Аксаков Иван Сергеевич биография

Иван Сергеевич Аксаков — биография, новости, личная жизнь

Иван Сергеевич Аксаков

Иван Сергеевич Аксаков. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в Оренбургской губернии — умер 27 января (8 февраля) 1886 года в Москве. Русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.

Славянофил, «правдиво-истинный» мыслитель, Аксаков сочетал в своих воззрениях монархизм с критикой государственной власти, утверждая, что «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».

Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с. Надеждино (Куроедово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Белебеевский район Башкортостана). Младший сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Семёновны, урождённой Заплатиной, младший брат писателя Константина Аксакова. По четвёртому году, вместе со всей семьёй, переехал в Москву. О первоначальном обучении И. С. Аксакова осталось мало сведений: известно только, что к поступлению в учебное заведение его готовили дома, известно также, что с 10-летнего возраста он уже читал газеты, внимательно следил за политическими событиями в Европе, и в нём, таким образом, с детства сказывался будущий писатель-публицист.

Школьные годы свои он провел в Петербурге, где учился в только что основанном тогда Училище правоведения. Пробыв в нём четыре года (1838-1842), И. С. Аксаков в 1842 году, по окончании курса, вернулся в Москву и, не без колебаний, поступил на службу во 2-е отделение 6-го департамента Правительствующего сената, где через три недели был назначен исправлять должность секретаря. Выражением чувств и сомнений, волновавших молодого чиновника при первых шагах на служебном поприще, явилось его первое крупное произведение в стихах: «Жизнь чиновника, мистерия в 3-х действиях». Канцелярская служба не могла удовлетворить его и он, пренебрегая связями отца, сулившими молодому юристу блестящую карьеру, скоро перебрался в провинцию.

В 1844 году И. С. Аксаков был назначен членом ревизионной комиссии в Астрахани, под начальство князя П. П. Гагарина. Как чиновник И. С. Аксаков представлял редкое явление. Один из бывших товарищей его по ревизионной комиссии, барон Бюлер, сообщает о нём, что «он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал справки в Своде Законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи».

В 1845 году, летом, И. С. Аксаков получил назначение на должность товарища председателя уголовной палаты в Калуге, а в мае 1847 года назначен обер-секретарём I отделения 6-го департамента Сената в Москве. Но и судейство своё Иван Сергеевич скоро оставил; он жаждал деятельности более живой и практически полезной, чего при условиях той жизни прямо невозможно было найти на поприще провинциального судейства.

В 1848 году стал чиновником особых поручений, под начальство графа Л. А. Перовского при Министерстве внутренних дел и тотчас же выхлопотал себе командировку в Бессарабию для исследования тамошнего раскола. Оттуда вернулся в Петербург в начале 1849 года и пробыл здесь до мая.

17 марта И. С. Аксаков был арестован и доставлен в штаб корпуса жандармов. Ближайшим поводом к аресту послужили письма к его отцу, которые позволяли предполагать в Аксакове антиправительственный образ мыслей. Арестованному был предложен целый ряд вопросов, на которые он отвечал весьма подробно и откровенно. При чтении их Император Николай Павлович делал свои заметки и, возвращая рукопись графу А. Ф. Орлову, написал: «Призови, прочти, вразуми и отпусти». 22 марта 1849 года И. С. Аксаков был освобождён.

В мае месяце он был командирован в Ярославскую губернию для ревизии городского управления, для обсуждения на месте вопроса о единоверии, введению которого противился ярославский архиепископ Евгений, а также для изучения, в составе особой комиссии, секты бегунов или странников. К поручениям Аксаков относился серьёзно, и донесения его начальству отличались столько же правдивостью, сколько и изяществом изложения. В ревизионных работах И. С. Аксаков проявил необычайную энергию и быстроту, открыв много важных злоупотреблений; изучая раскол, он собрал немало материала для труда «О бегунах». В печати появилась только заключительная глава этого сочинения, замечательного в особенности характеристикой причин, вследствие которых возникла секта. В Ярославле И. С. Аксаков сблизился с местной интеллигенцией, бывал на её встречах у поэтессы Ю. В. Жадовской. В 1888 году опубликованы его письма, в которых даётся характеристика местных жителей.

С 1842 года И. С. Аксаков не переставал писать стихи, появившиеся в 1886 году отдельным сборником, в виде приложения к газете «Русь», и напечатанные в приложении к обоим томам его переписки. Первым печатным стихотворением был «Колумб», помещенный в № 1 «Москвитянина» за 1845 год. В 1848 году была написана его лучшая поэма «Бродяга» (не закончена), в которой рассказывается о беглом крестьянине. Отрывки из неё напечатаны в «Московском сборнике» 1852 года и в № 10 «Паруса» за 1859 год. Эта поэма послужила поводом к отставке И. С. Аксакова в 1852 году. Выйдя в отставку с чином надворного советника, И. С. Аксаков переехал в Москву к отцу, где в то время сплотился кружок славянофилов, и решился посвятить себя журналистике, — с этих пор начинается его публицистическая деятельность.

II том его «Московского сборника», этого первого шага его редакторства, уничтоженный и причинивший столько неприятностей, кроме всего принёс И. С. Аксакову и запрещение быть издателем или редактором журнала. После этого в литературной деятельности его последовал значительный перерыв, которым он воспользовался для ознакомления с народным бытом. В 1853 году он принял предложение Географического общества описать торговлю на украинских ярмарках. В конце 1853 года И. С. Аксаков отправился в Малороссию и провёл в разъездах по ней весь следующий год. Результатом этой поездки появилось в 1859 году обширное «Исследование о торговле на украинских ярмарках». Оно было встречено единодушными похвалами всей печати, а два учёных учреждения удостоили И. С. Аксакова почётных наград: географическое общество, на свой счёт издавшее исследование, присудило Константиновскую медаль, а Академия Наук — половинную Демидовскую премию.

Вернувшись из Малороссии в Москву в самый разгар Крымской войны, И. С. Аксаков в 1855 году поступил в ополчение, а именно в Серпуховскую дружину, находившуюся под начальством князя Гагарина и дошедшую лишь до Бессарабии. Это кончилось полемикой с графом Строгановым, командиром ополчения и «аксаковским влиянием» на ополченцев, которое граф наблюдал при роспуске дружины. Аксаков был казначеем дружины и, представленный им командиру отчёт его явился обвинительным актом всех других, — командующий не решился подписать его. При первых известиях о мире, в марте 1856 года, И. С. Аксаков вернулся в Москву, но в мае того же года снова отправился на юг, в Крым, приглашённый князем Васильчиковым участвовать в следственной комиссии по делу о злоупотреблениях генерал-интенданта Затлера во время войны. В декабре 1856 года он возвратился в Москву.

В 1857 году И. С. Аксаков путешествовал за границей, а в 1858 году принял на себя неофициальное редактирование журнала «Русская беседа», официальным редактором которого считался А. И. Кошелёв. Вокруг этого органа сплотились все лучшие славянофильские силы. И. С. Аксаков выпустил III и IV тома «Беседы» за 1858 год и шесть книжек за 1859 год. В то же время с него сняли запрещение быть редактором, и он предпринял в 1859 году издание еженедельной газеты «Парус». По замыслу издателя, «Парус» должен был служить центральным органом славянской мысли. Однако издание было прекращено по выходе только двух первых номеров по политическим мотивам. Заменивший «Парус», «Пароход» не мог удовлетворить И. С. Аксакова и он вернулся к «Русской беседе». Смерть отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова. Весь 1860 год, сопровождая больного брата Константина, И. С. Аксаков провел в заграничном путешествии, главным образом по славянским землям, чтобы лично познакомиться с выдающимися политическими и литературными деятелями западного и южного славянства.

В середине 1861 года он возвратился в Москву и добился разрешение издавать еженедельную газету «День». Газета была разрешена без политического отдела и с тем условием, чтобы цензура имела особое наблюдение за этим изданием. «День» стал выходить в конце 1861 года при участии того же славянофильского кружка и сразу занял выдающееся положение, имея в первые годы до 4000 подписчиков, что по тогдашнему времени являлось цифрой очень значительной. Одна из главных причин успеха лежала в публицистическом таланте редактора-издателя, авторитетно обсуждавшего славянский вопрос, вопросы, связанные с крупнейшими реформами — крестьянской, судебной, земской, а также вопрос польский. Это был один из самых оживлённых периодов деятельности И. С. Аксакова: за ним упрочилась в это время слава пророка славянофильства; имя его стало политическим знаменем. Издание «Дня» шло довольно благополучно, за исключением одного временного отстранения И. С. Аксакова от должности редактора в 1862 году за то, что он отказался открыть цензуре фамилию автора одной корреспонденции. «День» просуществовал до конца 1865.

С 1 января 1867 года И. С. Аксаков начал издавать газету «Москва». Она просуществовала по 21 октября 1868 года, и в течение этого короткого времени подверглась девяти предостережениям и трём приостановкам — в приостановке «Москва» находилась тринадцать, а выходила неполных девять месяцев. Во время этих приостановок её заменял «Москвич», отличавшийся от «Москвы» только заголовком, хотя и выходивший под номинальной редакцией другого лица. Главными поводами административных гонений на «Москву» послужили статьи её против генерала А. Л. Потапова, управлявшего тогда Северо-западным краем, а также статьи против тогдашних порядков в Прибалтийском крае. Во время последней приостановки «Москвы», на шесть месяцев, тогдашний министр внутренних дел А. Е. Тимашев, вошёл в Сенат с рапортом о необходимости вовсе прекратить издание «Москвы». И. С. Аксаков был лишён права издавать какую бы то ни было газету; это запрещение тяготело над ним в продолжение 12 лет.

В конце 1860-х годов Аксаков женился на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой, дочери поэта Ф. И. Тютчева. В этот период деятельность его сосредоточилась, с одной стороны, в Московском славянском комитете, а с другой — во втором Московском обществе взаимного кредита. В последнем И. С. Аксаков с 1874 года состоял председателем правления. С этим годом совпало появление в свет написанного И. С. Аксаковым биографического очерка «Ф. И. Тютчев», второе издание которого вышло в 1886 году.

В Славянском комитете, учреждённом в 1858 году, И. С. Аксаков состоял сначала, при жизни Погодина, секретарём, а после его смерти — председателем. В последней должности И. С. Аксаков прославился как оратор. Высшим пунктом ораторской деятельности его явились годы 1875-1878, когда он сделался выразителем славянских симпатий русского общества. Его кандидатура даже предлагалась некоторыми болгарскими избирательными комитетами на болгарский престол. 22 июня 1878 года он произнёс в Славянском комитете свою знаменитую речь по поводу Берлинского конгресса, порицавшую российских дипломатов, Аксаков был выслан из Москвы и провёл несколько месяцев в селе Варварино Юрьевского уезда Владимирской губернии. Славянский комитет в Москве после этого был закрыт.

В декабре того же 1878 года И. С. Аксаков возвратился в Москву, но к общественной деятельности приступил, однако, не раньше конца 1880 года, когда, благодаря графу М. Т. Лорис-Меликову, ему удалось получить разрешение на издание еженедельной газеты «Русь». Последняя начала выходить 15 ноября 1880 г. и просуществовала по день смерти И. С. Аксакова, с полугодовым перерывом в 1885 году, по случаю болезни редактора. В 1883 году «Русь» была преобразована в двухнедельное издание, и два года выходила в этом преобразованном виде. В 1885 г. И. С. Аксаков вернулся к первоначальной форме еженедельника. Среди своих главных занятий И. С. Аксаков находил время в течение нескольких лет быть товарищем председателя в православном миссионерском обществе, председателем в Московском обществе любителей российской словесности и гласным Московской думы.

Весной 1885 года, утомлённый душевно и физически, Иван Сергеевич приостановил свое издание и провёл несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, — у него была болезнь сердца, от которой он и умер 8 февраля (27 января по старому стилю) 1886 года в Москве. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества, как русского, так и западноевропейского. Похоронен он был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа.

Сочинения И. С. Аксакова были изданы его женой в 7 томах. Кроме того вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.

Аксаков Иван Сергеевич биография

Биография Ивана Сергеевича Аксакова

Иван Сергеевич Аксаков, младший сын Сергея Тимофеевича Аксакова, родился 26 сентября (старый стиль) 1823 года в селе Надежине-Куроедове Белебеевского уезда Уфимской губернии. В 1842 году Иван Сергеевич окончил курс Училища Правоведения и, не без колебаний, поступил на службу в существовавший еще тогда в Москве сенат. Канцелярская служба, однако не могла удовлетворить его и он, пренебрегая связями отца, сулившими молодому юристу блестящую карьеру, скоро перебрался в провинцию, сначала участником сенаторской ревизии князя П. П. Гагарина, а потом в качестве члена Калужской уголовной палаты. Но и судейство свое Аксаков скоро оставил; он жаждал деятельности более живой и практически полезной, чего при условиях той жизни прямо невозможно было найти на поприще провинциального судейства. В 1848 году он стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел и тотчас же выхлопотал себе командировку в Бессарабию по делам раскольничьим, а потом в Ярославль для ревизии городского управления, введения единоверия и изучения секты «бегунов». К поручениям Аксаков относился серьезно, и донесения его начальству отличались столько же правдивостью, сколько и изяществом изложения. В 1852 году Аксаков вышел в отставку и посвятил себя журналистике, — с этих пор начинается его публицистическая деятельность, принесшая в конце столько славы, а рядом с нею, вплоть до самой смерти, и борьбы как с литературными врагами, так и с условиями цензуры. II том его «Московского Сборника», этого первого шага его редакторства, уничтоженный и причинивший столько неприятностей, кроме всего принес Аксакову и запрещение когда бы то ни было быть издателем или редактором журнала. В это печальное для него время Географическое Общество предложило ему командировку на юг, в Малороссию. Результатом поездки явилось «Исследование о торговле на украинских ярмарках», изданное на средства Общества, доставившее исследователю большую Константиновскую медаль и половинную Демидовскую премии от Академии Наук. 1855 и 1856 годы Аксаков пробыл в Бессарабии, командуя отрядом московского ополчения. Это командование кончилось полемикою с графом Строгановым, командиром ополчения и «Аксаковским влиянием» на ополченцев, которое граф наблюдал при роспуске дружины. Аксаков был, между прочим, казначеем дружины и, представленный им командиру отчет его явился обвинительным актом всех других, — командующий не решился подписать его. В марте 1856 года Иван Сергеевич участвовал в комиссии, снаряженной князем Васильчиковым для расследования интендантских дел Затлера и Компании, а в декабре окончательно вернулся в Москву. В 1857 году Аксаков негласно редактировал «Русскую Беседу», в 1859 году же выхлопотал право на издание еженедельной газеты «Парус», прекращенной на втором номере. Заменивший «Парус» «Пароход», разрешением которого Чижову, одному из близких к Аксакову, хотели прекратить всеобщее недоумение, при поставленных условиях, не мог удовлетворить Аксакова и он вернулся к «Русской Беседе». Смерть отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова и лишь с середины 1861 года вернулся он к литературе. С конца этого года начал выходить «День», имевший сначала огромный успех; но уже с июля 1862 года под газетою стал подписываться Юр. Самарин. «День» просуществовал до конца 1865 года. С начала 1857 и по октябрь 1868 года выходила аксаковская «Москва». «Москву» заменил «Москвич» того же Аксакова, но под другим подписом. В конце 1860-х годов Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой и с закрытием газеты посвятил себя делам Московского Славянского Комитета, а также (с 1874 года) взял место председателя совета Московского Общества Взаимного Кредита. Годы сербской войны, добровольцев и, наконец, нашей войны с Турцией доставили Аксакову ораторскую славу и всемирную известность, увенчавшуюся кандидатурою его на болгарский престол, выдвинутой некоторыми болгарскими избирательными комитетами, За речь, произнесенную в Славянском Комитете во время Берлинского конгресса, порицавшую наших дипломатов, Аксаков был выслан из Москвы в провел несколько месяцев в селе Варварине Юрьевского уезда Владимирской губернии. С ноября 1880 года начала выходить «Русь». Весною 1885 года, утомленный душевно в физически, Аксаков приостановил свое издание и провел несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, — у него была болезнь сердца, от которой он в умер 27 января 1886 года. Известие о смерти Аксакова облетело весь мир и везде произвело глубокое впечатление. Сочинения Ивана Сергеевича изданы его женою в 7 томах. Кроме того вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. «Энциклопедический словарь».

Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства. Сын Сергея Тимофеевича Аксакова, брат Константина Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 года в селе Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. В 1826-1838 годах с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. После окончания петербургского Училища правоведения в 1842-1843 годах служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847-1848 годах его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия «Жизнь чиновника» (1843; опубликована в 1861 году в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губерниях до своего прошения об отставке в феврале 1851 года).

В 1852 году в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Гоголя. В марте 1853 года рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855-1856 годах, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в Лондоне встречался с Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись. «), в славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858-1859 годах, после снятия запрета на редакторскую деятельность, — фактическим редактором журнала А. И. Кошелева «Русская беседа».

С этого времени Аксаков — ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К. С. Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» — всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию — придаток государственного аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия». Был издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День» (1861-1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867-1868), «Русь» (1880-1886), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством (в т.ч. И. Ф. и Н. Ф. Мамонтовыми и известным издателем К. Т. Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).

В 1857-1878 годах Аксаков — глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878 года, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны). В 1870-1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 году — один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита. Был членом Общества любителей российской словесности; в 1872-1874 годах его председатель. Зять (с 1866 года) и почитатель Тютчева, автор биографического очерка «Федор Иванович Тютчев» (1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях («Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год», «Московский городской листок» и т.п.): «Мы все страдаем и тоскуем», «Странным чувством объята душа», «Русскому поэту», «Клеймо домашнего позора», «Усталых сил я долго не жалел», а также стихотворных рассказов «Зимняя дорога», «Поэтическая вольность» (1845) и неоконченной поэмы «Бродяга» (1846-1850), оказавшей влияние на поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В 1860-1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 года невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.

Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого. государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней». В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила — «общество», «народ самосознающий» — по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. «Общество, — утверждал Аксаков, — объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного начала».

Иван Сергеевич Аксаков умер в Москве 27 января (8 февраля) 1886 года.

Аксаков Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Аксаков – знаменитый писатель-публицист, поэт и критик, один из идеологов движения славянофилов, известный редактор-издатель своего времени.
Родился Аксаков Иван Сергеевич 26 сентября 1823 года в селе Надежине (Куроедове) Белебеевского уезда Уфимской (в то время Оренбургской) губернии, в семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, выходца из старинного дворянского рода.

Биография Аксакова Ивана Сергеевича — молодые годы.

Свои детские годы будущий писатель провел в основном в Москве, время от времени уезжая с семьей пожить в деревню. Первоначальное образование Иван Аксаков получал дома. В то время как его готовили к поступлению в учебное заведение, 10-летний Иван уже читал газеты и с интересом следил за политическими событиями в мире.
Юношеские годы Ивана Аксакова прошли в Петербурге, где он учился в Училище правоведения с 1838 по 1842 год. После получения юридического образования Аксаков вернулся в Москву и поступил на службу в московский 6-й (уголовный) департамент Правительствующего сената, и уже через три недели был назначен на должность секретаря. Хотя работа чиновника не могла удовлетворить Аксакова, в те времена только государственные служащие имели некоторый простор в общественной деятельности.
Так еще несколько лет Аксаков посвятил судейской деятельности. Несмотря на связи отца, сулившие Аксакову быстрое продвижение по службе и блестящую карьеру в Москве, он вскоре перебрался в провинцию и продолжил службу сначала в астраханской, затем в калужской уголовной палате.
О работе Аксакова один из его товарищей по службе писал: «он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал справки в Своде Законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи». Даже в канцелярской работе проявлялась недюжинная работоспособность и жажда деятельности будущего знаменитого публициста. Однако Иван Сергеевич стремился к более живой и практически полезной деятельности, и вскоре оставил судейство.
В 1848 году Аксаков стал чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. За время своей службы в этом качестве он побывал в Бессарабии по раскольничьим делам, был направлен как ревизор в Ярославскую губернию для введения единоверия и для изучения секты бегунов и странников. В период государственной службы в Министерстве внутренних дел Аксаков был впервые подвергнут аресту. Поводом послужили его письма к отцу, в которых заподозрили антиправительственные взгляды. После допроса император Николай Павлович принял решение «вразумить и отпустить» арестанта, и Аксакова быстро освободили.

Биография Аксакова Ивана Сергеевича – творчество.

Начиная с 1842 года Аксаков писал стихи, которые были изданы в 1886 году в виде приложения к газете «Русь» и впоследствии опубликованы в приложении к обоим томам его переписки.
Первое крупное произведение поэта Аксакова — «Жизнь чиновника, мистерия в 3-х действиях», появилось в самом начале его государственной службы. «Жизнь чиновника» повествует о неэффективности государственной службы и отражает разочарование автора в бюрократической системе, частью которой он стал сразу после окончания учебы.
В 1874 году опубликована написанная Аксаковым «Биография Ф. И. Тютчева», второе издание которой вышло в 1886 году.
Все произведений Ивана Сергеевича Аксакова в семи томах сочинений и двух томах его переписки были изданы уже после смерти писателя его женой.
Лучшая поэма писателя «Бродяга» была написана в 1848 году. Отрывки поэмы были напечатаны в «Московском сборнике» 1852 года и в № 10 «Паруса» за 1859 год. Именно публикация этой поэмы послужила поводом к отставке Аксакова. Ознакомившись с произведением, главный герой которого является беглым крепостным, начальство поставило перед автором выбор – служба или литературная деятельность.
Так окончилась государственная служба Аксакова, что положило начало его публицистической деятельности.

Биография Аксакова Ивана Сергеевича – общественная деятельность.

Получив отставку и чин надворного советника, Аксаков переехал в Москву. Здесь он примкнул к движению славянофилов и начал свою журналистскую деятельность. В 1852 Аксаков выпустил первый том «Московского сборника», в котором содержались идеи славянофилов. В марте 1853 второй том «Московского сборника» и само издание были запрещены. Аксаков был подвергнут полицейскому надзору и лишен права заниматься редакторской деятельностью.
В конце 1853 года Аксаков отправился в Малороссию и провёл в разъездах по ней весь следующий год. По итогам материалов, собранных в путешествии, в 1859 году вышло его «Исследование о торговле на Украинских ярмарках», получившее достойный отклик вcей печати. Аксаков был награжден за свой труд Константиновской медалью и половинной Демидовской премией от Академии Наук.
В 1855 г. в разгар Крымской войны Аксаков вернулся из путешествия по Малороссии и поступил в ополчение, а в марте 1856 году вернулся в Москву.
1857 год Аксаков провел в путешествиях за рубежом, а в 1858 году стал неофициальным редактором журнала «Русская беседа», объединяющего лучших представителей славянофильства. Под редакцией Аксакова за 1858 и 1859 годы были изданы третий и четвертый тома «Русской беседы» и шесть книг. В 1859 году кончился срок его запрета на редакторскую деятельность, и Аксаков предпринял попытку создания еженедельника, который должен был стать центральным изданием в поддержке движения славянофилов. Однако это издание было сразу закрыто властями и Аксаков снова стал работать над изданиями «Русской беседы».
В 1960 году последовал период приостановки публицистической деятельности Аксакова, связанный с семейными трагедиями: смертью отца, тяжелой болезнью и смертью брата. Весь этот нелегкий год Аксаков сопровождал больного брата в заграничном путешествии, в котором познакомился с западными политическими и литературными деятелями.

Вернувшись в Москву в середине 1861 года, Аксаков добился разрешения на издание еженедельной газеты «День». Газета сразу приобрела широкую известность, во многом благодаря публицистическому таланту Аксакова, поднимавшему на страницах издания важные славянский вопрос и вопросы, касающиеся крестьянской, земельной и судебной реформ. Именно тогда Аксаков стал признанным лидером славянофильства среди интеллигенции России и Европы. «День» выпускался до конца 1865 года, после чего последовал перерыв в публицистической деятельности Аксакова.
С января 1867 по октябрь 1868 года Аксаков издавал газету «Москва», которая неоднократно подвергалась административным гонения. Из-за негативных публикаций о порядках в Прибалтийском крае и об управляющем Северо-западного края генерале Потапове министр внутренних дел Тимашев обратился в Сенат с предложением запретить издание. В результате Аксакова на 12 лет лишили права на издательскую и редакторскую деятельность.

Биография Аксакова Ивана Сергеевича — зрелые годы.

Активная общественная деятельность Аксакова нашла выход в Славянском комитете, где он состоял сначала секретарем, а затем председателем. Эта должность принесла Аксакову славу блестящего оратора. Пик его ораторской деятельности пришелся на 1875-1878 годы. В то время некоторые болгарские избирательные комитеты даже предлагали его кандидатуру на болгарский престол. 22 июня 1878 года Аксаков произнёс свою знаменитую речь, содержащую отрицательные отзывы о российских дипломатах, принимавших участие в Берлинском конгрессе, за что был выслан из Москвы на несколько месяцев, а Славянский комитет закрыли.
После возвращения в Москву Аксаков добился разрешения на издание еженедельной газеты «Русь», которая выпускалась с ноября 1880 года до последних дней жизни Аксакова. Помимо редакторской деятельности Аксаков был товарищем председателя в православном миссионерском обществе, председателем в Московском обществе любителей российской словесности и гласным Московской думы.
В феврале 1886 года Аксаков умер от тяжелой болезни сердца и был похоронен под Москвой в Сергиевом Посаде при небывалом стечении провожающего его народа.


источники:

http://c-cafe.ru/days/bio/11/016.php

http://dostavka-portretov.ru/info-aksakovis.html