Адабашьян биография Личная Жизнь

Александр Адабашьян — биография, новости, личная жизнь

Александр Адабашьян

Возраст: 76

Александр Артёмович Адабашьян. Родился 10 августа 1945 года в Москве. Советский и российский кинодраматург, художник, киноактёр, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный художник РСФСР (1983), заслуженный деятель искусств РФ (2016).

Александр Адабашьян родился в Москве в семье армян Артёма Адабашьяна и Валентины Бархударовой.

Отец — Артём Карпович Адабашьян, инженер, начальник Главка в Министерстве монтажных и строительных работ.

Мать — Валентина Никитична Бархударова, преподаватель немецкого языка.

Воспитывался в русской культуре, армянским языком не владеет.

В 1969 году поступил на факультет художественной обработки металлов Строгановского училища, которое окончил в 1971 году.

В 1970 году во время летней практики работал на съёмках дипломной работы своего друга Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» как декоратор (под руководством художника-постановщика И. В. Шретер). В качестве художника-постановщика (совместно с Алексеем Родионовым) принял участие в съёмках режиссёрского дебюта Сергея Никоненко — короткометражного фильма «Петрухина фамилия».

«С Никитой Михалковым мы знакомы лет с четырнадцати. И, в отличие от всей нашей детской компании, мы всегда знали чего хотим. Он хотел стать актером и собирался поступать в Щукинское, я — художником и хотел идти в Строгановку. Так и случилось. Потом Никиту выгнали из Щукинского за съемки в кино, что тогда студентам запрещалось, и он перешел во ВГИК. Мы были на четвертых курсах. Никита летом снимал курсовую работу и пригласил меня декоратором. А я все свои киноспециальности начинал не с академического изучения, а работая подмастерьем. Так было и в тот раз: мне посчастливилось работать под руководством замечательного художника Ирины Викторовны Шретер. А сценарии я начал писать с подачи Кончаловского, который позвал меня помогать, хотя я до того никогда ничего не писал. Мне кажется, это самый лучший, хотя и не самый легкий путь», — рассказывал он.

Творческое сотрудничество с Никитой Михалковым продолжилось на съёмках картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» (художник-постановщик), а в следующих фильмах Михалкова Александр Адабашьян выступил также как сценарист («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова», «Очи чёрные»).

Сыграл более сорока эпизодических ролей, создав на экране яркие запоминающиеся образы, такие, как: инженер Тимофеев в «Пяти вечерах», дворецкий Бэрримор в «Собаке Баскервилей», Берлиоз в телесериале «Мастер и Маргарита».

В 1990 году дебютировал в качестве режиссёра, сняв французский фильм «Мадо, до востребования», включённый на Каннском фестивале в программу «Перспективы французского кино» и получивший в ней главный приз.

В 2002 году Адабашьян экранизировал роман Б. Акунина «Азазель». На конечной стадии съёмок возникли разногласия с продюсерами Первого канала, режиссёр не смог отстоять собственную концепцию фильма и снял свою фамилию из титров.

В 1997 году поставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов», а в 1998 — «Хованщину» в театре Ла Скала.

Несколько раз побеждал в телепередаче «Слава Богу, ты пришёл!».

В играх «Форта Боярд» 2004 года играл роль звездочёта Фура.

Занимался дизайном интерьеров, оформил для ресторатора Антона Табакова рестораны «Обломов», «Антонио», «Грибоедов».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

«Художник я по образованию, а все остальное прибавилось. Режиссером я себя не считаю, поскольку режиссура, на мой взгляд, это не профессия, это склад характера. Все хорошие режиссеры, с которыми я сталкивался, по натуре лидеры. Режиссером может быть только человек, который твердо убежден, что его видение мира, его взгляд на мир — единственно правильный и уникальный. Это как в поэзии. Если поэт не уверен, что его описание заката, восхода, любви или, скажем, роз неповторимо, — он не поэт, потому что до него все это уже было не раз замечательно описано», — говорил Адабашьян.

«Я не считаю себя человеком талантливым. Совершенно искренне считаю себя человеком средних способностей. Но благодаря тому, что встретился в жизни с хорошими учителями, я смог кое-что сделать в жизни», — отмечал кинодеятель.

«Интеллигенция — крайне размытое понятие. В советское время интеллигенцией называли всякого, кто не занимается физическим трудом. В наши дни, кажется, за этим словом автоматически стоит понятие «либеральная интеллигенция». Интеллигент должен все время быть в оппозиции к власти, быть все время против всего, быть ориентированным на что-то более прогрессивное, а именно на что-то западное. Ведь именно там находятся настоящие либеральные ценности. И главное его занятие — это бесплодная болтовня. Так вот, в этом смысле я себя интеллигентом не считаю», — указывал Александр Артёмович.

Рост Александра Адабашьяна: 163 сантиметра.

Личная жизнь Александра Адабашьяна:

Первая жена — Марина Лебешева (сестра Павла Лебешева).

Вторая жена — Екатерина Шадрина (работала ассистентом художника по костюмам у Михалкова в «Пяти вечерах» и у Сергея Соловьева в «Спасателе»). Дочь — Александра, окончила греко-византийское отделение филологического факультета МГУ, родила дочь Екатерину — внучку Адабашьяна.

Екатерина Шадрина в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Фильмография Александра Адабашьяна:

1968 — 24-25 не возвращается — сотрудник бакинской милиции
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — информатор Брылова
1975 — Раба любви — режиссёр немого кино
1978 — Сибириада — продавец
1979 — Пять вечеров — Тимофеев
1979 — Город принял — Марчелло
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — дворецкий Джон Бэрримор
1981 — Родня — Официант Саня/стекольщик на перроне
1982 — Полёты во сне и наяву — скульптор
1983 — Поцелуй — Сергей фон Раббек
1984 — Два гусара — купец
1986 — Храни меня, мой талисман — мсье Дардье
1986 — Обвиняется свадьба — Борис Горин, тамада
1987 — Очи чёрные — медперсонал в санатории
1992 — Присутствие — эколог
1993 — Настя — представитель министерства культуры
1995 — Московские каникулы — алкоголик
1999 — Президент и его внучка — доктор
2000 — Чёрная комната — муж (новелла «Клеопатра»)
2000 — Бременские музыканты & Co — Осёл-старший
2004 — Год Лошади: Созвездие скорпиона
2004 — Я тебя люблю — фотограф Тарас
2005 — Мастер и Маргарита — Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа
2005 — Счастье ты моё — драматург, муж Верки
2006 — Заколдованный участок — геодезист Михалыч
2006 — Вы не оставите меня — «актив района»
2006 — Девять месяцев
2007 — Игра слов. Переводчица олигарха — отец Ирины
2007 — 12 — судебный пристав
2007 — Джоконда на асфальте — синьор Ванутти
2008 — Домовой — издатель
2008 — Плюс один — мужчина у ларька
2008 — Древние восточные церкви — ведущий
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — партийный функционер
2010 — Человек с бульвара Капуцинок — строитель-философ
2010 — Лиговка — «Филателист»
2010 — Слон
2010 — Поцелуй сквозь стену — Ярило Ольгович Карташов
2010 — Смерть в пенсне, или Наш Чехов — Хорхе
2011 — Московский декамерон — художник по костюмам
2013 — Ку! Кин-дза-дза — робот Абрадокс (озвучивание)
2013 — Пётр Лещенко. Всё, что было. — бармен Поль
2013 — Шерлок Холмс — редактор
2013 — Собачий рай — Борис
2013 — В России идёт снег — мэр
2014 — Солнечный удар — фотограф
2015 — Без границ — фотограф
2016 — Герой — Чиж
2016 — Бедные люди — издатель
2016 — Жили-были мы — дед Данила
2017 — Точки опоры — Яков Моисеевич, антиквар
2018 — Дипломат
2022 — Родители строгого режима

Режиссёрские работы Александра Адабашьяна:

1990 — Мадо, до востребования (номинация на премию «Сезар», Франция)
2002 — Азазель

Сценарные работы Александра Адабашьяна:

1973 — Поклонник
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино (по мотивам произведений А. П. Чехова)
1978 — Транссибирский экспресс
1979 — Пять вечеров (по пьесе А. М. Володина)
1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова)
1983 — Рецепт её молодости
1984 — Воскресные прогулки
1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта
1986 — Мой любимый клоун
1987 — Очи чёрные (по А. П. Чехову)
1988 — История одной бильярдной команды (в соавторстве с С. Аларконом)
1989 — Одинокий охотник
1990 — Испанская актриса для русского министра
1990 — Мадо, до востребования (Франция)
1991 — Агенты КГБ тоже влюбляются
1993 — Настя
1994 — Как два крокодила (Come due coccodrilli, Италия)
1995 — Дом
1996 — Шрам. Покушение на Пиночета (Россия — Чили) (соавтор сценария)
2002 — Фотограф (исп. El Fotógrafo, Чили), в соавторстве с С. Аларконом
2008 — Отцы и дети
2013 — Ку! Кин-дза-дза (соавтор сценария)
2013 — Собачий рай
2014 — Солнечный удар

Работы Александра Адабашьяна как художника:

1970 — Спокойный день в конце войны (с И. В. Шретер)
1971 — Петрухина фамилия (с А. Б. Родионовым)
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих (с И. В. Шретер)
1975 — Раба любви
1976 — Матерь человеческая
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино
1978 — Сибириада
1979 — Пять вечеров
1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1981 — Родня
1982 — Избранные
1983 — Без свидетелей
1987 — Очи чёрные
2008 — Отцы и дети
2013 — Собачий рай

последнее обновление информации: 02.04.2022

Александр Адабашьян: фильмография и личная жизнь

Заслуженный художник РСФСР, признанный мастер кинодраматургии, режиссер и актер, сценарист и просто очень талантливый человек, Александр Артемович Адабашьян, появился на свет почти сразу после Победы, в Москве, 10 августа 1945 года.

Первый послевоенный год хоть и был очень сложным, даже в столице, где, конечно, было легче, чем в небольших городах, особенно в тех, по которым прокатилась война, но все же 45-й был очень тяжелым годом. И при этом бесконечно радостным и счастливым.

Это единство противоположного, настроение послевоенных лет, грусть под улыбкой и слезы сзади смеха, пропитали все творчество Александра Артемовича.

Биография

Александр Артемович появился на свет в семье учительницы немецкого языка и литературы, Бархударовой Валентины Никитичны (1917–1995) и инженера-строителя, Адабашьяна Артёма Карповича (1910–1974), впрочем, отец сделал неплохую карьеру, дослужившись до руководящего поста, а именно до должности начальника Главка в одном из строительных министерств.

Родившись в армянской семье, Александр Артемович провел детство в московских дворах улицы Нижняя Масловка. Дома также говорили по-русски, поэтому армянским языком он не владеет, зато отлично разбирается в национальной кухне.

Школьные годы

Учился Александр Артемович в непростой школе. Это была очень престижная спецшкола с углубленным изучением французского языка, который начинали преподавать детям с первого класса.

Школа №2, позднее ставшая носить имя известного француза — Ромена Роллана, находилась достаточно далеко от дома Адабашьянов. Александру Артемовичу приходилось добираться до нее на трамвае. Как вспоминает он сам, это занятие ему крайне нравилось, настолько, что он даже мечтал стать вагоновожатым или же кондуктором. Впрочем, потом Адабашьян захотел стать клоуном.

В школьные годы Александр Артемович не только зубрил французские глаголы, он посещал художественную школу и театральную студию при общеобразовательной школе. Ребята ставили спектакли на французском языке.

Преподавали в театральном кружке настоящие преподаватели из МХАТа, так сказать, подрабатывали. Благодаря этому, многие спектакли были успешны. Например, постановку «Пчелка», по рассказу Анатоля Франса, пригласили в студию телевизионного театра, находившуюся тогда на площади Журавлева, и транслировали в прямом эфире. Также где-то в архивах телевидения должна сохраниться и запись этого спектакля.

В качестве артиста Александра Артемовича заметили тоже в школьные годы, в постановке «Маленький Принц», по известному произведению Антуана д’Сент-Экзюпери, юноше недвусмысленно намекали, что его уже ждут во МХАТе, но Адабашьян всерьез увлекся живописью и грезил только о профессии художника.

Тогда же, в юные годы, Александр Артемович подружился с Никитой Сергеевичем Михалковым. Познакомились они благодаря тому, что имелся у них общий приятель, Алексей Шашков. В компанию также входили Андрей Юренев и Владимир Грамматиков. Детская дружба сохранилась на всю жизнь.

Кстати, учился Александр Артемович средне, единственная твердая пятерка у него была только по одной дисциплине — по пению.

После школы

Александр Артемович видел для себя единственную профессию – художника, и только одно учебное заведение – Строгановское (Московское высшее художественное училище). Однако поступить с первого раза ему не удается.

Адабашьян не отчаялся и, устроившись на работу в проектный институт, усердно занимался по вечерам на подготовительных, почти ежедневных, курсах, и в 1962-м, наконец-то, стал студентом Строгановки.

Армия

В армию Александра Артемовича забрали со студенческой скамьи, в 1964-м. Адабашьян поступил в армейскую школу сержантов при части (город Кунгур, находящийся под Пермью). Однако его талант художника не остался незамеченным, заканчивал службу Адабашьян при штабе военного корпуса в городе Бологое.

Отдав армии три года жизни, Александр Адабашьян успел примерить погоны артиллериста, танкиста и ракетчика. Причем, находясь в ракетных войсках, он обнаружил, что отлично разбирается в электронике.

Демобилизовался Адабашьян в 1967 году, сразу же вернувшись на 2-й курс Строгановки. Откуда и уходил служить Родине.

Строгановское училище и кино

Кино ворвалось в жизнь Александра Артемовича во время прохождения обязательной летней практики, в конце 4-го курса, в лице его друга детства – Никиты Сергеевича Михалкова. Никита Сергеевич привлек друга к работе в своей дипломной картине – «Спокойный день в конце войны», которую Михалков успешно представил, защитив диплом в 1970-м.

Тогда же, в 1970, Адабашьян начинает работать вместе с А. Родионовым в известном фильме «Петрухина фамилия» как художник.

В 1971 году Александр Артемович заканчивает факультет художественной обработки и конструирования металлов и получает долгожданный диплом Строгановки.

Однако с легкой руки Михалкова кино уже прочно вошло в жизнь Адабашьяна. В 1972 году он уезжает на съемки документального фильма, посвященного теме промышленной кооперации, на этом проекте Александр Артемович осваивает новую специальность – оператора, для этого он устраивается ассистентом и находит нового друга – оператора Павла Лебешева. Дружба вышла очень близкой, участвуя в разных проектах, они вместе объехали пол-России и Прибалтику.

Первый театральный опыт

Стремясь попробовать что-либо новое, Александр Адабашьян устраивается работать в театр ассистентом к А. Зингеру, художнику по костюмам в театре имени К. С. Станиславского, тому самому, который потом станет известным модельером, как в России, так и в Америке. В это же время Адабашьян работает уже самостоятельно — театральным декоратором, под началом художника-постановщика Л. Перцева.

Любовь, свадьба, кино и личное горе

Александр Артемович отдал свое сердце Марине Лебешевой, красавице и сестре его близкого друга. Свадьба была полностью молодежной, и среди гостей был А. Михалков-Кончаловский. Молодые люди нашли друг друга интересными, и, как следствие, Кончаловский в 1973 г. приглашает Адабашьяна принять участие в работе над сценарием будущей картины «Дело важнее, чем жизнь».

Это была «халтура», то есть работа, предназначавшаяся для одной их среднеазиатских киностудий, посвященная отдельной человеческой истории на фоне монокультуры республики и развития хлопковой промышленности.

Таким образом, Андрон Кончаловский стал первым, кто столкнул Адабашьяна с миром сценариев.

В 1975 году всеми любимая сейчас картина Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» получает приз жюри на МКФ, прошедшем в Дели, Адабашьян был на этих съемках художником-постановщиком, там же, когда заболел один из артистов, он впервые попробовал себя в амплуа актера.

В том же, 1975-м, Александр Артемович работает в качестве актера и художника на съемках проекта «Раба любви», в это же время его постигает тяжелая утрата – умирает его супруга.

Повторно женился Александр Артемович в 1978-м. Его избранницей стала студентка одного из училищ, которая подрабатывала ассистенткой художника по костюмам сразу в двух проектах – «Спасатель» С. Соловьёва и «Пять вечеров» Н. Михалкова, Екатерине Шадриной.

Опыт режиссуры

До 1990 года Александр Адабашьян, фото которого вы видите в статье, принимает участие во многих проектах и как сценарист, и как художник, и как актер.

В 1990 году он дебютирует в качестве режиссера с картиной «Мадо, до востребования». Помимо режиссуры, Адабашьян был автором сценария и актером в этом проекте, который снимался за рубежом, и Александру Артемовичу наконец-то пригодился французский язык.

Картина получила множество призов и была выпущена в Париже на DVD, в серии «Коллекция лучших современных французских фильмов».

В 2002-м Александр Артемович берется за экранизацию романа Б. Акунина «Азазель». Однако уже в самом финале работы развивается конфликт с продюсерами, и Адабашьян демонстративно убирает свою фамилию из титров.

Сегодня

Сейчас Александр Адабашьян, фильмы с участием которого полюбились зрителям, совсем не тихий пенсионер. Он продолжает осваивать что-то новое для себя. Например, успешно занимается оформлением интерьеров. Прекрасные залы ресторанов «Обломов», «Клеопатра» на Пресне, «Антонио» — это его работа.

Также он играет небольшие и интересные роли в театре и кино, путешествует, принимает участие в телепередачах и фестивалях.

Александр Адабашьян: фильмография

Придя в кино в 1971-м, сегодня Александр Артемович может похвастаться в общей сложности 139 работами. Среди них, конечно же, сыгранные им роли (например, дворецкого из «Собаки Баскервилей»), сценарии таких хитов нашего кинематографа, как «Неоконченная пьеса для механического пианино» и многих других.

На сегодняшний день находится в производстве целых четыре проекта с его участием.

Личная жизнь

Как правило, помимо творчества, поклонников интересует абсолютно все о своем кумире. Женат ли Александр Адабашьян, рост, вес, количество детей и любовниц и т. п.

Так вот, рост Александра Артемовича – 163 см. Что же касается личной жизни, то он – консерватор. Пережив трагическую смерть первой жены, Марины Лебешевой, вновь женился на Екатерине Шадриной, с которой счастлив и по сей день Александр Адабашьян. Фото с женой, детьми вы можете увидеть в статье.

Адабашьян – не тусовщик и не гуляка, у него крепкий дом, полный семейных традиций и обязательных праздников.

Александр Артемович – счастливый отец двух дочерей и дед шести внуков, причем старшая дочь, Александра, с блеском закончила МГУ, филологический факультет, греко-византийское отделение, а младшая Екатерина пошла по стопам матери.

Адабашьян не затворник, наоборот, в его доме всегда полно гостей, как друзей детства, так и просто коллег и знакомых, а посиделки и споры «за чашкой чаю» часто заходят за полночь.

Конечно же, по всем законам жанра, у семьи Адабашьянов есть дача. Дом находится в Загорянке, Александр Артемович очень любит проводить там время.

Он не любит телевидение, не критикует его, просто находит неинтересным. Любит по много раз перечитывать какую-либо книгу, ходить по даче в валенках и готовить для друзей мясо.

Как сам Александр Артемович о себе говорит – «отстал от времени, сошел на промежуточной станции и застрял там».

Перечисление регалий этого великого человека займет не один час, последняя из его наград – это «Золотой орел», полученный за лучшую работу художника-постановщика (фильм «Жили-были мы») в текущем 2017 году.

Сам же Александр Артемович выделяет из всего звание заслуженного художника РСФСР (1983), заслуженного деятеля культуры (2016) и, конечно же, лучший дебют («Мадо: До востребования») на фестивале «Сезар» в 1991 году.

Александр Адабашьян

Биография

Александр Адабашьян считает себя сначала художником, а потом уже кинематографистом. Он искренне называет себя средне одаренным человеком, которому в жизни повезло с гениальными учителями. Сейчас Александр Артемович остается верен профессии: работает в сфере дизайна, пишет сценарии, снимает фильмы и изредка появляется на экране как актер.

Детство и юность

Александр Адабашьян родился в послевоенной Москве 10 августа 1945 года. Он армянин по национальности, но родного языка не знает, потому что родители с детства воспитывали сына в традициях русской культуры. Мать Валентина Никитична Бархударова преподавала немецкий язык, отец Артем Карпович Адабашьян сначала работал инженером, а затем возглавлял министерский главк.

Александр занимался в спецшколе с углубленным изучением французского языка. Это было престижное учебное заведение, многие выпускники которого позднее стали дипломатами. То же образовательное учреждение окончила и актриса Татьяна Друбич, с которой впоследствии художник несколько раз пересекался на рабочей площадке.

В школьные годы Адабашьян охотно занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке, но главной страстью мальчика было рисование. Саша четко знал, что после школы будет поступать в Строгановское училище.

С первого раза поступить не получилось, и Александр устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной — парня приняли на факультет художественной обработки металлов.

Летнюю практику юноша провел на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Это была дипломная работа Никиты Михалкова, где Александр Артемович создавал декорации. Во многом благодаря влиянию своего друга Никиты Сергеевича Адабашьян и начал работать в кино.

Сценарист и режиссер

В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них «Пять вечеров» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».

Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав с режиссерской работой во Франции. Художник назвал первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо, до востребования», но тот получился далеким от романа-источника, созданного Симоной Арес.

На уточняющие вопросы драматург отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар».

Александр Адабашьян в роли Михаила Берлиоза в фильме «Мастер и Маргарита»

В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым потом объехал 4 континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала». В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера — из длинного перечня фамилий он остановился на Адабашьяне.

Яркой совместной работой с Никитой Михалковым периода «десятых» стал фильм «Солнечный удар», снятый по мотивам одноименного рассказа Ивана Бунина и его же повести «Окаянные дни». Сперва режиссер пригласил к работе над сценарием Владимира Моисеенко, однако после трагического ухода последнего продолжил создание сценария уже в соавторстве с Адабашьяном. Александр Артемович также предстал в картине в эпизодической роли, сыграв фотографа.

Позднее Адабашьян продолжил сотрудничество с режиссером Анной Чернаковой, с которой уже выпустил 2 фильма для детей (один из них основан на совместной книге «Хрустальный ключ, или Жили-были мы»). В 2019 году началась работа над новой картиной «Про Лёлю и Миньку» по мотивам детских рассказов Михаила Зощенко. В 2020 году в рамках проекта телеканала «Культура» «Монолог в 4 частях» мастер поведал публике о деталях творческой биографии, о московском послевоенном детстве и многом другом.

Актерская карьера

Актерская карьера Александра стартовала в 1974 году. Работая над картиной Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» в качестве декоратора, Адабашьян попал в кадр, когда понадобился исполнитель для эпизодической роли. Благодаря счастливой случайности партнерами художника по экрану стали Юрий Богатырев, Константин Райкин, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков.

В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей в фильмографии Александра Артемовича и запоминающиеся, например дворецкий Джон Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса с его культовой фразой «Овсянка, сэр!». На съемках серий о собаке Баскервилей происходило немало забавных историй. В частности, по признанию Адабашьяна, ассистентка, ответственная за приготовление «каши английских аристократов», готовила блюдо настолько вкусно, что тарелки с овсянкой оказывались пустыми до того, как произносилась команда «Мотор!».

Александр Адабашьян в роли дворецкого Джона Бэрримора в фильме «Собака Баскервилей»

Позднее сценарист успел сняться во многих кинопроектах, продолжая оставаться актером второго плана. В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян виртуозно исполнил роль Михаила Берлиоза. Участие в фильмах для детей — еще одна важная составляющая творческой жизни мастера, несмотря на то, что в России практически не существует условий для проката подобных кинолент.

Адабашьян объясняет свой интерес к фильмам такой тематики тем, что в его семье подрастают уже семеро внуков, которые ничего, кроме американского кино, смотреть не хотят. Роли в детских фильмах «Собачий рай», «Жили-были мы» артист считает своим вкладом в воспитание подрастающего поколения.

В 2019 году после небольшого перерыва в актерской карьере Адабашьян приступил к съемкам новых проектов. Он сыграл героя Стасика — молодящегося пожилого человека — в комедии «Дипломат». Роль второго плана досталась Александру Артемовичу в трагикомедии «Оппозиционер».

Личная жизнь

Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Их отношения сложились в ранней молодости. Влюбленные поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной смерти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом — художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместные фото пары в открытом доступе не сохранились.

Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом — у Адабашьяна две дочери, Екатерина и Александра.

Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его командой не соскучишься, а Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.

Александр Адабашьян сейчас

В 2021 году Александр Артемович продолжил работу в кино. В соавторстве с Анной Чернаковой Адабашьян закончил сценарий нового проекта «Катя-Катя» о жизни двух юных Катерин. Молодость первой из героинь, по сценарию, приходится на 1942 год, вторая — жительница XXI столетия. В интервью мастер признался, что делать картины на детскую и подростковую тематику сейчас — коммерчески невыгодный ход, так как прокатчики неохотно берут такие ленты. Но сам он не теряет надежды, что его детские фильмы найдут своего зрителя.

В июле на экраны вышел документальный фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Вместе навсегда», посвященный легендарной многосерийной картине Игоря Масленникова. Режиссер поведал зрителям о тайнах съемочного процесса, рассказал, как проходил кастинг актеров, среди которых оказался и Александр Артемович.


источники:

http://www.syl.ru/article/298936/aleksandr-adabashyan-filmografiya-i-lichnaya-jizn

http://24smi.org/celebrity/1582-aleksandr-adabashyan.html