Акимов Николай Павлович биография

Николай Акимов — биография, новости, личная жизнь

Николай Акимов

Возраст: 121

Николай Павлович Акимов. Родился 3 (16) апреля 1901 года в Харькове — умер 6 сентября 1968 года в Москве. Советский театральный режиссер, сценограф, педагог, живописец, книжный график, театральный художник, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1960). Его имя присвоено Санкт-Петербургскому театру комедии.

Николай Акимов родился 3 (16 по новому стилю) апреля 1901 года в Харькове.

Отец был железнодорожным служащим.

В 1910 году семья переехала сначала в Царское Село, затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

С 1914 года учился в Санкт-Петербурге изобразительному искусству в Вечерних рисовальных классах Общества поощрения художеств. В 1915 году брал уроки в частной студии С. М. Зайденберга, в 1916-1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева.

В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде, но вскоре из-за голода уехал в Харьков.

Весной 1919 года в Харькове он участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников (М. М. Синякова, В. Д. Ермилов, М. Кац, А. А. Кокель, А. М. Любимов, З. Е. Серебрякова, Л. Тракал и др.) и художников-самоучек.

С 1920 по 1922 год Акимов преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове.

В 1921 году начал работать в качестве художника в Первом Государственном театре для детей (ныне Харьковский театр для детей и юношества). Первой его театральной работой стало оформление спектакля «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого; он начал работу и над спектаклем «Али-Нур» (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке О. Уайльда «Звёздный мальчик»), но в разгар работы покинул Харьков, и оформление спектакля завершил Б. В. Косарев.

Николай Акимов в молодости

Осенью 1922 года Акимов вернулся в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС и сблизился с драматургом, режиссёром и теоретиком Николаем Евреиновым. Евреинов познакомил Акимова с режиссёром Георгием Крыжицким. Ниспровергатель традиционного психологического театра почувствовал в молодом художнике родственную душу, и в сезоне 1923/1924 годов Акимов оформил поставленные Крыжицким в Современном синтетическом театре оперетты «Креолка» Ж. Оффенбаха и «Король комедиантов» Ж. Жильбера.

Евреинов представил Акимова и Николаю Петрову, в то время режиссёру «Вольной комедии». Оформление эксцентрического представления «Бунт времени» С. А. Тимошенко на сцене филиала «Вольной комедии» — ночного кабаре «Балаганчик» стало началом длительного сотрудничества Акимова с Петровым. Работа художника в этом представлении была особо отмечена петроградским еженедельником «Театр».

В качестве сценографа Акимов сотрудничал с театром «Кривое зеркало» и с кабаре «Карусель». В 1924-1925 годах на постоянной основе работал в Большом драматическом театре (ныне — имени Г. А. Товстоногова). Сотрудничество с театром продолжалось до конца 1930-х годов.

В то же время Евреинов представил Акимова директору издательства «Academia» А. А. Кроленко. По заказам этого издательства он создавал обложки и иллюстрации к произведениям Жюля Ромена, Анри де Ренье, Пьера Боста. В 1927 году в издательстве «Academia» вышел небольшой сборник, посвященный Акимову (художнику было всего 26 лет). Изданный в серии «Современные театральные художники» сборник составили статьи Н. В. Петрова, театрального критика А. И. Пиотровского и искусствоведа Б. П. Брюллова. В том же году состоялась первая персональная выставка Акимова. Его работы были представлены на проходившей в Академии художеств выставке театрально-декорационного искусства, наряду с работами ведущих ленинградских художников. Макет к спектаклю «Конец Криворыльска», поставленному в 1926 году в Театре драмы им. А. С. Пушкина, был послан в Милан на Международную выставку.

В 1926 году Николай Акимов участвовал в создании Ленинградского театра сатиры — театра эстрадных обозрений во главе с Д. Г. Гутманом.

С 1929 года он работал и как театральный режиссёр. Первой самостоятельной работой стал «Гамлет» У. Шекспира, поставленный в 1932 году в Московском Театре им. Вахтангова с музыкой Д. Д. Шостаковича, однако режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение.

С 1935 по 1949 год и с 1956 года был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране.

Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад (ныне Душанбе).

Работы Николая Акимова как режиссёра и художника в Ленинградском театре Комедии:

  • 1939 — «Школа злословия» Р. Шеридана;
  • 1936 — «Собака на сене» Лопе де Вега;
  • 1939 — «Валенсианская вдова» Лопе де Вега;
  • 1937 — «Терентий Иванович» Ю. Свирина;
  • 1940 — «Тень» Евг. Шварца;
  • 1941 — «Давным–давно» А. Гладкова;
  • 1938 — «Двенадцатая ночь» Шекспира;
  • 1939 — «Страшный суд» В. Шкваркина;
  • 1942 — «Актриса», киносценарий М. Вольпина и Н. Эрдмана;
  • 1946 — «Путешествие Перришона» Э. Лабиша;
  • 1946 — «Старые друзья» Л. Малюгина;
  • 1947 — «Остров мира» Евг. Петрова.

В 1949 году в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развёрнутая в конце 1940-х, завершилась его вынужденным уходом из театра в августе 1949 года. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков) за свои портреты.

В 1951-1956 годах — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года — Театр имени Ленсовета).

Работы Николая Акимова как режиссёра и художника в театре им. Ленсовета:

  • 1952 — «Весна в Москве» В. Гусева;
  • 1952 — «Тени» М. Салтыкова-Щедрина;
  • 1953 — «Европейская хроника» А. Арбузова;
  • 1954 — «История одной любви» К. Симонова (с О. Ремезом);
  • 1954 — «Дело» А. Сухово-Кобылина (с Н. Райхштейн);
  • 1955 — «Спрятанный кабальеро» П. Кальдерона (художник, реж. П. Вейсбрем);
  • 1955 — «Охотник» С. Михалкова (с Н. Райхштейн);
  • 1955 — «Случай с гением» В. Катаева;
  • 1956 — «12 спутников» Н. Шундика (художник, реж. П. Вейсбрем);
  • 1956 — «Только правда» Ж.-П. Сартра (художник, реж. О. Ремез);
  • 1956 — «Ночной переполох» М. Соважона.

В 1956-1968 годах вновь руководил Ленинградским театром Комедии.

Режиссерские работы Николая Акимова в Ленинградском театре Комедии:

  • 1956 — «Обыкновенное чудо» Евг. Шварца;
  • 1956 — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо;
  • 1957 — «Деревья умирают стоя» А. Кассоны;
  • 1956 — «Не сотвори себе кумира» А. Файко;
  • 1957 — «Повесть о молодых супругах» Евг. Шварца;
  • 1958 — «Призраки» Э. де Филиппо;
  • 1958 — «Дипломаты» П. Карваш;
  • 1958 — «Ревизор» Н. В. Гоголя;
  • 1959 — «Трехминутный разговор» В. Левидовой;
  • 1959 — «Рассказ одной девушки» А. Тверского;
  • 1959 — «Дракон» Е. Л. Шварца;
  • 1959 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского;
  • 1959 — «Пестрые рассказы» А. П. Чехова;
  • 1961 — «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова;
  • 1963 — «Автор неизвестен» П. Тура;
  • 1964 — «Дело» А. Сухово-Кобылина;
  • 1963 — «Дон Жуан» Д. Байрона;
  • 1965 — «Гусиное перо» С. Лунгина, И. Нусинова;
  • 1967 — «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова.

Работы Николая Акимова в Ленинградском театре Комедии как художника:

  • 1945 — «Вы этого не забудете», реж. С. Юткевич;
  • 1946 — «Обыкновенный человек», реж. П. Вейсбрем;
  • 1946 — «На всякого мудреца довольно простоты», реж. Б. Зон;
  • 1947 — «Русский вопрос», реж. А. Ремизова;
  • 1957 — «Кресло № 16»;
  • 1961 — «Милый обманщик», реж. А. Ремизова;
  • 1966 — «Искусство комедии», реж. И. Гриншпун.

С 1954 года преподавал в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), с 1960 года — профессор. Основатель художественно-постановочного отделения института.

В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 году на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом Художник советского театра. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали.

В 1963 году состоялась его персональная выставка в Ленинграде, в 1965 году — в Москве.

Учениками Николая Акимова были художники: Михаил Кулаков, Олег Целков, Евгений Михнов-Войтенко, Юрий Дышленко, Алек Рапопорт, Татьяна Кернер, Виталий Анатольевич Кубасов, Владимир Михайлов, Александр Славин, Игорь Тюльпанов.

В 1966 году выпустил «Свадьбу Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина на сцене «Комеди Франсез» в Париже.

В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического.

С 1945 по 1967 годах жил в Ленинграде в доме № 4 по улице Гоголя (ныне Малая Морская).

Николай Акимов умер 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве от инфаркта. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища (Центральная площадка театральных деятелей). Надгробие создано в 1974 году (скульптор Г. В. Хонин, архитектор В. М. Черкасский).

После его смерти осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.

Личная жизнь Николая Акимова:

Дважды был женат.

Первая жена — Надежда Николаевна Кошеверова (1902-1989), советский кинорежиссёр-сказочник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Расстались в 1934 году.

Надежда Кошеверова — первая жена Николая Акимова

Вторая жена — Елена Владимировна Юнгер (1910-1999), советская актриса. Народная артистка РСФСР (1957). Одна из ведущих актрис Театра Комедии (1936-1999).

В браке в 1934 году родилась дочь Анна Николаевна Акимова.

Николай Акимов и Елена Юнгер

В 1945 году известный театральный критик и сценарист Лидия Вильвовская родила Акимову дочь Нину Николаевну Акимову, она была актрисой Российского академического молодёжного театра.

Режиссерские работы Николая Акимова:

1953 — Тени (фильм-спектакль)
1953 — Весна в Москве (фильм-спектакль)
1955 — Дело (фильм-спектакль)
1961 — Пёстрые рассказы (фильм-спектакль)
1964 — Рассказ одной девушки (фильм-спектакль)
1969 — Свадьба Кречинского (фильм-спектакль)
1970 — Двенадцатая ночь (фильм-спектакль)
1972 — Милый обманщик (фильм-спектакль)

Сценарии Николая Акимова:

1956 — Софья Ковалевская

Работы Николая Акимова как художника:

1925 — Радиодетектив (короткометражный)
1928 — Третья молодость
1929 — Больные нервы
1944 — Кащей Бессмертный
1947 — Золушка
1952 — Школа злословия (фильм-спектакль)
1953 — Тени (фильм-спектакль)
1953 — Весна в Москве (фильм-спектакль)
1955 — Дело (фильм-спектакль)
1964 — Рассказ одной девушки (фильм-спектакль)
1970 — Двенадцатая ночь (фильм-спектакль)
1971 — Искусство комедии (фильм-спектакль)

Награды и звания Николая Акимова:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939);
— Народный артист Таджикской ССР (1944);
— Народный артист РСФСР (1945);
— Народный артист СССР (1960);
— Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961);
— Медаль «За оборону Ленинграда»;
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Публицистика Николая Акимова:

1928 — Художник в театре;
1928 — Ответ молодому фронту;
1929 — Оформление спектакля: О спектакле «Жена»;
1929 — К постановке «Врагов»;
1929 — 20 строк, которые потрясли Радлова;
1929 — К постановке «Тартюфа»;
1931 — Сегодня «Робеспьер»;
1931 — Внешность спектакля;
1932 — «Гамлет». К постановке в Театре им. Евг. Вахтангова;
1932 — Как Театр им. Евг. Вахтангова ставит «Гамлета»;
1932 — О «Гамлете»;
1935 — О себе;
1939 — По поводу «Снежной королевы»;
1939 — Время и классики;
1943 — Трансформирующий павильон;
1955 — Нелегкий, но плодотворный труд;
1956 — О сатире: Литературные заметки;
1957 — Художники театра;
1957 — Художники советского театра;
1957 — Новый сезон в Театре комедии;
1958 — Памяти Евгения Шварца;
1959 — Современность в содержании и форме;
1959 — Это возможно!;
1960 — Реплика: По поводу статьи А. В. Солодовникова

последнее обновление информации: 04.06.2020

Николай Акимов

фотографии >>

биография

Акимов Николай Павлович

Родился 16 апреля 1901 года в Харькове в семье железнодорожного служащего.

Советский живописец и книжный график, театральный художник, режиссёр и педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939).
Народный артист РСФСР (1945).
Народный артист СССР (1960).

В 1910 году отец получил место в правлении Московской Виндаво-Рыбинской железной дороги, семья переехала сначала в Царское Село, затем в Петербург.
В 1914 году учился в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников, в 1915 году брал уроки в студии С. М. Зайденберга, в 1916–1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева.
В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. С 1920 по 1922 годы преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1922 году начал работать в качестве художника в только что созданном Харьковском детском театре. Его первый спектакль «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого, затем — Алинур (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке Оскара Уайльда «Звёздный мальчик»), в постановке которого принимал участие Мейерхольд. Одновременно работал в театре «Красный факел». В 1923 году вернувшись в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС. Познакомившись с Н. Н. Евреиновым, оформил его пьесу «Даёшь Гамлета» в театре «Кривое зеркало». Работал в театрах «малых форм», в «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». Тогда же началось творческое содружество с Н. В. Петровым (Ленинградский академический театр драмы).
В 1924 году оформил спектакли «Девственный лес» Э. Толлера в Большом драматическом театре и «Озеро Люль» А. М. Файко в Академическом театре драмы.
В 1926 году участвовал в создании Ленинградского театра сатиры — театра эстрадных обозрений во главе с Д. Г. Гутманом. В Москве во МХАТе 2-м оформил спектакль «Евграф, искатель приключений» А.М. Файко, создал свои первые театральные плакаты. В издательстве «Academia» в 1927 году выходит книга, посвящённая его творчеству (авторы статей А. Пиотровский, Б. Брюллов, Н.В. Петров).
Свой первый самостоятельный режиссёрский спектакль («Гамлет») поставил в 1932 году в московском Театре имени Е.Б. Вахтангова. Спектакль обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. И «правые» и «левые» ругали режиссёра за «толстого, рыхлого Гамлета» и «пьяную Офелию». В 1939 году, когда спектакль уже давно не шёл, на 1-й Всесоюзной режиссёрской конференции его вспоминали как яркий пример чуждого театрального искусства. На конференции Акимов соглашается с ошибочностью своего Гамлета, однако в кругу близких людей не отрекался от него. Спустя 60 лет этот спектакль определят как «политический детектив» и сочтут его одним из ярких событий театральной Москвы 1930-х годов.
В 1935 году возглавил Ленинградский театр сатиры и комедии, получившего новое название — Театр Комедии.

С 1935 по 1949 и с 1956 года — художественный руководитель Ленинградского театра Комедии.
Этому театру он посвятил всю свою жизнь. В это время начинается его содружество с драматургом Евгением Шварцем, которого он убедил попробовать силы в комедийно-сказочной «взрослой» драматургии, — так появились пьесы «Тень», «Дракон» и другие. Много лет Шварц работал заведующим литературной частью в акимовском Театре Комедии.
Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад.
С 1941 по 1944 годы поставил и оформил спектакли «Собака на сене» Лопе де Вега, «Школа злословия» Р.Б. Шеридана, «Тень» Шварца, «На бойком месте» А.Н. Островского, «Питомцы славы» А.К. Гладкова, «Похищение Елены» Л. Вернейля, «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Дракон» Е.Л. Шварца и другие. В его спектаклях ощущалось влияние кумиров его молодости — Е. Б. Вахтангова и А. Я. Таирова. В театре работала звёздная труппа — Е. В. Юнгер, Л. П. Сухаревская, И. П. Зарубина, Б. М. Тенин, А. Д. Бениаминов, Л. К. Колесов, К. Я. Гурецкая, И. А. Ханзель и другие.
В 1949 году в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков) за свои портреты.
В 1950 году Охлопков пригласил Акимова в Москву на постановку пьесы «Директор» Самуила Алешина.
В 1951–1956 годах Акимов — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года — театр имени Ленсовета).
С 1954 по 1968 годы преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, вёл класс и возглавлял художественно-постановочный факультет; с 1960 года — профессор.
В 1956 году вернулся в Театр Комедии, который все эти годы зритель называл «акимовским», продолжил работу с труппой.
В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 году на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом Художник советского театра. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали. В 1963 году состоялась его персональная выставка в Ленинграде, в 1965 году — в Москве.

В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического.
В 1966 году выпустил «Свадьбу Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина на сцене «Комеди Франсез» в Париже.
Как театральный художник осуществил также постановку пьесы «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо.

Николай Павлович скончался 6 сентября 1968 года на гастролях в Москве. Похоронен в Ленинграде на Волковском православном кладбище.
После смерти осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.

Жена — народная артистка РСФСР Елена Юнгер (1910-1999). Дочь — актриса Нина Акимова.

Спектакли, в которых Акимов выступил, как режиссёр и художник:
Ленинградский театр Комедии
1939 «Школа злословия» Р. Шеридана
1936 «Собака на сене» Лопе де Вега
1939 «Валенсианская вдова» Лопе де Вега
1937 «Терентий Иванович» Ю. Свирина
1940 «Тень» Евг. Шварца
1941 «Давным–давно» А. Гладкова
1938 «Двенадцатая ночь» Шекспира, возобновлен в 1964
1939 «Страшный суд» В. Шкваркина, реж. Акимов и Павел Суханов
1942 «Актриса», киносценарий М. Вольпина и Н. Эрдмана, переработка для сцены А. Файко (режиссер)
1946 «Путешествие Перришона» Э. Лабиша
1946 «Старые друзья» Л. Малюгина
1947 «Остров мира» Евг. Петрова

Ленинградский Новый театр (с 1953 — им. Ленсовета)
1952 «Весна в Москве» В. Гусева
1952 «Тени» М. Салтыкова-Щедрина
1953 «Европейская хроника» А. Арбузова
1954 «История одной любви» К. Симонова (с О. Ремезом)
1954 «Дело» А. Сухово-Кобылина (с Н. Райхштейн)
1955 «Спрятанный кабальеро» П. Кальдерона (художник, реж. П. Вейсбрем)
1955 «Охотник» С. Михалкова (с Н. Райхштейн)
1955 «Случай с гением» В. Катаева
1956 «12 спутников» Н. Шундика (художник, реж. П. Вейсбрем)
1956 «Только правда» Ж.-П. Сартра (художник, реж. О. Ремез)
1956 «Ночной переполох» М. Соважона

Ленинградский театр Комедии
1956 «Обыкновенное чудо» Евг. Шварца
1956 «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо
1957 «Деревья умирают стоя» А. Кассоны (режиссер)
1956 «Не сотвори себе кумира» А. Файко (режиссер)
1957 «Повесть о молодых супругах» Евг. Шварца, реж. Акимов и М. Чежегов
1958 «Призраки» Э. де Филиппо (режиссер)
1958 «Дипломаты» П. Карваш (режиссер)
1959 «Трехминутный разговор» В. Левидовой (режиссер)
* «Рассказ одной девушки» А. Тверского (режиссер)
* «Дракон» Е. Л. Шварца
* «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского
1958 «Ревизор» Н. В. Гоголя
1959 «Пестрые рассказы» А. П. Чехова
1961 «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова (режиссер)
1963 «Автор неизвестен» П. Тура (режиссер)
1964 «Дело» А. Сухово-Кобылина
1963 «Дон Жуан» Д. Байрона
1965 «Гусиное перо» С. Лунгина, И. Нусинова (режиссер)
1967 «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова (режиссер)

Работы в Ленинрадском театре Комедии, как художника:
1957 «Кресло № 16»
1961 «Милый обманщик», реж. А. Ремизова
1966 «Искусство комедии», реж. И. Гриншпун.
1946 «Обыкновенный человек», реж. П. Вейсбрем
1945 «Вы этого не забудете», реж. С. Юткевич
1946 «На всякого мудреца довольно простоты», реж. Б. Зон
1947 «Русский вопрос», реж. А. Ремизова

Николай Павлович
Акимов

Выдающийся художник, режиссер, педагог, литератор Николай Павлович Акимов начинал свой творческий путь в 20-х годах прошлого века. Он закончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Его педагогами были М.В.Добужинский, А.Е.Яковлев, В.И.Шухаев. В театр он пришел как художник. Несмотря на молодой возраст, его приглашают работать такие серьезные театры, как: БДТ, Александринский театр, Мариинский театр – в Ленинграде, МХАТ, Малый театр и театр им.Вахтангова – в Москве.

Как режиссер он поставил свой первый спектакль в 1933 г. на Вахтанговской сцене. Его «Гамлет» В. Шекспира вызвал большой интерес у театральной общественности, но был осужден критиками как пример «извращения классики». Скандал был громкий, претензий у критиков не было только к акимовским декорациям. О своем «Гамлете» Акимов писал: «Я был признан режиссером самыми широкими слоями критики и зрителей. Это было хорошо. Одновременно было решено, что я злейший формалист опаснейшего толка. Это было плохо. Природное упрямство заставляло меня, во что бы то ни стало утвердить себя в профессии режиссера. Но ни один театр не испытывал желания видеть меня у себя в этом качестве».

В 1935 г. Николай Павлович Акимов получает предложение возглавить Театр Комедии, который был на плохом счету у Ленинградского управления культуры и находился на пороге закрытия. Акимов сумел отстоять театр, наладить его работу и одну за другой выпустить несколько премьер. Всего лишь через год театр «гремел» на весь Ленинград, а чуть позже был признан одним из лучших театров Советского Союза. Слово «Комедия» в названии театра стало писаться с заглавной буквы — акимовская «К» на афишах, программках, билетах и на вывеске над входом в театр на Невском проспекте сохраняется до сих пор.

Вместе с режиссером в Театр Комедии пришли Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская – со временем актеров Театра Комедии стали называть «акимовцами», а сам театр – «акимовским». Николай Павлович создавал театр – дом, его личность определяла все: формирование труппы, выбор репертуара, стилистику театрального языка, взаимоотношение со зрительным залом. Акимовские постановки выделялись в общем театральном пространстве своей занимательностью, яркостью, зрелищностью, метафорами и парадоксами. На сцене театра Акимов поставил и оформил спектакли: «Собака на сене», «Валенсианская вдова» Лопе де Вега, «Двенадцатая ночь» Вильяма Шекспира, «Тень» Евгения Шварца, «Остров мира» Петрова, «Школа злословия» Р. Б. Шеридана, «Терентий Иванович» Ю. М. Свирина, «Страшный суд» В. В. Шкваркина (совместно с П. Сухановым), «Скончался г-н Пик» Шарля Пейрэ-Шапьюи (совместно с И. Ханзелем).

Именно в это время складывается творческий союз режиссера Николая Акимова и драматурга Евгения Шварца. Специально для Театра Комедии Шварц пишет свои знаменитые пьесы «Тень» и «Дракон». Появлению же в репертуаре зарубежной классики театр обязан сотрудничеству Акимова с великолепным переводчиком и поэтом Михаилом Лозинским.

Во время Великой Отечественной войны театр играет сначала на сцене БДТ, в бомбоубежище, где артисты просто жили, а потом, в декабре 1941 г. он добивается эвакуации театра, и весь коллектив вместе с семьями отправляется на Большую Землю. Шестнадцать премьер театр выпускает в годы войны на Кавказе. Но возвращение Акимова и его театра в Ленинград оказывается совсем не триумфальным. «Дракон», показанный в Москве в 1944 г., был запрещен. Николая Павловича обвиняют в космополитизме и формализме. В 1949 г. Акимова отстраняют от руководства Театром Комедии.

Некоторое время он снова работает как театральный художник, преимущественно в Москве. А в 1951 году он назначен главным режиссером в Ленинградском Новом театре. Впоследствии именно по инициативе Николая Павловича, этот театр будет назван театром им.Ленсовета. И здесь он снова за короткое время поднимает театр на новый художественный уровень. А его спектакли – «Тени» Салтыкова-Щедрина и «Дело» Сухово-Кобылина становятся событиями в театральной жизни Ленинграда того времени.

В свой театральный дом на Невском Акимов возвращается в 1955 г. В это время (50-е – 60-е годы) в труппу Театра Комедии приходят Вера Карпова, Геннадий Воропаев, Светлана Карпинская, Лев Милиндер, Валерий Никитенко, которые тоже становятся «акимовскими» актерами.

Первым спектаклем после возвращения режиссера в Театр Комедии стала постановка «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца. Кроме него Николай Павлович поставил и оформил спектакли: «Повесть о молодых супругах», «Дракон» Е. Л. Шварца, «Деревья умирают стоя» Касоны, «Трехминутный разговор» Левидовой, «Рассказ одной девушки…» Тверского, «Пестрые рассказы» по Чехову, «Кресло № 16» Д. Угрюмова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дон Жуан» Дж. Байрона, «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. Бонди, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Звонок в пустую квартиру» Д. Б Угрюмова, «Ничего не случилось» М. Гиндина и Г. Рябкина. Оставаясь художником по своему восприятию мира, он обладал способностью заранее видеть спектакль целиком. Он помещал актеров в созданный им сценический мир и вместе со своими костюмами «надевал» на них образы героев.

Как художник Николай Павлович Акимов работал и в кино, он участвовал в съемке знаменитых картин-сказок для детей «Кощей бессмертный» и «Золушка».

Акимов сам создавал оригинальные афиши к своим спектаклям. Его плакаты-афиши, многие из которых украшают сегодня главную лестницу театра, надолго овладевали вниманием зрителя, интриговали его будущим спектаклем.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Николай Акимов был удостоен серебряной медали, а в 1963 и в 1965 годах прошли персональные выставки его работ в Ленинграде и в Москве.

Николай Павлович был убежден, что «те, кому образование не позволяет откапывать мертвое искусство, с успехом закапывает живое». Своему особенному живому театру он с 1955 г. учил студентов Ленинградского театрального института. В институте Акимов руководил художественно-постановочным факультетом. С 1960 года был профессором. Николай Павлович Акимов награжден тремя орденами. В 1960 г. ему присвоено звание «Народный артист СССР».

Акимова не стало 6 сентября 1968 г. Он умер во время гастролей в Москве. Похоронен Николай Павлович Акимов на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге.


источники:

http://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/38759/

http://akimovkomedia.ru/about/nikolay_akimov