Абу Мухаммад Мадани биография

37. Абу Мухаммад аль-Мадани ق

Да освятит Аллах его душу

Его благословения достигли каждого в его время. Он был Особенным (Хас), нёс Тайны Пророческих Описаний. Он сел на Трон Руководства, распространяя внешнее и внутреннее знание, особенно из Божественного Присутствия. Он был Мастером этого ордена. Он выделялся среди Знающих. Он был Сторонником слабых. У него была великая чудодейственная сила, которую было видно, куда бы он не пошёл.

Он родился в Кикуну, районе Ганеп, в штате Тимурхансуру, в Дагестане в 1251 году Х./1835 н.э. Он переехал вместе с семьей из Дагестана в 1314 году Х./1896 н. э. в город Рашадия между Бурсой и Стамбулом.

Он был истинным наследником физического облика Пророка и его духовного наследника. Он был очень красив, и он был похожим на Пророка согласно описанию Пророкав Сира (Жизнеописание). Он является автором книги под названием «Йа Валади», «Мой сын» в традициях Имам Газали, который написал «Аййихуа ль Валад», «О сын мой».

Деревня Кикуну, в которой он вырос, была духовным местом. Жители придерживались Шараках и все они следовали Шейхам. За день до его рождения, Шейх Абу-Ахмад ас-Сугури (ка) прошёл по деревне и сказал: «От этой деревни появится просвещенный ребенок. Его свет будет светить от земли до неба. Он будет великим святым». Он предсказал рождение и высокую Стоянку Саййидины Абу Мухаммада Аль-Гумуки (ка).

В его время Дагестан был известен как «Земля Святых». В свои ранние годы там жили два Великих Шейха: Шейх Мухаммад-Эфенди Аль-Йараги (ка) и Сайидаль-Джамалуддин Аль-Гумуки (ка).

Он получил силу руководства в шести Тарикатах: Кадири, Руфаи, Шазили, Чишти, Халвати и Накшбанди. Он был известен как Шейх во всех шести Тарикатах.

Из его чудес

Один раз, прежде чем Шейх Мухаммад Аль-Мадани (ка) принял Накшбандийский Орден, Хаджи Нурии Хаджи Муртаза проходили через его деревню, и они сказали ему: «Мы собираемся навестить Ахмада Ас-Сугури, чтобы принять Баят от него. Хотел бы ты пойти вместе с нами?» Он сказал: «Да», и все трое решили принять Тарикат от Сайидины Ахмада Ас-Сугури (ка).

Сайидина Ахмад Ас-Сугури дал им совет, а затем он позвал Абу Мухаммада Аль-Мадани, дал ему Баят в Накшбандийском Ордене и вложил Зикр ему в уста. Он ничего не дал Хаджи Муртаза и Хаджи Нури. Он сказал им: «Я отдал тайну Абу Мухаммаду Аль-Мадани. Нет необходимости брать тайну у меня. Возьмите её у него. Тот, кто желает принять мой Тарикат, может принять его через Абу Мухаммада Аль-Мадани». В душе они жаловались: «Почему Ахмад Ас-Сугури сделал Абу Мухаммада Аль-Мадани посредником между нами?»

Однажды в их деревню пришла засуха. Жители деревни попросили Абу Мухаммада Аль-Мадани пройти по деревне, и помолиться Аллаху о дожде. По дороге к нему они сказали друг другу: «Теперь мы узнаем, действительно ли он святой и почему Сайидина Ахмад Ас-Сугурипоставил его перед нами». По пути они проходили мимо дома, внутри которого увидели красивую девушку. Их так привлекла красота девушки, что они долгое время так и стояли, любуясь ею. Наконец они прибыли в дом Абу Мухаммада, и постучали вдверь.

Он сказал из дома: «Кто там?» Они разговаривали друг с другом в полголоса: «Как он может быть Шейхом, если он не знает, кто к нему пришёл?» Они постучали снова, но ответа не было.

Затем из-за двери послышался его голос, «Хаджи Муртаза и ХаджиНури, для кого-то это просто стать Шейхом и путеводителем, не зная, кто стоит за дверью, но для кого-то очень сложно стать Шейхом и путеводителем, который следует своим желаниям, неприемлемым способом, смотрит на голых женщин.» Он сказал им: «Я не могу позволить вам войти в мой дом».

Поспешив уйти, они забыли сказать ему, что пришли попросить его помолиться о дожде. Через пять минут он догнал их и сказал: «Что касается того за чем вы пришли, то как только вы дойдёте до деревни, пойдёт дождь». Как только они добрались до деревни, появились тучи и полил дождь.

Его Борьба

Русские так боялись его и его чудодейственной силы, что отправили его в Сибирь для того, чтобы убить. Ему удалось освободиться и бежать в Турцию. Жители Дагестана хорошо помнят, как сильно он воевал с русскими, как физически, так и духовно. Даже русские говорили о его мужестве и о его духовных чудесах. Многие события, которые известны о нем, были записаны его врагами.

Одно время он воевал с русскими до тех пор, пока они не пошли против него подавляющей силой. Он сбежал домой, и никто не знал, что он там. Женщина увидела его с крыши своего дома. Она сказала русским: «Мухаммад Аль-Мадани — в этом доме». Они пришли схватить его. И увидели, что вокруг дома, где он прятался, росла трава с благословения его присутствия, хотя из-за летней жары нигде не было видно никакой зелени. Благодаря информации, полученной от женщины, они смогли схватить его. В ту ночь женщине стало очень плохо, а на следующий день она умерла. Аллах Всемогущий и Всевышний открыл Пророку в Священном Хадисе: «Кто бы ни пошёл против одного из Моих святых, я буду объявлять ему войну».

Они посадили его под домашний арест, и сказал ему, что он может пойти поесть в ближайший ресторан. Он отказался есть в их ресторане; и он никогда не ел их пищу, говорил: «Вы мои враги, и я никогда не буду есть вашу пищу». Он не принимал пищу в течение нескольких месяцев, и они не знали, как он выжил. Наконец кто-то пришел из местности Сартар и сказал губернатору: «Если он не ест вашу еду, дайте его мне, я заберу его в свою страну и позабочусь о нём.» Они отправили его туда.

Там был мальчик из Кикуну, он учился вБухаре; он был помолвлен с девушкой из Сартар. Он изучал Шарака. И отсутствовал в течение многих лет и не возвращался. Тем временем девушка решила выйти замуж за кого-то другого. Весть об этом достигла Бухары, где мальчик её и услышал.Он был очень расстроен. В эту ночь, прежде чем он уснул, он услышал голос: «Вернись в Сартар. Вернись в Сартар.» Он слышал тот голос и на следующую ночь и на следующий день. Он решил вернуться. У него был очень долгий путь, чуть ли не через Москву, чтобы добраться до Сартар. Оншел и шел, пока наконец–то не добрался до деревни.

Он увидел, что все люди собрались в одном месте, принесли еду. Они сказали ему: «Великий Шейх пришел в Сартар из Кикуну, и он исцеляет людей и кормит бедных. Нас так привлекла его духовная сила, что мы все стали его последователями. Пойдем с нами, чтобы увидеть его». Он пошел с ними. Жители деревни сказали Шейху, им был Сайидина Абу Мухаммад Аль-Мадани: «Вас могут схватить русские. Пожалуйста, оставьте здесь кого-то, кто будет уполномочен вести нас в Тарикате». Когда мальчик прибыл в дом Шейха, Шейх сказал ему тем же голосом, который он слышал в Бухаре: «О сын мой, ты услышал наше послание, ты услышал наш голос. Проходи! Ты будешь моим представителем и будешь учить этих людей тому, что им нужно из духовности и обязательств религии. И ты женишься на своей невесте». Мальчик был очень счастлив. Он принял посвящение от Шейха в Накшбандийский Орден и в остальные пять Тарикатов. Шейх Абу Мухаммад Аль-Мадани женил его на его невесте.

Это был чудесный подарок для города Сартар от Абу Мухаммада Аль-Мадани. Кроме того, это был знак того, что его дни в Сартаре закончились. На следующий день пришли русские, чтобы забрать его в Сибирь. Его посадили в тюрьму строгого режима. Несмотря на то, что они закрывалиего в камере, они часто находили его во дворе, где он молился, сидел или читал. Охранники удивлялись и отводили его обратно. Затем через несколько часов они снова находили его на улице. Тогда они приковали его к стене. Но они находили его снова за пределами камеры, он прогуливался с кем-то. Позже он скажет людям: «Я прогуливался с Сайидиной Хидр (сас)». Они снова приковали его и снова нашли его за пределами его камеры. Они были настолько расстроены, что написали в Москву и попросили совета, как удержать его. Из Москвы им ответили: «Посадите его под землю в очень глубокую тюрьму.» Они попытались это сделать, но независимо от того, насколько глубоко они сажали его, он всегда находили его за пределами его камеры. Наконец им настолько надоели его побеги, что они позволили ему выйти на свободу в пределах России. Его целью было бежать вТурцию.

Когда они отпустили его в Сибири, он увидел офицера и сказал ему: «Сын мой, я увижу тебя в Стамбуле, в Турции. Мы встретимся там». Позже молодому человеку надоело служить в русской армиии он дезертировал. Вместе со своей семьей он бежал в Турцию, и оказался в Стамбуле. Там он встретился с Шейхом Абу Мухаммада Аль-Мадани, как предсказал Шейх.

Саййидина Мухаммад Аль-Мадани решил пройти через свою родину на Кавказе, чтобы навестить своих родителей и семью по пути в Турцию. Однажды, за день до его приезда, он явился во сне к сестре и сказал ей, что он придет. На следующий день она сказала матери: «О, мама, приготовь немного больше еды, потому что мой брат приедет сегодня». Ее мать сказала: «Что ты говоришь? Никто даже не знает, жив ли он в Сибири, а ты говоришь, что он сегодня придёт сюда?» В этот момент раздался стук в дверь, и появился Сайидина Мухаммад Аль-Мадани.

Его переезд

Когда он ел вместе со своей семьей, он сказал им: «Я должен торопиться, потому что меня ждёт корабль в Трабзон через Черное море». Они сказали ему с удивлением: «Мы на Кавказе, а ты говоришь о Трабзоне?»

Сайидина Мухаммад Аль-Мадани направился к русскому берегу Черного моря. Когда он прибыл туда, корабль, который был ему нужен, уже ждал, чтобы отвезти его в Турцию. Он подошел к капитану и сказал ему: «Возьмите меня в Турцию на вашем корабле». Капитан ответил: «В течении двадцати дней я пытался отплыть, но корабль не работает так, как нужно.» Он сказал: «Теперь он будет работать. Возьмите эти деньги за мой проезд и доставьте меня в Турцию». Капитан взял его и поселил рядом с машинным отделением. Затем капитан пошел спать, а экипаж управлял кораблём. Капитан увидел во сне, что двигатель приобрёл форму Шейха, и у корабля выросли крылья, и он летит, прибывая в Трабзоне. Он проснулся и выбежал на улицу. Экипаж сказал ему: «Мы прибыли в Трабзоне». Он побежал в комнату Шейха, и Шейх спросил его: «Неужели мы приплыли?» Он сказал: «Да, мой Шейх, я пришёл сказать вам, что хочу получить ваше посвящение. Обычно эта поездка занимает три дня, и мы добрались за один». Он принял от него посвящение в Накшбандийский Орден и еще и в пять других орденов.

Шейх покинул корабль и отправился в кафе. Он увидел в этом кафе одного из заключенных, который был с ним в Сибири, его звали Мухаммад Ат-Тавила. Мухаммад Ат-Тавил сказал: «Альхамдулилла, мой Шейх, Вы благополучно сюда добрались. Вы будете гостем в моем доме».

Когда Султан Абдул услышал, что Шейх Мухаммад Аль-Мадани (ка) благополучно добрался до Трабзона, он отправил корабль, чтобы доставить его из Трабзонав Стамбул. Между тем Шейх оставался в качестве гостя в доме Мухаммада Ат-Тавил. Пока ШейхАбу Мухаммад Аль-Мадани был гостем в его доме, Мухаммад Ат-Тавил каждый день находил под подушкой две золотые монеты. Он был так поражен, что после пяти дней, он пошел к Шейху, который сказал: «Пока я здесь, и до тех пор, пока Вы храните эту тайну, Вы каждый день будете находить эти монеты под подушкой. Если Вы никому не скажете, эти монеты будут продолжать появляться».

Однажды, спустя некоторое время после того, как Шейх отправился в Стамбул, жена Мухаммада Ат-Тавила застилала постель и нашла две монеты. Она начала суетиться, спрашивать, где он взял деньги. Наконец, он сказал ей, что это был Баракат Шейха. Она сразу же пошла и рассказала соседям. Как только она сказала им, чудо прекратилось.

Этот инцидент произошел в 1308 году по Хиджре/1890н.э. Тем не менее, эту историю никогда не рассказывали, до тех пор, пока сын Саййидины Мухаммада Аль-Мадани не побывал в гостях у другаего отца Мухаммада Ат-Тавила через некоторое время после смерти отца. Мухаммад Ат-Тавил рассказал ему эту историю в то время, и показал ему монеты, которые получил таким чудесным образом.

Султан Абдул Хамид, император Османской Империи, был последователем Накшбандийского Ордена, и он принял посвящение от Сайидины Мухаммада Аль-Мадани. Султан предложил ему на выбор любой участок земли в Стамбуле, где можно построить Завийя для Ордена и дом для себя. Он ответил: «Этот выбор зависит не от нас, а от Божественного Присутствия».

Таким образом, он подождал, до следующего дня, и Султан Абдул Амид охотно пришел к нему, чтобы услышать ответ. Шейх Мухаммад Аль-Мадани сказал ему: «Сын мой, Аллах направил меня к месту, где будет процветать Накшбандийский Орден. Вот где будут искренние дагестанские последователи, и где Накшбандийский Орден будет расти, и где мой племянник получит власть Тариката». Султан сказал: «Что бы Вы не решили, я соглашусь с вашим решением».

На следующий день Абу МухаммадАль-Мадани (ка) сказал Султану: «Отправьте меня в Ялова. Я собираюсь в местечко между Ялова и Бурсой». Султан дал ему лошадь и повозку, на которой он мог ехать куда пожелает. Когда он добрался до района Ялова, он позволил лошадям идти так, как они хотят. Они остановились в месте рядом с Орхангази.

Там, в лесу, он построил первый деревянный дом. Через некоторое время в лесу появились ещё 680 домов. И это место назвали Рашадия, в честь Султана Рашадия, известного как Гюнекой.

Все эмигранты, которые приехали из Сибири и Кавказа переехали в эту деревню, где находился Шейх Мухаммад Аль-Мадани (ка), а также Шейх Шарафуддин (ка) и Шейх Абдулла (ка). Однажды к Шейху Мухаммаду Аль-Мадани пришли люди и пожаловались: «Как же мы будем питаться? Здесь ничего нет». Он топнул ногой по земле и там, где он топнул ногой, нашли глину и железо. В то же время упало дерево. Этими знаками он показал им, что они будут зарабатывать себе на жизнь добычей глины и железа, а также лесозаготовкой. Скоро там появилось 750 домов, две мечетии одна школа, с шестнадцатью комнатами для обучения детей.

Годы спустя, во время Балканской войны, греки и сербы, которые воевали с турками, пришли в эту деревню. Многие дома были разрушены, и многие жители бежали. После нападения там осталось 220 домов. С мечетью ничего плохого не произошло, и там продолжали проводить все молитвы.

В этой деревне не было ни зла, ни развращённости. Никто не пил, не играл в азартные игры, не делал ничего плохого. С раннего детства все росли, совершая Зикр. Это был райский уголок. Все жили в гармонии, совершали Зикр каждую ночь. Это была идеальная деревня и идеальный город. Вот почему Шейх сказал Султану Абдул Хамиду: «Эта деревня будет излучать свет».

Эта деревня была полна благословений. Они не нуждались в продуктах извне. Там была древесина, для того чтобы топить в холодную погоду. У них были свои животные, и они выращивали свои собственные продукты. Каждое движение и каждое действие люди сопровождали Зикром. Матери кормили детей с Зикром. Мужчины работали под звуки Зикра. Вся деревня была наполнена Зикром. Так Шейх Абу Мухаммад Аль-Мадани, Шейх Шарафуддин, а потом Шейх Абдулла Ад-Дагестанский поднимали и обучали жителей деревни. В Турции эта деревня прославилась как «Деревня Зикра».

Турция была вовлечена в войну на Балканах. Однажды сосед Шейха Мухаммада Аль-Мадани, Хасан Мухаммад Аль-Эфенди, пришел к нему исказал: «Я хочу пойти сражаться и умереть как мученик». Он сказал ему: «Тебе нет никакой необходимости покидать деревню для того, чтобы стать мучеником. Ты станешь мучеником здесь».

Вскоре армия греков и сербов приблизилась к деревне. Войска обстреливали деревню, и в одной из этих атак в Хасана Мухаммада Аль-Эфенди попала пуля, и он был убит. Он умер как мученик, как того и хотел, и как предсказал Шейх.

Шейх Абу Мухаммад (ка) был женат в течение многих лет, и все его дети были девочки. У него не было мальчиков. Однажды он сказал людям: «Я вижу, что ко мне идут три мальчика». Люди очень удивились,потому что его жена была стара, и её детородный возраст уже прошёл. Вскоре после этого его жена заболела и умерла. Позднее он женился во второй раз, и с его новой женой у него было три мальчика.

Однажды на 27 день Рамадана Лайлат Уль-Кадр, он вёл Зикр со всей деревней. Он сказал: «Каждый занят Зикром. Все животные делают Зикр вместе с нами. Черви совершают Зикр с нами. Птицы совершают Зикр. Каждое существо в этой деревне совершает Зикр вместе с нами, кроме одного животного, которое забрали у его отца, и оно расстроено. Аллах не доволен. Пророк (сас) не доволен и святые не довольны. И это всё из-за детской шалости!».

Он поговорил с хозяином дома, в котором они совершали Зикр: «Иди к сыну и спроси, что у него в коробке». Он пошёл к сыну и спросил его: «Что у тебя в коробке? Какое животное ты поймал?» Мальчик был в замешательстве: «Какая коробка? У меня есть только небольшая спичечная коробка, куда я посадил маленького червяка». Ему было сказано: «Возьми и положи этого червяка обратно в землю». Из этого жители деревни поняли и воспитывали своих детей с пониманием того, что вредить любому существу, независимо от того, насколько оно мало, значит причинять несчастье и заслуживать недовольство Бога, Пророка и святых. Благодаря таким глубоким учениям деревня была чистой и невинной от любых злодеяний.

Он умер 3-го Раби уль Аввал, в Воскресенье, 1331 по Хиджре/1913 н.э. Он был похоронен в Рашадии (Гюнекой), и люди дагестанской общины, а особенно семья Шейха Шамиля навещают его могилу и по сей день.

Он передал тайну пяти Тарикатов, которую он хранил и передал её своему племяннику Шейху Шарафуддин Дагестанскому вместе со всем тем, что Шейх Абу-Ахмад Ас-Сугури передал ему из тайны Накшбандийского Ордена.

Имам Абу Ханифа

Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи известен всем мусульманам мира как мухаддис и факих, богослов и основатель ханафитского мазхаба, одной из четырёх основных правоведческих суннитских школ. Он родился в 699 году 5 сентября в Эль-Куфе, а умер в Багдаде в 767 году 18 июня.

Рожденный в эпоху сахабов, имам Абу Ханифа был человеком набожным и мудрым, вел аскетичный образ жизнь. Его достоинства и сильные стороны признают подавляющее большинство мухаддисов и ученых как ханафитского, так и шафиитского, ханбалитского и маликитского мазхабов.

Трудов, написанных Абу Ханифой, насчитывается тысячи. Единственным среди имамов, который был удостоен титула «Величайший из имамов» или «Имам-Азам», был имам Абу Ханифа. Приверженцами имама стали многие мухаддисы и ученые, и до сих пор придерживаются его учения более половины мусульман уммы пророка Мухаммада ﷺ.

Детство и учеба

Его родословная берет свое начало от Нумана ибн Сабита ибн Зута ибн Маха или ибн Марзубана, и родился будущий имам в восьмидесятом году по хиджре. Ученые единогласны во мнении, что имам Абу Ханифа был табиином, и относительно числа сподвижников, с которыми имаму выпала честь личной встречи, есть некоторые расхождения в разных источниках. По данным ибн аль-Имада, имам встречался с шестью сподвижниками, согласно высказыванию самомго имама, он встретился с семью.

Биография имама Абу Ханифы ведет свое начало от города Куфа, он был рожден в семье с достатком: его отец торговал иранским шелком и происходил из рода иранских мавали. Историки склоняются к тому факту его биографии, что Абу Ханифа был у своих родителей единственным сыном. Дед его принял Ислам еще в то время, когда правил халиф Умар ибн аль-Хаттаб.

В детстве он начал период своего обучения, но его пришлось прервать в связи со смертью его отца, и после Абу Ханифа продолжил семейное дело, которое касалось продажи шелка. Первое богословское образование свое он получил в Куфе, где его обучали сподвижники Посланника Аллаха. Абу Ханифа поступил в ученики Хаммада ибн Абу Сулеймана, когда ему двадцать два года, и в его кружке он состоял восемнадцать лет до того дня, когда его учитель покинул этот мир, и после его смерти Абу Ханифа сам возглавил этот кружок и возглавлял его в течение десяти лет, став самым авторитетным факихом не только Куфы, но и Басры.

Свой хадж впервые он совершил, когда ему было шестнадцать лет, отправившись в паломничество с отцом: там он встретил одного из сахабов Абдуллу ибн аль-Хариса.

Свое образование и воспитание Абу Ханифа получил именно в Куфе, а затем продолжил свое обучение у ученых из Аль-Харамейн в Медине и Мекке.

Уже в двадцать два года большую часть своего свободного времени он проводил в дебатах, и тогда по совету имама Ша‘би Абу Ханифа решил присоединиться к какому-нибудь ученому в качестве ученика. Имам начал посещать собрания Хаммада, который был учеником Анаса, после случая, когда не сумел ответить на вопрос, касающийся правильной процедуры развода, и провел в качестве ученика Хаммада целых десять лет. И это положило конец его участию в дебатах. После смерти его родственника, случившейся через два года, имаму Хаммаду пришлось уехать в Басру на два месяца, и он оставил продолжить свою работу имама в Куфе Абу Ханифе, после чего он оставался в учениках еще в течение восьми лет.

Учителя

Среди учителей имама Абу Ханифы были такие авторитетные личности, как Мансур ибн Умар, Кайс ибн Муслим Куфи, Симак ибн Харб, Мухаммад ибн Мункадир Мадани, Ибрахим ибн Йазид, Ади ибн Сабит, Рабиату ар-Рай, Айюб ас-Сахтияни, Амир ибн Шурахбиль, а также многие другие.

Заслуги имама

Абу Ханифа был одним из ярких и самых ранних представителей торгово-ремесленных городских кругов. Он обосновал и защитил интересы этих кругов, которые выражались в форме религиозно-правовой доктрины, оформленной в последствии в ханафитский мазхаб.

Абу Ханифа положил начало письменной традиции в богословии Ислама: первое сочинение, которое было записано на тему догматики Ислама, приписывают именно ему. Это сочинение носит название «аль-Фикх аль-акбар». В фикхе Абу Ханифа сформулировал все те основные положения догматики Ислама, которые были выведены на тему единобожия, а также рассмотрел вопросы атрибутов Аллаха, сформулировал положения о слове Божьем, изложенном в Священной Книге Коран, а также рассмотрел вопросы свободы воли, предопределения, достоинствах всех тех личностях, которые упоминаются в Священной Книге Коран, и о праведности. В тексте этого сочинения проявляется его борьба против тех взглядов, которых придерживались мутазилиты и мурджиты.

Ему также приписывается новаторство в применении методов исследования вопросов правового характера так, чтобы сближение схоластических разработок, сделанных факихами, с требованиями, которые предъявляет реальная повседневная жизнь, стало возможным.

Абу Ханифой вместе с его ближайшими последователями была разработана методика, с помощью которой использовались рационалистические принципы кияса или суждения по аналогии, а также принципы предпочтений истихсан в процессе решения вопросов правового характера.

В своих политических взглядах ученый придерживался легитимного принципа верховной власти, которую всесторонне контролирует мусульманская община.

Книги Абу Ханифы

Абу Ханифа передал после себя мусульманам наследие посредством книг, написанных двумя его учениками Абу Юсуфом и аш-Шайбани, в которых содержатся цитаты и отсылки к его трудам, ценные знания. Это такие известные исламские книги, как «Китаб аль-харадж», написанный Абу Юсуфом, также все сочинения Мухаммада аш-Шайбани, среди которых выделяют «Китаб аль-асар», «Китаб аз-зиядат» и «аль-Мабсут».

На основе семидесяти хадисов ученый написал такой известный свой труд, как «Китаб-уль-Асар». Также он является автором таких работ, как «Китабуль Рад аляль Кадирия», «Алим-уаль-мута‘аллим», «Джами‘ уль Масанид» и «Аль-Фикх аль-Акбар».

Ученики

У имама Абу Ханифы учились такие мусульманские деятели, как Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса, Али ибн Асим, Абдулла ибн Мубарак, Абу Бакр ибн Айяш, Исхак ибн Юсуф, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Хаммад ибн Абу Ханифа, Зуфар ибн Хузайль, Мухаммад ибн Хасан и Кади Абу Юсуф.

Среди основных учеников Абу Ханифы были такие выдающиеся личности, как Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Куфи, Абдуллах ибн аль-Мубарак и Зуфар ибн аль-Хузайл, а также Хасан ибн Зияд аль-Луълуи. Именно их усилиями мазхаб Абу Ханифы развился во всеобъемлющую школу мусульманского права, которая способна решить все проблемы, с которыми сталкивается фикх. Аббасиды поощряли развитие ханафитской школы, поскольку они были заинтересованы в правовой основе своего государства.

Методика мазхаба Абу Ханифы

Двое учеников Абу Ханифы Абу Юсуф и аш-Шайбани провели значительную работу по сохранению ханафитского мазхаба, его распространению и систематизации, основывая метод вынесения правовых предписаний на таких источниках, как Священная Книга Коран, тщательно отобранные хадисы из Сунны и иджма (единогласное мнение ученых богословов по определенному религиозно-правовому вопросу, не противоречащему Коране и Сунне). Также среди источников кияс, когда суждение выносится аналогичное уже имеющемуся в Откровении, когда проблема, которая уже решена, сопоставляется с решаемой правовой проблемой. Правовые предписания основываются на таком источнике, как истихсан, когда предпочтение отдается решению, которое противоречит кыясу, но является в данной конкретной ситуации более целесообразным. Также источниками для вынесения таких решений принимаются адат или урф, то есть обычаи или мнения, традиционно распространенные.

Мазхаб Абу Ханифы указывает также еще один метод вынесения решений правового характера – четкую иерархию вердиктов, вынесенных авторитетами школы, такими, как сам Абу Ханифа, его ученики Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф. Если же создается ситуация, когда необходимо применить и истихсан, и кияс, то предпочтение отдается первому.

Если создается ситуация, когда необходимо выбрать из различных предписаний, которые имеются по этому вопросу, то приоритет будет отдан тому, которое более убедительно, или мнению, которого придерживается большинство. И только в исключительных случаях используются в качестве аргумента хадисы сомнительные и слабые.

Отношение к хадисам

Имам Абу Ханифа передал четыре тысячи хадисов, и две тысячи из этих хадисов он получил от имама Хаммада. В своей работе имам опирался на такие принципы, по которым определял приемлемость хадисов. Он считал, что хадис следует запоминать в правильной форме с того самого дня, как его услышали и до того дня, как хадис передавался. Он говорил, что хадис должен исходить от Пророка Мухаммада ﷺ и передаваться только по цепочке таких людей, которые абсолютно надежны. Он не позволял принимать и передавать те хадисы, которые противоречили известным хадисам или противоречили Корану.

Абу Ханифа слыл человеком беспристрастным: никогда он не принимал ни от одного высокопоставленного лица каких-то подарков покровительственного толка, а потому никогда не был никому обязанным. Он отличался гуманностью и щедростью. Рассказывают случай, когда мимо имама проходил прохожий и, увидев имама, он повернул на другую дорогу. Имам спросил его о причине такого поступка, а тот человек ответил, что сделал так потому, что ему стало стыдно, ведь он задолжал имаму десять тысяч дирхамов. Имам Абу Ханифа так впечатлился скромностью этого человека, что простил ему весь этот долг.

Он был отзывчивым: однажды находясь в мечети и услышав новость о том, что один человек упал с крыши, имам тут же покинул собрание и побежал к месту, где это произошло, как был во время намаза – без обуви, босиком. После этого он постоянно навещал пострадавшего, приходил к нему каждый день и ухаживал за ним.

Он отличался прекрасными манерами – не начинал говорить, если в том не было необходимости. Суфьяну ас-Саури как-то сказали, что никогда не слышали, чтобы имам о ком-то злословил. На это Суфьян ответил, что имам Абу Ханифа не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные поступки.

Имам Абу Ханифа слыл человеком воздержанным и богобоязненным. По рассказам его современников, ни разу не видели, чтобы он в ночные часы отдыхал. По словам Абу Нуайма, он взывал к Аллаха и плакал даже перед тем, как исполнить намаз. По его собственным словам, нет в Коране такой суры, которую он бы не читал во время нафль-намазов.

По словам Хариджы ибн Мусаба, что он знает четырех религиозных лидеров, кто полностью бы весь Коран прочитали за один ракаат: Тамин Дари, Усман ибн Аффан, Са ‘ ид ибн Джубайр и имам Абу Ханифа.

Имам Абу Ханифа совершал намаз фаджр с омовением, которое готовилось для иша-намаза. Он совершил пятьдесят пять хаджей.

Испытания и смерть имама

Жизнь посылала ему немало испытаний и невзгод. Когда у власти был Ибн Хубайра, он предложил имаму Абу Ханифе стать верховным судьей, но имам ответил отказом, поскольку не хотел принимать участие в порочных делах. Из-за этого отказа правителю его подвергли наказанию: провели через весь город на лошади, по пути хлестая его десять раз, и такое наказание совершали каждый день в течение одиннадцати дней.

Абу Ханифа отправился в Мекку в 747-748 годы, поскольку испытывал притеснения от Ибн Хубайры, который в этот период был наместником Ирака и принуждал Абу Ханифу нести государственную службу. Когда же во власти утвердились Аббасиды, он вернулся в Ирак и там продолжил работать как ученый и богатый торговец.

С таким же предложением обратился к нему Абу Джафар Мансур, когда стал правителем, но имам Абу Ханифа снова отказался. В результате этого отказа правитель приказал жестоко избить его и заточить в темницу. Свое предложение халиф повторил после этого еще раз, но имам снова отказал и поклялся именем Аллаха, что не примет этого предложения. В результате его подвергли жестокому наказанию. После этого он вновь был брошен в темницу. В это темнице имам и умер смертью шахида в 767 году. Имам Абу Ханифа умер, когда ему было семьдесят лет. Его биография гласит, что это произошло в 150 году по хиджре в месяц Раджаб, но некоторые источники говорят, что это произошло в месяц Шавваль или в Шаабан.

Количество людей, желавших прийти на похороны имама было так велико, что пришлось проводить несколько джаназа-намазов. В его похоронах приняло участие больше пятидесяти тысяч человек. Последний джаназа-намаз возглавил его единственный сын Хаммад.

В Багдаде после его смерти через много лет построили Мечеть Абу Ханифы, а его могилу уничтожил шахиншах Исмаил в начале шестнадцатого века, но во второй половине шестнадцатого века ее восстановили, когда османская Империя вернула себе Ирак.

В истории Ислама и для всего мусульманского мира имам остался в памяти как великий ученый, муджтахид и факих уммы, основоположник одного из основных суннитских мазхабов, и он был первым, чей мазхаб стали еще при его жизни и впоследствии распространять и записывать.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Абу Мухаммад Мадани ( Дарсхои Тавхид )

Добавлен в индекс

Если кто-то решил прочитать полностью перевод смысла Корана,
то я бы посоветовал ему начать с 10-й суры «Йунус» и прочитать до последней суры, а потом прочитать с начала и до 10-й суры.

Почему такой совет?
Содержание сур, начиная со 2-й «аль-Бакара» и до 9-й «Покаяние», трудное и они в основном были ниспосланы в Медине, и они содержат много шариатских положений, упоминаний о потомках Исраила, сражении с неверующими.

Есть немало людей, которые начинали читать смысл Корана с начала и затем, чувствуя трудность, оставляли.

Сура «Йунус» (10-я) содержит в основном аяты о единственности и величии Аллаха, о Судном Дне и о Вечной жизни.

А почему не начать с «аль-Фатиха»?
Здесь совет касается того случая, когда человек решил полностью ознакомиться со смыслом Корана. Смысл же суры «аль-Фатиха» должен знать каждый молящийся и с её смыслом нужно ознакомиться сразу в начале Ислама или когда человек начинает совершать молитву.

Каждому мусульманину надо стараться читать Коран и изучать Его смысл. (Абу Адель)

Тафсир Корана (@kniga_pdf):
1. Том 1 (жми)
2. Том 2 (жми)
3. Том 3 (жми)

Порядок согласно данному совету: начать с том 2 (с начинается с суры Йунус), том 3 и затем том 1.

С том 1 начинал несколько раз и оставлял, и лишь по такому порядку смог осилить. Советую.


источники:

http://medinaschool.org/library/lichnosti/musulmanskie-uchenye/imam-abu-hanifa

http://tgstat.ru/channel/@ilmi_tavhid/289