Адам Алейхи Салям биография

Пророк Адам

Пророк Адам был первым человеком в мире и являлся предком всего человечества, а также он наби — первый пророк Всевышнего на земле. Вопрос о том, можно ли называть его именем «посланник» или «расуль», до сих пор вызывает споры. Правильным мнением является, что Адам был пророком, а не посланником Аллаха. Адам и его жена Хавва являются персонажами Священной Книги Коран и преданий в Исламе. В Библии это Адам и Ева.

Разговор ангелов с Аллахом относительно создания человека

Бог назначил человека на земле своим заместителем или халифа. Ангелы обратились к Аллаху с вопросом: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь?». На это Всевышний Господь ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (сура Аль-Бакара (Корова), 30-й аят).

После этого Всевышний одухотворил Адама, а затем продемонстрировал его умственные способности ангелам и повелел ему сказать имена ангелов, после чего он назвал их имена. Также Господь обучил его названиям всего сущего и языкам. И сказал тогда Аллах: «Разве не говорил я вам, что знаю сокрытое на земле и на небесах, и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?» (сура Аль-Бакара (Корова), 33-й аят).

Сотворение

До того, как сотворить первого человека в мире, Господь сотворил ангелов, джиннов, и пророк Адам стал первым человеком, которого создал Творец. И этот первый человек в мире внешне сильно отличался от всех остальных существ, созданных Аллахом до этого и после этого. Сообщается, что Аллах сотворил Адама высотой в шестьдесят локтей. Господь наделил человека всем, чтобы он стал самым прекрасным Его творением. Всевышний научил первого человека в мире также первой мольбе или первому дуа, которое звучало так: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон». Это дуа – мольба того, кто согрешил и ослушался Всевышнего Аллаха, и с этими словами следует обращаться к Всевышнему тому, кто раскаялся в своих грехах.

Аллах сотворил человека из глины. Это была сухая необожженная глина саль-саль. Всевышний повелел ангелам спуститься на землю, чтобы собрать глину всех видов, какая только есть на земле. Они собрали красную глину, белую, черную, мягкую и твердую, податливую и песчаную… Из горсти почвы, которая была создана, Всевышний сотворил Адама, и потомки первого человека должны были стать тоже разными, как разной была глина, собранная со всех концов земли – обладать разной внешностью и разными качествами.

Первые слова

Коран сравнивает по способу рождения пророка Адама и пророка Ису. Аллах вдохнул жизнь в Адама. Когда в тело его вошла душа, Адам чихнул и произнес слова «Хвала Аллаху!», и в ответ на эти слова Всевышний наделил первого человека своей милостью.

Всевышний наставил первого человека, чтобы он обратился с приветствием к ангелам, которые сидели рядом, и Адам произнес слова: «Ассаляму алейкум», что означало «Мир вам!». В ответ на это ангелы ответили словами «И тебе мир и милость и благословение Аллаха». Этими словами с того самого дня все подчиненные Господа приветствуют друг друга. Всевышний поручил созданному им первому человеку и всем его потомкам распространять мир.

Жена Адама

Имя жены пророка Адама — Хава (Ева), она не упоминается в Священном Коране по имени, ее называют просто «супругой» Адама.

Аллах даровал Адаму место в Раю (джаннат), и во сне из ребра его Аллах сотворил первую женщину в мире по имени Хава (Ева). Когда Адам открыл свои глаза, он увидел женщину с прекрасным лицом, которая смотрела на него, и спросил, удивившись, с какой целью Всевышний создал ее. Ева ответила, что создана для того, чтобы скрасить одиночество первого человека и в его жизнь привнести спокойствие.

Тогда ангелы задали Адаму вопрос о том, кто она, поскольку Всевышний сказал им, что первый человек обладает тем знанием, которое необходимо ему для того, чтобы жить на земле, и которое недоступно для ангелов. Первый человек ответил: «Это Ева», и по-арабски это имя Хава произошло от слова «хай», что в переводе означает «живой». Русскоязычный вариант имени «Ева» также восходит своими корнями к древнееврейскому имени Хавва, которое в переводе означает «живая, жизнь», так как Адам был существом живым, а женщина была его частью.

Источники иудеев и христиан сходятся в том, что Ева была создана Господом из ребра Адама.

Повеление Аллаха ангелам и Иблису поклониться Адаму

Затем Аллах приказал ангелам поклониться первому человеку в знак признания превосходства и величия его перед всеми творениями Создателя.

И все ангелы поклонились, и только джинн, которого звали Иблис, не послушался воли Аллаха – из гордости Иблис не захотел признавать величие Адама – ослушавшись воли Господа, и тогда Всемогущий Господь низверг Иблиса с небес в земной мир, и Иблис стал неверным.

Адам ослушается Аллаха

После чего Всевышний сказал, что человеку и его жене следует поселиться в Раю, питаться от плодов его деревьев, но не подходить к указанному дереву, а если он ослушается, то станет неправедным.

Но Иблис обманом начал склонять Адама к ослушанию, говоря, что Всевышний так сказал для того, чтобы человек не стал бессмертным и сходным с ангелами, попробовав плод с такого дерева. Поскольку сатана поклялся самим Аллахом, Адам ему поверил.

Адам и Ева вкусили с дерева запретный плод, после чего они прозрели и увидели свои срамные места, устыдились своей наготы и стали срывать с деревьев листья и прикрывать себя ими.

После того, как Адам и Ева согрешили, Аллах наказал их и низвел, как и Иблиса, на землю. На земле они вынуждены были трудиться, чтобы выжить, хотя в Раю они жили беззаботной жизнью и могли иметь все, что хотели.

Но Аллах не оставил пророка Адама и его жену Хавву в земном мире своей милостью, пообещав им свое руководство. В суре «Ограды» («Аль-Араф») в контексте истории о пророке Адаме содержится призыв веровать во Всевышнего и не поддаваться козням шайтана, а свои грехи и свое неверие не оправдывать поступками своих предков.

Нисхождение Адама на землю

Исламские богословы подробно исследовали вопрос о том, где именно сошли на землю Адам и Ева (Хавва), и как именно протекала их жизнь в земном мире. Когда Аллах спустил Адама с небес на землю, тот умел не просто разговаривать и не просто знал имена всего сущего, но и владел основными видами ремесел, умел изготавливать огонь и железо.

По свидетельствам, Адам сошел на землю в месте, где находится остров Цейлон, а Ева сошла на землю в Аравии близ Джидды. В Сунне и Коране нет достоверной информации по этому вопросу, но есть информация, что произошло это в день пятницы – об этом сказано в хадисе о превосходстве пятницы, переданном Бухари: Пророк Мухаммад ﷺ говорит, что пятница – «это лучший из дней, в которые когда-либо восходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю и в этот день он был изгнан из Рая…».

Первый хадж и встреча с Евой

Адам и Хавва обращались к Аллаху с мольбой простить им этот грех, поскольку раскаялись в том, что согрешили.

Аллах принял их мольбы и простил им тот грех, который они совершили, приказав Адаму и Еве совершить Хадж. Когда Адам и Ева выполняли эту волю Аллаха, они после длительной разлуки встретились друг с другом в долине, где протекала река Арафат.

Когда же они пришли в ту землю, где находится Мекка сейчас, пророк Адам начал строить Каабу. Черный камень Хаджар аль-асвад для строительства Каабы был ниспослан пророку Адаму из Рая.

Когда же он закончил это строительство, он регулярно совершал Хадж к Каабе.

Есть много точек зрений относительно того, кем была построена Кааба, и по одному из них Кааба была построена ангелами, а по другому – Адамом, но есть и третье мнение, по которому первым Каабу построил Шис, который был сыном Адама.

Дети пророка Адама

Когда пророк Адам с Евой пришли на те земли, где сейчас находится Сирия, они родили большое потомство, от которого произошло все человечество в мире.

Сказано, что двадцать раз рожала Ева (Хавва), и в каждые из этих родов на свет появлялись близнецы. Сорок детей произвела на свет Хавва. Существуют и другие мнения на этот счет. Из всех ее детей наиболее известны в мире Кабиль и Хабиль (Каин и Авель), а также Шис.

История двух наиболее известных сыновей Адама такова: сыновья Кабиль и Хабиль росли разными людьми: Кабиль был грубым и суровым ребенком, а Хабиль – мягким, и если Кабиль посвятил себя возделыванию земли, то Хабиль занимался скотоводством. По правилам шариата, Кабиль мог жениться на любой своей сестре кроме той, которая является с ним близнецом, но Кабилю не захотелось жениться на сестре-близнеце Хабиля, ему больше нравилась по своей внешности его сестра-близнец, и когда Адам запретил ему жениться на своей сестре, Кабиль рассердился. Это было первое противоречие, которое испытал Кабиль по отношению к религии. Второй раз это произошло, когда жертва Хабиля была принята Всевышним, а жертва Кабиля осталась нетронутой огнем. В сердце Кабиля крепла зависть по отношению к своему брату, и тогда Иблис, который спустился на землю вместе с Адамом и Хаввой, начал призывать Кабиля убить своего брата. Убийство Хабиля стало первым преступлением в истории человечества.

Пророчество Адама

Адам стал пророком для своих детей, которых обучил законам религии Ислама. Сказано также, что пророк Адам видел огромное количество своих детей, внуков и правнуков во многих поколениях. По разным источникам, количество его потомков, которых он успел увидеть за свою жизнь составляет до четырех тысяч.

Пророку Адаму снизошло откровение через ангела Джабраила, и также ему были ниспосланы сухуф или свитки, и в этих свитках были предписания для тех, кто был первыми людьми на земле.

Пророк Адам в Исламе носит имя Абу аль-Башар, которое переводится как «Отец человечества». Адам как первый пророк в истории человечества обладал также определенными чудесами. Как и все остальные пророки, Адам был послан к грядущему человечеству, чтобы он увещевал своих потомков и призывал их на путь истины. В аятах суры Фатыр Священной Книги Коран, 24 аяте сказано: «Мы послали тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». И, как любой другой пророк Всевышнего Аллаха Адам явился к своим потомкам, неся истину Всевышнего Аллаха, а чтобы подтверждать свои наставления, Аллах посылал ему знамения и чудеса. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что ни одного пророка не было, который не получил бы от Аллаха такое знамение, которое помогло бы людям уверовать в него. Так сказано в хадисе, переданном от Абу Хурайры.

Пророк Адам как прародитель человеческого рода был одарен милостью Всевышнего многими чудесами. В ряду этих чудес то, что он стал халифом Аллаха, то есть наместником Всевышнего на земле – это сказано в священной Книге Коран.

Также среди чудесных даров, которые ниспослал Всевышний пророку Адаму, была долгая жизнь, которая длилась около тысячи лет, за которое много потомков родилось у пророка Адама и его жены Хавы (Евы). Потомки эти разбрелись по всей земле, и пророк Адам посещал их повсеместно, давая им наставления и исполняя свою пророческую миссию. Однажды, посетив очередное племя, пророк Адам услышал, что людей племени атакуют дикие животные по неизвестной причине. Пророк обратился с горы к диким животным своим громким голосом, призвав их прийти к нему, и спросил у животных, когда те собрались вокруг, почему они нападают на его потомков. И тогда животные пожаловались на то, что в людском племени стали распространяться обсуждения и сплетни, а диких зверей Аллах наслал на людей для того, чтобы наказать их, и атаки будут продолжаться до тех пор, пока люди не покаются. Когда же это произошло, и люди племени встали на путь истины и раскаялись в том, как себя вели, дикие животные перестали нападать на них.

Еще одно чудо, которым наделил Всевышний Аллах Адама, — это способность за короткое время проходить длительные расстояния. После того, как Всевышний низверг Адама и его супругу Хаву из Рая на землю, они попали в разные части света, но когда Всевышний разрешил воссоединиться им, то пророк вышел в путь на рассвете, но уже в полдень был возле Хавы, то есть за полдня преодолел путь от Шри-Ланка до Аравийского полуострова.

Пророк Адам был первым на земле пророком, и все люди, которые тогда жили, являлись единобожниками и верили Единому Богу Аллаху, принадлежали к одной умме и многобожников (мушриков) среди них не было.

В возрасте 960-ти лет ангел смерти явился к Адаму, и первый человек удивился и воскликнул, что ему осталось еще сорок лет жить. Но тогда ангел напомнил Адаму о том подарке, который был ниспослан пророку Дауду. Адам отрицал все, и относительно этого есть слова Пророка Мухаммада ﷺ, упоминаемые в хадисе, переданном от Ат-Тирмизи: «Адам отрицал, поэтому отрицают дети его. Адам ошибался, поэтому ошибаются дети его».


Пророк Адам

Адам (араб. آدم) – первый человек на земле и праотец всего человечества. Кроме этого, Адам является первым Божьим пророком на земле, которому были ниспосланы священные свитки. В Священном Коране Адам в разных контекстах упоминается 25 раз (см. подборку аятов смотрите в Указателе Корана).

Какова история сотворения Адама?

Перед тем как Всевышний сотворил Адама, Он возвестил об этом ангелам, сообщив им, что тот будет наместником на земле, от которого возьмет свое начало весь человеческий род. Ангелы, узнав об этом, были в недоумении и сильном удивлении. Ангелы по своей природе всегда покорны Всевышнему и никогда не возражают Ему, но, несмотря на это, поспешили задать Всевышнему вопрос о необходимости сотворения человека на земле, поскольку им хотелось понять мудрость этого. Они удивились: для чего нужно творить человека, ведь, если он будет так же, как и они поклоняться Всевышнему и восхвалять Его, то ведь они уже выполняют эту обязанность, совершая ее без устали днем и ночью?[1] На этот счет в Священном Коране сказано следующее:

«Они воскликнули [в недоумении, имея некоторые сведения из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди]: «[Господь, позволь молвить] Ты хочешь поселить там тех, кто начнет портить (разлагать, развращать, сеять раздор) и проливать кровь?! Мы же возвеличиваем Тебя с благодарностью и связываем с Тобою лишь святость. [Если есть мы, ангелы, покорные Тебе и безгрешные по природе своей, зачем нужен этот грешный человек?!]» (Св. Коран, 2:30).

Богословские предположения о том, что именно ввело ангелов в недоумение, побудившее их задать вопрос Всевышнему о необходимости сотворения человека:

  • Им было известно о том, что джинны, ранее населявшие землю, проливали на ней кровь и совершали разные мерзкие поступки, отчего были изгнаны оттуда.
  • Им было внушено самим Всевышним задать подобный вопрос для того, чтобы Божественная мудрость, заложенная в сотворение человека, стала более очевидной.
  • Им было известно из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди и что им будет свойственно проливать кровь на земле и чинить зло на ней[2].

Каким образом Всевышний развеял недоумение ангелов, связанное с грядущим сотворением Адама?

Всевышний развеял их недоумение, сказав, что в сотворении человека есть много мудрости, о которой им пока что не дано знать. Как известно, на протяжении всей истории человечества среди людей всегда имелись такие праведные рабы Всевышнего, как пророки, посланники, мученики за веру и просто набожные люди. Этот факт уже является достаточным в пользу небессмысленного сотворения Адама на земле[3]. В Священном Коране ответ Всевышнего ангелам звучит так:

«Он (Господь миров) ответил: «Я знаю то, чего не знаете вы» (Св. Коран, 2:30).

Причина высокого и почетного положения Адама перед Всевышним по сравнению с остальными Его творениями

Главная причина заключается в том, что Всевышний научил его названиям всякой земной вещи, о чем не было известно даже ангелам, хотя они и являются близкими и самыми покорными рабами Творца. В Священном Коране сказано так:

«И научил Он Адама всем именам [названиям всего земного], затем показал это ангелам и спросил: «Скажите Мне названия этого, если вы правдивы [обо всем осведомлены, уверены, что нет смысла в сотворении человека и предоставлении ему столь важной миссии]» (Св. Коран, 2:31).

Подтверждением вышесказанного служит также достоверное изречение пророка Мухаммада, переданное со слов Анаса ибн Малика, в котором говорится:

«В День Суда верующие соберутся и [видя воочию весь ужас этого Дня] скажут: «Как бы нам найти того, кто заступится за нас пред Господом? [С этой целью] они придут к [пророку] Адаму и скажут [ему]: «Ты – отец человечества. Аллах (Бог, Господь) сотворил тебя собственноручно[4] [без участия отца и матери], приказал ангелам поклониться тебе, а также научил тебя названиям всех вещей! Заступись же за нас перед Господом твоим, чтобы нам стало легче здесь!» [На эту просьбу] он ответит: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». Он упомянет свой грех и проявит скромность: «Отправляйтесь к Ною. Он первый на земле посланник [Бога] к людям [а я был лишь пророком]».

Придут к нему, а он (Ной) скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». Он вспомнит о том вопросе, который задал Богу, не имея на то знания [неуместно задав его], проявит скромность и скажет: «Идите к другу Всемилостивого [Господа, к пророку Аврааму]».

Придут к нему, а он ответит: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». И добавит: «Идите к Моисею. Он раб Божий, с которым говорил [Сам] Аллах (Бог, Господь) и которому дал Тору».

Пойдут к нему, а он скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». И упомянет бесправное убийство человека [которое когда-то совершил], проявит скромность пред Господом. Но скажет: «Отправляйтесь к Иисусу, рабу Божьему и посланнику, кто был Словом Божьим и Его духом[5]«. [Но на просьбу о заступничестве] он (Иисус) скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]. Отправляйтесь к Мухаммаду. Он раб Божий, которому были прощены все прошлые и будущие грехи».

И вот они придут ко мне [продолжает свое повествование пророк Мухаммад]. Я удалюсь, чтобы попросить у Господа разрешения и получить его. Представ пред Ним (увидев Его) [притом что Бог не ограничен ни местом, ни временем, нематериален], я совершу земной поклон и останусь в нем, пока будет на то воля Божья. И скажут: «Подними голову. Проси — и будет дано тебе. Говори — и будешь услышан. Заступайся — и твое заступничество будет принято». Я подниму голову. Восхвалю (поблагодарю) Бога теми словами, которым Он меня научит. И после начну заступаться [за попросивших меня об этом]. Мне будет поставлено ограничение [на количество людей и их качества, степень греха], и я поспособствую их входу в Рай. После я вернусь к Нему [Богу, Господу миров] и снова, увидев Его, в подобной [ранее упомянутой последовательности] заступлюсь [но теперь уже за более грешных]. Мне [предоставится такая возможность, но снова] будет поставлено ограничение [на количество людей, их качества, степень греха], и я поспособствую их входу в Рай. Так же произойдет в третий и в четвертый раз. [Людям со все более тяжкими грехами я помогу получить Божье прощение и войти в Рай.] В итоге в Аду останутся лишь те, кого «ограничил» Коран, и они в Аду навечно [то есть относительно них имеется прямой и однозначный коранический текст о вечном пребывании в Аду]»[6].

Какова была реакция ангелов после того, как Всевышний поведал им о главной причине высокого и почетного положения Адама?

Узнав об этом, ангелы сразу же признали почетное положение Адама, о чем свидетельствуют следующие аяты Священного Корана:

«Они ответили: «Свят Ты, о Господи! Если мы и знаем о чем-то, то лишь о том, о чем Ты нам дал знание. Воистину, только Ты являешься Всезнающим и безгранично Мудрым. Сказал Он: «Адам! Перечисли им имена!» Когда он их объявил, Он [Господь миров] продолжил: «Разве не говорил Я вам о том, что знаю неведомое на небесах и земле, знаю то, что вы делаете явно, и то, что скрываете?!» (Св. Коран, 2:32, 33).

О приказе Всевышнего ангелам совершить перед Адамом земной поклон, выражающий дань почтения перед ним

После того как Всевышний поведал ангелам о главной причине высокого и почетного положения Адама, Он приказал им поклониться перед ним, отдавая тем самым дань уважения ему. Это еще больше доказывает, что Адам, поистине, занимает высокое и почетное положение среди всех творений Всевышнего, в том числе и перед ангелами[7]. В Священном Коране это приводится так:

«И сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму! [Отдайте ему дань уважения как новому, доселе не существовавшему творению Господа Бога]». Поклонились все, кроме [джинна] Иблиса (Сатаны), он воспротивился (отказался) [имея свободу выбора, в отличие от ангелов], посчитал себя важным (возгордился) и стал одним из безбожников [отвергнувших дары Бога и проявивших непокорность Ему]» (Св. Коран, 2:34).

Почему Иблис (Дьявол) отказался выполнить повеление Всевышнего поклониться Адаму

Основная причина этого кроется в гордыне и высокомерии Иблиса, поскольку, будучи сотворенным из огня, он посчитал себя лучше Адама, сотворенного всего лишь из глины. Таким образом, Иблис сделал о себе вывод, что достоин большего почета и уважения, чем Адам. Это даже несмотря на то, что Всевышний приказал всем ангелам, в том числе и Иблису, признать почтенное положение Адама над всеми другими творениями. В действительности же, если глубоко поразмыслить, можно сделать вывод, что глина приносит намного больше пользы и блага людям, чем огонь. При этом глина практически безвредна, чего нельзя сказать об огне. Поэтому заключения Иблиса о превосходстве огня над глиной – явно ошибочные[8]. В Священном Коране отказ Иблиса звучит так:

«Сказал [Господь миров]: «Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственными руками [самолично, по Своей Божественной воле]?! Ты возгордился, посчитал себя выше этого?! [Дьявол] ответил: «Я лучше, чем он. Ведь Ты [Боже] сотворил меня [изначально] из огня, а его (человека) — [всего лишь] из глины!» (Св. Коран, 38:75, 76).

Подтверждением тому, что Иблис был сотворен именно из огня, служит также изречение пророка Мухаммада, переданное со слов ‘Аиши, его супруги, в котором говорится: «Ангелы сотворены [Богом изначально] из света, джинны – из чистого пламени огня[9], а Адам – из того, что описано вам [в Коране][10]«[11].

Какова истинная сущность Иблиса (Дьявола)

Иблис был из числа джиннов, которые когда-то населяли землю, а когда начали вершить на ней разного рода дурные поступки, то ангелы, по приказу Всевышнего, некоторых из них уничтожили, некоторых прогнали, а Иблиса забрали с собой на небеса. Там он находился до тех пор, пока Всевышний не проклял его за отказ поклониться Адаму[12].

О том, как Иблису была предоставлена отсрочка до Судного Дня

После того, как Иблис возгордился и отказался поклониться Адаму, а Всевышний проклял его и изгнал, он попросил Господа о предоставлении отсрочки до Судного Дня. Его просьба, по воле и мудрости Всевышнего, была удовлетворена, поскольку это соответствовало сути бытия людей, главная цель которого – испытания и проверка на прочность. Получив одобрение на свою просьбу, Иблис поклялся Всевышнему в том, что будет обольщать людей и сводить их с истинного пути, кроме самых искренних и преданных. На это Всевышний ответил, что тех из них, кто последует за ним, будут ждать вечные муки Ада[13]. В Священном Коране об этом говорится так:

«[Заслужив Божье проклятье своим неуместным умозаключением о превосходстве и проявлением гордыни, Сатана] попросил: «Господи, дай мне отсрочку [возможность свободно жить и не умирать] до Дня Воскрешения [людей и джиннов]. [Ему] был ответ: «Тебе, воистину, дана такая возможность до определенного Дня [до Конца Света]. [Дьявол, получив отсрочку] воскликнул: «Клянусь величием Твоим! Я обольщу их всех до единого (всех буду вводить в заблуждение) [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен пред Тобою (кого благословишь Ты на искренность) [Господи, поможешь ему, дабы был и оставался тверд в вере; кто не поддастся на мои увещевания]. Сказал [Господь миров: «Это] истина [так оно и будет]! И говорю Я истину: непременно, тобою [Сатана] и теми, кто последует за тобой, всеми вами Я наполню Ад» (Св. Коран, 38:79-85).

О сотворении Евы (Хавы), супруги Адама

Всевышний сотворил человеческую сущность, как и сущность многих других живых существ, нуждающейся в подобной себе паре. Поэтому Всевышний не оставил Адама пребывать в райской обители в одиночестве, а сотворил для него пару, коей стала женщина, которую, по преданию, звали Ева (Хава). Одна из главных целей сотворения Евы Всевышним заключалась в том, чтобы Адам находил в ней утешение и благодаря ей не оставался в одиночестве. Согласно аятам Священного Корана и некоторым изречениям пророка Мухаммада, она была сотворена из плоти Адама[14]. Так, например, в одном из аятов на этот счет сказано:

«О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного, но при этом умея полно, ярко жить], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (Св. Коран, 4:1).

По поводу сотворения Евы приводятся следующие изречения пророка Мухаммада: «Воистину, женщина подобна ребру[15]! Если пожелаешь выровнять, то сломаешь[16], а оставив такой, какая она есть, сможешь наслаждаться семейной жизнью, учитывая ее кривизну»[17]; «Хорошо обходитесь с женщинами (возьмите на себя такое обязательство, как завет)! Ведь, поистине, женщины сотворены [образно говоря] из ребра[18]. А наибольшая кривизна ребра — в его верхней части[19]! Если захочешь выровнять, сломаешь. Не тронешь, останется как есть. Хорошо обходитесь с женщинами!»[20].

Находясь в Раю, Адаму и Еве было разрешено без ограничений пользоваться благами этой обители и питаться там любыми плодами, за исключением плодов запретного дерева. Однако Иблис, используя свою хитрость, склонил Адама и Еву к тому, чтобы они отведали плодов запретного дерева, после чего были изгнаны из райской обители и спущены на землю[21]. Об этом в Священном Коране говорится так:

«Мы сказали Адаму: «Живи вместе с супругой в Раю, питайтесь райскими благами без ограничений, где пожелаете [все для вас съедобно, вкусно, легкодоступно], но не приближайтесь к этому дереву [не троньте его], иначе станете грешниками. Сатана [нашептывая] заставил их оступиться (ошибиться) касательно того [запретного плода] и вывел из состояния и места, в котором они находились. Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] сказали: «Опускайтесь [на землю и помните, что] вы являетесь врагами друг для друга. [Сатана, Дьявол — враг человека навечно.] Земля для вас — место временного пребывания, где вы найдете все необходимое для вашей жизнедеятельности» (Св. Коран, 2:35, 36).

Как Иблис обхитрил Адама и Еву и склонил их отведать плодов запретного дерева

Иблис нашептал им, что если они отведают плодов запретного дерева, то останутся навечно в райской обители и будут наслаждаться ею[22]. В Священном Коране об этом сказано так:

«[Дьявол был полон желания отомстить, накликая на себя очередные неприятности, но и участвуя тем самым в глубоком замысле Бога.] Шепотом (на уровне души) он сказал Адаму: «Послушай, хочешь, я покажу тебе дерево вечности и власти, которая не возымеет конца (ты станешь бесконечно богатым) [лишь вкусив плод с него]?» (Св. Коран, 20:120).

Богословские предположения о том, в каком именно Раю пребывали Адам и Ева до изгнания оттуда

  • По мнению большинства ученых-богословов, это был тот же Рай, в который войдут верующие люди. Такое предположение они сделали, исходя из того, что в аяте не содержится какого-либо уточнения, но имеется обобщенное указание на Рай, а говоря о Рае, как правило, подразумевается Рай в вечной обители.
  • По мнению других, это был некий временный Рай на земле, созданный специально для Адама и Евы. Поскольку, по их мнению, в этом Раю имелось ограничение, связанное с запретным деревом, а также ввиду того, что Иблис имел возможность входить в него[23].

О раскаянии Адама и Евы в совершенном ослушании перед Всевышним

После того как Адам и Ева поняли всю серьезность своего ослушания, они сразу же поспешили раскаяться перед Всевышним. Признав свою ошибку и желая вернуться обратно к покорности перед Ним, они взмолились Ему о прощении и помиловании. В Священном Коране об этом сказано так:

«Они [Адам и Ева] взмолились: «Господи, мы согрешили! Если Ты не простишь нас и не помилуешь, тогда — пропащие мы, погибнем» (Св. Коран, 7:23).

Тут важно отметить, что, согласно некоторым богословским предположениям, вышеприведенную мольбу о прощении Адам и Ева получили от самого Всевышнего, поскольку самостоятельно о подобной мольбе знать не могли[24]. Именно так, по мнению богословов, следует понимать нижеследующий аят:

«Адам получил от Господа слова [молитвы, взмолился о прощении вместе с Евой] и был прощен [и оба были прощены]. Воистину, Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 2:37).

Вышесказанное также подтверждается другим аятом, в котором сказано:

«Затем [после того, как Адам осознал свой проступок и раскаялся вместе с Евой] Господь избрал его [приблизил], простил [как и ее] и наставил на верный путь [повторно, укрепив пророка в непогрешимости]» (Св. Коран, 20:122).

О том, как Адам и Ева были спущены из райской обители на землю

После того как Адам и Ева ослушались своего Господа, они были спущены из райской обители на землю. Там они оказались в совершенно иных условиях, в которых им теперь предстояло жить. В Священном Коране на этот счет сказано так:

«[Господь простил их и] сказал: «Спускайтесь [на землю, отныне] вы являетесь врагами друг для друга. [Сатана, Дьявол — враг человека навечно.] Земля для вас — место временного пребывания, где будет все необходимое для вашей жизнедеятельности» (Св. Коран, 7:24).

Об изгнании Адама и Евы упоминается и в некоторых изречениях пророка Мухаммада. Так, например, в одном из его изречений, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается: «Лучший день, над которым восходит солнце, – пятница. В этот день был сотворен [прародитель человечества пророк] Адам. В этот [же] день [недели] он был введен в Рай. И в этот [же] день он был выведен из него. Час [всеобщее Воскрешение из мертвых после Конца Света] наступит именно в пятницу»[25].

О споре, который состоялся между пророком Мусой и Адамом

«[Однажды во вневременном пространстве] Муса (Моисей) поспорил с Адамом. Муса сказал: «Ты тот, кто своим грехом вывел людей [все человечество] из Рая и [тем самым] сделал его несчастным». На это Адам ответил: «Муса (Моисей)! Ты тот, кого Аллах (Бог, Господь) избрал [из всех людей твоей эпохи], сделав пророком Своим, и с кем говорил напрямую [без посредничества ангела]! Как ты можешь упрекать меня в том, что было определено для меня Богом [еще] до моего сотворения?». Затем пророк Мухаммад продолжил, сказав: «Таким образом Адам одержал верх в споре с Мусой (Моисеем)»[26]. Есть вещи, которых не избежать, но ты отвечаешь лишь за собственный выбор[27]. И если он оказался неверным или даже греховным, ты, пока жив, можешь раскаяться пред Богом и все исправить[28]. Не оправдывайся перед людьми, а раскаивайся и в корне, поэтапно преображайся пред Творцом!

История о двух сыновьях Адама

В Священном Коране имеется аят, в котором повествуется о двух сыновьях Адама. Одного из них звали Кабиль (Каин), а другого Хабиль (Авель). Сыновья Адама сделали пожертвование во имя Всевышнего, однако у Хабиля оно было принято, а у Кабиля нет. Это, согласно аяту, вызвало сильный гнев и зависть у Кабиля, что побудило его совершить грех. Тем самым он стал первым человеком на земле, который совершил преступление[29].

В Священном Коране об этом говорится так:

«Расскажи [о Мухаммад] им [людям] историю о двух сыновьях [праотца человечества] Адама с истиной [вестью от Бога, которая правдива и назидательна]. Принесли они [Кабиль и Хабиль (Каин и Авель)] пожертвование [во имя Бога: Хабиль (Авель) — лучшего из своего стада барана, а Кабиль (Каин) — немного колосьев пшеницы со своего поля, но принес то, что похуже]. От одного [от Хабиля (Авеля)] пожертвование было принято, а от другого — нет. [Кабиль (Каин) возмутился, и проснулась в нем зависть к брату. Тогда он выждал подходящий момент, когда их отец Адам удалился, и] воскликнул [в адрес Хабиля (Авеля)]: «Я убью тебя!» Тот ответил: «Аллах (Бог, Господь) принимает лишь от набожных (Св. Коран, 5:27).

Более подробное богословское предположение о том, что именно заставило Кабиля совершить убийство своего родного брата

Самой распространенной версией является следующая. У первой пары, Адама и Евы, рождались двойняшки разных полов — мальчик и девочка, которые, по указанию Всевышнего, женились (выходили замуж) на тех, кто рождался после них — опять же двойняшки, мальчик и девочка. Когда пришло время женить Кабиля и Хабиля, Адам собирался поступить именно таким образом, однако Кабиль отказался следовать этому указанию Всевышнего и не желал брать в жены сестру-двойняшку Хабиля, а желал жениться только на своей сестре-двойняшке, поскольку она была намного красивее и привлекательнее. Все попытки Адама отговорить Кабиля завершились безуспешно. Поэтому Адам предложил разрешить спор посредством жертвоприношения. Сыновья согласились на такое предложение, и Кабиль принес в жертву лишь небольшое количество колосьев пшеницы, а Хабиль – одного самого лучшего барана из своего стада. Их жертвоприношение завершилось тем, что у Хабиля оно было принято, а у Кабиля нет. Это ввело Кабиля в еще большую ярость, отчего он произнес: «Я убью тебя, Хабиль, и не дам тебе взять в жены мою сестру!»[30].

Реакция Хабиля на угрозу Кабиля о расправе над ним

Хабиль был благонравным и богобоязненным человеком. Он хорошо понимал, что, отвечая злом на зло, ситуация только усугубится. Об этом в Священном Коране сказано так:

«[Клянусь] если ты протянешь руку, чтобы убить меня, я не протяну свою для убийства тебя. Воистину, я боюсь Аллаха (Бога), Господа миров. [Если убьешь меня, тогда] вернешься ты [к Богу] с моим и со своим грехом [с грехом убийства меня и всеми своими прежними грехами], а в итоге станешь одним из обитателей Ада. Это [адская обитель] — участь тиранов [притеснителей, очевидных злодеев и грешников]» (Св. Коран, 5:28, 29).

Решительный отказ Хабиля от подобной же реакции на угрозу Кабиля, как это приводится в вышеприведенном аяте, по мнению ученых-богословов, может объясняться также тем, что он хорошо понимал, что ответить подобным обернется тяжелой ответственностью перед Всевышним в День Суда. Это подтверждается изречением пророка Мухаммада, в котором сказано: «Если два мусульманина встретятся мечами (направят оружие друг против друга), то они оба [после Конца Света и Судного Дня] окажутся в Аду». Сподвижники уточнили: «С убийцей понятно, а как же тот, кого убили?!» — «Поистине, он [также] хотел убить другого [просто не смог этого осуществить]», — ответил посланник Божий[31].

О том, как ворон показал Кабилю, что нужно делать с трупом

Убив Хабиля, Кабиль не знал, что делать с его телом. Так продолжалось до тех пор, пока по воле Всевышнего на его глазах не подрались два ворона. В ходе этой драки один из них одержал верх над другим, убив его. После этого ворон, одержавший верх, стал выкапывать яму в земле, в которою затолкнул убитого ворона, и таким образом совершил своего рода погребение. Увидев это, Кабиль понял, что с телом убитого брата он должен поступить точно так же[32]. В Священном Коране сказано:

«Побудила (заставила) [придав смелости] душа его [Кабиля (Каина)] к убийству [родного] брата, и он убил его, а наутро стал потерявшим все [мирское спокойствие и удовлетворение, а также вечное благополучие. Он был растерян, не зная, что делать с бездыханным телом].

Аллах (Бог, Господь) отправил ворона, который стал копать в земле [раскапывать клювом и когтями могилу для своего мертвого сородича-ворона], для того чтобы показать ему [Кабилю (Каину)], как похоронить (скрыть) тело брата.

[Кабиль (Каин), увидев ворона] воскликнул: «О горе мне, разве я не могу быть как этот ворон [не мог раньше додуматься до этого] и закопать (скрыть) тело брата?!» Наутро он стал опечаленным [как и любой другой грешник: сегодня совершает грех, не думая о последствиях, а назавтра жалеет о содеянном. Но Кабиля (Каина) больше печалил не поступок (ведь он не раскаялся в содеянном), а отсутствие чувства удовлетворения от совершенного и то, что тело брата ему пришлось нести очень долго на себе, не ведая о том, что с ним делать, пока не встретился ему на пути ворон]» (Св. Коран, 5:30, 31).

Важно отметить, что греховность поступка Кабиля, убившего родного брата, настолько велика, что грех за подобное деяние записывается ему и по нынешний день. Это подтверждается изречением пророка Мухаммада: «Грех бесправного убиения человека ложится не только на самого убийцу [в «объеме» подобном тому, как если бы убил он все человечество], но и на того, кто явился родоначальником данного [страшного] преступления, — одного из двух сыновей прародителя Адама. Ведь именно он ввел в практику данную сунну (проложил тропу этому злодеянию)[33]«[34].

Согласно разным преданиям, Адам прожил долгую жизнь, оставив после себя большое количество потомков. Говорится, что он еще при жизни застал многих своих внуков и правнуков, а также их детей. Среди его сыновей были и те, кому он передал свои пророческие знания. Они в свою очередь стали продолжателями его пророческой миссии на земле[35].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 22.

[2] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 22.

[4] «Сказал [Господь миров]: «Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственными руками [самолично, по Своей Божественной воле]?! Ты возгордился, посчитал себя выше этого?!» [Дьявол] ответил: «Я лучше, чем он. Ведь Ты [Боже] сотворил меня [изначально] из огня, а его (человека) — [всего лишь] из глины!» (Св. Коран, 38:75, 76).

[5] «Нет сомнений в том, что Мессия, ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха (посланником Божьим) и Словом Его, ниспосланным Марьям (Марии), Духом от Него [Господа миров]» (см. Св. Коран, 4:171); «И [вспомни Марию], которая сохранила свое целомудрие (девственность). Мы вдохнули в нее Духом Нашим [ангелом Джабраилом (Гавриилом)] и сделали ее саму, а также ее сына знамением для всех миров [ведь Иисус стал единственным за всю историю человечества, который родился, не имея отца, причем в какой бы ни было форме — ни человеческого, ни Божественного]» (Св. Коран, 21:91).

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1350, хадис № 4476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 202, хадис № 4476.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2053, хадис № 6565; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 509, хадис № 6565 и пояснение к нему.

[8] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 25.

[9] «И сотворил [чудесным образом] джиннов [прародителей мира джиннов] из чистого пламени огня [высокой температуры, без дыма]» (Св. Коран, 55:15).

[10] «Мы сотворили человека [праотца человечества Адама] из глины, ровной (гладкой) грязи [преобразовав земляную глину]» (Св. Коран, 15:26); «Он [Господь миров, чудесным образом] сотворил человека [прародителей человечества] из гончарной (белой) глины, подобно гончарному изделию (глиняной посуде)» (Св. Коран, 55:14).

[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1199, хадис № 60–(2996).

[12] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 26.

[13] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 26, 27.

[15] У мужчин также имеется некая природная «изогнутость» характера, так как Адам и Ева были сотворены Господом миров из одной квинтэссенции. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 315.

В Священном Коране сказано: «О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного, но при этом умея полно, ярко жить], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Творца, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] большое количество мужчин и женщин» (см. Св. Коран, 4:1).

«Он Тот, Кто сотворил вас из одной души [из одной квинтэссенции] и сотворил из нее ей пару [то есть человечество началось, по воле Господа, с сотворения Адама и Евы], чтобы было им вместе спокойнее (уютнее, чтобы было к кому испытывать симпатию, чувствовать влечение; любить; делиться сокровенным, находить утешение, разделять радость)» (см. Св. Коран, 7:189).

[16] В одном из достоверных хадисов поясняется: «Если начнешь [упорно] выравнивать ее, то сломаешь. Ломание ее — это развод с нею». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 59–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадис № 59–(1468); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадис № 2111, «сахих».

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 65–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 65–(1468); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 370, хадис № 1191, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.

Также см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадисы № 59–(1468) и № 60–(1468); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 668, 669; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314, хадис № 5186; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадисы № 2111 и 2112, оба «сахих».

[18] Именно образно говоря, а не фактически. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 232, пояснение к хадису № 1/275.

[19] В комментариях к хадису приводится мнение, что здесь подразумевается ее язык (сплетни, клевета, ложь и т. п.). См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 454, пояснение к хадису № 3331.

Хотя отмечу, что в век Интернета и соцсетей мужчины в этом не особо отличаются от женщин.

[20] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5186.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1024, хадис № 3331.

[21] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 29, 30.

(ОБНОВЛЕНО) Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ

Рассказ про Адама — отца всего человечества

Аллах всегда был, и не было ничего прежде Него. Он всегда совершает, что пожелает. Нет такого времени, когда бы дела или слова происходили без воли и желания Аллаха, согласно Его Мудрости.

Аллах Справедлив во всех Своих предопределениях, а также в том, что узаконил для Своих рабов. Когда всеобъемлющая мудрость, знание и нескончаемая милость Аллаха потребовали создания Адама, отца всего человечества, которому Аллах отдал предпочтение перед другими творениями, Он сказал ангелам:

«Я установлю на земле наместника»,

который станет преемником творений, о которых известно лишь Аллаху.

«Они (ангелы) сказали: “Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь…”»

Ангелы задали этот вопрос, восхваляя и прославляя своего Господа, полагая, что, быть может, Он сотворит творение, нрав которого будет схож с предшествующими творениями, которые также распространяли нечестия и проливали кровь на земле; или же, быть может, Всевышний Аллах сообщил им об Адаме и его грешных потомках, и поэтому ангелы задали подобный вопрос. Тогда Аллах ответил ангелам:

«Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».

Воистину, Его знание объемлет всякую вещь, и Он знал о том несчетном благе, которое повлечет за собой создание рода человеческого. Всевышний сообщил им о том, что Он обладает полным знанием и что обязательным является признание этого всеобъемлющего знания и мудрости, которые подразумевают, что Он не создает ничего попусту без какой-либо мудрости. Потом Он разъяснил им подробнее сотворение Адама — что Он сотворил его Своей Рукой, почтив его тем самым перед всеми остальными творениями. Он взял горсть с каждой земли, от мягкой-ровной, неровной-твердой, с хорошей-плодотворной и плохой-неплодородной, чтобы затем его потомство имело те же качества.

Сначала Адам был землей, затем Он добавил к ней воды, и она превратилась в глину. За то долгое время, пока грязь оставалась в воде, она стала гладкой, темной глиной. После того, как Всевышний придал ему нужный облик, Он высушил его, и Адам стал подобен гончарному изделию, которое издает звук, если постучать по нему. На всех этих стадиях Адам был плотью без души. После того, как завершилось сотворение его плоти, Аллах вдохнул в него дух. Тогда мертвая плоть из глины превратилась в живое существо, состоящее из костей, мяса, нервных окончаний и жил. Таким образом, душа является истинной сущностью человека. Аллах создал и подготовил человека для приобретения всех видов знания и всевозможных благ. Затем Он завершил свою милость по отношению к человеку и научил его именам всякой вещи.

Полноценные и подлинные знания приводят к совершенству нрава. Поэтому Аллах пожелал показать ангелам совершенство этого нового творения, представив им некоторые вещи с определенными названиями и сказав:

«Назовите мне их имена, если вы говорите правду».

Это идет в противовес вашим первым словам (о ангелы), которыми вы хотели выразить, что лучше было бы не создавать это творение. Однако, им лишь показалось это тогда, когда они еще не знали, какими достоинствами будет обладать человек. Ангелы (мир им) не смогли назвать имена этих вещей и поэтому сказали:

«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый».

Тогда Аллах сказал:

«“О Адам! Поведай им об именах (этих вещей)”. Когда Адам поведал ангелам об именах этих вещей»,

Ангелы засвидетельствовали совершенство этого творения и его знаний, о которых они даже не догадывались. Теперь же они узнали об этом в подробностях, засвидетельствовали абсолютную мудрость Аллаха и стали проявлять к Адаму большое уважение. Однако, Аллах захотел, чтобы ангелы показали это уважение к Адаму как внешне, так и внутренне, и поэтому Он сказал ангелам:

«Падите ниц перед Адамом»,

показав тем самым свой почет и уважение Адаму, а также поклоняясь тем самым своему Господу, подчиняясь, любя и унижаясь перед Ним, выполняя Его повеления. Все ангелы поспешили исполнить приказ Аллаха и все вместе пали ниц. Иблис находился среди них, поэтому приказ был также обращен и к нему. Его происхождение отличалось от происхождения ангелов, ведь он был джинном, созданным из пламени без дыма, и не был никогда ангелом.

Он скрывал в себе неверие по отношению к Аллаху и зависть к новому творению — человеку, которого Аллах почтил и возвысил. Высокомерие и неверие Иблиса подтолкнули его к тому, что он отказался совершить земной поклон Адаму, проявив тем самым неверие Аллаху и возгордившись. Но он не ограничился простым отказом, вдобавок он выразил протест своему Господу, умалив Его мудрость. Он сказал:

«Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины».

Аллах сказал ему:

«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?»

Неверие, гордыня, отказ от подчинения и сильная ненависть стали причинами, по которым он был изгнан из рая и проклят. Аллах сказал ему:

«Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты — один из униженных».

Ничтожный сатана не подчинился своему Господу и не покаялся за свой грех. Напротив, он выступил против Аллаха, препираясь и категорично настроившись на вражду с Адамом и его потомством. Когда он узнал, что ему предписаны вечные мучения, то поспешил призвать потомство Адама своими словами, делами и войском, чтобы они тоже стали принадлежать к числу его сборища, которое будет вечно гореть в Аду. Он сказал:

«Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены»,

Всевышний Аллах, в соответствии со Своей мудростью, создал людей разными: как с хорошими нравственными качествами, так и с плохими. По этой причине люди должны были быть подвергнуты испытанию и проверке, дабы была проведена четкая грань между добродетелями и благонравными, между скверными и последовавшими своим страстям людьми.

Одним же из главных испытаний для людей является то, что Аллах дал возможность этому врагу человека, сатане, призывать людей ко всевозможному злу.

Поэтому Всевышний ответил ему:

«Воистину, ты — один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определен».

Он сказал своему Господу, открыто заявив о своем ослушании и вражде к Адаму и его потомству:

«За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными».

Иблис сказал это, основываясь на своем предположении, т. к. он знал сущность человека.

«Предположение Иблиса относительно них оказалось правдивым, и они последовали за ним, за исключением группы верующих».

Аллах предоставил Иблису возможность плести козни против Адама и его потомства, чего тот так желал. Аллах сказал ему:

«Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием. Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания сатаны — всего лишь обольщение».

То есть, если сможешь, то сбивай их с пути, чтобы они давали своим детям неправильное воспитание, чтобы расходовали и зарабатывали свое имущество нечестивым путем.

Будь их соучастником, когда они едят, пьют или же имеют интимные отношения, не поминая при этом имени Аллаха. Давай им обещания, т. е. науськивай их, чтобы они посчитали ложным День воскресенья и воздаяния и не совершали никаких благих дел. Запугивай их своими приближенными и отдаляй их от богоугодных расходований, внушая им скупость и разврат. О явный враг, ты сам не сможешь сбить никого с истинного пути, если Аллах не пожелает этого.

Аллах дал эту ограниченную власть сатане в соответствии с великой мудростью и знанием сокровенного. Посредством этой власти и козней сатаны зло нечестивцев и их скверный нрав проявятся и станут очевидными для всех. Аллах выразит безразличие по отношению к ним, ибо они сами последовали по пути сатаны и предпочли истине заблуждение.

Что же касается избранных потомков Адама, к которым относятся пророки и их последователи из числа правдивых, искренних праведников и верующих, то Всевышний Аллах не дал этому врагу власти над ними. Напротив, Он защитил их неприступной оградой, а именно — Своим покровительством. Он снабдил их оружием, которому не может противостоять их враг, — это полная вера в Аллаха и сильное упование на Него.

«Воистину, он (сатана) не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа».

Вместе с тем Он помог им противостоять этому явному врагу многими способами — ниспослал им Свои писания, которые содержат в себе полезные знания, устрашающие предостережения, побуждающие к совершению благих дел и предостерегающие от совершения дурных. Он отправил к ним посланников добрыми вестниками о близкой награде для тех, кто уверовал в Аллаха и повиновался Ему, а также увещевателями, предостерегающими от различных наказаний для тех, кто не уверовал, счел ложью религию и отвернулся. Кроме того, Всевышний обещал, что тот, кто последует по Его истинному пути, с которым Он низвел Свои Писания и отправил Своих посланников, тот не заблудится в мирской жизни и не окажется в числе несчастных в Вечной обители, его не охватят страх и печаль. Аллах указал рабам в Своих Писаниях и через уста Своих посланников, на что им следует обращать внимание, чтобы защититься от этого явного врага. Аллах разъяснил рабам, к чему призывает сатана, и методы, к которым он прибегает, чтобы сбить людей с прямого пути.

Подобно тому, как Он разъяснил это своим рабам, Он также указал им на то, как они могут уберечься от зла сатаны и его искушений. Всевышний помог им Своим предопределением, без которого бы они не справились. Ведь когда люди прилагают все усилия и просят помощи у Своего Господа, для них упрощаются пути, ведущие к желаемой цели.

Затем Всевышний Аллах завершил Свою милость по отношению к Адаму и создал для него супругу Хаву (Еву), подобную ему, чтобы он мог найти в ней успокоение, а также для претворения в жизнь многих других задач, подобно женитьбе, взаимной любви и размножению потомства. Всевышний Аллах сказал ему и его супруге: «Воистину, сатана ваш враг, остерегайтесь же его, как можете, чтобы он не вывел вас из Рая, в котором Аллах поселил вас. Аллах дозволил вам наслаждаться всеми плодами Рая и всем, что в нем есть, за исключением одного дерева, с которого Он не дозволил вам вкушать».

Аллах сказал им:

«Ешьте, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь беззаконниками».

Аллах сказал Адаму о наслаждениях, уготованных для него в этом Рае:

«В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя».

Они прожили в Раю, наслаждаясь его прелестями, столько, сколько пожелал Аллах, а в это время их враг наблюдал за ними и выжидал возможность, чтобы искусить их. Когда он увидел радость Адама от пребывания в этом Раю и его великое желание, чтобы все это продолжалось и дальше, он подошел к нему в образе доброго, искреннего друга и сказал: «О Адам, не указать ли тебе на дерево, вкусив от которого ты навсегда останешься в этом Раю и вечно сможешь пользоваться его благами, которые не иссякают?»

Он продолжал наущать, приукрашивать, соблазнять, обещать и искушать их, выдавая великий обман за искренние советы. Он продолжал свои наущения, пока он соблазнил их, и они вкусили от этого дерева, плоды которого Аллах сделал запретными для них. После того, как они вкусили от этого дерева, их срамные места, которые были скрыты от них прежде, обнаружились и стали видны им. Тогда они начали прикрывать свои срамные места листьями Рая, стараясь налепить их на свои обнаженные тела вместо одежды. Их охватило чувство растерянности и сожаления. Они поняли, что их постигло наказание за ослушание повеления Аллаха. Тогда их Господь воззвал к ним:

«Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что сатана для вас — явный враг?»

Аллах внушил их сердцам полное покаяние и искреннее раскаяние в содеянном, и

«Адам принял слова (покаяния, внушенные ему) от своего Господа»,

и тогда Адам с Евой воззвали:

«Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон».

Аллах принял их покаяние и простил грех, в который они впали. Однако, последствие за этот грех, от которого предостерегал Аллах — а именно выход из Рая в том случае, если они вкусят от этого дерева, — должно было непременно произойти. Поэтому они вышли оттуда и поселились на Земле, где добру будет всегда противостоять зло, а радости — печаль.

Затем Аллах сообщил Адаму и Еве, что Он непременно испытает их и их потомство, а также пообещал благой исход, который окажется лучше прежнего для тех, кто уверует и будет творить благие дела. Для того же, кто сочтет Божие послание ложью и отвернется, уготованы вечное горе и мучения. Аллах предостерег человеческое потомство от сатаны, сказав:

«О сыны Адама! Не позволяйте сатане совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших прародителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите».

Аллах заменил для людей покрывало, которое сатана сорвал с их прародителей, на одежду, скрывающую их срамные места и украшающую их в этой жизни. Однако, есть одеяние прекраснее этого, а именно — это одеяние богобоязненности, которое является одеянием для сердца и души, облачающим их верой и искренностью, покаянием, а также всеми прекрасными нравами, и очищающим их от всякой скверны.

Затем Аллах создал от Адама и Евы множество мужчин и женщин, которых Он поселил на Земле и сделал их наместниками на ней, чтобы проверить, какими будут их деяния.

Извлекаемые из этого рассказа полезные сведения, связанные с основами религии и с ее ответвлениями. Нравственные и воспитательные поучения этого рассказа.

    1. Аллах упомянул эту великую историю во многих ясных аятах Своего Писания, в которых нет ни малейшего сомнения или недопонимания. Это одна из величайших историй, о которой рассказывали все посланники и которая была описана во всех небесных писаниях. В нее уверовали все последователи пророков из ранних и поздних поколений. И только относительно недавно появилось скверное движение безбожников-атеистов, отрицающих все небесные послания, с которым пришли божественные пророки. Они также стали отрицать существование самого Творца и все религиозные учения, веря только в естественные науки, которые способны осознать их ограниченные умы.

Опираясь на свою атеистическую идеологию, которая является самой отдаленной от истины, как с точки зрения шариата, так и с точки зрения разума, они отрицают Адама, Хаву (Еву) и все то, что поведали о них Аллах и Его посланник. Они считают, что человек ранее был животным, обезьяной или подобным обезьяне, до тех пор, пока он не эволюционировал до своего настоящего состояния. Они ослеплены этой ошибочной идеологией, построенной на предположениях разума, который является порочным в своей основе. По этой причине они оставили все достоверные науки, и в особенности то, с чем пришли посланники. Правдивы слова Всевышнего о них:

«Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них, и тогда их поразило наказание, над которым они прежде издевались».

Положение этих людей является очевидным для всех мусульман и всех тех, кто убежден в существовании Создателя. Они знают, что атеисты являются самыми заблудшими из всех людей. Однако, эта атеистическая идеология смогла частично распространиться среди части мусульман, которые под ее влиянием и основываясь на ее принципах стали искажать смысл божественных писаний. Так, некоторые из них растолковали земной поклон ангелов Адаму как подчинение этого мира человечеству. Данные люди стали утверждать, что Аллах подчинил все земные богатства, полезные ископаемые и другие природные ресурсы человечеству и что именно в этом заключается смысл земного поклона ангелов.

Для человека, верующего в Аллаха и в Судный День, понятно, что подобное толкование, основанное на этой абсурдной теории эволюции, откровенно искажает очевидный смысл писания Аллаха. В действительности, нет разницы между подобным искажением смыслов писания Аллаха и искажением сект батынитов и карамитов [1] . Если истолковать этот рассказ таким образом, то точно так же можно будет исказить и истолковать все другие рассказы Корана. Тогда Коран, являющийся разъяснением всякой вещи, руководством и милостью, превратится в книгу символов, которую сможет расшифровывать по своему желанию любой враг Ислама. Таким образом, Коран исказится, прямой путь, изложенный в нем, обернется заблуждением, а милость — наказанием. Пречист ты, о Аллах, все это является великой клеветой!

Верующему достаточно просто прочитать то, что Аллах поведал нам об Адаме и поклоне ангелов ему, для того, чтобы осознать ложность этих скверных толкований. Прочитав эти аяты, верующий поймет: это абсолютно противоречит тому, что подразумевали Аллах и Его посланник. Даже если его товарищи начнут приукрашивать для него эти заблудшие мысли, приводить разные высказывания по этому поводу и склонять его к следованию за теми, о ком он хорошего мнения, то верующий все равно не оставит свою веру и книгу своего Господа из-за подобной вводящей в заблуждение пропаганды или из-за обманутых ею последователей.

    1. Достоинство знания. Когда ангелам стало очевидно, что Адам превосходит их в знаниях, они поняли его совершенство и то, что он заслуживает почитания и уважения.
    2. Тот, кого Аллах одарил знанием, должен признать эту великую милость и всегда помнить о ней. Он должен говорить то, что говорили ангелы и посланники:

«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас» (Коран, 2:32), — и должен остерегаться того, чтобы говорить без знания. Ведь, поистине, знание — это самый великий дар, и благодарностью за этот дар является признательность Аллаху за то, что Он одарил этой милостью, восхваление Его за это и обучение других незнающих людей. Человек должен говорить только о том, что он знает, и молчать о том, что ему неизвестно.

    1. Аллах сделал этот рассказ уроком для нас, дав нам понять, что зависть, гордыня и ненасытность являются одними из самых опасных нравов человека. Ведь ты увидел, к чему привели Иблиса его высокомерие и зависть по отношению к Адаму. В то же время, ненасытность Адама и его жены привело их к тому, что они вкусили от плодов дерева, и если бы не милость Аллаха к ним, то это привело бы их к погибели. Однако, милость Аллаха делает полноценным того, у кого есть недостаток, поддерживает поникшего, спасает обреченного на погибель и поднимает падшего.
    2. Если раб согрешил, то ему надлежит поспешить с покаянием и признанием своего греха. Он должен сказать от чистого сердца и с искренним раскаянием то, что сказали наши прародители Адам и Ева. Аллах описал нам то, каким образом они покаялись, только лишь для того, чтобы, если мы совершили грехи, мы последовали их примеру. В этом случае мы сможем обрести счастье и спастись от погибели.
    3. Всевышний Аллах сообщил нам об угрозах сатаны по отношению к нам и его твердом намерении сбить нас с прямого пути всеми возможными способами только лишь для того, чтобы мы были готовы дать отпор этому врагу, который проявляет столь огромную, глубокую вражду по отношению к нам.

Аллах желает, чтобы мы боролись с ним всеми возможными способами, сторонясь путей, шагов и дел, которые могут привести в его сети, чтобы совершали дела, которые укрепят нашу веру, основываясь при этом на достоверных источниках, а также чтобы поминали Аллаха сердцем и прибегали к Нему от сатаны в различных ситуациях.

Губительными орудиями против сатаны являются искренняя вера, сильное упование на Аллаха, принуждение себя к совершению благих дел ради Аллаха, борьба с наущениями сатаны и очищение сердца от скверных мыслей, посредством того, что противоречит им, а именно — это изучение полезных знаний и непреложной истины.

    1. Данный рассказ указывает на подлинность вероубеждения ахлисунны [2] , которые веруют и подтверждают все прекрасные имена и качества Аллаха, о которые Он нам сообщил. Это относится как к всегда присущим ему качествам (сыфат аз-Зат), так и к качествам, связанным с Его желанием (сыфат аль-Аф’аль) [3] .
    2. В рассказе об Адаме имеется ясное подтверждение тому, что у Аллаха действительно имеются две руки:

«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» [4] (Коран, 38:75).

Однако, как сам Аллах не подобен никому из Его творений, так и Его атрибуты не подобны атрибутам творений.

[1] Эти секты являются приверженцами религиозно-философского учения, утверждающего, что в коранических аятах имеются скрытые смыслы, противоречащие ясному смыслу аятов, постичь которые могут только избранные люди (см. аш-Шахристани, «аль-Миляль ва ан-Нихаль», 1/292) (здесь и далее – прим. переводчика).

[2] Известно, что мусульмане после смерти пророка Мухаммада ﷺ разделились на множество сект и течений, каждая из которых исповедует свое вероубеждение — т. е. понимание религии. Однако только следуя вероубеждению, ниспосланному Пророку, можно достигнуть довольства Всевышнего Аллаха и преуспеть в обоих мирах. Поэтому Всевышний Аллах приказал нам строго следовать истинному вероубеждению и предостерег нас от следования иным, ложным и выдуманным людьми вероубеждениям. Всевышний Аллах сказал:

«Таков Мой прямой путь, так следуйте по нему и не следуйте по другим путям, поскольку они собьют вас с Его пути» (Коран, 6:153).

Также Всевышний сказал:

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него» (Коран, 7:3).

Отклонение же от пророческого пути и понимание священных текстов не в соответствии с пониманием Пророка ﷺ и его сподвижников ведет к появлению новых вероубеждений и, соответственно, к возникновению заблудших сект и течений среди мусульман. Пророк ﷺ сообщил нам, что по причине отклонения в вопросах вероубеждения мусульмане разделятся на заблудшие секты и течения, наказанием которых будет адский огонь. Он также сообщил нам, что только последователи пророческого вероубеждения (ахлисунна) спасутся от наказания и удостоятся довольства Аллаха.

Пророк ﷺ говорил: «Моя община разделится на 73 течения, все они окажутся в аду, кроме одной». Тогда сподвижники спросили: «Кто они, о посланник Аллаха?» — на что он ответил: «Это те, кто последовал за мной и за моими сподвижниками».

В другой версии этого хадиса: «…и только одно течение окажется в раю: сплоченная община (джамаат)». То есть последователи истинного вероубеждения «ахлю ас-сунна ва аль-джамаа», или просто «ахлисунна».

[3] К всегда присущим качествам Всевышнего Аллаха (сыфат аз-Зат) относятся знание, величие, слух, зрение и т. д. Таким образом, Всевышний Аллах всегда был, есть и будет Всезнающим, Всеслышащим, Всевидящим и Великим Господом.

Что же касается (сыфат аль-Аф’аль) — качества, связанные с Его желанием, — то сюда относится вознесение на Трон (после создания небес и земли), гнев в отношении грешников, радость при покаянии верующего и т. д. Таким образом, не дозволено полагать, что Всевышний Аллах всегда возносится на Свой трон, или всегда гневается, или радуется. Напротив, Аллах возносится, гневается и радуется только тогда, когда Он этого желает. При этом все качества Всевышнего Аллаха совершенны и не подобны качествам творений, ибо

«Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий»

(см. Ибн Усаймин, «аль-Каваид аль-Мусля», 63; и Мухаммад Аман аль-Джами, «ас-Сыфат аль-Иляхия», 203-206).

[4] Выдающийся богослов имам Музани (ум. 264 г. х.) писал в своей книге по разъяснению вероубеждения ахлисунны «Шарх ас-Сунна»: «Затем Всевышний Аллах создал Адама Своими руками и поселил его в Своём Раю». Данные слова имама Музани, наряду с вышеупомянутым аятом, а также многочисленные другие доводы из Корана и Сунны указывают на наличие у Всевышнего Аллаха Рук. При этом последователи ахлисунны считают, как в отношении всех атрибутов Аллаха, так же и в отношении Руки Аллаха, что все Его атрибуты являются истинными, уверовать в которые обязательно, и что человек не может постигнуть образ (кейфия) этих атрибутов своим разумом. Поэтому, когда однажды к имаму Малику (ум. 179 г. х.) пришел человек и спросил: «Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Милостивый вознесся на Трон» (Коран, 20:5).

Каким образом Он это сделал?»

Имам Малик (да помилует его Аллах) ответил ему: «То, что Аллах вознесся на трон, известно. Как Он это сделалнеизвестно. Уверовать в этообязательно. Спрашивать об этомнововведение» (См. Аль-Лялякаи, «Шарх Усуль Итикад Ахли ас-Сунна ва аль-Джамаа» 3/398).

Также в достоверном сборнике хадисов имама Муслима передается, что однажды пророк Адам (мир ему) сказал пророку Мусе (мир ему): «О Муса! Аллах выделил тебя тем, что говорил с тобой без посредников и написал тебе Тору Своей Рукой» (Муслим 2652).

Ибн Умар (да будет доволен Аллах им) сказал: «Аллах создал четыре творения Своими Руками: Трон, Трость, Адама и райские сады Эдема»

(ат-Табари в своем тафсире (2/145), ад-Да́рими в «Опровержении Мирри́си» стр. 261, аль-Бейхаки в «аль-Асма ва ас-Сыфат 2/126», Хаким в «аль-Мустадрак 2/349», сказав: «Этот хадис является достоверным [от Ибн Умара], несмотря на то, что имамы Бухари и Муслим не привели его в своих сборниках достоверных хадисов»).

Шейх Абдуррахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)

Источник: «Тайсир аль-лятыф аль-маннан фи хуласати тафсир аль-Кур’ан», стр. 172

Подготовил: Рамин Муталлим

Дата: 13/1/1442 г. х. — 1/9/2020 г. г.

Все части историй о пророках:


источники:

http://umma.ru/prorok-adam/

http://sunnaportal.com/shejh-saadi-istoriya-o-proroke-adame/