Абылхан Кастеев Краткая биография

Абылхан Кастеев: картины, биография художника

Художник Абылхан Кастеев: YouTube / Музей им. А. Кастеева

Один из первых художников, познакомивший мир с жизнью и духовным миром казахского народа, — это Абылхан Кастеев. Картины этого творца воспевают красоту родного края и его народа, а он сам верно служил Отечеству. Узнайте больше о жизни и творчестве знаменитого живописца, прославившего в своем искусстве Казахстан.

Абылхан Кастеев: картины, описание

Унитарный характер царил в отечественном национальном искусстве до 1920-х годов. Абылхан Кастеев стал создателем золотой коллекции национальной живописи, он сформировал принципы и основы профессиональной школы в казахском изобразительном искусстве.

Какими выразительными чертами обладал этот мастер? По замечаниям критиков и искусствоведов, они таковы:

  • Полотна пронизывает народный дух.
  • В картинах любой тематики сюжетный центр у Кастеева — это человек.
  • Большинство произведений художника — сюжетные зарисовки народного быта и повседневной жизни казахов.
  • Особенно внимателен художник к деталям, очень выразительно их показывает.
  • Духовную культуру казахов можно по крохам реконструировать по его полотнам.

В Музее искусств РК в Алматы можно своими глазами увидеть все лучшие картины мастера. В качестве виртуальной экскурсии предлагаем познакомиться с описанием таких полотен Абылхана Кастеева:

«Сбор хлопка» (1936)

Картина «Сбор хлопка»: YouTube / Kazakh TV

В этом произведении автор соблюдает все каноны социалистического реализма, но передает и жизненную правду:

  • Женщины, убирающие хлопок, приковывают все внимание зрителя.
  • Здесь тонко показана приоритетность труда человека над механизмами.

«Кража невесты» (1937) и «Купленная невеста» (1938)

О традициях казахского народа в отношении женщин можно узнать по полотнам «Старый и новый быт» 1930-х гг. Трагичная и эмоциональная «Кража невесты», грустная и безысходная «Купленная невеста» («Проводы невесты») как нельзя лучше знакомят с этой стороной жизни.

«Портрет Абая» (1945)

Многие художники Казахстана изображали Абая — знаменитого поэта и выдающегося мыслителя. Кастеев свыше 30 работ посвятил этой легендарной личности. Новаторским признан портрет юного Абая 1945 года.

На этой картине ему нет еще и 17-ти лет. Это ученик с книгой, во взоре которого горит сила и чувствуется глубина. Этот образ запоминается навсегда и никого не оставляет равнодушным.

«Портрет Шокана Уалиханова» (1951)

Известно полотно с изображением выдающегося казахского просветителя, гуманиста и этнографа Чокана Валиханова (Шокан Уалиханов). Его связь с народом художник умело подчеркнул фоном, на котором видим казахское селение, горы и степь.

Нравится ли вам эта картина? Расскажите в комментариях!

«Аксайский карьер» (1967)

Это индустриальный пейзаж, популярный в 1950–1960-х. Художник умело объединяет статичность буровых установок, техники с динамикой рабочих. Картину наполняет особенная поэтика, красота и грандиозность труда и свершения новой эпохи.

«Турксиб» (1969)

Картина «Турксиб»: YouTube / Kazakh TV

Это полотно творец создал по своим воспоминаниям: в 1927 году он был на строительстве железнодорожной магистрали Турксиб. Эта важнейшая дорога соединила Сибирь и Среднюю Азию и положила начало новой эпохи в жизни казахов.

Автор показывает радость, связанную с первым, пышущим белым паром паровозом. Техническое чудо восхищает всадников на лошадях и верблюдах, празднично одетых женщин, стариков и детишек. Даже такое обыденное событие казахи способны превратить в праздник.

«Таласский край» (1970)

Природа родного края всегда вдохновляла Кастеева. Композиция этой картины передает широту казахских просторов, степей и рек, а также показывает людей, которые преобразуют мир вокруг. Время и пространство сплетаются в волшебный узор, от которого сложно отвести взгляд.

«Войско Амангельды» (1970)

Еще во время Второй мировой войны Кастеев задумал создать картину о народном герое Амангельды Иманове. Он ездил на его родину, общался с местными жителями. По этим рассказам сделал наброски, которые очень точно отразили реальность.

Полотна народного художника Кастеева уникальны своей честностью и искренностью, добротой и восхищением. Эти акварели помогают восстанавливать этнографию страны, прикоснуться к своим корням.

Абылхан Кастеев: биография художника

Больше сотни лет прошло со дня рождения Абылхана Кастеева. Его биография стала частью истории Казахстана. Самыми яркими в ней называют такие моменты:

Детство и юность

Малая родина будущего акварелиста — аул Чижин (Джаркентского района, Талды-Курганской области). Здесь многочисленная семья скотовода-бедняка пополнилась в первый январский день 1904 года сыном Абылханом.

Отец ушел из жизни, когда малышу едва исполнилось три года. Мать по традиции стала женой брата покойного супруга. Абылхан с малых лет трудился: пас отары богатого бая.

В степи он чувствовал себя как дома, здесь же находил вдохновение. В ауле всем были известны украшения и поделки, которые он изготавливал самостоятельно.

Творческое становление

Абылхан Кастеев в молодые годы: YouTube / Kazakh TV

Картины юноша начал писать с 15 лет. В 1919 году семья перебралась в Жаркент. Абылхан получил работу дворника, а в свободные минуты писал картины. Первые работы стали самовыражением его внутреннего мира, своеобразной музыкой чувств и эмоций.

Фотограф местной газеты поспособствовал тому, чтобы эти произведения показали в Кызылорде. Последовало приглашение обучаться в студии, но у юного художника не было на это денег.

Только спустя десять лет 25-летний Кастеев поступил в ученики к Николаю Хлудову. Формально специального образования он так и не получил, и называл себя художником-самоучкой. Власти направили его в Москву, где художник много работал и общался со знаменитыми российскими живописцами.

Художник Абылхан Кастеев: YouTube / Хабар TANYM

Признание

Вернувшись в Казахстан в начале 1930-х гг., Кастеев женился. Творчество он не оставлял никогда. В годы Второй мировой организовал первую персональную выставку работ, а за портрет Амангельды Иманова получил звание Народного художника Казахской ССР.

Ленинская премия ждала творца в 1960-х гг. Но и тут не было единого мнения. Всему виной стало отсутствие специального образования, хотя и виден был природный дар. Многие функционеры и коллеги по цеху это подчеркивали.

Интеллигентный и мягкий человек Абылхан Кастеев никак не комментировал негативные отзывы, но переживал это очень тяжело. Он перенес два инфаркта и ушел из жизни в 69 лет.

Абылхан Кастеев: интересные факты о жизни и творчестве

Абылхан Кастеев за работой: YouTube / Kazakh TV

Самые любопытные факты биографии знаменитости остаются вне энциклопедических справок. О них знают те, кто специально изучает жизнь и творчество выдающегося человека.

Расскажем о некоторых деталях жизни Кастеева, которые позволят составить более яркий портрет художника:

Творчество и цензура

С юных лет Кастеев сталкивался с неприятием своего творчества:

  • Аульный мулла запретил ему и матери посещать мечеть, потому что мальчик вырезал деревянные и каменные фигурки животных и людей.
  • Позднее на пути творческой самореализации художника стала советская цензура. В 1935-м году художник едва не стал очередной жертвой репрессивной машины: причина тому портрет хана Кенесары. Кастеева ждала ссылка в 10 лет, но он чудом избежал этого.

Супружеская жизнь

До того как отправиться в Москву на обучение, Абылхан Кастеев посватался к девушке. Та отказала ему. Вернувшись модно одетым и знаменитым, он посетил ее, но взаимности так и не добился.

Абылхан Кастеев с женой: YouTube / Хабар SHOW

Его женой стала мягкая и хозяйственная Сакыш. Девушка была на десять лет младше супруга. Пожениться они смогли только благодаря премии, которую Кастееву выписал совнарком Ораз Исаев. В браке у живописца родилось девять детей — три девочки и шестеро мальчиков.

Как Кастеев выжил в голодные 1930-е

Молодой семье художника приходилось несладко в голодные времена. Человек искусства, Кастеев вынужден был нелегально переходить границу, чтобы в Китае обменять ценные вещи на продукты.

Во время одной из таких вылазок китайские правоохранители арестовали Кастеева и отправили его в трудовой лагерь. Сакыш едва узнала мужа в изможденном и исхудавшем мужчине, который появился у нее на пороге после этого злоключения. Позднее этот факт сделал художника невыездным.

Новый дом

Несмотря на признание, известность, множество званий, Абылхан Кастеев с многочисленной семьей длительное время жил в двух съемных комнатах в старом доме из самана. Американцы в 1959 году снимали фильм о Кастееве.

Семью художника переселили в красивую квартиру в Доме «Казахфильма». Но после того как иностранная делегация уехала, семью вернули на прежнее место жительства. Кастеев возмутился обману, и только после этого ему выделили отдельный дом.

До конца своих дней живописец с удовольствием обустраивал жилище. Дом, где жил Кастеев, теперь музей, — одна из туристических достопримечательностей Алматы. Имя Абылхана Кастеева носит крупнейший музей РК, улицы и проспекты, творческие объединения и художественные колледжи. В Казахстане есть памятники выдающемуся художнику, выпущена марка и монета в его честь.

Выдающиеся личности Казахстана — это люди, которые своими достижениями прославили Отечество, заложили фундамент развитию национальной культуры и вывели ее на новый уровень.

Кастеев, как и остальные казахстанские художники 1930–1940-х годов, стал летописцем эпохи, жизни народа. Его картины открывают потомкам прошлое казахского народа, помогают постичь величие его истории и духовное богатство.

А как вы относитесь к творчеству Абылхана Кастеева, картины которого теперь вам знакомы?

Уникальная подборка новостей от нашей редакции

Удивительная жизнь Абылхана Кастеева

Имя Абылхана Кастеева хорошо известно даже далеким от искусства людям. Он оставил яркий след в истории казахстанского изобразительного искусства, заложив основы для будущих поколений. Но много ли мы знаем о биографии отца казахской живописи? Между тем она была наполнена яркими событиями и приключениями. О них нам рассказала его дочь Гульдария Абылхановна Кастеева.

– Мой отец родился в 1904 году в селе Шижин Панфиловского района Талдыкурганской (ныне Алматинской) области. В три года он остался без отца. Семья была очень большая, и он рано начал работать, чтобы помочь своей матери и младшим детям. Много батрачил, пас овец, был землекопом, чернорабочим. В это же время он стал интересоваться природой. Он видел красоту в обыденных вещах вроде кореньев, камней, обломков кости. Отец начал делать поделки – вырезал фигурки из дерева, делал сережки, кольца. Все девушки в селе каждый вечер ждали его возвращения с пастбища, чтобы попросить сделать для них что-нибудь. Однажды ему влетело за это увлечение. Он стал вырезать фигуры людей, что запрещено по мусульманским законам. Более того, он сделал фигурку аульного муллы! Тот, узнав об этом, всыпал папе по первое число.

– Когда семья переехала в Жаркент, папа устроился работать дворником у одного бая. Там его заметила фотограф Саламатова. Она изучила работы отца, сфотографировала их и без его ведома отправила снимки в тогдашнюю столицу – Кзыл-Орду. Там решили, что паренька надо бы отправить на обучение, но у отца не было денег на учебу.

– Первым официальным рабочим местом отца стала стройка одного из участков Турксиба. Вместе с друзьями по селу он устроился туда чернорабочим. Однажды во время отдыха папа нарисовал на скале портрет Ленина. Кто-то из начальства увидел портрет и попросил показать его автора. Чтобы талант не пропадал даром, отца решили отослать на учебу в Алма-Ату. Провели комиссию, и кто-то засомневался в его происхождении, подозревали, что он может быть родом из байской семьи. Отправили запрос, и пришло подтверждение, что Абылхан Кастеев рожден в семье бедняка.

Семья Кастеева: брат Нургазы (1-й ряд), брат Манап (2-й ряд).

Кастеев с юного возраста стремился к знаниям. Он самостоятельно научился писать и читать в арабской, а затем и латинской графике. Когда он приехал в Алма-Ату и поступил в школу, то был значительно старше других учеников. 25-летний парень стыдился этого, но продолжал учиться.

– Директор видел, что больше других предметов отца интересует изобразительное искусство. Он порекомендовал его Николаю Хлудову, преподававшему молодым художникам. Хлудов принял его в свою студию, и вечером папа посещал занятия самого выдающегося живописца Семиречья того времени. Хлудов быстро заметил способности отца. Он очень удивился, что обычный аульный паренек может быть столь талантлив, – продолжает Гульдария Абылхановна.

В Москве. 1930-й год.

Пройдя обучение у Хлудова, Абылхан Кастеев решил продолжить свой творческий путь и вместе с другом, художником Аубакиром Исмаиловым, они поехали поступать в художественное училище в Москве. Там казахстанские художники столкнулись с финансовыми трудностями.

– У Абылхана Кастеевича и его друга не было денег на учебу и жизнь в столице. Представители казахской диаспоры решили помочь им и попросили директора Художественной студии им. Н.К. Крупской Анну Фурманову, чтобы она разрешила отцу посещать занятия по творческим предметам. Жена известного революционера и писателя, несколько лет прожившая в Казахстане, согласилась, но с условием, что казахи будут финансово помогать своему товарищу. В свободное от занятий время отец посещал московские музеи, галереи, выставки советских и зарубежных художников. Он написал несколько работ и предложил их на продажу в Музей Востока. Там с удовольствием приняли картины и спросили, сколько папа хочет выручить за свои работы. Он назвал настолько малую цену, что они заплатили вдвое больше. Отец вернулся в общежитие и раздал все долги.

Соотечественники Кастеева, обучавшиеся в различных вузах Советского Союза.

Кастеев с женой Сакыш.

Молодые годы Абылхана Кастеева была наполнены удивительными историями и приключениями, которые оказали большое влияние на его дальнейшую жизнь. Дочь художника вспоминает одно из них, чуть не закончившееся для Кастеева гибелью на чужбине:

– В Москве отец сильно заболел, и ему пришлось вернуться в родину. Подлечившись, он решил немного заработать. Многие сельчане тогда предпринимали рискованные поездки через границу – в Китай, чтобы привезти товары на местный рынок и закупить там зерно. В одну из таких экспедиций вместе с друзьями отправился папа. Наши пограничники, зная о бедственном положении жителей аулов, свободно пропускали их, но китайцы не были столь благосклонны. Отца и его друзей задержали как контрабандистов китайские жандармы и отправили в тюрьму, где заставляли работать днем и ночью, мало кормили. Папа совсем слег, серьезно заболел. Ему удалось бежать, но идти было некуда. Отца спас один старичок, торговавший на рынке дынями и арбузами. Он откормил папу фруктами и стал приводить на рынок в надежде, что туда явятся родственники. Так и случилось, и отца переправили через границу. Когда он вернулся домой, мама не узнала его – на пороге стоял сгорбленный старичок. Она поклонилась ему в знак уважения. Когда Абылхан Кастеевич сказал ей, что он ее муж, мама расплакалась.

1-й ряд, слева направо: дядя Масим (отчим), мать Калипан Шыгинбаева, жена Сакыш с сыном Абильтаем. 2-й ряд: сводный брат Нургазы, Абылхан Кастеев.

История знакомства Абылхана Кастеева со своей женой также достаточно интересна. Первоначально художник был засватан за другую девушку, но та отказалась от брака, потому что художник был беден. После возвращения из Москвы Кастеев зашел к ней, чтобы показаться в своем новом наряде. Новая невеста Кастеева – Сакыш – была младше его на десять лет. По казахским обычаям она сначала просто пришла жить в семью жениха, привыкая к их быту. Уже позже Сакыш познакомилась со своим мужем. Несмотря на это, по воспоминаниям дочери художника, Кастеев со своей супругой любили друг друга и прожили счастливую жизнь. В семье были очень теплые отношения и никогда не возникало скандалов.

– Мама всегда говорила, что если бы она не уехала из колхоза за мужем в Алма-Ату, то, возможно, стала бы Героем Труда. Ее не хотели отпускать, потому что она была очень хорошей работницей. Но она решила посвятить себя семье. Без нее отец, наверное, не смог бы спокойно работать, ведь она взяла на себя все хозяйство. Ухаживала за гостями папы. Отец за всю жизнь не сказал ей плохого слова. Он был очень добрым человеком.

Кастеев с супругой и первым сыном Абильтаем.

В середине 30-х годов начинается расцвет творчества Кастеева. Он пишет свои знаменитые работы, такие как первоначальный вариант картины «Турксиб», портрет молодого Абая, бытовые сцены из жизни казахского народа. Кастеев переезжает в Алма-Ату. У него рождается первенец. В 1937-м Абылхана Кастеевича принимают в Союз художников СССР.

Кастеев пишет портрет Абая в молодости.

Кастеев пишет портрет Амангельды Иманова.

О работе над одной из самых известных картин этого периода рассказывает дочь мэтра:

– Отец долго готовился к написанию портрета Амангельды Иманова. Он уже затрагивал тему восстания 1916 года в нескольких своих работах. Он совершил командировку в Тургайскую область. Пообщался с родственниками Амангельды Иманова и сарбазами. Фотографий батыра не сохранилось, и отцу пришлось восстанавливать его образ по словесным описаниям. В набросках он детально прорисовывал его руки, голову. В итоге, когда папа закончил картину и ее представили комиссии, в которую входили люди, знавшие руководителя восстания лично, то они поразились сходству портрета с Имановым.

Плакат, призывающий к сбору вещей для фронта.

В годы войны Кастеев хотел отправиться на фронт, но на него пришла бронь. Он работал над плакатами на военную тематику. Художник общался со множеством культурных деятелей со всего Союза, приехавших в Алма-Ату в эвакуацию.

Кастеев у саманного дома, который он снимал, когда переехал в Алма-Ату.

Из-за своей природной скромности до конца 40-х годов художник не имел своего жилья. Затем большая семья художника въехала в квартирку, в которой до этого жил Мухтар Ауэзов. Места было мало, и Кастеев даже не мог выделить пространство для мастерской. В 50-х годах в Казахстан приехала иностранная группа документалистов, пожелавшая посетить квартиру художника. Специально для съемок в квартиру была привезена мебель, ковры. После съемок все было вывезено. В конце 50-х годов по личному распоряжению председателя Совета министров КазССР Кунаева началось строительство дома для художника и его семьи.

– От улицы Бекхожина был проложен небольшой переулок, вдоль которого построили несколько домов. По проекту дом отца должен был быть кирпичным, но прораб воровал и в итоге построил нам каркасно-камышитовый дом, а себе – кирпичный. Но этот дом позволил нам жить без стеснения, и у отца появилась мастерская. А прораб потом понес заслуженное наказание.

Кастеев с друзьями в своем доме. Слева направо: скульптор Х. Наурызбаев, художники С. Романов, У. Ажиев.

В доме Кастеева гостили его друзья – выдающиеся деятели искусства: скульптор Хакимжан Наурызбаев (автор памятника Абаю), художники Сахи Романов, Аубакир Исмаилов, Жанатай Шарденов, Молдахмет Кенбаев. Они собирались в теплой компании во дворе художника.

– Особенно они любили угощаться дунганской лапшой, которую готовила моя мама, – вспоминает Гульдария Абылхановна.

К Кастееву заходили и представители делегаций художников из ближнего и дальнего зарубежья. Однажды в гостях у казахстанского живописца побывал даже известный американский художник Рокуэлл Кент. Несмотря на то, что сам он был социалистом, американец очень удивился скромности быта Абылхана Кастеева.

Вместе с друзьями Кастеев часто выезжал на природу – в близкие и отдаленные села, чтобы творить на пленэре.

История казахского народа, его быт, а также красота природы Казахстана были основными темами работ художника. Он запечатлел уникальные, а иногда и забытые традиции сельчан; создал портреты таких исторических личностей, как Абай, Амангельды Иманов, Кенесары Касымов, Чокан Валиханов, Биржан-сал.

– Отец вырос на селе и по-особенному чувствовал свою близость с народом. Стада овец, лошади, бескрайние степи – все это наполняло его сердце радостью. Историей Абылхан Кастеевич также интересовался с детства.

Записи Кастеева с ценами на его картины.

Основную часть заказов художник выполнял для различных домов культуры при фабриках, заводах, совхозах и колхозах. Они поступали в фонд Союза художников, который заключал договор с исполнителем заказов. Труд художника оплачивался достаточно щедро. Если судить по некоторым документам, за акварельные работы Кастеев получал в среднем от 200 до 300 рублей, а за большие картины маслом гонорар мог доходить до двух-трех тысяч рублей. Естественно, что на такую работу уходило много времени.

Открытие выставки А. Кастеева в галерее им. Т. Шевченко в честь его 60-летия.

Кастеев был частым гостем и участником различных выставок, мероприятий и декад казахского искусства, проходивших во многих городах Союза. У него прошло две персональные выставки: одна в Москве, другая в Казахстане.

Художник имел достаточно неплохие отношения с представителями власти. Нельзя сказать, что он дружил с кем-то из высшего руководства республики, но в то же время по работе ему часто приходилось общаться с ними.

Обсуждение дипломных работ выпускников Казахского государственного театрально-художественного училища.

Помимо творчества Кастеев вел преподавательскую и общественную деятельность. Он дважды (в 1955 и 1959 гг.) избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР от Сайрамского района Южно-Казахстанской области. Абылхан Кастеевич много сделал для строительства в селах школ, больниц, детских садов. Решал проблемы благоустройства регионов. Всегда старался помочь тем, кто нуждался в нем. Несколько раз Кастееву даже удалось удовлетворить просьбы о помиловании несправедливо осужденных.

Поздний период творчества прошел для художника достаточно плодотворно. Они имел множество заказов. Абылхан Кастеев запечатлел окончание строительства катка «Медео», Капчагайской ГЭС, Соколовско-Сарбайского предприятия. Написал пейзажи абайских мест.

– В тот же период у него и ряда его коллег возник конфликт с молодыми художниками, отучившимися в Москве и Ленинграде. Они были достаточно надменны к старшим собратьям, не имевшим высшего художественного образования. Отец очень жестко поговорил с ними, и конфликт был улажен.

Заслуженный учитель Загира Нусупбекова со своим портретом.

Достаточно часто героями полотен Кастеева становились не легендарные деятели, а простые люди: учителя, рабочие, передовики производства и Герои Труда.

Любимая собака Кастеева – Барсик.

В конце жизни Абылхан Кастеевич перенес несколько инфарктов. Художник умер 2 ноября 1973 года, оставив после себя большое наследие. Последняя работа Кастеева – портрет известного просовода Шыганака Берсиева – так и осталась незаконченной.

Открытие памятника Кастееву на его родине.

Открытие мемориального зала А. Кастеева в Музее искусств.

В 1976 году в Государственном музее искусств Казахской ССР был открыт мемориальный зал Абылхана Кастеева. В 1983-м музею было присвоено его имя.

Кастеев на отдыхе с семьей в Парке культуры и отдыха.

Кастеев с семьей.

У Кастеева было девять детей. Многие из них пошли по стопам отца или выбрали для себя творческие профессии. Старший сын Абильтай Кастеев окончил ВГИК, стал оператором и участвовал в съемках таких картин, как «Там, где цветут эдельвейсы», «Песнь о Маншук», «Тайны мадам Вонг».

С сыном Нуртаем.

А. Кастеев с сыном Нуртасом.

С женой и дочкой Гульназией.

С внуком Жонгаром.

Второй сын, Нуртай Кастеев, учился в художественном училище. Он был очень талантлив и его работы были похожи на картины отца и ценились не меньше. Кроме того, он играл на домбре, мандолине, писал стихи. Но он так и не успел до конца раскрыть свои таланты. Нуртай скончался в 16-летнем возрасте, у него был порок сердца. Третий сын Кастеева, Нуртас, также стал художником, преподавал в школах, работал на телевидении, рисовал афиши для цирка. Нуртлеу Кастеев стал художником-форматором. Нурхат – художником-монументалистом. Одна из дочерей, Гульназия, окончила Строгановку и преподает в Академии искусств. Внуки художника также продолжили дело своего деда.

Дочь художника Гульдария Абылхановна Кастеева.

В январе этого года, к 110-летию со дня рождения художника, в Алматы открылся его дом-музей. В нем сохранилось множество личных вещей Кастеева, которые могут рассказать о его жизни и мироощущении.

В жилой комнате стоит много предметов, связанных с бытом художника. Огромный сундук с вещами, старый самовар, доставшийся как приданое, ковры.

В поездки Кастеев всегда брал с собой несколько необходимых ему вещей. Портативный утюжок помогал ему привести вещи в порядок, записные книжки – не забыть важные вещи, а фотоаппарат – запечатлеть то, что не удавалось нарисовать на месте.

В мастерской художника до сих пор чувствуется атмосфера творчества. Мольберты, рабочие столы, стулья, кисти, кровать – все здесь расставлено так, как Кастееву было удобно для работы.

– Отец всегда рисовал стоя. Он клал эскиз на стол, полотно на мольберте разворачивал к свету и часами писал свои картины. Он мог проснуться утром и работать до позднего вечера. Прерываясь, он отдыхал на кровати, слушал радио, а затем снова подходил к холсту.

Большую часть предметов, необходимых для работы, художник мастерил сам. Он изготовил этюдник, с которым выезжал на природу, мольберт. Нижнюю часть артиллерийского снаряда он приспособил под баночку для кистей.

На полках можно увидеть вещи, изготовленные Кастеевым и его сыновьями, а также подаренные друзьями. Ниже выставлена небольшая часть книг из личной библиотеки художника.

При музее работает небольшая реставрационная мастерская. Ею заведует опытнейший реставратор Сара Тлеукуловна Досходжаева, которая в данный момент занимается восстановлением картин Кастеева.

– Картины порой попадают ко мне на стол в ужасном состоянии. На них можно найти множество пятен, порванные края, даже следы мышиных экскрементов. Сначала я провожу механическую очистку – удаляю все, что возможно. Затем промываю картину в воде и наношу химические реагенты. Затем смываю их дистиллированной водой и кладу картину под пресс. Там она находится несколько дней. После этого нужно кропотливо восстанавливать утраченные участки картины – проводить тонировку. Нужно подобрать карандаш той же толщины или краски такого же оттенка. Если есть порванные участки, нужно найти бумагу той же толщины и текстуры, что и полотно, – говорит Сара Тлеукуловна.

Перед восстановлением все картины фотографируются, чтобы затем сравнить, что было и как стало.

– У меня на столе сейчас лежит несколько чудесных акварелей Кастеева, созданных им во время поездки в Волгоград и другие города России. К сожалению, после выставки их прислали в сильно потрепанном состоянии, – продолжает реставратор.

В данный момент в музее нет оригинальных картин художника. Большая часть коллекции мастера хранится в Музее искусств им. Кастеева. Родственники художника надеются, что со временем на стенах дома-музея появятся уникальные работы мэтра, хранящиеся в личной коллекции его семьи. Тогда он сможет претендовать на звание одного из главных хранилищ наследия Абылхана Кастеева.

За помощь в создании репортажа благодарим дочь Абылхана Кастеева Гульдарию Абылхановну Кастееву, а также сотрудников дома-музея Абылхана Кастеева.

Дом-музей Абылхана Кастеева находится по адресу: ул. Бекхожина, 6А, тел. 291-89-08

Абылхан Кастеев. Жизнь и искусство

Творчество Абылхана Кастеева – уникальное достояние национальной культуры Казахстана. Ему заслуженно уделяется серьезное внимание на уровне государственной культурной политики, в его честь назван самый крупный в стране Государственный музей изобразительного искусства РК, не так давно открыт Дом-музей А.Кастеева в Алматы, на уровне научной, художественной активности – регулярно проводятся юбилейные выставки, международные конференции, Институтом литературы и искусства им. М.О.Ауэзова изданы книги и пишутся статьи о его творчестве. Все мы понимаем, что для Казахстана и казахской культуры бережное и неуклонное внимание к наследию Абылхана Кастеева – дело национальной чести и гордости.

Абылхан Кастеев – первый профессиональный казахский художник, работавший в живописи маслом по холсту, в акварели. Он, безусловно, является первооткрывателем, первопроходцем в новых для казахской культуры видах искусства. Для всех нас – наследников культурного богатства оставленного Кастеевым – важно, что он стал первым казахом, отразившим в своем творчестве мир современной ему казахской культуры – еще сохранившийся в своей цельной красоте традиционный кочевой быт, образы современников, преобразования и перемены, пришедшие в степь.

Первые серьезные опыты Абылхана Кастеева в изобразительном искусстве относятся к 20-30-м годам ХХ века. В этот же период начинали работать такие талантливые казахские художники, как А.Исмаилов, братья К. и Х.Ходжиковы. Почему же, высоко оценивая и признавая их заслуги, в искусствознании Казахстана все же именно за Абылханом Кастеевым утвердились роль и место главного основоположника профессионального изобразительного искусства Казахстана? Почему именно к его творчеству очевиден столь глубокий интерес не только у искусствоведов, у широкой культурной общественности и среди художников Казахстана всех последующих поколений? Почему, признавая или отрицая то или иное явление в искусстве, или даже как часто бывает в последние годы, отрицая все подряд, наши критики и художники всегда единодушны в своем позитивном восприятии и уважении к творчеству Абылхана Кастеева?

Богатейшее творчество замечательного художника, его жизнь, безоговорочно и преданно отданная искусству, дают все основания для попыток понять и объективно сформулировать, благодаря каким факторам именно Абылхан Кастеев считается первым профессиональным казахским художником и основателем национальной художественной школы Казахстана.

Характерна для того исторического периода сама биография Абылхана Кастеева. В ней неуловимо переплетаются случайности и закономерности, казалось бы, совсем ненароком, но его необыкновенный художнический дар ведет его, пусть извилистыми путями, но все же решительно и верно к его успешной творческой судьбе.

Родившийся в 1904 году в местечке Чижин недалеко от Джаркента, художник рано остался без отца. В 8-летнем возрасте он уже помогает семье, работая пастухом у богатого односельчанина. Проводя долгие часы наедине с прекрасной природой южного Казахстана, впитывая в себя великолепие его рек и гор, долин и холмов, А.Кастеев с детских лет начинает постигать её величие, силу и первозданную красоту.

Уже тогда начинает прорезаться природный дар художника. Как его древние предки, создавшие уникальные графические комплексы Тамгалы, Мангыстау и Прииртышья, юный Кастеев рисует на камнях. Первыми, но несохранившимися еще полудетскими образцами творчества Кастеева становятся его композиции на самых подручных парнишке материалах – камне, бересте, резьба по дереву. Вырезал способный пастушок и казахский орнамент, изображал и то, что окружало и было таким родным и близким – пологие холмы и округлые купола юрт, силуэты деревьев, пасущихся барашков.

Одаренный от природы редким даром художественного творчества, подросток поначалу не находил прямого отклика в среде своего близкого окружения. Аульные старики подчас даже осуждали его «греховные занятия», но будущий художник не соглашался с ними, защищаясь, он выдвигал сравнение своих рисунков с пением акына. Появись такой заметный дар на поколение ранее, он мог бы вылиться в традиционные ремесла или даже вовсе угаснуть, но художественному образному дарованию Абылхана Кастеева было суждено раскрыться во всем своем великолепии.

Время крутых перемен диктовало перемены и изменения в жизни каждого, и даже в таком, казалось бы, отдаленном от социальных катаклизмов эпохи ауле как тогдашний Чижин. Возможно, сейчас считается хорошим тоном осуждать достижения советского периода в истории нашей страны, но говоря по справедливости, безусловно, нужно, признать, что этот резкий социальный круговорот имел и свои позитивные стороны, и свои результаты. Ведь благодаря новым социальным установкам у многих наделенных художественными, актерскими, музыкальными и другими талантами, людей из народа появились широкие возможности собственной реализации, более того активного участия в создании национальных школ и новых видов искусства.

В культуре Казахстана тех лет царила атмосфера созидания, энергия творческого энтузиазма била ключом. На новую художественную арену из самой толщи народной жизни выдвигались такие блистательные таланты как Амре Кашаубаев, покоривший своим искусством взыскательного парижского зрителя, прославленная певица – казахский соловей Куляш Байсеитова, великолепная танцовщица Шара Жиенкулова, актер Калыбек Куанышбаев, артист, драматург, режиссер Канабек Байсеитов и многие другие.

Это была поистине золотая плеяда пионеров казахской культуры, время, окрыленное идеальной утопической мечтой, творчество, наполненное безмерным радостным вдохновением. Все участники этого творческого подъема по праву стали первопроходцами искусства, каждый в своей сфере творческой деятельности. Уже по одному перечислению их имен можно судить о неисчислимом и богатейшем потенциале культурных ресурсов нации, влившемся в творческую жизнь Казахстана 20-30-х годов ХХ века.

Активизация культурных ресурсов происходила и в масштабе культурного социума республики. На глазах одного поколения создавался новые культурные институции, возникал новый культурный слой казахского общества, формировались и профессионально росли новые прежде неведомые области творческого самовыражения.

Создавались студии и музыкальные театры, ставшие впоследствии лучшими и знаменитыми сценами страны (в 1926 году открылся первый национальный казахский театр, во главе с Ж.Шаниным, в 1934 году открыт музыкальный театр, ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая, в этом же году создан оркестр им. Курмангазы, под руководством А.Жубанова), возникали творческие союзы (в 1933 было создано Оргбюро, ставшее затем базой Союза художников Казахстана), открывались художественные галереи (в 1935 году открыта Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко, впоследствии, а именно в 1976 году преобразованная в Государственный музей искусств и названная именем первого казахского художника Абылхана Кастеева).

До сих пор редкие музыкальные записи, уникальные воспоминания современников, сохранившиеся картины и рисунки доносят до нас удивительное обаяние этого времени. Периода первопроходцев и первооткрывателей, охваченных особым энтузиазмом и горячими патриотическими чувствами, ведь все что ими делалось и что двигало их вперед, было в первую очередь посвящено родному народу, и словно по волшебству тут же становилось бессмертным вкладом в национальную культуру.

Также неожиданно и, кажется, подчас действительно просто волшебно, складывается и судьба молодого пастуха Абылхана из прекрасного благодаря своей природе и традиционной культуре, но далекого от новых социальных путей казахского аула. Родившись в небольшом спокойном ауле, жившем от века заповеданным предками укладом, будущий народный художник СССР Абылхан только в 1925 году, будучи уже 21-летним юношей впервые берет в руки карандаш. При этом он до сих пор рисует тайком, все еще опасаясь осуждения местного духовенства и родных 11 . Но уже вскоре, ощутив внутренним чувством неотрывную тягу к рисованию, он понимает, что уже больше не отступит от этого занятия, осознает что рисование – это его жизненное призвание. Перед тем как прочно связать свою жизнь с искусством молодому Кастееву пришлось идти неизведанными путями, чтобы выйти на свою прямую дорогу к профессии художника он испробовал разные занятия и виды деятельности.

В 1926 году Абылхан впервые выезжает из родного аула в Джаркент, нынешний Панфилов, где устраивается чернорабочим, но все свободное время посвящает рисованию, впервые пытается писать масляными красками. Вокруг него закипает совсем другая жизнь, встречаются все новые и разные люди, другие национальности и типажи, характеры и жизненные привычки, и вот уже их лица рядом с лицами родных и односельчан постепенно появляются в тщательных зарисовках внимательного к жизни художника.

Сила его дара оказывается, настолько велика, что, даже мало представляя себе реальность профессии и творческой деятельности художника, молодой Абылхан интуитивно, но уже прочно связывает свои жизненные интересы и устремления именно с изобразительным искусством. Он, кажется, рисует все, что видит и как может, как чувствует, практически ничего не зная ни о профессиональной грамоте, ни о возможности учиться.

Природное чутье к цвету и масштабу, умение ощутить и передать фигуру и предметы в пространстве, даже органично присущая ему потребность широкого композиционного охвата отличает уже эти почти самые ранние серьезные произведения художника («За шитьем» 1927, «Внутренний вид юрты», 1929). Будучи чутким и бережным к красоте традиционного казахского быта, он с любовью и тщательностью передает цветовой строй текеметов и алаша, тускиизов и баскуров, украшающих интерьеры юрты, где трудятся казахские мастерицы. Чаще всего он изображает своих сестер или родственниц, черты их сосредоточенных с трогательной бережностью переданных художником лиц, зачастую обращают на себя внимание своим сходством с самим автором этих портретов.

В разных судьбах людей часто проявляется одна приметная особенность. Почти всегда, преподносящая свои сюрпризы жизнь предпочитает одаривать своей благосклонностью тех, кто проявляет верность себе, тех, кто пусть даже неосознанно, но, все же, неуклонно идет по пути, предназначенному ему судьбой. Тех, кто безотчетно, но преданно верит в свое призвание. Так и с Кастеевым, подчас, кажется, что кто-то свыше ведет молодого талантливого самоучку к предопределенной ему удивительной роли и важнейшему месту в изобразительном искусстве родной страны. В 1927 году в Казахстане разворачивается строительство важнейшего объекта тех лет – железнодорожной магистрали Турксиб. Новая реальность и возможность получить новые впечатления притягивают внимание будущего художника, и в 1928 году он отправляется работать на эту знаменитую гремящую своей трудовой славой на всю страну стройку. Нужно сказать и то, что тяга Кастеева к расширению своего кругозора не ограничивается только рисованием. Устроившись простым землекопом на строительстве железной дороги, в 1928 году будущий художник оканчивает вечернюю школу для взрослых. Конечно, круг его знакомых, жизненных впечатлений резко расширяется и его талант и тяга к рисованию не могут остаться незамеченными окружающими людьми. Внимательные друзья и новые знакомые не могут равнодушно пройти мимо такого заметного дара. Прислушавшись к советам новых друзей, как будто угадавших его внутреннюю целеустремленность, Кастеев отправляется в Алма-Ату и поступает учиться в частную художественную студию Н.Г.Хлудова (1929-1931).

Открывшаяся в 1920-м году частная художественная школа Николая Хлудова постепенно превратилась в центр притяжения многих молодых талантов региона. Творчество Н.Г.Хлудова, для которого Казахстан стал настоящим источником вдохновением и постоянной темой его искусства, занимает особое место в истории отечественного искусства. С момента его приезда в г.Верный в качестве чертежника межевого отделения Семиреченского областного правления, на протяжении многих лет и благодаря работе на разных казенных должностях, связанных с поездками по краю, Н.Г.Хлудов смог увидеть, узнать и полюбить природу Казахстана и казахский народ. Воздействие и даже влияние, оказанное Н.Г.Хлудовым на творчество его прямых учеников, коими, безусловно, можно назвать, обучавшихся в частной школе-студии будущих художников и опосредованное влияние, оказанное им в целом на реалистические приоритеты и траектории движения изобразительного искусства Казахстана периода становления и формирования стали по-своему стратегическими и на долгие годы предопределили его пути.

Привитые Хлудовым уроки реализма, внимание к этнографическому богатству культуры казахского народа, виды излюбленных им горных пиков и густо поросших лесом ландшафтов Заилийского Алатау можно встретить в пейзажах и жанровых картинах почти всех поколений художников Казахстана. Отголоски с любовью разработанных им композиционных приемов при изображении казахской природы, горных кручей и предгорных аулов, джайляу и степных пейзажей накрепко сохранились как некая базовая основа мотивов и приемов в живописи Казахстана.

Преданность Хлудова реалистической манере, а также переданная им ориентированность первых казахских национальных художников на реалистические установки также сыграла свою определяющую роль на ранних путях формирования национальной художественной школы нашей страны. Частная художественная школа Н.Г.Хлудова просуществовала чуть больше десяти лет, но её примечательная роль, как маленькой, но живой и яркой творческой искры в живописи Казахстана ХХ века, трудно переоценить. Здесь получили свои первые специальные знания и навыки многие прекрасные живописцы, ставшие затем гордостью казахского и кыргызского искусства ХХ века, такие как С.Чуйков, А.Бортников, В.Уфимцев и другие. Частная школа Николая Гавриловича Хлудова, открывшая дорогу многим талантам Казахстана и Центральной Азии в целом, стала и для Абылхана Кастеева первым шагом в мир изобразительного искусства, открывшим ему не только первые секреты профессии.

Здесь Кастеев практически впервые знакомится с классикой мирового искусства в репродукциях картин русских и западноевропейских художников. Он понимает, что в своем даре, в своей тяге к рисованию, он вовсе не одинок и не «греховен», что существовали поколения художников, работавших над отображением красоты мира и человека. Осознает все возможности и все сложности своего призвания и будущей профессии – художника.

Перед молодым самоучкой, шедшим в искусстве вперед только благодаря своему природному таланту и упорству, приоткрывается огромный мир изобразительного искусства, увлекая его своими неисчерпаемыми возможностями. Здесь Абылхан Кастеев открывает для себя технику и возможности акварельной живописи, любовь и постепенное блестящее овладение которыми станут его верными спутниками на протяжении всей творческой жизни. Пусть пока только в репродукциях, но он уже видит и понимает реалии избранного им пути, начинает понимать, как много прекрасного и еще незнакомого другим заложено в культуре его родной страны.

Будущий художник чувствует потребность передать в таких же чудесных, в таких же узнаваемых художественных образах то, что он любит и знает как никто другой. Задумывается о том, как средствами изобразительного искусства рассказать о своем талантливом и добром казахском народе, о его уникальной культуре и образе жизни, поведать всему миру о красоте казахских гор, широких долин и безбрежности синего неба над свежими предгорными лугами.

Доброжелательный интерес, искреннее внимание, проявленные известным в Алма-Ате художником Хлудовым к молодому коллеге помогли Абылхану Кастееву принять окончательное решение. Жадно внимая советам и указаниям своего первого учителя, Кастеев шаг за шагом осваивает его уроки. По сути, эти занятия в студии Хлудова были первым приобщением Кастеева к обучению изобразительному искусству, томй сфере деятельности, которая кажется вчера еще была запретной и не одобрялась стариками-аксакалами. Сейчас же в студии будущий художник понимает, что такая профессия действительно существует и ей надо упорно учиться.

Уроки в студии Хлудова включали обычные ступени освоения рисунка – рисование с гипсовых орнаментов и слепков, простые постановочные натюрморты, выезды на этюды. Но для молодого Кастеева – это был совершенно новый чудесный мир, заключавший в себе реализацию всех его давних желаний и мечтаний. По существу Хлудов останется первым и единственным учителем в жизни Кастеева. Через всю свою жизнь благодарный Кастеев пронесет добрые чувства и признательность Николаю Гавриловичу Хлудову, ставшему первым добрым наставником будущего основоположника искусства Казахстана.

Сохранились воспоминания Абылхана Кастеева о его первой встрече с Хлудовым. «Увидя меня и узнав о цели моего посещения, Хлудов был очень удивлен и обрадован. По его словам, за всю долгую жизнь в Казахстане, он первый раз видел казаха-художника. Хлудов долго расспрашивал меня о моих родных, о том, как я начал рисовать, хвалил мои рисунки, но посоветовал не разводить масляные краски керосином, а рисовать акварелью. На прощанье он подарил мне коробку акварельных красок, кисти и бумагу и сказал, чтобы я приходил к нему два раза в неделю» — вспоминал Кастеев в беседе с казахстанским искусствоведом Е.Вандровской.

Приведем еще одну выдержку из статьи искусствоведа Е.Вандровской, содержащие слова Н.Хлудова, сказанные им молодому Кастееву и ставшие практически добрым напутствием будущему художнику: «Ты – первый, за тобой пойдут другие, — говорил он. – Перед тобой трудная, но широкая дорога, и ты не имеешь права с нее сворачивать». Сказанные Кастееву Хлудовым в те далекие и еще неясные своими перспективами годы учения, эти слова, полные веры, надежды, но вселяющие ответственность, стали пророческими. Абылхан Кастеев действительно стал первым профессиональным художником Казахстана, за ним потянулись другие, и их общая творческая деятельность способствовала созданию великолепной самобытной национальной художественной школы Казахстана.

Значение творчества Н.Г.Хлудова для творчества Абылхана Кастеева не исчерпывается обучением последнего в частной школе и его ролью как внимательного педагога. В произведениях Хлудова, долгие годы, работавшего над казахской тематикой, сложились определенные композиционные, колористические решения, сюжетные мотивы и ходы, эмоциональные интонации и трактовки, сыгравшие свою роль на разных этапах развития казахского профессионального изобразительного искусства. Им он и обучал молодого пытливого самоучку, стараясь привить ему понимание правильного композиционного построения, передачи пространства и перспективы в картине. Первичное и прямое влияние творческих приемов и метода Хлудова можно выявить и в творчестве Кастеева, его непосредственного ученика.

Но самым главным влиянием, оказанным Хлудовым на Кастеева станет постоянная приверженность будущего основоположника казахского изобразительного искусства к реалистическому отображению мира и человека. Хлудовский реализм, запечатлевшись в сознании молодого художника как первичный образец станковой картины, развиваясь и совершенствуясь в его творчестве не оставит его уже никогда. С 1931 года жизнь Абылхана Кастеева все последовательнее и неразрывнее сближается с художественной культурой. Он начинает работать как художник в Казахском Центральном Музее, затем в 1932 году вернувшись в родной колхоз, пишет вывески и портреты для родных аульчан и уйгурского клуба в Джаркенте. В родном ауле, работая в кузнице, он не оставляет занятий рисованием, мечтает о возвращении в Алма-Ату.

Кропотливый в искусстве и внимательный к жизни начинающий художник в этот период осваивает технику масляной живописи, она поможет ему в будущем создать шедевры, открыть всему миру красоту и поэзию жизни родного казахского народа.

Наконец предоставляется удобный случай. В 1934 году объявлен республиканский конкурс на создание портрета казахского поэта – просветителя Абая Кунанбаева. Будущий художник с энтузиазмом принимается за работу над этим важным и дорогим казахскому народу образом. Из нескольких акварелей, представленных Кастеевым на конкурс сохранился один рисунок, запечатлевший Абая у юрты на фоне родной казахской природы.

При всей незамысловатости композиции, это уже был портрет в пейзаже, что затем станет характерной особенностью искусства Кастеева. Акварель отличает свежесть красок, эмоциональная непосредственность отношения к герою произведения. Художника награждают почетной грамотой конкурса и правом участия в первом слете народных талантов в Алма-Ате.

Общеизвестно, что А.Кастеев считал себя в какой-то степени самоучкой, так обозначая себя в личном листке 44 , но и степень его профессиональной выучки на то время, и дальнейшее постоянное настойчивое овладение им художественными приемами и навыками, и вклад, внесенный им в развитие художественной школы Казахстана, не позволяет принимать это самоопределение. Постепенно, участвуя в художественных выставках и оттачивая свое мастерство, Абылхан Кастеев начинает завоевывать свой авторитет и место в художественной жизни страны. Как будто накрепко связанная с Кастеевым вместе с его ростом как художника начинает подниматься и активизироваться в республике и художественная жизнь.

В 1932-1933 гг. было создано Оргбюро, в 1936 году уже Оргкомитет казахстанских художников при Совнаркоме Казахской ССР. Профессия художника, её смысл становится постепенно понятнее для родных аульчан, медленно, но верно завоевывает авторитет в сознании самого народа. Абылхан Кастеев принимает активное участие во всех мероприятиях Оргкомитета, в проведении выставок, работе художественных студий. А пока мир изобразительного искусства захватывает и увлекает молодого человека, желание совершенствовать свои знания и умения в этой сфере приводят будущего художника в столицу советского искусства Москву, где он обучается в художественной студии им. Н.К.Крупской (1934-1936). Есть сведения, что Абылхан Кастеев был рекомендован на учебу в Москву Первым Всеказахстанским слетом деятелей народного искусства (1934)55 .

Живое участие в жизни и учебе Абылхана Кастеева в Москве приняла в те годы супруга известного писателя Д.Фурманова. Она устроила его в общежитие Театрального института, познакомив с учившимися там земляками. Тепло встретившие соотечественника московские студенты, во многом облегчали повседневную жизнь будущего художника, морально и материально поддерживая его.

Завершая творческий очерк о жизни и искусстве художника, еще раз подчеркнем реальное значение фигуры Абылхана Кастеева как основоположника национальной школы изобразительного искусства Казахстана. Его судьба и творчество демонстрируют силу и возможности природного таланта, ценность подвижнического труда и безграничной преданности искусству.

Уйдя из жизни в 1973 году, в расцвете своего таланта, Абылхан Кастеев оставил нам огромное, драгоценное художественное и духовное наследие. Предельная искренность отношения к своему труду, титаническая работоспособность способствовали созданию Абылханом Кастеевым богатейшего художественного наследия. Его наследие многогранно и неисчислимо, к примеру, только один, изданный в 2005 году ГМИ РК каталог основных его работ включает 1143 произведения. Это наследие требует своего последовательного изучения по жанрам, по динамике, по особенностям развития стиля и характера творчества, национальной самобытности, по многим творческим, художественным, реставрационным параметрам.

И сейчас, и в далеком будущем нашей страны роль, значение и высочайшая ценность творчества Абылхана Кастеева, его вклада в сокровищницу отечественной культуры невозможно будет переоценить. Жизнь, судьба и творчество Абылхана Кастеева навсегда останутся великолепной вершиной национальной культуры Казахстана ХХ века.


источники:

http://voxpopuli.kz/2066-udivitelnaya-zhizn-abylkhana-kasteeva/

http://ikaz.info/abylhan-kasteev-zhizn-i-iskusstvo/