Агриппина Яковлевна Ваганова биография

Ваганова Агриппина Яковлевна

(1879-1951)

Бутафоры, плотники, кассиры, портнихи, парикмахеры – словом, птицы невысокого полета квартировали неподалеку от Мариинского театра. Там же снимал скромное жилье и Яков Тимофеевич Ваганов. На место театрального капельдинера он был определен из унтер-офицеров: армейское прошлое казалось начальству не лишним для этой должности.

Ваганов являлся отцом трех дочерей. Но в балетную школу ему удалось поместить только младшую – Агриппину, Грушеньку… А вскоре после этого Яков Тимофеевич скончался, оставив семью свою терпящей всяческие лишения. На Грушу, будущую артистку, и была одна надежда. О судьбе ее очень образно и интересно поведала в своей книге балетовед Вера Красовская.

Воспитанница Ваганова слыла отъявленной озорницей: то подговорит подруг нарушить какое-нибудь из унылых правил школы, то надерзит учителю или классной даме. Ей частенько снижали балл за поведение.

Первое появление в труппе Мариинки запомнилось ей на всю жизнь. Вместе с подружкой все лето она обдумывала наряды, а затем потратила на них добрую половину жалованья, выданного в конторе. Но все они показались невзрачными на фоне костюмов и платьев от лучших петербургских и парижских портных. Бриллианты чистой воды, бесценные кружева украшали не одних балерин, а самых что ни на есть посредственных танцовщиц кордебалета.

«Спеша на сцену, я поскользнулась и скатилась с крутой лестницы, ударяясь затылком о ступени. Искры посыпались из глаз, но, встав, оправилась и побежала… Да, таков был мой плачевный «дебют», – с горькой усмешкой оглядывалась на прошлое Ваганова.

Роли посыпались на нее как из рога изобилия. Но какие… Занимали без разбору в операх и балетах, в классическом и характерном кордебалетах. Спектаклей было много, партий и того больше, хотя не удовлетворяла ни одна. Ведь в тех же балетах так много сольных вариаций! А она бы справилась с любой.

Ей мешала внешность – она была не слишком хороша собой. Лицо с тяжеловатыми чертами освещал взгляд серо-зеленых пронзительных глаз. Но на сцене это властное лицо теряло выразительную подвижность, к тому же почти не поддавалось гриму. Кроме того, оно казалось крупным по отношению к невысокому росту танцовщицы. Мускулистые ноги, широкие плечи, прямая спина, чуть грубоватые линии рук словно уже сами отрицали изящество… «Я не запомню г-жу Ваганову в роли феи Канареек. Ну какая же «канарейка» г-жа Ваганова?» – возмущался после «Спящей красавицы» некий критик по фамилии Козлянинов.

Свои недостатки Ваганова прекрасно знала. И сильно переживала по этому поводу. Даже позднейшая слава не изгладила ощущения неполноценности, терзавшего ее в начале пути. В те первые ее сезоны сознание некой безысходности вылилось в протест: что ни вечер, режиссеры заносили в «дело» танцовщицы новые провинности.

Все ее «выходки» были скрытым бунтом исполнительницы, уже столько времени пытавшейся выбиться на роли хотя бы второго плана. Впрочем, в конце концов случился и на ее улице праздник: Агриппину Яковлевну перевели-таки во вторые танцовщицы. Ее имя, пусть мельком, стало появляться в газетах. А газет в Петербурге выходило множество, и почти в каждой писали о балете. Тон задавал Александр Плещеев – сын известного поэта, автор книги «Наш балет»: «У этой артистки есть все задатки для того, чтобы быть незаурядной солисткой: танцует правильно, сильна на носках, поднимается легко, а между тем она почему-то в тени!»

Ваганова и сама искренно недоумевала: почему не находит признания гигантский труд, почему приходится ценой унизительных просьб добиваться того, что так просто получают другие? Даже всепонимающий Мариус Петипа не увидел в ней Божьего дара, записав в своем дневнике: «Вечером в 29-й раз дают балет «Раймонда»… Очень неудачный подбор танцовщиц. Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…» Или такая запись: «27 февраля. Сегодня день моего рождения. Мне восемьдесят семь лет. Возраст что! Вся беда в том, что приходится мучиться. Вечером мой балет «Жемчужина». Г-жа Ваганова ужасна… В театр я не иду».

Ее частная жизнь тоже была какой-то неприкаянной. Мелькали мимолетные романы, в поклонниках недостатка она не испытывала; танцовщицу влекли рестораны, кутежи, чадный угар ночного Петербурга, нравилась роль хозяйки на банкетах, которые устраивали балетоманы, – она умела расшевелить самых нелюдимых, зажечь, дать нужный тон общему веселью.

Сохранилась черновая запись Вагановой о первой ее поездке за границу в начале 1900-х годов. Она с друзьями, артистами балета, побывала в Варшаве, Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе. Задержались в Сорренто. Там однажды вечером отправились в кафе, где «загуляли как умели. Коля Легат взял скрипку у скрипача из оркестра, играл, аккомпанировал нам, нашим танцам, а мы плясали до упаду… Публики собралось порядочно, прямо-таки концерт устроили. Все были довольны, успех большой. Но в результате нам подали счет, в который входило, помимо съеденного и выпитого, за… веселье и пользование скрипкой».

Саму Ваганову все чаще стал тяготить такой образ жизни. Мечталось о настоящем чувстве, о собственном доме, о семье…

…Должно быть, они встретились случайно, как говорится, по прихоти судьбы. Член правления Екатеринославского строительного общества, отставной подполковник путейской службы Андрей Александрович Померанцев не был балетоманом и тем более прожигателем жизни. Выходец из старой петербургской семьи, он обладал мягким уравновешенным нравом. Казалось бы, что могло быть общего у этого стареющего, сдержанного, замкнутого человека с актрисой, ветреницей, не знающей, куда девать избыток молодости и сил?

На прежней его квартире остались жена и сын Андрея Александровича. Развода он то ли не требовал, то ли не добился. В свидетельстве о крещении мальчика, появившегося на свет 13 января 1904 года, записано, что Померанцев «усыновил Александра, рожденного вне брака от девицы Агриппины Вагановой». Мальчик вырастет стройным и ладным, с темными ласковыми глазами и мягким характером.

А когда умрет Анна – старшая из двух сестер Агриппины Яковлевны – Померанцев скажет, что осиротевшие дети, Леля и Сережа, должны поселиться у них. Каждый год в этой семье, соблюдая обычай, будут готовить на Пасху праздничный стол. Каждое Рождество в гостиной будет украшаться елка. Каждое лето хозяйка дома вместе с ребенком будет ездить на юг Франции, к морю, а поближе к осени к ним присоединится и хозяин.

После долгого перерыва из-за беременности и родов танцовщица еле-еле дождалась возвращения в театр. Ее встретили куда приветливей, чем в памятный день поступления в труппу. Больше того – многие дали понять, что уважают за смелость, с какой она решила свою судьбу…

За время своего отсутствия Ваганова словно бы поднялась в глазах начальства. Ее освободили от кордебалета. Все еще числясь во вторых танцовщицах, она постоянно доказывала: в этих вариациях никто не может сравняться с нею. Она доводила до блеска танцы, затертые поколениями исполнительниц. Рецензент Аким Волынский придумал для Вагановой титул «царицы вариаций», затем и другие критики воспользовались его находкой.

29 ноября 1911 года, через четырнадцать лет после окончания школы, Ваганова вышла на сцену в своей первой балеринской (т.е. заглавной) партии.

13 ноября 1914 года давали «Жизель» и «Шопениану» с Карсавиной в главных ролях. Во втором акте «Жизели» прима подвернула ногу. Спектакль оказался под угрозой срыва. Молодой, но уже избалованный успехом танцовщик Петр Владимиров вбежал в уборную Вагановой, умоляя танцевать с ним вместо его партнерши. Как и все в труппе, Владимиров знал: одна Ваганова способна с ходу войти в ни разу не репетированную партию.

«Моя «дерзость» понравилась, успех был большой, – вспоминала потом Агриппина Яковлевна. – Но мне редко приходилось этот вальс исполнять, так как затем все были здоровы».

Много лет отделяло ее от осуществления, казалось, несбыточной мечты. Женщина-балетмейстер на этой сцене! Да еще покусившаяся на «Лебединое озеро»! Ее засмеяли бы насмерть, посмей только о таком заикнуться. Она и не заикалась. Но после всяческих успехов решилась попросить роль Одетты-Одиллии.

В глубине ее души шевелилось сомнение. Острый взгляд не мог не подмечать в зеркале репетиционного зала беспощадное несоответствие рук и лица тому волшебному образу, что виделся ей в мечтах. Упорствуя, она не сдавалась. И не ведала, что награда придет потом: спустя тринадцать лет на ту же самую сцену, но совсем в другой эпохе появится ее воплотившимся идеалом лебедь Марины Семеновой – первой из ее учениц.

…Агриппину Яковлевну уволили со службы аккуратно в день ее рождения, когда ей исполнилось тридцать шесть, – отправили на пенсию. Впрочем, изредка она продолжала танцевать в спектаклях. Ваганова оставила сцену, добившись многого по своим исполнительским данным, но не изведав громкого успеха. Ее мучила неопределенность существования. Андрей Александрович, по-прежнему ровный, заметно переменился. Просматривая за завтраком газеты, мрачнел, запирался в кабинете, и оттуда можно было слышать либо его шаги, либо разговор по телефону – сердитый, нервный.

Шел 1917-й. Выстрелы Октября внешне не изменили жизнь Агриппины Яковлевны. В сочельник дворник раздобыл и принес елку. Вместе с сыном она убрала мохнатые ветки нитями серебряного дождя, развесила золотые шары, игрушки, расставила разноцветные свечи. Ужин был скромен.

Ночью Андрей Александрович застрелился под елкой…

…В театре перед началом зимнего сезона 1920/21 года открыли «школу мастеров хореографии», позже названную классом усовершенствования. В числе других преподавателей сюда была приглашена и Агриппина Яковлевна. Чуть позже она стала учить девочек в Театральном училище, позднее Ленинградском хореографическом, с которым была связана до последних дней своей жизни.

Воительница по натуре, она могла восхититься девочкой не слишком с виду складной и работать с ней до седьмого пота, поражая результатами экзаменационную комиссию, труппу, публику, критиков. И только усмехалась, пряча обиду, когда доходили слухи о ее якобы везении; о том, будто в ее класс всегда попадают отборные ученицы. А они, ее ученицы, и составили славу русского балета. Марина Семенова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ирина Колпакова, Алла Осипенко и многие, многие другие – какие имена.

7 мая 1922 года состоялся концерт в честь 25-летия творческой деятельности Агриппины Яковлевны. Сама она танцевала в гранд-па из «Пахиты» и в «Шопениане», позже переданных ею поколениям учениц. Марина Семенова сохранила ее образ в этих жемчужинах старой классики:

«Ни до этого времени, ни после мне не приходилось видеть прыжка такой собранности, стремительности… Ваганова на мгновение словно повисла в воздухе… Оказалось, что как танцовщица она была еще в полном блеске, в полной силе».

Искусство балета хрупко. Его спектакли переходят от поколения к поколению, но стоит приостановить этот ход, и они навсегда умирают. «Пахита» утрачена, как многие шедевры Петипа. Большое классическое па сохранилось благодаря Вагановой: в 1930 году она возобновила полюбившийся ей фрагмент для своего очередного выпуска.

Смолоду мечтала Ваганова о переплавке итальянских и французских начал классического танца в единый стиль русской школы. Успехи училища радовали далеко не каждого. К исходу 1928 года нападки на него приобрели зловещий политический характер: «11 лет советской власти еще не смогли полностью изгнать из стен училища порядочки прошлого, мертвый дух старого времени, выправить руководство». Слово «господа», обращенное к преподавателям и ученикам, то и дело витало в стенах этого учебного заведения, что не могло не тревожить партаппаратчиков. Сама Агриппина Яковлевна была целиком из того, старого времени, и имела (подумать только!) домработницу – верную Нюшу.

…Иногда, к концу второго урока, в зал, где вела занятия Ваганова, входила пожилая женщина и, обменявшись с ней поцелуем, грузно опускалась на соседний стул. Девочки с любопытством посматривали на гостью, чья фигура являла разительный контраст их подтянутой, всегда аккуратной учительнице. Многие из них увлекались поэзией, любили и знали наизусть стихи Блока. И не могли себе представить, что коротко стриженная, располневшая подруга Агриппины Яковлевны была вдовой поэта, Любовью Дмитриевной Блок – Прекрасной Дамой блоковских стихов…

Ученицы знали: Любовь Дмитриевна помогает Вагановой в работе над книгой «Основы классического танца». Этот уникальный учебник вышел в свет в 1934 году, весьма знаменательный для Агриппины Яковлевны: именно в это время она, художественный руководитель балетной труппы Театра оперы и балета им. Кирова, получила редкую награду – звание народной артистки РСФСР. В «Основах…» знаменитый педагог систематизировала весь опыт своих предшественников и свой собственный, раскрыв творческие принципы и методы, достижения русского классического танца.

Книга вызвала отклик, какого автор даже и не смела ожидать. Отовсюду, где были в стране балетные театры или школы, посыпались письма. Ее благодарили за помощь, одолевали просьбами прислать экземпляр учебника, сразу исчезнувшего из продажи. А она, вовсе на такое не рассчитывая, раздарила те немногие экземпляры, которые были у нее на руках… Книгу признали за рубежом – она вышла в Англии, Америке, Испании, Голландии.

…Во время войны театр начал собираться в далекую Пермь. Ваганова со дня на день откладывала отъезд. Тревожило отсутствие вестей о сыне. Став взрослым, Александр Андреевич Померанцев унаследовал отцовскую профессию путейского инженера. Жил он с матерью. Но, уважая, гордясь ею, охранял свою независимость, самостоятельно избранную судьбу. В 1939 году он женился на своей сослуживице. Агриппина Яковлевна холодно приняла невестку, слишком, на ее взгляд, юную для сына. А потом понемногу стала оттаивать, наблюдая, как преданно любит мужа эта скромная девочка, как терпеливо сносит от свекрови иные колкости.

Война близилась к завершению. Летом 1944-го в Ленинград двинулись эшелоны с работниками театра и воспитанниками школы. Ваганова возвращалась домой, где 18 апреля родилась внучка, Людочка. Болезненная, слабенькая, «блокадная» девочка сразу заняла главное место в ее сердце.

Шли годы. Сердце Агриппины Яковлевны порядком стало пошаливать. Она долго скрывала болезнь от близких, от себя самой. А тут врачи уложили в постель. Напрасно она уверяла, будто лучше ей двигаться, чем мучиться бездельем. Сердилась – ведь она необходима в школе! Еще бы, близился выпуск, она же «предательски» бросила учениц.

…Город ее не забудет. У дома по улице Дзержинского, 4 появилась мемориальная доска: «Здесь с 1937 года по 1951 год жила Агриппина Яковлевна Ваганова, профессор, крупнейший деятель советской хореографии».

Знаменитое хореографическое училище, названное сегодня Академией танца, станет носить имя А. Я. Вагановой…

Биография «Ваганова Агриппина Яковлевна»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Агриппина Ваганова родилась в Санкт-петербурге в 1879 году.

Когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Первым учителем Вагановой стал Александр Облаков. Он показывал классу танцевальные движения, которые ученицы отрабатывали снова и снова, пока они не становились безукоризненными. Девочке занятия давались нелегко, но она много занималась и вскоре стала одной из первых учениц. В конце первого года обучения Агриппина Ваганова попробовала сложить элементы, которые изучила, в коротенький танец — «вариацию».

В 1895 году Ваганова окончила училище, получив на выпускном экзамене 11 баллов из 12. Однако ей пришлось остаться здесь до 17-летия: в театр до этого возраста не принимали. Она занималась хореографией в классе Павла Гердта, а через год Агриппину Ваганову зачислили в артистки кордебалета Мариинского театра.

Занимаясь с Николаем Легатом классическим танцем, балерина начала вырабатывать свой собственный стиль. Особенностями ее техники специалисты называли «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения. Николай Легат поставил для своей ученицы сольную партию.
«Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда . Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра».

Аким Волынский, балетный критик

Чтобы прокормить детей, Ваганова выступала с концертами и начала преподавать. Устроившись преподавателем хореографии в частную школу, она поняла, что учить танцам — это ее призвание.
В 1914 году Агриппине Вагановой предложили станцевать партию в «Шопениане». Вышло это случайно: Тамара Карсавина, исполнявшая в постановке главную роль, подвернула ногу. Ваганова вспоминала: «Мне, не избалованной судьбой на сцене, улыбнулось большое счастье. Моя «дерзость» понравилась, успех был большой». Однако даже после триумфа на организованные Сергеем Дягилевым Русские сезоны ее не пригласили. Только через год ей дали сольную партию в балете «Ручей», который имел оглушительный успех. Потом Ваганова играла Одетту–Одиллию в «Лебедином озере» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке»

В 1921 году ее взяли на работу в Театральное училище, позже — Ленинградское хореографическое училище
Она вырабатывала свою методику преподавания: комбинировала танцевальные упражнения, складывая их в небольшие вариации. Ваганова объясняла будущим балеринам, как работают мышцы, как сделать движения более изящными и легкими.

В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балета Мариинского театра. Балет «Лебединое озеро» с переделанным сюжетом, откуда по велению времени изъяли элемент фантастики, канул в Лету. Но в последствии восстановленном по хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова спектакле закрепились сцена встречи Одетты и Зигфрида, где пантомима заменена танцем, и вагановские руки лебедей, похожие на крылья. Ныне эти изменения так органично вошли в ткань спектакля, что нам трудно представить лебедей Льва Иванова с «круглыми» руками. При возобновлении балета «Эсмеральда» родился вагановский шедевр – Pas de deux Дианы и Актеона, который до сих пор является шлягерным номером балетной сцены и часто показывается на конкурсах как свидетельство высочайшего мастерства его исполнителей.

В эти годы Агриппина Ваганова выпустила свою книгу «Основы классического танца» (1934 год). Она переиздавалась шесть раз и была переведена на многие европейские языки. Книгу называли «трудом, который должен попасть на книжную полку каждого артиста балета».

В 1937 году Ваганову освободили от должности художественного руководителя и предложили вернуться к преподаванию. Она вновь искала новые приемы, совершенствовала свою педагогическую методику.

Игорь Дмитриевич Бельский: «Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила все, что было до нее, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно, а она систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской – слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа. Еще одна заслуга Вагановой в том, что она вместе с Федором Васильевичем Лопуховым сохранила в послереволюционную разруху русский балет – его репертуар, школу, профессиональное мастерство».
Итак, синтезировав достижения разных школ и разных педагогов, Ваганова не изобрела принципиально нового. Новым был ее подход к системе обучения классическому танцу.

Находясь во главе Ленинградского хореографического училища, Ваганова до самой смерти (она ушла из жизни 5 ноября 1951 года) давала уроки классического танца, посещала уроки всех педагогов, следила за тем, чтобы методика преподавания была единой. В Кировском театре она вела уникальный класс усовершенствования мастерства, так называемый «балеринский класс», где занимались только ведущие солистки труппы. Ваганова считала, что обязательный ежедневный урок, который всю жизнь делают балетные артисты, должен быть средством не тренеровки-разогрева мышц, а средством совершенствования и постижения нового.

Агриппина Ваганова — биография, новости, личная жизнь

Агриппина Ваганова

Агриппина Яковлевна Ваганова. Родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге — умерла 5 ноября 1951 года в Ленинграде. Русская и советская артистка балета, балетмейстер, педагог. Основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии I степени (1946).

Агриппина Ваганова родилась 14 июня (26 июня по новому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге.

По национальности — армянка.

Отец — Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов, из персидских армян, родом из Астрахани, служил унтер-офицером, после отставки переехал в Петербург, был капельдинером Мариинского театра.

Именно благодаря отцу она полюбила балет, хотя в детстве Агриппина (в семье ее звали Груня) была пухленькой. Часто находясь за кулисами во время выступлений, она влюбилась в балет.

В девять лет она сдала экзаменовку в училище, проявив замечательные гибкость, артистичность, чувство ритма — и антропология ей не помешала. В 1888 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья», затем перешла в класс Екатерины Вазем.

Как вспоминала Ваганова, в училище она обнаружила, что учить там не умеют. Когда преподаватель Облаков выходил на середину зала и быстро показывал движение, требуя повторять. «Вы не хотите сначала разобрать с нами движение?», спрашивала Агриппина, получившая репутацию дерзкой девчонки.

Тем не менее, несмотря на то, как раздражала бесконечными вопросами и соображениями Ваганова учителей — те не могли не признавать за ней дарование, и девочка, вместе с наставлениями быть поскромнее, получала свои первые роли. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов. Играла Амурчика в «Спящей красавице» вместе с легендарной Анной Павловой. Для девочки было главным успеть понять, как Павлова творит на сцене свои чудеса. На репетиции, пока ждала выхода, Агриппина, не ленясь, повторяла за прославленной балериной все движения.

В 1897 году окончила училище. На выпусканых экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных.

Далее была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций».

Агриппина Ваганова в молодости

В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства и низко оценивал ее таланты в своем дневнике.

Агриппина Ваганова проявила себя как новатор в балете, она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Репертуар Агриппины Вагановой:

pas de six из балета «Маркитантка» (Красносельский театр, солисты — Анна Павлова и Михаил Фокин);
«Волшебное зеркало»;
pas de trois — «Баядерка»;
pas de trois — «Корсар»;
Геба — «Пробуждение Флоры»;
Царь-девица- «Конёк-горбунок»;
Повелительница дриад — «Дон Кихот»;
Наила — «Ручей»;
Жизель — «Жизель»;
Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро».

В 1916 году оставила сцену и занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году.

В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно.

Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

Среди её учениц — Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.

Агриппина Ваганова с ученицами

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

В 1933 году Ваганова возобновила в репертуаре Мариинского театра балет «Лебединое озеро». Её редакция потеряла сказочные черты и носила мелодраматический характер: Одетта погибала от выстрела Ротбарта, Зигфрид закалывался, потеряв любимую.

Так же Ваганова возобновила балет «Эсмеральда».

Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. В книге Ваганова подробно излагает свои педагогические взгляды. Выдержала много переизданий и переведена на многие языки мира.

В Великую Отечественную войну Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию.

В 1943 году ее утвердили на должности главного хореографа Большого театра, но Ваганова отказалась — хотела работать только в Ленинграде в своем родном училище. Она вернулась в Ленинград и преподавала до самой смерти.

Агриппина Яковлевна скончалась в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие создано в 1953 году (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов).

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой.

В 1958 году на фасаде дома № 4 по Гороховой улице (в то время — ул. Дзержинского), где начиная с 1937 года и до конца жизни (с перерывом на время блокады, 1942-1944) жила А. Я. Ваганова, была установлена мемориальная доска архитектора М. Ф. Егорова с надписью «Здесь с 1937 года по 1951 год жила Агриппина Яковлевна Ваганова, профессор, крупнейший деятель советской хореографии». В 1990-х мраморная доска была заменена на гранитную.

В 1988 году хореографическое училище им. Вагановой учредило балетный конкурс для воспитанников балетных училищ СССР — «Ваганова — Prix». Начиная с 1995 года конкурс приобрёл международный статус.

Личная жизнь Агриппины Вагановой:

Гражданский муж — Андрей Александрович Померанцев, полковник царской армии. При этом официально Померанцев был женат на другой. В Рождество 1917 года Андрей Александрович застрелился прямо под елкой.

13 января 1904 года у них родился сын Александр Померанцев. В свидетельстве о крещении сына было записано, что Померанцев «усыновил Александра, рожденного вне брака от девицы Агриппины Вагановой».

Внучка — Людмила Померанцева.

Внучка ее гражданского мужа Андрея Александровича Померанцева — Марина Андреевна Померанцева — была ученицей Вагановой (выпуск 1940 года). Она стала солисткой балета, затем несколько лет преподавала в балетной школе, носящей имя ее сводной бабушки.

Архив Вагановых, собранный её сыном, Александром Померанцевым, был передан им в театральный музей. Именно ему история балета обязана множеством материалов, касающихся Вагановой — сын бережно собирал и хранил их много лет, передав впоследствии в театральный музей.

Александр Померанцев — сын Агриппины Вагановой

Фильмография Агриппины Вагановой:

1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
2004 — Вспоминая великую Ваганову (документальный)
2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
2010 — Татьяна Вечеслова. Я — балерина (документальный)

Библиография Агриппины Вагановой:

1934 — Основы классического танца

Звания и награды Агриппины Вагановой:

— Народная артистка РСФСР (1934)
— Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся достижения в области хореографического искусства
— Орден Трудового Красного Знамени


источники:

http://infourok.ru/biografiya-vaganova-agrippina-yakovlevna-5081762.html

http://stuki-druki.com/authors/Vaganova-Agrippina.php