Аедоницкий Композитор биография Википедия

Павел Аедоницкий

биография

Аедоницкий Павел Кузьмич

19 августа 1922, село Троицкое, Донбасс — 16 марта 2003, Москва.

Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (24.12.1973).
Народный артист РСФСР (13.12.1984).

Детство и юность Павла прошли в Горьком, где он окончил историко-теоретическое отделение музыкального училища. Затем, в 1941 году он поступил в медицинский институт. В связи с началом войны потребность в медицинских работниках сильно возросла, поэтому курс института был сокращён до трёх лет.

Уже в 1944 году Павел Аедоницкий начал военно-медицинскую службу на курсировавшем по Волге теплоходе «Карл Либкнехт», где был размещён эвакуационный госпиталь. В тот же период появились первые сочинения композитора.

По окончании войны Аедоницкий с благословения Арама Хачатуряна поехал учиться в Москву.
Окончил Московскую консерваторию (класс композиции А.Н. Александрова). Основная область творчества — музыка к спектаклям и кинофильмам. Автор популярных песен «Юность верит в чудеса», «На седьмом этаже», «Серебряные свадьбы», «Нашей юности оркестр», музыкальной комедии «Репка» и других сочинений самых различных жанров.

Похоронен композитор на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 2).

Аедоницкий Композитор биография Википедия

Павел Кузьмич Аедоницкий

Павел Кузьмич Аедоницкий (1922-2003) — советский и российский композитор, Народный артист РСФСР (1984).

В 1840 году Владимирскую семинарию окончил студент Федор Андреев. Во время учебы он пел в архиерейском хоре, отличаясь прекрасным голосом и слухом. По благословению владимирского архиерея Парфения (Черткова) молодой человек по обычаю того времени получил новую «благозвучную» фамилию – Аедоницкий. По латыни, которую учили в рамках семинарской программы и хорошо знали представители духовенства, «аэдонис» значит «соловей». Поэтому Аедоницкий – фактически латинская копия русской фамилии Соловьев. В данном случае имелось в виду, что семинарист Аедоницкий поет как соловей.
После выпуска из семинарии «владимирский соловей» Федор Аедоницкий был рукоположен во священника в село Сергиевы Горки нынешнего Вязниковского района. Там в качестве настоятеля храма в честь Преподобного Сергия Радонежского, который сохранился до наших дней, отец Федор прослужил 31 год до своей кончины 12 ноября 1871 года.


Протодиакон Павел Аедоницкий с семейством. Сходство с Карлом Марксом действительно просматривается. Крайний слева в первом ряду будущий отец композитора Кузьма Аедоницкий

Таланты отца передались и его сыну Павлу. Павел Федорович Аедоницкий, выросший в Сергиевых Горках. Родился в 1853 году. Свое образование он получил во Владимирском духовном училище. По окончании курса учения П.Ф. поступил в Архиерейский хор при Высокопреосвященном Антонии Владимирском. Регент Московского Синодального хора в 1872 г., заметив его замечательный голос, взял к себе в хор, где П.Ф. занял первое место. Через два года он поступил в псаломщики Верхо-спасского придворного собора, в тоже время участвуя в известном купеческом хоре Смирнова. Высокопреосвященный Макарий Нижегородский в 1883 г. пригласил П.Ф. к себе в Нижний на должность протодиакона. В течении двадцати пяти лет П.Ф. Аедоницкий служил при пяти Архиереях: при Макарии, Модесте, двух Владимирах и при Преосвященном Назарии. За все время своей долголетней службы, за прекрасный голос и отличное служение, почтенный юбиляр пользовался заслуженными симпатиями Нижегородцев. 25 марта 1908 года исполнилось 25-летие служения в протодиаконском сане при Нижегородском Кафедральном соборе Павла Феодоровича Аедоницкого.
После революционных потрясений 1917 года во время гонений новой власти на Православную Церковь Павел Аедоницкий старший счастливо избежал репрессий. Существует легенда, что когда комиссар вместе с отрядом красноармейцев пришел арестовывать протодиакона Аедоницкого, то был поражен почти портретным сходством почтенного старца с Карлом Марксом. Двойника основоположника марксизма тронуть не решились. Так благодаря окладистой бороде отец Павел остался жив.
А его сын Кузьма, тоже имевший красивый голос и в молодости певший в хоре Мариинского театра в Петербурге, угодил таки в жернова сталинских репрессий. Кузьма Павлович Аедоницкий был ветеринарным врачом в Горьковской области. В 1937 году его арестовали, и домой отец будущего композитора уже не вернулся.

Своего сына, родившегося 19 августа 1922 года (родился в селе Троицкое, по другим данным, в поселке Кадиевка, Луганской обл.), Кузьма Павлович назвал Павлом – в честь деда протодиакона, уроженца Сергиевых Горок.
Детство и юность будущего композитора прошли в Горьком. Павел Аедоницкий младший всю жизнь помнил о своих вязниковских корнях и духовном происхождении. Подобно отцу, он поначалу связал жизнь с медициной, но потом фамильная «музыкальность» взяла верх. В Горьком он окончил историко-теоретическое отделение музыкального училища. Затем, в 1941 году он поступил в медицинский институт. В связи с началом войны потребность в медицинских работниках сильно возросла, поэтому курс института был сокращен до трех лет.

Уже в 1943 году Павел Аедоницкий начал военно-медицинскую службу на курсировавшем по Волге теплоходе «Карл Либкнехт», где был размещен эвакуационный госпиталь. 9 сентября 1943 года теплоход «Карл Либкнехт» под командой опытного речного капитана Леонида Гудовича вышел в рейс из Астрахани в Сталинград. На борту находился военный груз и около 500 пассажиров – в основном военнослужащих. В 3 часа утра 10 сентября неподалеку от поселка Владимировка ниже Сталинграда под корпусом судна рядом с машинным отделением сработала магнитно-акустическая мина, выставленная немцами с самолета. От мощного взрыва теплоход почти разломился пополам, рухнули носовые надстройки. Окутанный клубами пара и дыма «Карл Либкнехт» стал заваливаться правым бортом к берегу. Команда в кратчайшее время организовала спасение людей. Особенно отличился молодой судовой врач теплохода Павел Аедоницкий, который прекрасно плавал и одного за другим переправлял раненых на ближайшую отмель. Несмотря на ночную пору и предельно экстремальную ситуацию погибли 11 человек. Таким оказалось боевое крещение медика П. Аедоницкого, который позже получил всесоюзную известность как выдающийся композитор песенник из славной послевоенной плеяды, чьи шлягеры распевала вся страна. «Серебряные свадьбы», «Нашей юности оркестр», «Довоенный вальс», «Я вас люблю, столица», «Юность верит в чудеса», «Васильки» – эти и многие другие песни Аедоницкого до сих пор звучат на радио и телевидении, их исполняли многие известные артисты: Валентина Толкунова, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Юрий Гуляев, Эдуард Хиль, Лариса Мондрус. И мало кто знает, что у Павла Аедоницкого предки служили в Вязниковском крае, а его фамилия появилась благодаря владимирскому архиепископу Парфению…
В тот же период появились первые сочинения композитора.
После окончания Великой Отечественной военный врач Аедоницкий, уже пробовавший сочинять музыку, был замечен известным композитором Арамом Хачатуряном, убедившим молодого человека в необходимости получения специального образования. Так внук протодиакона из Сергиевых Горок поехал учиться в Москву, где закончил Музыкальное училище при консерватории, а затем и Институт имени Гнесиных. Одновременно с учебой Аедоницкий заведовал музыкальной частью Горьковского драматического театра и писал песни.
В итоге Аедоницкий стал профессиональным композитором. Всего он написал более 200 песен, многие из которых снискали поистине всенародную любовь. На песнях Аедоницкого выросло несколько поколений. Их с удовольствием слушают и поют в кругу друзей и сегодня. И это отнюдь не потому, что нет новых достойных песен.
Просто его песни стали классикой.
Специалисты отмечали, что Павел Аедоницкий в своем творчестве умело использовал богатый арсенал фольклорных интонаций, традиций русской песенности и старинного романса, опыт массовой и лирической песни. Композитор также создал музыку к 60 спектаклям и опереттам. В его творческом активе музыка для эстрадных оркестров и кинофильмов, вокальные циклы и даже целая вокально симфоническая сюита.


Композитор Павел Аедоницкий

Аедоницкий сотрудничал со многими известными поэтами, например, Леонидом Дербеневым и Расулом Гамзатовым. Его песни почитали за честь иметь в своем репертуаре многие «звезды» советской эстрады. Достаточно сказать, что только Лев Лещенко исполнял 20 песен Павла Аедоницкого, часть из которых популярный артист поет до сих пор.
Аедоницкий был дружен со многими коллегами по цеху, причем со многими отношения у него сложились самые неформальные. Например, с Исааком Дунаевским Павел Кузьмич много лет играл в преферанс!

В 1998 году в Вязниках широко отмечалось 220-летие города. С размахом проводился и очередной Фатьяновский праздник, одним из гостей которого, вместе с Николаем Добронравовым, Александрой Пахмутовой и Игорем Корнелюком был и известный композитор Павел Аедоницкий. Но мало кто знал, что столичная знаменитость – потомок династии владимирского духовенства, имеющий вязниковские корни…

За выдающиеся заслуги перед культурой своей родины П. Аедоницкий был удостоен звания народного артиста России, награжден орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.
В августе 2002 года, когда широко отмечался 80-летний юбилей композитора Аедоницкого, его лично поздравил Президент Владимир Путин.
«Ваши замечательные песни по праву считаются классикой отечественной эстрады. Их исполняют прославленные артисты, знают и любят миллионы поклонников хорошей музыки. Такой многолетний успех и признание – заслуженная награда за Ваш талант, огромный труд и преданность избранному делу», – говорилось в телеграмме Президента П. К. Аедоницкому.
При этом сам Павел Кузьмич всегда оставался человеком скромным и в шутку говорил про себя, что он «лучший врач среди композиторов».

Композитор Аедоницкий скончался 16 марта 2003 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сегодня династию продолжает его сын Алексей Павлович Аедоницкий – музыкант и композитор, создатель популярной в последние годы существования СССР рок группы «Гулливер», член Союза композиторов России. Такова вкратце семенная хроника Аедоницких – потомков «вязниковского соловья» первой половины XIX столетия.

Исаак Осипович Дунаевский

Фото Все

Видео Все

Исаак Дунаевский. Легенды мирового кино

Избранные страницы советской музыки. Исаак Дунаевский (1977)

Пути и судьбы. Композитор Исаак Дунаевский.

Исаак Дунаевский — биография

Исаак Дунаевский – прославленный советский композитор, дирижер, педагог. Его творческое наследие состоит из одиннадцати оперетт, четырех балетов, музыки к трем десяткам кинокартин, и множества популярных песен. В 1950 году стал Народным артистом РСФСР, получил две Сталинские премии (1941, 1951-й годы). Был депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва.

«Дунаевский – вот одно из тех имен, которые будут помнить всегда!» — именно такое мнение о великом советском композиторе прозвучало из уст его французского коллеги – Мишеля Филиппа-Жерара. Исаака Дунаевского часто называли советским Моцартом, за пленительную мелодичность его музыки, за легкость и игристость, напоминающую бокал шампанского, за глубокую лирику, полюбившуюся слушателям. Его жизнеутверждающие песни пели на концертах, с экранов телевизоров, на улице и практически в каждом доме. Дунаевскому удалось совершить настоящий переворот в жанре «легкая музыка», его мелодии «дышали» классикой, джазом и народными напевами.

Детство

Родился Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский (полное имя композитора) 30 января 1900 года в небольшом украинском городке Лохвица Полтавской губернии, в еврейской семье. Отца звали Цале-Йосеф Симонович Дунаевский, он работал в банке на должности рядового служащего. Мама – Розалия Дунаевская, занималась домом и детьми, которых в семье родилось шесть – пять сыновей и дочь. Двойное имя отца не могло стать отчеством, всех детей записали Осиповичами. В семье все любили музыку, родной дед был кантором, мама владела фортепиано и достаточно прилично пела. Все мальчики этой семьи связали свою биографию с музыкой, только дочь Сара Зисла (Зинаида)стала преподавателем физики.

Исаак Дунаевский в детстве

Способности к музыке у Исаака проявились с ранних лет. Уже в пятилетнем возрасте он мог подобрать на слух сложную мелодию, причем это были не детские песенки, а вальсы или марши. Всех слушателей поражала чистота его голоса. В родной Лохвице Исаак поступил в музыкальную школу.

В 1910 году Дунаевские переселились в Харьков. Исаак окончил гимназию в 1918 году с золотой медалью. Спустя год стал выпускником Харьковской консерватории, где изучал композицию и учился играть на скрипке.

Музыка

Творческая биография молодого музыканта началась с работы скрипачом в оркестре, потом он стал концертмейстером. В 1920 году его пригласили в Харьковский русский драматический театр, который возглавлял Н. Синельников. Дунаевский работал дирижером и писал музыку. В том же году состоялся его дебют, как театрального композитора, он стал автором музыки к постановке «Женитьба Фигаро». Успех пришел сразу. Через некоторое время Исаака назначили заведующим музыкальной частью театра.

Вплоть до 1924 года композитор сотрудничал с газетами, организовывал музыкальные студии и кружки при воинских клубах, выполнял обязанности заведующего музыкального отдела при губернском отделе народного образования.

Исаак Дунаевский в юности со скрипкой

В 1924 году получил приглашение Владимира Хенкина, который звал его в Москву, и не стал отлаживать переезд. Столица давала больше возможностей раскрыть свой талант, и Дунаевский воспользовался этим. С 1924-го по 1926 годы он музыкальный руководитель театра «Эрмитаж», потом сотрудничал с московским Театром сатиры. В 1929 году Дунаевский снова переезжает, на этот раз в Ленинград. Там его уже ждет место в театре «Мюзик-холл».

Именно в этом театре состоялась судьбоносная встреча Дунаевского и Леонида Утесова, результатом которой было создание комедии «Веселые ребята». Комедия получила большую популярность и любовь зрителей нескольких поколений. Утесов перевоплотился в главного героя.

Комедию «Веселые ребята» отправили на венецианский кинофестиваль, она пришлась по душе судейской коллегии. Успех был грандиозным, и вдохновил Дунаевского на написание музыки еще к нескольким кинофильмам – «Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Весна», в этих лентах звучала завораживающая музыка советского композитора, которую продолжают слушать и сейчас.

Потом его творческое наследие пополнилось опереттами «Вольный ветер» и «Белая акация», у них и сегодня масса поклонников. Увертюру «Летите, голуби!» в свое время исполнил детский хор, и она стала настоящим украшением ленты о бесстрашных подростках. Через много лет режиссер Станислав Говорухин приступил к съемкам сериала «Дети капитана Гранта», по роману Жюля Верна. Он решил, что именно музыка Дунаевского (увертюра «Летите, голуби!»), станет самым лучшим саундтреком к его картине.

В 1937 году Дунаевский возглавил Союз композиторов Ленинграда. Через год Исаак Осипович в качестве депутата заседал в Верховном Совете РСФСР. В годы Великой Отечественной войны композитор стал руководителем музыкального ансамбля, исколесил всю страну с концертами.

Произведения популярного композитора, а также русские народные песни, из которых состоял репертуар ансамбля, вселяли в советских людей веру в скорую победу, не оставляли места отчаянию и страху, а это было пожалуй не менее важно в те годы, чем хлеб насущный. В 1942 году Дунаевский написал одну из самых сильных своих песен – «Моя Москва». В 1995 году эта композиция стала официальным гимном Москвы. В 1950 году Исаак Осипович получил звание Народный артист РСФСР. Это было заслуженным признанием и оценкой его многолетнего вклада в развитие музыкальной истории, высшей наградой любого творческого человека.

Дунаевский имел уникальный мелодический дар, он много сделал для формирования жанра советской музыки. Самые значительные результаты у него получились в создании легкой музыки.

Легкая музыка, звучавшая в художественном кино и в опереттах, прекрасно сочеталась с жанром симфонии. Даже отдельные фрагменты оперетт Дунаевского представляют собой законченные и целостные музыкальные произведения. Зачастую во время концертов их исполняли отдельно. Произведения композитора – это развитый мелодический ход и гармонический язык. Однако эта легкость кажущаяся, потому что певцу необходимо обладать высочайшим вокальным мастерством и иметь отличный голосовой ресурс, чтобы достойно их исполнить.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Исаак Дунаевский был очень влюбчивым и пылким, поэтому не стоит удивляться, что его личная жизнь сложилась достаточно бурно. Он часто влюблялся, когда взаимно, а чаще безответно. Первая любовь случилась у него в шестнадцатилетнем возрасте, когда он познакомился с известной харьковской актрисой Евгенией Леонтович. Женщина была намного старше, и даже не догадывалась о чувствах молодого человека.

Исаак Дунаевский и Вера Юренева

Через три года он снова влюбился, и снова его избранница оказалась намного старше. Предметом его влюбленности оказалась сорокалетняя актриса Вера Юренева. Ей очень льстило внимание со стороны восторженного юноши, но спустя некоторое время замужняя актриса начала тяготиться этими отношениями. Исаак очень расстроился, и принял решение жениться назло своей любимой. Он сделал предложение студентке того же музыкального училища, в котором учился. Ее звали Мария Швецова. Но такая горячка ни к чему хорошему не привела, скоропалительный брак быстро распался.

Исаак Дунаевский и Зинаида Судейкина

В 1924 году, после переезда в столицу, в личной жизни композитора произошли перемены. Он встретил очаровательную балерину Зинаиду Судейкину, и вскоре они стали мужем и женой. В этом браке родился сын – Евгений, который тоже пойдет по творческому пути, но его призванием станет не музыка, а живопись. В 2000 году его не стало.

Исаак Дунаевский с Зоей Пашковой

Несмотря на то, что композитор состоял в браке, он продолжал постоянно влюбляться. В сердце Дунаевского продолжительное время жила любовь к танцовщице Наталье Гаяриной, потом он воспылал страстью к актрисе Лидии Смирновой, увидел в ней свою музу.

Исаак Дунаевский с Лидией Смирновой

Смирнова на тот момент была замужем, впрочем, и Дунаевский имел семью. Но вторые половинки никак не влияли на их отношения, которые разгорались с новой силой. Ежедневно Исаак отправлял Лидии телеграммы под чужим именем. Спустя некоторое время он понял, что не в силах побороть эту роковую страсть, и предложил Смирновой пожениться. Но она вдруг отказала пылкому влюбленному, сказала, что больше его не любит.

Исаак Дунаевский с сыном

Дунаевский очень переживал разрыв отношений, но достаточно скоро нашел утешение в новых влюбленностях и творческой деятельности. В начале 40-х годов он снова серьезно влюбился в балерину Большого театра Зою Пашкову. В 1945 году у них родился сын Максим, который продолжил отцовское дело, и стал знаменитым композитором. До 16-ти лет носил фамилию матери, а потом ему разрешили перейти на фамилию отца. Государственные и партийные инстанции решили пойти на встречу музыкально одаренному подростку.

Смерть

Исаак Дунаевский умер 22 июля 1955 года. Его бездыханное тело нашел водитель, больше в доме никого не было. Таинственная смерть Дунаевского мгновенно стала предметом обсуждения в обществе. Версий случившегося оказалось великое множество, некоторые подозревали, что его убили, некоторые настаивали на самоубийстве. Но ни одно из этих предположений не было официально подтверждено.

Доктора раскрыли истинную причину смерти прославленного композитора. Оказалось, он умер от сердечной недостаточности. Местом вечного упокоения Исаака Дунаевского стало столичное Новодевичье кладбище. Фотографии композитора и пластинки с его записями до сих пор бережно хранят в своих коллекциях меломаны.

Память о Дунаевском живет в названиях улиц и переулков по всей стране. Есть улица Дунаевского и в Москве, именно там, где он когда-то проживал. Исааку Осиповичу посвятили и две мемориальные доски, одна из них в Харькове, на доме, где когда-то жили Дунаевские, вторая в Санкт-Петербурге, на Гороховой улице.

Музыка в фильмах

  • 1933 — «Первый взвод»
  • 1934 — «Весёлые ребята»
  • 1935 — «Путь корабля»
  • 1935 — «Три товарища»
  • 1936 — «Вратарь»
  • 1936 — «Девушка спешит на свидание»
  • 1936 — «Дети капитана Гранта»
  • 1936 — «Искатели счастья»
  • 1936 — «Концерт Бетховена»
  • 1936 — «Цирк»
  • 1937 — «Теремок»
  • 1938 — «Богатая невеста»
  • 1938 — «Волга-Волга»
  • 1939 — «Юность командиров»
  • 1940 — «Моя любовь»
  • 1940 — «Светлый путь»
  • 1947 — «Весна»
  • 1949 — «Кубанские казаки»
  • 1949 — «Машенькин концерт»
  • 1954 — «Запасной игрок»
  • 1954 — «Испытание верности»

Музыка к спектаклям

  • «Тартюф»
  • «Женитьба Фигаро»
  • «Принцесса Турандот»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


источники:

http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/p/61-1-0-3985

http://biographe.ru/znamenitosti/isaak-dunaevskiy/