Агния Львовна Барто
Фото Все
Видео Все
Агния Барто. Легенды времени.
Агния Барто. Стихи для детей
Агния Барто читает свои стихи
Агния Барто — биография
Если сказать, что все мы выросли на стихах Агнии Барто, то в этом не будет никакого преувеличения. Их и сейчас продолжают читать мамы своим детишкам, и знакомые стихи «Наша Таня громко плачет…», «Идет бычок, качается…», «Уронили мишку на пол…», всплывают в памяти просто и ненавязчиво. Они погружают нас в мир детства, и напоминают первые шаги, впервые произнесенное слово «мама», первую нянечку в садике и первую учительницу в школе. Они написаны в легком стиле, Барто старается разговаривать со своими читателями на простом и понятном им языке.
Агния Барто навсегда вошла в историю отечественной поэзии как талантливейший автор детских стихов. Кроме этого она еще писала сценарии и даже работала на радио ведущей.
Детство и юность
Родилась Гетель Волова (именно так звучит настоящее имя известной поэтессы) 17 февраля 1906 года в Москве, в еврейской семье Льва Волова и Марии Воловой (Блох). Отец работал ветеринарным врачом, мама была домохозяйкой.
Агния Барто в молодости
Отец был большим поклонником творчества Крылова, зачитывался его баснями, и каждый вечер, укладывая дочурку спать, читал ей самые интересные. Именно он научил Агнию читать, и вместо азбуки и букваря использовал книгу Льва Толстого. Толстой тоже вызывал в нем уважение, в доме было полно его книг. Наверное поэтому в один из своих дней рождений маленькая Агния получила в подарок книгу «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».
Сочинять стихи девочка начала с детства. В начальных классах гимназии в ее творчестве преобладала любовная тематика, это были по-детски простые и наивные сочинения о пажах и маркизах, влюбленных в прекрасных дам.
Однако эти томные красавицы и влюбленные в них рыцари быстро надоели Агнии, и постепенно она отошла от этой темы. Она стала писать эпиграммы на педагогов и одноклассниц, которые были достаточно смелыми.
Как выходец из интеллигентной семьи Агния училась в престижной гимназии, где усиленно изучала французский и немецкий язык. Помимо этого девочка увлеклась хореографией и в своих мечтах уже видела себя известной балериной. Но вскоре стало понятно, что родители не в состоянии оплачивать гимназию и занятия в хореографическом училище, из-за трудного материального положения. Чтобы как-то помочь родителям, пятнадцатилетняя девочка приписала себе год и устроилась на должность продавца в магазин одежды. Сотрудники этого магазина получали в качестве пайка головы селедок, которые использовали для приготовления супа.
Творческая карьера
Однажды в хореографическом училище, которое заканчивала Агния, появился Анатолий Луначарский, занимавший в те годы пост министра просвещения. Он пришел, чтобы посмотреть на выпускников и увидел Барто, которая читала со сцены собственный стих «Похоронный марш». В качестве аккомпанемента звучала музыка Шопена. Стихотворение было далеко не веселым, но вызвало у Луначарского приступ смеха. После ее выступления, он сказал, что у этой девочки есть все шансы стать известной поэтессой, а ее веселыми жизнерадостными стихами все будут восторгаться.
В 1924-м Агния окончила хореографическое училище и вошла в состав балетной труппы. Но связать свою биографию с балетом у нее не получилось – труппа уехала в эмиграцию, а семья Барто решительно воспротивилась этому. Агния осталась в Москве.
В 1925-м Агния представила свои первые стихи. Она пришла в Госиздат с «Мишкой-воришкой» и «Китайчонком Ван Ли», которые так понравились выпускающему редактору, что он решился их немедленно опубликовать. После этого поэтесса начала выпускать свои произведения целыми сборниками и вскоре увидели свет издания «Братишки», «Игрушки», «Снегирь», «Мальчик наоборот», «Болтунья».
Сборник стихов Агнии Барто
Советские читатели раскупали сборники ее стихов со скоростью света, Агния стала очень популярной и востребованной. Она не выдумывала небылицы, ее образы были полны юмора и сатиры, в них высмеивались человеческие пороки и недостатки. Ее поэзия не походила на занудное нытье, скорее ее стихи были забавными дразнилками, и поэтому их так любили дети. Произведения Барто пользовались намного большей популярностью, чем сочинения других поэтов начала двадцатого века.
Несмотря на такую широкую популярность, Агния не загордилась, ее всегда отличали застенчивость и скромность. Она очень любила Владимира Маяковского, но когда состоялась их первая встреча, она скромно молчала. Потом были еще несколько встреч, они долго обсуждали детскую поэзию, и молодая поэтесса многому научилась у Маяковского. Однажды ее стих прочел Корней Чуковский, и Агния из скромности сказала, что это сочинение пятилетнего мальчика. Такое же волнение Агния испытывала и при Максиме Горьком.
Агния Барто и Корней Чуковский
Агния Барто всегда ответственно относилась к своей работе, она могла по несколько раз писать и переписывать свои произведения, тексты выступлений. Так произошло и во время проведения книжного конгресса, состоявшегося в Бразилии. Поэтесса должна была прочесть доклад на английском. Она бесконечно корректировала текст на русском языке, и переводчице пришлось изрядно потрудиться, пока Барто наконец-то не остановилась на окончательном варианте своей речи.
С началом войны поэтесса оказалась в Свердловске. В это время она выступает на радио, пишет статьи, стихи и очерки на военную тематику, постоянно печатается в газете. Тогда же Барто загорелась идеей написать о трудовой доблести подростков, которые своим трудом у станка помогают приблизить долгожданную победу. Чтобы понимать, о чем писать, Агния сама выучилась на токаря, и эти знания помогли ей создать произведение под названием «Идет ученик», которое вышло в 1943-м. Ее наградили премией, которую поэтесса до последней копейки пожертвовала на создание танка для фронта. В столицу Агния Барто вернулась в 1944 году.
Агния Барто: биография, личная жизнь, творчество, экранизации произведений, память
- 29 Августа, 2019
- Искусство
- Валерия Дашкевич
Родилась Агния Львовна Барто 4 (17) февраля 1906 года в Москве, известна миру как детская поэтесса, писательница и даже радиоведущая. Покинула мир 1 апреля 1981 года в возрасте 75 лет. Агния Барто полюбилась всему миру своими очаровательными стихами, которыми зачитывались не только дети, но и взрослые. В Советском Союзе поэтессу знали как радиоведущую.
С чего все начиналось
Если рассказывать краткую биографию Барто Агнии Львовны, то начать следует с 1906 года. Родилась Агния в семье евреев. Отец поэтессы, Лев Николаевич, был ветеринаром, мать, Мария Ильинична, – домохозяйкой. Поженились родители поэтессы 16 февраля 1900 года в Ковно. Возможно, талант к написанию стихов у Агнии от брата матери – Григория Ильича Блоха. Он был известным врачом-оториноларингологом, но также его знали как автора детских просветительских стихов.
Детство и юность
Сразу после рождения девочке дали имя Гетель, а фамилия ее по отцу Волова. Любовь к литературе у малышки появилась с самого детства. И это все благодаря отцу, который всегда боготворил творчество Крылова и Толстого. Если верить биографии, Агния Барто сочинять стихотворения начала еще в детстве. Сначала это были четверостишия о сказочных принцессах, потом уже об учителях, подругах, родителях.
Стихи были не единственным увлечением девочки, она увлекалась языками, учила французский и немецкий, занималась танцами. В детстве Агния мечтала стать балериной, но никак не детской поэтессой. К сожалению, финансовое благополучие семьи Воловых оставляло желать лучшего. Агнии пришлось в возрасте пятнадцати лет пойти работать в магазин одежды. Девочка даже соврала, что ей уже 16, только бы получить эту работу. Денег не хватало настолько, что рассчитывать на то, что семья не умрет с голоду, можно было, только получая раз в неделю крупу и селедку. И это еще не самый трудный период в жизни московской писательницы.
Первые стихи
Впервые стихотворения Агнии Барто получили высокую похвалу от Анатолия Луначарского, который по долгу службы посетил экзамены в хореографическом училище. После того как Агния зачитала свои стихи, он сказал, что у девушки талант и ей нельзя останавливаться на достигнутом. После окончания училища выпускница попала в балетную труппу, которая с удовольствием приняла Агнию в свой коллектив.
В скором времени почти все участники балета покинули родные края, Барто решила остаться в Москве. С этого момента и начинается творческая деятельность поэтессы. Первые стихотворения девушка сама понесла в издательство, и их буквально сразу же напечатали. Это был 1925 год, а первые опубликованные работы — «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Творчество Агнии Барто ценилось в советские времена и так же ценится сегодня.
Агния Барто для малышей
Агния писала простым и понятным языком, по-доброму высмеивала человеческие пороки, и ее творчество критики отнесли к разряду стихов для детей. После первой публикации стали появляться новые поэтические сборники. Сложно найти человека на постсоветском пространстве, не слышавшего про Таню, которая потеряла мячик, или про мишку, которого уронили на пол. Краткость слога позаимствована у Владимира Маяковского.
Несмотря на удивительную скромность Агнии, знакомство двух поэтов состоялось. Сборник стихов Маяковского попался писательнице абсолютно случайно. Девушка внимательно изучила творчество поэта и в итоге оказалось, что они соседи по даче. Барто поддерживала отношения с Горьким, а ее стихами зачитывался сам Корней Чуковский.
Военные годы
Дальше биография Агнии Барто повествует, что в военное время семье пришлось несладко, их вывезли на Урал, а происходящие события существенно отразились на творчестве поэтессы. В стихах появилась военная тематика, Агния начала писать статьи и очерки, которые читала по радио.
В дни затишья Барто выступала перед солдатами со своими произведениями, тем самым скрашивая серые и опасные военные будни на фронте. В этот период поэтесса совершила поистине геройский поступок. Наблюдая за тем, как мальчики и девочки трудятся на заводах наравне со взрослыми, Агния решает написать об этом. И не просто написать, чтобы увидеть весь процесс воочию, девушка учится на токаря и становится рядом с детьми у станка. Несмотря на это, писать стихотворения Агния Барто не перестала.
Что было после войны?
Несмотря на то, что в военные годы Агнии пришлось трудно, желание писать стихи не исчезло, а даже наоборот. Поэтесса начала больше общаться с детками, посещать детские дома, где читала свои стихи и всячески помогала. В этот период начался новый виток в поэзии писательницы: Агния начала посвящать свои стихи детям, которые потеряли своих родителей в военные годы.
Следующий этап в биографии Агнии Барто повествует, что в это же время она становится ведущей передачи на радио, в которой пытается соединить судьбы тех, кого разделила война.
Детская поэзия всегда была основным направлением деятельности писательницы, но в послевоенное время Агния решила попробовать себя в качестве сценариста. Эта затея увенчалась успехом. Сценарии были очень востребованы среди режиссеров. Самая популярная работа поэтессы – «Подкидыш», сценарий к которой был написан в тандеме с актрисой Риной Зеленой. Она же и сыграла главную роль в этой картине. Главные экранизации произведений Агнии Барто: «Подкидыш» 1939, «Слон и веревочка» 1945, «Алеша Птицын вырабатывает характер» 1953, «Ищу человека» 1973.
Агния и советская власть
Как бы это ни удивляло современников, но Барто всегда была сторонником советской власти и не давала спуску никому, кто высказывался против. В 30-м году в «Литературной газете» было опубликовано письмо, под которым стояла подпись Агнии. В нем Корней Чуковский обвинялся в «антисоветчине» в своих произведениях. В 1944 году писатель даже получил выговор от союза писателей, инициатором которого была Барто. Литераторы твердо попросили Чуковского больше не писать в своих произведениях подобной «несуразицы». Активное участие поэтесса принимала и в процессе против Ю. Даниэля и А. Синявского, которые также обвинялись в непринятии советской власти. С подачи Барто в 1974 году из Союза писателей была исключена Лидия Чуковская, дочь Корнея. Больше 10 лет, до 1987 года, на ее работы в СССР был наложен запрет.
Личная жизнь поэтессы
Казалось бы, как с такой насыщенной жизнью можно найти время на личную жизнь и семейное счастье? Вдохновение – это любовь. Скорее всего, без нее не было бы той силы, которую Агния отдавала через свое творчество всем, кто хоть на мгновение соприкасался с ним.
Личная жизнь Агнии Барто также имеет немало серьезных поворотов судьбы. Счастье в том, что поэтессе все же довелось встретить любовь всей своей жизни. Первый муж поэтессы – Павел Барто. Замуж девушка вышла очень быстро, возможно, причина в том, что Агния лишилась мужского плеча после смерти отца, а Павел оказывал ту самую необходимую женщине поддержку. Причиной развода стала поэтическая ревность. Карьера писателя у Павла никак не складывалась, в то время как его жена стремительно шла вперед.
Прожили супруги вместе 10 лет, у них родился сын, которого они назвали Эдгаром. К сожалению, когда парню исполнилось 18 лет, он погиб в аварии. Сын Агнии и Павла ехал на велосипеде и был сбит грузовиком, который неожиданно выехал из-за угла. Поэтесса тяжело переживала гибель сына.
Андрей Щегляев и Агния Барто
Второй супруг поэтессы – Андрей Щегляев, ученый-энергетик, который был достаточно известным деятелем науки в Советском Союзе. Умер от онкологии за 11 лет до смерти самой Агнии. У пары родилась дочь Татьяна.
В отличие от Павла, Андрей искренне радовался за успехи своей жены и хвалил каждый шедевр, который выходил из-под пера Барто. Больше всего любил работы, посвященные их дочери Татьяне. Андрей и Агния жили в любви и гармонии. Потеря мужа стала сильным ударом, спасение поэтесса отыскала в работе. В возрасте 75 лет писательница с инфарктом попала в больницу, хотя еще на собственном дне рождении она танцевала.
Интересные факты
Жизнь поэтессы наполнена как трагическими, так и счастливыми моментами. Ведь никогда не знаешь, что приготовила тебе судьба. Какие интересные факты скрывает биография Агнии Барто?
- Даже день рождения писательницы — загадка. По официальным данным, она родилась в 1906 году, но ученые уверены, что это был все-таки 1908 год. Все потому, что в детстве, при устройстве на работу, Агнии пришлось накинуть себе пару лет и подделать документы.
- В юности поэтесса была влюблена в Маяковского, но из-за своей скромности так и не осмелилась признаться ему в своих чувствах. Они были соседями, часто встречались, но Владимир так и не узнал о чувствах Агнии. Однажды он проронил фразу, что писать нужно для деток. Поэтесса так и сделала.
- Герои стихотворений Агнии — дети из пионерских лагерей и школ. Своим деткам поэтесса посвящала работы крайне редко.
- За трудовые подвиги во время работы токарем в Свердловске Барто выписали премию, но женщина отказалась от денег и пожертвовала их на строительство танка.
- Целых 10 лет на радио «Маяк» выходила передача Барто «Найти человека».
- Агния Львовна — кавалер шести орденов СССР и лауреат Сталинской и Ленинской премии.
- Писательница любила путешествовать и за свою жизнь посетила много стран от Испании и Германии до Японии и Англии.
- После смерти Агнии Барто ее именем назвали астероид и кратер на Венере.
- Поэтесса всегда была на стороне советской власти, но при этом относилась с болью и сочувствием к репрессированным.
Такова яркая и необычная биография всеми любимой советской детской поэтессы.
Агния Львовна Барто. Жизнь и творчество (кратко)
Агния Барто. (Краткая биография)
Агния Львовна Барто родилась в образованной семье еврейского происхождения в Москве 17 февраля 1906 года. Её отец Лев Николаевич Волов был ветеринарным врачом, а Мария Ильинична Волова – её мать, занималась домашним хозяйством. Отец девочки очень любил басни Крылова и с самого раннего детства он регулярно читал своей дочери их на ночь. Маленькую Агнию он научил читать по книге Льва Толстого.
Как и все дети из интеллигентных семей тех времен, Барто обучалась немецкому и французскому языкам, ходила в престижную гимназию. Кроме того, она поступила в хореографическое училище, намереваясь стать балериной. Так, в 1924 году Агния Львовна завершила обучение в хореографическом училище, была принята в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей всё же не удалось.
Ещё в раннем детстве Агния Барто начала писать стихи. Её первые произведения «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» понравились издательству и были опубликованы в 1925 году. Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие. Её стихи для детей «Дедушка и внучка», «Лёшенька, Лёшенька», «Медведь и Дядя Вова», «Первоклассница», «Вовка добрая душа» и многие другие публиковались большими тиражами и с удовольствием прочитывались по всей стране. Стихотворения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди читателей. Но при этом Агния Львовна всегда была очень скромным и застенчивым человеком.
Агния Барто постоянно жила в непосредственном общении со своими маленькими читателями: она часто выступала в детских аудиториях, ей присылали горы писем. Агнии Львовне Барто было всегда интересно с детьми: она хорошо чувствовала каждого ребёнка и весь детский коллектив, понимала их с полуслова и даже вовсе без слов. Ребятам подчас было удивительно: как ей удавалось видеть их насквозь? Действительно, от её зоркого наблюдательного взгляда не возможно было скрыть ни своей маленькой ребячьей тайны, ни какого-то необдуманного, глупого, опрометчивого поступка.
В творчестве А. Барто помогала её умная педагогическая тактика, её оптимизм и весёлый юмор. Как настоящий талантливый педагог, Барто всегда опиралась на свой жизненный опыт и умение поставить перед собой такие воспитательные задачи, чтобы не упускать из виду основную цель — учить ребёнка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать мысль поэта. Барто помнила слова Горького о том, что «с ребёнком надо говорить забавно», она понимала, что у детей всё начинается с игры, поэтому она хотела не только «забавлять» ребёнка, но и заинтересовать малышей так, чтобы такая игра давала простор воображению, была осмысленной, радостной, дающую ребёнку ощущение, что он становится сильнее, взрослее и духовно богаче. Барто верила, что дети способны многое понять и почувствовать, гораздо больше, чем думают взрослые, поэтому она в своих стихах шла всегда немного впереди детского возраста, говорила остроумно, писала стихи «на вырост». Вообще каждое её стихотворение — это некий факт детской жизни.
“Агнии Барто были не присущи корысть, жадность, зависть, лень, враньё, тщеславие, и всякие дурные черты, которые, как она говорила “убывают у человека”. Насмешки Барто в стихах не ранят и не обижают, но заставляют как бы со стороны оглянуться на себя и увидеть в себе самом что-то такое, над чем можно посмеяться вместе со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись”. Источник: stihi-rus.ru
За долгие годы работы в литературе А. Барто не только создала много книг для детей, но и проявила себя и как общественный деятель. Её видели и депутатом Моссовета, и заседателем в народном суде, и членом редколлегий журналов и издательств; она выступала на съездах и в печати по вопросам воспитания детей, её голос был слышен по радио и телевидению; она была президентом Ассоциации искусства и литературы для детей при Союзе обществ дружбы с зарубежными странами — представляла детское искусство за рубежом.
В последние годы Агния Барто отдала много времени трогательному, глубоко человечному делу, которое она так коротко и верно назвала в своей книге «Найти человека!». Она помогала людям, потерявшим близких во время Великой Отечественной войны, отыскать друг друга. Миллионы людей слушали её выступления по радио — каждый месяц в определённый день и час, когда она рассказывала о тех, кто уже нашёлся (а таких было более 480 человек), и просила откликнуться тех, кто может помочь отыскать пропавших, но не забытых родных.
Кроме того, за годы жизни Агнии Барто были сняты фильмы «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка». Небольшая фильмография поэтессы также включила в себя картину «Подкидыш».
Лучшие цитаты про Агнию Барто
— О чем вы пишете стихи? — спросила из посетительниц.
— О том, что меня волнует, – ответила Агния.
Та удивилась:
— Но вы же для детей пишете?
— Но они-то меня и волнуют.
Справедливо некоторые врачи считают, что если ребенок нервный, надо прежде всего лечить его родителей.
Время летит удивительно быстро:
Старятся кошки, взрослеют котята.
Так это сядешь и поразмыслишь:
Все это — правильно, но не понятно.
Детские стихи А. Л. Барто
Сейчас мы предлагаем вам прочесть некоторые стихи известной писательницы для детей Агнии Барто. Мы надеемся, что они и доставят вам и вашим малышам немало приятных минут.
МЛАДШИЙ БРАТ
Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень.
Весной Андрюша родился
В один хороший день.
Гордится мальчиком отец,
А Света – ей шесть лет –
Кричит братишке: – Молодец,
Что родился на свет!
Две сестры глядят на братца:
Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит бровки.
Младший брат чихнул спросонок,
Радуются сестры:
– Вот уже растет ребенок –
Он чихнул, как взрослый!
БАШМАКИ
Брату впору башмаки:
Не малы, не велики.
Их надели на Андрюшку,
Но ни с места он пока –
Он их принял за игрушку,
Глаз не сводит с башмака.
Мальчик с толком,
С расстановкой
Занимается обновкой:
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки.
Сел Андрей и поднял ногу,
Языком лизнул башмак…
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг!
НАСТУПИЛИ ХОЛОДА
Ветер на терраске,
Холодно в коляске!
На Андрейке – телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.
Он сидит едва дыша
В телогрейке пестрой.
Как на полюс малыша
Снарядили сестры.
– Привыкай к холодам! –
Объясняет Света –
И зима приходит к нам,
А не только лето.
СТРАШНАЯ ПТИЦА
На окошко села птаха,
Брат закрыл глаза от страха:
Это что за птица?
Он ее боится!
Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
– Где же мама? Где же сестры?
Ну, пропал теперь я!
– Кто тебя, сынок, обидел? –
Засмеялась мама. –
Ты воробышка увидел
За оконной рамой.
В ЧЕСТЬ АНДРЕЯ
Дуб качает головою,
Сосны ветками шумят,
И осыпан мокрой хвоей
По утрам осенний сад.
Но сегодня в честь Андрея
Стало солнышко добрее:
Нынче мальчику полгода –
Вот и ясная погода!
В честь Андрюши будут пляски,
Ребятишек полон двор.
Мальчик смотрит из коляски
На танцующих сестер.
Он сидит,как зритель в ложе,
У него в руках букет.
Он и сам сплясал бы тоже.
Да устойчивости нет!
МАМА УХОДИТ НА РАБОТУ
Сын узнает родителей –
Не так уже он мал.
Но маму в темном кителе
Сегодня не узнал.
– Это мама в форме! –
Ему твердит сестра, –
Дежурит на платформе,
Работать ей пора.
Что ж, сердце ведь не камень!
Не сердится Андрей,
Узнал он голос мамин
И потянулся к ней.
МОРКОВНЫЙ СОК
Глушит сорная трава
Кустики гороха,
И морковь видна едва.
В общем, дело плохо.
Так не вырастет морковь,
Так не будет толку!
Две сестры сегодня вновь
Вышли на прополку.
У Маринки две руки,
И у Светы две руки.
Хорошо пошла работа –
Берегитесь, сорняки!
Поработали часок –
И, пожалуй, хватит!
Будет пить морковный сок
Через месяц братик.
ВОВКА – ДОБРАЯ ДУША
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена –
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
– С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: – Это мне?
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
– С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка – есть такой!
ОДНАЖДЫ Я РАЗБИЛ СТЕКЛО
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
Оно под солнечным лучом
Сверкало и горело,
А я нечаянно – мячом!
Уж как мне нагорело!
И вот с тех пор,
С тех самых пор,
Как только выбегу
Во двор,
Кричит вдогонку кто-то:
– Стекло разбить охота?
Воды немало утекло
С тех пор, как я разбил стекло.
Но стоит только мне вздохнуть,
Сейчас же спросит кто-нибудь:
– Вздыхаешь из-за стекол?
Опять стекло раскокал?
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
Идет навстречу мне вчера,
Задумавшись о чем-то,
Девчонка с нашего двора,
Хорошая девчонка.
Хочу начать с ней разговор,
Но, поправляя локон,
Она несет какой-то вздор
Насчет разбитых окон.
Нет, в жизни мне не повезло,
Меня преследует стекло.
Когда мне стукнет двести лет,
Ко мне пристанут внуки.
Они мне скажут:
– Правда, дед,
Ты брал булыжник в руки,
Пулял по каждому окну?-
Я не отвечу, я вздохну.
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ
В пустой коробке спичечной
Целая семья,
В пустой коробке спичечной
Четыре муравья.
Я изучаю их привычки,
Их образ жизни,
Внешний вид.
– Положи на место спички!-
Вдруг мне бабушка велит.
Не удалось мне стать ученым,
Пришлось на место спички класть.
А муравьи в траве зеленой
Успели скрыться
И пропасть.
ПОРА ПРОЩАТЬСЯ
Летели две птички,
Собой невелички,
Как они летели —
В книжку залетели.
По листкам кружились,
С нами подружились.
Сказали две птички:
— Трудно без привычки,
И малы мы слишком,
Чтоб летать по книжкам.
Возвращаться надо
Нам в лесные чащи,
Где всегда прохлада,
Где ручей журчащий.
Нас в лесу синички
Ждут на перекличке.
Вздохнули две птички,
Собой невелички:
— Нам пора прощаться,
С вами расставаться!
Вы зимой в метели
Ставьте нам кормушки!
Со страниц слетели
Наши две подружки,
Сели на обложку
Да и в путь-дорожку!
С читателем прощаются
Шустрые синицы.
На этом закрываются
Пестрые страницы.
Источник: Барто А. Настенька.- М.: Омега, 2001.: ил.