Абрам Архипов Художник биография

Архипов Абрам Ефимович
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Пыриков 1862–1930 Купить работу Предложить работу на аукцион AI Предложить работу в частной сделке

АРХИПОВ (Пыриков) Абрам Ефимович

15 августа 1862 (деревня Егорово Рязанской губернии) — 25 сентября 1930 (Москва)

Биография

АРХИПОВ (Пыриков) Абрам Ефимович

15 августа 1862 (деревня Егорово Рязанской губернии) — 25 сентября 1930 (Москва)

Родился в крестьянской (мещанской) семье. Впервые приобщился к рисованию в местной школе. По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться к поступлению в 1876 в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где тот занимался с перерывом в 1877–1883 и 1886–1888. Его учителями были В. Г. Перов, пробудивший в Архипове интерес к крестьянской тематике, В. Д. Поленов, один из первых русских пленэристов, А. К. Саврасов и В. Е. Маковский.

В 1884–1886 Архипов совершенствовал свою живопись, посещая петербургскую Академию художеств. Там его живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей. Но осенью 1886, разочарованный в академическом преподавании, Архипов покинул Академию и возвратился в МУЖВиЗ, где возглавил натурный класс, а с 1898 стал преподавать в звании академика.

В ученические годы он много работал самостоятельно, летом выезжал на этюды в Рязанскую губернию. Начал свой творческий путь как художник-жанрист, написав множество картин, изображающих различные эпизоды из жизни крестьян: «Игра в свайку», «В лавке старьевщика» (1882), «Пьяница» (1883), «Водопой» (1883) и другие. Вслед за Перовым Архипов стремился быть до конца правдоподобен, не боясь темных сторон жизни.

После смерти Перова и перехода к Поленову живопись Архипова сделалась чуть светлее и радостнее. В этом отношении показательна картина «Посещение больной» (1887), соединяющая изображение людского горя, болезни и убогости с надеждой на обновление. За эту картину молодого художника наградили большой серебряной медалью и званием классного художника.

В 1889 Архипов написал картину «На Волге», где эмоциональные переживания персонажа передавались посредством пейзажа. Таким образом, он (в духе В. А. Серова) самостоятельно решал насущные проблемы современной ему пленэрной живописи. Кроме того, в этом полотне у художника удачно получилось сочетание жанровых и лирических элементов.

В 1890-х этот процесс объединения свойств разных жанров сказался также в произведениях Архипова «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894–1895) и т. д. Архипов экспонировал свою картину «По реке Оке» на 18-й выставке ТПХВ, что принесло художнику подлинный успех. Он был принят в Товарищество.

В 1904 стал одним из основателей «Союза русских художников» — объединения, обращавшегося к национальной культуре и истории. Живописная манера Архипова в этот период несколько изменилась. От тщательности и выписанности ранних работ художник пришел к широкому, свободному импрессионистическому мазку. Соединив опыт импрессионистов с передвижническим, художник наделял почти лишенные острых ситуаций и активного действия сюжеты внутренним драматизмом. Светопись у Архипова полностью отражала не только настроение, но и социальное положение моделей: «Прачки» (1890-х и 1901), «Обратный» (1896); «Северная деревня» (1902); «Гости» (1914), и т. д.

Постепенно на передний план художник вывел сквозной мотив молодой крестьянки — образ в теплых тонах и с преобладающим красным цветом.

В 1912 Архипов много путешествовал: посетил Францию, Германию и Италию, часто выезжал на русский Север. С темой русского Севера связаны и многочисленные пейзажи Архипова, где предстает величавая природа, с самобытной деревянной архитектурой и безлюдными лесистыми островами. Краски на этих полотнах нарочито приглушены: «Северная деревня» (1902), «Лодочная пристань на Севере» (1903), «На Севере» (1912) и другие.

После 1917 стиль и тематика произведений Архипова существенно не менялись. Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная «Девушка с кувшином», 1927) продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос. Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Его крестьянские портреты-типы — «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927) — стали еще более мажорными.

Пытался Архипов писать и в официальном духе: в 1927 выполнил портрет М. И. Калинина, впрочем, неудачный.

В 1918–1920 Архипов преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, в 1922–1924 — во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.

В 1927, в связи с сорокалетием трудовой деятельности, Архипов получил звание народного художника РСФСР.

Его произведения находятся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также в других музеях России.

Абрам
Ефимович Архипов

Абрам Ефимович Архипов (27 августа 1862, деревня Егорово Рязанской губернии – 25 сентября 1930, Москва) – русский живописец, с 1916 года действительный член Академии художеств. Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под наставничеством художников Перова, Поленова, Прянишникова, Саврасова и Маковского. С 1884 по 1886 годы продолжил обучение в Академии художеств Петербурга в мастерской баталиста Виллевальде. Был одним из учредителей «Союза русских художников» и входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Хотя нередко его работы шли вразрез с идейными принципами передвижников. Архипову были чужды присущие им гипертрофированный реализм и пафосный трагизм, которым он предпочитал по-импрессионистски «легкомысленное» и восторженное видение бытия.

Особенности творчества художника Абрама Архипова: начав творческий путь с живописания жанровых сцен из жизни хорошо знакомой ему крестьянской среды, в начале прошлого века художник обращается к исследованию холодной и суровой красоты русского Севера. Начиная с 1914 года его палитра делает резкий кульбит от сдержанной, преимущественно темной цветовой гаммы к насыщенному всеми цветами радуги тональному фейерверку, где преобладают все оттенки красного, которые только может различить человеческий глаз. Эти краски понадобились Архипову для написания бесчисленных портретов крестьянок всех возрастов, которые сделали ему имя в своем отечестве и заграницей, собирая на международных аукционах шестизначные суммы и в нашем веке.

Биография художника Архипова ровная и безмятежная, как водная гладь на одном из его программных полотен «По реке Оке». В ней не было резких поворотов судьбы или громких скандалов. Благодаря врожденному трудолюбию, усердию и пытливому уму выходцу из нищей семьи маленькими, но уверенными шажками удалось проделать путь от подмастерья иконописцев в местном храме до признанной величины в живописи. А в 1927 году, после установления советского режима, Архипов одним из первых получит почетное звание «народного художника РСФСР».

Упорство и труд все перетрут

Подобно многим другим товарищам по ремеслу, рисованием Абрам увлекся в очень юном возрасте, во время обучения в четырехлетней школе одной из глухих деревушек Рязанской губернии. Какой необычайной удачей было для него, рисовавшего «везде, всегда, всюду, где только можно», попасть в помощники к заезжим иконописцам, что трудились в их селении летом. А уж настоящим везением оказалось знакомство с одним из них, вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайковым, который и подвиг юного мечтателя на отчаянный шаг – поступление в заветное художественное училище.

Судьба улыбнулась Архипову в третий раз. Несмотря на то, что его отец Ефим Никитич, бывший крепостной крестьянин, едва изыскивал средства на пропитание семьи, он все же наскреб по сусекам необходимую сумму для отправки сына на обучение. Так в 1877 году пятнадцатилетний Абрам стал учащимся МУЖВЗ, где компанию ему составляли такие же «голодранцы» – начинающие художники Рябушкин, Виноградов… Но голод и нищета были ничем по сравнению с возможностью осваивать азы живописи под шефством Прянишникова, Перова, Маковского и Поленова.

С самого начала Архипов выделялся среди других не менее одаренных однокашников непробиваемым упорством, с которым он неутомимо, этюд за этюдом, картина за картиной набивал руку в композиции, колористике, поиске сюжетов. За последними он гонялся и по всей Москве, заглядывая в самые потаенные уголки городской жизни. Мотало его, ставшего уже маститым художником, и по всей Руси – от Поволжья до дальнего Севера.

Народный художник

А первым оценил юное дарование коллекционер Третьяков – в эквиваленте 200 рублей, которые он отдал в 1883 году за первую проданную картину Архипова, живописующую занимательную сценку из жизни рядового деревенского пьяницы. А вот за работу «Посещение больной», написанную 4 года спустя, после попытки продолжить обучение в Академии художеств Петербурга (выдержал два курса и вернулся в родные пенаты), он получает серебряную медаль и звание «классного художника» – одну из квалификационных степеней в Российской империи того времени.

Мало-помалу Архипов наращивает авторитет в живописных кругах, а в 1894 году становится преподавателем в родном училище. Последнее десятилетие 19-го века становится знаковым для художника: в этот период он начинает дело всей жизни – воспевание на холстах крестьянской красоты, которую знал лучше всего.

Женщин из русских селений он пишет от души, не жалея ни красок, ни сил (1, 2, 3, 4). И эта серия «красных крестьянок» увековечила имя Архипова, открыв дорогу к международному признанию и чествованию на родине в виде многочисленных званий и титулов. Таких, как член Ассоциации художников революционной России, народный художник Республики и действительный член Академии художеств. В первой декаде нового века он принимает участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене и Риме.

Семьей художник так и не обзавелся. Вести хозяйство ему помогала землячка Вера Клушина с Рязанщины, ставшая его поддержкой и опорой до конца жизни. Архипов умер в Москве 25 сентября 1930 года после операции по удалению раковой опухоли и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Абрам Ефимович Архипов, картины и биография

  • Год рождения: 27 августа 1862
  • Дата смерти: 25 сентября 1930
  • Страна: Россия
  • Работы художника находятся:
    Третьяковская галерея
    Русский музей

Биография:

Художник-живописец А. Е. Архипов появился на свет 15 августа 1862 года, в селе Егорово Рязанской губернии. Его жизнь была полна духовной самоотдаче любимому делу и служению прекрасному. В его душе горел неисчерпаемый факел вдохновения. Он жил просто, легко и свободно, но в то же время проявлял огромное трудолюбие и упорство в отдаче себя художественному искусству. Благодаря его таланту на свет появилось множество гениальных полотен, которые ценят, любят и почитают наши современники.

Абрам Архипов (Пыриков) вырос в семье вольноотпущенных крестьян. Родители – бедные, деревенские люди, принадлежали помещику Сергею Чуфаровскому, позже были отпущены жить вольной жизнью. Отец и мать Абрама очень любили друг друга и жили душа в душу, уделяя сыну много заботы и внимания. Учился мальчик в местной школе, где проявил большие способности к рисованию. Он дружил с деревенскими детьми, любил природу и животных. Родители поощряли увлечение сына рисованием и копили денежные средства для продолжения его профессионального образования.

В 1876 году они отправили мальчика на учёбу в Москву. В столице юный Абрам поступил в училище живописи, зодчества и ваяния. Он учился успешно и отлично, проявляя к наукам большой интерес и усердие. Его любимыми преподавателями и наставниками были живописцы Перов, Саврасов, Маковский, Поленов. Огромное упорство и самоотдача помогли ему стать настоящим мастером своего дела. Юноша активно участвовал в различных выставках, и везде его работы находили общественное признание.

В 1883 году Абрам Ефимович поступил в Академию Художников, но не закончил её и возвратился в родное училище. Здесь он вёл преподавательскую деятельность, возглавляя натурный класс. Особым успехом пользовалась его художественная работа «Подруги, или посещение больной», на которой он изобразил мать, потерявшей из-за болезни интерес к миру. Её заботливо навещает соседка. За эту картину художник был награждён серебряной медалью и званием классного художника.

В 1888 году он вместе с товарищем по учёбе отправился в поездку по Волге, где друзья занимались художественным творчеством, обсуждали свои планы, делали эскизы. Абрама покорили просторы этого прекрасного края, в результате которого было создано живописное полотно «На Волге». Пленэрский пейзаж покорил всю столицу! В нём сочетались жанровая тема и поэтическая лирика. Архипов был почётным членом товарищества передвижников.

Большое внимание художник уделял русскому северу. Он писал превосходные пейзажи с его красивой, суровой природой и деревянной архитектурой, наполненные самобытным красочным колоритом этого удивительного края. Его привлекала тема крестьянского быта и деревень. Он обожал создавать портреты крестьянок, пленяющих его взор и воображение своей внешностью и одеждой.

Художник совершал путешествия во Францию, Германию, Италию. В 1924 году он вступил в Ассоциацию Художников России. В 1927 году мастеру кисти А. Е. Архипову был присвоен титул народного художника Республики.

В жизни художник не обрёл семью. Художественное дело продолжила его родственница Алла Бедина. А. Е. Архипов покинул земной мир 25 сентября 1930 года. Его художественные творения хранятся в музеях и галереях городов России.


источники:

http://artchive.ru/abramarkhipov

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2901-abram-efimovich-arhipov-biografija.html