Абу Али Ашари биография

Имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари

Абуль-Хасан Али ибн Исмаил ибн Аби Бишр Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билал ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Аш’ари аль-Басри аш-Шафии.

Его имя Али ибн Исмаил, кунья Абуль-Хасан. Он потомок великого сподвижника Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах. Величайший ученый уммы, имам вероучения Ислама, Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари по праву считается одним из тех, о ком говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кто обладал верой и мудростью, кто возвысил истинную суть вероучения и унизил приверженцев нововведений, внёс огромный вклад в сохранение истинного вероучения, переданного от сподвижников Посланника Аллаха, и результат его трудов не исчезнет до Судного дня.

Основание школ вероучения

Убеждения сподвижников и табиинов[1] были правильными и чистыми, благодаря встречам с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По причине близости их жизни ко времени посланничества среди них было очень мало разногласий – ведь у них была возможность даже самую незначительную подробность уточнить у тех, кто восхваляем Всевышним в Его Книге и Посланником Аллаха в хадисах. Поэтому у них не было необходимости самостоятельно составлять науки в области вероучения, хадисов, толкования Корана, тасаввуфа – то есть шариатские науки.

Позднее произошло следующее. С одной стороны, на убеждения мусульман стали оказывать влияние вероучения иудеев и христиан, живших в мусульманском мире, с другой стороны, появились люди, толкующие Коран по-своему, которые верили в исключительную истинность своих идей. С третьей стороны наступали философы – материалисты и софисты, пытающиеся взвесить всё в мире: понятное и непонятное, известное и неизвестное – на ложных весах разума. Таким образом, влияние различных теорий и культур меняло истинное понимание веры у мусульман. И данное обстоятельство вынудило выдающихся учёных Ислама уточнить убеждения веры, которые были у сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и передать их последующим поколениям. Тщательно проанализировав тексты Корана и хадисов, эти учёные доказали ложность неправильных воззрений, указав на те основы и правила, которые содержатся в убеждениях лучшего из всех творений и его сподвижников. Они доказали истинность этих убеждений, развеяли сомнения несведущих людей, объяснили незначительные разногласия среди сподвижников во второстепенных вопросах веры, разделили убеждения по классам, создали разделы исламских наук и упорядочили их.

Одним словом, они создали мазхабы (школы), поскольку все вышеперечисленное и означает создать мазхаб. Среди тех учёных, кто выполнил эту работу в совершенстве, были Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди. Абу Мансур завершил огромный труд, который начал имам Абу Ханифа и его выдающиеся ученики. Имам аль-Аш’ари всю работу проделал сам. Они жили в одну эпоху, и в их трудах не больше двадцати разногласий по второстепенным вопросам, большая часть из которых – словесного характера[2].

Ашариты и матуридиты

С того времени как имамы аль-Аш’ари и аль-Матуриди основали свои школы, их последователей стали называть ашаритами и матуридитами. Большая часть приверженцев четырёх мазхабов в фикхе являются последователями имама аль-Аш’ари в вопросах вероубеждения.

Ханафитский ученый Муртаза аз-Забиди (1145-1205 х) писал: «Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хасири согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки как передал его сын Таджуддин»[3].

Жизнь имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари

Имам аль-Аш’ари родился в 260-м году по хиджре в семье исламского ученого Абу Бишра ибн Исмаила. Имам Абуль-Хасан был ещё ребёнком, когда умер его отец Исмаил. Сам Исмаил тоже был учёным, придерживающимся пути Ахлю-Сунна. Перед смертью Исмаил завещал известному учёному, имаму в науках фикха и хадисов Закарийе ас-Саджи присмотреть за сыном и воспитать его. Закарийя ас-Саджи придерживался шафиитского мазхаба и впоследствии передал имаму Абуль-Хасану большое количество хадисов, которые тот использовал в своем толковании к Корану в 70-ти томах.

Имам Абуль-Хасан рос во второй половине 3-го века по хиджре. Это было время расцвета противоречий в политике и идеях. В течение его жизни сменилось шесть халифов: 1. Аль-Му’тамид ‘ала-ллах (256–279 гг. х.); 2. Аль-Му’тазид (279–288); 3. Аль-Муктафи би-ллах (288–295); 4. Аль-Муктадир би-ллах (295–320); 5. Аль-Кахир (320–322); 6. Ар-Рази (322–332).

При жизни имама персидские правители – бану Бувейх – отобрали власть в исламском халифате у Аббасидов, но Аббасиды оставались духовными предводителями мусульман. При его жизни африканцы устроили политический переворот на территории между Шамом и Бахрейном, а также бесчинствовали курмуты[4].

Среди известных учителей имама: Закарийя ибн Яхья ас-Саджи, Абу Исхак аль-Марвази, Абу Халифа аль-Джумахи, Сахл ибн Сарх, Абдур-Рахман ибн Халяф аль-Басри, Мухаммад ибн Якуб аль-Мукри.

Среди известных учеников имама: Абуль-Хасан аль-Бахили, Абуль-Хасан аль-Кирмани, Абу Зейд аль-Марвази, Абу Абдуллах ибн Муджахид ат-Таи аль-Басри, Бундар ибн аль-Хусейн аш-Ширази, Абу Мухаммад ат-Табари аль-Ираки, Захир ибн Ахмад ас-Сарахси, Абу Сахль ас-Са’люки, Абу Наср аль-Кавваз аш-Ширази, Абу Бакр аль-Джурджани аль-Исмаили, Абу Абдуллах ас-Сайрафи, Абу Абдуллах ибн Хафиф аш-Ширази, Мухаммад ибн Али аль-Каффаль, Ад-Димьяни.

Имам Таджуддин ас-Субки сказал: «Из тех, кто брал знания от имама были устаз Абу Сахл ас-Са’люки, устаз Абу Исхак аль-Исфарайини, шейх Абу Бакр аль-Каффаль, шейх Абу Зейд аль-Марвази, устаз Абдуллах ибн Хафиф, Захир ибн Ахмад ас-Сархаси, хафиз Абу Бакр аль-Джурджани аль-Исмаили аш-Шафии, шейх Абу Бакр аль-Авдани, шейх Абу Мухаммад ат-Табари аль-Ираки, Абуль-Хасан Абдул-Азиз ибн Мухаммад ибн Исхак ат-Табари известный как ад-Дамль, Абу Джа’фар ас-Сулями ан-Никаш, Абу Абдуллах аль-Асбахани аш-Шафии, Абу Мухаммад аль-Кураши аз-Захри, Абу Мансур ибн Хамшад. И возможно были среди этих те, по кому не установлено, что они были из тех, кто сидел с шейхом. Однако, все они его современники и придерживались его пути, читали его книги и большинство из них сидели с ним и брали от него прямо с уст»[5].

Отречение от мутазилизма

Абуль-Хасан Али до сорока лет придерживался взглядов мутазилитов и был их имамом. В этом он следовал за Абу Али аль-Джубаи – большим ученым среди мутазилитов. Абу Али был женат на матери будущего имама. Абуль-Хасан всегда отличался высоким мастерством в ведении диспутов. Если кто-либо приходил к аль-Джубаи на диспут, он назначал вместо себя Абуль-Хасана. Но Всевышнему Аллаху было угодно направить Абуль-Хасана аль-Аш’ари на путь истины.

Сам имам аль-Аш’ари так рассказывал об этом: «Однажды во время урока я задал аль-Джубаи вопросы, и он не дал ответов, которые бы меня удовлетворили. Ночью в душе у меня возникло нечто вроде неприязни к моим убеждениям. Я встал, помолился и попросил Аллаха направить меня на путь истинный. Затем лёг спать. Это было начало месяца Рамазан. И я увидел во сне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: «О Али, следуй тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся. Увиденное сильно меня озадачило, и я долго размышлял над ним. Где-то в середине Рамазана я вновь увидел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во сне, он спросил: «Что ты сделал с моим велением?» Я ответил: «Я не знаю, что делать: люди, которые передавали от тебя убеждения и на которых можно полагаться, умерли». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помогай тем убеждениям, которые переданы от меня, – они правильные». Я проснулся, и меня охватила печаль. Затем появилась стойкая решимость отвернуться от науки калам[6] и заниматься только лишь Кораном и хадисами. А когда наступила 27-я ночь Рамазана, я находился в мечети. Обычаем нашего города (Багдада) было собираться в мечети на 27 ночь Рамазана и до утра заниматься богослужением – читать Коран, совершать намазы. Я боролся со сном, понял, что не смогу бодрствовать и пришлось пойти домой. Сокрушаясь о невозможности провести ночь в мечети, я лёг спать и вновь увидел во сне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он спросил: «Что ты сделал с моим велением?» Я ответил ему: «Я отвернулся от науки калам и придерживаюсь только речи Всевышнего и твоей Сунны». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не приказывал тебе отвернуться от науки калам, а велел помочь убеждениям, которые передают от меня люди, эти убеждения правильные». Я спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Как же я оставлю путь, убеждения и доказательства которого я изучал в течение тридцати лет, только лишь из-за увиденного сна?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если бы я не знал, что Сам Всевышний тебе поможет, то не встал бы с этого места, пока не разъяснил бы тебе их основы. Ты словно считаешь мой приход сном[7]. Неужели ты думаешь, что и посещение меня ангелом Джабраилом, мир ему, было сном?! Отныне ты не увидишь меня, призывающим к этому же. Поэтому старайся выполнить то, что я велел, – тебе поможет Сам Аллах!». Я проснулся и понял, что всё увиденное мною – истина, и начал искать доказательства убеждений, которые передают от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, таких как совершения заступничества Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день, возможности увидеть Всевышнего глазами в будущем мире и других».

После случившегося имам аль-Аш’ари не выходил из дому 15 дней. На 16-й день он пришёл в большую мечеть города и, встав на возвышение, воскликнул: «Тем, кто меня знает и узнали, и тем, кто меня не знает, говорю: я Али Абуль-Хасан – сын Исмаила. До сих пор я говорил, что Коран является сотворённым, что Всевышнего невозможно увидеть и, что я сам совершаю плохие деяния. Сейчас я каюсь во всём сказанном и отказываюсь от убеждений мутазилитов так же, как я отказываюсь сейчас от этой одежды». И, сняв с себя халат, он продолжил: «Раньше, когда я не мог отличить истину от лжи, я попросил Аллаха направить меня на истинный путь, и Он направил меня к истине, которой придерживались сподвижники, и я изложил её в этих книгах». Сказав так, имам отдал людям книги «аль-Люма» и «Кашфуль асрар ва хаткуль асрар».

Имам Абу Сахл ас-Са’люки сказал: «Мы вместе с имамом аль-Аш’ари посетили собрание учёного в Басре, и имам дискутировал там с мутазилитами. Их там было много. Когда имам побеждал в споре одного, приходил другой. В конце концов, уже никто не мог противостоять имаму. Когда мы во второй раз пришли на маджлис, из мутазилитов никого не было. И, оставшись наедине с Аляви, имам сказал мне: «Напиши на двери: мутазилиты убежали».

Имам Абу Бакр ас-Сайрафи (ум. 330 г.х) говорил: «Мутазилиты ходили с высоко поднятой головой, пока Всевышний не направил на истину имама аль-Аш’ари, он же их загнал в чашечку сезама»[8].

Хафиз Ибн Асакир в «Табйин казиб аль-муфтари» пишет: «Если кто-либо спросит, может ли человек отвернуться от ошибочного нововведения, которого придерживался большую часть жизни, и примет ли Аллах его покаяние, и, если даже его покаяние примется, не будет ли он презираем Всевышним, мы ему ответим: «Эти слова не имеют под собой основы и бездоказательны. Ведь грех ошибочного нововведения не больше, чем грех многобожия. Кто так говорит, тот лжец. Всевышний принимает и христианина, и иудея, принявших Ислам. И, если мусульманин отвернулся от Ислама, а затем вернулся к нему, его тоже принимает Аллах. И если кто-либо вырос и жил в неверии, а затем пришел к истинной вере, то и его принимает Создатель. И разве после этого невозможно принятие Всевышним покаяния у приверженца ложных нововведений, который не вышел за рамки Ислама?!

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Поистине, Аллах не прощает приравнивание к Нему кого-либо (ширк), пока (человек) от этого не отвернётся и не покается, и прощает меньше этого тому, кому Он пожелает»[9]. Всевышний, который принимает покаяние того, кто совершил непростительный грех, отвергнет ли покаяние приверженца нововведений, который не отрицал Создателя и не приравнивал Ему никого?! Большая часть исламских ученых говорит, что Всевышний принимает покаяние даже у еретика, целью которого было разрушение Ислама, который отрицает Создателя, Судный день и придерживается грязных убеждений. А приверженец нововведений не отрицает величия Аллаха, но из-за недальновидности, самолюбия и невежества попирает обязанности. Мы знаем множество великих учёных, которые вначале ошибались, а затем пришли к истине.

Поистине, большая часть сподвижников была в вере многобожия, затем они стали выдающимися личностями в Исламе, имамами истинной веры. Были подобные случаи и среди тех, кто пришёл после сподвижников. Например, Абу Савр говорит: «Я, Исхак ибн Рахавейх и Хусейн аль-Карабиси (он перечислил, помимо этих трёх, еще многих иракских учёных) придерживались ложных нововведений, пока не увидели имама аш-Шафии». Абдулла Фасави передавал от Абу Савра: «Когда имам аш-Шафии приехал в Ирак, ко мне пришел Хусейн аль-Карабиси. Мы тогда, если находили противоречия между разумом, Кораном и хадисами, то считали разум более правильным, и аль-Карабиси сказал мне: «Сюда пришёл человек, который опирается только лишь на хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пойдём, подшутим над ним». Мы пришли к аш-Шафии, и Хусейн задал ему вопрос. Отвечая на него, имам аш-Шафии не переставал говорить: «Аллах сказал…», «Посланник Аллаха сказал…», «Аллах сказал…», «Посланник сказал…», – пока не потемнел белый свет. И мы отказались от заблуждений и последовали за имамом аш-Шафии».

В конце каждого столетия приходят обновители веры

В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры говорится: «В конце каждого столетия Всевышний посылает умме обновителя веры»[10]. Иными словами, Создатель посылает учёного, который объясняет людям, что есть сунна, а что – вредное нововведение. Его знания так огромны, что на них часто указывают, он сведущ в эзотерических и экзотерических (захир и батын) науках веры. Польза от этого учёного распространяется на всех мусульман, и при его жизни заканчивается столетие. Некоторые понимают этот хадис в том смысле, что такой учёный может быть только один. Но такое мнение ошибочно, ибо в оригинале говорится: «манн юджаддиду лаха динаха», – что может в равной степени означать «того, кто обновит им их веру» и «тех, кто обновит им их веру». Следовательно, в конце столетия может быть как один обновитель веры, так и несколько.

Некоторые ученые, в частности, имам аз-Захаби, считали, что обновителей веры в конце каждого столетия бывает несколько. Опираясь на этот хадис, учёные указали как на обновителей веры в конце первого столетия на Умара ибн Абдуль-Азиза, а в конце второго – на имама Шафии. Обновителями веры в конце третьего столетия являются имам аль-Аш’ари – в науке вероучения, ан-Насаи – в науке хадисов и Ибн Сурайдж – в фикхе шафиитского мазхаба. И среди них на самом высоком уровне находится имам аль-Аш’ари, поскольку наука вероучения является самой важной из всех наук исламской веры. В конце четвертого столетия обновителями веры указаны аль-Исфирайини, ас-Са’люки, аль-Бакилляни, аш-Ширази. Обновителем веры пятого столетия является худжатуль-Ислам, имам аль-Газали. В шестом – Фахруддин ар-Рази и Абуль-Гани аль-Макдиси, в седьмом – Ибн Дакик аль-Ид, в восьмом – аль-Булкини и аль-Ираки и так далее. Вопрос обновителей веры – это отдельная тема. Мы только хотим тут отметить, что обновителем третьего века, на которого указывал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является Абуль-Хасан аль-Аш’ари, который искоренял вредные нововведения и призывал к пути Посланника Аллаха, тем самым возвысив Ислам.

Диспут с аль-Джубаи

Всевышний сотворил человека и послал его на землю, дав ему право выбора между истиной или ложью, добром или злом. И в зависимости от сделанного выбора Творец наказывает человека или вознаграждает. Всевышний не взялся оберегать человека от совершения зла. Ведь в таком случае земная жизнь человека не была бы испытанием для вечной жизни. Мутазилиты же утверждали, что Всевышний обязан давать человеку нечто более целесообразное в жизни.

Однажды имам аль-Аш’ари задал вопрос Абу Али аль-Джубаи, который утверждал подобное: «Что ты скажешь о троих, один из которых умер в младенчестве, второй умер неверным после того, как стал взрослым, а третий – вырос, был хорошим верующим и умер? Что будет с ним в день Суда?» Аль-Джубаи ответил: «Умерший в младенчестве попадёт в Рай, тот, кто был после совершеннолетия неверным, попадёт в Ад, и тот, кто был хорошим верующим, получит высокие степени в Раю». «А если ребенок спросит Творца: «О Всевышний, разве не было бы более целесообразным оставить меня в живых до совершеннолетия, чтобы и я совершил благие деяния и получил высокие степени в Раю?» – спросил имам аль-Аш’ари. Аль-Джубаи ответил: «Всевышний скажет, что Он знал, если бы тот вырос, то стал бы плохим человеком, и потому было более целесообразно умереть ему маленьким». Тогда имам аль-Аш’ари снова спросил: «А если взрослый, ставший неверным, спросит Всевышнего: «О мой Господь, Ты же знал, что я совершу, почему же Ты не умертвил и меня в младенчестве?» Аль-Джубаи не нашёл, что ответить. Тогда имам аль-Аш’ари воскликнул: «Ты не можешь взвесить решения Аллаха весами мутазилитов!».

Высказывания ученых об имаме Абуль-Хасане аль-Аш’ари

Имам Таджуддин ас-Субки сказал: «Наш шейх, наш путеводитель ко Всевышнему Аллаху, шейх Абуль-Хасан аль-Аш’ари аль-Басри. Это шейх пути ахлю-Сунна валь-Джама’а и имам мутакаллимов[11]. Он служил Сунне господина посланников и стремился сохранить вероубеждение мусульман настолько, что его усилие не померкнет до того дня, когда люди будут стоять пред Господом Миров. Это великий имам, богобоязненный, благочестивый. Он защитил Шариат от тех, кто выдумывал хадисы. Он оказывал помощь религии Ислам, его помощь была велика»[12].

Также ас-Субки сказал: «Поистине путь имама – это тот путь, по которому пошли уважаемые ученые из ученых Ислама и ученые четырех мазхабов, которые умеют различать между дозволенным и запретным, и стоящие в помощь религии нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, самыми лучшим благословениями и приветствиями»[13].

Имам Абу Бакр аль-Исмаили (277-371 гг. х) писал: «Возвратил (возвысил) Всевышний эту религию после того как она исчезла – т.е. большая ее часть – посредством Ахмада ибн Ханбаля, Абуль-Хасана аль-Аш’ари и Абу Нуайма аль-Истарабази»[14].

Устаз Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418 г. х) писал: «Был я возле шейха Абуль-Хасана аль-Бахили как капля в море. Я слышал, как шейх Абуль-Хасан аль-Бахили говорил: «Был я возле шейха аль-Аш’ари как капля в море»[15].

Шафиитский ученый, имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 г. х) после того, как перечислил имамов Ахлю-Сунна валь-Джама’а в науке калям из числа сподвижников, табиинов и табиу табиинов, писал: «Затем, после них идет шейх рассуждений, имам всего мира в доказательстве и в установлении истины, Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Аш’ари, который стал раной в глотках кадаритов. Поистине весь мир наполнился его книгами. Не было даровано никому из ученых “каляма” то, что было даровано ему, потому что все ученые хадиса и все те, кто не стал мутазилитом, из ханафитов, стали последователями его мазхаба (т. е. ашаритами)»[16].

Хафиз аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 гг. х) сказал: «Абуль-Хасан аль-Аш’ари – мутакаллим, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, а также мутазилитов, рафидитов, джахмитов[17], хариджитов и приверженцев других еретических толков… Мутазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока Всевышний Аллах не помог имаму аль-Аш’ари одержать над ними верх»[18].

Имам Таджуддин ас-Субки сказал: «Из числа написанного шейхом Абу Исхаком аш-Ширази было следующее: «Абуль-Хасан аль-Аш’ари – имам Ахлю-Сунна. Большинство шафиитов на его мазхабе, и его мазхаб – мазхаб людей истины». И это написал Ибрахим ибн Али аль-Файрузабади, и также написали [в своих трудах или фетвах] группы из числа шафиитов, маликитов, ханафитов и ханбалитов. Из них были: Абуль-Хаттаб аль-Халюби, Абу Абдуллах аль-Кайрвани, Ас’ад аль-Михани, Абуль-Вафа ибн Акиль аль-Ханбали, Абу Мансур ар-Раззаз, Абуль-Фарадж аль-Исфарайини, Абуль-Хасан ибн аль-Халл, Абуль-Хасан Али ибн Хусейн аль-Газнави аль-Ханафи, Абуль-Хайр аль-Кизвини и Умар ибн Ахмад аль-Хатиби аз-Занджани. И этот вопрос оставался также время за временем, каждый раз, когда приходила община ученых, они отвечали аналогично многие эпохи»[19].

Имам Абуль-Касим аль-Кушайри (376-465 гг. х) сказал: «Ученые хадиса единогласны в том, что Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, был из имамов людей хадиса и его мазхаб – это их мазхаб. Он говорил об основах религии по пути Ахлю-Сунна, опровергал противоречащих нововеденцев. Он был против мутазилитов, рафидитов, нововеденцев из числа людей киблы, и хавариджей из этой миллы как обнажённый меч. Тот, кто упрекает его, или порочит, или будет проклинать его или ругать его, то поистине он направил свой злой язык против всех суннитов (Ахлю Сунна)»[20].

Имам Абуль-Хасан аль-Кабиси аль-Малики (324-403 гг. х) сказал: «Вы знайте, что Абуль-Хасан аль-Аш’ари не приводил из науки калам что-то, кроме того, чем хотел разъяснить Сунну и удостоверить её… Абуль-Хасан являлся одним из тех, кто оказывал помощь Истине. Мы не слышали со стороны справедливых людей о том, кто принижал его степень, о том, кто предпочитал над ним другого в его время и тех, кто после него из праведных людей, которые вступили на его путь… В день когда умер аль-Аш’ари по нему плакали последователи Ахлю-Сунна, а сторонники дурных новшеств получили спокойствие»[21].

Имам аль-Яфи’и (698-768 гг. х) сказал следующее об имаме аль-Аш’ари: «Шейх, имам, защитник Сунны, проповедник уммы. Имам имамов истинных, опровергающий доводы нововведенцев, отклонившихся от прямого пути. Носитель знамени истинного пути, обладатель яркого сияния и достоверных доводов»[22].

Имам аль-Иснави (704-772 гг. х) сказал об имаме: «Он помогал Ахлю-Сунна и подавлял мутазилитов и других нововведенцев своим языком и пером, автор многочисленных произведений, он так известен, что не нуждается в долгом рассказе о нем»[23].

Имам Ибн Фархун аль-Малики (719-799 гг. х) сказал: «Абуль-Хасан аль-Аш’ари заслужил похвалу Абу Мухаммада ибн Аби Зейда аль-Кайравани и других имамов мусульман»[24].

Хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 гг. х) сказал в «Итмамуль дарайа»: «Мы убеждены, что поистине имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари – он из потомства Абу Мусы аль-Аш’ари – является имамом Сунны, т.е. пути вероучения и более преуспел в этом над остальными».

Исламский историк Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 гг. х) сказал об имаме: «Выдающийся ученый, имам, весьма понятливый человек, теолог, составитель книг». И далее сказал: «И из того, что радует Ахлю-Сунна и пятнает флаги мутазилитов и джахмитов и показывает лицо ясной правды, и радует сердца людей имана и знаний – является его диспут со своим учителем аль-Джубаи, в котором «погубил» всех еретиков и лицемеров»[25].

Кади Талиб ибн аль-Хадж аль-Фаси (ум. 1273 г. х) сказал об имаме аль-Аш’ари: «Поистине он первый взялся за разъяснение убеждений Ахлю-Сунна, очищение его, устранение сомнений и подозрений, и опровержение утверждений спорщиков»[26].

Книги, написанные имамом аль-Ашари

Имам ан-Навави (631-676 гг. х) сказал: «Из числа людей, которые прославились большим количеством написанных книг, это двое наших имамов, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари, да будет доволен Аллах ими обоими»[27].

Имам аль-Аш’ари написал более трёхсот книг, вот некоторые из них: «Аль-’Амду фи ар-руяти», «Аль-фусуль фи ар-радд ‘алал мулхидин», «Аль-муджиз», «Имамату-Ссидик», «Халкуль-’амаль», «Аль-Истита’а», «Ас-сифат», «Ар-руя», «Аль-Асма ва аль-ахкам», «Ар-радд ‘ала аль-муджассима», «Аль-Идах», «Аль-лума’ ас-сагир», «Аль-лума’ аль-кабир», «Аш-шарх ва ат-тафсиль», «Аль-мукаддима», «Ан-накду ‘ала аль-Джубаи», «Ан-накду ‘ала аль-Балхи», «Макалят аль-мулхидин», «Ар-радд ‘ала ар-Раванди», «Аль-Ибана». Имам аль-Аш’ари также составил толкование к Корану в 70 томах. Некоторые труды были искажены последователями ложных учений[28], такая участь постигла книгу «Аль-Ибана», но это уже тема для отдельного разговора.

Умер имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари в 324 году хиджры и был похоронен в Багдаде. На его похоронах провозгласили: «Сегодня умер защитник Сунны». Да смилуется над ним Аллах, и да будет Он доволен им.

[1] Табиины – поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, непосредственно не общавшиеся с Посланником Аллаха. Буквальный перевод — последователь.

[2] Например, когда можно говорить: «ИншаАллах, я мусульманин» (если угодно Аллаху, я мусульманин), – или являются ли блага неверующего благами, если укрепляют его в неверии и т.д.

[3] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7; Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/356

[4] Ортодоксальная группа шиитов.

[5] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра»

[6] Ибн Халдун (732-808 гг. х) давая определение науке калям пишет: «Это наука, включающая в себя защиту постулатов верования при помощи доводов разума и опровержение отклонившихся в убеждениях от пути саляфов и Ахлю Сунны нововведенцев». («Мукаддима», 1/485).

[7] В достоверном хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: «Кто увидел меня во сне, тот увидел меня, поистине, сатана не может принять мое обличье» (Муслим).

[8] Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 15/85

[9] Сура «ан-Ниса» (4), аят 48.

[10] Передали ат-Табарани, аль-Байхаки, Абу Дауд, аль-Хаким.

[11] Мутакаллимы – ученые являющиеся специалистами в науке “калям”. Наука “калям”.

[12] Ас-Субки, «Табакат Шафиийя аль-Кубра», биография аль-Ашари.

[13] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафийя аль-кубра», 2/365

[14] Ибн Асакир, «Тарих ад-Димашк», «Табйин казб аль-муфтари»; Таджуддин ас-Субки, «Табакат Шафиийя аль-Кубра»; Аз-Заркаши, «Ташнифу масами’»

[15] Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари».

[16] Абу Мансур аль-Багдади, «Усулуддин», с. 309

[17] Джахмиты – это секта, которая отвергала сифаты Аллаха, утверждала, что у человека нет никакой формы выбора в своих действиях, утверждали сотворенность Корана, а также, что Аллах Своей сущностью находится везде.

[18] аль-Хатиб аль-Багдади, «Тарих аль-Багдад», с. 346

[19] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/376

[20] Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари», с. 113

[21] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафийя аль-кубра», 2/257

[22] Аль-Яфии, «Мират аль-Джанан», 2/298

[23] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 1/47

[24] Ибн Фархун, «ад-Дибадж аль-Музаххаб».

[25] Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаб», 2/303-305

[26] «Хашият ибн Хамдун аля Маярат», с. 16

[27] Ан-Навави, «Бустан аль-арифин», с. 79

[28] Таджуддин ас-Субки пишет: «Некоторые муджассима в наше время (8 век по хиджре) зашли так далеко, что написали копию «Шарха» ан-Навави на «Сахих» Муслима, убрав оттуда все части, где ан-Навави говорит о хадисах, указывающих на атрибуты. Поскольку нет сомнений в том, что имам ан-Навави был ашаритом в акыде, этот писарь не нашел в себе силы оставить книгу в том виде, как она была написана. Он совершил невероятный грех, так как это извращение религии, он подрывает доверие людей к тому, что пишут ученые, и тому, что люди получают из книг. Так пусть Аллах унизит того, кто делает подобное и сделает его уродливым». («Табакат», 2/19). Если во времена имама ас-Субки муджасима занимались искажением, при том, что не имели особого влияния, то в наше время, когда у псевдосалафитов есть огромная финансовая подпитка, то исказить книги ученых не составит большого труда.

Абу Али Ашари биография

Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Мусу аль-Ашари – предка Абуль-Хасана Ашари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе.

Мы живём в смутное время, когда многие положения Ислама, которые были понятны мусульманам на протяжении всей истории нашей религии, стали вдруг непонятными. Это коснулось даже самой основы нашей религии – акыды.

У сект, которые после развала Халифата благодаря финансовой поддержке врагов Ислама уже не один десяток лет распространяют свои брошюрки, есть только одна задача: заставить нас ненавидеть свою историю и внушить нам, что умма практически всё время заблуждалась. Они хотят также внушить нам, что проповедники, которые получают зарплату из нефтедолларов некоторых стран Персидского залива, обладают знанием истины и могут ей обучить.

Они добиваются того, чтобы мусульмане отвернулись от традиционных богословских школ в акыде, фикхе и тасаввуфе и стали считать их ересью, хотя именно они написали большую часть книг по всем разделам исламских наук. А если мусульмане забудут свою историю и своё духовное наследие, им можно будет внушить любую ересь – например, убеждение, что Аллах сидит на Троне на небе.

Ключевое понятие, против которого ополчились заблудшие, – это «ашаритская акыда». Какими только эпитетами сегодняшние продолжатели дела ибн Таймийи не награждали эти убеждения! Они называли ашаритскую акыду «греческой философией», «джахимизмом», «безбожием», «атеизмом».

Один из современных продолжателей этого дела, Сафар Хавали, был настолько ослеплён ненавистью к истинной акыде, что сказал: «Ашариты, аллегорически толкующие отдельные слова в Коране, хуже исмаилитов», – хотя все мусульмане единодушно выносят такфир исмаилитам. Этот заблудший счёл, что подавляющее большинство мусульманских алимов хуже исмаилитов!

В общем, пытаются внушить молодёжи животную ненависть к алимам-ашаритам и отстранить сердца мусульман от чтения ашаритских книг – ведь, прочитав их, любой разумный человек разберётся во всех заблуждениях современных муджассима и осознает величие ашаритской акыды.

В рамках этой небольшой статьи мы попытаемся объяснить, кто такие ашариты, и доказать, что ашаритская акыда – это и есть мазхаб сахабов и саляфов, а не выдумки философов, которые отвергали многие положения Корана и Сунны. Как может быть иначе, ведь именно ашариты победили философов в диспутах и свели на нет влияние мутазилитов! Как ашариты могли быть философами, если сами выносили такфир тем, кто разделял убеждения Платона и Аристотеля?

Ашаритами называют последователей имама Абуль-Хасана аль-Ашари в вопросах вероубеждения, однако не тех, кто слепо за ним следует, а тех, кто получает хидаят, опираясь на достоверные доказательства. Те, кто ищет наставления, называли себя последователями имамов-саляфов, таких, как Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад, в вопросах фикха. Хотя эти имамы и расходились в методах иджтихада и вынесения решений, тем не менее, они были единогласны относительно основных источников (Коран, Сунна, иджма и кыяс). Вероубеждение, сформулированное имамом Ашари, основано на Коране, Сунне и пути саляфов. Мы называем эти убеждения ашаритскими потому, что имам Ашари своими знаниями озарил этот путь и отстоял истинные убеждения в диспутах с различными заблудшими группами. Поэтому последующие поколения стали называть убеждения саляфов именем этого великого имама.

Он отстоял убеждения сподвижников

Имам Таджуддин ас-Субки пишет («Табакату Шафиийя аль-Кубра», том 3, стр. 365): «Знай, что Абуль-Хасан [аль-Ашари] не высказывал новых взглядов и не создавал новый мазхаб. Он лишь отстоял [в спорах] и обосновал те убеждения, которые разделяли сподвижники. Относить себя к последователям этого имама означает следовать пути саляфов, который подтверждён ясными доказательствами. Поэтому того, кто следует этому пути, используя доказательства, называют ашаритом».

Затем он [Субки] разъяснил, что этому пути следует большая часть уммы: «Шейхуль-ислам Иззуддин ибн Абдуссалям сказал, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним».

Аль-Хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, алим третьего поколения последователей имама аль-Ашари, пишет: «И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Ашари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих учёных зиждется Шариат».
(Аль-Хафиз ибн Асакир, «Табиин аль-казб аль-муфтари», стр. 103; Субки, «Табакат», 3, стр. 397).

Имам аль-Ашари не создал пятый мазхаб

Аль-Хафиз ибн Асакир пишет: «Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Ашари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб ахлю-с-сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырёх имамов и других алимов ахлю-с-сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, от мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббихитов и других заблудших. Именно имам Ашари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Ашари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям.

Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретёт счастье, и каждый, кто отвернётся от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути являются ашаритами. И муваххиду (т. е. тому, кто верит в Единство Аллаха в Его сущности, атрибутах и действиях) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь» («Табиин аль-казб аль-муфтари», стр. 359).

Вчитайтесь в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам Ашари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.

Имам аз-Забиди пишет: «Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сахабы, опровергая всех заблудших» («Итхаф», том 2, стр. 7).

Вот кто такие ашариты. Вот что написали о них величайшие учёные Ислама. И тот, кто отказывается следовать за ними, проявляет высокомерие и враждебность к убеждениям сахабов, табиинов и имамов саляфов. Истину знает лишь тот, кто следует за имамом Абуль-Хасаном аль-Ашари и другими великими знатоками вероубеждения ахлю-с-сунна валь-джамаа!

Предсказание Пророка (мир ему и благословение)

И в завершение приведём доказательство, что появление этого великого имама предсказал наш Господин Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), и одного этого достаточно, чтобы придерживаться пути ашаритов.

Ибн Асакир в «Табиин аль-казб аль-муфтари. » пишет, что, когда был ниспослан аят (смысл): «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» (сура «Аль-Маида», аят 54), – Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Мусу аль-Ашари – предка Абуль-Хасана Ашари – и сказал, что речь идёт о нём и его народе. Многие мухаддисы, муфассиры и факихи говорят, что это относится к Абуль-Хасану Aшари, так как благодаря нему были побеждены мутазилиты.

Абу Аль-Ашари

Биография

Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находил удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.

Полное имя имама Абу аль-Хасана аль-Ашари – Али, сын Исмаила, сына Исхака, сына Салима, сына Исмаила, сына Абдуллаха, сына Мусы, сына Абу Барды, сына Абу Мусы аль-Ашари. Он родился в 260 г.х. Его жизнь описали Абу аль-Касим Али б. аль-Хасан б. Хибатуллах б. Асакир ад-Димашки в книге «Табьин Кизб аль

-Муфтари фима Нусиба иля Аби аль-Хасан аль-Ашари» («Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари»), аль-Хатыб аль-Багдади в книге «Тарих Багдад» («История Багдада»), Ибн Халкан в книге «Вафаят аль-Айан» («Кончины знатных лиц»), аз-Захаби в книге «Тарих аль-Ислам» («История ислама»), Ибн К

асир в книге «аль-Бидая ва ан-Нихая» («Начало и завершение»), ас-Сабаки в книге «Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра» («Большая книга о поколениях шафиитов»), Ибн Фархун аль-Малики в книге «ад-Дибадж аль-Музаххаб фи Айан Ахль аль-Мазхаб» («Позолоченная парча, или книга о знатных представителях маликитского

толка»), аль-Муртада аз-Зубейди в книге «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихья Улум ад-Дин» («Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге «Возрождение наук о вере») и т.д.

Приехав в Багдад, имам аль-Ашари начал изучать хадисы у Закарии б. Йахьи ас-Саджи, одного из знатоков хадисо

в и мусульманского права. Он обучался и у богословов Басры – Абу Халифы аль-Джумахи, Сахля б. Сарха, Мухаммада б. Йакуба аль-Макари, Абд ар-Рахмана б. Халафа. Многие предания, рассказанные от их имени, он передал в своем толковании Священного Корана «аль-Мухтазан» («Припасы»). Религиозно-философские

взгляды он перенял от своего учителя, мужа своей матери Абу Али аль-Джуббаи, известного богослова мутазилитского толка.

Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находи

л удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.

Передают, что имам аль-Ашари рассказывал: «Однажды ночью я усомнился в одном из воззрений, которых я придерживался. Я встал и совершил намаз из двух ракатов, попросив Аллаха наставить меня на прямой путь. Затем я заснул, и мне приснил

ся посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я пожаловался ему на то, что со мной происходит, и он сказал мне: «Следуй моей Сунне!» Это заставило меня задуматься. Я стал сопоставлять религиозно-философское учение с кораническими аятами и преданиями, и теперь я признаю то, что записано в Кора

не и Сунне, и отвергаю все остальное».

Абу Бакр Ахмад б. Али б. Сабит, больше известный как аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463 г.х.), писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари – философ, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, которые искажают имена и качества Аллаха, а также мута

зилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков. Мутазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока Всевышний Аллах не помог имаму аль-Ашари одержать над ними верх».

Ибн Фархун в своей книге «ад-Дибадж аль-Музаххаб» («Позолоченная парча, или книга о знатных

представителях маликитского толка») писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари заслужил похвалу Абу Мухаммада б. Абу Зейда аль-Киравани и других видных богословов».

Ибн аль-Имад аль-Ханбали в своей книге «Шазарат аз-Захаб» («Крупинки золота, или книга о великих людях прошлого») писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари

прославил приверженцев пророческой Сунны и доставил много неприятностей старейшинам мутазилитов и джахмитов. Он разъяснил истину, которую исповедовали люди, обладавшие твердой верой и знаниями. И примером этого является беседа, которая состоялась между ним и его учителем аль-Джуббаи. В ходе этой бе

седы он сломал хребет всем еретикам и лицемерам. Абу аль-Хасан аль-Ашари спросил своего учителя Абу Али аль-Джуббаи о трех братьях: «Один из них был верующим, праведным и богобоязненным человеком. Второй был неверующим, распутным и несчастным человеком. А третий был ребенком. И вот, они умерли. Что

же произойдет с ними?» Аль-Джуббаи ответил: «Праведник попадет на одну из ступеней Рая. Неверующий окажется на одной из ступеней Ада. А что касается ребенка, то он окажется среди счастливых». Аль-Ашари спросил его: «Если этот ребенок пожелает оказаться на одной ступени с праведником, позволят ли ему

сделать это?» Аль-Джуббаи сказал: «Нет! Потому что ему будет сказано, что его брат заслужил высокое место в Раю благодаря своему усердному поклонению, которого не совершил сам ребенок». Аль-Ашари сказал: «А что будет, если он скажет, что совершил это упущение не по своей вине, а потому что ему не о

тпустили достаточного жизненного срока и не предоставили возможности поклоняться Аллаху?» Аль-Джуббаи ответил: «Великий и Могучий Аллах ответит ему, что Ему было известно, что если бы он прожил долгую жизнь, то совершал бы грехи и заслужил бы мучительное наказание, и что Аллах поступил так ради его

же блага». Тогда аль-Ашари спросил: «А что будет, если его старший брат спросит Господа миров, почему Он позаботился о его младшем брате, но не позаботился о нем самом, если Ему было ведомо?» Аль-Джуббаи не смог возразить ему. В таком виде эту беседу пересказал Ибн Халкан, и она свидетельствует о то

м, что Всевышний Аллах сам решает, кого осенить Своей милостью, а кого подвергнуть наказанию».

Тадж ад-Дин ас-Сабаки в книге «Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра» («Большая книга о представителях шафиитского толка») писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари является величайшим богословом среди приверженцев Сунны по

сле имама Ахмада б. Ханбаля. Он полностью разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Ашари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его религиозные убеждения совпадают с убеждениями славного имама Ахмада б. Ханбаля. Именно

это высказывание шейха Абу аль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах».

Достоинства и заслуги Абу аль-Хасана аль-Ашари настолько многочисленны, что мы не в состоянии перечислить их полностью в такой спешке. Всякий, кто ознакомится с трудами, написанными им после отречения от мутазилитской ере

си, убедится в том, что Всевышний Аллах помог ему найти прямой путь и сделал его защитником истины.

Представители разных религиозных толков препираются относительно его приверженности к одному из них. Маликиты считают, что он придерживался взглядов маликитского толка. Шафииты считают, что он раздел

ял взгляды шафиитского толка. Ханифиты причисляют его к богословам ханифитского толка. Ибн Асакир сказал: «Я встретился с уважаемым богословом Рафи аль-Хаммалем, и он рассказал мне со слов своих учителей, что Абу аль-Хасан аль-Ашари был маликитом. Однако сегодня люди, которые следуют путем привержен


источники:

http://islam.kz/ru/articles/islam-i-nauka/kto-takie-asharity-426/

http://facecollection.ru/people/abu-al-ashari