрова. Мартынюк поучаствовал в работе над телеспектаклем Леонида Броневого и Виктора Храмова «Равняется четырем Франциям?» в 1986 году. А год спустя снялся у Николая Засеева в картине «Слушать в отсеках». В 90-х наступил период застоя в российском кинематографе, и актер, так же как и многие его коллеги по цеху, остался не у дел. В кино работы не было, в театре на подмостках иногда оказывалось больше людей, чем зрителей в зале. В это смутное время Георгию приходилось подрабатывать в рекламе. Он с улыбкой вспоминал про лечебные «очки с дырочками», которые ему приходилось рекламировать в 90-е. Величина гонорара за такую пустяковую работу актера приятно удивила. В 2000 году Мартынюку довелось сыграть роль архиепископа Феофана Прокоповича в «Тайнах дворцовых переворотов» у Светланы Дружининой.

Личная жизнь

Георгий Мартынюк, личная жизнь которого была безупречной, пользовался большим успехом у женщин. За ним ходили толпы поклонниц, а он их. стеснялся. Актер тяготился пристальным вниманием прекрасной половины человечества и искал свою половинку. Первой женой Мартынюка стала актриса Валентина Маркова. Зрителям она известна как исполнительница Зои в картине «Баллада о солдате». Поскольку супруга Георгия была москвичкой, у них быстро появилась отдельная квартира. Когда актера настигла лавина народной любви и обожания, от поклонниц не было отбоя. Две особенно настырные дамы постоянно преследовали Мартынюка в течение года. Однажды Георгий Мартынюк, семья для которого всегда была на первом месте, не выдержал. Из-за девушек он не мог попасть к себе домой, поэтому встал посреди двора и громко позвал жену по имени. Настойчивые поклонницы быстро исчезли. Однако первый брак актера не выдержал испытания популярностью, и пара рассталась.

Со своей второй женой актер Георгий Мартынюк, биография которого наполнена яркими событиями, познакомился в больнице, где проходил курс лечения. Врач Нееле Прановна с тех пор приобрела постоянного пациента, а актер — домашнего врача. Супруга артиста, литовка по национальности, — очень практичная и рассудительная женщина. Ее мало интересовали поклонницы мужа, она утверждает, что Георгий Мартынюк никогда не давал повода для ревности. Сам артист всегда восхищался своей женой, воспитывал ее дочь Таню как родную. Этот брак продержался почти сорок лет, до самой кончины замечательного актера.

Дети актера

Это больной вопрос в его жизни. Георгий Мартынюк, биография которого интересует его многочисленных поклонников, имел одного родного ребенка. В первом браке у него появилась дочь Лиза. Однако всю свою жизнь он воспитывал другую девочку. Ею оказалась его падчерица Татьяна. Актер очень любил дочь своей второй жены Нееле, с радостью воспринял рождение двух внуков, Виталия и Владимира. Воспитание мальчиков помогло залечить Георгию глубокую рану, которую нанесла ему смерть родной дочери. У Лизы случилась личная драма, которую она не смогла пережить. Девушка покончила с собой в 20 лет. Это событие легло тяжелым бременем на плечи актера. Только искренняя любовь жены и поддержка близких помогли ему перенести этот удар. Всю жизнь актер Георгий Мартынюк, личная жизнь которого интересовала многих людей, винил себя в смерти дочери.

Болезнь

В 2014 году, 13 февраля, в прессе появилась информация о смерти замечательного артиста. Мартынюк Георгий Яковлевич, болезнь которого продолжалась длительное время, скончался на руках у любимой супруги. Незадолго до кончины артист перенес пневмонию, которая спровоцировала в дальнейшем онкологическое заболевание. С приступами удушья актер был госпитализирован в клинику, где провел несколько дней в реанимации. Врачам не удалось спасти артиста. Похоронили Мартынюка под музыку Свиридова, отпевали в церкви, где венчался А. С. Пушкин. Замечательный артист покоится на Троекуровском кладбище в городе Москве.

Отзывы друзей

По словам людей, близко знавших актера, он был очень светлым, доброжелательным человеком. Многие собратья по цеху Мартынюка очень болезненно воспринимают успехи своих коллег. Георгий никогда никому не завидовал и искренне радовался чужим достижениям. Актер прекрасно писал стихи, его поэзия отличалась остроумием. На подмостках родного театра актер провел более полувека. В памяти своих друзей он остался хорошим товарищем, талантливейшим артистом, порядочным человеком, с которым было приятно общаться и работать. Актер Геннадий Сайфуллин говорит, что если представить жизнь театра на Малой Бронной в виде мозаики, то Геннадий Мартынюк был самым светлым ее элементом за всю историю. Лев Дуров утверждает, что театр после ухода этого замечательного человека потеряет и в остроумии, и в театральности. Режиссер Владимир Хотиненко гордится, что ему удалось поработать в Мартынюком, и утверждает, что подражал ему с самого детства. У всех, кто когда-либо сталкивался с Георгием Мартынюком, остались о нем очень светлые воспоминания.


источники:

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/2722

http://fb.ru/article/138479/akter-georgiy-martyinyuk-foto-filmografiya