Актер Гарин Эраст биография

Эраст Гарин

Биография

Эраст Павлович Гарин появился на свет 10 ноября 1902 года в родильном отделении городской больницы Рязани. С отличием окончив рязанский лицей в 1919 году, Эраст записался добровольцем в ряды региональной Красной Армии.

Талант актёра начал проявляться у Эраста в раннем возрасте. Он выступал на подмостках рязанского гарнизонного театра, играл в комедийном спектакле «Сбитенщик» в постановке Княжнина.

Эраст Гарин | Ностальгия по советскому

Позже в составе труппы начинающий театральный актёр прибыл в Москву, где его талант быстро и по достоинству оценил драматург Всеволод Мейерхольд, взяв парня в свою режиссёрскую мастерскую.

Театр

В 1922 году Эраст Гарин стал действующим членом труппы государственного академического театра имени своего покровителя. Всеволод Эмильевич высоко ценил талант Гарина, отмечал и поощрял актёра, обсуждал с ним предстоящие театральные постановки.

Эраст Гарин в детстве | Кино-Театр

Спустя годы в своей книге об искусстве кинематографии Мейерхольд написал, что Эраст Гарин был его любимым учеником и самым уважаемым актёром театра. Также выдающийся российский драматург и режиссёр-постановщик сказал, что подавляющее большинство поставленных им спектаклей обязано своим успехом именно Гарину. Слава всенародного театрального актёра пришла к артисту после пьесы «Мандат», во время просмотра которого зрители падали со смеху.

Эраст Гарин и Всеволод Мейерхольд | Репортаж

В возрасте 25 лет Эраст Гарин заработал статус всенародного любимца. Его сравнивали с западными артистами. Самый частый гость театра Мейерхольда, уважаемый драматург той эпохи Константин Сергеевич Станиславский отмечал игру и мизансцены талантливого артиста высокой оценкой.

В своем произведении «Работа актёра над собой» Станиславский ставит актёра в пример читателям, отмечая его чувственную, профессиональную работу в различных спектаклях. Сотрудничество с Мейерхольдом стало судьбоносным в карьере Эраста.

Эраст Гарин в молодости | Кино-Театр

Гарин – единственный член труппы государственного театра, которому Всеволод Мейерхольд позволял вступать с ним в бурные обсуждения мизансцен и сценарных планов. Всеволод Эмильевич видел в молодом человеке не просто артиста, но и друга, мнение которого всегда разделял.

Истории театра хранят случай, когда Эраст Павлович допустил резкое высказывание в адрес законной супруги своего творческого руководителя, посчитав её посредственной актрисой. Всеволод Эмильевич простил ему это.

Фильмы

Самой запоминающейся советскому зрителю работой Эраста Павловича в кино стала роль археолога в нелирической комедийной картине «Джентльмены удачи» Александра Серого, по сценарию выдающегося драматурга и сценариста Георгия Данелия.

Фильм года, где Гарин согласился сняться после долгих уговоров его режиссёром, стал лидером советского кинопроката 1972 года, собрав у экранов телевизоров шестьдесят миллионов зрителей, что даже по сегодняшним меркам является абсолютным рекордом.

Эраст Гарин в фильме “Джентльмены удачи” | Кино-Театр

Кроме фильма «Джентльмены удачи», разошедшегося на цитаты, Эраст Гарин запомнился зрителю ролью царя в сатирической постановке «Золушка» Михаила Шапиро и Надежды Кошеверовой – режиссёров киностудии «Ленфильм» по сценарию Евгения Шварца.

В 1950-е годы, после ошеломительного успеха сказочного фильма о Золушке Эраст Павлович Гарин активно сотрудничал с писателем, прозаиком и драматургом Евгением Львовичем Шварцем. Триумф их совместной деятельности – кинолента «Обыкновенное чудо» 1964 года в постановке Эраста Гарина.

Эраст Гарин в фильме “Золушка” | Кино-Театр

Напомним, что в 1978 году, советский кинорежиссёр Марк Захаров повторно экранизировал пьесу Шварца, представив на суд российского зрителя двухсерийную кинокомедию с Александром Абдуловым и тогда ещё начинающей Евгенией Симоновой.

Кроме кинематографии Гарин занимался радиопостановками и режиссёрской деятельностью. Наиболее перспективной его постановкой стала чёрно-белая кинокартина «Доктор Калюжный» – экранизация повести «Сын народа» писателя и драматурга Юрия Германа, автора знаменитой повести о молодости Петра Первого «Россия Молодая».

Личная жизнь

В одном из интервью советскому журналу «Огонёк» Эраст Гарин рассказал о своей непростой жизни и о том, как ему везло с жёнами. Первой супругой стала Любовь Руднева, сценарист, автор детских книг и рассказов. Отношения Гарина и Рудневой были столь искренними и высокими, что даже развод не помешал их дальнейшему общению.

Эраст Гарин с женой Хесей | Набираем

Второй женой стала Хеся Локшина, с которой Гарин познакомился на экспериментальном курсе. Скромная свадьба навек связала молодых людей. Вскоре у пары родилась дочь Ольга. Других детей у Гарина нет. Кроме супружеских обязательств они постоянно поддерживали друг друга, снимались в одних картинах, играли на одной сцене, жили на скромную заработную плату.

В 1966 году с Гариным случилось несчастье. Эраст Павлович попал в автомобильную катастрофу, из-за которой лишился глаза. Его практически перестали приглашать в фильмы. Режиссёры просто не хотели работать со старым инвалидом, что больно ранило артиста, который на тот момент сыграл десятки ролей в кино и театре.

Эраст Гарин | Открытки

Последней большой работой в сфере кинематографии стала озвучка ослика «ИА» в советском короткометражном мультфильме о приключениях Винни Пуха. Авторов мультфильма привлёк депрессивный, пессимистичный голос постаревшего киноактёра, заставивший детей и юношей советского союза грустить вместе с экранным героем.

Смерть

За несколько месяцев до смерти Эраст Павлович потерял интерес к жизни, ни с кем не разговаривал, не принимал гостей, постоянно находился дома. Через несколько лет после смерти артиста его жена дала интервью, в котором рассказала о том, как уходил кумир, любимый двумя поколениями.

Актёр скончался в начале осени 1980 года, 4 сентября, в своей рязанской квартире от поглотившей его тоски. По сообщениям советских СМИ причиной смерти артиста стала затяжная депрессия.

Эраст Гарин | Fotohood

Могила Эраста Павловича Гарина находится на семнадцатом участке Ваганьковского кладбища Москвы.

В 2004 году российский телевизионный канал «Культура» выпустил в эфир цикл документальных фильмов «Легенды мирового кино». Один из выпусков посвящен Эрасту Гарину. В 2005 году телекомпания «ДТВ» представила документальную передачу «Как уходили кумиры», посвящённую выдающемуся артисту.

Эраст Павлович Гарин

Фото Все

Видео Все

«Раскрывая тайны звезд»: Эраст Гарин — Москва 24

Эраст Гарин. Советский комик, умерший от тоски

Эраст Гарин / Авторская программа Виталия Вульфа

Эраст Гарин — биография

Эраст Гарин – актер советского кинематографа, режиссер кино и театра, сценарист. Народный артист и Лауреат Сталинской премии. Его лучшими ролями стали образы в таких картинах как «Обыкновенное чудо» и «Золушка».

Детство и юность

Мало кто из известных актеров может похвастаться тем фактом, что в двадцать пять лет его уже с гордостью называют звездой сцены. И это была не просто сцена, а Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Роли Чацкого и Хлестакова в исполнении Гарина театральные критики называли лучшими в истории постановок. На протяжении своей творческой биографии Эраст Павлович был режиссером, сценаристом, актером, а иногда и оператором. Он записывал радиопередачи и с легкостью озвучивал мультипликационные фильмы. Роль короля в таких картинах как «Обыкновенное чудо» и «Золушка» сделали Эраста Гарина по настоящему известным среди телезрителей Советского Союза.

В свое время Юрий Никулин рассказывая о кинематографе говорил: «В нашей стране, среди актеров очень мало тех, кто играет комедийные роли. Еще меньше тех, кому от природы дано. Гарин же по истине уникален. Его таланту подвластно воплотить в реальность самую сложную сторону драматического искусства – трагикомедию».

Эраст Гарин в детстве

Эраст Павлович родился в городе Рязань, 10 ноября 1902 года. Настоящая фамилия известного артиста Герасимов. Павел Герасимов, отец будущей звезды был служащим в лестном хозяйстве. Мария Гарина, мама мальчика, занималась воспитанием двоих детей, самого Эраста и его сестры Татьяны, и вела домашнее хозяйство. По тем временам семья считалась достаточно обеспеченной, так как кроме основной квартиры в городе, был еще сельский дом. Последний был хоть и не больших размеров, но все же позволял семье много времени проводить на свежем воздухе. В детские годы среди увлечений маленького Эраста был цирк. Родители, чтобы порадовать мальчика покупали билеты на каждое представление приезжего шапито.

1910 год – Эраст Гарин становится учащимся мужской гимназии в родном городе. Одноклассником будущей звезды становится сын местного владельца единственного в городе кинотеатра. Иногда друг, просто ради шалости отрезал кусочки от киноленты, и делился ими со своим товарищем. Небольшие фрагменты фильмов Эраст просматривал дома на своем проекторе, демонстрируя матери и сестре достижения кинематографа. В этот период его жизни занятия в гимназии будущего актера вовсе не интересовали.

Однако в 1916 году все изменится и Эраст Павлович в одном из писем к сестре напишет: «Я стал больше внимания уделять учебе. Двойка осталась только по алгебре, все остальные предметы, включая историю, латынь и французский я уже стал исправлять». В старших классах увлечением и любовью Гарина стал театр. Практически каждый вечер он бежал в театр, чтобы посмотреть очередную постановку и помечтать, как в будущем он непременно будет играть на этой сцене.

Эраст закончил гимназию в 1917 году. Не за долго до его выпуска учебное заведение было переименовано и теперь гордо носило название шестой трудовой школы. Сразу после выпуска юноша отправился на работу в городской театр, куда его приняли на должность статиста. Одновременно с этим он иногда получал второстепенные роли, для которых даже и слов не было. В дальнейшем делясь своими впечатлениями о первом времени работы, артист скажет следующее: «Я пришел к Листову Николаю Афанасьевичу, а именно он в то время занимал пост руководителя рязанского театра, практически с улицы. Что я мог почувствовать впервые, оказавшись на сцене? Конечно же испуг. Мне казалось, что все смотрят именно на меня. Однако на самом деле, роли были на столько малы, что меня практически и видно не было». Дебютным спектаклем Эраста Павловича стала знаменитая постановка по произведению Максима Горького «Враги». Спустя время он появился в спектакле «Дни нашей жизни» и «Мадам сан-Жен». В этих постановках актер не однократно менял грим, так как из-за незначительности его персонажей в одном спектакле их могло быть два или три.

В 1919 году, Эрасту Гарину исполнилось семнадцать лет, и он добровольцем записался в ряды Красной армии. Однако попасть на фронт юноша не смог, так как его оставили в родной Рязани. В его обязанностях было патрулирование городских улиц и выполнение небольших поручений от начальства. Вечерами Эрасту удавалось поучаствовать в постановках гарнизонного театра. К октябрю 1919 года Герасимов зарекомендовал себя с положительной стороны и благодаря этому ему оформили перевод в Москву. Здесь он попал в Первый в Красной армии театр самодеятельности. На посту главного режиссера в тот период трудился известный деятель Виктор Жемчужный, который сразу же предложил роль в комедийной постановке под названием «Сбитенщик». Будущей звезде выпала роль офицера в отставке Болтая.

Эраст Гарин в молодости

Сразу же после окончания репетиций молодой актер отправлялся на лекции режиссера Николая Фореггера, который рассказывал о истории театра. Здесь же Гарин познакомился с так называемым методом Станиславского. По его мнению, именно это в дальнейшем послужило поводом для «упражнений, горячих споров и продолжительных дум». В этот же период Эраст Павлович стал работать над новой ролью, уже применяя на себе полученные на занятиях новые знания. Среди основного был важный принцип достоверной игры: «продумывание возможных обстоятельств и правдивые переживания». Все свое свободное время артист стремился проводить в театре, смотря все новые постановки, благо смотреть было на что. Будучи известным Гарин рассказывал: «Мы смотрели и смотрели. Современнику трудно в это поверить, но в тот период в городе было девяносто четыре театра. Вокруг нас было столько интересного. Мы, забывая о еде стремились успеть везде, и посмотреть все». Это был тот период, когда Эраст Павлович решил взять за основу своего псевдонима девичью фамилию матери – Гарин.

В театре Красной армии молодому таланту доставалось все больше ролей. Среди самых запоминающихся помещик Фирюлин в постановке сатирической комедии под название «Несчастье от кареты». Так же он поднялся на сцену в роли рекламщика «живых газет», когда необходимо было все новости рассказать публике в форме частушек и коротеньких песенок. В 1921 году во время постановки одного из спектаклей в зале присутствовал известный в театральных кругах Всеволод Мейерхольд. По окончанию режиссер отправился за кулисы, чтобы лично пообщаться с актерским составом. В момент, когда мужчина уже собирался покинуть театр, он обратился прямо к Эрасту Гарину: «Молодой человек вам обязательно нужно учиться дальше. Вскоре мы откроем курсы для режиссеров, обязательно приходите».

Учеба у Мейерхольда

Осенью 1921 года будущая звезда театра был зачислен студентом в Государственную высшую режиссерскую мастерскую, которой руководил сам Всеволод Мейерхольд. Как это ни странно, но практически все занятия на первом курсе были посвящены акробатике, гимнастике или классическому танцу. Только к концу первого года обучения у студентов появился такой предмет как сценическая речь. В начале второго курса наиболее талантливые ученики получали право участвовать в театральных постановках в театре актера. Позже этот театр был переименован и получи имя известного режиссера В. Мейерхольда. Эраст Гарин впервые вышел на сцену в 1922 году. Это был спектакль под названием «Нора», поставленный по произведению Генрика Ибсена. Далее последовала роль Ванечки в спектакле «Смерть Тарелкина», а в драме «Земля дыбом», Гарину пришлось перевоплотиться в повара. Спустя два года талантливый актер исполнил роль в премьерном показе «Даешь Европу!» или «Д.Е.». Позже Эраст вспоминал: «В спектакли мейерхольдовского театра я входил постепенно. Сначала это были маленькие роли, а иногда и несколько в одном спектакле. И если в «Земля дыбом» их было всего две, то в «Д.Е.» мне дали сразу десять эпизодических ролей, среди которых была даже роль трупа. Ее мне поручили, только потому, что я мало весил и носить было не слишком тяжело».

Один из сокурсников Гарина вспоминая о нем рассказывал, как однажды на занятиях в Государственных высших театральных мастерских худенький Эраст, босиком взобравшись на лестницу, обратив лицо через окно к небу, читал «Исповедь хулигана». Произведение Сергея Есенина из уст молодого актера звучало с тоской и трагизмом. Он полностью отменял обывательское нисхождение, которое как правило испытывали к русскому поэту и не позволял никому мерить мелкой мерой его творчество.

1924 год — Всеволод Мейерхольд предоставляет будущей звезде кинематографа проявить себя сыграв главную роль в постановке «Мандат». По задумке автора главный персонаж по имени Павел Гулячкин и он – нэпман. Павел живет воспоминаниями о прошлых временах и как умеет пытается приспособиться к окружающей его действительности. Мария Суханова, актриса, которая в тот период так же принимала участие в постановке рассказывала: «Сам Мейерхольд, смотря на Гарина в образе Гулячкина говорил, что влюблен в актера в этом образе. «Я, когда встаю, и потом в течении дня, и вечером я постоянно думаю, как буду ставить эту новую постановку с Павлушей»- говорил режиссер. Если бы не Гарин, спектакль не получился бы именно таким». Костюм для своего героя Эраст Павлович придумал самостоятельно. На самом деле там и придумывать было нечего актер взял собственные брюки и пиджак отца, который был ему достаточно велик. Премьера имела оглушающий успех. Об актерском составе говорили театральные критики и писали многочисленные статьи в таких периодических изданиях как «Искусство трудящихся», «Комсомольская правда» и «Известия».

Когда Эраст в спектакле «Мандат» громко кричит свою реплику: «Я всю Россию переарестую», «Я человек партийный», а затем тут же пугается своих собственных криков, то перед зрителем предстает не простак, а яркий пример квинтэссенции мещанства. Именно оно, с появлением такого понятия как нэп, стало выползать через все щели и пытаться уцепиться за жизнь, в мечтах за денационализированный магазин.

1926 год – в биографии Эраста Павловича новая ступень. Он окончил обучение в государственной высшей режиссерской мастерской и тут же начал работу над созданием образа в очередном спектакле Мейерхольда. На этот раз ему была доверена роль Хлестакова в известной комедии русского писателя Гоголя «Ревизор». Репетиции этой постановки продлились шесть месяцев. Для того, чтобы образ получился максимально точным, режиссер снял актера практически со всех других постановок. Дебютный показ «Ревизора» прошел в декабре 1926 года и на нем присутствовал Михаил Чехов. Этот актер из МХАТа до этого дня считался лучшим исполнителем роли Хлестакова, однако Гарин смог удивить каждого сидящего в зале. Даже спустя время Чехов в письме к Зинаиде Райх написал: «Я до сегодняшнего дня нахожусь под впечатлением от просмотра ТОГО «Ревизора»». Театральные критики с восхищением описывали игру Гарина вознося его способности на пьедестал актерского мастерства. Все дальнейшие постановки этого спектакля неизменно собирали полный зрительский зал.

1928 год – Эраст Гарин получает предложение сыграть главную роль в новой постановке под названием «Горе уму». В исполнении актера Чацкий показался зрителям совершенно с иной стороны. Один из театральных критиков Борис Щукин под впечатлением от просмотра в последствии написал в своей рецензии: «Чацкий, лишился всех своих внешних черт, которые отличали его от иных персонажей. Зато в нем появились внутренние черты и они на много сильнее. Это чувствующий и глубоко страдающий человек. Его внутренний мир был открыт с особой чуткостью и предельной точностью, новизной и остротой граней его характера». Новая постановка от режиссера Мейерхольда принесла Эрасту Гарину новый виток известности, после которого актер занял ведущую позицию в театре.

Эраст Гарин в спектакле

Тут же начались репетиции разу двух новых спектаклей «Клоп» и «Командарм-2» в ходе которых состоялось знакомство с Владимиром Маяковским. Из-за постоянных ссор между Мейерхольдом и Гариным связанных с трактовкой той или иной сцены, общая работа шла в замедленных темпах. Генеральная репетиция «Командорма-2» прошла только в 1929 году, сразу после которой Гарин объявил о своем уходе из театра. В последствии актер будет рассказывать о своем решении с грустной улыбкой на устах: «Господи! Какими наивными идиотами мы были в тот период. Во многом это объяснялось моей заносчивостью, глупостью и полным отсутствием выдержки с моей стороны. Кто бы в тот период смог подсмотреть в будущее и рассказать, как оно будет. ».

Эраст Гарин — биография, новости, личная жизнь

Эраст Гарин

Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия — Герасимов). Родился 28 октября (10 ноября) 1902 года в Рязани — умер 4 сентября 1980 года в Москве. Советский актер театра и кино, режиссер, сценарист, мастер озвучивания и дубляжа. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Заслуженный артист РСФСР (1950). Народный артист РСФСР (1964). Народный артист СССР (1977).

Эраст Герасимов, ставший широкой известным под сценическим псевдонимом Эраст Гарин, родился 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1902 года в Рязани.

Отец — Павел Эрастович Герасимов, работал лесником.

Мать — Мария Михайловна Гарина.

Его бабушка по отцовской линии — Елизавета Ивановна — жила в селе Дмитровский Погост (Дмитрия Солунского), Егорьевского уезда, Рязанской губернии.

О ранних годах Эраста практически ничего не известно. Будучи подростком, выступал на подмостках рязанского гарнизонного театра, где играл в комедийном спектакле «Сбитенщик» в постановке Княжнина.

В 17 лет в 1919 году он окончил с отличием рязанский лицей. Увлекся революционной романтикой и добровольцем записался в Красную Армию. Талантливого парня направили в агитбригаду. Затем до 1921 года выступал в Рязанском Гарнизонном театре — 1-м самодеятельном театре Красной Армии. Далее он решил совершенствовать свое мастерство.

В 1921 году поступил в студию Всеволода Мейерхольда, которого потом всю жизнь называл Мастером и свои Учителем. У Мейерхольда учился в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) (позже — Государственные высшие театральные мастерские, куда влился ГВЫРМ). В 1922-1926 годах обучался в Государственных экспериментальных театральных мастерских Наркомпроса РСФСР (ГЭКТЕМАС), одновременно вёл работу в РКА в создаваемой там «живой газете».

Эраст Гарин в молодости

В 1922-1936 годах выступал на сцене Московского театра имени В.Э. Мейерхольда. Мейерхольд очень ценил аналитический и трезвый ум Гарина, прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Вс. Мейерхольда. Первую большую работу актёр получил в спектакле «Д. Е.» («Даёшь Европу!») — иронично-политическое обозрение М. Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель», где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. В театре имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) сыграл в спектаклях: «Трест» по роману И.Г. Эренбурга; «Мандат» по пьесе Н.Р. Эрдмана — Гулячкин; «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя — Хлестаков; «Горе уму» по пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова — Чацкий.

В 1934 году стал актёром Рабочего театра Пролеткульта, худруком которого был Сергей Эйзенштейн.

Эраст Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — высоким, старческим и пронзительным голосом, манерой «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, философскими и невыносимыми. Был неотразим в гротескных комических ролях, в которых воплощал резко отрицательных персонажей.

В 1936-1949 годах — актёр и режиссёр Ленинградского театра комедии. Среди его работ: «Сын народа» Ю. П. Германа — Калюжный. Как режиссер поставил в этом театре спектакли: «Простая девушка» В. В. Шкваркина; «Сын народа» Ю. П. Германа; «Медведь» А. П. Чехова; «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева.

С 1946 года — актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра в Москве. Сыграл роли: «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца — Король; «Мандат» Н. Р. Эрдмана — Гулячкин. Поставил спектакли: «Флаг адмирала» А. П. Штейна (совм. с X. А. Локшиной); «Раки» С.В. Михалкова (совм. с X. А. Локшиной); «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца; «Мандат» Н. Р. Эрдмана.

В Московском театре Сатиры поставил «Тень» Е. Л. Шварца.

Эраст Гарин в кино

На экране дебютировал в 1934 году в роли адъютанта Павла I (Михаил Яншин) в гротескной комедии «Поручик Киже».

Эраст Гарин в фильме «Поручик Киже»

Широкая известность пришла к нему в 1940 году после роли Фёдора Терентьевича Тараканова по кличке «Альфред» в комедии «Музыкальная история», где вместе с ним блистали Сергей Лемешев и Зоя Фёдорова.

Герой Эраста Гарина — таксист-мещанин, который высокопарно изъясняется туманными фразами: «Один интересный шатен исключительно влюблен в одну интересную девушку. Интересная девушка — это Вы, а шатен. пожелал остаться неизвестным. И ещё — шатен мечтает, чтобы Вы с ним расписались»; «Шатен предлагает Вам отдельную комнату. в малонаселенной квартире, личный телефон. в коридоре, центральное отопление, ванну, где можно. белье стирать. «; «Выражение чувств — есть обязательное условие. Согласно теории сохранения личности, одеколон — не роскошь, а предмет ширпотреба и культурной жизни»; «Я ежедневно работаю над собой: от 5 до 6 я обедаю, от 6 до 8 я работаю над собой, а потом я свободен. ик, и культурно развлекаюсь».

Эраст Гарин в фильме «Музыкальная история»

В 1944 году Гарин превосходно сыграл жениха Эпаминонда Максимовича Апломбова в фильме «Свадьба» Исидора Анненского — экранизации рассказов и водевиля А.П. Чехова. Его партнершей вновь выступила Зоя Фёдорова. Также в этой ленте снялась Фаина Раневская, замечательно исполнившая роль матери невесты.

Фразы героя Гарина ушли в народ: «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя! Я — человек положительный!»; «Вы мне зубов не заговаривайте, я из принципа и надувать себя не позволю!»; «Я вашу дочь с кашей съем!».

Эраст Гарин в фильме «Свадьба»

Позже сыграл значимые роли в популярных в свое время картинах «Золушка» (Король), «Ревизор» (почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин), «Девушка без адреса» (дед Кати), «Шли солдаты. » (Якоб Гофман), «Каин XVIII» (король Каин XVIII), «Обыкновенное чудо» (Король).

Эраст Гарин в фильме «Золушка»

Эраст Гарин в фильме «Девушка без адреса»

Одной из самых известных работ Эраста Гарина на экране стал профессор-археолог Николай Георгиевич Мальцев в комедии «Джентльмены удачи», которому в голову приходит идея превратить героя Евгения Леонова в зэка и направить в колонию, чтобы выведать информацию о золотом шлеме: «Мы вам приклеиваем парик, рисуем татуировку и сажаем в тюрьму. «.

Эраст Гарин в фильме «Джентльмены удачи»

Вместе с женой Хесей Александровной Локшиной они сняли несколько фильмов, в том числе «Обыкновенное чудо», «Принц и нищий» и другие.

В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась авария. Эрасту Павловичу удалили один глаз, второй — практически не видел. Он оказался за бортом, его перестали приглашать сниматься и играть в театре. Лишь озвучки мультфильмов держали его на плаву.

В середине 1970-х годов актёра перестали приглашать в кино и театральные постановки.

Как вспоминала позднее первая жена Гарина Любовь Руднева (Фейгельман): «Гарин уходил очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может этого делать. Ему тяжело было общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».

Ушёл из жизни в Москве 4 сентября 1980 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (17 участок).

Личная жизнь Эраста Гарина:

Дважды был женат.

Первая жена — Хеся Александровна Локшина (17 декабря 1902 — 1 июня 1982), советский кинорежиссёр и сценарист. Была ассистентом режиссёра на киностудии «Ленфильм», позже, с 1936 года, — режиссёр-постановщик. С 1940 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм». Хеся Александровна была режиссёром нескольких спектаклей в театре-студии киноактёра и театре Сатиры, а также режиссёром дубляжа к ряду своих фильмов.

Поженились в 1922 году. Вместе они занимались режиссурой, творили и жили театром и кино. Однако их брак дал трещину, когда Гарин увлекся другой женщиной, которая на некоторое время также стала его женой.

Эраст Гарин и Хеся Локшина

Вторая жена — Любовь Саввишна Руднева (настоящая фамилия Фейгельман; 17 ноября 1914 — 12 марта 2003), русская советская писательница и театровед, мемуарист. Состояли в браке с 1935 по 1941 год.

Во втором браке в 1938 году родилась дочь Ольга Эрастовна Гарина, искусствовед и автор книг для детей.

После развода с Рудневой в 1941 году Гарин вернулся к своей первой жене, которая простила ему измену, и прожил с ней до самой своей смерти.

Фильмография Эраста Гарина:

1934 — Поручик Киже — адъютант
1937 — Женитьба — Подколесин
1938 — На границе — Волков, диверсант
1938 — Друзья — казак (нет в титрах)
1940 — Музыкальная история — Фёдор Терентьевич Тараканов («Альфред»), таксист-мещанин
1941 — Боевой киносборник №7. Эликсир бодрости- немецкий солдат
1942 — Швейк готовится к бою — Франсуа
1944 — Свадьба — жених — Эпаминонд Максимович Апломбов
1944 — Иван Никулин — русский матрос — Тихон Спиридонович
1946 — Синегория — эпизод (нет в титрах)
1947 — Золушка — Король
1949 — Встреча на Эльбе — Томми, капитан
1952 — Ревизор — Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
1952 — Джамбул — эпизод
1954 — Синяя птичка (короткометражный) — Петухов
1955 — Фонтан (короткометражный) — Петухов
1955 — Нестерка — школяр Самохвальский
1955 — Неоконченная повесть — Колосков, пациент, дамский мастер-парикмахер
1957 — «Девушка без адреса» — дед Кати, вахтер в райсовете
1958 — Шли солдаты. — Якоб Гофман, немецкий солдат
1958 — Ведьма (короткометражный) — Савелий Гыкин, дьячок
1960 — Русский сувенир — Джонс Пидапс, магистр философии
1961 — Водяной (короткометражный) — Прохор Васильевич Лыков, «Водяной»
1961 — Алёнка — Витаминыч (Константин Вениаминович), учитель начальных классов
1962 — Необыкновенный город
1962 — Монета — прохожий, специалист по вытаскиванию монет
1963 — Оптимистическая трагедия — Вожачок
1963 — Каин XVIII — король Каин XVIII
1964 — Обыкновенное чудо — Король
1966 — Весёлые расплюевские дни — Кандид Касторович Тарелкин / Сила Силыч Копылов, отставной надворный советник
1968 — Полчаса на чудеса (киноальманах) — Король
1970 — Два дня чудес — профессор-экзаменатор
1971 — Если ты мужчина. — Ульяныч, садовод
1971 — Джентльмены удачи — Николай Георгиевич Мальцев, профессор-археолог
1971 — 12 стульев — критик в театре
1973 — Нейлон 100% — укротитель, старый артист
1973 — Много шума из ничего — Кисель
1975 — Меняю собаку на паровоз — хормейстер
1975 — Пошехонская старина (киноальманах) — Василий Порфирыч
1979 — Профессия – киноактёр (документальный)

Озвучивание Эраста Гарина:

1947 — Квартет (анимационный) (нет в титрах)
1948 — Федя Зайцев (анимационный) — учитель
1950 — Волшебный клад (анимационный) — судья
1953 — Лесной концерт (анимационный) — Тюлень (нет в титрах)
1954 — На лесной эстраде (анимационный) — Филин (нет в титрах)
1955 — Заколдованный мальчик (анимационный) — Мартин
1956 — Палка-выручалка (анимационный) — старик
1956 — Девочка в джунглях (анимационный)
1956 — Двенадцать месяцев (анимационный) — профессор
1957 — Исполнение желаний (анимационный) — Король Салерно
1957 — Верлиока (анимационный) — Верлиока (нет в титрах)
1958 — Тайна далекого острова (анимационный) — профессор
1958 — Спортландия (анимационный) — Матрац-председатель
1958 — Краса ненаглядная (анимационный) — Царь
1959 — Приключения Буратино (анимационный) — фельдшерица Жаба (нет в титрах)
1959 — Легенда о завещании мавра (анимационный) — судья
1960 — Человечка нарисовал я (анимационный) — учитель (нет в титрах)
1961 — Чиполлино (анимационный) — дядюшка Виноград
1961 — Семейная хроника (анимационный) — Пудель-фотограф
1961 — Дракон (анимационный) — дедушка
1961 — Дорогая копейка (анимационный) — Пенс
1962 — Дикие лебеди (анимационный) — епископ
1963 — Свинья-копилка (анимационный) — слон
1963 — Дочь солнца (анимационный)
1964 — Храбрый портняжка (анимационный) — Король
1964 — Почта (анимационный) — Борис Житков
1964 — Петух и краски (анимационный) — Индюк (нет в титрах)
1964 — Лягушонок ищет папу (анимационный) — Рак-отшельник
1964 — Кот-рыболов (анимационный) — Волк
1964 — Дюймовочка (анимационный) — Рак
1965 — Наргис (анимационный) — Бамбур
1965 — Лягушка-путешественница (анимационный) — Селезень-вожак
1965 — Где я его видел? (анимационный) — Петрушка
1967 — Слонёнок (анимационный) — Питон
1969 — Возвращение с Олимпа (анимационный) — Орёл
1971 — Без этого нельзя (анимационный)
1972 — Винни-Пух и день забот (анимационный) — Ослик Иа
1973 — В мире басен (анимационный) — читает текст
1978 — Робинзон Кузя (анимационный) — Попугай

Режиссерские работы Эраста Гарина:

1937 — Женитьба
1939 — Доктор Калюжный
1942 — Принц и нищий
1946 — Синегория
1954 — Синяя птичка (короткометражный)
1955 — Фонтан (короткометражный)
1964 — Обыкновенное чудо
1966 — Весёлые расплюевские дни

Сценарии Эраста Гарина:

1937 — Женитьба
1964 — Обыкновенное чудо
1966 — Весёлые расплюевские дни

Награды и звания Эраста Гарина:

— Заслуженный артист РСФСР (1950);
— Народный артист РСФСР (1964);
— Народный артист СССР (1977);
— Сталинская премия второй степени (1941) — за исполнение роли Тараканова в фильме «Музыкальная история» (1940);
— орден Трудового Красного Знамени (12.04.1974);
— орден «Знак Почёта» (01.02.1939) — за исполнение роли Волкова в фильме «На границе» (1938);
— МКФ в Канне (1961, Специальный приз за мужскую роль, фильм «Ведьма»).

последнее обновление информации: 14.02.2021


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/ehrast-garin/

http://stuki-druki.com/authors/garin-erast.php