Абу Дауд Ас Сиджистани биография

Абу Давуд ас-Сиджистани

Абу Давуд Суляйман ибн аль-Аш‘ас аль-Азди ас-Сиджистани — выдающийся хадисовед и законовед, составитель одного из шести главных сводов Сунны под названием «Сунан». Ему также принадлежат сборники хадисов «Зухд», «Марасиль» и другие трактаты по хадисоведению, корановедению и вероучению.

Родился в 202 г. х. Собирая хадисы, обучался у шейхов Хорасана, Ирака, Хиджаза, Египта, а потом поселился в Басре и часто ездил в Багдад. Его учениками были такие имамы, как Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Закария ибн Яхья ас-Саджи, Исма‘иль ибн Мухаммад ас-Саффар, Абу Бакр ан-Наджжад.

Имам Абу Давуд (202—275 / 817 — 888)

Полное имя богослова Сулейман ибн Аш’ас ибн Исхак аль-Азди ас-Сиджистани. Однако прославился он под своей куньей Абу Давуд. Родился будущий знаток хадисов в 817 году (202 г. х.). Место, где он появился на свет, ныне поделено между Афганистаном и Ираном. По происхождению он был арабом из племени Азд, которое было одним из крупнейших племён Аравийского полуострова. С началом распространения Ислама некоторые из аздитов стали селиться в разных уголках Арабского халифата. Так предки Абу Давуда оказались в Сиджистане.

Странствия Абу Давуда

Абу Давуд рос в атмосфере любви и почтения к науке, благодаря чему ещё в детстве начал свой путь к научным высотам. Когда он отправился в своё первое путешествие на поиски знаний, ему не было и двадцати лет. Всего за время поездок он побывал на территории современного Афганистана, Ирана, Ирака, Сирии, Иордании, Турции, Саудовской Аравии, Египта и обрёл глубокие знания во многих исламских дисциплинах.

Учителя Абу Давуда

Имам Абу Давуд собирал хадисы, выслушивая их от многих людей. Всего за свою жизнь он встретился с более чем тремястами мухаддисами. Самые известные из его учителей — имам Ахмад ибн Ханбаль и имам Йахйа ибн Ма‘ин. Эти великие учёные оказали огромное влияние на Абу Давуда. Он учился у них хадисоведению и ‘акыде.

Имам аз-Захаби говорил: «Имам Абу Давуд был не только выдающимся хадисоведом, но и принадлежал к числу крупнейших факихов и ближайших учеников имама Ахмада. Он долгое время посещал его собрания и задавал ему разные вопросы, касающиеся основ и ответвлений Ислама».

Более того, Абу Давуд стал таким крупным знатоком шариата, что его даже считали муджтахидом. Как известно, степень иджтихад – это самый высокий уровень в исламских знаниях, позволяющий учёному выносить фетвы самостоятельно, на основании собственных знаний и опыта.

Нрав имама Абу Давуда

Ученые отмечают очень многие качества Абу Давуда.

Амр ибн Али Бахили говорил: «Имам Абу Давуд был из тех, чьи молитвы принимались Аллахом».

Мухаммад ибн Саъд Зухари говорил: «Он был из благочестивых, богобоязненных, образованных, праведных, чистых людей».

Абу Хатим ар-Рази сказал: «Я не встречал других таких смиренных людей, кто имел бы настолько достоверные аргументы».

«Сунан Абу Давуд»

С ранних лет Абу Давуд проявил себя как блестящий знаток хадисов. Он знал как тексты хадисов, так и цепочки их передатчиков (иснады). Абу Давуд был автором многих книг по различным аспектам исламского вероучения и права, но самой известной его книгой стал сборник хадисов «Ас-Сунан», который является одним из самых авторитетных сборников в Исламе.

Сборник Абу Давуда считается первым сборником хадисов, содержащих нормы Шариата (ахадис ахкам). В «Ас-Сунане» он в соответствии со своим методом отбора собрал 4800 хадисов из исследованных им 500 000 хадисов.

По стилю составления «Ас-Сунан» Абу Давуда напоминает сборник хадисов Бухари «Джами ас-Сахих». Основной целью сборника «Ас-Сунан» является доведение до читателя правовых аспектов тех или иных хадисов. Существует несколько списков «Ас-Сунана», между которыми имеются незначительные расхождения.

«Сунан» Абу Давуда — самый маленький из шести наиболее достоверных сборников хадисов. Он состоит из 36 книг, сборник Ибн Маджи — из 37, сборник ат-Тирмизи — из 50, сборник ан-Насаи — из 51, сборник Муслима — из 54, сборник аль-Бухари — из 97.

Мнения учёных о сборнике «Сунан Абу Давуд»

Учёные всегда уделяли сборнику имама Абу Давуда много внимания. Они передавали его друг другу, использовали при сочинении своих трудов, сокращали его, писали комментарии к нему.

Первым, кто отозвался с похвалой о книге «Сунан», был учитель и наставник Абу Давуда имам Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах). Многие учёные с тех пор хвалили книгу Абу Давуда и рекомендовали изучать её.

Закария Сани говорил: «Книга Аллаха — суть Ислама, а «Сунан» Абу Давуда — обет Ислама».

Один из величайших учёных Хаттаби сказал: «С точки зрения фикха эта книга превосходит два сборника «Сахих», и другой такой книги в науке о хадисах не написано».

Ибн аль-А‘раби как-то сказал, что даже если бы у человека не было ничего, кроме Корана и сборника «Сунан» имама Абу Давуда, он бы ни в чём более не нуждался, и аль-Хаттаби согласился с ним.

Ан-Навави советовал тем, кто занимается изучением фикха, воспользоваться сборником Абу Давуда, поскольку большинство нужных хадисов, содержащих нормы Шариата, собраны именно в нём.

Самые важные хадисы по мнению Абу Давуда

Имам Абу Давуд говорил: «Человеку достаточно для религии четырёх хадисов.

Первый:Поистине, все дела оцениваются по намерениям…”.

Второй: “К наилучшим проявлениям Ислама человека относится отказ от того, что его не касается”.

Третий:Не станет человек по-настоящему верующим до тех пор, пока не начнёт желать брату своему того же, чего желает себе”.

Четвёртый: “Дозволенное известно и запретное известно, а между ними находится сомнительное. Тот, кто станет избегать сомнительного, убережет свою честь и религию. А тот, кто впадёт в сомнительное, тот окажется в запретном!”».

Восстановитель наук

В 869-883 годах произошёл бунт, вошедший в историю как Бунт Зендж. Это был бунт темнокожих невольников, случившийся по экономическим и социальным причинам. В нём участвовали невольники в районе Басры, занятые на полях и плантациях, они существовали в очень тяжёлых условиях.

Это движение очень быстро расширилось, обрастая новыми группами. Военное движение темнокожих поначалу шло очень успешно. Захватив стратегически важные районы на юге Ирака и на юго-западе Ирана, они вошли в Басру и Васыт. Таким образом, они начали угрожать даже Багдаду.

Хотя бунт с большими усилиями и в результате долгих боев всё же был подавлен, некогда процветавшая с точки зрения науки Басра после этих событий была уже пуста.

Но вскоре она снова стала центром научной мысли. И неоценимый вклад в это дело внёс Абу Давуд. По просьбе халифа он под конец своей жизни отправился из Багдада в Басру и стал преподавать там, снова заполнив город мутаалимами, некогда в большом количестве находившимися здесь.

Кончина имама Абу Давуда

Прожив более 70 лет, большую часть из которых он посвятил исламской науке и образованию, Абу Давуд завершил своё пребывание на этой земле. В 889 году богослов покинул этот бренный мир. Его могила находится в Басре, недалеко от могилы другого праведника Ислама Суфяна Ас-Саври.

Дай Аллах нам следовать праведному пути так же, как это делали наши праведные предшественники, в том числе и выдающийся мухаддис и богослов Абу Давуд. Амин!

Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Праведники Ислама. Имам Абу Дауд.

Абу Дауд ибн Аль-Аш’ас ас-Сиджистани так звали великого мухаддиса и автора одного из самых известных сборников хадисов «Суннан Абу Дауд».

Абу Дауд родился в городе Сиджистане в 817 году. Второе название этого города – Заренг. Данная область находилась на территории современного Афганистана и включала в себя Кандагар, Гильменд, Нимроз и восточные приграничные территории Ирана.[1] Мусульмане поселились в этой местности на 23 году Хиджры во времена правления великого праведного халифа Умара ибн Хаттаба.

Абу Дауд принадлежал к племени Азд, которое было одним из самых многочисленных арабских племён Аравийского полуострова. Однако, когда представители племени Азд приняли ислам, их представители стали расселяться по всем территориям быстро расширяющегося Халифата. Так предки будущего мухаддиса оказались на землях нынешнего Ирана. Интересным фактом родословной Абу Дауда является участие его дедушки в битве при Сиффине на стороне имама Али.

Детские годы.

В юные годы Абу Дауд решил посвятить себя религиозным наукам. Однако предпочтение он отдавал собиранию хадисов и их классификации. Когда Абу Дауду ещё не исполнилось и двадцати лет, он отправился в своё первое крупное путешествие. За всю свою жизнь он объехал множество мест. Побывал в Афганистане, Турции, Саудовской Аравии, Иордании, Иране, Ираке, Египте и Сирии. Везде он искал знания.

Путь

И поиски его не прошли даром. Он был знаком с более чем тремя сотнями мухаддисами. Его учителями были имам Ибн Ханбаль и Яхья ибн Маин, которые обучали Абу Дауда вероучению и хадисоведению.

Имам Аз-Захаби рассказывает в одной из своих книг, как Абу Дауд учился у Ахмада ибн Ханбаля.

Также он учился у Абу Салямы и Ибна Абу Шейбы.

Абу Дауд очень тщательно изучал законы Шариата и был просвещенным человеком своего времени. Его внимание привлекали больше всего хадисы о праве. Считается, что Абу Дауд достиг степени муджтахида. Муджтахид – это мусульманский богослов, который имеет право выносить самостоятельные суждения и обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов.[2] Особенностью Абу Дауда, как правоведа, является его мнение, что «слабый» («даиф») хадис предпочтительнее, чем суждение по аналогии («кыяс») в решении правовых вопросов.

Исламские учёные об Абу Дауде

Амр ибн Али Бахили говорил: «Имам Абу Давуд был из тех, чьи молитвы принимались Аллахом».

Мухаммад ибн Саъд Зухари говорил: «Он был из благочестивых, богобоязненных, образованных, праведных, чистых людей».

Абу Хатим ар-Рази сказал: «Я не встречал других таких смиренных людей, кто имел бы настолько достоверные аргументы».

ТРУДЫ Абу Дауда.

Имам Абу Дауд написал примерно 21 книгу. Самые известные его произведения:

Суннан Абу Дауда – сборник хадисов. Содержит около 4800 хадисов и входит в «кутуб ас-ситта».

Китаб аль-Марасиль – сборник хадисов. Содержит 600 хадисов-мурсаль. Хадис-мурсаль – это хадис, в конце иснада которого пропущен тот, кто упоминается после таби’ина.

Рисалят Абу Дауд иля ахли Макка – письмо к жителям Мекки с описанием его «Суннана».

Суннан Абу Дауда.

Данная книга является 3 по значимости в «кутуб ас-ситта», после «Сахихов» имамов Аль Бухари и имама Муслима. Хадисы «Суннана» Абу Дауда обладают правовым характером и используются в качестве доказательств («далиль») в большом количестве аспектов Шариата. Состоит из 5274 хадисов.

Закария Сани говорил: «Книга Аллаха — суть Ислама, а «Сунан» Абу Давуда — обет Ислама».

Один из величайших учёных Хаттаби сказал: «С точки зрения фикха эта книга превосходит два сборника «Сахих», и другой такой книги в науке о хадисах не написано».

Ибн аль-Араби как-то сказал, что даже если бы у человека не было ничего, кроме Корана и сборника «Сунан» имама Абу Давуда, он бы ни в чём более не нуждался, и аль-Хаттаби согласился с ним.

Также «Суннаном» пользовался имам Ан-Навави и советовал всем, кто занимается вопросами фикха.

В печатном виде сборник Абу Дауда издаётся с 1271 года от хиджры. Впервые он был издан в Индии (Дели).

Смерть имама Абу Дауда.

Имам Абу Дауд прожил более 70 лет. Умер он в 889 году в Басре. Его могила находится рядом с могилой Суфьяна Ас-Саури.


источники:

http://islamdag.ru/lichnosti/47103

http://islam-risalyat.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B0%D0%B1%D1%83-%D0%B4%D0%B0%D1%83%D0%B4/