Аксенов Василий Иванович биография

Василий Аксенов

Биография

Василий Аксёнов называл себя возмутителем спокойствия в мире интеллектуальных стереотипов. Повести, романы и рассказы писателя еще в середине прошлого века приобрели статус культовых. В написанных им строках тогда высказывались мысли, не вписывающиеся и в нынешнее понятие политкорректности.

Десятилетие, проведенное на американском континенте, запомнилось ему не жизненными удобствами (хотя наличие таковых Аксёнов признавал), а тем, что там печатались тысячными тиражами его книги. И, конечно, чувством внутренней свободы. С ним Василий Павлович связывал и создание «поистине больших сочинений», и предназначение писательского труда — раскрепощать, высвобождать мышление читателей, чтобы те становились согероями и соавторами произведений.

Детство и юность

Василий Павлович Аксёнов появился на свет в Казани в августе 1932 года. В семье уже подрастали двое детей — Майя, приходящаяся Василию сестрой по отцу, и Алексей, родной брат по матери. Это дети от предыдущих браков Павла Аксёнова и Евгении Гинзбург. Василий стал первым общим ребёнком пары.

Родители Василия Аксёнова были интеллигентными и довольно известными в городе людьми. Павел Васильевич — председатель горсовета и член бюро обкома КПСС. Евгения Соломоновна сначала преподавала в педагогическом вузе, позже возглавила отдел культуры в областной газете.

В 1937-м, в разгар сталинских чисток, отца и мать арестовали. На тот момент будущему писателю исполнилось 4 года. Старших брата и сестру Аксёнова было позволено забрать родственникам. А сына «врагов народа» – Василия – принудительно отправили в детский приют для таких же, как он, детей политических осуждённых.

Только через год родной дядя Васи Андреян Аксёнов смог разыскать маленького племянника и забрать его из Костромского детдома. С 1938-го по 1948-й мальчик жил у родственников в Казани (сейчас здесь открыт Дом-музей писателя, в котором разместился литературный клуб). Мама сумела добиться воссоединения с сыном, когда вышла из колымских лагерей и жила как ссыльная в Магадане.

Вспоминая о молодых годах, писатель говорил, что не считал себя советским человеком.

«Советский Союз был рабовладельческой страной, в лагерях которой использовался труд многих миллионов узников. Сталинская эпоха — страшная, чудовищно жестокая, и никаких других мнений на этот счет быть не может. Да и Москва представляла собой скучный серый город, за исключением тех моментов, когда в ресторанах все бросались танцевать и теряли контроль над собой».

В 1956-м Василий Павлович Аксёнов окончил медицинский вуз в Ленинграде. По распределению он должен был трудиться врачом на кораблях дальнего плавания, принадлежащих Балтийскому пароходству. Но допуск Аксёнову так и не дали. Мужчине пришлось работать всюду, где принимали. На Крайнем Севере писатель работал карантинным врачом. Потом ему удалось найти место в туберкулёзной лечебнице в столице. По иным сведениям, Аксёнова взяли консультантом в Московский НИИ туберкулёза.

Творчество

Творческая биография Василия Аксёнова началась в 1960-х. Первой была напечатана повесть «Коллеги», по которой чуть позже снят одноименный фильм с участием Василия Ливанова и Нины Шацкой.

Потом вышли в свет роман «Звёздный билет» (по нему Александром Зархи создана драма, получившая название «Мой младший брат» с Александром Збруевым, Олегом Ефремовым и Андреем Мироновым) и два сборника рассказов — «Катапульта» и «На полпути к Луне». По пьесе Аксёнова «Всегда в продаже» театр «Современник» поставил спектакль.

Имя Василия Аксёнова с каждым годом становится всё более известным в литературных кругах сначала столицы, а потом и страны. Его произведения появляются в «толстых» журналах. Писателя принимают в члены редколлегии иллюстрированного издания «Юность», считавшегося либеральным возмутителем спокойствия, а потому пользующегося безмерной популярностью. Но общественная деятельность Василия Павловича не нравится властям.

Весной 1963-го писатель впервые подвергся критике из уст Никиты Хрущёва, устроившего разнос Аксёнову на показательной встрече с интеллигенцией в Кремле. Усугубило его положение участие в демонстрации, которую попыталась организовать интеллигенция на Красной площади в знак протеста против возможной реабилитации Сталина. Тогда Василия Аксёнова ненадолго задержали дружинники.

В конце 1960-х писатель поставил подпись под несколькими письмами в защиту диссидентов. За это последовало наказание: выговор, занесённый в личное дело, от столичного отделения Союза писателей СССР. С середины 1970-х Аксёнова не печатают в Советском Союзе. Романы «Ожог» и «Остров Крым» он пишет, зная, что они не смогут быть опубликованными на родине. Критика «несоветского» и «ненародного» писателя становится всё более жесткой. Время оттепели закончилось.

Оставив попытки с наскока разбить границы в литературе, Василий взялся сочинять для детей. Повести «Мой дедушка — памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит», роман «Джин Грин — неприкасаемый» долго стояли особняком в советской прозе, предназначенной для юных умов.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, становится добровольный выход Василия Аксёнова и ещё нескольких коллег из Союза писателей. На такой поступок они решились в знак протеста против исключения из СП Виктора Ерофеева и Евгения Попова. Позже эти события были описаны в романе «Скажи “изюм”».

Эмиграция

В июле 1980 года Василий Павлович получил приглашение в Америку, где напечатаны «Остров Крым» и «Ожог». В одном интервью он признался, что уехал, подстегиваемый страхом за жизнь. В 1980-м писатель возвращался из Казани в Москву на автомобиле и по пути попал в «коробочку», устроенную встречными КАМАЗом и двумя мотоциклами. Чудом удалось проскочить по обочине. Аксёнов расценил происшествие как покушение.

После выезда Василия тут же лишили гражданства СССР. Право вернуться на родину дано спустя 10 лет, но он предпочитает оставаться за рубежом, поселившись с семьёй во французском Бьяррице. В Москве бывает наездами. В период вынужденной эмиграции Аксёнов числился профессором литературы в нескольких университетах Соединенных Штатов.

На протяжении 10 лет советский публицист-журналист работает в «Голосе Америки» и на «Радио Свобода». Его радиоочерки размещаются в разных американских альманахах. Позже они собраны в книге под названием «Десятилетие клеветы».

В США увидели свет произведения Василия Аксёнова, написанные в разные годы и неизданные в Союзе. Также появились новые сочинения: романы «Бумажный пейзаж», «В поисках грустного бэби» и «Московская сага». Последний, история о 3 поколениях одной семьи, состоит из 3 частей — «Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Американские критики назвали сочинение «Войной и миром» 20-го века. Над одноименным сериалом, вышедшим в 2004-м, в качестве арт-директора работал сын автора Алексей Аксёнов.

Опять издаваться в России Василий Аксёнов начал в первом десятилетии 2000-х. В журнале «Октябрь» появился роман под названием «Вольтерьянцы и вольтерьянки», удостоенный Букеровской премии. В 2009-м напечатан последний опус писателя «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», экранизированный на родине и вышедший в самом конце 2015-го.

Семья сценариста и драматурга не сразу осела в Москве. Свою роль в окончательном возвращении сыграло то, что у издательства Random House, с которым сотрудничал Аксёнов, сменился хозяин. Новый владелец в поисках каналов увеличения прибыли отказался печатать тех, кого принято считать интеллектуалами — спрос на них меньше. В России Василий нашел место, где спасается литература в высоком понимании.

Личная жизнь

Коллеги по перу Евгений Попов и Александр Кабаков, посвятившие писателю книгу «Аксёнов. Беседы о друге», вообще считали, что Василий Павлович пользовался у женщин повышенным вниманием потому, что был человеком чрезвычайно романтичным, «первоклассным, редко встречающимся мужиком».

Василий Павлович был женат дважды. Первая супруга — Кира Менделева, девушка из непростой семьи. Её отец — венгерский революционер, военный и партийный деятель Лайош Гавро, а бабушка Юлия Ароновна Менделева — создатель и первый ректор педиатрического вуза в Ленинграде. В этом браке родился единственный сын Аксёнова Алексей.

Личная жизнь Василия Аксёнова изменилась после встречи с Майей Кармен, женой знаменитого кинодокументалиста Романа Кармена. Союз с Кирой, по признанию писателя, складывался сложно. Непонимание обострилось, когда пришла популярность.

«Я к этому времени стал, ну, известным. Шастал повсюду с нашими тогдашними знаменитостями. Разные приключались приключения. Она стала сцены закатывать».

По слухам, Василий стал причиной разрыва Сергея Довлатова с первой супругой Асей Пекуровской.

СМИ не раз писали, что отношениям Кармен и Аксёнова пытался помешать Юлиан Семёнов, друживший с Романом. Но Майя все равно ушла. Влюбленные поженились в мае 1980-го, а в июле вместе с дочерью Кармен Алёной и внуком Иваном покинули Советский Союз. Жену Василий называл главной страстью всей своей жизни. После переезда в США она работала преподавательницей русского языка в одном из университетов Америки.

Ваня трагически погиб в 1999 году — выпал из окна 7-го этажа, пресса писала, что под влиянием некой секты. В 2008-м умерла во сне от сердечного приступа Алена.

Смерть

В январе 2008-го Василий Аксёнов был госпитализирован в одну из московских клиник, где у него диагностировали инсульт. После проведённой операции в Научном институте имени Склифосовского ожидаемого улучшения не наступило. Писатель длительное время находился в состоянии комы. Постоянно за ним ухаживала жена Майя.

Весной 2009-го Василия Павловича прооперировали повторно в госпитале имени Бурденко. В июле того же года писателя не стало, причина смерти — осложнения в сердечно-сосудистой системе. Похоронили автора в Москве, на Ваганьковском кладбище. Спустя год на могиле установили строгий гранитный памятник, выполненный по проекту сына Алексея. Прямоугольную стелу украшает фотопортрет Аксёнова, имя и даты жизни.

Аксенов Василий Иванович

АКСЁНОВ Василий Иванович [26.1.1953, с. Ялань Енисейского р-на Красноярского края] — прозаик.

Родился в семье, родовые корни кот. связаны с енисейскими казаками и поморами. Воен. службу проходил в Тихоокеанском флоте с 1971 по 1974. В 1982 после окончания историч. фак-та ЛГУ (кафедра археологии) остался жить в Л-де, регулярно навещая свою малую родину. Участвовал в археологич. экспедициях, работал грузчиком, пожарным, дворником. Из-за невозможности по идеологич. и эстетич. причинам печататься в официальных изд. публиковал свои произведения в самиздатских ж. «Часы» и «Сумерки». Сблизился с участниками независимого культурного движения Л-да, с момента основания явл. членом «Клуба–81».

В 1984 А. становится лауреатом неофициальной премии Андрея Белого. При вручении премии А. в ответ на пожелания писателя и редактора ж. «Часы» Б. Иванова выйти «за пределы деревни и за околицу деревенского языка» заявил, что пользуется тем материалом, кот. ему более знаком, и при всем уважении к писателям-«деревенщикам» гл. его интерес «не в социальности, а в самом человеке и в его одном из самых важных вопросов — вопросе о смерти и отношении к ней». В обл. языка А. ставил перед собой задачу «вырваться из литературных рамок, кот. установил ХIХ век» и продолжить новаторские искания Хлебникова, Белого, Платонова.

В перв. официальной публикации А. — « Понедельник, 13 сентября » (сб. «Круг», 1985), — рассказе о трагич. судьбе простого русского человека, отсидевшего сначала в фашистском, а затем в сов. концлагерях, критики ж. «Наш современник» А. Казинцев и В. Васильев увидели едва ли не издевательство над русским народом. В свою очередь В. Астафьев в личном письме к А. высоко оценил его самобытную прозу, отметив «почти абсолютный слух и глаз» писателя.

В 1990 в изд-ве «Сов. писатель» вышла кн. А. « День первого снегопада », объединившая три романа: « Осень в Ворожейке », « Зазимок », « Блики, или Приложение к основному» (два первых впервые увидели свет в самиздате). Эти произведения во многом определили идейно-худож. доминанту последующего тв-ва А. Большинство произведений писателя автобиографично. Он пишет о том, что видел, пережил и передумал лично: родная Ялань, ее люди, с необыкновенной любовью выписанные образы матери и отца, детство, поэтически одухотворенная природа Сибири. В романе «Осень в Ворожейке» А. рисует глухую сибирскую деревню, где доживают свой век старики-староверы. Увлеченность живым, порой архаическим языком, выразительностью народной речи превращает стиль писателя в затейливою вязь, что позволяет говорить о близости А. к лесковско-ремизовской школе. Проза писателя привлекает не столько темой Сибири, знакомой читателю по произведениям Астафьева, Распутина и др., сколько необычностью формы, стилем, кот. становится важнейшей движущей силой повествования. Как правило, романы А. представляют собой череду эпизодов, поток воспоминаний, изложенных автобиографическим героем-рассказчиком. А. часто пользуется «монтажным» принципом соединения разнородных «кусков» повествования, в текст вводятся прямые или скрытые цитаты, нередко используется характерный для модернистской прозы прием — «текст в тексте». Нарушение принципов связности текста, исчезновение фабулы, принципиальное совпадение героя и автора говорят о тяготении писателя к модернистской поэтике.

После довольно длительного перерыва, вызванного как состоянием издательского дела в стране, так и поиском А. своего места в совр. лит. процессе, произведения писателя вновь появились в печ. А. становится постоянным автором ж. «Москва». В изд-вах «Амфора» и «Лимбус Пресс» увидели свет кн. А. « Солноворот » (2004), « Малые святцы » (2008), « Время ноль » (2010). Почти в каждом произведении А. читатель встречает уже знакомых ему персонажей. Вся проза А. воспринимается единым эпосом, одной «большой книгой» о Ялани. Романы А. «Малые святцы», «Время ноль» и « Моление » должны составить трилогию под предполагаемым назв. « Чаю воскресения », где гл. герой, Олег Истомин, пройдя через тяжелые утраты родных, друзей, через разочарования, сомнения и соблазны, приходит к нравств. обновлению. Ему свойственно стремление постичь смысл бытия, проникнуть в тайну жизни и смерти, их вечного противостояния. Как писатель, не скрывающий своих православных убеждений, А. смиряется с Божьим промыслом. Присутствие в аксеновском мире Творца, убеждение автора в невозможности постичь человеческим умом его замысел, примиряют читателя с алогизмом жизни, с жестокостью истории, с кажущейся несправедливостью судьбы.

Несколько в иной тональности, чем др. произведения, написана повесть А. « Десять посещений моей возлюбленной », в кот. романтика перв. юношеской любви уравновешивается живыми реалистич. подробностями. Чистотой и ясностью красок, необыкновенной живостью описания рыбной ловли отличается «зарисовка в полутонах» « Таха », открывающая новые грани таланта писателя. «Эталоном подлинности» назвал прозу А. писатель П. Крусанов.

Сборник рассказов и повестей « Золотой век » возвращает читателя в мир далекой сибирской Ялани, уже знакомой по романам А. «Десять посещений моей возлюбленной», « Весна в Ялани », « Оспожинки », « Была бы дочь Анастасия » и др. События сборника связаны местом действия и переходящими из рассказа в рассказ героями, воспоминаниями о незабываемой поре детства, в которую всякому хочется если и не возвратиться, то хоть на минуту заглянуть. Посл. произведения свидетельствуют о непрекращающихся худож. поисках и духовной эволюции А.

Short-list премии Андрея Белого за роман «Была бы дочь Анастасия» (2018).

Соч.: Понедельник, 13 сентября // Круг. Л., 1985; Серафим второй, младший // Нева. 1989. № 9; День первого снегопада: Романы. Л., 1990; Пасека // Звезда. 1996. № 10; Фанчик // На невском сквозняке. СПб., 1998; Костя, это мы? // Коллекция: Петербургская проза (лен. период). 1970-е. СПб., 2003; Солноворот: роман, повести. СПб., 2004; Ну надоела // Коллекция: Петербургская проза (лен. период). 1980-е. СПб., 2004; У пихтового домика, Первое и последнее дело участкового Буздыгана. Месть. Спиридон — солноворот. Лабаз, или С высоты птичьего полета // Москва. 2007. № 1; Малая пречистая: повесть // Москва. 2008. № 1; Малые святцы. СПб., 2008; Золотой век // Москва. 2009. № 12; Время ноль: Роман, повести. СПб., 2010; Десять посещений моей возлюбленной // Москва. 2011. № 1–2; Была бы дочь Анастасия. СПб.: Лимбус-Пресс, 2018; Золотой век. СПб.: Лимбус-Пресс, 2018.

Лит.: Васильев В. Среди миражей и призраков // Наш современник. 1986. № 8; Казинцев А. Простые истины // Наш современник. 1986. № 10; Урицкий А. Рец. на кн. Коллекция. Петербургская проза // НЛО. 2004. № 69; Архипов Ю. Другой Василий Аксенов // Лит. Россия. 2008. № 52. 26 дек.; Левенталь В. Здравствуй, брат! Читать трудно // СПб. ведомости. 2009. № 117. 30 июн.; Топоров В. Как не опозорить собств. фамилию? // Город 812. 2010. № 37. 1 нояб.

Аксенов Василий Иванович 1922-1944

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4961688
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74551361
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84403746
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402763347

Василий Иванович Аксенов родился 7-го января 1922 года в селе Гусельниково Легостаевского (ныне Искитимского) района Новосибирской области.

До войны Василий работал машинистом – компрессорщиком на заводе №182 в поселке Двигательстрой.

Возможно, Василий Иванович Аксенов и другой двигательстроевец Владимир Акимович Аксенов (1924-1944)[1] были двоюродными братьями, т.к. родились в одном и том же селе Гусельниково и отцов их звали соответственно Акимом Васильевичем и Иваном Васильевичем. Возможно, их отцы — братья Аксеновы в числе первых вместе с семьями приехали на стройку завода.

Оба — и Василий, и Владимир Аксеновы были бывшими ученикам школы поселка Двигательстрой.

В 1944 году отец Василия Аксенова, Иван Васильевич, жил в Алма-Ате на улице Пролетарской, дом 2, кв.6.

В марте 1942 года Василий Аксенов был призван в ряды РККА.

С сентября 1943 года по апрель 1944 он обучался на курсах младших лейтенантов.

С 8-го сентября 1944 года младший лейтенант Аксенов – командир стрелкового взвода резерва офицерского состава 18-й Армии.

С 12-го октября 1944 года Аксенов Василий начал свой фронтовой путь в 606-м стрелковом полку 317-й стрелковой дивизии 18-й Армии, которая с сентября 1944 года в составе 4-го Украинского фронта (2-го формирования) принимала участие в Восточно-Карпатской стратегической операции.[2]

16-го октября 1944 года дивизия овладела Лубней, вышла к Вышке и Сухе.[3] А еще через три дня, 19-го октября 1944 года младший лейтенант командир стрелкового взвода Аксенов Василий Иванович был убит.

Его похоронили в Восточной Чехословакии (Закарпатская Украина) у шоссе Вышка – Горб в 150 м от моста и в 20 м от реки Люта[4] в могиле №1 вместе со старшим лейтенантом дивизии Савченковым Ильей Николаевичем.[5]

Аксенова Василия нет в Списках погибших двигательстроевцев. Вероятнее всего, его родители были эвакуированы вместе с заводом в Алма-Ату и назад уже не вернулись. А узнав о гибели сына, не подавали заявление на его поиск.

[2]
[3]
[4] Ужгородский район, Закарпатская область, Украина

Фото Схема места захоронения Аксенова Василия Ивановича.


источники:

http://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/a/aksenov-vasilij-ivanovich

http://proza.ru/2017/02/01/87