Актер Армен Джигарханян биография

Армен Джигарханян

фотографии >>

биография

Джигарханян Армен Борисович

3 октября 1935, Эривань, Армянская ССР, ЗСФСР, СССР — 14 ноября 2020, Москва

Заслуженный артист Армянской ССР (1966).
Народный артист РСФСР (29.01.1973).
Народный артист Армянской ССР (1977).
Народный артист СССР (6.02.1985).

Работал помощником оператора на киностудии «Арменфильм» (1953-1954).
Окончил Ереванский художественно-театральный институт (1958).

С 1955 по 1967 годы работал в Русском драматическом театре имени К.С. Станиславского в Ереване.
В 1967 году был приглашён А.В. Эфросом в Московский театр имени Ленинского комсомола, где играл в спектаклях «Мольер», «Снимается кино», «Дым отечества» и др.
С 1969 по 1996 годы – один из ведущих актёров театра имени Маяковского.
Из многочисленных работ на сцене этого театра следует отметить роли в спектаклях «Разгром» (Левинсон), Трамвай «Желание» (Стенли Ковальский), «Беседы с Сократом» (Сократ), «Бег» (Хлудов), «Кошка на раскалённой крыше» (Большой Па) и др.

С 1996 года – актёр в труппе театра «Ленком».
С 1991 по 1996 годы преподавал актёрское мастерство во ВГИКе.
В 1996 году на основе своего курса основал Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна.
В 1997 году он выпустил свой моноспектакль «Последняя лента Крэппа» («Krapps Last Tape») Самюэля Бэккета, сыграл Сальери в спектакле «Моцарт и Сальери» по А.С. Пушкину, премией И.М. Смоктуновского была отмечена его роль Макса в спектакле «Возвращение домой» (“The Homecoming”) английского драматурга Гарольда Пинтера (режиссёр Сергей Газаров).
В Московском театре «Ленком», с которого и начиналась театральная карьера Армена Джигарханяна, играл в спектакле «Город миллионеров» (Доменико) в дуэте с замечательной артисткой Инной Чуриковой (постановщик Роман Самгин, автор спектакля Марк Захаров).
В 2003 году молодой режиссёр Владимир Ячменев поставил спектакль «История любви» по пьесе А. Гурнея «Любовные письма», где Армен Джигарханян с Ириной Купченко составили блестящий актёрский дуэт.

В кино актёр дебютировал в 1960 году в роли Акопа в фильме «Обвал», а известность Армену Джигарханяну принесла одна из лучших его киноролей – молодой учёный-физик Артем Манвелян из картины режиссёра Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!».

Армен Джигарханян: биография, фильмография, фото

Армен Джигарханян биография

Армен Джигарханян происходит из старинного рода тифлисских армян. Отца он совсем не знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью, и Армен впервые увидел отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.

Детство мальчика прошло в русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила на Кубани, Армен рос у нее на руках. Мама, Елена Васильевна, хорошо владела русским, она и отвела сына в русскую школу.

Армен Борисович вспоминает: «Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей. С русской культурой, образованием, полученным в Москве или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то административным способом. Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех, кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне. Не могу судить о других республиках — я их просто не знаю. Но в Армении был высокий уровень русского языка за счет высокого уровня культуры».

Актером Армен мечтал стать с детства. Любовь к театру привила ему мама. Елена Васильевна не пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала водить в театр и сына. Поэтому не удивительно, что к моменту окончания школы у мальчика сформировалось твердое убеждение стать артистом.

Начало творческой деятельности

По окончании школы в 1953 году Армен поехал в Москву — поступать в ГИТИС, но там его ждало разочарование. На собеседовании преподавателям не понравился акцент юноши, и Армена даже не допустили к экзаменам. С обидой и огорчением Армен вернулся в родной город и устроился помощником оператора на киностудию «Арменфильм», где проработал год.

В 1954 году Армен Джигарханян поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс Армена Карапетовича Гулакяна (закончил его он в 1958 году). Гулакян научил Армена относиться к профессии как к ремеслу, как к мастерству; он часами рассказывал о Москвине, Тарханове, Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из верных проповедников «системы» Станиславского, может быть, в национальном преломлении.

Одновременно уже с первого курса Джигарханян начал свою сценическую деятельность, участвуя в спектаклях Ереванского русского драматического театра. С самого начала Армен стал играть много и в самых разнообразных пьесах. Как признавался актер, он получал удовольствие от самого пребывания на сцене. Роли были самыми разнообразными — от комедийных и острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных до классических. Всего за 10 лет работы в этом театре Армен Джигарханян сыграл 30 ролей, среди которых такие значительные, как Кудряш («Гроза» А.Н.Островского), Сергей (Иркутская история А.Н.Арбузова), Актер («На дне» М.Горького). В те же годы на сцене Ереванского ТЮЗа он воплотил образ Ленина («Именем революции» М.Шатрова).

Первые роли в кино

Как и каждый актер, Армен Джигарханян хотел сниматься в кино. Начиная с 1955 года Джигарханян несколько раз пробовался в разные картины. Наконец, ему доверили роль молодого рабочего Акопа в фильме «Обвал» (1960). Затем он сыграл учителя Александра в картине «На рассвете» и роль в фильме «Воды поднимаются».

В 1966 году Джигарханян снялся в фильме Ф. Довлатяна «Здравствуй, это я!», который имел большой успех. В этой грустной, щемящей и поэтической киноповести он создал образ молодого ученого-физика Артема Манвеляна. В этой роли Джигарханян сумел передать интеллектуальную насыщенность, эмоциональное напряжение своего героя, и всем стало ясно, что в нашем кинематографе появился незаурядный талант. Не случайно, что сам Армен Борисович во многих справочниках именно с картины «Здравствуй, это я!» начинается фильмография этого замечательного актера.

Уже, начиная с первых ролей, начал вырисовываться собирательный образ персонажей Джигарханяна. Его герои, как правило, были немногословны, им присущи сосредоточенность, нравственная цельность и обаяние. Так в приключенческом телесериале «Операция «Трест» (1967) Джигарханян сыграл потомственного интеллигента чекиста Артузова.

Отдельно стоит упомянуть роль в лирической киноповести «Треугольник», вышедшей в том же году. Джигарханян создал образ доброго, мудрого, много пережившего кузнеца Усть Мукуча. За эту роль Армен Борисович был удостоен Государственной премии Армении, да и сам он до сих пор считает ее своей лучшей работой.

Переезд в Москву

Большую роль в жизни Джигарханяна сыграла встреча с режиссером А.В. Эфросом. В 1967 году по его приглашению Армен Борисович приехал в Московский Театр им. Ленинского комсомола, но работать вместе им довелось мало. Джигарханян успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле «Кабала святош» М.А. Булгакова. Уже через полгода Эфроса отстранили от руководства театром. Джигарханян правда был введен в несколько ролей текущего репертуара, но работа без режиссера, к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.

Вскоре артист согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского А.А.Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле «Разгром» А.А.Фадеева (постановка М.А.Захарова). Следующей работой Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в спектакле «Трамвай «Желание» Т.Уильямса — накопив к тому моменту опыт воплощения почти исключительно положительных героев, артист оказался перед необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее, «отрицательный».

Овечкин, Кригс и другие

Начиная с конца 60-х Армен Джигарханян начинает много сниматься в кино, и почти каждая из его киноработ становилась событием. В знаменитых приключенческих лентах «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или снова неуловимые» он сыграл белогвардейского капитана Овечкина, в историко-революционном фильме «Чрезвычайный комиссар» — комиссара Петра Кобозева, в лирической киноповести «Когда наступает сентябрь» — неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна… Герои Джигарханяна неизменно притягивали зрителей, будь то комедии или драмы, приключенческие или лирические фильмы.

Яркой, искрометной работой стала роль судьи Кригса в комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975). Армен Борисович вспоминает об этом фильме: «Хороший фильм. Там звезды сошлись — не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о «Тете:», но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение».

В 1975 году Армен Борисович сыграл философа Сократа в спектакле «Беседы с Сократом» по пьесе Э.Радзинского. После этой работы о Джигарханяне заговорили как об одном из самых интересных и сильных артистов современной отечественной сцены.

Хотя в 1970-1980-е годы Джигарханян играл в театре не очень много (в те годы он больше был занят в кино), но каждая его роль становилась предметом обсуждений: Большой Па («Кошка на раскаленной крыше» Т.Уильямса), лорд Ботвел («Да здравствует королева, виват!»), Нерон («Театр времен Нерона и Сенеки» Э.Радзинского), адмирал Нельсон («Виктория» Т.Рэттигана) и другие. В 1976 году артист воплотил образ генерала Хлудова в спектакле «Бег» М.А.Булгакова.

«Лучше износиться, чем заржаветь»

Параллельно с работой в театре Джигарханян постоянно снимается в кино. Особую любовь зрителей принесла ему роль Карпа — угрюмого горбатого главаря шайки «Черная кошка» в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). Сам Армен Борисович признается, что любит этот фильм: «Он здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. …В данном же случае сошлось все: хорошая литература — братья Вайнеры, режиссер Говорухин, компания актеров была убедительная», но о самой роли отзывается скептически: «Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный великолепной драматургией…»

Через год Джигарханян сыграл Фарричетти в криминальной политической драме Семена Арановича «Рафферти» и профессионального убийцу Макса Ришара политическом киноромане Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43».

В 80-е годы Армен Джигарханян также снялся в фильмах: «Жизнь Клима Самгина» (Варавка), «Маскарад» (Казарин), «Рецепт ее молодости» (Гаук). Почти одновременно на экране и на сцене артист создает образ Менделя Крика в пьесе И.Бабеля «Закат».

На протяжении всех этих лет, ежегодно выходит не один, а несколько фильмов с участием Армена Борисовича. Причем, любопытно то, что, обладая характерной внешностью, он способен удивительным образом перевоплощаться и играть русских, грузин, евреев, людей других национальностей, умело подчеркивая отличительные национальные признаки. К настоящему времени на счету актера более 200 киноролей. По этому показателю он обошел таких известных актеров, как А. Делон, М. Брандо и С. Трейси. Не случайно, что Джигарханян стал первым из российских актеров, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных ролей. Не зря Валентин Гафт в свое время посвятил ему эпиграмму:

Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

Сам актер считает эту ситуацию вполне нормальной. «Лучше износиться, чем заржаветь», — говорит он.

Сыграв столько ролей, кажется, что просто не возможно не повторяться. К тому же признаемся — есть немало даже неплохих актеров, которые с успехом эксплуатируют однажды удачно сложившийся образ. К счастью Джигарханян к ним не относится. В каждой очередной роли он всегда выглядит по-новому. Именно поэтому многие режиссеры мечтают, чтобы Джигарханян согласился сняться в их фильмах, а зрители с удовольствием смотрят картины с его участием.

В конце 1990-х годов Армен Борисович решил создать из своих учеников в ВГИКе театр. Так родился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна.

На сцене своего театра Джигарханян сыграл интересные роли в спектаклях «Возвращение домой» Х.Пинтера и «Последняя лента Крэппа» С.Беккета. О последнем рассказывает сам Армен Борисович: «…я играю Крэппа — полтора часа на сцене в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности, чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал — до такой степени гниет и разлагается этот человек. Я играю его без зубов — свои протезы снимаю. «.

Помимо этого, Джигарханян был занят в антрепризных спектаклях. Он играл на сцене Ленкома (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле «Варвар и еретик» по «Игроку» Ф.М.Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», спектакль идет под названием «Город миллионеров»).

Личная жизнь
Те, кто когда-то слышал миф о том, что Армен Джигарханян выкрал свою будущую жену, как крадут невест джигиты, спасаясь от погони, ускакал с нею стремительно в Москву, будут разочарованы, узнав правду: это не он ее соблазнил, это она его соблазнила.

Их встреча могла не состояться вовсе, потому что Татьяна появилась в Ереване накануне главного события в жизни Армена Джигарханяна — известный режиссер Анатолий Эфрос пригласил его в Москву. Еще не знакомый широкой публике, но уже прославившийся на родине, тридцатилетний Джигарханян был одним из самых популярных актеров кино и театра Армении. Но Татьяна об этом не знала, потому что приехала из России, где еще не слышали об этой звезде. У нее в тот момент был тоже некий перелом в судьбе: отойдя от профессии актрисы, она осваивала новую специальность — стала работать в Ереванском театре завлитом. Армен с первой встречи покорил Татьяну своим обаянием. Но их роман начался не вдруг, тому предшествовало молчаливое томление души, неясность мысли, свободное течение времени. Нет, Татьяна не боялась, что окажется непонятой и отвергнутой, она вообще не строила никаких планов, а просто прислушивалась к себе и так и жила, переполненная чувствами. Однажды она призналась Армену, что ей отчего-то скучно, а он сказал в ответ:

— Есть очень хорошее и проверенное средство от этого.
— Какое? — спросила она.
— Нужно влюбиться, — ответил Армен и серьезно посмотрел на нее.

Ей очень понравился его ответ. Он советует влюбиться? Замечательно! Но она уже влюбилась, а он ничего не видит. Еще Гете сказал, что «начало всегда приятно, именно на пороге надо останавливаться», и Татьяне хотелось как можно дольше пребывать в состоянии неизвестности, ведь оно было таким легким и необременительным.

Однажды, когда Армен сидел у нее в завлитовском кабинете, ее позвали к директору. Проходя мимо него, Татьяна наклонилась и, нежно поцеловав его в нос, быстро скрылась за дверью. Потом они стояли у окна, смотрели на улицу и молчали. Таня первая сказала:

— Вы знаете, я последовала вашему совету.
— Какому? — не понял он.
— Влюбиться. Вы посоветовали мне, чтобы интересно жилось, влюбиться, и я влюбилась. Тут она умолкла. Он тоже молчал.
— В вас, — выдохнула она.

Начались встречи, прогулки допоздна, бесконечные разговоры о жизни, театре, искусстве. Однажды, провожая ее, он решился: «Можно вас поцеловать?» — «Разве об этом спрашивают?» — смутилась Татьяна.

Свадьбы как таковой не было. Пришлось срочно собираться в Москву — Эфрос прислал телеграмму. Они расписались уже в столице, пригласив двух свидетелей. Не успели найти кольца, и на Танин палец было надето обручальное кольцо, с которым венчалась когда-то бабушка Армена. После регистрации вчетвером провели вечер в ресторане «Арагви»…

С тех пор супруги счастливо живут вместе

Награды

Лауреат Государственных премий Армянской ССР:
– за участие в фильме «Треугольник» в 1975 году;
– за участие в фильме «Снег в трауре» в 1979 году.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актёрские работы за 1987 год.

Премия «Золотая маска» (2001) за роль дона Доменика в спектакле «Город миллионеров».

Золотой орёл 2008 года – Лучшая мужская роль второго плана
«Исчезнувшая империя».

Лауреат театральной Премии имени Станиславского за роль Доменико в номинации «За лучшую мужскую роль 2000 года».

«Спецприз Оргкомитета» премии «КУМИР» 2002 года (роль Доменико Сориано в спектакле «Город Миллионеров» Московского театра «Ленком»).

Премия «Хрустальная Турандот» (2010) в номинации «За Честь и Достоинство».

Царскосельская художественная премия (18 октября 2011) — «За самобытный актёрский почерк и уникальный путь в театре и кино»

МКФ авторского кино в Белграде (1977, Приз зрительских симпатий, фильм «Когда наступает сентябрь»)

ВКФ (1987, Спец. приз жюри, фильм «Одинокая орешина»)

Премия мэрии Москвы (1994, за уастие в спектакле «Жертва века»)

Премия «Золотой Овен» (1995, «За творческий сплав жизнелюбия и мудрости»)

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 октября 1995) — за большой личный вклад в развитие театрального искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 декабря 2005) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность

Орден Почёта (Армения) (2010)

Орденский знак «Рубиновый Крест Славы» (2008, Некоммерческий Фонд «Слава Отечества»

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (Указ Президента РФ № 1203 от 03.10.2010).

Статья отредактирована: 10-10-2016, 16:43

Армен Джигарханян

Имя: Армен Джигарханян ( Armen Dzhigarhanian )

День рождения: 3 октября 1935

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: Ереван, Армянская ССР

Дата смерти: 14 ноября 2020 (85 лет)

Причина смерти: узнать остановка сердца

Где похоронен: узнать Ваганьковское кладбище, Москва

Карьера: актер

Фото: Армен Джигарханян

Биография Армена Джигарханяна

Детство

Начало творческого пути

В 1955 году Джигарханян был принят в труппу Русского драматического театра им. К. С. Станиславского в Ереване. Первыми ступенями в творчестве подающего надежды молодого актера стали спектакли «Ричард III», «Иркутская история», «Иван Рыбаков».

До 1967 года Армен принял участие в 27 постановках театра в Ереване, затем вновь приехал в Москву, на этот раз – по приглашению Анатолия Эфроса. Режиссер принял актера в коллектив театра им. Ленинского комсомола, и в скором времени Джигарханян получил роли в спектаклях «Снимается кино», «Мольер», «104 страницы про любовь» и еще трех постановках. Однако через несколько месяцев после приезда Джигарханяна в столицу Эфрос был снят с должности, а Джигарханян, проработав некоторое время под руководством другого худрука, решил покинуть труппу.

Десять лет спустя этот же режиссер познакомил зрителей с другой пьесой Теннесси Уильямса – «Кошка на раскаленной крыше». Актерский состав был подобран блестяще: кроме Джигарханяна в постановке участвовали Татьяна Доронина и Эммануил Виторган.

После ухода из театра Маяковского Армен Джигарханян ненадолго вернулся в «Ленком», а также продолжал огранивать свой талант в антрепризных спектаклях. С 1991 по 1996 Армен Борисович совмещал актерскую работу с преподавательской деятельностью во ВГИКе. Выпускниками курса Джигарханяна были многие добившиеся впоследствии известности актеры, например, Евгений Стычкин, закончивший ВГИК в 1994 году. У Джигарханяна учился и Михаил Пореченков, так и не прошедший полный курс обучения.

12 марта 1996 года прошло торжественное открытие Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна (кратко – «Театр “Д”»). Первый коллектив театра состоял из выпускников ВГИКовского курса Джигарханяна. Разумеется, мэтр нередко появлялся на сцене вместе с бывшими подопечными. По словам Армена, самыми интересными работами этого периода оказались роли в спектаклях «Последняя лента Крэппа» и «Возвращение домой».

Кинокарьера

Личная жизнь Армена Джигарханяна

В 1987 актера постиг еще один удар судьбы: 23-летняя дочь Елена погибла, уснув в автомобиле с включенным двигателем.

Второй брак Армен Борисович заключил с актрисой Татьяной Власовой, с которой встретился вскоре после расставания с первой женой. По признанию Джигарханяна, свадьба состоялась настолько неожиданно для обоих, что к предстоящей церемонии не успели даже купить кольца, и Армен надел на палец Татьяны венчальное колечко своей бабушки, доставшееся ему в наследство.

В 1999 году Армен Борисович получил вид на жительство США по квоте для выдающихся деятелей искусства и начал жить «на два дома», по нескольку месяцев в году пребывая в своем особняке в Америке вместе с женой.

Обстоятельства сложились таким образом, что Татьяна предпочла остаться на другом континенте навсегда, а Армен большую часть времени проводил в России. Последние 6 лет сорокалетних отношений супруги практически не общались. В 2015 году Джигарханян объявил об официальном завершении второго брака. Татьяна осталась жить и работать в США, устроившись преподавателем русского языка в университет Далласа. У супругов не было общих детей, однако в свое время Армен Борисович усыновил сына Татьяны от первого брака Степана.

Последние годы жизни и смерть

Через несколько дней после его заявления в театр Джигарханяна пришли неизвестные люди, которые начали изымать бухгалтерскую документацию. «То увозят, то возвращают Армена, сотрудникам театра поступают угрозы», – рассказала пресс-секретарь театра Наталья Корнеева. По ее словам, это было очень похоже на рейдерский захват. На следующий день в театр пришла полиция с обыском. Позже Джигарханян утверждал, что его не пускали на порог собственного театра.

Виталина упивалась пятью минутами славы, поливая грязью бывшего супруга в СМИ и буквально прописавшись в эфире ток-шоу. В ответ Армен Борисович назвал ее воровкой, обвинив в краже трех квартир. По документам они были оформлены на Виталину, так что формально Армен Борисович остался без крыши над головой, его приютили друзья.

14 ноября 2020 года, в шесть утра, сердце 85-летнего актера остановилось. Друзья Джигарханяна рассказали журналистам, что в последнее время его хронические болезни обострились. «Необратимые процессы, которые невозможно было остановить», – поведал актер Артур Согомонян.

Как и завещал артист, его похоронили на Ваганьковском кладбище, рядом с дочкой.


источники:

http://lifeactor.ru/1593-armen-dzhigarhanyan.html

http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-armen-dzhigarhanyan.html