Акмулла биография На Русском

Мифтахетдин Акмулла: биография и стихи поэта

Акмулла Мифтахетдин шигырзары – прославленный поэт-просветитель, мыслитель и философ башкирского народа, оставивший глубокий след не только в национальной литературе, но и в образовательно-культурной жизни соседних народов – казахов и татар. Кроме того, его творчество уважаемо и популярно среди других представителей тюркской национальности, например туркмен.

Какова биография этого выдающегося, талантливого человека? Чем примечательна его жизнь и литературное творчество? Давайте узнаем.

Малоизвестное детство

Биография Мифтахетдина Акмуллы берет свое начало в маленькой деревеньке Туксанбаево, расположенной на берегу реки Демы в Республике Башкортостан (ранее – Оренбургская губерния). Рождение поэта произошло в далеком 1831 году, в декабре месяце.

Происхождение родителей Акмуллы до сих пор неизвестно. Существует несколько версий его родословной. Согласно одной, родители поэта являлись башкирами-вотчинниками, отец даже служил имамом. Из других же источников следует, что родителем Мифтахетдина был казах. Существует еще одна версия рождения литератора, согласно которой его мать была родом из Казани.

Многие источники информации говорят о том, что поэт долгое время жил с родителями. К слову, у отца Акмуллы было две жены, и жила семья не отдельным домом, а сообща с другими братьями и их семьями. Жили кучно, бедно, убого.

Подробнее об этом и других неизвестных фактах из биографии Мифтахетдина Акмуллы (на башкирском языке) можно узнать, посетив музей, открытый в честь поэта на его малой родине.

Юность и молодость

Учился Акмулла Мифтахетдин (на башкирском языке его настоящее имя звучит как Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы) хорошо, с ранних лет он испытывал тягу к наукам и знаниям, особенно к литературе, письму и истории. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в медресе – общепринятом учебном заведении у мусульман, выполняющем функцию среднеобразовательной школы и духовной семинарии.

В деревне Стерлибашево Акмулле Мифтахетдину посчастливилось обучаться у самого Шамсетдина Ярмухаметовича Заки – знаменитого башкирского поэта, придерживающегося суфизма (разновидность эзотерического течения в исламе) и проповедующего аскетизм и повышенную духовность.

Возможно, именно тогда, так близко соприкоснувшись с чужим поэтическим творчеством, Акмулла захотел самостоятельно писать стихотворения, чтобы передавать с их помощью свои эмоции и делиться с другими своими умозаключениями и взглядами.

В поисках истины

Дальнейшая судьба поэта Акмуллы Мифтахетдина также выглядит урывчатой и малоизведанной. Доподлинно известно, что мужчина много странствовал по южному Башкортостану, затем посетил Зауралье – западную часть Восточной Сибири. Посещал местные села и аулы Казахстана, вел кочевую жизнь, занимаясь просветительской деятельностью и продвигая гуманистические идеи. Об этом речь пойдет немного ниже.

Чем зарабатывал себе на жизнь Акмулла Мифтахетдин? Стихи поэта не приносили ему достаточного дохода. Путешествуя из селения в селение, он занимался ремеслами, например трудился в столярном деле, или же обучал детей чтению, письму и простым наукам. Рабочие инструменты, а также книги и некоторые свои рукописи мужчина всегда возил с собой в особых отделах своей телеги.

Странник-литератор

Однако самым главным занятием Акмуллы Мифтахетдина была поэтическая деятельность. Он очень любил народ, бедных и обездоленных людей, и старался облегчить им жизнь с помощью своего яркого, самобытного творчества. Главной темой лирики поэта была жизнь этих несчастных созданий. Он призывал их встать на борьбу с социальными предрассудками, с баями и помещиками, которые богатели на нуждах и несчастьях простонародья.

Свои сочинения Акмулла Мифтахетдин редко записывал на листах бумаги. Он считал свои произведения достоянием народа, поэтому хранил их глубоко в своей памяти. В историю литератор вошел как талантливый поэт-импровизатор. Он мог сочинять глубокие, трогательные стихотворения на ходу, красиво декламируя их перед собравшимся народом.

Проходя мимо различных селений и аулов, Акмулла не только декламировал свои лирические творения, но и состязался в мудрости и красноречии с известными народными сказителями (сэсэнами), которые под аккомпанемент думбыры исполняли речитативом башкирские песни, такмаки, баиты, кубары.

Недоброжелатели

Чем больше росла популярность молодого Мифтахетдина и увеличивалась армия почитателей и последователей, тем значительнее и знатнее становились его недруги и противники.

Среди самых основных особенно отличался казахский бай Батуч Исянгильдин, который написал донос на прославленного поэта-странника, якобы тот уклоняется от царской военной службы, выдавая себя за сына казаха. В действительности так оно и было. Акмулла не мог представить себя в строю или же ведущим оседлый, подчиненный образ жизни. Мятежник по натуре, он был бунтарем по духу, который хотел изменить жизнь людей к лучшему, добиться каких-либо реформ и исправлений.

Влиятельные чиновники, опасаясь влияния поэта и его творчества на простой народ, воспользовались лицемерным доносом и засадили поэта в тюрьму, где он провел долгих четыре года.

Жизнь в заключении была тяжелой и невыносимой. Гнетущими для Мифтахетдина были не только тюремные унижения и лишения, но и одиночество, обособленность, вынужденное затворничество. Как человек активный и целеустремленный, творческий и эмоциональный, Акмулла не мог смириться с бездействием и изолированностью, он находил отдушину в творчестве.

Именно в тюрьме мужчина очень много сочинял. Он писал о свободе и счастье, о борьбе с угнетателями и о счастливом будущем. Он описывал насмешки и издевательства тюремщиков, тяжелые невыносимые условия и свою любовь к независимости и к родному краю.

От продолжительного заключения поэта избавил его верный поклонник Габибул Зигангиров, который обратился к Александру II с письменным прошением за поэта и внес за него залог, равный двум тысячам рублей.

После освобождения

Обретя долгожданную свободу, Акмулла Мифтахетдин направился в родное селенье. Ему было сорок лет, он уже был дважды женат и хотел найти упокоение у себя на родине. Однако отец, этот отсталый и законсервированный человек, не смог понять свободолюбивого прогрессивного сына. После частых ссор и недопонимания отец и сын были вынуждены расстаться.

Акмулла отправился путешествовать и просвещать людей.

Он вновь и вновь прививал своим соотечественникам чувство собственного достоинства, осознание личной независимости и умения за себя постоять. Он насаждал в умах простых и забитых людей желание просвещения, желание знаний и расширения кругозора.

Как это отражалось в творчестве поэта?

«Башкиры, всем нам нужно просвещение!»

Данное стихотворение еще названо «Мои башкиры!». Несмотря на то что написано произведение на татарском, каждая его строчка дышит любовью и нежностью не только к родному народу, но и к родному языку, к родному краю.

Основная мысль стихотворения – это призыв к просвещению и к знаниям, которые пригодятся в жизни и работе простых людей. Стихотворение богато сравнениями и гиперболами, оно дышит страстью, уверенностью и добротой.

«Место мое – в зиндане»

Данное произведение наполнено гнетущей тоской, которую испытывал поэт, находясь в четырехлетнем заточении. Но, несмотря на то что он весь пожелтел и похудел (согласно словам автора), все же он направляет все мысли к своим угнетенным соотечественникам, о которых сильно переживает и заботится в своем вынужденном заточении.

Произведения об окружающем мире

Данные стихотворения (например, «Огонь» и «Вода»), ярко описывающие природные стихии, правдиво и по-философски честно показывают бренность бытия, кратковременность человеческой жизни и человеческих мечтаний. Каким бы богатым и знатным человек ни был, «все в мире подвержено огню». Вечны лишь знание и мудрость.

Чувственно нежным и психологически сложным звучит произведение Акмуллы Мифтахетдина «Осень» (перевод стихотворения на русский довольно распространен, но не передает и доли тех метущихся чувств и недосказанных эмоций).

Описывая мир природы, поэт рисует не картину покоя и умиротворения, а бурю ощущений и перемен, активное движение, многообразие красок, звуков, впечатлений.

Борьба с классовым неравенством

Это стало одной из главных целей творчества Акмуллы. В стихотворениях «Наш мир» и «Проклятьем и мольбою» поэт разоблачает богатых жестоких людей, чьи желания и чувства сосредоточены лишь на наживе и на порабощении себе подобных.

Мифтахетдин считал, что пока будет процветать классовое неравенство, жизнь в родной Башкирии не наладится, и бедные люди так и останутся гонимыми и несчастными.

Смерть поэта

Естественно, такие смелые и прогрессивные взгляды не могли остаться незамеченными богатыми людьми. Акмуллу Мифтахетдина тайно ненавидели многие баи и культовые деятели, так как он призывал народ не только подняться против зажиревших богачей, но и избавиться от религиозной отсталости, фанатизма и суеверности.

Согласно некоторым источникам, смерть поэта была заказной – его убили в ночь с двадцать шестого на двадцать седьмое октября 1895 года (по новому стилю) по приказу бая Исянгильдина. Тело было найдено в реке недалеко от железнодорожной станции на южном Урале.

Память о поэте-мыслителе

В честь великого башкирского литератора была названа улица в городе Альметьевске, а также Башкирский педагогический университет.

Памятник Мифтахетдину Акмулле был открыт восьмого октября 2008 года, в годовщину смерти великого башкирского поэта, в городе Уфе, напротив сквера, названного также в честь свободолюбивого философа.

На изваянии изображен уставший путник-просветитель в окружении двоих детей, внимательно слушающих его наставления.

Данная композиция ярко и точно описывает творческую деятельность башкирского мыслителя.

Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла родился 14 (по новому стилю — 26) декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан. По архивным данным установлено, что родной отец Акмуллы — сельский мулла Камалетдин Ишкузя-улы, мать — Бибиуммугульсум Салимьян-кызы, оба башкиры племени мин. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился также в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясево, был шакирдом медресе в Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах — состязаниях сэсэнов и акынов. Прославился как талантливый поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление человека к знаниям, прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество необразованных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-1871 годах сидел в тюрьме города Троицка по доносу казахского бая Исянгильде. Его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Находясь в заточении, создал одно из наиболее глубоких в социальном плане стихотворений «Место мое — в зиндане» («Мэканем минен — аты зиндан»). В конце 80-х годов завершил известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани», в которой выразил идеи в области реформы воспитания и образования. Акмулла первым после Салавата Юлаева обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», призывая овладевать знаниями и ремеслами. Значительным достижением национальной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины девятнадцатого века стало его программное стихотворение «Назидания» («Нэсихэттэр»).

Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 10 (22) октября 1895 года вблизи станции Сыростан под Златоустом. Похоронен поэт на мусульманском кладбище города Миасса. Его именем был назван сатирический журнал «Акмулла», выходивший в городе Троицке в предреволюционные годы. В 60-90-е годы двадцатого века в башкирском литературоведении получило развитие самостоятельное научное направление — акмулловедение. На родине Акмуллы — в деревне Туксанбаево Миякинского района в 1981 году создан Музей Мифтахетдина Акмуллы. Решением Миякинского районного Совета народных депутатов в 1989 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. Ее лауреатами стали ученые, поэты, художники, композиторы. На малой родине поэта ежегодно проводятся Дни Акмуллы. В селе Киргиз-Мияки, центре Миякинского района, и в городе Миассе Челябинской области имеются улицы Акмуллы. Имя великого поэта и просветителя присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету.

Акмулла

Мифтахеддин Камаледдин угылы. Поэт-просветитель, чичян

Содержание

И.А. Гилязов (автор идеи, сценарист и ведущий). Акмулла. 2020

Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Творческое наследие Акмуллы считается достоянием татарской, башкирской и казахской литератур.

Биография

27 декабря 1831 г., деревня Туксанбаево Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан – 8 октября 1895 г., город Миасс.

Сын сельского муллы .

Начальное образование получил в деревне Ябалактамак. Учился в медресе деревень Мелеузтамак, Асян, Стерлибашево и город Троицк.

Акмулла – ученик поэта и богослова Шамседдина Заки. В Троицке занимался под руководством шейха З.Расулева.

В летние месяцы в казахских степях обучал детей грамоте. Скитался по деревням Западной Сибири, Северо-Западного Казахстана: учительствовал, проповедовал идеи татарских просветителей.

За благородство и правдивость получил прозвище Акмулла (светлый, справедливый наставник). Славился умением отстаивать смелые по тем временам взгляды.

Был арестован по навету под предлогом, что он уклонялся от службы в царской армии (по другим сведениям, за связь с З.Расулевым).

В 1867–1871 гг. в тюрьме Троицка написал знаменитый тюремный цикл стихов.

В 1871 г. Акмулла подал прошение о помиловании и был временно освобожден под залог. Желая добиться окончательного освобождения и реабилитации, Акмулла обратился к потомку последнего казахского хана Джигангира – генералу-полководцу Губайдулле Букееву, посвятив ему оду-мадхия. И.Г.Букеев сумел добиться указа императора Александра II о помиловании.

Через год Акмулла занялся обучением детей в медресе имама Рахматуллы в городе Петропавловск. Вскоре переехал в окрестности города Кокчетав и продолжил просветительскую деятельность.

В 1894 г. в городе Уфа встретился с Р.Фахретдином. Он обещал помочь в публикации стихов, но трагическая смерть Акмуллы помешала этому.

Творчество

Акмулла одним из первых в татарской поэзии XIX века сумел синтезировать достижения философской мысли Востока и Запада, создать гармоничный сплав фольклора и традиционных жанров восточной поэзии.

Его творчество отличается глубиной содержания и образностью мысли, точностью и афористичностью языка в сочетании с виртуозной легкостью стиля, органическим переплетением философских и публицистических начал, тонким лиризмом, атакже сатирой, умением в доступной форме преподнести читателю сложные для восприятия суждения.

В своем творчестве Акмулла выразил сокровенные чаяния простого народа, отстаивал идеи духовного раскрепощения человека и необходимости светского образования. Образ поэта-борца за справедливость, за просвещение народа наиболее зримо предстает в его тюремном цикле: он осуждает гнет и произвол, царящие вокруг, но верит в силу разума, торжество добра.

Акмулла высоко ценил труды Ш.Марджани, светлой памяти которого посвятил марсия (1892 г., Казань), единственное произведение Акмуллы, опубликованное при его жизни. В нем, воспевая Казань как средоточие татарской культуры и Марджани как духовного наставника, Акмулла подчеркивает свою принадлежность к татарскому народу. Резко критикуя некоторых служителей культа, противопоставляет им образы как самого пророка Мухаммада и великих мусульманских ученых, так и своих современников – Ш.Марджани, Р.Фахретдина.

Сюжеты и темы для творчества Акмулла черпал из самой жизни, выражая мысли и чаяния реальной личности второй половины XIX века. Созвучность стихов Акмуллы с поэзией новой эпохи вызывала к ним огромный интерес.

После кончины Акмуллы в Казани вышли 2 его поэтических сборника (1904 г., 1907 г.).

Большая часть его произведений написана в традиции тюркских акынов (песенным речитативом) и легко запоминается.

Акмулла писал на своеобразном смешанном, татарско-казахском языке с некоторыми элементами разговорной речи башкир; отдельно его стихи созданы на традиционном старотатарском литературном языке и понятны широкому кругу татарских читателей без адаптации и переработок.

Сочинения

Дамелла Шиһабетдин хәзрәтнең мәрсиясе. Казань, 1892.

Акмелла әфәнденең иншад итдеки мәнзумати илә башка бер кач моншәдатене үз кәндесенең тәрҗемәи хәлене моштәмил мәҗмугадыр. Казань, 1904.

Акменланың Шиһабетдин әл-Мәрҗани мәрсиясе вә башка шигырьләре. Казань, 1907.

Өлеңдер жыйнағы. Алматы, 1935.

Шиғырҙар. Өфө, 1981.

Шигырьләр. Казань, 1981.

Күндер мен түндер. Өлеңдер, толғаулар, термелер, айтыс. Алматы, 1986.

Литература

Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX в. Казань, 1975.

Гайнуллин М.Х. Татар әдәбияты. XIX йөз. Казань, 1968.

Госманов М. Мифтахетдин Акмулланың иҗаты һәм мирасы // Акмулла. Шигырьләр. Казань, 1981.

Әхмәтев Р. Мифтахетдин Акмулла // Татар әдәбияты тарихы. Казань, 1985. 2 тома.

Миңнегулов Х. «Милләт өчен зарлы» Акмулла // Дөньяда сүземез бар. Казань, 1999.

Харисов Ә.И. Башҡорт халҡының әҙәби мираҫы. Өфө, 1965.

Вильданов Ә.Х. Акмулла – яктылык йырсыһы. Өфө, 1981.

Калижанов У. Агартушы– демократ акың // Акмолла. Күндер мен түндер. Алматы, 1986.


источники:

http://kulturarb.ru/ru/persony/miftahetdin-akmulla

http://tatarica.org/ru/razdely/kultura/literatura/personalii/akmulla