Абу Ад Дарда биография

Абу ад-Дарда

История сподвижника Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Абу ад-Дарды

Абу ад-Дарда, это человек который благодаря своему другу Абдулле бину Равахе встал на путь истинны и после принятия и изучения Ислама, был правителем в Дамаске до конца дней своих.

Однажды Уваймир ибн Малик Аль-Хазраджи, названный в народе Абу ад-Дарда, встал рано утром и сразу направился к идолу, которого он установил в самом почётном месте своего дома. Там он надушил его самыми лучшими благовониями из тех, которые были в его большой торговой лавке. Затем он нарядил идола в новую одежду, изготовленную из великолепного шёлка, который подарил ему один купец из Йемена.

После этого, Абу ад-Дарда направился в свою лавку. Все улицы и переулки Медины были полны сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословление), которые возвращались после сражения при Бадре. Впереди сподвижников шли огромные толпы пленных из племени курайшитов. Увидев их, Абу ад-Дарда отвернулся от них и пошел в другую сторону, но тут же столкнулся с юношей из племени Хазрадж. Абу ад-Дарда спросил его об Абдулле бину Равахе. Юноша ответил ему, что он сражался в битве, проявляя героизм вернулся домой здоровым невредимым с добычей и, ему нужно время отдохнуть.

Юноша нисколько не удивился его вопросу об Абдулле бину Равахе, так как все люди знали узы их дружбы. Абу ад-Дарда и Абдулла бину Раваха ещё до Ислама были друзьями. Когда на Посланника Мухаммада (мир ему и благословление), Всевышний возложил миссию призвать людей к единобожию, Абдулла бину Раваха принял его, а Абу ад-Дарда отказался от принятия истинной религии.

Но, тем не менее, это разногласие не прервало их доверие друг другу. Абдулла бину Раваха продолжал навещать Абу ад-Дарду, призывая к Исламу, надеясь на него, и очень сожалел о каждом его новом дне, прожитом им в многобожии.

В один день Абу ад-Дарда пришёл в свой ларек, и занялся своей работой. В это время Абдулла бину Раваха пошел к своему другу, решив выполнить особое намерение. Когда он подошел к дому Абу ад-Дарды, то увидел дверь открытой, и заметил его мать, поздоровался с ней:

— Мир тебе, о мать Абу ад-Дарды!

— И тебе мир, о, брат Абу ад-Дарды!

— А где Абу ад-Дарда?

— Он ушел в лавку и в скором времени должен вернуться.

— Можешь чувствовать себя как дома, — ответила она и освободила ему дорогу.

Затем она пошла в свою комнату, оставила его одного и занялась домашними делами и уходом за детьми. Абдулла бину Раваха вошёл в ту комнату, в которой Абу ад-Дарда установил идола, достал молоток и, начал ломать его со словами:

— Поистине, всё чему поклоняются помимо Аллаха – это неверие!

— Поистине, всё что придается в сотоварищи Аллаха – это неверие!

Уничтожив идола Абдулла покинул дом своего друга.

Мать Абу ад-Дарды вошла в комнату, где был идол — и очень удивилась, увидев его разбитого на мелкие кусочки. Начала хлопать себя по щекам, провозглашая:

— Погубил меня бину Раваха! Погубил меня бину Раваха!

Не прошло много времени, как Абу ад-Дарда вернулся домой. Увидев мать, в страхе и со слезами, на глазах сидящей у порога двери комнаты, где был идол, он спросил её:

— Приходил твой брат Абдулла бину Раваха, и превратил твоего идола в то, во что ты сам можешь посмотреть!

Взглянув на разбитого идола, гнев охватил Абу ад-Дарду, и решил он отомстить Абдулле бину Раваху. Но через короткое время успокоился и злость прошла. Поразмыслив над случившимся, он сказал: «Если было бы добро и сила в этом идоле, то он уберег бы себя».

Затем он немедленно отправился к Абдулле бину Равахе, и они вместе пошли к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословление) и Абу ад-Дарда изъявил желание принять Ислам.

Абу ад-Дарда сильно опечалился из-за упущенного добра, осознав, насколько опередили его товарищи в понимании религии Аллаха, в заучивании Его книги, в изучении поклонения и богобоязненности перед Господом. Он решил со всей настойчивостью днем и ночью наверстать упущенное.

Полностью отрекся от мирского мира и стал усердно поклоняться Господу, с усердием погрузился в изучение знаний. Абу ад-Дарда начал настойчиво заучивать Коран и углубляться в понимание аятов.

Когда он заметил, что торговая деятельность мешает получать полное наслаждение от поклонения и приходится пропускать маджлисы, он бросил торговлю.

Как то, некто спросил Абуад-Дарду о торговле, он ответил следующим образом:

— «Я был продавцом до принятия Ислама. А после того, как стал мусульманином, я хотел поклоняться Всевышнему и одновременно торговлей заниматься. Но не получилось так, и я оставил торговлю — стал заниматься лишь поклонением. Клянусь Аллахом, я хотел бы, чтобы у меня был ларек у входа в мечеть! Тогда я не пропускал бы коллективные намазы, занимался бы торговлей и каждый день имел бы доход в триста динаров.

Затем повернувшись к нему, Абу ад-Дарда продолжил:

— Я не говорю, что Аллах запрещает торговлю. Но, тем не менее, я люблю быть в числе тех людей, кого торговля не отвлекает от поминания Аллаха.

Отрешенность от мирского мира

Абу ад-Дарда оставил не только торговлю, но и отрекся от земного мира, от мирских красот и благ. Он довольствовался черствым куском хлеба, одеждой из грубого материала прикрывающей тело.

Однажды холодной ночью к Абу ад-Дарде в гости пришли несколько человек. Он угостил их горячей пищей, но не дал им теплого покрывала, чтобы укрыться, когда они стали ложиться спать, начали друг другу говорить по поводу покрывала. Один из них сказал: «Я сейчас пойду к нему и скажу про покрывало!», другой ему сказал: «Оставь, не надо!» Но тот не послушал его и пошел, а дойдя до порога двери их комнаты, увидел, как он лежит и его жена сидит возле него: на них была тонкая одежда, которая, ни от жары не защитит, ни от холода не спасёт. Тогда тот человек сказал Абу ад-Дарде: «Я вижу, что ты в таком же положении, как и мы, а где же твои вещи?» Абу ад-Дарда ответил: «Наш дом — там, мы туда отправляем все вещи, которые приобретаем. Если в доме, что-либо осталось бы, мы обязательно отдали бы это вам. Ведь на нашем пути, по которому мы пойдем в мир иной, будут препятствия. С легкой поклажей преодолевать препятствия легче, чем с тяжелой. Мы хотим облегчить наш путь от тяжестей, чтобы легко было его преодолеть».

Затем Абу ад-Дарда спросил того человека: «Ты понял?» — Он ответил: «Да, да будет вам добро!».

Во времена своего правления, Халиф Умар Фарук (да будет доволен им Аллах) хотел назначить правителем Абу ад-Дарду в Сирии, но он отказался. Умар стал настаивать, тогда Абу ад-Дарда сказал:

— Когда ты будешь доволен мной, чтобы я пошел туда учить людей Книге Господа, сунне Пророка, совершать с ними намаз — я пойду.

Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что доволен. Затем Абу ад-Дарда направился в Дамаск, и когда он прибыл туда, то застал там людей в довольстве и в роскоши – они жили благоденствуя. Это не понравилось Абу ад-Дарде, он собрал их в мечети и сказал:

— О, жители Дамаска, вы нам братья по вере, соседи по домам, союзники против врагов. О, жители Дамаска, что вам мешает принять меня приветливо, следовать моему завещанию? Я ничего не требую от вас, мои расходы возложены на других.

Я заметил, как ваши Алимы уходят в мир иной, а незнающие не изучают исламские науки. Вижу, как вы живете средствами, которые Аллах вам дает, но оставили обязанности, возложенные Им на вас.

Я вижу, что вы накапливаете то, что не в силах потратить, строите дома, где не живете, стремитесь к тому, чего не достигните.

Народы, которые были до вас, также собирали мирские блага, но это все бренно и в итоге превратилось в прах. Мечты их превратились в пыль, и дома их стали могилами, это была община Пророка Худа (мир ему) — они не слушались пророка и Аллах их погубил.

О, жители Дамаска, поистине, земля полна денег и детей. Кто из вас сегодня купит у меня то, что оставил народ Пророка Худа (мир ему) хотя бы за два дирхама?

Услышав речи Абу ад-Дарды, люди стали плакать так сильно, что их плач был слышен даже вне стен мечети.

С этого дня Абу ад-Дарда начал посещать собрания людей в Дамаске. Ходил по рынкам, он отвечал вопрошающему, учил незнающего, наставлял забвенного, брал пользу от каждого случая.

Как-то Абу ад-Дарда проходил по улице возле группы людей, которые накинулись на человека, били его, проклиная. Абу ад-Дарда обратился к ним: «Что вы делаете?» — Они ответили: «Этот человек совершил большой грех!» — «Если бы вы увидели, что он упал в колодец — стали бы вытаскивать его оттуда?» — «Да!» — ответили они. «Не проклинайте его и не бейте, а – наоборот — наставляйте его и восхваляйте Аллаха, Который не дал вам совершить такой грех!» Они спросили: «А разве ты не злишься на него?» Абу ад-Дарда ответил: «Поистине, мне ненавистен его поступок и, если он оставит этот поступок — то он мой брат!» После этого человек, совершивший грех, раскаялся.

Однажды молодой юноша обратился к Абу ад-Дарде: «Дай мне совет, о, сподвижник Пророка (мир ему и благословление)», Абу ад-Дарда ему сказал: «О, сын мой, поминай Аллаха, когда тебе хорошо — и Он вспомнит тебя, когда тебе будет плохо.

О, сын мой, будь ученным, или изучающим знания, или слушающим — но не будь четвёртым, иначе пропадёшь.

О, сын мой, пусть мечеть будет твоим домом, я слышал как Пророк (мир ему и благословление) говорил: «Мечеть — это дом для праведника». Поистине, Аллах наделил того, кто сделал для себя мечеть домом, милостью и возможностью идти по правильному пути!».

В один день на дороге сидела группа молодых людей и вела беседу о своем, рассматривая проходящих. Абу ад-Дарда подошёл к ним и сказал: «О, дети мои, для мусульманина предпочтительней находится дома, где он убережет свой нафс (эго) и взор. Избегайте зря проводить время, поистине, от этого человек забывает Аллаха и черствеет его сердце».

Когда Муавия бину Абусуфьян правил халифатом, он отправил к Абу ад-Дарде в Дамаск человека — сватать его дочь за своего сына Язида. Абу ад-Дарда отказался выдать за Язида свою дочь, не смотря на то, что он был сыном правителя, и выдал её за одного простого мусульманина, отдав предпочтение его праведности.

Известие об этом распространилось среди людей, и они стали говорить: «Язид бину Муавият посватался к дочери Абу ад-Дарды, а он ему отказал и выдал дочь за простого мусульманина!»

Некий человек спросил Абу ад-Дарду, почему он так поступил? Он ответил: «В том, что я сделал, есть добро для дочери. Каким образом? Вы представьте мою дочь среди рабов, служащих ей: она будет жить во дворце, и на каком месте потом окажется её религия?»

Когда Абу ад-Дарда находился в Сирии, Умар бину Хатаб (да будет доволен им Аллах)навестил его, интересуясь положением его дел и образом жизни. Он пришёл к нему ночью. Так как дверь не была заперта, вошёл в тёмную комнату, но Абу ад-Дарда, когда услышал его шаги, встал навстречу ему, поприветствовал его. Они беседовали о разном, но из-за темноты они не видели друг друга. Умар (да будет доволен им Аллах), пощупав подушку Абу ад-Дарды, заметил, что это принадлежность, накидываемая на спину животного, пощупал матрас – тот оказался набитым мелкими камешками, пощупал одеяло — оно оказалось таким тонким, что не может согреть при холоде. Затем Умар (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «Пусть смилуется над тобой Аллах, разве я не помогал тебе? Разве не посылал тебе средства?»

Абу ад-Дарда сказал:

-Вспомни хадис, который Пророк (мир ему и благословление) нам рассказывал!»

-а какой это хадис?

-Разве не говорил Пророк, чтобы достаток у каждого из нас был подобно той, которая у путника бывает с собой в дороге?

-Умар (да будет доволен им Аллах) подтвердил это.

-Что же мы сделали после этого, о Умар?

Затем они оба расплакались и так остались до рассвета.

Когда он заболел пред смертной болезнью, к нему вошли сподвижники и спросили: «На что ты жалуешься?» — «На свои грехи!» — «Чего ты желаешь?» — «Прощения от Аллаха!». Затем он сказал тем, кто был рядом с ним: «Внушайте, подсказывайте мне фразу, «Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и Мухаммад Его Посланник» они вместе с Абу ад-Дардой повторяли эти слова, пока душа не покинула его тело.

После его ухода в мир иной, ‘Авф бину Малик Ашджа ‘ и увидел во сне широкое зелёное цветущее пастбище, разбитую на нём палатку из кожи и вокруг неё стадо овец в загоне для скота. «Я никогда не видел ничего подобного!» — говорил ‘Авф бину Малик Ашджа ‘ и и спросил: «А для кого это?» Ему ответили: «Для Абдурахмана бину ‘Авфа». Из палатки выглянул Абдурахман и сказал ему: «О, ибн Малик, это то, что дал нам Аллах посредством Корана. Если пошел бы ты по этому пути, то увидел бы то, что никогда не видел, уши услышали бы то, что никогда не слышали, и ты нашел бы то, о чем даже и не думал!» Тогда бину Малик спросил: «А для кого это все?» Абдурахман ответил: «Всевышний приготовил это для Абу ад-Дарды поскольку он полностью был отрёкшимся от мирского!».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Он принял Ислам одним из последних в Медине

Аль-Фарис аль-Хаким Абу ад-Дарда ‘Уваймир ибн Зайд ибн Кайс аль-Ансари аль-Хазраджи – сподвижник Посланника Божьего ﷺ.

Абу ад-Дарда был одним из последних жителей Медины, принявших Ислам, прежде он поклонялся идолам. Однажды к нему пришли Ибн Раваха и Мухаммад ибн Муслима ( رضي الله عنهما ) и разрушили идол, которому поклонялся Абу ад-Дарда. Вернувшись домой, Абу ад-Дарда принялся его собирать. Они обратились к нему: «Горе тебе! Защитил ли тебя этот идол?» Абу ад-Дарда сказал: «Если бы он приносил пользу и оберегал кого-либо, то он уберег бы прежде всего себя».

Затем он попросил приготовить ему воду для купания, искупавшись и надев чистое одеяние, он отправился к Посланнику ﷺ. Его ожидал ибн Равваха, когда пришёл Абу ад-Дарда, ибн Равваха обратился к Пророку ﷺ: «О, Посланник Аллаха, пришёл Абу ад-Дарда». Пророк ﷺ ответил: «Он пришёл для принятия Ислама. Поистине мой Господь обещал мне, что Абу ад-Дарда примет Ислам». (аз-Захаби « سير أعلام النبلاء », аль-Хаким, « المستدرك على الصحيحين »

О его достоинствах.

Он занимал высокое положение среди сподвижников. Пророк ﷺ говорил о нём в день битвы при ухуде: «’Уваймир хороший всадник»: «Он мудрец моей уммы» (приводится в книге аз-Захаби « سير أعلام النبلاء »).

Абу ад-Дарда был одним из 4 людей собравшим полностью Коран при жизни Посланника Господа ﷺ. Сабит аль-Бунани и Сумама рассказывали, что Анас бин Малик сказал: «Когда скончался Пророк ﷺ, Священный Коран был собран только у четырех людей: Абу ад-Ад-Дарды, Муада бин Джабаля, Зайда бин Сабита и Абу Зайда (да будет доволен ими Аллах)» (аль-Бухари, приводится в книге ас-Суюти « الإتقان في علوم القرآن »).

О его воспитании Пророком ﷺ.

Посланник Всевышнего ﷺ оказал большое влияние на становление Абу ад-Дарда. Пророк ﷺ не раз давал ему наставления, способствующие приобретению благ обоих миров. Абу ад-Дарда (да будет Господь доволен им) сказал: «Мой любимый Пророк ﷺ завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать намаз аз-зуха и не спать, пока не совершу намаз-витр» (имам Муслим)

О его отрешенности от мирского.

Абу ад-Дарда говорил: «Меня не обрадовало бы то, чтобы стоял, торгуя на лестнице у дверей мечети, и не пропускал бы намазы в мечети, зарабатывая каждый день триста динаров. Я не говорю, что Бог запрещает торговлю. Но всё-таки, для меня более желанно быть из тех, «которых не отвлекает, ни торговля, ни купля от поминания Аллаха» (из книги аль-Асбахани « حلية الأولياء وطبقات الأصفياء »).

О его знаниях.

От Язида ибн ‘Амира передаётся, что Му’аза ибн Джабаля (да будет Господь доволен им), находясь при смерти, завещал тем, кто находился рядом с ним: «Вы ищите знания у ‘Уваймир (Абу ад-Дарда), поистине он из тех, кому даровано знание. Абу ад-Дарда был судьёй в Дамаске. Он был выдающимся учёным, обладавшим кротостью.

О его любви к Господу.

Вставая ночью для поклонения, он говорил: «Взошли звёзды, спят люди, а Ты — вечно Живой, вечно Сущий».

Также он говорил: «Произнести сто раз «Аллаху Акбар» для меня желаннее, чем раздать сто динаров милостыни».

О его богобоязненности.

Абу ад-Дарда говорил: «Троё вызывают смех у меня, и три вещи заставляют меня плакать. Меня смешат: питающий надежды на этот мир; небрежный к Господу, но которому не избежать отчёта; радующийся своему богатству, не зная, доволен им Всевышний или нет. Меня заставляют плакать: расставание с Пророком ﷺ, ужасы предсмертной агонии, мысли о стоянии перед Творцом, не зная, куда я попаду в Рай или в Ад».

Умирая Абу ад-Дарда обратился к своему верблюду: «Верблюд не спорь со мной (в Судный день), ведь я не накладывал на тебя ношу, которую ты был не в силах нести».

О его любви к братьям по вере.

Когда его спросили о человеке, совершим плохой поступок, гневается ли он на него, Абу ад-Дарда ответил: «Меня гневит его деяние, а не он, так как он мой брат. Узы братства в религии, крепче уз родства».

О его призыве ко Всевышнему.

Когда приблизилась его смерть, он сказал: «Я расскажу вам хадис, который слышал от Посланника Аллаха ﷺ. Он говорил: «Поклоняйтесь Господу, как будто вы Его видите, даже если вы Его не видите, Он видит вас. Готовьтесь к смерти. Остерегайтесь мольбы притеснённого, поистине она принимается. Тот из вас, кто может совершать утреннюю и ночную коллективно, пусть делает это, даже если придётся добираться ползком»

История Абу-Дарда и Салмана аль-Фариси.

Пророк ﷺ скрепил узы братства между Салманом и Абу ад-Дарда аль-Ансари. Салман посетил Абу ад-Дарда и спросил его супругу о нём. Она сказала: «Твоего брата Абу ад-Дарду нет у него нужды в мирском». Тем временем Абу ад-Дарда пришёл и приготовил еду для Салмана. Салман попросил Абу ад-Дарду покушать с ним, но Абу ад-Дарда сказал: «Я пощусь». Салман сказал: «Я не стану кушать, если ты не будешь кушать». И тогда Абу ад-Дарда покушал с Салманом. Когда настала ночь и прошла часть ночи, Абу ад-Дарда встал (для выполнения ночной молитвы), но Салман сказал ему спать и Абу ад-Дарда спал. Через некоторое время Абу ад-Дарда снова встал, но Салман попросил его лечь спать. Когда настали последние часы ночи, Салман предложил ему встать, и они оба выполнили молитву. Затем Салман сказал Абу ад-Дарде: «Ваш Господь имеет на вас право, ваша душа имеет на вас право, и ваша семья имеет на вас право». Абу ад-Дарда пришёл к Посланнику Божьему ﷺ и рассказал всю историю. Пророк ﷺ промолвил: «Салман сказал правду».

История Абу-Дарда и Убайя ибн Ка’ба.

Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды Пророк ﷺ, сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же Посланник Господа ﷺ закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к Посланнику Аллаха ﷺ и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай сказал правду. Пока ты слышишь, что имам говорит (читает хутбу), то молчи, пока он не закончит!»

Когда все собрались, Абу ад-Дарда встал перед ними и сказал:

— О, жители Дамаска, вы наши братья по религии и соседи по дому. Вы наши союзники в борьбе с врагами. О, жители Дамаска! Что же мешает вам отнестись дружелюбно ко мне и внять моему совету? Мне ничего не нужно от вас, мои расходы оплачивают другие. Я вижу, как смерть забирает ваших учёных, а ваши невежественные люди не учатся. Я вижу, как вы принимаете то, что гарантировал вам Всевышний и Всемогущий Аллах, но оставили то, что Он повелел делать вам. До вас были народы, которые возводили мощные строения и собирали огромные богатства. Но дома их стали могилами, а их надежды стали самообольщением. Почему вы не учите и не обучаетесь. Поистине ученый и обучающийся одинаковы в воздаянии, а в остальных и нет блага в людях помимо них. (аль-Асбахани « حلية الأولياء وطبقات الأصفياء »)

Джубайр ибн Нуфайр передаёт, что Абу ад-Дарда (да будет Господь доволен им) плакал в день взятия Кипра. Джубайр ибн Нуфайр подошёл к нему и спросил: “Абу ад-Дарда, почему ты плачешь в такой день, когда Всевышний возвысил ислам и мусульман?». Он ответил: «О, горе тебе Джубайр, Аллах унижает народ, если тот пренебрегает Его велениями»

Призыв Абу ад-Дарда.

Передаётся, что абу-Дарда написал Салману аль-Фариси: «О, мой брат! Используй здоровье и свободное время, пока не настигли тебя беды, которые мешают поклонению. Удовлетворяй просьбу того, кто подвергся испытаниям. О, мой брат! Пусть мечеть станет твоим домом. Поистине я слышал, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Мечети – дома богобоязненных». Аллах гарантирует милость и спокойствие для тех, кому мечети стали домами. Всевышний разрешит переход моста (Сират) к Его довольству. Будь милостив к сироте, корми его тем, чем сам питаешься. Пророк ﷺ сказал человеку, который жаловался на чёрствость сердца, «Будь милостивым к сироте, погладь его по голове, накорми пищей, которую ты употребляешь, твоё сердце смягчится и осуществятся твои нужды. О, мой брат не обманывайся дружбой с Посланником Аллаха ﷺ, мы будем жить после него долго, и только Бог знает, что нас постигнет».

Некоторые хадисы и мудрые изречения.

Абу ад-Дарда сообщил, что Пророк ﷺ изрёк: «Любой, кто выучит наизусть первые десять аятов из суры »Кахф» будет защищен от Даджаля» (имам Муслим)

Абу ад-Дарда (да будет Господь доволен им) мудрым человеком. Вот некоторые изречения, из садов его мудрости:

«Если бы человек бежал от мирского, также, как он бежит от смерти, то мирское настигало бы его, также как смерть его настигает».

«Тот, кто много разговаривает, чаще лжёт; у того, кто часто клянётся, увеличиваются грехи; спорящий много, не сохранит свою религию»

«Ничтожны знания у человека, не знающего благ Всевышнего, кроме еды и питья, и неминуемо наказание для него».

О его смерти.

Жена этого великого сподвижника Пророка ﷺ Умм ад-Дарда рассказывала:

«Когда к Абу ад-Дарде подступила смерть, он сказал: “Кто трудится для этого дня? Кто трудится для этого часа? Кто трудится для этого ложа? Затем прочитал аят (смысл): «И Мы отворачиваем сердца их и взоры, как они не уверовали в это в первый раз» (Коран,6:110). (аль-Асбахани « حلية الأولياء وطبقات الأصفياء »)

Абу ад-Дарда (да будет Господь доволен им) скончался в 32 г. после хиджры в Дамаске, по другой версии в 31 г.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах)

Аль-Фарис аль-Хаким Абу ад-Дарда ‘Уваймир ибн Зайд ибн Кайс аль-Ансари аль-Хазраджи – сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Абу ад-Дарда был одним из последних жителей Медины, принявших Ислам, прежде он поклонялся идолам. Однажды к нему пришли Ибн Раваха и Мухаммад ибн Муслима ( رضي الله عنهما ) и разрушили идол, которому поклонялся Абу ад-Дарда. Вернувшись домой, Абу ад-Дарда принялся его собирать. Они обратились к нему: «Горе тебе! Защитил ли тебя этот идол?» Абу ад-Дарда сказал: «Если бы он приносил пользу и оберегал кого-либо, то он уберег бы прежде всего себя».

Затем он попросил приготовить ему воду для купания, искупавшись и надев чистое одеяние, он отправился к Посланнику (мир ему и благословение). Его ожидал ибн Равваха, когда пришёл Абу ад-Дарда, ибн Равваха сказал Пророку (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха пришёл Абу ад-Дарда. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Он пришёл для принятия Ислама. Поистине мой Господь обещал мне, что Абу ад-Дарда примет Ислам». (аз-Захаби « سير أعلام النبلاء », аль-Хаким, « المستدرك على الصحيحين »

О его достоинствах

Он занимал высокое положение среди сподвижников. Пророк (мир ему и благословение) говорил о нём в день битвы при ухуде: «’Уваймир хороший всадник»: «Он мудрец моей уммы» (приводится в книге аз-Захаби « سير أعلام النبلاء »).

Абу ад-Дарда был одним из 4 людей собравшим полностью Коран при жизни Пророка (мир ему и благословение). Сабит аль-Бунани и Сумама рассказывали, что Анас бин Малик сказал: «Когда скончался Пророк (мир ему и благословение) Священный Коран был собран только у четырех людей: Абу ад-Ад-Дарды, Муада бин Джабаля, Зайда бин Сабита и Абу Зайда (да будет доволен ими Аллах)» (аль-Бухари, приводится в книге ас-Суюти « الإتقان في علوم القرآن »).

О его воспитании Пророком (мир ему и благословение)

Пророк (мир ему и благословение) оказал большое влияние на становление Абу ад-Дарда. Пророк (мир ему и благословение) не раз давал ему наставления, способствующие приобретению благ обоих миров. Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мой любимый Пророк (мир ему и благословение) завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать намаз аз-зуха и не спать, пока не совершу намаз-витр» (имам Муслим)

О его отрешенности от мирского

Абу ад-Дарда говорил: «Меня не обрадовало бы то, чтобы стоял, торгуя на лестнице у дверей мечети, и не пропускал бы намазы в мечети, зарабатывая каждый день триста динаров. Я не говорю, что Аллах запрещает торговлю. Но всё-таки, для меня более желанно быть из тех, «которых не отвлекает, ни торговля, ни купля от поминания Аллаха» (из книги аль-Асбахани « حلية الأولياء وطبقات الأصفياء »).

О его знаниях

От Язида ибн ‘Амира передаётся, что Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), находясь при смерти, завещал тем, кто находился рядом с ним: «Вы ищите знания у ‘Уваймир (Абу ад-Дарда), поистине он из тех, кому даровано знание. Абу ад-Дарда был судьёй в Дамаске. Он был выдающимся учёным, обладавшим кротостью.

О его любви к Господу

Вставая ночью для поклонения, он говорил: «Взошли звёзды, спят люди, а Ты — вечно Живой, вечно Сущий».

Также он говорил: «Произнести сто раз «Аллаху Акбар» для меня желаннее, чем раздать сто динаров милостыни».

О его богобоязненности

Абу ад-Дарда говорил: «Троё вызывают смех у меня, и три вещи заставляют меня плакать. Меня смешат: питающий надежды на этот мир; небрежный к Господу, но которому не избежать отчёта; радующийся своему богатству, не зная, доволен им Аллах или нет. Меня заставляют плакать: расставание с Пророком (мир ему и благословение), ужасы предсмертной агонии, мысли о стоянии перед Всевышним, не зная, куда я попаду в Рай или в Ад».

Умирая Абу ад-Дарда обратился к своему верблюду: «Верблюд не спорь со мной , ведь я не накладывал на тебя ношу, которую ты был не в силах нести».

О его любви к братьям по вере

Когда его спросили о человеке, совершим плохой поступок, гневается ли он на него, Абу ад-Дарда ответил: «Меня гневит его деяние, а не он, так как он мой брат. Узы братства в религии, крепче уз родства».

О его призыве ко Всевышнему

Когда приблизилась его смерть, он сказал: «Я расскажу вам хадис, который слышал от Посланника Аллаха. Он говорил: «Поклоняйтесь Господу, как будто вы Его видите, даже если вы Его не видите, Он видит вас. Готовьтесь к смерти. Остерегайтесь мольбы притеснённого, поистине она принимается. Тот из вас, кто может совершать утреннюю и ночную коллективно, пусть делает это, даже если придётся добираться ползком»

История Абу-Дарда и Салмана аль-Фариси

Пророк (мир ему и благословение) скрепил узы братства между Салманом и Абу ад-Дарда аль-Ансари . Салман посетил Абу ад-Дарда и спросил его супругу о нём. Она сказала: «Твоего брата Абу ад-Дарду нет у него нужды в мирском». Тем временем Абу ад-Дарда пришёл и приготовил еду для Салмана. Салман попросил Абу ад-Дарду покушать с ним, но Абу ад-Дарда сказал: «Я пощусь». Салман сказал: «Я не стану кушать, если ты не будешь кушать». И тогда Абу ад-Дарда покушал с Салманом. Когда настала ночь и прошла часть ночи, Абу ад-Дарда встал (для выполнения ночной молитвы), но Салман сказал ему спать и Абу ад-Дарда спал. Через некоторое время Абу ад-Дарда снова встал, но Салман попросил его лечь спать. Когда настали последние часы ночи, Салман предложил ему встать, и они оба выполнили молитву. Затем Салман сказал Абу ад-Дарде: «Ваш Господь имеет на вас право, ваша душа имеет на вас право, и ваша семья имеет на вас право». Абу ад-Дарда пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и рассказал всю историю. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Салман сказал правду».

История Абу-Дарда и Убайя ибн Ка’ба

Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай сказал правду. Пока ты слышишь, что имам говорит (читает хутбу), то молчи, пока он не закончит!»

Когда все собрались, Абу ад-Дарда встал перед ними и сказал:

— О, жители Дамаска, вы наши братья по религии и соседи по дому. Вы наши союзники в борьбе с врагами. О, жители Дамаска! Что же мешает вам отнестись дружелюбно ко мне и внять моему совету? Мне ничего не нужно от вас, мои расходы оплачивают другие. Я вижу, как смерть забирает ваших учёных, а ваши невежественные люди не учатся. Я вижу, как вы принимаете то, что гарантировал вам Всевышний и Всемогущий Аллах, но оставили то, что Он повелел делать вам. До вас были народы, которые возводили мощные строения и собирали огромные богатства. Но дома их стали могилами, а их надежды стали самообольщением. Почему вы не учите и не обучаетесь. Поистине ученый и обучающийся одинаковы в воздаянии, а в остальных и нет блага в людях помимо них. (аль-Асбахани « حلية الأولياء وطبقات الأصفياء »)

Джубайр ибн Нуфайр передаёт, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) плакал в день взятия Кипра. Джубайр ибн Нуфайр подошёл к нему и спросил: “Абу ад-Дарда, почему ты плачешь в такой день, когда Аллах возвысил ислам и мусульман?». Он ответил: «О, горе тебе Джубайр, Аллах унижает народ, если тот пренебрегает Его велениями»

Призыв Абу ад-Дарда

Передаётся, что абу-Дарда написал Салману аль-Фариси: «О, мой брат! Используй здоровье и свободное время, пока не настигли тебя беды, которые мешают поклонению. Удовлетворяй просьбу того, кто подвергся испытаниям. О, мой брат! Пусть мечеть станет твоим домом. Поистине я слышал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мечети – дома богобоязненных». Аллах гарантирует милость и спокойствие для тех, кому мечети стали домами. Аллах разрешит переход моста (Сират) к Его довольству. Будь милостив к сироте, корми его тем, чем сам питаешься. Пророк (мир ему и благословение) сказал человеку, который жаловался на чёрствость сердца, «Будь милостивым к сироте, погладь его по голове, накорми пищей, которую ты употребляешь, твоё сердце смягчится и осуществятся твои нужды. О, мой брат не обманывайся дружбой с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), мы будем жить после него долго, и только Аллах знает, что нас постигнет».

Некоторые хадисы и мудрые изречения

Абу ад-Дарда сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Любой, кто выучит наизусть первые десять аятов из суры «Кахф» будет защищен от Даджаля» (имам Муслим)

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) мудрым человеком. Вот некоторые изречения, из садов его мудрости:

«Если бы человек бежал от мирского, также, как он бежит от смерти, то мирское настигало бы его, также как смерть его настигает».

«Тот, кто много разговаривает, чаще лжёт; у того, кто часто клянётся, увеличиваются грехи; спорящий много, не сохранит свою религию»

«Ничтожны знания у человека, не знающего благ Всевышнего, кроме еды и питья, и неминуемо наказание для него».

О его смерти

Жена этого великого сподвижника Пророка Умм ад-Дарда рассказывала:

«Когда к Абу ад-Дарде подступила смерть, он сказал: “Кто трудится для этого дня? Кто трудится для этого часа? Кто трудится для этого ложа? Затем прочитал аят (смысл): «И Мы отворачиваем сердца их и взоры, как они не уверовали в это в первый раз» (Коран,6:110). (аль-Асбахани « حلية الأولياء وطبقات الأصفياء »)

Абу ад-Дарда скончался в 32 г. после хиджры в Дамаске, по другой версии в 31 г.


источники:

http://islam.ru/content/person/42022

http://quran-sunna.ru/abu-ad-darda-da-budet-dovolen-im-allax/