Актер Александр Кайдановский биография

Александр Кайдановский — биография, новости, личная жизнь

Александр Кайдановский

Александр Леонидович Кайдановский. Родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону — умер 3 декабря 1995 года в Москве. Советский и российский актёр, режиссёр, сценарист.

Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону.

Отец — Леонид Львович (Лейб Лейбович) Кайдановский (1921, Екатеринослав — декабрь 1970, Ленинград). Работал начальником радиолокационной станции в Батайске, впоследствии заместителем начальника ростовского СМУ-5, специализирующегося на подводной сварке.

Мать — Вера Александровна Онищук (умерла в декабре 1990 года). После окончания Московского библиотечного института (1955) заведовала детским сектором в ростовском Дворце энергетиков, была режиссёром-постановщиком детской театральной студии.

Родители поженились в 1945 году. Развелись в 1960-м. После их расставания Александр жил с отцом в коммуналке. С 1962 года у отца появилась новая жена — Ирина Михайловна Пухальская. У Александра родились единокровные сёстры — Ольга (1963 г.р.) и Татьяна (1964 г.р.).

Мать во второй раз вышла замуж в начале 1960-х годов, занималась надомным трудом в комбинате прикладных искусств. Единоутробный брат — Михаил Владимирович Есипов (1965-2000), работал ревизором.

Александр Кайдановский в детстве с родителями

В 1960-1961 годах будущий актер учился в Днепропетровском сварочном техникуме имени Е. О. Патона.

В то время Александр был очень общительный, дружелюбный, щедрый. «Мог отдать последнюю рубашку первому встречному. И, кстати, отдавал. Необычайно непосредственный, бескорыстный, бескомпромиссный, очень честный», — рассказывала о нем его первая жена.

В 1965 году окончил Ростовское театральное училище (курс М. И. Бушнова). Поступил в Школу-студию МХАТ, но, проучившись несколько месяцев, ушёл оттуда.

В 1969 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.

В 1969-1971 годах работал в театре имени Е. Б. Вахтангова.

«Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться», — рассказывал Кайдановский.

Далее работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной.

С 1973 года — служба в армии, в кавалерийском полку при «Мосфильме».

В кино дебютировал в 1967 году, снявшись в картинах «Таинственная стена» режиссеров Поволоцкой и Садковича и «Анна Каренина» Зархи. Затем были работы еще в целом ряде фильмов — «Первая любовь», «Драма на охоте», «Собака Баскервилей», «Пятнадцатая весна», «Игрок», «Дети Ванюшина», «Крах инженера Гарина» и других.

Однако широкая известность и популярность пришла к актеру после фильма Никиты Михалкова 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих» (исполнил роль ротмистра Лемке). «Его стали узнавать на улице», — говорила первая жена актера.

Среди других известных ролей Кайдановского — офицер Зимин в лентах «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка»; Сталкер в картине Андрея Тарковского «Сталкер», Филипп Ломбард в детективе «Десять негритят» Станислава Говорухина, Ланселот в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура.

В начале 90-х снимался в основном в картинах иностранных режиссеров — «Ноябрь» (Польша-Франция, реж. Л. Карвовский), «Дыхание дьявола» (Испания, реж. Пако Лусио), «Волшебный охотник» (Венгрия, реж. И. Энеди), «Исповедь незнакомцу» (Франция, реж. Ж. Бардавиль).

Александр Кайдановский в фильме «Игрок»

Александр Кайдановский в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Александр Кайдановский в фильме «Пропавшая экспедиция»

Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»

Александр Кайдановский в фильме «Десять негритят»

В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская А. А. Тарковского и других режиссёров). Тарковский хотел взять себе на курс только Кайдановского «и ещё кого-нибудь одного, кто этого достоин». Дав обязательство Кайдановскому, Тарковский уехал в Италию на выбор натуры и не вернулся. Кайдановский продолжил учёбу у С. А. Соловьёва.

В 1989 году преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б. В. Щукина.

В 1992 году присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ».

В 1994-м — член жюри МКФ в Каннах.

В 1995 году вёл сценарную мастерскую на ВКСР.

Умер утром 3 декабря 1995 года после третьего инфаркта в своей коммунальной квартире.

Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Характер Александра Кайдановского, проблемы с алкоголем и законом

«Быть самим собой!» — это был главный жизненный принцип Кайдановского.

Часто такая гипертрофированная индивидуальность приводила к конфликтам и многочисленным проблемам в жизни и работе. Так, он мог запросто пропустить репетицию в театре — потому что ему было «не очень интересно».

«Например, мог проспать, потому что всю ночь читал», — рассказывала первая жена Ирина Бычкова.

Затем появились проблемы с алкоголем.

«Саша стал часто выпивать, причём, как на него подействует алкоголь, предугадать не мог никто. Он мог начать петь под гитару или отказаться петь наотрез. Мог ни с того ни с сего взорваться или. заснуть. В таком состоянии Саша всё чаще стал ввязываться в драки. Поводом для этого мог быть, например, разговор о поэзии. Один раз его из драки вытащили и с трудом принесли домой — он хотел кому-то набить морду, как он считал, по делу. Всему виной вот эта его проклятая спонтанность, которую он в себе культивировал. «Хочется ударить — ударь! Обидно тебе — дай по морде!»», — вспоминала первая супруга.

По пьяному делу трижды привлекался к суду. Причём, третий суд мог закончиться для него реальной тюрьмой — за избиение ветерана войны. Его спас известный советский актер Михаил Ульянов.

Ирина Бычкова рассказывала: «1970 год. После премьеры телефильма «Драма на охоте» (с Сашей в одной из главных ролей) актёры Владимир Самойлов, Юра Яковлев и Саша решили это событие отпраздновать. Когда я пришла домой, только следы гулянки на столе увидела. Поскольку Саша знал, что вот-вот я должна приехать, они решили продолжить в другом месте. Поехали на Речной вокзал в ночной ресторан. Судя по всему, выпили они тогда много. В какой-то момент ему надо было выйти по нужде. Он пошёл, заблудился, попал в какую-то кочегарку. А там мужик. Уж не знаю, что между ними произошло, но на суде сказали: он ударил этого кочегара, а тот оказался ветераном войны. По тем временам за такое могли посадить на полную катушку. Но на заседание приехал Михаил Ульянов, произнёс пламенную речь: мол, так бывает — человек может один раз оступиться, и вся жизнь насмарку, и Кайдановский сейчас на этой грани: жизнь или смерть. Так художественно сказал, что даже судья растрогался. Благодаря Ульянову и тому, что я была на седьмом месяце беременности, Саше дали два года условно».

«Он уезжал на съёмки, говорил, что завтра должен вернуться, а его нет день, два. Потом звонок из какого-нибудь отделения милиции. Потому что, как только садился в поезд, начинал выпивать, и обычно это заканчивалось дракой. Не раз бывало, что поезд останавливали где-нибудь на станции Бологое, вызывали милицию, его волокли, держали в кутузке. Как-то я разыскивала его целую неделю», — рассказывала Ирина Анатольевна Бычкова.

«Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист. В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвёртом курсе Щукинского, мы впятером — он, Галкин, Качан, Матвеев и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи. В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы всё вышло. Кайдановский подошёл к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали. «, — рассказывал Леонид Филатов.

Александр Кайдановский

Рост Александра Кайдановского: 175 сантиметров.

Личная жизнь Александра Кайдановского:

Первой женой была Ирина Анатольевна Бычкова (Кайдановская), впоследствии доцент кафедры психофизиологии и и клинической психологии ЮФУ.

Они познакомились осенью 1962-го в драматической студии ростовского Дворца культуры строителей, когда работали над спектаклем «Девушка с веснушками».

«Начиная с первой репетиции мы практически не расставались — он, моя подруга Женька и я. Вместе встречали Новый год, отмечали дни рождения, просто гуляли. Мне тогда казалось, что Саша к девушкам равнодушен. Его увлекала только поэзия. Карманы его брюк всегда оттопыривались какими-нибудь томиками любимых поэтов. Он был книгочеем невероятным — его знали во всех книжных магазинах Ростова. Потом он увлёкся игрой на американском банджо, мог играть часами, затем выучил несколько гитарных аккордов и пел песни Галича, Окуджавы, Высоцкого, Визбора. А как Саша читал стихи! Запирался у себя в комнате и часами работал над голосом, записывал на магнитофон, а когда я приходила, давал мне послушать результат. Он читал, как бог», — вспоминала Ирина Бычкова.

Александр Кайдановский и Ирина Бычкова

У пары в 1970 году родилась дочь Дарья.

Брак с Бычковой продлился в 1966-1975 годы.

В это время у Александра нередко возникали романы на стороне. В частности, с актрисой Валентиной Малявиной.

«Однажды Саша пришёл домой с актрисой, своей коллегой по съёмкам. Это была Валя Малявина. Она в наш дом вошла как друг семьи. А закончилось тем, что однажды мы легли спать — и вдруг звонок в дверь. Саша говорит: «Это Валентина. Не будем открывать». Она звонила, долго стучала в дверь, а потом просто открыла шпингалет форточки и влезла в окно. Глубокой ночью, к женатому человеку. А ей плевать! Она из тех, кто не только в окно, но и в душу через ноздрю может залезть сороконожкой. После недолгого разговора с Сашей она собралась уходить. Саша пошёл её провожать и. вернулся под утро в невменяемом состоянии, неся на вытянутой руке оторванный рукав собственного пиджака», — вспоминала Ирина Бычкова.

Валентина Малявина — любовница Александра Кайдановского

«Как показала жизнь, все Сашины бурные романы проходили по одному сценарию — он влюблялся в своих партнёрш. Сначала это была я, потом Валя Малявина, затем Женя Симонова. «, — рассказывала первая жена актера.

Вторая жена — актриса Евгения Симонова. Они познакомились на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция» (1974). У них родилась дочь Зоя Кайдановская (1976 г.р.), актриса театра имени Маяковского, снимается в кино.

Брак длился в 1975-1980 годы.

Александр Кайдановский и Евгения Симонова

Третья жена — балерина Большого театра Наталия Судакова (Кайдановская).

У них в 1987 году родился сын Андрей. Учился в Московском хореографическом училище, потом в балетных школах Санкт-Пёльтена (Австрия), Штутгарта (Германия), Вены, был принят в балет Штатсоперы (Вена, Австрия), работает также как хореограф.

Наталья Судакова — третья жена Александра Кайдановского

Последняя возлюбленная актера — актриса Инна Пиварс. Она стала его четвертой женой. Они поженились в 1995 году, брак продлился всего три недели — до смерти актёра.

Александр Кайдановский и Инна Пиварс

Хотя легендарного актера Александра Кайдановского давно нет, но до сих пор не утихают споры вокруг его наследства. Все бывшие жены актера, его друзья ополчились на его молодую вдову — актрису Инну Пиварс. Они называют ее черной вдовой, говорят о том, что она чуть ли не погубила актера. В программе «Прямой эфир» вдова Кайдановского Инна Пиварс ответила на упреки.

Фильмография Александра Кайдановского:

1967 — Таинственная стена — Некто
1967 — Анна Каренина — Жюль Ландо
1968 — Первая любовь — Майданов
1969 — Дворянское гнездо (эпизод с участием Кайдановского не вошел в фильм)
1970 — Драма на охоте
1970 — Красная площадь — солдат
1970 — Спокойный день в конце войны (короткометражный) — сержант
1971 — И был вечер, и было утро
1971 — Собака Баскервилей — Джек Стэплтон
1972 — Пятнадцатая весна — связной
1972 — Игрок — Астлей
1972 — Четвёртый — Второй
1972 — Былое и думы — критик Виссарион Белинский
1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж — Миркин
1972 — Математик и чёрт (новелла из альманаха «Горизонт», вып. 2) — Чёрт
1973 — Дети Ванюшина — Константин
1973 — Крах инженера Гарина — доктор Вольф
1973 — Былое и думы
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — ротмистр Лемке
1974 — Следую своим курсом — Миша
1974 — Когда постиг меня судьбины гнев.
1975 — Пропавшая экспедиция — офицер Зимин
1975 — Мой дом — театр — А. Н. Островский
1975 — Под крышами Монмартра — Рауль
1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата — Воронцов
1976 — Огненный мост
1976 — Золотая речка — Зимин
1976 — Как важно быть серьёзным
1976 — Моё дело
1977 — Кто поедет в Трускавец
1977 — Это было в Коканде — Зайченко
1978 — Жизнь Бетховена — Антон Шиндлер, секретарь Бетховена
1978 — Поворот
1979 — Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак
1979 — Телохранитель — Мирзо
1979 — Сталкер — Сталкер
1980 — Рассказ неизвестного человека — Владимир
1980 — Рафферти — прокурор Эймс
1980 — Спасатель — Николай Вараксин, режиссёр-документалист (озвучил А. Ромашин)
1980 — Факт — Станислав
1981 — И с вами снова я — читает стихи от лица декабриста Н. В. Путяты
1982 — Извините, пожалуйста — Пранас
1982 — Кафедра — Орлов
1982 — Братья
1987 — Десять негритят — Филипп Ломбард
1987 — Хареба и Гоги — князь Ольшевский
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Ланселот
1992 — Ноябрь (Польша-Франция)
1992 — Дыхание дьявола (Испания)
1994 — Волшебный охотник (Волшебный стрелок), (Венгрия)
1995 — Исповедь незнакомцу (Франция) — Крючков
1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда»)

Режиссёрские работы Александра Кайдановского:

1983 — Иона, или художник за работой — Курсовая работа, созданная по окончании 3 курса мастерской С. А. Соловьёва, сценарий написан совместно с Г. И. Рербергом
1983 — Сад
1985 — Простая смерть. — Дипломная работа
1987 — Гость — режиссёр-постановщик, сценарист
1988 — Жена керосинщика — режиссёр-постановщик, сценарист
1989 — Маэстро: Сергей Параджанов — режиссёр, сценарист
1989 — For A Million — режиссёр, сценарист (видеоклип для немецкой группы Alphaville)
1992 — Бронзовый Христос — художественный руководитель
1992 — Всё кончается, только любовь — никогда — художественный руководитель
1993 — Дефлорация — художественный руководитель
1995 — Гарсон № 2 — режиссёр, сценарист (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)

Озвучивание фильмов Александра Кайдановского:

1982 — Кондор / Dogkeselyu (Венгрия)
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — студент-юрист (роль Б. Г. Плотникова)
1985 — Простая смерть — Иван Ильич (роль В. М. Приёмыхова)

Озвучивание мультфильмов Александра Кайдановского:

1977 — Вперёд, время! (читает текст)
1980 — Возвращение (в титрах не указан)
1985 — Контракт
1985 — Два билета в Индию
1988 — Перевал
1992 — Сон смешного человека

последнее обновление информации: 18.03.2021

Александр Леонидович Кайдановский

Фото Все

Видео Все

Александр Кайдановский. По лезвию бритвы

О чем молчат женщины Александра Кайдановского?

Домашние животные Александра Кайдановского

Александр Кайдановский — биография

Александр Кайдановский – известный российский актер, режиссер, сценарист. В 1992 году получил звание заслуженного деятеля искусств РФ. Самую большую популярность приобрел после выхода на экраны картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором сыграл ротмистра Лемке.

Он поражал свой гениальностью и непредсказуемостью, все, кто когда-либо пересекались с ним по жизни, считали, что он не от мира сего. Очень умный и начитанный, казалось, он знает буквально все, и это не могло не притягивать к нему окружающих. Вместе с этими положительными качествами, Александр Кайдановский обладал и отрицательными чертами, у него был настолько сложный характер, что доказывая свою правоту, он мог и по физиономии заехать, и даже в драку ввязаться. Он и сам страдал от своей вспыльчивости, но ничего не мог с собой поделать.

Детство

Родился Александр Кайдановский в Ростове-на-Дону 23 июля 1946 года. Его отца звали Леонид Львович Кайдановский , вернее, Лейб Лейбович. Он был евреем, возглавлял радиолокационную станцию в городе Батайск. Спустя некоторое время получил должность заместителя начальника СМУ-5 в Ростове-на-Дону. Специалисты этого управления выполняли сварочные работы под водой. Мама – Вера Онищук, окончила Московский библиотечный институт, получила должность заведующей детским сектором ростовского Дворца энергетиков, впоследствии ее приняли в качестве режиссера-постановщика в детскую театральную студию.

Леонид и Вера поженились в 1945-м, а расторгли брак спустя пятнадцать лет, в 1960-м. После развода родителей Саша остался жить с отцом в коммунальной квартире. Через два года отец женился снова на Ирине Пухальской, и в этом браке родились две сестры Александра – Ольга и Татьяна.

Александр Кайдановский в детстве

Мама тоже устроила свою личную жизнь, снова вышла замуж, в 1965 году родила сына Михаила Есипова. Он умер в 2000 году, а до этого трудился ревизором.

Александр с ранних лет отличался сложным характером, рос очень свободолюбивым ребенком. Сам принимал сложные решения, не признавал авторитетов. Поэтому, когда после окончания школы он решил учиться на сварщика, никто не собирался его отговаривать. В 1961 году он уехал в Днепропетровск, поступил в сварочный техникум им.Патона, но буквально после первого курса понял, что это эта профессия его совершенно не интересует, и оставил учебу.

Кайдановский забирает документы, и отправляется в Ростов. Буквально с первой попытки он становится студентом Ростовского училища искусств. И уже в этом учебном заведении он проявил свой непростой характер, поссорился с режиссером, и перешел в мастерскую к другому преподавателю – Михаилу Бушнову. Именно Бушнов сумел рассмотреть в нем настоящий талант, помог ему раскрыться, стал для него не просто педагогом, но и настоящим другом. Спустя много лет он говорил, что абсолютно не боялся взрывного характера Кайдановского, между ними ни разу не возникло не то, что ссоры, но и наименьшего недоразумения.

Александр Кайдановский в юности

Диплом об окончании училища Александр получил в 1965-м, и решил продолжить обучение в Москве. Поступить во МХАТ для него оказалось легкой задачей, но вот задержаться там не получилось. Буквально через несколько месяцев, молодой человек добился перевода в театральное училище им.Щукина. В те годы там учился Леонид Филатов, с которым у Александра сразу завязались дружеские отношения. Филатова поражало умение Кайдановского виртуозно материться, переходить на бандитский жаргон, и тут же говорить о высоком искусстве и литературе, причем настолько профессионально и компетентно, что он мог дать фору любому специалисту в этой области.

Театр

Творческая биография актера стартовала еще в студенческие годы. Он тогда был студентом-второкурсником, когда ему предложили сыграть Гамлета. Александр представил классический образ в своей нестандартной интерпретации, которую осудили некоторые критики. Однако запомнили молодое дарование благодаря интеллектуальной игре и таланту.

Александр Кайдановский в роли Гамлета

После окончания театрального училища Кайдановский пополнил труппу Театра им.Е.Вахтангова. Он появился в этом коллективе не случайно, должен был сыграть в постановке «Идиот» князя Мышкина. Однако роль отдали другому артисту, а Кайдановскому предложили перевоплотиться во второстепенного героя. Во всех последующих постановках Александр неизменно оставался на вторых ролях. Так продолжалось на протяжении трех лет, пока в 1972-м у артиста лопнуло терпение, и он ушел из театра. При этом он сказал, что из-за вахтанговской корпорации в нем умерла любовь к театру.

Вместе с уходом из театра пришло безденежье, жить артисту приходилось в полуподвальных помещениях. Кайдановский не находил поддержки ни у коллег-актеров, ни у режиссеров, в него просто не верили. Однажды Михаил Ульянов дал молодому коллеге совет возвращаться обратно в родной Ростов, и пытаться там сделать карьеру. Александр никогда не прислушивался к чужому мнению, и на этот раз тоже решил проблему по-своему, ушел в армию. Именно это решение кардинальным образом изменило его судьбу.

Александр Кайдановский

Биография

Александр Кайдановский — советский и российский актер, кинорежиссер и сценарист. Помимо работы над кинокартинами Александр Леонидович преподавал режиссерское мастерство.

Детство и юность

Актер и режиссер Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Его детство пришлось на тяжелые послевоенные годы. Тяга к искусству передалась мальчику с генами — мама работала режиссером детских спектаклей. И хотя папа служил инженером, дед Саши по отцу, Лев-Иезекииль Кайдановский, был артистом в Народном театре Екатеринослава.

С детства Александр рос свободолюбивым ребенком, характер у него был сложный. Мальчишка принимал решения сам, находился в постоянном поиске, ничьей власти не признавал. Мама мальчика поступила в московский институт культуры и уехала учиться в надежде стать актрисой, оставив семью и никого не предупредив. Когда мать вернулась, не добившись успеха в столице, семейная жизнь так и не наладилась. Супруг едва не застрелил ее на глазах у сына.

В 1960 году родители развелись. Александр несколько месяцев прожил с матерью, а затем решил жить с отцом и его новой супругой. Но у них появились собственные дети, мать также вышла замуж — ребенок оказался никому не нужен. Будущему актеру пришлось жить у бабушки, а потом и вовсе в интернате. После восьмилетки он уехал в Днепропетровск учиться на электросварщика, но уже через год понял, что это не его профессия.

Александр забрал документы из техникума и поступил в Ростовское училище искусств. И снова помешал его взрывной характер: он рассорился с режиссером и заканчивал курс уже у другого преподавателя — Михаила Бушнова, который стал его наставником. Позднее Бушнов вспоминал, что неуправляемый характер Кайдановского его не пугал, более того, они ни разу не поссорились.

В 1965 году Александр окончил училище и переехал в Москву. В столице он поступил в МХАТ, проучился пару месяцев и перевелся в Щукинское училище. Там Кайдановский познакомился и подружился с Леонидом Филатовым. Тот вспоминал, как виртуозно матерился ростовчанин, как легко он говорил на бандитском жаргоне и как ночами напролет увлеченно беседовал о литературе, демонстрируя такие знания, которыми не каждый специалист может похвастаться.

Театр

Театральный дебют Кайдановского состоялся, когда он учился на 2-м курсе Щукинского училища. Студент сыграл Гамлета — по-своему, нестандартно. Некоторым критикам такой подход к классике не понравился, но интеллектуальную игру и талант студента они признали безоговорочно.

После Щукинского училища Александр устроился в Театр имени Евгения Вахтангова. Его пригласили в труппу неслучайно и пророчили образ князя Мышкина в спектакле «Идиот», но не случилось. Вместо этого актер играл роли второго плана. Он терпел 3 года, но в 1972 году нервы сдали. Кайдановский уволился из театра, заявив, что «вахтанговская корпорация отравила в нем любовь к театру».

Начались тяжелые времена безденежья, жизни в полуподвальном помещении. В Александра не верили ни актеры, ни режиссеры, взрывной характер нередко становился причиной конфликтов и однажды едва не привел молодого человека в тюрьму. Михаил Ульянов даже посоветовал ему вернуться в Ростов и там устроить свою жизнь. Кайдановский же поступил по-своему — ушел служить в армию. Это решение стало поворотным в его судьбе.

Фильмы

Александр служил в кавалерийском полку при «Мосфильме». Тогда-то его и пригласили в драму «Свой среди чужих, чужой среди своих». В картине он сыграл поручика Лемке и проснулся знаменитым. Образ Лемке получился настолько удачным, что многим режиссерам захотелось повторить его в своих картинах. В 70-х Кайдановский снялся в фильмах «Жизнь Бетховена», «Золотая речка» и других. Сам актер от штампа «белого офицера» был не в восторге, ему хотелось играть сложные психологические роли.

Знаковой стала картина «Сталкер» Андрея Тарковского — актер сыграл в ней главного персонажа. Его герой получился настолько многогранным и неоднозначным, что зрители, затаив дыхание, следили за ним у телеэкранов. По словам артиста, он ленту не любил. После этой роли Кайдановский решил сам снимать фильмы.

Его первой работой стала картина «Простая смерть», удостоенная приза на кинофестивале в Испании. Затем Александр снял ленты «Гость» и «Жена керосинщика», сыграл в «Дыхании дьявола» и «Десяти негритятах».

В 1992 году режиссер получил звание «Заслуженный деятель искусств РФ».

Последней актерской работой Кайдановского стала выпущенная в 1995 году картина «Свадебный марш». Она вышла как часть киноальманаха под названием «Прибытие поезда». В этом же году появилась и последняя работа Александра как режиссера. Это оказался не фильм и даже не короткий метр, а музыкальный клип на песню «Гарсон № 2» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».

В 90-х актер перестал снимать и сниматься — говорил, что наступила эра дурного кино. Артист зарабатывал на жизнь написанием сценариев и лекциями на драматических курсах. В последние годы жизни Александр Леонидович начал работать над фильмом «Восхождение к Эрхарду», но так и не закончил его.

Личная жизнь

Кайдановский был женат 4 раза, а вот детей за все 4 брака родилось трое, по одному ребенку от разных жен в первых 3 браках. С первой супругой Ириной актер познакомился в Ростове, там же они расписались, вместе переехали в Москву. Их брак длился 9 лет — это было сложное время, и в итоге пара рассталась. В этом браке у Александра родилась дочь.

Первую семью разрушил роман Кайдановского с Валентиной Малявиной — на тот момент она была замужем за режиссером Павлом Арсеновым. Супруга артиста, узнав об измене, уехала с дочерью в Ростов.

Роман Валентины и Александра длился 6 лет, но свадьбой так и не закончился. Эти отношения были отравлены скандалами, ревностью и болезненной страстью, Кайдановский не раз поднимал на любовницу руку, а Малявина даже резала себе вены. Впрочем, измены, рукоприкладство и тяжелый характер актера стали причиной разрушения и последующих браков.

Второй супругой режиссера стала актриса Евгения Симонова, знакомство с которой состоялось на съемках фильма «Пропавшая экспедиция». Брак продлился 5 лет. У Кайдановского и Симоновой есть дочь Зоя. Она пошла по родительским стопам и стала актрисой.

Третья супруга Александра — балерина Большого театра Наталия Судакова. У пары родился сын Андрей, он, как и мать, стал артистом балета. Молодой человек учился в Московском хореографическом училище, а потом продолжил заниматься хореографией за границей.

Сын Кайдановского совершенствовался в балетных школах в австрийском Санкт-Пельтене и в Вене, а также в немецком Штутгарте. В Австрии Андрей остался и после учебы – молодого артиста приняли на работу в балет Штатсоперы в Вене.

Актер развелся с третьей женой незадолго до смерти, а за 3 недели до трагического дня расписался с Инной Пиварс. Гостей на свадьбе практически не было — друзья артиста не приняли эту свадьбу всерьез. Четвертая супруга была младше Кайдановского на 26 лет, она только начинала актерскую карьеру. До свадьбы они встречались на протяжении 2 лет.

Долгое время актер жил в коммунальной квартире. В середине 1995 года Кайдановский наконец получил долгожданный ордер на собственное жилье и приглашение в жюри Каннского фестиваля. К сожалению, здоровье мэтра уже было подорвано.

Болезнь и смерть

Александр перенес 2 инфаркта подряд. Утром 3 декабря 1995 года у актера случился 3-й инфаркт, который и стал причиной смерти Кайдановского. По словам его супруги Инны, 49-летний режиссер очень боялся этого рубежа — его отец и мать умерли от сердечного приступа именно в этом возрасте.

Могила артиста находится на 10-м участке Кунцевского кладбища в городе Москве, на захоронении установлен каменный православный крест без фото.

Через 3 года после этого трагического события в память о творчестве Кайдановского режиссер Евгений Цымбал презентовал биографическую картину «Сны Сталкера».

В 2000 году вышла первая книга, в которой была описана биография актера «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели» авторства Раззакова. А через 2 года издательство «Искусство» выпустило еще одну биографическую книгу об артисте «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».

Режиссеру посвящены документальные фильмы «Трагедия Сталкера» (2005), «Жажда крови» (2019) и «По лезвию бритвы» (2021), где раскрываются тайны личной жизни и карьеры Кайдановского на основании архивов и воспоминаний бывших жен и любовниц, детей, друзей и коллег.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-kaidanovskiy/

http://24smi.org/celebrity/2282-aleksandr-kajdanovskij.html