Акпарс Марий Эл биография

Команда Кочующие

ПОДДЕРЖИ ПРОЕКТ

Переведите нам любую сумму нажав на кнопку. Деньги пойдут на на оплату услуг провайдера, программиста и дизайнера, организацию поездок, очных встреч, фото-видеосъёмку и другие текущие расходы, необходимые для полноценной работы проекта.

Мы в Telegram

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

  • Обновил маршрут — если погода
    13 часов 45 минут назад
  • ремонт водопада у Голубых озер
    2 дня 3 часа назад
  • Единый речной турмаршрут
    2 дня 3 часа назад
  • Старо-Вознесенская церковь в Торжке
    2 дня 6 часов назад
  • про Илеть
    4 дня 7 часов назад
  • Если на картах не было — то
    4 дня 8 часов назад
  • Добавил на карты
    4 дня 9 часов назад
  • Ну и следующий отчет — про
    4 дня 11 часов назад
  • обновление статьи!
    4 дня 14 часов назад
  • Малые ГЭС в нашей республике.
    5 дней 5 часов назад

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:

Князь Акпарс

Акпарс — сотенный князь горных черемис, активный сторонник вхождения горной стороны в состав русского государства.
Годы жизни и смерти доподлинно неизвестны.
Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540—1550-х годов проявил себя как дальновидный политик и дипломат, так, в 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять в подданство.
Летом 1552 года во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань.

ИЗ ИСТОРИИ ГОРНЫХ МАРИ
В середине XVI в. в исторической судьбе горных марийцев, как и всего марийского народа произошел крутой перелом, связанный с присоединением марийских земель в состав Российского государства. Стремясь освободиться от власти казанских ханов и положить предел военным разорениям, горные марийцы совместно с чувашами в декабре 1546 г. направили в Москву делегацию во главе с сотником Тугаем к царю Ивану Грозному с просьбой принять под свое подданство. Марийские послы были торжественно приняты и одарены драгоценными подарками.

Царь согласился принять «горных людей» в состав своего государства. В свою очередь военные отряды горных марийцев обязаны были присоединиться к русскому войску и принять участие в завоевании Казани. Летом 1551 г. горные марийцы, возглавляемые своими князьями-предводителями Акпарсом, Аказом, Ковяжем, Яныгитом, Токсубаем и Тохпаем принесли московским воеводам в Свияжске совместно с чувашами и мордвой клятву на верность русскому царю. Согласно русским летописям, тексту «Казанской истории», историческим преданиям, в походе на Казань и его взятии приняли участие вооруженные отряды и горных марийцев.

Мирный характер присоединения земель горных марийцев во многом предопределил будущее их административно-территориальное устройство. Московская администрация сохранила в середине XVI в. устоявшееся разделение коренного населения по «сотням» и «пятидесятням» с именами возглавлявших их авторитетных предводителей. Наибольшая площадь приходилась на Акпарсову сотню. На Горной стороне в се состав входили ясачные деревни-общины Цонибекова, Чермышева, Пинель Пернянгаш, Чортакова, Кадышева, Коптякова (Шапкила), Большая Юль Шудермара, Другая Юль Шудермара, Юль Шудермара, Юль Кушерга, Юнга Кушерга, Большая Юнга, Юнга Пернянгаш, Шудермара, Кого Шудермара, Другая Шудермара, Большая Шурмара, Другая Шурмара, Сиухина, Ямолина, Алмандаева, Салмандаева, Карамышева, Караева, Шалтыкова, Первая Шошмара (Емангаш), Третья Шошмара (Крайняя Шошмара), Другая Шошмара (Средняя Шошмара), а на Луговой стороне — деревни Большая Арда и Малая Арда. В Аказиной сотне на Горной стороне числились деревни Аказина, Большая Яктерля (Аказина), Вторая Яктерля (Аказина), Третья Яктерля, Виловатый Враг, Большая, Средняя и Малая Паратмара, Кожланангер, Другая Кожланангерская, Апшат Пеляк, Другая Кузнецовская, Кузнецова (Апшат Пеляк), а на Луговой стороне — деревни Ермучаш и Кильдеяры. Марийско-чувашская Кобяшева сотня полностью располагалась в Правобережье и включала марийские деревни Большие, Средние и Малые Кожважи, Кожваж-Юльялы, Большие и Малые Юльялы. Токсубаева сотня размещалась на Левобережье и состояла из деревень — Тоганашева, Кукшары, Еникеева, Шудуганы, Кромка, Икша, Юркина. Восточнее Токсубаевой сотни находилась Тохпаева пятидесятая и включала деревни — Первая и Старая Рутка, Кумья, Ошараши, Вторая и Третья Ошараши. Некоторые из селений этой пятидесятой отстояли от устья Ветлуги вверх по се течению на 120 км. Яныгитова пятидесятая располагалась на Горной (деревни Горная Кушерга и Другая (Горная) Куплонга) и Луговой (деревни Ахтаева, Карачюрина, Келемары, Мадары, Большая Куплонга, Луговая Кушерга) сторонах. Границы расселения горных марийцев на Горной стороне охватывали междуречье рек Сура и Большая Сундырка, а на Луговой стороне их поселения размещались в бассейнах рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат, других речек и озер.

памятник князю Акпарсу


С основанием в 1583 г. города Козьмодемьянска все горномарийское население оказалось в составе обширного Козьмодемьянского уезда, что свидетельствовано об учете властями этнических особенностей горных марийцев (русские источники в середине XVI в. впервые их назвали «горной черемисой»), связанных единством происхождения, языка, культуры, месту проживания, взаимного тяготения друг к другу различных сотен и пятидесятен. Традиционные «земляческие» группы сохранились вплоть до конца XVIII в., когда вместо сотен и пятидесятен было введено волостное деление. В ходе губернской реформы из Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в состав Васильсурского уезда Нижегородской губернии из Акпарсовой сотни в 1779 г. отошли деревни Шалтыково, Емангаши, Средние и Крайние Шешмары, а из Токсубаевой сотни — левобережные деревни Икша, Кромка, Котиком, Пекшеево, Кузьмино. В Макарьевский уезд этой же губернии были переданы деревни Большая, Крайняя, Средняя и Малая Ошараши Тохпаевой пятидесятни. В 1797 г. сюда же перешли вышеназванные селения левобережья Васильского уезда. С учреждением в 1780 г. Вятской губернии в Царевосанчурском уезде оказались деревни Шудуганская Токсубаевой сотни, Большая и Малая Келемары Яныгитовой пятидесятни. С упразднением в 1797 г. Царевосанчурского уезда эти три поселения отошли в состав Яранского уезда Вятской губернии. Так, в конце XVIII в. горномарийское население было разделено между четырьмя уездами. Но основная его масса, как и раньше, оставалась в Козьмодемьянском уезде.
Состав населения Козьмодемьянского уезда в современных границах района после присоединения был представлен исключительно горными марийцами. С построением на земле Акпарсовой сотни города-крепости Козьмодемьянска появилось постоянное русское население из числа приказных людей воеводской администрации, духовенства, стрельцов, ямщиков и посадских людей. В конце XVI-XVII вв. русскими крестьянами, холопами и другими беглыми людьми были основаны села Троицкое (совр. Троицкий Посад), Покровское, Сумки и Коротни (Ахмылово), деревни Копани, Болониха, Гаврениха, Данилиха, Сосновка, Красногорка, Рутка. Владельцами этих русских приволжских селений были суздальский (с 1671 г. нижегородский) архиереи, Спасо-Юнгинский монастырь (осн. в 1625 г.). Жители села Троицкое по «тяглу» относились к Козьмодемьянску. Новокрещеные служилые марийцы и чуваши села Владимирское, позднее обрусевшие, несли военно-походную и погранично-сторожевую службу. В XVIII в. появились русские деревни Руткинская Грива и Вякшлап.

Память
Аркадий Крупняков. Исторический роман «Марш Акпарса» (1978);
Сергей Николаев. Драматическая повесть «Акпарс»;
Ким Васин. Повесть «С вами, русичи!»;
Анатолий Пушков. Картина «Марийские послы у Ивана Грозного»;
Анатолий Луппов. Сюита «Сыны Акпарса»;
кинотеатр «Акпарс» (г. Козьмодемьянск), в последние годы не функционирует.

бронзовая скульптура «Акпарсу». Скульпторы: Анатолий Ширнин, Сергей Яндубаев. Скульптура расположена в Горномарийском районе на трассе Р173 «Большой Сундырь—Волга», возле Картуковского поворота. Акпарс изображён стоящим, одной рукой играет на гуслях, а другой приветствует свой народ. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя Акпарса и русского царя Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки.


ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ ПРО АКПАРСА
Аказ Тугаев — настоящее имя горномарийского сотного князя Акпарса, сподвижника Ивана Грозного, отличившегося при взятии Казани в 1552-м году. Он командовал Горным полком, в котором сражались горные мари, чуваши, мордва. Стяг горного полка, по некоторым данным, представлял белое полотнище с восьмиконечным православным крестом посередине (Акпарс был сознательно крещен в православие) и марийским орнаментом по краям.
Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую (серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным — орла) жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.

На Коркатовском повороте дороги в Горномарийском районе республики Марий Эл то и дело тормозят машины. Люди выходят наружу, направляясь к небольшому, бронзовому постаменту и прикладывают ладони к изображению двух человеческих фигур. Таким образом путешественники просят благословения и удачи у двух великих правителей — русского и марийского.

Русский князь на памятнике — Иван Грозный, великий государь Московский и Всея Руси, покоритель Западной Сибири и области Войска Донского, Башкирии, земли Ногайской Орды, Астраханского и Казанского ханств, и прочая, и прочая, и прочая. Прямо перед ним на памятнике изображен человек, благодаря которому, по преданию, и было завоевано Казанское ханство. Это великий марийский горный князь Изима, но в историю он вошел под другим именем — Акпарс.

Акпарс для марийцев — один из главных национальных героев. Личность окруженная легендами хоть и существовавшая в реальности. Он правил горными мари (тогда их называли черемисами) во времена Золотой Орды. Быть под гнетом жестоких татаро-монгол марийцам, прямо скажем, не нравилось. Изима, которого называли также Белым князем, стремился освободить свой народ от ига захватчиков, для чего и пошел на сделку с Иваном IV. Он помог русскому царю взять татарскую крепость ОролКырыкСалымхала, для чего пошел на веонную хитрость. Войска Ивана Грозного не могли подступиться к укреплениям противника. Изима же пообещал защитникам крепости, что поможет им с продовольствием. Татары поверили марийскому князю, а зря. В телегах вместо еды оказались русские солдаты с пищалями и саблями.


В следующий раз Изима предложил свою помощь во время Казанской осады. И здесь проявились не только выдающиеся воинские способности Изимы, но и его музыкальный талант. По одной из легенд, предводитель марийцев предложил сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые были поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Русские сделали еще один подкоп с другой стороны. Но свечи в подкопе Изимы горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв, запланированный Изимой, в обещанное время не прогремел.
Иван Грозный тут же заподозрил марийского воеводу в измене и, в лучших традициях того времени, тут же схватился за саблю, чтобы рубить тому голову. В этот, без сомнения, драматический момент свечи, наконец, догорели и стены Казани с грохотом пали.

Иван Грозный сменил гнев на милость: жаловал князя и его воинов подарками, а самого Изиму впредь велел звать Акпарсом. Что же касается марийского народа в целом, то царь вручил Акпарсу грамоту, в которой велел марийцев «не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст». С уплатой, правда, исторически не сложилось — из рук предприимчивого Акпарса грамота об уплате налогов куда-то таинственно исчезла.
С тех пор прошло пять веков, но марийцы не забыли своего Белого князя. Каждый год 26 апреля в Марий-Эл празднуют день Национального марийского героя и имя Акпарса в этот день называют одним из первых. Он сделал очень многое для добровольного присоединения горных марийцев к государству российскому на условиях сохранения ими своей культурной самобытности.

В 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. Самому князю уже в 21 веке поставили памятник на правом берегу реки. Акпарс изображен на нем безоружным — в одной руке он держит гусли, а другой приветствует свой народ. Этим мудрый марийский князь напоминает людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта.

Марш Акпарса
Миклай Казаков

Перевод на русский язык Семёна Олендера (1907 — 1969, г. Одесса)

В тёплый вечер мая к Волге я шагаю,
И кругом родные сёла предо мной.
Слышу, раздаётся песня боевая,
Близок мне и дорог звук живой.

Под рукой искусной зазвучали гусли,
Девушки играют, девушки поют
Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской
Под Казанью эту песню пел в бою.

Всё звончей, чудесней звуки этой песни!
С ними уношусь я в древние года,
Словно я с Акпарсом легендарным вместе
Штурмовал твердыню ханского гнезда.

Словно был я рядом с нашим старшим братом –
Воином России, чтобы хану мстить,
Словно я с Акпарсом и в посольстве – рядом,
Чтоб в Москве народу с честью послужить.

Красотой сияя, девушки играют,
Повторяют песню славы боевой,
Песню об Акпарсе, о родимом крае,
О великой силе дружбы вековой.

Струны золотые, как в года былые,
Об Акпарсе славном до сих пор поют,
Эту песню дружбы времена седые,
Словно эстафету, нам передают.

Под рукой умелой песня зазвенела,
Вот и сердце вместе с гуслями поёт.
О могучих предках, о героях смелых
Помнит наш свободный трудовой народ!
1946 г.

МОГИЛА АКПАРСА
ХОЛМИК НАВЕРХУ
Мы спускались на машине с картуковского косогора в сторону Елас, и взору, как всегда, открылся потрясающий вид. Запруженная Малая Юнга, до самых краев заполнившая овраг, купала в своих водах плывущие по небу облака. Голубое небо, голубая лагуна под ним. Лодка с двумя рыбаками, сверху кажущаяся крохотной, подчеркивала величавость пейзажа. Мне давно хотелось снять эту красоту не с дороги, а с самого верха.
Я попросил остановить машину, и мы с директором Горномарийской централизованной клубной системы Леонидом Кубековым стали взбираться по крутому склону в гору. Впереди среди молодых сосенок вдруг возник белый прямоугольник то ли флага, то ли герба. «Что это там такое?» – спросил я. «Ты разве никогда не был здесь? – удивился мой провожатый. – Это могила Акпарса». Мысли о красивых пейзажах мгновенно вытеснило желание увидеть достопримечательность.
Мы поднялись на самый верх. Могила Акпарса – небольшой холмик, на котором установлена массивная глыба из белого мрамора. Над камнем на шесте возвышается герб горномарийской земли – белый барс. Сочетание валуна и геральдического символа не случайно: имя Акпарс происходит от татарского «ак» – белый, чистый, светлый и тюркского «барс» – барс.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГЕРОЙ
Кто не знает Акпарса в нашей республике? Он – легендарный герой марийского народа, прославивший себя как дальновидный и умный политик, наиболее авторитетный представитель горных черемис. Имена Акпарса и его сподвижников сохранились не только в народных преданиях, но и в письменных исторических источниках. Именно Акпарс привел марийский край к воссоединению с русским государством. Годы его жизни и смерти доподлинно неизвестны. Согласно народным преданиям, сотный князь родился в самом начале XVI века и умер во второй половине этого же столетия. Похоронили героя на родине со всеми почестями.

Я поинтересовался, каким образом удалось установить место захоронения героя. Леонид Зиновьевич, ничуть не смутившись, ответил, что это не надмогильный камень, а своего рода символ, однако место его установки выбрано не случайно. На пригорке близ села Картуково археологи еще в конце прошлого века обнаружили старинный языческий могильник. От деревни Нуженалы, родины Акпарса, он находится через речку Малая Юнга, а в старину места захоронения обычно устраивались на другом берегу реки от места проживания. По поверьям народа мари, потусторонний мир находится под землей за морем, куда текут все реки, что уносят души умерших. Предполагалось, что умершие собратья время от времени навещают в деревне своих родных. Очнувшись в воде, они возвращаются обратно и не мешают живым.
У каждого поселения был свой погост. Расположение Картуковского могильника, разнообразие и богатство вещей, найденных учеными в погребениях, указывают на знатность здешнего рода и его особый статус. Так по общему согласию, взвесив все «за» и «против», было выбрано место для памятного знака. И, как считают местные жители, с этого пригорка князь Акпарс и нынче оберегает родную Горномарийскую землю.
Мне уже приходилось видеть символические захоронения. В Башкирии, в марийском селе Чураево, есть могила писателя Яныша Ялкайна, репрессированного в 1938 году. Где конкретно он похоронен – на Бутовском полигоне или в одном из лагерей ГУЛАГа – никто не знает, но родные приходят поклониться маленькому холмику на местном кладбище. По языческому обычаю, вместо креста у захоронения установлен длинный шест с изображением кукушки, символом печали и утраты.

почитаемая могила Акпарса


ЗНАК ОТ ПРИРОДЫ
Возможно, я бы критически воспринял «обнаружение» места упокоения Акпарса, с сомнением толковал бы и близость родины героя, и расположение могильника через речку от Нуженал, и богатство захоронений. Если бы… Если бы не море ромашек, которые волнами колыхались у подножия мраморной глыбы. Словно соглашаясь со сделанным выбором и отдавая дань памяти своему герою, родная земля раскинула у его могилы роскошный ромашковый ковер, добавив «белому барсу» белого цвета. Если уж природа подает знак, Акпарс точно лежит в этой земле.
Как тут не поверишь?

Акпарс-супермен: казненный или чашей награжденный?

Имя Акпарс — один из главных брендов марийского края. Об этой легендарной личности сохранился богатый фольклорный материал, написан известный роман, но при этом нет ни одного письменного исторического документа. Спектакли, книги, памятники, учреждения культуры, банк, главная хоккейная команда РМЭ (до недавнего времени), продукты питания, даже марка водки — все это в нашей республике связано с именем Акпарса.

ИМЯ АКПАРС — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ БРЕНДОВ МАРИЙСКОГО КРАЯ. ОБ ЭТОЙ ЛЕГЕНДАРНОЙ ЛИЧНОСТИ СОХРАНИЛСЯ БОГАТЫЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ, НАПИСАН ИЗВЕСТНЫЙ РОМАН, НО ПРИ ЭТОМ НЕТ НИ ОДНОГО ПИСЬМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА

Спектакли, книги, памятники, учреждения культуры, банк, главная хоккейная команда РМЭ (до недавнего времени), продукты питания, даже марка водки — все это в нашей республике связано с именем Акпарса. По сути, Акпарс для жителей Марий Эл — та же фигура, что и Вильгельм Телль для швейцарцев или Робин Гуд для англичан, которых отнюдь не смущает, жили ли в действительности их герои или нет.

По преданиям, Акпарс, марийский князь или сотник, жил в XVI столетии. Это было судьбоносное для народа мари время. Именно с той поры история Марийского края неразрывно связана с историей России.

С легкой руки Аркадия Крупнякова, давшего новую жизнь легендарному герою своим романом «Марш Акпарса» (который, кстати, вышел ровно полвека назад — в 1965 году), Акпарс стал символом народа мари — сильным, мудрым, отважным. Само его имя Акпарс означало связь с красивым и мощным снежным барсом, олицетворявшим силу, ловкость и независимость.

Создавая роман, писатель Крупняков опирался на фольклорный материал, который появился много позже легендарного князя — в XVIII — XX веках. А легенды, записанные со слов старожилов и опубликованные в сборнике марийского фольклора в 1991 году, записаны в 30 — 60-х годах прошлого столетия.

Что можно узнать из устных рассказов об Акпарсе? В одних он устраивает подкоп под казанскую крепостную стену и идет на смертельный риск, зажигая свечу в подкопе. При этом, по одной легенде, затея с подкопом не удалась и нетерпеливый и жестокий Иван Грозный приказал отрубить Акпарсу голову. По другому преданию взрыв происходит успешно и Акпарс удостаивается царских подарков: по одной версии, это серебряная чаша с изображением легендарного Соломонова суда, по другой — серебряная рюмка. Царь награждает Акпарса землей, держит при себе на службе. В одном из преданий даже говорится о том, что Иван Грозный взял Акпарса в заложники и увез в Москву, а потом не отпустил.

Как бы то ни было, судьба Акпарса прочно связана с историей взятия русскими войсками Казани в 1552 году. И народная фантазия наделяет своего любимого героя всевозможными талантами: он и военный инженер, совершающий подкоп под вражескую крепость, он и гусляр, песни которого до сих пор живы в народе. Он — воплощение мужества, стойкости и сообразительности.

При этом людей не смущает то, что в исторических письменных источниках нет ни единого упоминания имени Акпарса. Неслучайно историки и краеведы XIX — XX веков молчат об Акпарсе, ведь для них письменный документ — главный критерий истины. Лишь в «Материалах по историии народа мари» Ф.Е. Егорова, изданных в Козьмодемьянске в 1929 году, мы встречаем упоминание о легендарной серебряной чаше с изображением суда царя Соломона, которую Иван Грозный подарил не то самому Акпарсу, не то марийке, плясавшей на пиру русского государя, устроенного им для своих новых союзников — горных мари во главе с князем Акпарсом. Но это, опять же, основано на предании. И по преданию же, та самая чаша до 1912 года находилась в Еласовской церкви, пока ее не увезли оттуда в ризницу Казанской духовной академии.

Так что же, Акпарса на самом деле не существовало? Но ведь письменные источники, хотя и более поздние, XVII века, сообщают об Акпарсовой земле. Значит, все-таки что-то было такое, что позволяет говорить о реальности нашего героя?

Однако смущает, что название Акпарсовой земли, судя по упомянутым документам, появилось много позже тех событий, когда была взята Казань и, соответственно, жил легендарный Акпарс. Ведь обычно такие вещи народная молва увековечивает сразу, а не ждет по какой-то причине десятки лет. Кроме того, топонимика мест порой показывает, что не всегда объяснение, лежащее на поверхности, самое верное.

Есть гипотеза историка Александра Акишкова (МарНИИ) о том, что это название вообще не связано с Акпарсом, а происходит от мансийских слов «ах» (протока) и «парыс» (лес, возвышенность), то есть обозначает протоку в лесной возвышенной местности. По мнению А. Акишкова, название это возникло в незапамятные времена, когда на территории Марийского края жили другие племена — коми, манси, от них перешло к марийцам, а они, спустя столетия, обозначили им конкретную местность: горномарийскую землю — лесную возвышенность с реками, притоками Волги.

Что касается подкопа под крепостную стену, придуманного Акпарсом, то это, скорее всего, не более чем красивая легенда. Во времена Средневековья такими умениями отличались западные инженеры, в частности итальянцы, которых брал к себе на службу дед Ивана Грозного — Иван III. Об этом пишет в своей книге о Марийском крае XIII — XVI веков доктор исторических наук

А.Г. Бахтин. В самом деле: такие подкопы требовали сложных технических расчетов и соответствующих знаний. Где мог получить эти знания средневековый марийский князь, пусть даже самый умный и выдающийся?

Так значит, Акпарса не было? Не было, и в то же время, вне всякого сомнения, он был! Не было человека, документально подтвержденного свидетельствами прошлого. И в то же время Акпарс реально существовал — потому что он, как собирательное лицо, средоточие лучших качеств своего народа, который хранит свою память, выплавляя из нее все самое дорогое и драгоценное, стал плотью от плоти марийского народа, который и есть главный герой. Можно сказать, что Акпарс стал такой же реальностью, как многие герои, созданные творческой фантазией сказителей, писателей и художников. Народ принял их, как своих, и они продолжают жить в нем. Так ли важно, жил ли на самом деле Оливер Твист или Нелл из «Лавки древности»? Для англичан это такая же данность, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон с адресом на Бейкер-стрит, который знает каждый в Лондоне и не только в Лондоне. В любой стране вам покажут места, связанные с легендарными героями, которые продолжают жить в сознании потомков как совершенно реальные люди. Им ставят памятники, и никого не смущает, что историческая наука на сей счет куда более категорична в суждении «был — не был». Если люди верят, хотят верить в реальность существования полюбившихся героев, значит, так оно для них и есть.

Ученые судят с точки зрения тех материалов, какими располагают, народ же видит в своих кумирах аккумуляцию тех реальных событий и качеств, которые имели место в прошлом, то есть также опирается на прошлое, только с художественной стороны. И в этом нет неразрешимого противоречия, ведь ничего из ничего не возникает. Значит, в далеком прошлом было то, что выросло и отпечаталось в образе героя, сплавленном из мириада золотинок народной, передаваемой из поколения в поколение памяти.

Двенадцать марийских героев

Предлагаемые читателю краткие жизнеописания 12 марийских героев, как легендарных, так и исторически, не претендуют на полноту данных о них. Они носят скорее ознакомительный характер, и имеют целью дать общее представление об описанных персонажах и понимании «героического» в представлениях марийского народа.

На первый взгляд, все 12 героических персонажей заметно различаются между собой, однако, у ряда из них можно найти что-то общее. Например, образы Онара и Идена, бесспорно, наиболее древние, преображенные за века народной фантазией в гиперболизированные персонажи. Тем не менее, в них отразилось и рациональное зерно, выраженное в идее о древних богатырях, защитниках марийцев.

Далее следующая по времени происхождения группа героев — вождей и военачальников, объединявших под своим началом марийцев: Чоткар, Чумбылат, Камай. В преданиях о них находит своё выражение мечта о свободе и единстве марийского народа.

С XVI веком соотносятся образы таких легендарных героев, как Акпатыр, Пашкан, Ирга, Полтыш, Акпарс. Версия о том, что Ирга жила в XVI веке, является лишь моим предположением. Это столетие, судьбоносное в истории народов Поволжья, занимает особое место в марийском фольклоре. Характерно, что героические персонажи этого времени уже индивидуализированы. В преданиях отразились, прежде всего, их личные качества, вызывавшие удивление и восхищение у соплеменников. Например: Акпатыр — это искусный гусляр, целитель и миротворец; Пашкан — герой, обладавший храбростью, доходящей до безрассудства; Ирга — отважная девушка, презревшая мучения и смерть, ради своих соплеменников; Полтыш — свободолюбивый князь, бесстрашно защищавший от врагов свои владения; Акпарс — смелый гусляр, хитроумный искатель царских милостей.

Обратимся к историческим героям марийцев, чья реальность существования подтверждается историческими источниками. Это Бай-Борода и Мамич-Бердей.

Летописи свидетельствуют, что в ХIV-середине XV веков на реке Ветлуге существовало марийское государственное образование — княжество, возглавляемое кугузом. Самым заметным кугузом был Бай-Борода — умелый политик, дипломат и военачальник, с успехом, насколько это было возможно в то время и в тех обстоятельствах, отстаивавшего интересы своего княжества и подвластных ему марийцев. Таким образом, документально подтверждается формирования у части марийцев своей государственности.

Как мне представляется, из всех упомянутых 12 героев. Мамич-Бердей наиболее значительная фигура. Его по праву можно назвать великим сыном марийского народа. Масштабы его деятельности и задачи, которые он перед собой ставил, впечатляют. После падения Казанского ханства в 1552 году, он впервые объединил марийцев, живших на левом берегу Волги и несколько лет, успешно противостоял ратям Московского царства. Мамич-Бердей попытался реализовать небывалую доселе задачу — создать марийское государство (источники, как я полагаю, позволяют именно так оценить его деятельность). Народная мысль, выстраданная в зеках и отражённая в преданиях о героях древности, о политическом единстве марийцев, как никогда была близка к своей реализации. Однако Мамлч-Бердея вероломно предали, а его мечта о марийском государстве оказалась осуществлённой лишь в XX веке, на протяжении которого складывалась марийская государственность в рамках России.

Таковы, предлагаемые мною, характеристики представляемых героев. Читатель может и сам сделать свои выводы, прочитав предлагаемые жизнеописания. Может быть. того, что он прочтёт, ему покажется мало и он захочет узнать больше, обратившись к литературе по указанной тематике. Возможно, мой опыт описания пробудит интерес читателя к истории марийского народа. Марийского края. Я буду только рад, если это произойдёт.

ОНАР

Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны — онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере в землях, населённых марийцами.

ИДЕН

В давние времена на берегу реки Шыгыр, что впадает в реку Уфу, родился марийский богатырь Иден. Вырос он огромным — голова его достигала небес, в день съедал до трёх быков. Славен он был как защитник марийцев. Когда пришла пора умирать, предсказал Иден соплеменникам, что с юга идут орды кочевников. Защиту от них мощно будет найти на севере, потому что скоро там появится новый богатырь Султан. Горе охватило марийцев: кочевники близки и уже нет времени укрыться от них. Умирающий богатырь, видя беду сородичей, согласился последний раз сослужить им, предложив перебраться по нему, как по мосту, на север, через речки, леса и овраги, через большую реку Ош (Белую). Для того чтобы тело стало твёрдым наполнили богатыря кровью пяти быков: для туловища, рук и ног. Однако не хватило одного быка для левой руки, и богатырь наполнил её тремя бочками медовухи. Распластался богатырь по земле и испустил дух. Марийцы пошли по нему. Те, кто шли по правой руке, благополучно перешли реку Ош. Левая же рука не выдержала, лопнула, а марийцы, шедшие по ней, утонули в разлившейся медовухе. С тех пор на этом месте течёт река Бирь. Говорят, что от горя сжалась у богатыря ладонь правой руки, так сильно, что выступила кровь, окропившая землю, и здесь появилась гора, называемая Красной.

ЧОТКАР

Легендарный богатырь, живший в незапамятные времена. Родился Чоткар в семье охотника. Рано возмужал. Отличался бесстрашием и огромной силой: один на один выходил драться с медведем, ударом кулака мог сломать сосну, вырвать с корнем столетний дуб. В те далёкие времена вторглись в марийские земли степные кочевники. Чоткар собрал войско и отразил нашествие степняков. После этого марийцы поняли, что объединившись, можно одолеть любого врага. Всю свою долгую жизнь богатырь посвятил защите родного народа и даже после смерти восставал из могилы и оказывал помощь марийцам в борьбе с неприятелями. Но однажды потревожили покой Чоткара понапрасну, без причины, и богатырь, обидевшись. более не откликался на призывы соплеменников. Но есть у марийцев вера, что когда покинут их силы, и отчаяние поселится в их сердцах, воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев к счастливой жизни.

ЧУМБЫЛАТ

Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII — XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немца и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом — Кукарка). Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбалат же утешал их «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Пришёл враг. ». Я встану оборонять вас». Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские — Чимбулатов Камень. Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Однажды, дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и чтущим его он придаёт сил и хранит от зла.

БАЙ-БОРОДА НИКИТА ИВАНОВИЧ (ОШ-ПОНДАШ)

Кугуз (князь) марийских земель в верховьях реки Ветлути в XIV веке. Ветлужское кугузство (княжество) существовало с XII по начало XIV века и во время правления Бай-Бороды его столицей являлось Шангское городище (Ветля-Шангон. Шанга-Ала). Княжество находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды и платило одновременно дань Галичскому княжеству. Бай-Борода, ставший кугузом в середине XIV века, повёл политику, направленную на избавление от ставшей обременительной опеки галичских князей. Бай-Борода принял христианство. хотя и не забыл при этом веру предков, крестил свою дочь под именем Мария и в 1345 году выдал её замуж за галичского князя Андрея Семёновича. На свадьбу прибыло много знатных гостей, в том числе великий князь московский Симеон Гордый с женой Евпраксией. В 1346 году галичским князем стал Андрей Федорович Ростовский, с которым кугуз не нашел взаимопонимания, и повёл против него долгую войну с 1350 по 1372 год. С помощью золотоордынских войск кугуз одержал победу и прекратил выплачивать дань Галичскому княжеству. Умер Бай-Борода в 1385 году от чумы. Впоследствии ветлужские марийцы стали воспринимать Бай-Бороду (Ош-Пондаша) как своего покровителя.

КАМАЙ

Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной пасти нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень» раз в год приносили Камай-Юм о (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.

ПОЛТЫШ

Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям это быта укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою. Первую волну наступавших врагов ему удаюсь отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князя придут им на помощь. Б городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения. В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.

АКПАТЫР

Легендарный марийский герой XVI века, возглавлявший союз китяковских марийцев (Малмыжский район Кировской области). По преданию, Акпатыра, оставшегося сиротой, усыновил богатый татарин. Светловолосый и голубоглазый, он внешне отличался от двух родных сыновей своего опекуна, с которыми крепко сдружился. Возмужав, они много путешествовали, многое повидали и узнали. Вернувшись в родные края. Акпатыр заметно выделялся знаниями и мудростью. Общался с мусульманскими проповедниками, и те уважали его за ум и красноречие. Был умелым целителем и прекрасным музыкантом. Известен Акпатыр и как миротворец. В то непростое и жестокое время, в котором ему довелось жить, он умел улаживать конфликты, возникавшие между марийцами, татарами и русскими, сохраняя со всеми добрые отношения. По легенде, незадолго до смерти он искал место, где упокоиться. С высокого холма пустил он стрелу, упавшую у деревни Большой Китят (Малмыжский район), и на этом месте похоронили Акпатыра, когда пришло его время покинуть этот мир.

ПАШКАН

Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл). Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь, настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками. Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости татары решили наказать его и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты. Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя — Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет.

АКПАРС

Один из легендарные старейшин «Горной стороны» (правобережье ВОЛГИ между реками Сура и Свияга), живший в середине XVI века. Участвовал во взятии Казани в 1552 году. Согласно легендам, Акпарс подал царю идею сделать подкоп под стены Казани. Чтобы измерить расстояние, он. играл на гуслях грустную мелодию, храбро дошёл до стен кремля. Осажденные, очарованные музыкой, не стреляли в него, и Акпарс живым вернулся обратно. Когда подкоп был готов, в него заложили заряд, но порох долго не взрывался, и вспыльчивый царь, подозревал предательство, готов был казнить старейшину, и туч прогремел взрыв. В стене образовался пролом, в него ринулись войска Ивана Грозного. Казань была взята. В честь победы был устроен пир, на котором царь одарил Акпарса золотой чашей, а также оделил его земельным пожалованием. Б исторических документах XVI — XVIII веков упоминается Акпарсова сотня. Возможно, это именно то владение, что было пожаловано марийскому старейшине Акпарсу.

ИРГА

Героиня преданий тоншаевских марийцев Нижегородской области. Рассказывают, что жила здесь когда-то девушка Ирга, статная, красивая, сильная, весёлая. Искусная охотница, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой. Жила с дедом, помогала ему по хозяйству, ухаживала за ним. Однажды с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали её разбойники и, обозлённые, что нечем им поживится в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся её односельчане. Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню её жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли её с дерева и похоронили под сосной. Та сосна стояла ещё в прошлом веке, и марийцы приходили к ней помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили. Предание об отважной девушке пережило века и, как сказал один сказитель: «Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми».

МАМИЧ-БЕРДЕЙ

Сотенный князь, возглавивший национально-освободительную борьбу марийцев «Луговой стороны» (левый берег Волги) после завоевания Московским царством Казани. В истории это противостояние получило название Первая черемисская война (1552 — 1557 годы). Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Мамич-Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Ахполбея. Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклонялся от участия в военных действиях. Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол. По словам Андрея Курбского, приближённого Ивана Грозного, Мамич-Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем: «Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняла: нас; а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле». К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя скорее всего казнил: Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году.

Александр Акшиков,
Журнал «Ончыко», №1, 2012 г.


источники:

http://gg12.ru/akpars-supermen-kaznennyj-ili-chashej-nagrazhdennyj/

http://kidsher.ru/ru/culture/15403/