Аким Салбиев биография Личная

ВСЕЯДНЫЙ САЛБИЕВ

Как можно столько успеть в тридцать лет?! Аким Салбиев закончил ВГИК – актерско-режиссерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. За пять дней он снял фильм “Майкл Джексон в Москве”. Скоро на экраны выходит его новый полнометражный художественный фильм – философская неомелодрама “Между воскресеньем и субботой”, где Аким – автор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель одной из главных ролей – А.С.Пушкина. Аким Салбиев записал свой первый лазерный диск, где собраны песенные хиты. Первый сборник своих стихов Аким назвал “На грани зимы и весны”. Книга вышла в США. Радиослушателям А.Салбиев знаком по шоу-программе “Ночное рандеву”. Год назад Аким стал автором, режиссером и ведущим новой телевизионной программы “Вечернее музыкальное кафе “АРС”.

– Аким, ты хочешь бросить кино?

– Я решил сделать паузу. На год, может, чуть больше. Я готовлюсь к новой большой картине “Бальзак” с участием Жерара Депардье и надо собраться и прийти в себя от суеты. Эта работа начнется весной 1994 года. А сейчас идет подготовительный период к фильму “Комната Джованни” Джеймса Болдуина. Этот сенсационный роман уже достаточно известен в России. Параллельно снимается фильм “Эффект Дориана”, где я играю главного героя – экстрасенса.

– А чем же тебе понравилась идея “Вечернего музыкального кафе”?

– Теплотой, камерностью, уютом… У ТВ очень много возможностей. Это какое-то странное, но сладкое искусство. Программа “Кафе” – без рамок. Можно говорить о чем угодно, главное, чтобы было искренне и в доверительной интонации.

– Есть на телевидении программы, которые тебе не нравятся?

– Таких, к сожалению, много, потому что большинство передач – ни о чем. Стараются протащить какую-то идею, но у них все рушится на тридцатой секунде.

– Твое отношение к такому модному сейчас на телевидении жанру как телеинтервью, то, что начал делать успешно Урмас Отт, а теперь появились “Бомонд” и “Момент истины” Андрея Караулова?

– Мне это не нравится. Все это вторично, часто крайне плохо, цинично и бестактно. Караулов приглашает Майю Плисецкую и не дает ей возможности сказать. Ведь нужно быть не только в курсе тех или иных скандалов. Этого для интересной беседы мало. Ну как могут вчерашние видеоинженеры, ассистенты, администраторы и дикторы делать программы? Как?! Только так, как они их делают. Должны же быть, наконец, какая-то культура, знания, опыт, профессионализм. Сегодня все это в большинстве телевизионных программ отсутствует. Все отдано в руки дилетантов.

– Что же ты смотришь в свободные минуты по ТВ?

– “Волшебный мир Диснея”. Появилась еще одна нужная, на мой взгляд, интересная программа “Фермата”. Сразу видно, что она пока еще не коррумпирована, делается людьми профессиональными. Но, как стало известно, “Фермату” закрыли. Причины неизвестны. Кстати, закрывать интересные передачи – это в традициях студии музыкальных и развлекательных программ ТВ “Останкино”.

– Что в твоих телепланах?

– Я готовлю новую шоу-программу о кино – “Киноавеню”. Это – веселая, занимательная и развлекательная киноигра для тех, кто любит и знает отечественные фильмы. Надеюсь поднять с творческой группой престиж нашего кинематографа, который заметно упал.

– Вернемся к твоему кинематографу. Что у тебя было после ВГИКа?

– Классная короткометражка – она называется “Нет аэропорта”. К авиации не имеет никакого отношения. Это притча. Все негативы, все позитивы храню, как Эйзенштейн, под кроватью. Боюсь, как бы это не кончилось шизофренией…

– Ну, Эйзенштейн устоял.

Я носил свои предложения со студии на студию, никто не рискнул запустить. Однажды я позвонил на ТВ и попросил посмотреть мой фильм. Посмотрели. Сказали: мы вам даем постановку, но сценарий должен быть наш. Так все началось. К сожалению, сейчас со студией художественных фильмов я расстался. Думаю, что это – к их сожалению. А что, снимать многосерийное кино про наши власти? Я им предложил: давайте запустим 100 серий “Наши богатые тоже плачут”. Или отечественной “Рабыни Изауры”! Или 50 серий о рэкете. У итальянцев называется “Спрут”, а у нас будет “Рэкет-I”, “Рэкет-2”… Предложение осталось пока без внимания.

– Аким, какое место занимает музыка в твоей жизни?

– У меня папа – певец. Он поет не в опере, а в национальном хоре. Поэтому с профессиональной стороны я пение знаю довольно хорошо. Не хватило только эмоционального всплеска, особого состояния души… Сначала были песни великолепного композитора, моего друга, безвременно ушедшего из жизни, – Виктора Резникова, потом – Раймонда Паулса, далее пошли концерты, съемки, телевидение, радио.

На сегодняшний день репертуар изменился. В мою новую концертную программу “Коварная обманщица” вошли песни Аркадия Укупника, Александра Жилинского, Татьяны Марковой, Александра Синицкого, Анастасии, Александра Морозова… Есть желание записать несколько забытых песен из репертуара Вадима Козина. Не останутся в стороне и романсы. Ведь все это – вечное. Модные же направления – рэп, хип-хоп и другие – они недолговечны.

– Чьи песни, кроме песен Акима Салбиева, в твоем доме звучат?

– У меня очень много французской музыки – Джо Дассен, Азнавур, Шевалье. Мне всегда нравился Сальваторе Адамо. С годами к ним добавились Шаде, Коллинз, Стинг и, конечно, Патрисия Каас.

– В твоем творчестве победит кино или песня?

– В кинематографе может стать тяжко: сейчас запускается много – не скажу бездарных, а скажу случайных людей, – они все одарены, прежде всего, огромной мерой авантюризма. По этим волчьим законам художнику трудно жить. Я же хочу экранизировать “Волшебную гору” Томаса Манна, мечтаю поставить Габриэля Гарсиа Маркеса и Курта Воннегута. Планы наполеоновские. Если с этим не очень повезет, победит музыка. Сегодня уже достаточно много предложений, концертов, съемок… Очень хотел бы поставить мюзикл. Эти идеи у меня есть, даже не на словах, не в голове, а давно на бумаге. И все-таки музыка для меня – часть моей режиссуры, течение моих чувств. Музыка – мой Бог!

Люблю восточные мелодии. От рок-музыки у меня, извините, поднимается давление, несмотря на молодой возраст. Да и какой сегодня рок? Это все – пародия на западную музыку. Мне же не интересны проблемы “неумытых людей”.

– А твое поколение тебе нравится?

– Много понта. Кончится тем, что мы перережем друг друга. Не дай Бог! Что осталось от шестидесятников? Почти ничего! От нас же, восьмидесятников, тоже мало что останется. Лет через пятнадцать откроешь кинословарь: “Восьмидесятники – приверженцы стиля “чернуха”.

– О своем поколении, о семидесятниках, режиссер Лунгин сказал, что они все были самосжигатели. Поколение безудержного портвейна.

– Но у них была еще душа. Мне нравится его картина “Такси-блюз”. Такая простая и такая искренняя. У нас не может быть ни этой искренности, ни простоты. Шпаликовых среди нас нет! Отсюда обилие фантастики в сюжетах, какого-то нехорошего лукавства.

– Кино, стихи, песни, ТВ… такая всеядность – это нормально?

– Я думаю, да. Хочу уберечь себя от безумных поступков, которые мог бы, наверное, совершить, поэтому загружаю себя работой.

– А время остается на личную жизнь?

– Я не женат, и эта свобода – отсутствие всяких обязательств – меня пока спасает. Что же касается очень личного, то это интересный, но долгий разговор…

Аким Салбиев биография Личная

Выдвижение Акима САЛБИЕВА на премию К. Хетагурова представляется закономерным и заслуженным. В положении о присуждении Государственной премии Республики Северная Осетия-Алания имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства сказано, что номинироваться, а затем быть награжденным может автор, создавший произведения, получившие общественное признание и являющиеся выдающимся творческим вкладом в культуру Осетии.

В этом году на соискание Государственной премии им. Коста Хетагурова в области искусства выдвинуто пять работ заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста Северной и Южной Осетий кинорежиссера Акима Салбиева. Это документально-художественная экранизация трагедии Г. Малити «Темур-Алсак»; дубляж на осетинский язык художественного фильма «Фатима» (с участием А. Галаова, Т. Кабановой, артистов Осетинского театра); театрализованный гала-спектакль «Весь мир – мой храм!», посвященный 160-летию Коста Хетагурова (Большой театр, г. Москва). Это также документальные фильмы «Вдохновенные» (о джигитах Осетии «Сармат» и о чудо-девочке Николь Плиевой, с участием артиста театра и кино Вадима Цаллати), «Владимир Туганов. Остаться независимым» (о выдающемся спортсмене-коннике, участнике двух Олимпийских игр, победителе многих международных соревнований, вице-президенте Федерации конного спорта России), неоднократно показанные в эфире на телеканале «Осетия-Ирыстон» в 2019–2020 годах.

Подробно говорить об общественном резонансе кино- и литературного творчества Акима Салбиева, о его личностном вкладе в национальную культуру вряд ли имеет смысл. Одно только перечисление наград, кинопремий, побед, правительственных почетных званий, которыми была отмечена его деятельность, окажется столь внушительным, что займет половину газетной статьи. Правда, пока в этом списке нет национальной премии РСО–А им.К.Хетагурова, кандидатом на получение которой А. Салбиев справедливо и неоднократно выдвигался различными общественными объединениями, учреждениями, творческими коллективами республики. Любопытно вспомнить о том, что впервые

А. Салбиев номинировался на премию в 2004 году за создание документальных фильмов «Васо Абаев. Ровесник века», «Англия. Лондон. Токати», «Дзерасса Туганова». Затем – в 2009 году – за создание документальных фильмов»Вероника Дударова», «Светлана Адырхаева».Через три года режиссер был выдвинут на соискание Государственной премии им. Коста Хетагурова как автор документальных фильмов «Август. Цхинвал», «Леонид Рошаль. Без лишних слов», художественного фильма «Одиннадцать писем к Богу».

Премия трижды обошла А. Салбиева, однако, это нисколько не умаляет заслуг режиссера перед родной культурой. Создав фильмы о великих осетинах, в том числе таких, как ученые В. Абаев и Г. Токати, народные артистки СССР, дирижер Вероника Дударова, солистка Большого театра балерина Светлана Адырхаева, народная артистка РФ, цирковая артистка, наездница Дз. Туганова, журналистка Фатима Салказанова, Аким Салбиев выступил не только как летописец, осмысливающий историю, но и как масштабный кинодокументалист-просветитель, воспитатель, культуртрегер. Его фильмы сохраняют портреты звезд мировой величины, а вместе с тем ценнейшие страницы жизни этноса, летопись национальных духовных достижений.

Современная кинодокументалистика привлекает широтой жанровых решений, впечатляет разнообразием поднимаемых тем. Зрителя цепляет острота затрагиваемых кинорежиссерами проблем и событий. Создаваемые сегодня фильмы-хроники, фильмы-эссе, фильмы-репортажи, фильмы-портреты, фильмы-интервью, набирающие все большую популярность документальные драмы (докудрамы), фильмы в жанре докуфикшен фиксируют жизнь с разных позиций, используют разные формальные приемы. Основная часть документальных кинолент А. Салбиева – это фильмы-хроники и фильмы-портреты, нередко это фильмы, сочетающие несколько жанровых решений, включая интервью, эссе, очерк, дневник, монолог. При этом во всех документальных фильмах режиссера очевиден главный посыл автора – просветить и воспитать зрителя, сделать общество лучше. А ведь именно это свойство – «способность всерьез влиять на общество» – считала самой важной задачей кинодокументалистики мэтр данного жанра Марина Голдовская.

Нередко Аким Салбиев выступает в кинолентах в нескольких ролях: продюсера, сценариста, чтеца закадрового текста, журналиста-интервьюера. И это неудивительно. Широта творческих устремлений, неумная энергия и целеустремленность стали элементами его творческого кредо и стиля жизни.

Недавно, в апрельском номере «Литературной газеты» были опубликованы два новых рассказа А. Салбиева: «Наваждение» и «Холодный март». Представляя читателям автора, газета приводит слова поэта, лауреата Государственной премии СССР Андрея Дементьева. Он отметил его «всеядность», креативную продуктивность, а также кинематографичную яркость и оригинальность литературного стиля: «Стихи и рассказы Салбиева всегда узнаю по зримости и зрелости, скрытому темпераменту. Много лет назад мы с Акимом были удостоены премии «Лучшее перо России», он – за книгу новелл «Небесные племена», где горы, солнце и неповторимый аромат, как легкое дыхание и признание в любви Родине – Осетии».

Учился на филфаке СОГУ, получил блестящее образование во ВГИКе, в актерско-режиссерской мастерской классиков кино Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, снял художественные киноленты «Короткая игра», «Между воскресеньем и субботой», «Ищу невесту без приданого», «Одиннадцать писем к Богу», десятки документальных кинофильмов, осуществил ряд актуальных, ярких творческих проектов. Достаточно вспомнить проведение уникального Открытого российского и международного кинофестиваля «Владикавказ» в Республике Северная Осетия – Алания.

«Беслан. Два года спустя…» – памяти жертв трагедии – явился особым событием для всей страны. В концерте памяти, поставленном Акимом Салбиевым, приняли участие Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Людмила Гурченко, Хор Турецкого, Анита Цой, поэт Андрей Дементьев и творческие коллективы РСО–А.

В памяти яркие постановки юбилейных торжеств «Москва-850», «70 лет Великой Победы», фестивалей «Кавказ – наш общий дом», «Мир – Кавказу!», создание авторских телепрограмм «Без лишних слов» и «Время Акима».

Сегодня А. Салбиев работает в Государственном музее А. С. Пушкина, принимает участие в деятельности жюри международных кинофестивалей, снимает кино, возглавляет «Аланский культурный центр Акима Салбиева».

Проекты, творческие достижения Акима Салбиева последних лет, в том числе работы, выдвинутые в этом году на премию имени Коста Хетагурова, вносят неоценимый вклад в осетинскую культуру. Документальные фильмы «Вдохновенные», «Владимир Туганов. Остаться независимым» запечатлели портреты современных героев национальной художественной и физической культуры. Осетинская версия кинофильма 1958 года «Фатима», осуществленная по режиссерской воле А. Салбиева, приблизилась к национальному зрителю, заставила его глубже прочувствовать происходящее на экране. Фильм «Темур-Алсак» по поэме Г. Малити является новым, открытым режиссером Акимом Салбиевым, микстовым жанром документально-художественного кино. Особую значимость лента приобрела благодаря постановочным художественно-этнографическим сценам, в которых принимают участие артисты Ф. Царикати, Р. Битаев, Г. Джабиев, З. Плиев, артисты конного театра «Нарты», танцоры ансамблей «Алан», «Горец», «Кубады», «Бонварнон», «Дети гор», Хазнидонского ДК, Ардонского ДК, Сунженского ДК. Участие выдающихся российских актеров, среди которых В. Лановой, Л. Чурсина, А. Ливанов, А. Михайлов, А. Панкратов-Черный, Д. Харатьян, А. Носик, Зара (Зарифа Мгоян),В. Пожарский, сделало фильм высокохудожественным, усилило его поэтическую составляющую. В гала-спектакле «Весь мир – мой храм!», посвященном 160-летию Коста Хетагурова и состоявшемся на Новой сцене Большого театра, прозвучали стихи осетинского классика в исполнении прекрасных русских и осетинских актеров, музыка осетинских композиторов была исполнена лучшими музыкантами страны. Особенно важно то, что благодаря усилиям режиссера была осуществлена качественная видеозапись полной программы концерта-спектакля.

Когда-то французский философ Жиль Делез сказал, что талантливые кинорежиссеры сравнимы не только с художниками, архитекторами, музыкантами, но и с мыслителями. Правда, мыслящими не понятиями, а образами. Аким Салбиев выступает в своих работах как режиссер и мыслитель, как воспитатель и пропагандист. Размышляя образно и кинематографически ярко, он доносит свой мессидж до зрителя, воспитывает его, побуждает его думать, чувствовать заинтересованно и серьезно.

Режиссер Салбиев отдал на экспертизу письмо с «поддельной» подписью Михалкова

Он раздобыл несколько автографов мэтра для сравнительного анализа

Режиссер Аким Салбиев отдал на экспертизу письмо, из-за которого накануне разгорелся скандал между ним и Никитой Михалковым. Документалист намерен доказать, что автограф на документе принадлежит руке мэтра и подделкой не является.

Напомним, конфликт вспыхнул в ходе XI съезда Союза кинематографистов РФ. Михалков обвинил Салбиева в подделке его подписи на письмах к руководству Северной Осетии, на основании которых кинодокументалист получил престижные награды — медаль «Во славу Осетии» и денежную премию.

Аким Салбиев отверг обвинения в свой адрес и заявил о намерении доказать непричастность к подлогу. Автор фильма «Майкл Джексон в Москве» рассказал «МК», что ему удалось раздобыть и ставшее причиной скандала письмо, и несколько подписей Никиты Михалкова для сравнительного анализа.

— Мне передал это письмо источник, и я уже отдал на независимую экспертизу его и две-три подписи Никиты Сергеевича. Экспертам они нужны, чтобы сравнить и установить, что подпись на письме тоже сделана его рукой, — сказал Салбиев.

При этом документалист отметил, что не имел никакого отношения к процедуре выдвижения его на премии.

— Ну, подавали меня на премию, может быть та подающая сторона что-то и подписала, — заявил Салбиев, — Это то, что касается премии этого года. А медаль «Во славу Осетии» я получил в 2015 году. Так я, простите, народный артист Республики Северная Осетия-Алания с 1995 года. Я создал галерею документальных фильмов о выдающихся выходцах из Осетии.

Режиссер считает, что стал жертвой кулуарных интриг. По его словам, несколько месяцев назад он решил разобраться, куда уходят деньги в Союзе кинематографистов. На такую ревизию режиссера толкнули проблемы, возникшие в ходе реализации проекта по увековечиванию памяти легенды советского кинематографа Сергея Герасимова:

— Мы хотели, чтобы было только лучше — возродить славу нашего Дома кино, память Сергея Аполлинариевича Герасимова. Я стал изучать финансовые вопросы, и оказалось, что в Союзе происходит то, что называется осваиванием денег. Создаются какие-то новые сайты и так далее. Я отдал все это в нашу контрольно-ревизионную комиссию. Руководство знало, что именно об этом я буду говорить в своем выступлении на съезде Союза. Заместители Никиты Сергеевича знали, что у меня будет такая речь. Но она была не разгонная, она была конструктивной. Для меня произошедшее — это нож в спину. Я был ошарашен, мне как будто решили устроить 37-й год. Как-то мелко они сами себя опускают. Но у всех свои методы, — прокомментировал причины конфликта документалист.

Аким Салбиев выразил надежду в ближайшее время встретиться лично с Никитой Михалковым и сесть с ним за стол переговоров.

— Мне жаль, что Никита Сергеевич оказался вовлечен во все это. Я очень сожалею. Насколько я знаю, сейчас он в Саратове. Мне хочется встретиться с ним лично и поговорить, — сказал Салбиев.


источники:

http://sevosetia.ru/Article/Index/463112

http://www.mk.ru/social/2021/12/16/rezhisser-salbiev-otdal-na-ekspertizu-pismo-s-poddelnoy-podpisyu-mikhalkova.html