Ахмат Фаткуллович Лутфуллин биография Кратко

Биография Ахмата Лутфуллина

Х удожник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился в поселке Ишкулова в Башкирии, 4 февраля в 1928 году.

Годы его учебы как раз попали на трудные времена войны, и потому ему пришлось, поступить на токаря в Магнитогорске. В этом же городе он и стал ходить в ИЗО студию, которая находилось во дворце культуры металлургов. Его настолько влекла живопись, что вскоре он оказался в Ленинградском училище ремесленников и художников, затем обучался в Уфимском училище искусств. Но основные знания в области изобразительного искусства Ахмат Лутфуллин получил в Вильнюсском институте художников. Там же сформировался и его художественный стиль.

В отличие от многих художников, творческий интерес этого художника охватывает множество видов. Познавший жизнь, Ахмат Лутфуллин отобразил в своих картинах проблемы, волновавшие его душу и сердце. Большинство его картин описывали историю, быт башкирского народа, так же он рисовал простых людей, родные ему пейзажи, на фоне которых изображена природа и быстровозводимые здания. Главной темой его картин стали портреты и тематические композиции, в которых он смог отобразить сущность человека нашего времени.

Художник в процессе своей творческой деятельности наблюдал за жизнью через мансардные окна — все действия происходили вокруг него.

В 1957 году картины Ахмата Лутфуллина впервые были представлены публике на выставке в Уфе. Летопись творчества художника началась с «Портрета матери». Далее, портреты, которые он создавал, не переставали удивлять широкую публику, и завоевывать сердца ценителей. Особое внимание завоевали портреты «Сафа», написанный в 1956 году, « Мустафа-ага» 1961 год и « Механизатор» 1972 года.

Художник Ахмат Лутфуллин стал участником множества публикаций как зональных, так и всесоюзных. Несколько раз даже участвовал в международных выставках.

Но с современной точки зрения самые талантливые картины башкирского художника — это картины, где были изображены родные его сердцу места родины, композиционные портреты. Прежде всего, к ним стоит отнести портрет «Семья», « Три женщины», «Ожидание», « Старуха у окна». Все эти картины были написаны в период от 60-ых и до 75-ого года.

Стоить отметить то, что большинство своих произведений, художник посвятил истории башкирского народа. Так же — это одни из тех немногих художников, сумевших наполнить свои портреты душой. Они притягивают взоры и вызывают желание любоваться ими снова и снова.

Такой человек родился лишь однажды, принеся в наш мир много замечательного.

Народная галерея художников Башкирии

Знакомьтесь с творчеством, голосуйте за любимые картины!

+7-905-359-33-39

+7-963-237-21-86

mail@artrb.ru

Художник Ахмат Лутфуллин (1928–2007 гг.)

Башкирский неореалист

Художник Ахмат Лутфуллин (1928–2007 гг.)

Если сказать сухо, – Ахмат Фаткуллович Лутфуллин – выдающийся башкирский художник, академик живописи, народный художник СССР. В своих произведениях он всю жизнь изображал родной и любимый им башкирский народ. Лутфуллин мыслил и философствовал о судьбе родного народа языком живописи. Он оставил после себя много картин, десятки портретов и сотни рисунков. Им написаны пронзительно реалистичные, живописные портреты земляков, родных и близких, детей и старух, деятелей литературы и искусства Башкирии. Писал много сюжетов из жизни башкирской деревни.

Сначала всё же надо уточнить, что Лутфуллин – ровесник М. Назарова, А. Пантелеева, А. Бурзянцева, чуть моложе А. Кузнецова, Р. Нурмухаметова, Б. Домашникова. Почти все они учились в училище искусств у педагогов П.М. Лебедева, А.Э. Тюлькина, Б.Ф. Лалетина. Многие из них даже после окончания училища еще долгие годы поддерживали контакты со своими учителями. Сохранились удивительно интересные и бесценные для понимания творчества Лутфуллина письма Лалетина, в которых чаще всего речь идет о внутреннем мире и самоощущении художника, о незаметных для простого зрителя пружинах творчества, о художественной форме и стиле в произведениях ученика, о знакомых коллегах-художниках. Фрагменты из письма учителя говорят сами за себя:

«Натура – точка опоры, а не материал для картины. Углубляйтесь, очищайтесь от случайностей. Один совет: чаще ездите в деревню, как Антей, – помните, чтобы прикоснуться к родной земле! Совет: картины и этюды в деревне не пишите. У вас есть свой метод, стиль, почерк, потому делайте альбомные наброски, а потом в тиши мастерской фильтруйте, фильтруйте и ещё раз – фильтруйте!».

«Три женщины», Ахмат Лутфуллин, годы жизни 1928-2007. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

А. Лутфуллин всегда любил рисовать с натуры, сохранилось множество его карандашных рисунков, очень «внимательных» к деталям и острых по манере рисования, ему присущей.

В другом письме Лалетин пишет:

«Доминанта – магическая сила, концентрирующая всё импульсивное, сенсорное, чувственное в человеке, осмысленное, им осознанное, дорогое, близкое, помещающее всё это где-то глубоко и тайно в сознании. Сознание пишет доминанту – очаг возбуждения мозга. Без постоянной пищи, доставляемой сознанию, доминанта захиреет, умрет, потухнет очаг, и человек превратится в ничто».

«Моление о дожде», Ахмат Лутфуллин, годы жизни 1928-2007, холст, масло. Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

Далее учитель продолжает:

«Домашников обладает практически неосознанной доминантой. У Назарова – есть доминанта слепого фанатика, пытающегося связать средневековье с космическим мировоззрением сегодняшнего дня. Пантелеев не обладает доминантой, но его ум – быстрый, начитанный – постоянно ищет пути. Он пишет фреску на холсте, я восхищен – он фрескист, первооткрыватель! Его поиски многообещающи. Счастливы художники, которые от рождения обладают господствующей доминантой».

В другом своём письме ученику учитель пишет:

«Апперцепция – выразить в малом великое, в частном всеобщее, способность индивидуализировать, субъективизировать мир фактов и превращать этот мир в мир дум сознания – счастье для людей».

Ахмат Лутфуллин до 1976 года продолжал получать письма от своего учителя. «Борис Фёдорович Лалетин был человеком энциклопедических знаний. Он вдохновлял нас на творческие поиски, очищал их своими беседами об искусстве», – так ответил мне на вопрос о временах их учёбы в училище, о педагогах однокурсник Лутфуллина, Михаил Алексеевич Назаров

«Вы – счастливец. Оглянитесь вокруг: одни хитроумничают, другие модернизируют давно модернизированное, третьи пытаются поразить техникой и т. д. и т. п.», – так писал Лалетин Ахмату Лутфуллину ещё в середине 70-х годов. Слова этого мудреца актуальны и сегодня. «Тяжело видеть уфимских «академистов», «импрессионистов», а также концептуалистов и прочих. Необходима Вам большая аналитическая работа по созданию практической теории письма, и из этой многообразной цепи влияний надо вырвать (именно вырвать!) основное звено и на нем строить индивидуальности башкирской живописи».

«Автопортрет», Ахмат Лутфуллин, 1972, холст, масло, 80х64

Ахмат Лутфуллин был талантливым учеником.

«Свою задачу в искусстве я понимаю просто: писать правду», – отвечал он своему учителю. А тот писал ему: «Жаркая любовь и жгучая ненависть – главные силы в творчестве художника. В портрете Вам себя искать не надо. Любовь водит Вашей кистью и создает шедевры. А война? …Приветствую замысел! Это не война, не драка, это глубже, значительнее, но это, как Вы сами понимаете, труднее и ответственнее…».

Здесь, надо полагать, речь шла о цикле картин о войне «Ожидание, 1941», «Прощание», которые, безусловно, являются одними из лучших произведений всей башкирской живописи ХХ века. Работая над монументальными, крупноформатными произведениями в своей мастерской, Ахмат Лутфуллин никогда не порывал с зауральской деревней. «Здесь, в горных селениях, среди нетронутой природы, люди настоящие, не испорченные цивилизацией городов. Земляки художника последовательны в поступках, живут традиционным укладом. Душевно открытые, со своеобразными этическими представлениями», – пишет Э. Попова в своей монографии о творчестве Лутфуллина. Это то, что он ищет, и чего нет в официальном, насквозь идеологизированном, неискреннем соцреализме. Ахмат Лутфуллин нашёл свой художественный стиль и почерк, пройдя путь от увлечений импрессионизмом, «Автопортрет». Холст, масло русской иконой, как К. Петров-Водкин, произведениями мексиканских художников (Ороско, Ривера), итальянскими неореалистами (Р. Гуттузо), отчасти опытом «кубизма». Опираясь на реальную жизнь родного народа, он сумел из этой цепочки мировой культуры «вырвать звено», по словам своего учителя Б.Ф. Лалетина, и, соединив это с башкирской реальностью, создал свою «доминанту» – башкирский неореализм. Удивительное явление на фоне официального социалистического реализма! Пользуясь экспрессивной манерой письма, силуэтами темных и светлых тональных пятен, декоративными качествами цвета, жесткими ритмами рисующих линий, фактурным накладыванием матовой, лишенной всякой лакированности краски, Лутфуллин создал свои произведения в стиле, изобретёном им самим, – башкирского неореализма. Подобно кинорежиссёру Федерико Феллини в кинематографе, работавшему в стиле итальянского неореализма. Возможно, поэтому Ахмат Лутфуллин любил повторять о персонажах своих произведений:

«Мне кажется, каждый из них – мой родственник. И я для них свой, они от меня ничего не скрывают. Для меня они – высшие судьи, мнение их мне так же дорого, как и мнение моих товарищей по искусству».

Лутфуллин создал прекрасные, отражающие время, в котором он жил, произведения, глубокие по содержанию, но суровые по форме. Его картины – это своего рода послания будущим поколениям о единых для всех народов понятиях правды, добра, чести, долга, труда. Его произведения выходят далеко за узконациональные, башкирские рамки, призывают все, живущие на земле, народы к взаимоуважению и гуманности. Он мог бы сказать словами Б.Ф. Лалетина:

«Отцы и дети смотрят в разные стороны. Дети видят восход, а старики закат, это разные плоскости. Третья величина для согласия – мудрость. Мудрость уничтожает разногласие сторон».

«Ожидание», Ахмат Лутфуллин, 1970, холст, масло

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин биография Кратко

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан, в семье лесосплавщика. С соседними сёлами Аскарово и Абзаково были связаны годы его юности.

Отец Ахмата – Фаткулла был грамотным человеком, еще до революции окончил медресе, хорошо пел протяжные башкирские песни. Мать вела хозяйство, была прекрасной рассказчицей, знала много сказок и легенд. В семье было семеро детей, Ахмат был старшим сыном. Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.

В 1943 году, в трудное военное время он пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.

Ахмат Лутфуллин много учится. В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный художественный институт Литовской ССР. В годы учебы в Уфе его наставниками были живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин. В те годы практически не было глубоких традиций башкирской художественной школы, поскольку изображать на рисунке людей и животных запрещалось исламом. Художнику пришлось пройти сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга — нидерландского художника XIV века и творчество армянского художника Минаса Аветисяна. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.

После завершения учебы в Литве художник вернулся в родной аул и начал много работать. Он создает портретные и пейзажные этюды «Портрет матери», «Натюрморт с картинкой», «Башкир-крестьянин» и другие. В 1957 году в Уфе состоялась его первая песональная выставка, где Ахмат Лутфуллин заявил о себе как о серьезном мастере, работающим над национальной темой. Уже в первых работах ярко выражено стремление художника передать на холсте лучшие черты башкирского народа и богатство внутреннего мира современников. Постепенно портретная тема становится ведущей в творчестве мастера.

Художник активно участвует в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения. В 60-70-х годах Ахмат Лутфуллин создает полотна «Три женщины», «Праздник в ауле. 30-е годы», картины «Прощание» и «Ожидание», вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства. За его конкретными персонажами стоит судьба всего народа, глубинные основы его бытия. Величие Ахмата Лутфуллина как художника и состоит в том, что он на своих холстах емко, и одновременно предельно просто, смог выразить обобщенный образ представителей своего народа. Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет прежде всего национальным своеобразием. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразие и красоту его быта, характера и традиций.

В 1977 году состоялась творческая поездка Ахмата Лутфуллина во Францию. В том же году прошла персональная выставка его работ в Москве. Позже художник совершает творческую поездку во Вьетнам. В 1966 году он удостоен почетного звания «Заслуженный художник БАССР». За участие в III республиканской выставке «Советская Россия» в 1967 году он награждается дипломом Совета Министров РСФСР. За творческие достижения дважды удостаивается Почетной грамоты Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, Почетной грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», «Народный художник РСФСР» и «Народный художник СССР». Ахмат Лутфуллин избирается действительным членом Академии художеств России и почетным членом Академии наук Башкортостана. Его персональные выставки с огромным успехом проходят в Уфе, Казани, Магнитогорске и Москве. Он участник многих международных, всесоюзных, всероссийских и зональных выставок. В 1982 году художник стал лауреатом Республиканской государственной премии имени С. Юлаева, в 2004 году – лауреатом премии имени Кима Ахмедьянова.

В целом с именем Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века. Обладая самокритичностью и требовательностью, опираясь на лучшие традиции мирового искусства, художник смог создать собственную манеру живописи, воплотившую истоки его философских и поэтических исканий. Популярность Ахмата Лутфуллина очевидна: множество произведений художника хранится в запасниках Третьяковской галереи в Москве, в Русском музее Санкт-Петербурга, Башкирском художественном музее имени М.Нестерова, других музеях страны и в частных коллекциях.

Однажды в конце 1960-х годов прошлого века произошла встреча и беседа Ахмата Лутфуллина с президентом Академии художеств СССР Николаем Томским, который определил творческий талант башкирского художника как заметное явление в отечественном искусстве. На его вопрос: «Что для вас значит искусство?» Ахмат Фаткуллович ответил лаконично: «Главную свою задачу в искусстве я понимаю просто: писать правду!».

Ахмат Лутфуллин дружил и общался со многими известными современниками. Поэт Мустай Карим писал: «…Мне дорога живопись Ахмата. Если говорить на языке крестьян, по своим истокам он «парень из моего аула». Мне нравится трудолюбие Лутфуллина, его образ жизни, умение общаться с людьми. Он не боится быть обманутым, попасть впросак. А художник в самом широком смысле и должен жить без оглядки. Особенно меня в нем притягивает его безграничная доверчивость, доверчивость – проявление мужества. Из личных качеств тоже складывается творчество. Искусство обладает удивительным свойством. Иногда смотришь на картину и видишь – человек бежит, а движения нет, он стоит – движение есть. И я вижу, что в произведениях Ахмата Лутфуллина изображена жизнь без прикрас и выдумок, такой, какой ее и обязан показывать настоящий художник. И в каждой работе – очертание его сердца».

В жизни Ахмат Фаткуллович был очень скромным человеком, предпочитал больше слушать, чем говорить, обладал глубокими познаниями во многих областях, тонким остроумием. Круг его интересов был широк и многообразен. Как художник он, конечно, был очень наблюдательным. Его внимательный взор, казалось, пронизывает собеседника насквозь. Совсем немного не дожил он до своего 80-летия. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин покинул этот мир 10 июля 2007 года и похоронен в родном селе.

С 2008 года средняя школа в селе Абзаково Белорецкого района носит имя выдающегося земляка. В августе 2011 года на здании школы установлена мемориальная доска. Одна из улиц в поселке Нагаево Октябрьского района города Уфы с недавних пор носит имя Ахмата Лутфуллина. На доме № 7/1 по улице Аксакова в Уфе, где художник жил долгие годы, установлена мемориальная доска с барельефом.


источники:

http://artrb.ru/akhmat-lutfullin/

http://kugkultura.ru/publ/biografii/khudozhniki/akhmat_lutfullin/21-1-0-175