Акира Куросава Википедия биография

Акира Куросава

Биография

Акира Куросава – культовый японский кинорежиссер, которого называют наиболее влиятельным режиссером в истории кино. Акира Куросава стал классиком как кинематографа Японии, так и мирового кино, причем за пределами родной страны мастер кино получил даже большее признание, чем в родной стране. Парадоксально, но наиболее сильное влияние наработки режиссера оказали на вестерны, специфический для США жанр.

Знаменитый мастер кино снял 30 картин за 57 лет работы, в наиболее плодотворные годы проходили премьеры сразу двух фильмов за год.

Кинорежиссер Акира Куросава

Один из самых влиятельных мировых режиссеров Акира Куросава родился в марте 1910 года в Токио. Акира рос младшим из 8-ми детей школьного директора Исаму Куросавы. Род именитого режиссера по линии отца имел самурайское происхождение. Влияние на воспитание сына имел отец. Он привил детям любовь к литературе и открыл мир кино. Исаму старался, чтобы потомки хорошо знали как японскую, так и другие культуры мира.

Акира Куросава проявлял различные таланты уже в детстве. Акира прекрасно рисовал, одну из удачных картин будущего режиссера даже приняли на престижную выставку «Ника-тэн». На тот момент Куросаве-младшему исполнилось 18 лет. Успех художественного начинания подтолкнул 18-летнего юношу к поступлению в художественный колледж. Но попытка оказалась неудачной. Расстроенный Куросава длительное время искал себя. Когда молодому человеку исполнилось 26 лет, Куросава устроился ассистентом режиссера, работавшего на престижной киностудии.

Фильмы

Творческая биография Акиры Куросавы развивалась неспешно. Куросава присматривался к работе знаменитых японских режиссеров и все больше понимал, что хотел бы оказаться на их месте. Но начал Куросава деятельность в кино не как режиссер, а как сценарист.

Кадр из фильма «Пьяный ангел»

Дебютная картина Акиры Куросавы называлась «Лошадь». Успеха эта картина не имела, зато позволила начинающему режиссеру «набить руку». Фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (или «Гений дзюдо»), вышедший 2 года спустя, оказался более удачным. На молодого мастера обратили внимание критики. Картина о боевых искусствах, показывающая историю дзюдо в конце 19-го века, получила и зрительское признание. Через пару лет режиссер даже снял продолжение этого фильма.

Каждый следующий фильм Акиры оказывался более успешным, чем предыдущий. После окончания войны, в 1948 году, Куросава подарил зрителям драматическую картину «Пьяный ангел». Главного героя – врача, который пытается спасти гангстера от тяжелой болезни, сыграл Тоширо Мифуне. На тот момент Мифуне был малоизвестным актером. Можно сказать, что Куросава открыл эту звезду зрителям. Впоследствии Мифуне снялся в 15-ти лентах знаменитого режиссера и стал самой яркой звездой кинематографа Поднебесной.

Кадр из фильма «Расемон»

Слава обрушилась на Акиру Куросаву в 1950 году. В этом году на экраны вышел первый шедевр режиссера – картина «Расемон». Это экранизация, для которой был подобран действительно хороший исходный материал – рассказ Рюноскэ Акутагавы, живого (на тот момент) классика японской литературы, «В чаще». При этом другой рассказ писателя «Ворота Расемон» в сценарии фильма не используется, но в картине видно атмосферные параллели с этим произведением.

Фильм снят в популярном жанре японского кино «дзидайгэки» — фильм о самураях времен феодальной Японии. Но при таком жанре и стилистике режиссер смог сделать картину интернациональной и возможной для восприятия зрителями и за пределами родной страны режиссера.

Кадр из фильма «Жить»

Этот проект принес Куросаве первую престижную награду – «Золотого льва» на Венецианском фестивале кино. Фильм оказался популярным на западном рынке и принес огромные кассовые сборы.

Влияние отца проявилось в творчестве Акиры Куросавы в 1950-х годах. Еще в детстве режиссера потомок самурая Исаму Куросава привил сыну любовь к шедеврам мировой литературы, часть которых имели российское происхождение. В 1951 году на экраны вышел фильм «Идиот» по одноименному роману российского гения Федора Достоевского. Правда, режиссер изменил сюжетную линию и перенес действие картины на Хоккайдо.

Кадр из фильма «На дне»

В 1952 году Куросава вновь обращается к русской классике и снимает философский драматический фильм под названием «Жить», основанный на повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого. Действие фильма также перенесено в Японию и фокусируется на токийском бюрократе.

Дуновение российской классики отобразилось на еще одном шедевре Куросавы. В 1957 году режиссер снял фильм «На дне». В основу картины легло одноименное произведение Максима Горького. Правда, Акира Куросава в собственном авторском «прочтении» сделал фильм несколько ироничным.

Кадр из фильма «Семь самураев»

В 1954 году вышел непревзойденный шедевр «Семь самураев». Как и «Расемон», этот фильм показывает сюжет о самураях и относится к жанру «дзидайгэки», но в новой картине мастер кино еще дальше продвинулся по пути слияния восточного и западного кинематографа. Главным достижением Акиры Куросавы, которое и превратило фильм «Семь самураев» в легенду, стало стирание границ использования наработок западной и восточной кинематографических традиций, а также переплетение элементов и архетипов, типичных для высокой и поп-культуры.

70-ые годы оказались крайне сложными в жизни гениального режиссера. Как ни странно, на родине Куросава не мог похвастаться популярностью. Акиру носили на руках на Западе, но в Японии у него начался кризис с финансированием фильмов, принесших славу как режиссеру, так и родной стране Куросавы. По этой причине режиссер едва не покончил жизнь самоубийством.

Кадр из фильма «Дерсу Узала»

Один из шедевров Куросавы увидел свет благодаря российской киностудии «Мосфильм», на базе которой режиссеру позволили снять картину. Картина называлась «Дерсу Узала» и стала первой работой создателя не на японском языке. Фильм удостоился главной награды международного фестиваля в Москве и получил 2 статуэтки «Оскар».

Из последних фильмов мастера, получивших мировое признание, выделяются проекты «Кагемуся: Тень воина» и «Ран». Это две самурайские эпопеи. Под финал творческой жизни Куросава снял две знаменитые драмы — «Августовская рапсодия» и «Еще нет». Последняя картина увидела свет в 1993 году. Названные фильмы были номинированы на «Оскар».

Личная жизнь

С будущей женой великий режиссер встретился на съемках фильма «Самые красивые». Його Ягучи работала актрисой. Картина снималась на фабрике и по замыслу режиссера рассказывала о женщинах, которые работали на этой фабрике. Для вхождения актрис в образ создатель фильма поселил женщин на фабрике. Через какое-то время артистки взбунтовались и послали к Акиро в роли переговорщика Його Ягучи. Разговор актрисы и режиссера плавно перетек в роман.

Акира Куросава и Його Ягучи

Личная жизнь Акиры Куросавы и его второй половинки Його сложилась счастливо. В любви и без скандалов и потрясений пара прожила до самой смерти Куросавы. В этом союзе появилось на свет двое детей: сын Хисао, впоследствии ставший продюсером, и дочь Казуко, выбравшая своей профессией моделирование одежды.

Смерть

В 1995 году, когда Куросава снимал свою последнюю картину, он получил серьезную травму спины, вследствие которой очутился в инвалидном кресле. Он мечтал умереть на своем рабочем месте – на съемочной площадке. Но жизнь распорядилась по-другому. 88-летний Акиро Куросава умер из-за инсульта в больнице. Смерть врачи констатировали 6 сентября 1998 года.

Могила Акиры Куросавы

В 1999 году, чтобы почтить память великого режиссера, Такаси Коидзуми снял фильм «После дождя» франко-японского производства по сценарию самого Куросавы. Так как этот фильм выступил как дань памяти, Такаси Коидзуми озаботился тем, чтобы и съемочная группа имела отношение к мастеру кино. Композитором «После дождя» стал Масару Сато, до этого работавший над картинами Куросавы. Кроме того, одну из ролей получил сын того самого Тосиро Мифуне, получившего популярность как раз благодаря ролям в картинах мастера, актёр Хамагути Мифунэ.

Акира Куросава

Имя: Акира Куросава ( Akira Kurosava )

День рождения: 23 марта 1910

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: Токио, Япония

Дата смерти: 6 сентября 1998 (88 лет)

Причина смерти: узнать инсульт

Биография Акира Куросавы

Практически каждая его лента становилась событием в мире культуры, получала награды на престижных кинофорумах. Среди них: «Расемон» («Оскар», «Золотой лев»), «Жить» («Серебряный Медведь»), «Семь самураев» («Серебряный лев»), «Трон в крови» («Золотой лев»), «Дерсу Узала» («Оскар»), «Смута» (BAFTA).

Главной заслугой режиссера, названного CNN «Азиатом века», считают то, что он сблизил в своем творчестве культуру Востока и Запада.

Детство и юность

В 6 лет Акира познакомился с кино, которое по тем временам было явлением футуристичным, и магия живущих своей жизнью кадров очаровала его. Также мальчику нравились занятия каллиграфией и рисованием, а также фехтованием Кэндо. Отец поощрял и занятия детей спортом, и любовь к кинематографу: он считал, что фильмы оказывают положительное воздействие на их развитие. Сам Акира мечтал стать художником.

В 1923 году в Токио и окрестностях произошло сильное землетрясение, известное как Канто, ставшее причиной масштабных разрушений и гибели сотен тысяч людей. 13-летний Акира вместе с братом посещал места этой трагедии, видел воочию ее страшные последствия и испытал огромное потрясение. К счастью, семья мальчика не пострадала, но им пришлось на год переехать в префектуру Акита. Здесь он впервые познал красоту природы и твердо решил поступать в художественное училище.

Поиски себя

Акира Куросава и кинематограф

К 1941 году Ямамото был настолько уверен в неустанно прогрессировавшем ученике, что мог спокойно покидать съемочную площадку на долгое время. В вышедшем в это время фильме «Лошадь» фамилия Куросавы стояла на втором месте после Кадзиро, но многие сцены были сняты исключительно под руководством Акиры. Картина имела большой успех, и об Акире Куросаве заговорили как о подающем большие надежды режиссере.

Первый его художественный фильм «Легенда о великом мастере дзюдо», о японских дзюдоистах 1880-х годов, вышел в 1943-м. Затем последовали ленты «Самые красивые», «Идущие за хвостом тигра», «Без сожалений о нашей юности», «Творящие завтрашний день». Фильмы увидели свет в сложные для Японии военные годы, однако Куросава старался избегать милитаристской тематики. А фильм «Самые красивые» и вовсе пронизан духом антимилитаризма – в нем описывались будни молодых работниц фабрики военного завода.

Однако первым «по-настоящему своим» фильмом Куросава называл социальную драму «Пьяный ангел» (1948), где кроме того произошло рождение его многолетнего союза с артистом Тосиро Мифунэ, сумевшим создать идеальный образ самурая – с благородными чертами лица, цепким взглядом, хорошей мускулатурой, прямой осанкой, суровым видом. С его участием Куросава впоследствии снял 16 лент. Распался же их тандем в 1965 году после выхода картины «Красная борода» и разорения его кинокомпании.

Мировая слава мастера режиссуры и его победы на престижных фестивалях начались в выходом ленты «Расемон», поставленной им по рассказав японского классика Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон». Работа, наполненная глубоким смыслом, представила четыре версии одного преступления, рассказанные вдовой самурая, самим самураем, свидетелями и убийцей. В 1951 году эта киноработа была удостоена гран-при Венецианского кинофестиваля, затем завоевала «Оскар».

Интересно, что, начиная с этого фильма, режиссер всегда снимал тремя камерами. В результате игра актеров становилась более естественной, ведь они переставали обращать внимание на взгляд объектива, и при монтаже у Куросавы появлялась возможность выбрать из нескольких наиболее удачный ракурс.

Сюжет «Семи самураев» стал современной классикой. В 1960 году в Голливуде сняли адаптацию киноленты – знаменитый вестерн «Великолепная семерка», а в 2016-м появился его одноименный ремейк (не снискавший большой популярности). Писатель Стивен Кинг вдохновлялся фильмом Куросавы при создании пятой книги из цикла «Темная башня».

В 1957 году состоялась премьера исторической картины «Трон в крови», очередной вольной экранизации Куросавы произведений классиков мировой литературы. На этот раз он адаптировал для кинематографа шекспировского «Макбета». В тот же период он создал ленту «На дне», на основе пьесы Горького, придав ей ироничный оттенок.

Среди культовых лент «императора», как называли режиссера за строжайшую дисциплину, царящую во время съемок его картин, следует упомянуть «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас признавал влияние этой картины на сюжетную линию его знаменитых франшиз.

В 1960 году поклонники таланта режиссера смогли увидеть выпущенную ленту «Плохие спят спокойно», сюжет которой отдаленно напоминал трагедию Шекспира «Гамлет», следом вышел фильм «Телохранитель», созданный на основе детективных историй Дэшила Хэммета. Она повествует о благородном самурае, спасшем город от двух бандитских кланов, столкнув их друг с другом.

В 1963 вышел еще один фильм Куросавы, ставший классикой: драма «Рай и ад». Ее главный герой, преуспевающий бизнесмен, был поставлен перед сложным выбором: выплатить ли выкуп похитителям, которые по ошибке вместо его сына украли сына его шофера.

Два года спустя вышла «Красная борода» – одновременно последний черно-белый фильм Куросавы и последний фильм, в котором режиссер работал с Тосиро Мифунэ. В нем молодой врач попадает «по распределению» в сельскую больницу, где знакомится со старшим и опытным коллегой, суровым и деспотичным. С ходом событий ему предстоит выяснить, что же на самом деле скрывается за маской тирана.

Куросава вообще на меня и по сей день производит оглушительное впечатление. Это один из немногих режиссеров, обладающих истинным чувством трагического.

Личная жизнь Акиры Куросавы

В начале 1970-х лидер японского кино, столь популярный на Западе, но не оцененный по достоинству на родине, столкнулся с трудностями в вопросах финансирования и пережил творческий кризис, едва не покончив с собой. Запершись в ванной комнате, он вскрыл себе вены. Однако его удалось спасти.

Любимым режиссером Куросавы был Джон Форд («Тихий человек», «Гроздья гнева», «Как зелена была моя долина», «Осведомитель»), художником – Ван-Гог и Тулуэ-Лотрек.

Акира Куросава: как начать смотреть его фильмы

Авторское кино и боевики, экранизации литературы и костюмные драмы. Как Акира Куросава, выходец из самурайской семьи, изменил мировой кинема­тограф? Разбираемся в новом выпуске цикла о знаменитых режиссерах

Знакомство с кинематографом Японии для многих начиналось с фильмов Акиры Куросавы (1910–1998). В 1951 году его картина «Расёмон» (1950) получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке. Эти победы положили начало международному признанию японского кинематографа. О масштабах влияния Куросавы на мировое кино можно судить по обилию цитат и заимство­ваний из его картин. С оглядкой на фильм «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958) создавал «Звездные войны» Джордж Лукас, а классические послевоенные вестерны «Великолепная семерка» (1960) Джона Стёрджеса и «За пригоршню долла­ров» (1964) Серджо Леоне задумывались как ремейки «Семи самураев» (1954) и «Телохранителя» (1960). Ареал влияния Куросавы не ограничивается Голливудом. В Индии было создано по мень­шей мере семь ремейков его фильма «Жить» (1952)! Да и в России недавно вышел фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна» (2017), переосмысли­вающий послание «Расёмона».

«Секрет» Куросавы пытались разгадать, акцентируя внимание на его происхождении: режиссер родился в семье со старинными самурайскими корнями. Востребованный на Западе образ мифологического самурая, хранителя японских традиций, поддерживал и сам Куросава, например, в своей автобиографии «Попытка автобиографии» (1978). , но при этом его фильмы полны заимствований из европейского и американского кинематографа — особенно из вестернов Джона Форда. Японский режиссер всегда был открыт новым идеям, откуда бы они ни исходили.

В своих фильмах Куросава воспел умение и готовность человека меняться в соответствии со временем и жизненными обстоятельствами. Эта орто­доксальная с точки зрения буддизма идея прослеживается в его фильмах не только на уровне нарратива, но и визуально — через движение камеры, динамизм мизансцен и актерского жеста, природные циклы и тончайшие вибрации окружающей среды.

Движение всегда считалось главным преимуществом кинематографа, и Куросава мастерски использует этот потенциал Замечательное видеоэссе об особом умении Куросавы наполнять свои фильмы движени­ем смонтировал кинематографист Тони Джоу. . Излюбленный жанр Куросавы — боевик. В этом жанре снят его первый фильм — «Гений дзюдо» (1943). В одной из многочисленных сцен борьбы Куросава использовал замедленную съемку, чтобы зритель мог подробно рассмотреть детали поединка. Впоследствии это стало классическим приемом американских (и не только) боевиков. Сопровождать специальными звуковыми эффектами удары меча, рассекающего тело противника, тоже придумал Куросава («Телохранитель»). Призер многочисленных кинофестивалей, он всегда оставался студийным режиссером и ориентировался на массовую аудито­рию. «Эй, монах, заканчивай с проповедью! Молча слушать шум дождя и то веселее!» — говорит один из героев фильма «Расёмон». Эти слова могли бы стать девизом Куросавы. Главной задачей режиссера было не научить зрителя, а заинтересовать его — захватывающим сюжетом, динамикой кадра, спецэффектами.

С чего начать

«Расёмон» — детектив с элементами мелодрамы, мистического триллера, комедии — одна из вершин мирового кинематографа. Куросаву интересует тема субъективного восприятия действительности, отражающая философские поиски, культурные и политические преобразования в после­военном мире Например, уход от европоцентризма, пере­смотр гендерных и расовых стереотипов, отрицание любого тотального дискурса. .

Фильм снят по мотивам рассказов «В чаще» (1922) и «Ворота Расёмон» (1915) японского писателя Рюноскэ Акутагавы (1892–1927). Действие происходит в Японии XI века, терзаемой социальными конфликтами и клановыми междо­усобицами. Трое мужчин прячутся от ливня под кровлей полуразрушенных ворот Расёмон, некогда стоявших у въезда в столицу императоров. С ветхой крыши стекают мутные потоки воды, мужчины ведут неспешный разговор. Двое из них побывали на судебном разбирательстве, которое не могло оставить их равнодушными. Был убит самурай, честь его жены поругана. Но как это произошло? Куросава показывает нам четыре версии инцидента, и все они противоречат друг другу.

Убийство и изнасилование происходит в чаще — зоне природного хаоса, освобождающей героев от необходимости следовать норме, подавлять свои инстинкты и эмоции. Сцены трагедии сняты максимально реалистично. Версию каждого рассказчика мы видим не его глазами, а как бы со стороны. Камера застигает героев в самых неожиданных ракурсах. Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь ветви деревьев, создают игру света и тени на лицах актеров, подчеркивая их эмоции. Все намекает на приближение к истине, но она ускользает. В лесных сценах Куросава хотел показать чувственный мир, в котором «душа человека легко может заблудиться» A. Kurosawa. Something Like a Biography. New York, 1982. . Так, легчайшее дунове­ние ветра пробуждает разбойника Тадзёмару ото сна и толкает к насилию. В конце фильма дождь наконец заканчивается и над воротами Расёмон подни­мается солнце. Его лучи — не банальная метафора светлого будущего, а конста­тация законов бытия. Они неумолимы, и солнечный свет все же существует. Дождь не может идти вечно, солнце светит не каждый день, окружающий мир меняется непрестанно, и человек тоже частица этого мира.

Что смотреть дальше

После знакомства с фильмом «Расёмон» стоит обратиться к картинам режиссера о современности (по-японски гэндайгэки), начав с фильма «Жить». Главный герой — его сыграл один из любимых актеров Куросавы, Такаси Симура, — маленький человек, рядовой муниципальный клерк, которого коллеги называют «мумией». Почти всю жизнь он прожил в одиночестве, без цели и призвания и однажды узнал, что скоро умрет от рака. Только теперь, понимая, что каждый день может стать последним, герой осмеливается ощутить вкус жизни. Но спасительным для него оказывается служение людям, обществу: оставшиеся силы он отдает строительству детской площадки. В одной из самых запоминающихся и часто цитируемых сцен герой сидит ночью на качелях в созданном им парке и тихо напевает: «Жизнь корот­ка! Влюбляйтесь девушки, влюбляйтесь!» С неба падают белые хлопья снега, размеренное движение качелей передает спокойное и просветленное состояние героя.

В 1952 году фильм «Жить», при создании которого автор отталкивался от повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», получил специальный приз Берлинского кинофестиваля. Западная публика стала смотреть на Куросаву как на режиссера фильмов о послевоенном японском социуме. В Японии такого Куросаву узнали раньше благодаря фильмам «Пьяный ангел» (1948) и «Без­дом­ный пес» (1949): в них поднимается тема поражения Японии в войне и трудностей адап­та­ции к новому мироустройству. Эти фильмы станут хорошим продолже­нием знакомства с «современным» Куросавой. «Пьяный ангел» примечателен и тем, что положил начало популярному в послевоенном кинематографе жанру о японских гангстерах якудза.

После знакомства с гангстерскими фильмами самое время приступать к просмотру костюмных лент Куросавы. Эти фильмы часто переосмысливают исторические стереотипы с позиций современности Западных кинокритиков восхищали не толь­ко гуманистический посыл и техническое совершенство фильмов Куросавы, но и во­сточная экзотика — причудливые костюмы и декорации фильмов, непривычная внеш­ность актеров. Самого режиссера такая оценка не очень радовала. К японскому Средневековью он обращался, чтобы в отвле­ченной форме говорить о проблемах совре­менного общества, а вовсе не для того, чтобы воспевать традиционную японскую куль­туру. К сожалению, не все на Западе это понимали. .

Деконструкция идеализированного образа самурая, начало которой было положено в «Расёмоне», нашла продолжение в блистательном блокбастере «Семь самураев». Красочные баталии снимали одновременно на три кино­камеры — фирменный прием Куросавы и важнейшее из его технических нововведений. Продолжить самурайскую линию можно фильмами «Трое негодяев в скрытой крепости» и «Телохранитель».

Последний важный пункт — экранизации западной литературной классики. «Трон в крови» (1957) вдохновлен шекспировским «Макбетом», в основе фильма «Ран» (1985) — «Король Лир». Шедевры русской литературы нашли отражение в картинах Куросавы «Идиот» (1951) и «На дне» (1957).

Семь классических кадров из фильмов Куросавы

На фоне символической решетки, напоминающей о криминальном жанре нуара, в котором снят фильм, видны фигуры учителя и ученика (Такаси Симура и Тосиро Мифунэ), ведущих расследование.

Фильм по мотивам шекспировской пьесы «Макбет» снимался в антураже японского Средневековья. Страх в глазах актера Тосиро Мифунэ — настоящий, как и стрелы, которые летели в него во время съемок этой знаменитой сцены.

Падающие с неба хлопья снега в сочетании с размеренным движением качелей передают состояние спокойствия и просветления, которое испытывает герой.

Пластичность и мастерство актеров, динамизм мизансцен и виртуозная работа оператора создали фирменный стиль боевиков Акиры Куросавы.

Игра света и тени на лицах актеров обнажает эмоции, создает ощущение почти осязаемого присутствия героев.

Постановочная геометричность кадров судебного разбирательства противопоставлена реалистичности сцен в чаще, здесь герои играют на камеру, непосредственно обращаясь к зрителю.

Картина снималась в СССР при участии советских актеров, но главная роль в фильме отведена природе.

© Киностудия «Мосфильм»; Daiei Film

С каких фильмов не стоит начинать

Творческое наследие Куросавы можно и нужно рассматривать в рамках авторской теории кинематографа — auteur theory. Зародившееся во Франции в 1950-е годы, это направление делает акцент на роли авторов (режиссеров), которые в условиях студийного кинопроизводства сумели разработать свой особый, неповторимый почерк (авторский стиль). Однако, хотя фильмы Акиры Куросавы в значительной степени повлияли на рождение этой концепции, с ее помощью можно интерпретировать не все его картины.

В годы Второй мировой войны и американской оккупации (1945–1952) японский кинематограф был мощным орудием пропаганды. В фильме «Самые красивые» (1944) Куросава показал каждодневную борьбу за перевыполнение плана юными работницами фабрики по производству оптических приборов для военной техники. В 1946 году под руководством оккупационных властей была снята картина «Без сожалений о нашей юности», повествующая о по­дав­­лении левого антивоенного движения Японии 1930-х. Оба фильма крайне политизированы, что нехарактерно для Куросавы, позже старавшегося сохра­нять нейтральную позицию (в годы холодной войны его фильмы одинаково ценились и кинокритиками Восточного блока, и западными). Так что просмотр снятых по госзаказу идейных картин Куросавы можно отложить на потом. Не стоит начинать и с фильма «Дерсу Узала» (1975), снятого в СССР при учас­тии советских актеров и принесшего режиссеру второго «Оскара».

С кем работал Куросава

Важное место в фильмах Куросавы занимает тема наставничества, тради­ционно почитаемая в японской культуре. Роль старшего друга, отца, мудрого советчика часто играет Такаси Симура. Исполнитель главной роли фильма «Жить» начинал свою карьеру на театральной сцене. Не обладая звезд­ной внешностью, он стал звездой послевоенного японского кинематографа благодаря своему неординарному таланту, который полностью раскрылся в фильмах Куросавы. Роль младшего напарника Симуры, как правило, доста­валась Тосиро Мифунэ. До прихода в кино Мифунэ шесть лет отслужил в армии, где работал в отделе фотосъемки. После демобилизации он надеялся стать кинооператором, но руководство студии Toho решило, что молодой человек киногеничен и больше годится в актеры — и действительно, Мифунэ долгие годы считался эталоном мужской красоты и маскулинности. В жизни Мифунэ и Симура дружили семьями.

Талантливый оператор Кадзуо Миягава работал с Куросавой только на фильмах «Расёмон» и «Телохранитель», однако его роль в творческой карьере режиссера неоспорима. В детстве Миягава учился традиционным видам живописи тушью (суйбокуга), и невозможность использовать яркие краски очень его огорчала. Позже в своих воспоминаниях он писал, что именно навык монохромной живописи больше всего пригодился ему, когда он стал оператором и начал работать с черно-белой пленкой. Для кадров ливня в пер­вых сценах «Расёмона» Миягава использовал воду, разбавленную тушью. В сценах, где действие происходит в лесу, Миягава осуществил заветную мечту Куросавы снять солнце. Для этого были придуманы специальные фильтры, затемняющие объектив и позволяющие направлять кинокамеру прямо на ис­точник света. Чтобы естественный свет максимально равномерно распреде­лялся под кронами деревьев, вместо обычных отражателей использовались большие зеркала. Все эти технические находки стали результатом творческих поисков Миягавы.

Невозможно завершить рассказ о Куросаве, не упомянув Тэруё Ногами. Окон­чив библиотечный колледж и проработав несколько лет в газете, а затем в издательстве, Тэруё устроилась работать на киностудию Daiei. В 1950 году Ногами оказалась на съемочной площадке фильма «Расёмон». Ей едва исполнилось двадцать три года, и это была ее первая самостоятельная работа в качестве ассистента режиссера по сценарию. В этой должности, а позже как линейный продюсер она работала с Куросавой вплоть до его последнего фильма «Еще нет» (1993). При жизни режиссера Тэруё Ногами была его незаменимым помощником и отвечала за все происходящее на съе­моч­ной площадке. После смерти Куросавы Тэруё Ногами посвятила ему множество статей. Самая известная ее работа называется «Waiting on the Weather: Making Movies with Akira Kurosawa» (2001) «Ждем погоду. Бок о бок с режиссером Акирой Куросавой» (англ.). .

Цитаты об Акире Куросаве

Джон Форд: Вы, должно быть, и правда очень любите дождь.
Акира Куросава: А вы, кажется, и правда смотрели мои фильмы!

«Главное [у Куросавы] — его современные герои, современные проблемы, способ изучения жизни. Он никогда не ставил себе цель скопировать биогра­фию самурая в определенный исторический период. Он воспринимает Средние века без всякой экзотики. Очень глубокий художник, который так показывает нам психологические связи, развитие персонажей и сюжетных линий, видение мира, что его рассказ о Средневековье заставляет думать о современном мире. Ты вдруг думаешь, что уже знаешь все это. Это работает по принципу узнава­ния. И это величайшее качество искусства, согласно Аристотелю» «Страсти по Андрею». Интервью с А. И. Липко­вым // Литературное обозрение. № 9. 1988. .

«Ко времени „Первого учителя“ на меня все большее влияние оказывал Куросава. Первым открытием был „Расёмон“, потом начались наши поездки с Тарковским в Белые Столбы, где мы посмотрели „Семь самураев“, „Трех негодяев в скрытой крепости“, „Красную бороду“, „Телохранителя“. Это было время, когда мы писали „Андрея Рублева“. Стилистика Куросавы у Тарковского во многом отложилась на этой картине, а у меня — на „Первом учителе“. Там даже есть мизансцена, целиком взятая у Куросавы: крестьяне, сев в кружок, горюют. Так что, если , я с ним должен был бы поделиться своими постановочными. Огромная была по тем временам сумма: две тысячи рублей!
Куросава был для меня открытием еще одного измерения в искусстве кино. У него настоящее чувство эпического. Недаром он, быть может, единственный способен передавать на экране Шекспира…» А. Кончаловский. Низкие истины. М., 2017.

«В Гонконге мы называли его Акира-император» Цитата из фильма Алекса Кокса «Куросава: последний император» (1999). .

«Мои родители познакомились на съемках фильма „Самые красивые“ и вскоре поженились. Мать [актриса Ёко Ягути] была очень светлым, открытым челове­ком. Думаю, поэтому отец и влюбился. Мать рассказывала мне о том, как они познакомились. Но ее версия сильно отличается от того, что описано в мемуа­рах отца. А от сторонних наблюдателей я слышала совсем иную, третью версию. Это напоминает картину „Расёмон“, над чем у нас в семье постоянно подшучивали. А дело просто в том, что мы, японцы, очень стеснительные» Цитата из фильма Алекса Кокса «Куросава: последний император» (1999). .

«Замечательно в фильмах Куросавы то, что после их просмотра ты выходишь полностью преображенным. Ты сознаешь, что твоя душа удивительным образом пережила обновление, и ты думаешь: я обязательно стану лучше!» Цитата из фильма Алекса Кокса «Куросава: последний император» (1999).


источники:

http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-akira-kurosava.html

http://arzamas.academy/mag/902-kurosawa