Актер Донатас Банионис биография

Донатас Банионис — биография, новости, личная жизнь

Донатас Банионис

Донатас Юозович (Юозасович) Банионис (лит. Donatas Banionis — Донатас Банёнис). Родился 28 апреля 1924 года в Каунасе — умер 4 сентября 2014 года в Вильнюсе. Советский и литовский актер, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1974).

Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе в семье рабочих.

Отец — Юозас Банионис (Банёнис) (1890-1961).

Мать — Она Блажайтите-Банёнене (род. 1900).

Как рассказывал актер, его родители были людьми с творческой жилкой, активно участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели.

Окончил Первую ремесленную школу Каунаса по специальности «керамист», во время учёбы занимался в драматическом кружке.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис. Через некоторое время театр переехал из Каунаса в Паневежис. А в 1941 году переехал в Паневежис и Банионис, где был принят в труппу Драматического театра, который возглавлял режиссёр Ю. Мильтинис (ныне Драматический театр Юозаса Мильтиниса). В 1944 году окончил студию при Паневежском театре.

С 1980 по 1988 год — главный режиссёр, художественный руководитель театра.

В 1982-1984 годах учился в Государственной консерватории Литовской ССР (ныне Литовская академия музыки и театра) (Вильнюс).

В качестве актёра в Паневежском театре работал до 1 января 2001 года, откуда уволился по причине введённой в Литве пенсионной реформы, согласно которой пенсионеры, продолжающие работать, должны либо уйти с работы, либо лишиться пенсии.

Среди наиболее известных театральных работ — «Предложение» А. П. Чехова; «Севильский цирюльник» П. Бомарше; «Метеор» Ф. Дюрренматта — Швитер; «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — Варавин.

Театральные работы Донатаса Баниониса:

1941 — «Поросль» К. Бинкиса — Ясюс;
1943 — «Генрих IV» Л. Пиранделло — Карло ди Нолли;
1946 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Иван Кузьмич Шпекин;
1946 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина — Владимир Дорохин;
1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Вильямс;
1947 — «Жизнь в цитадели» А. М. Якобсона — Ральф;
1947 — «Жорж Данден» Мольера — Колен;
1949 — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского — Андрей;
1949 — «Украденное счастье» И. Я. Франко — Бабич;
1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва — капитан Вальтер Кидд;
1951 — «В степях Украины» А. Е. Корнейчука — капитан Вальтер Кидд;
1951 — «Париж, улица Сталинграда» Д. Уманского — Жак;
1952 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова — Максим;
1952 — «Лжец» К. Гольдони — Октавий;
1952 — «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павел Корчагин;
1954 — «Чайка» А. Чехова — Дорн;
1957 — «Гедда Габлер» Г. Ибсена — Тесман;
1958 — «Смерть коммивояжёра» А. Миллера — Вилли Ломен;
1959 — «Иванов» А. П. Чехова — Лебедев;
1959 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля — Бопертюи;
1961 — «Макбет» У. Шекспира — Банко;
1963 — «Золотой конь» Я. Райниса — министр;
1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову — Давыдов;
1966 — «Там, за дверью» В. Борхерта — Бекман;
1967 — «Физики» Ф. Дюрренматта — Мебиус;
1971 — «Франк V» Ф. Дюрренматта — Шлюмпф;
1973 — «Пляска смерти» А. Стриндберга — Эдгар;
1977 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий;
1979 — «Реквием по монахине» У. Фолкнера — Стивенсон;
1980 — «Кафедра» В. В. Врублевской — Брызгалов;
1994 — «Миндаугас» Ю. Марцинкявичюса — Старик;
1996 — «На Золотом озере» Е. Томпсона — Норман;
1996 — «Круг» С. Моэма — Ч. Чейни;
1997 — «Любовные письма» А. Гарни — Эндрю;
1998 — «Самоубийца» Н. Эрдмана — Гранд-Скубик;
2000 — «Дальше — тишина. » Генри и Ноа Лири — Барклей Купер.

С 1960 года был членом КПСС. Член ЦК КП Литовской ССР. Депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва (1974-1979).

В кино дебютировал в 1959 году в роли Даусы в картине «Адам хочет быть человеком». Впоследствии создал целый ряд образов, по праву числящихся в классике советского киноискусства. Стиль игры актера, его манера наиболее полно выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: «Баниониса называли «интеллектуальным» актером. Банионис — и глубоко чувствующий, лепящий образ «вовнутрь». Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания. Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность — внутри. Его лицо — внутри. Оно соткано из эмоций».

В 1966 году получил первый приз на ВКФ (Киев) за фильм «Никто не хотел умирать». В том же году на МКФ в Карловых Варах стал обладателем приза за исполнение мужской роли в ленте «Никто не хотел умирать». В 1967 году за работу в этом фильме ему была присуждена Государственная премия СССР.

Донатас Банионис в фильме «Никто не хотел умирать»

Самый звездный фильм актера — «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша, в котором он сыграл роль советского разведчика Константина Ладейникова (прототипом был Рудольф Абель, отсидевший много лет в американской тюрьме). За игру в этой картине в 1969 году на МКФ приключенческих фильмов в Софии получил Премию исполнителю главной роли.

Донатас Банионис в фильме «Мёртвый сезон»

Стоит отметить, что президент России Владимир Путин решил стать «чекистом» именно после просмотра фильма «Мёртвый сезон» с Банионисом в роли офицера разведки. Об этом актеру рассказывал сам Путин при личной встрече.

Многие считают лучшей работой актера в кино главную роль в фильме Андрея Тарковского «Солярис».

В 1972-м получил Национальную премию ГДР за фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания».

В 1977-м Государственной премией СССР была отмечена его работа в картине «Бегство мистера Мак-Кинли».

Донатас Банионис в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»

Запомнился и по целому ряду других работ, например, председателя клуба самоубийц в приключенческой ленте о похождениях принца Флоризеля.

Донатас Банионис в фильме «Приключения принца Флоризеля»

У Баниониса был литовский акцент, поэтому в фильмах его озвучивали актёры Москвы и Ленинграда: Александр Демьяненко, Зиновий Гердт, Игорь Ефимов, Петр Шелохонов, Георгий Жжёнов, Владимир Заманский. Собственный голос актёра можно услышать в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где он, играя пастора, разговаривал с Деточкиным без дубляжа и пересчитывал деньги по-литовски, в фильмах «Змеелов» и «Операция «Трест»».

В 1999 году получил российский Орден Дружбы за заслуги в развитии российского киноискусства и плодотворную деятельность по укреплению международных культурных связей. А в 2009-м — Орден Почёта за большой вклад в развитие театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.

Смерть Донатаса Баниониса

В июле 2014 года пережил клиническую смерть. После этого актер очень изменился. Его сын рассказывал: «Отец сейчас живет в тех временах, когда ему было очень хорошо. Когда человек переживает клиническую смерть, часть клеток мозга умирает. Поэтому человек может быть вообще как овощ, или может быть нормальным. Так вот, отец нормальный. Но когда он разговаривает со мной, например, спрашивает: «Где мама?» А мама умерла шесть лет назад. Он спрашивает: «Куда она вышла?» То есть он вроде бы со мной, а вроде бы и нет. Потом, он все время куда-то собирается. Говорит: «Я поеду в Москву, я поеду в Голливуд, на море». Он живет в том периоде. ».

2 сентября у него случился инсульт.

А 4 сентября 2014 года, на 91-м году жизни, Донатас Банионис скончался в Вильнюсе. Актёр был похоронен на Антакальнисском кладбище в уголке деятелей искусств.

Донатас Банионис увековечен в «Галерее славы» торгового и развлекательного центра «Акрополис» (по итогам голосования посетителей интернетной страницы центра) в Вильнюсе: 28 апреля 2005 года, в связи с 81-летием актёра, была открыта мемориальная таблица с отпечатком его руки (скульптор Тадас Гутаускас).

Рост Донатаса Баниониса: 175 сантиметров.

Личная жизнь Донатаса Баниониса:

Был женат. Супруга — Она Банёнене (1924-2008). Познакомились в 1947 году. Для Оны это были тяжёлые времена. Её отца – богатого землевладельца и братьев арестовали. Сослали в Воркуту. Девушка тогда училась в Вильнюсском университете. Друзья предупредили её о возможном аресте и Она, сменив фамилию, уехала в Паневежис. Поступила в театр актрисой. Но перед ней снова встала угроза ареста. Донатасу было бесконечно жаль очаровательную девушку и он предложил ей выйти за него замуж, сказав: «Я могу спасти тебя. У меня отец парторг. Давай поженимся!». Так возникла супружеская пара Банионисов. Прожили в браке 60 лет, до смерти жены.

«Я женился на очень хорошей женщине, она сделала меня счастливым», – говорил Банионис.

У пары родилось двое сыновей — Эгидиюс (1948 г.р.) и Раймундас (1957 г.р.).

Эгидиюс (1948-1993) был историком, специалистом по XV-XVI вв., посмертно награждён Государственной премией Литвы в области науки.

Раймундас окончил ВГИК, снял несколько фильмов, в настоящее время имеет собственную кинокомпанию, снимает документальные фильмы, рекламу.

Донатас Банионис с женой Оной и сыновьями

В 2011 году (к тому времени супруга уже три года как умерла) у Баниониса появилась его последняя любовь — Ольга Рябикова. Она была поклонницей актера с юности. В 2011-м она приняла участие в велопробеге Минск–Вильнюс. В пути познакомилась с мужчиной, который не только знал адрес легендарного актера, но и был с ним знаком. В Вильнюсе он привел ее к Донатасу. Обменялись телефонами, Ольга часто приезжала в гости. А потом ушла на пенсию и перебралась к нему. Ольга и стала его собеседницей, нянькой, поварихой.

Но как только актер решил с ней расписаться, восстали его родные. «Эта безумная поклонница, видимо, мечтает заполучить наследство! Пригрели змею!», – заявляла журналистам невестка Баниониса Виолетта.

В итоге Ольга уехала к себе домой.

Донатас Банионис и Ольга Рябикова

Фильмография Донатаса Баниониса:

1959 — Адам хочет быть человеком — Дауса
1963 — Хроника одного дня — Донатас (озвучивал Николай Харитонов)
1964 — Марш! Марш! Тра-та-та — майор Чертополох (Варнапеша), правитель Центии
1965 — Никто не хотел умирать — председатель Вайткус (озвучивал А. Демьяненко)
1966 — Берегись автомобиля — пастор-покупатель
1966 — Маленький принц — взрослый человек (озвучивал А. Демьяненко)
1966 — На глухом хуторе — ксёндз (озвучивал А. Демьяненко)
1966 — Там, за дверью (документальный)
1967 — Житие и вознесение Юрася Братчика — иезуит Босяцкий
1967 — Операция «Трест» — Эдуард Стауниц, барон
1968 — Мёртвый сезон — Константин Тимофеевич Ладейников (озвучивал А. Демьяненко)
1969 — Красная палатка — Марияно
1970 — Король Лир — герцог Олбенский (озвучил А. Демьяненко)
1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания — Франсиско Гойя (озвучивал Г. Жжёнов)
1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — Савва Морозов
1972 — Командир счастливой «Щуки» — Виктор Юозович Шеркнис, комиссар Щ-721 (озвучивал А. Демьяненко)
1972 — Солярис — Крис Кельвин, психолог (озвучивал В. Заманский)
1972 — Капитан Джек — Митя (озвучивал Л. Хомятов)
1973 — Открытие (Рукопись академика Юрышева) — академик Сергей Матвеевич Юрышев
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — мистер Мак-Кинли (озвучивал З. Гердт)
1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Фердинанд Люс, режиссёр (озвучивал В. Заманский)
1976 — Мама, я жив (ГДР) — майор Маурис
1976 — Бетховен — дни жизни (Beethoven) — Людвиг ван Бетховен
1977 — Вооружён и очень опасен — Габриэль Конрой (озвучивал А. Демьяненко)
1977 — Сумка инкассатора — следователь Алексей Петрович Туляков (озвучивал И. Ефимов)
1977 — Монологи (документальный)
1978 — Кентавры — Президент (озвучивал И. Кваша)
1978 — Цветение несеянной ржи — Антанас Петрушонис
1978 — Особых примет нет — Гартинг, Аркадий Михайлович (озвучивал В. Заманский)
1978 — Где ты был, Одиссей? — Огюст Птижан / Леман (озвучивал Алексей Консовский)
1978 — Территория — Илья Николаевич Чинков, директор
1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы — «Председатель» (озвучивал А. Демьяненко)
1980 — Андрюс — Раупленас
1980 — Молодость № 2 (новелла «Зелёная куколка») (короткометражный) — доктор Хартли
1980 — Факт — нацистский полковник Титель
1981 — Медовый месяц в Америке — Алан (озвучивал А. Демьяненко)
1981 — «Ржавая вода» К. Сая (фильм-спектакль)
1982 — «Три мешка сорной пшеницы» (фильм-спектакль)
1982 — Детский мир — Михаил Петрович Распоркин (озвучивал А. Демьяненко)
1982 — Никколо Паганини — Луиджи Джерми, адвокат (озвучивал П. Шелохонов)
1982 — Извините, пожалуйста! — гость из Вильнюса (озвучивал А. Демьяненко)
1983 — «Амадей» (фильм-спектакль)
1984 — «Вечер» (фильм-спектакль)
1985 — Змеелов — Митрич-Колобок
1985 — Грядущему веку — журналист Рино Феличе
1985 — «Вино из одуванчиков» (фильм-спектакль)
1985 — «Три сестры» (фильм-спектакль)
1985 — «Бидерман и поджигатели» (фильм-спектакль)
1985 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» (фильм-спектакль)
1986 — Крик дельфина — Бар-Маттай, профессор, психолог
1987 — Загон — Гарри Майлстоун
1987 — На исходе ночи — Эйман
1987 — 13-й апостол — отец
1989 — Вход в лабиринт — Мазарди (озвучивал А. Демьяненко)
1989 — Вера — Тяжкий путь познания (Der schwere Weg der Erkenntnis) — пастор Ленц
1990 — Живая мишень — Павел Васильевич, он же «Хозяин»
1990 — Элоиза и Абеляр (фильм-спектакль) — Фульберт
1991 — Депрессия — «Старик»
1991 — Пьющие кровь — Семён Семёнович Теляев
1991 — Семь дней после убийства — следователь (озвучивал Рудольф Панков)
1991 — Ятринская ведьма — воевода Корсак
1992 — Без улик — инспектор
1994 — Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах — пан Твардовский, учитель
1996 — Анна
1998 — Проклятый уютный дом — Губерт Ольбромский
1999 — Двор (Kiemas) — старик
2001-2002 — Ниро Вульф и Арчи Гудвин — Ниро Вульф (озвучивал Г. Богачёв)
2002 — Только раз. — Александр Янович
2003 — Донатас Банионис (документальный)
2004 — Другие миры Донатаса Баниониса (документальный)
2004 — Каунасский блюз (короткометражный) — Альгис
2004 — Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина — Ниро Вульф (озвучивал Г. Богачёв)
2005 — Дети Ванюхина — Гаубих
2005 — Персона нон грата — Харон
2005 — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — Свенельд
2005 — Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой — Свенельд
2006 — Анастасия (Anastasia) — отец доктора
2007 — Ленинград — Тойво
2007 — Андрей Тарковский (из цикла «Человек в кадре») (документальный)
2009 — Никто не хотел забывать. Будрайтис, Банионис и другие (документальный)
2011 — Горячее сердце (Fireheart: The Legend of Tadas Blinda) — Михаил Муравьёв
2012 — Чудо, дремлющее в нас. Юргис Балтрушайтис (документальный)
2014 — Донатас Банионис. Бархатный сезон (документальный)
2014 — Донатас Банионис. Я остался совсем один (документальный)

последнее обновление информации: 02.02.2022

Донатас Банионис: биография, личная жизнь, семья, фильмография фото, дата и причина смерти

Со смертью этого великого, прежде всего, человека с большой буквы, а потом уже не менее знаменитого актера ушла в небытие целая эпоха советского кинематографа, гениальных картин и филигранно сыгранных ролей, вдохновляющих зрителей на великие свершения.

Род Банионисов

Юозас, отец будущего актера Донатаса Баниониса, появился на свет 8 августа 1890 года в литовской деревне Гивишкес, в довольно зажиточной семье Антанаса Баниониса, имеющего целых два гектара земли и четверых детей, чтобы эту землю обрабатывать. Юозас был младшим. Его мать умерла рано, когда ему было всего четыре года. За постоянной работой в поле и заботой о хозяйстве детям было совсем некогда ходить в школу, поэтому грамотный Антанас, дедушка актера, учил своих многочисленных отпрысков сам.

Когда началась Первая мировая война, Юозас отправился на фронт. Вскоре он был ранен и попал в госпиталь, а после лечения снова отправлен на фронт. Однако до своей части Юозас Банионис не доехал, решив дезертировать из царской армии.

Революция 1917 года застала отца актера уже в Смоленске, где он работал портным.

Через год Юозас вернулся в родную Литву, обосновавшись в небольшом старинном городке Вилкавишкис. Именно здесь Юозас Банионис и повстречал восемнадцатилетнюю Ону Блажайтите-Баненене, будущую мать нашего героя, солистку кружка художественной самодеятельности, девушку творческую и яркую.

Да и сам Юозас, признаться, был также человеком с богатым воображением и неуемным темпераментом, что было не совсем присуще литовцу.

На фото — родители актера Юозас Банионис и Она Блажайтите-Баненене после свадьбы.

Они поженились в 1920 году и переехали строить свое семейное гнездышко в Каунас, где вскоре у них родилась дочь Дануте, а еще через два года — долгожданный сын.

Детство

Биография Донатаса Баниониса, литовца по национальности, началась солнечным весенним днем 28 апреля 1924 года. По семейному приданию, мальчик родился не в больнице, а в маленьком деревянном домике Банионисов на Ратушной площади Каунаса. Когда подошло время и Она Баненене приготовилась к родам, в их двор вошел совершенно черный и нелепый для Литвы афроамериканец. Он подошел к окну и громко постучал. От неожиданности и испуга Она тотчас же родила Донатаса. Было ли это правдой или одной из баек фантазера-отца, так и осталось невыясненным.

Через несколько лет Банионисы сняли квартиру в двухэтажном каменном доме на набережной у реки. Маленький Банионис любил подолгу наблюдать за проплывающими мимо него кораблями и мечтать о чем-то большом и неясном, как море, о котором рассказывал отец.

Слева на фото — Донатас Банионис в 1932 году.

Когда будущему знаменитому актеру исполнилось четыре года, мама привела его в театр на спектакль о страданиях Христа. Это было самое первое знакомство нашего героя со сценой, которая удивила и очаровала его на всю жизнь.

Мне хотелось быть там, на месте одного из солдат, вышагивающего при полном параде — в шлеме и с мечом в руках. Потом я ходил с палкой по улице, представляя себе, что я тот самый солдат. А жили мы бедно, и я мечтал о какой-то иной жизни. Мне хотелось быть кем-то другим, вырваться из той повседневности, которая меня окружала. В то время это, конечно, было еще неосознанно.

Взросление

В 1929 году отец Донатаса Баниониса уехал искать лучшей доли в далекой Бразилии. Правда, счастья он там не нашел и через год вернулся домой. Пока его не было, Она Баненене с детьми практически нищенствовали и жили впроголодь. После встречи взаимоотношения родителей Донатаса разладились, и в 1934 году их семья окончательно распалась после нескольких безнадежных попыток воссоединения.

Когда Юозас нашел работу и обустроился, Она привела к нему Донатаса и оставила его жить с отцом, к тому времени ставшим известным и востребованным в Каунасе портным. Поэтому жили они вполне неплохо.

Через несколько лет Банионис-старший снова женился. В их доме появилась властная Барбора, а вскоре у отца родилась и дочь Ирена.

На фото — Донатас с мачехой Барборой, сестрой Иреной и отцом в 1948 году.

С появлением мачехи и рождением сестры в новой семье отца Донатас Банионис стал чужим в собственном доме.

Учился мальчик хорошо. Школьные учителя первыми обратили внимание на его артистические способности и начали брать Донатаса в школьные спектакли. В то время для юного актера сцена стала той самой дверью, через которую можно было перенестись в мир его мальчишеских мечтаний.

В то же время ему открылся удивительный мир кино и совсем иная фантастическая жизнь, лившаяся с экранов послевоенных кинотеатров.

Путь к мечте

После окончания начальной школы Донатас поступает в Первую ремесленную школу Каунаса, в которой учится гончарному делу. Однако заложенная еще со школы тяга к высокому искусству и сцене вскорости привела его в драматический кружок, в котором он успешно выступал в течение всего своего обучения.

После продолжительных мытарств в 1941 году Донатасу Банионису все же удается поступить в актерскую студию, а после ее окончания и в труппу драматического театра города Паневежис, в который юноша приехал поисках своего артистического счастья.

Так Донатас становится профессиональным актером и уже через несколько лет оказывается в массовке киноленты «Марите», а затем еще в целом ряду эпизодических ролей без упоминания его имени в титрах.

Однако по-настоящему актеру предстоит прославиться в кино лишь через десять лет.

А пока он отдает всего себя театральным подмосткам Паневежского драматического театра, где за это время он сыграл почти в двадцати спектаклях, таких как «Поросль», «Генрих IV», «Жорж Данден», «Свадьба с приданым», «Как закалялась сталь» и «Соломенная шляпка».

Фильмография актера

К концу 50-х годов прошлого столетия судьба наконец улыбается Донатасу — его начинают снимать в серьезном кино.

За полвека карьеры актером было создано множество незабываемых кинообразов. Фильмография Донатаса Баниониса насчитывает почти семьдесят картин. Остановимся же на самых знаковых из них.

Его первой серьезной актерской работой стала роль в драме «Адам хочет быть человеком» 1959 года, истории, очень похожей на прошлое его отца Юозаса, отправившегося за три девять земель в поисках счастья.

Вскоре актера ждет настоящее признание — в 1965 году он снимается в одной из главных ролей в драме «Никто не хотел умирать», рассказывающей о суровых временах становления советской власти в Литве.

Донатас Банионис сыграл человека, заменившего убитого председателя одного из литовских сельсоветов и вынужденного дать отпор местной банде. Этот фильм по праву был признан лучшим советским фильмом 1965 года, а Банионис мгновенно стал знаменитым на всю страну.

Сам актер впоследствии считал эту картину одной из лучших в своей карьере. Однако после ряда фильмов, включая известную и популярную комедию «Берегись автомобиля», в которой Донатас сыграл эпизодическую роль, в 1968 году к популярности актера добавляется всенародное признание его следующего знакового фильма — криминальной драмы «Мертвый сезон».

Мастерски и достоверно сыгранная Банионисом роль разведчика заняла почетное место в почетном ряду шпионских фильмов, рядом со Штирлицем знаменитого Вячеслава Тихонова.

Мало того, эта картина настолько поразила самого будущего Президента Российской Федерации В.В. Путина, что он еще в молодости решил связать свою судьбу с профессией разведчика.

Затем через несколько лет последовал легендарный «Солярис» знаменитого режиссера Андрея Тарковского, в котором Донатас Банионис сыграл главную роль.

Эту загадочную и не до конца понятную даже исполнителю главной роли картину после ее выхода в 1972 году практически никто не принял. Донатас впоследствии вспоминал:

Я понял, что это поэтическая и философская картина, которая никому не нужна. Помню, получал письма со словами: «Донатас Юозович, все зрители вас очень просят — больше в такой халтуре, как «Солярис», никогда не снимайтесь».

На фото — Банионис с режиссером Андреем Тарковским на съемках «Соляриса».

Однако сам актер считал эту ленту уже даже не фильмом, а самым настоящим искусством с большой буквы. Кроме того, «Солярис» получил Гран-при Каннского кинофестиваля.

Практически все фильмы Донатаса Баниониса, благодаря его яркой характерной внешности и проницательному взгляду, имеют острый детективный и драматический оттенок. Достаточно вспомнить такие известные картины, как «Вооружен и очень опасен», «Приключения принца Флоризеля» и «Змеелов».

В личной жизни актера все сложилось достаточно просто. Донатас оказался однолюбом. Его единственной спутницей жизни стала Она Конкулевичюте-Баненене.

Они познакомились в сложные для девушки времена. Шел 1947 год, репрессии были страшной обыденностью страны. Избранница Донатаса была родом из богатой семьи землевладельца. Ее отца и братьев арестовали и отправили на прииски Воркуты. Та же участь ждала и девушку, только что зачисленную в труппу Паневежского драматического театра.

Банионис, чей отец в то время дослужился до парторга, пожалел Ону и предложил ей руку и сердце, чтобы спасти от ареста. Так авантюрно начался их брак, впоследствии счастливо продлившийся 60 лет, до самой смерти Оны.

Донатас говорил о своей любимой супруге:

Я женился на очень хорошей женщине, она сделала меня счастливым.

1948 год подарил Донатасу и Оне их первенца Эгидиюса, а еще через девять лет — младшего сына Раймундаса.

На фото — актер в кругу семьи с женой Оной и сыновьями Эгидиюсом и Раймундасом.

Страстью Эгидиюса была история. Он был человеком с научным уклоном, написал несколько книг, работал в архивах и научных институтах. Однако его жизнь трагически оборвалась от рака, когда ему было всего 44 года. У него осталась дочь, дальнейшим воспитанием которой занялась Она.

Раймундас связал свою жизнь с театром и стал известным в Литве режиссером.

Он владеет собственной кинокомпанией, счастлив в браке и растит двух дочерей и сына.

Последний аккорд Донатаса Баниониса

В 2008 году ушла из жизни его любимая Она. Актер пережил ее всего на шесть лет.

О нем, уже седовласом старике, разменявшем девятый десяток лет, до его последних дней заботилась семья младшего сына Раймундаса. В последние годы Донатас все чаще жаловался на проблемы с сердцем и неоднократно проходил курсы лечения. Однако даже установленный врачами кардиостимулятор не смог продлить жизнь великого актера.

В июле 2014 года Донатас Юозович попадает в реанимацию, из которой ему уже не суждено было вернуться.

4 сентября 2014 года сердце знаменитого актера остановилось навсегда.

Донатас Юозович прожил долгую и счастливую жизнь, полную ярчайших впечатлений и ролей. Он играл русских, литовцев, немцев, американцев, испанцев и даже шведа.

Национальность Донатаса Баниониса — человек. В любой роли, в любом событии, на экране или в жизни — до конца.

Донатас Банионис

фотографии >>

биография

Банионис Донатас Юозович

Родился 28 апреля 1924 года в городе Каунасе.

Заслуженный артист Литовской ССР (1965).
Народный артист Литовской ССР (1973).
Народный артист СССР (1974).

Окончил Первую ремесленную школу Каунаса, по специальности «керамист», во время учебы занимался в драматическом кружке.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис. Через некоторое время театр переехал из Каунаса в Паневежис, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу.

В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером.

В кинематографе дебютировал в 1959 году в роли Даусы в картине «Адам хочет быть человеком». Впоследствии создал целый ряд образов, по праву числящихся в классике советского киноискусства. Стиль игры актера, его манера наиболее полно выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: «Баниониса называли «интеллектуальным» актером. Банионис — и глубоко чувствующий, лепящий образ «вовнутрь». Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания. Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность — внутри. Его лицо — внутри. Оно соткано из эмоций».

В 1980 году после ухода на пенсию Юозаса Мильтиниса возникла угроза существованию Паневежского театра — некому было ставить спектакли, актеры не репетировали. В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссером, приняв на себя, помимо проблем творческого характера, и весь груз чисто хозяйственных проблем: репертуар, подготовка к гастролям, пополнение труппы. Руководил театром до 1988 года. В эти же годы окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984).

Умер 4 сентября 2014 года в больнице Вильнюса.
Похоронен 8 сентября на Антакальнисском кладбище литовской столицы в уголке деятелей искусств.

последнее обновление информации: 15.12.21

трейлер: «Солярис» >>

публикации

Нельзя сказать, что после «Соляриса» на артиста Баниониса обрушилась всемирная слава. Запомнили его образ, но не фамилию. «У русских такие сложные имена». Помню, как несколько лет назад по моей настоятельной рекомендации один англичанин посмотрел «Приключения принца Флоризеля» (к сожалению, без перевода – не смогли найти английских субтитров). Фильм моему приятелю очень понравился и помимо блистательного Олега Даля он отметил «того типа с сигарой».

Председатель Клуба самоубийц вышел у Баниониса очень колоритным – хитрым, скользким, коварным душегубом, который при всех чинимых им злодействах ухитрялся оставаться внешне респектабельным, симпатичным, «приятным во всех отношениях» джентльменом, таким покладистым добрячком-предпринимателем.

Говорят, что Михаил Глузский обиделся на режиссёра Евгения Татарского за то, что тот не позвал его сниматься в фильм о Флоризеле. Из предыдущей своей киноработы – милицейского детектива «Золотая мина» режиссёр взял Олега Даля, Евгения Киндинова и Игоря Дмитриева, а Глузского нет. «А кого бы вы во «Флоризеле» играли?» — недоумённо спросил Татарский. «Как кого? Того типа с картами!» — ответил Глузский.

В том то и дело, что на роль коварного Ника Николса, чью фамилию обычно никто не помнит, и поэтому все зовут его либо Председателем, либо Клетчатым, больше подходил обтекаемо-обаятельный Банионис, а не остро-определённый Глузский. Банионис сыграл злодея с наружностью мещанина, среднего буржуа, который изобрёл свой, прямо скажем, диковинный способ обогащения — «оказывать последнюю услугу джентльменам», не из природной кровожадности, а из чувства иронии. Ник Николс мог выдумать афёру и побогаче и позаковырыстей, но натура его, как видно, тянулась к познанию тайных уголков души. И над «самообречёнными» декадентами, зачитавшимися Ницше, он тайно посмеивался.

Чужая душа – потёмки. Да и своя, нередко, тоже. Если попытаться сформулировать основную тему в творчестве Донатаса Баниониса, то я бы сказал так: самопознание. Не случайно в его образах-персонажах так много саморефлексии, задумчивости, не разрушительной, скорее наоборот, созидающей, ищущей контакта с космической гармонией (если, конечно, не брать во внимание отдельных «типов с сигарой»). До астронавта Криса Кельвина в фильмографии Баниониса был задумчивый разведчик Ладейников (по лекалам которого несколько лет спустя был скроен телевизионный Штирлиц). Был метущийся гений живописи Гойя… И даже позитивно настроенный золотоискатель Габриель Конрой из вестерна «Вооружён и очень опасен» казался человеком, приблизившимся к какой-то простой и очевидной истине.

Драматический актёр – сам себе инструмент для исполнения. Можно сыграть великого математика, будучи в математике даже не двоечником, а полным нулём. Играют ведь не профессию, а судьбу. Но невозможно сыграть то, чего в тебе нет. К редким экранным злодеям Банионис примешивал гротеск и рассудок, так было проще на них смотреть со стороны, конструировать образ.

Каким Банионис был на самом деле, наверное, знали и знают его близкие. Но о некоторых моментах своей жизни он, не без присущей ему самоиронии, рассказал в книге «Я с детства хотел играть». Напомнил Банионис и такой свой любимый анекдот:

Два делегата съезда во время какого-то доклада долго спорят: «Я говорю, что это он!» — «А я говорю, что это не он!» Наконец, заседание закончилось, все выходят в фойе, в том числе и докладчик. «Скажите, а вы, правда, Леонид Ильич Брежнев?» — спрашивает у докладчика один из спорщиков. «Правда! – отвечает тот. – Я – Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев». «Ну вот, я же говорил! – обращается спорщик к приятелю. – А ты всё: Банионис, Банионис…»

На всесоюзных форумах Банионис нередко играл роль полномочного представителя литовского драматического искусства, хотя не похоже, чтобы «звездил». Литовский актёр Банионис был лицом советского кинематографа – и это был запоминающийся и в известной мере сложно сочленённый образ, частью которого являлся русский актёр Александр Демьяненко, его голосом в большинстве фильмов говорил Банионис.

После распада СССР образ Донатаса Баниониса редко возникал в новых киноролях. Российский зритель видел его, как правило, в старых советских кинолентах. Живой актёр Банионис вдруг оказался отделён от нас вместе с Литвой. В каких фильмах он там снимался, и что происходило с некогда знаменитой Литовской киностудией – нам было неведомо. Получилось, что живой Банионис как бы сдан в музей. У него охотно брали интервью, вспоминали его прежние роли, продолжали считать «своим», «нашим актёром», награждали российскими наградами и премиями. Не знаю, насколько удачны оказались его литовские фильмы новой поры, но одну картину я бы посмотрел точно – «Возращение Соляриса» режиссёра Деймантаса Наркявичюса (2007 г.). Как утверждает киносайт:

«В фильме, снятом почти сорок лет спустя после «Соляриса» (1971) Андрея Тарковского, роль Криса Кельвина снова играет Донатас Банионис. Сиквел Наркявичюса основан на последней главе книги Лема, которая не вошла в версию Тарковского. В ней Кельвин размышляет о своем кратком пребывании на Солярисе незадолго до возвращения на Землю».

Вот почти и всё, что мы знаем об этом короткометражном фильме-послесловии. О Донатасе Банионисе мы знаем всё-таки чуточку больше.


источники:

http://www.syl.ru/article/438101/donatas-banionis-biografiya-lichnaya-jizn-semya-filmografiya-foto-data-i-prichina-smerti

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/post/300/bio/