Абзгильдин Абрек Амирович биография

О чем вел диалог с традицией Абрек Абзгильдин

В галерее «Хазинэ» открылась ретроспективная выставка к 85-летию народного художника Татарстана

В Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка в честь 85-летия со дня рождения народного художника Татарстана Абрека Абзгильдина «Диалог с традицией — Гореф-гадәт белән әңгәмә». Ретроспектива работ художника расположилась сразу в четырех залах, она отражает разные периоды жизни мастера, которому, как отмечают искусствоведы, были по плечу все жанры и стили. Подробности — в материале «Реального времени».

Из шахтеров — в председатели Союза художников

Абрек Абзгильдин родился в 1937 году в небольшом городке Баймак в Башкирии. В Казань он приехал молодым человеком с серьезным жизненным опытом. Как рассказал заслуженный художник Татарстана Григорий Эйдинов, они познакомились в Казанском художественном училище:

— Абрек был своеобразным главой башкирской диаспоры в училище: в тот год поступили сразу четыре будущих художника из соседней республики. Мне на момент поступления было 14 лет, а Абреку 24 года! Только потом я узнал, что он отучился в горно-металлургическом техникуме, служил в армии и работал шахтером. Всегда был спокойный и рассудительный, он и потом оставался таким, когда стал председателем Союза художников Татарстана. А было это буквально на стыке эпох, в самом начале 90-х годов. Должность хлопотная, всегда на виду, на таких и сыплются все «шишки». Кто виноват, кто не сделал, не досмотрел? Конечно, председатель. Со мной он оставался дружен все годы. Возможно, потому что я не примкнул ни к одной из вечно противостоящих групп. Он смог пронести и сохранить наш Союз через это трудное время, которое теперь вспоминается с ностальгией — мы часто собирались вместе, чтобы отметить премии и выставки, поздравить друг друга и чувствовать себя единым целым. Важно сказать, что он не боялся критиковать коллег и учеников, на то и друг, чтобы указать на недостатки. Прислушаешься — и точно, есть что исправить, от этого работа только выигрывает.

Мать Тереза и татарская Мадонна

Работы Абрека Абзгильдина часто обращены к народным традициям. Очень большой цикл картин и декоративно-прикладных произведений посвящен Сабантую, другим национальным праздникам, воспевает поэзию Тукая. Значимую часть творчества занимают портреты, причем своих героев автор изображает в системе символов. Так, сразу привлекает внимание «Посвящение Тарковскому и Параджанову», где режиссеры словно увиты своими мыслями и чаяниями, персонажами из фильмов. Свое видение судьбы Рудольфа Нуриева художник отразил в картине «Прыжок к свободе», а рядом с неистовым танцором, на соседнем портрете — мудрый и щеголеватый Сергей Дягилев, сквозь столетие словно рассматривает — а кто у нас поедет на сезоны в Париж?

— Около 10 лет назад мы в последний раз делали выставку Абрека Абзгильдина, а теперь, после его ухода, мы словно заново знакомимся с его работами, переосмысливаем их. Все они очень разнообразны по жанрам, техникам, философским темам, но все его картины — о своей стране и своем народе. Что сегодня особенно актуально — это две масштабные работы, на которых изображены женщины — Мать Тереза и татарская Мадонна с младенцем. Они символизируют помощь человеку в трудных моментах, радость рождения ребенка, как и рождения поэта. Очень важно сочувствие друг другу одновременно с пониманием трудности ситуации, нам просто необходимо быть вместе, а объединяться лучше всего вокруг искусства. Мне очень жаль, что так мало представлено работ, показывающих Абрека Абзгильдина как монументалиста, сделавшего очень много в архитектуре. Ведь именно монументальную мастерскую он окончил в академии имени Сурикова. Особого внимания заслуживают три глиняных блюда из огромной серии с росписью на тему народных татарских праздников, — рассказала директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.

Отзвуки Древней Греции

Только половина картин с выставки принадлежит Государственному музею изобразительных искусств Татарстана, но и она составляет приличную коллекцию. Вторая половина принадлежит семье художника. Кстати, на выставке представлены сразу два последних приобретения музея у семьи — уже названный «Прыжок к свободе» и одна из ранних работ художника «Мой дворик», на которой явно просматривается подъем от Черного озера по улице Миславского к нынешней Кремлевской, тогда — улице Ленина. Написан он не в привычной манере Абзгильдина, это скорее эксперимент с красками в стиле «модерн». К слову, эксперименты и эклектика — вполне в манере художника. Очень ярко наложение времени и стилей отражено в небольшой работе «Сабантуй» с бегущими мальчиками.

— Мы видим, что здесь художник соединил культуру и историю двух народов — любимый татарский праздник и образы спартанских юношей, которые, как известно, на олимпиадах состязались обнаженными. Согласитесь, что и Сабантуй — своеобразный шаг к высшим спортивным достижениям, турнир силы и ловкости, который тоже имеет древние корни, — отметила хранитель живописи ГМИИ РТ, куратор выставки Айгуль Гатина.

Искусство «раздают» бесплатно

Весь март вход в «Хазинэ» будет бесплатным. Заведующая галереей Алина Шарафутдинова уверена, что такое решение в современных реалиях не только уместно, но и просто необходимо:

— Все знают, что в первый вторник месяца вход всегда бесплатный, и людей очень много приходит, что показывает, насколько искусство сегодня востребовано. Более того, ничто так не объединяет и так не утешает людей, как прекрасное. Очень радует тот факт, что нашу новость широко осветили СМИ и блогеры Татарстана, а Национальный музей РТ последовал нашему примеру — в Дом татарской книги, одно из подразделений музея, в этом месяце тоже можно прийти бесплатно.

Выставка Абрека Абзгильдина продлится ровно месяц, до 3 апреля.

Абзгильдин Абрек Амирович биография

24 декабря 2013 года на 77 году жизни скончался Абрек Амирович Абзгильдин. Буквально на днях его видели на открытии очередной выставки Музея изобразительных искусств.

Он редко пропускал подобные события, скромно устраиваясь где-нибудь в уголке, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.

Он был таким всегда, хотя долгие годы служил начальником от культуры – возглавлял Союз художников нашей республики. Правда, Союз ему достался в трудные годы, когда с пьедестала свергали даже признанных авторитетов.

Абзгильдина выбирали как равного среди равных. Его голос не знал командирских ноток. Он рассматривал свою высокую должность в Союзе как обязанность заботиться о других.

Уйдя с поста председателя правления в 2008 году, он руководил творческой мастерской Академии художеств России в Казани, воспитывал молодую смену художников.

Мы много встречались на разного рода мероприятиях. Он считал своим долгом посещать выставки коллег, даже когда ушел с поста руководителя. Бывал и на других культурных мероприятиях.

В гостях у Ильдара Ханова

Мы особо не общались, поскольку мои журналистские интересы были далеки от изобразительного искусства. И я очень удивилась, когда Абрек Амирович пришел на один из моих юбилеев и подарил мне свою картину.

– Это моя студенческая работа, – сказал он, как бы извиняясь. Видать, сравнил свою скромную по размерам работу с огромным полотном от Министерства внутренних дел республики.

На юбилее не было возможности разглядеть эту картину, и только дома я поняла, какое чудо он мне подарил. На открытой террасе старинного казанского двухэтажного дома художник скорее всего изобразил свою мать, стирающую белье. В этом незамысловатом сюжете столько любви и нежности, что на картину нельзя смотреть мимоходом. В нее всегда хочется вглядеться, и тогда увидишь много того, что незаметно с первого взгляда.

Как-то при встрече я сказала ему об этом, подчеркнув, что не видела среди его работ ничего подобного. На его лице заиграла улыбка. Мы понимали, что имеем в виду. Он был еще при должности и на выставках, как правило, представлял картины нужного идеологического содержания.

Впрочем, любая его работа по-своему идеологична. Они, как, правило, оригинальны по форме – так всегда бывает у художников, которые работают в разных жанрах и разных техниках, но в них всегда есть мысль. Художник выражает свои представления и о мире, в котором живет, и о людях, и даже о самом себе. А потому чаще всего его картины похожи на коллажи не только по форме: это не эмоциональный возглас художника, это его философские размышления.

Абрек Абзгильдин. Земфира

Впрочем, об особенностях творческого почерка лучше известного казанского искусствоведа Розалины Шагеевой не скажешь. Она назвала его художником фантастического реализма.В 2009 году Розалина Шагеева она издала альбом о художнике, его можно посмотреть и почитать в Интернете.

Загляните и на сайт Елены Сунгатовой art16.ru. Узнав о печальной новости, она собрала на главной странице много своих снимков Абрека Амировича. На сайте можно найти и репродукции его картин. Это Абзгильдин, которого мы знаем мало.

Абрек Абзгильдин с Еленой Сунгатовой. Мы позаимствовали снимки с ее сайта

Я тоже нашла в своем архиве снимок, сделанный Владимиром Зотовым на одной из выставок. Рядом со мной – Абрек Абзгильдин и Игорь Башмаков. Сегодня ни того, ни другого уже нет с нами…

«Труд художника – самопожертвование, – сказал он в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и Факты в Татарстане».

– Несмотря на свой возраст, собираюсь ещё лет 10 поработать. Хотя болею диабетом и сижу на инсулине. Но прихожу в мастерскую – и забываю о болячках. «Внутренний пожар» переношу на полотна.

Когда-то крепким парнем был. Окончил Горный техникум в родном городе Баймаке. Работал в шахте на Севере, служил в ВВС. Там, кстати, лишился фаланги пальца на правой руке. Первое, о чём спросил врачей, «Смогу ли рисовать?»

В моём роду художников не было, я первый. После армии размышлял, куда дальше пойти учиться. Мама стояла за магнитогорский Горный институт, говорила, что надо использовать первоначальное техническое образование. Она была актрисой, папа тоже работал в театре. В доме часто собирались творческие люди. Сердце подсказало, я выбрал Казанское художественное училище. Потом была Москва, Институт имени В. Сурикова.

Художниками рождаются. Это не профессия, а состояние души.

Когда работаю, – нет возраста, нет болезней, нет бытовых неприятностей. Творчество – великий соблазн. Но и великое спасение.

Абрек Абзгильдин. Маэстро Валерий Гергиев. 2012.

– Он у себя на родине исполнил концерт в память погибших детей Беслана. Я там не присутствовал. Но видел дирижёра в Казани, во время выступления в БКЗ. Какая пластика, какая одухотворённость! Написал его портрет.

Абрек Абзгильдин. Рудольф Нуриев. Прыжок к свободе

– Когда в Казани он, уже смертельно больной, дирижировал, я глаз не сводил с него. Ходил на все репетиции. Так родилась эта работа. У меня много портретов музыкантов: Софии Губайдуллиной, Рустема Абязова, Рубина Абдуллина…Это люди с искрой Божьей! Тем и интересны художнику.

«Абрека Амировича Абзгильдина отличало высокое чувство общественного долга, трудолюбие, порядочность, уважительное отношение к людям, беззаветное служение любимому делу. Светлая память об этом выдающемся человеке навсегда сохранится в благодарных сердцах татарстанцев», – говорится в некрологе, который подписали Президент РТ Рустам Минниханов, Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, Председатель Государственного Совета республики Фарид Мухаметшин, Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, мэр Казани Ильсур Метшин, председатель ОВТОО «Союз художников России» в РТ Виктор Аршинов, председатель правления Союза художников РТ Зуфар Гимаев.

Прощание с Абреком Абзгильдиным состоялось 26 декабря в НКЦ «Казань».

В 2012 году я не смогла пойти на открытие его персональной выставки в «Хазинэ». Там была моя студентка Марина Сидорова.

Выставка, открывшаяся 20 марта, была посвящена 75-летию со дня рождения художника. Помню, Марина пришла восторженная, но рецензия ей не удалась, и мы оставили текст до лучших времен, когда я сама встречусь с Абреком Амировичем. Но как-то все не получалось. Мы дружески приветствовали друг друга при встрече, откладывая встречу на потом.

Когда виделись последний раз, я, глядя на его болезненное лицо, подумала, что надо бы поторопиться.

Поэтому предлагаю вашему вниманию текст, который написала тогда Марина Сидорова.

Мир как космическое целое

Родился Абрек Амирович 1 марта 1937 года в городе Баймак Башкирской ТАССР. В 1965 году окончил Казанское художественное училище, в 1970-м – Московский государственный художественный институт имени Валентина Сурикова.

Некоторое время жил в Уфе. В 1970 году вернулся в Казань. В 1974 году был принят в Союз художников Татарстана. В 1993 году его избрали председателем этой творческой организации, и он был на этом посту целых 15 лет.

Уже первые работы по оформлению общественных зданий в Казани показали, что республика обрела талантливого художника, хорошо знающего специфику образной выразительности и сложной технологии монументально-декоративного искусства. К середине 1970-х годов Абрек Амирович по праву становится одним из ведущих мастеров монументального искусства Татарстана. Он оформляет здания разных городов, стремясь в своих мозаиках, росписях, монументальных керамических композициях к синтезу изобразительного искусства и архитектуры, обогащая палитру улиц и интерьеров зданий запоминающимися образами. Его работы можно увидеть в Молодёжном центре («Революция». 1972-1973), в Дом моды («История моды». 1975).

Особенность национального характера, самобытность народного восприятия быта – излюбленные композиции и колористические пристрастия художника. Это выразилось в серии портретных произведений, посвященных выдающимся представителям татарской культуры,

Одновременно с этим он самозабвенно занимался станковой живописью, графикой, экспериментировал в керамике.

Во всем этом художник реализует свойственное ему стремление как можно шире охватить мир, представить его как некое космическое целое. Часто в своих композициях он сталкивает эпохи, совмещает, казалось бы, несовместимое. Примером такого стремления можно назвать триптих «Эпохи, годы, люди», написанный в 1978 году.

Наиболее полно отражает его эстетическое кредо живопись. Портрет, жанровая картина, пейзаж, натюрморт – во всем обилии картинных композиций просматривается желание философски интерпретировать сюжет.

Особое место в творчестве Абрека Абзгильдина занимает тема Сабантуя. Насколько он разнообразен у художника: то это развернутое полотно с десятками персонажей, дающее панораму праздника, то полные драматизма сцены соперничества.

В 1997 году Абзгильдин стал лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. 1 октября 2003 года решением президиума Российской академии художеств Абреку Абзгильдину была присуждена серебряная медаль Российской академии художеств. В 2005 году он стал лауреатом премии Министерства культуры Татарстана имени Баки Урманче. Кстати, среди работ Баки Идрисовича есть портрет его молодого коллеги Абрека Абзгильдина.

В 2007 году Абрек Амирович был избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств.

У него было 6 персональных выставок в Казани и 2 в Уфе. Выставка 2012 года, приуроченная к юбилейной дате, представляла произведения, созданные автором, большей частью, в третьем тысячелетии.

Художник не подводит итоги жизни, а представляет то, что интересно ему сегодня.

Абрек Абзгильдин. Влюбленные

Каждая работа мастера – это многоголосое, полифоническое произведение, в котором звучит голос эпохи и современности. Все они пронизаны идеей единства времени и пространства. Художник создает целую галерею образов деятелей духовной мировой культуры – мыслителей, писателей, композиторов, политиков…

Философия обобщения соединяет времена и эпохи, собирает на одном пространстве персонажи, которых в земной жизни отделяли века, тысячелетия и земли: на одном полотне – Кул Гали, Дэрдменд и Тукай; Аристотель, Авиценна, Данте, Гегель и Маркс.

Его живопись отличается многослойностью, цветовые планы тонально сближаются и образуют сложную цветовую структуру из близких оттенков. Изобразительность в его композициях часто сочетается с декоративным осмыслением цвета. В его картинах, в их цветовой гамме, в сюжете проявляется великое восхищение миром.

В новых произведениях художника, созданных им за последнее по времени пятилетие, звучат те же гражданственные, философские ноты: любовь и гармония, личность и история, музыка и поэзия – и во всём этом главным персонажем остаётся Человек со своими позицией, нравственностью, страстями, пороками.

Новые тенденции, отмеченные в последних по времени произведениях мастера, проявляются в большей одухотворённости и тонкости, углублённости, тогда как орнаментальность, декоративность, цвет вообще – приглушаются, обогащаются новым содержанием и глубиной.

На выставке представлено более 60 произведений живописи и графики: 54 работы являются собственностью автора, 6 работ – из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ.

Произведения художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях в России и за рубежом.

НАША СПРАВКА

Абрек Амирович Абзгильдин известный казанский живописец, народный художник России (2009), член-корреспондент Академии художеств РФ (2008), заслуженный деятель искусств ТАССР (1986), РФ (2002). В 1997 году за серию произведений «Г.Тукай», «Дэрдмэнд» и триптих «Б.Урманче» художнику присуждена Государственная премия Республики Татарстан имени Г.Тукая. А.Абзгильдин был награжден золотой и серебряной медалями Российской академии художеств. Он лауреат Премии Министерства культуры РТ имени Б.Урманче. Отмечен Серебряной медалью Российской Академии художеств и Золотой медалью Российской Академии художеств (2012). Член Союза художников с 1974 года.

Абзгильдин Абрек Амирович

Живописец, художник-монументалист, народный художник Республики Татарстан (1995), заслуженный деятель искусств ТАССР, РФ (1986, 2002), член-корреспондент Российской академии художеств (2007)

Содержание

Абзгильдин А.А. Сон Тукая. 1980

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Биография

1 марта 1937 г., город Баймак Башкирской АССР – 24 декабря 2013 г., Казань.

А. Абзгильдин окончил Казанское художественное училище (1965), Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, мастерскую монументальный живописи под руководством К.П.Тутеволь (1970).

С конца 1970-х гг. живет и работает в Казани.

Председатель правления Союза художников (1993–2008).

Абзгильдин А.А. Весна в Казани. 1989

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Творчество

А. Абзгильдин – художник широкого творческого диапазона, был одним из ведущих мастеров станковой и монументальной живописи, работал в технике керамической и смальтовой мозаики.

Автор настенных росписей, монументально-декоративных композиций в общественных зданиях городов республики. Мозаики: «Книга – источник знания» в интерьере Казанского государственного института культуры (1971), «Наука и труд», «Искусство и спорт» на фасадах Дома техники в городе Бугульма (1972, в соавторстве с В.И.Охотиным) и др.

В станковой живописи А.Абзгильдина философская глубина сочетается с оригинальностью композиционных и богатством колористических решений: картины «Сабантуй» (1973), «Сон Тукая» (1975; 1979), «Г.Тукай и Шурале» (1980), портреты «Б.Урманче» (1989), «Искусствовед М.Алпатов» (1990), «Дэрдменд» (1997), «София Губайдулина» (1998), «С.Сайдашев» (2000), цикл полотен на темы античной мифологии (1974–1995).

Работал в области декоративно-прикладного искусства, в частности керамики . Созданные им декоративные блюда из шамота с росписью цветной глазурью украшают интерьеры межвузовской столовой в Казани (1979), родильного дома в городе Набережные Челны (1981).

Абзгильдин А.А. Портрет кураиста. 1989

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Абзгильдин А.А. Бег. ХХ в

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Выставки

Участник международных (Германия, 1992; Голландия, 1995, 1997), всероссийских (Выставка произведений художников автономных республик, Москва, 1971; «Советская Россия», Москва, 1980 и «Россия-9», Москва, 1991), зональных («Большая Волга») выставок.

Персональные выставки А.Абзгильдина состоялись в Татарстане (1994, 1995, 1997, 2000, 2007) и в Республике Башкортостан (2000).

Абзгильдин А.А. Рождение поэта. 1993

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Коллекции произведений

Работы находятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальном музее Республики Татарстан и в Музее национальной культуры Национально-культурного центра «Казань», в Художественном музее им. М.В.Нестерова (Уфа), Музее изобразительных искусств Каракалпакии (город Нукус), в частных коллекциях (Германия, Голландия).

Абзгильдин А.А. Реквием. ХХ в

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Награды

А.Абзгильдин – лауреат Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая (1997).

Абзгильдин А.А. Мой дворик. 1974

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Литература

Червонная С.М. Искусство Советской Татарии. М., 1978.

Червонная С.М. Художники Советской Татарии. Казань, 1984.

Саттарова Л.И. Другое искусство Абрека Абзгильдина // Казань. 1997. №5/6.

Мәһдиев Р. Урал-тауның бер кыйтгасы // Казан утлары. 2007. № 3.


источники:

http://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/fakty-i-kommentarii/14548-abrek-abzgildin-tvorchestvo-velikij-soblazn-no-i-velikoe-spasenie

http://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-dpi/personalii/abzgildin-abrek