Абдурахман Ибн Авф биография

Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Колодец «Рума»

На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка (мир ему и благословение) расположено место, которое сегодня известно как колодец Усмана (да будет доволен им Аллах), а во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) называлось «биру Рум».

Это место уже более 1400 лет наполнено неиссякаемой милостью. Это благодать третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), образца жертвенности и щедрости, качеств, отличавших этого человека.

В районе Вади Эль-Акик расположен сад с колодцем, занимающим особое место в истории Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Это колодец рума.

История этого колодца напрямую связана с событиями хиджры (переселения) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды.

Колодцем владел человек, который никому не позволял пользоваться им бесплатно.

Вода в нём была вкусная, её очень любил Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца.

Все платили за воду одному человеку, владевшему колодцем «Рума», так как это был единственный пресный источник в этой местности.

Когда об этом узнал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), самый богатый и щедрый из сподвижников, он выкупил колодец за 35 тысяч дирхемов и отдал его во всеобщее пользование (вакф).

Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк. Позже его стены отстроили и многое изменили.

Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Жизнеописание Усмана (да будет доволен им Аллах) представляет собой типичный пример судьбы, облагороженной Исламом. Пророк (мир ему и благословение) придавал огромное значение развитию в сподвижниках их положительных качеств.

Пророк (мир ему и благословение) поручал каждому сподвижнику именно то дело, к которому был предрасположен. К примеру, он использовал богатство и щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах), поручая ему вопросы даров и подношений. Ведь такие качества, как щедрость, готовность помочь, сострадание проявились в Усмане (да будет доволен им Аллах) в полной мере.

Говорят, что Усман (да будет доволен им Аллах) родился и вырос в Таифе, и это оказало определённое влияние на формирование его личных качеств.

Где бы ни родился Усман (да будет доволен им Аллах) – в Мекке или в Таифе, бесспорно то, что он рос в богатой семье, которая вела обширную торговлю.

Омейядская ветвь курайшитов соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на Абдуманафе. Она занимала видное место в Мекке.

Во времена джахилийи курайшиты делились на несколько групп или родов, самым крупным из которых считался род Хашима, затем Махзума и т.д. Омейяды были одним из таких родов, принадлежа, таким образом, к верхушке мекканской знати.

Курайшиты очень любили Усмана (да будет доволен им Аллах). Существовала даже поговорка: «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана». Это ясно показывает, какое место он занимал в сердцах соплеменников.

Усман (да будет доволен им Аллах) принял Ислам почти сразу после ниспослания пророчества, в возрасте 30 лет. Важную роль в этом сыграл Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).

Когда Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, на него ополчился его дядя, требуя, чтобы он вернулся к религии предков. Но Усман (да будет доволен им Аллах) был непреклонен и защищал свою веру; в конце концов, её принял и дядя.

Переселение в Эфиопию

Когда первые мусульмане подверглись сильным притеснениям со стороны курайшитов, Усман (да будет доволен им Аллах) был в числе первых мухаджиров в Эфиопию.

Их путь пролегал к гавани Шуайба, к юго-западу от Мекки.

Сподвижники – Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и ещё 12 мусульман, в том числе его жена Рукийя, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вышли в этом направлении, к порту Шуайба. Там они наняли два маленьких судна и направились в Эфиопию.

По этой же дороге мусульмане совершили и второе переселение в Эфиопию, так как в то время это была основная дорога, а Шуайб был основным портом.

Слова Пророка (мир ему и благословение) «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману» свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) высоко ценил его благородство.

После переселения в Медину Усман (да будет доволен им Аллах) помогал мусульманам и Пророку (мир ему и благословение), деля с братьями по вере всё, чем владел.

Он участвовал во всех сражениях. Единственным сражением, в котором он не принял участие, была битва при Бадре, так как Пророк (мир ему и благословение) оставил его ухаживать за своей заболевшей дочерью.

Худайбия

Последующие события, произошедшие в Худейбийе, привели к клятве «Ридван» и худейбийскому перемирию. Эта клятва напрямую связана с Усманом (да будет доволен им Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), прибыв в Худейбийю, послал Усмана (да будет доволен им Аллах) к курайшитам, зная, что они его уважали.

Когда Усман (да будет доволен им Аллах) задержался в Мекке, пошёл слух, что язычники его убили. Мусульмане решили отомстить и присягнули Пророку (мир ему и благословение), принесли известную присягу.

С того места, где расположились мусульмане, желавшие совершить паломничество, Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) отправился послом к неверным. Сначала Пророк (мир ему и благословение) хотел послать Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), но тот посоветовал отправить Усмана (да будет доволен им Аллах) из-за уважения, которым он пользовался у курайшитов.

Многобожники поприветствовали его и сказали: «Соверши таваф вокруг Каабы». Но он отказался, сказав: «Нет, пока не совершит Пророк (мир ему и благословение)».

И начались переговоры. Когда пошел слух, что Усман (да будет доволен им Аллах) убит в Мекке, и Пророк (мир ему и благословение) захотел отомстить за него, к западу от Мекки, была принесена присяга, известная как клятва Ризван или клятва под деревом, да будет Аллах доволен мусульманами, давшими её.

Во время принесения присяги сподвижники, складывали свои ладони, один поверх другого. И когда это осталось сделать только Усману (да будет доволен им Аллах), вместо него свою руку положил Пророк (мир ему и благословение).

Щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах)

При жизни Пророка (мир ему и благословение) и в последующем Усман являлся образцом щедрости и готовности помочь в трудную минуту. Это особенно ярко проявилось на 9 году Хиджры, при подготовке к походу на Табук, когда он снарядил бедных мусульман, выступивших против объединённой армии византийцев.

Поход на Табук был одним из самых трудных для мусульман.

Усман (да будет доволен им Аллах) снарядил армию бедняков, всех до единого. Он снабдил их всех копями, оружием, едой – всем необходимым.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

Когда мечеть Пророка (мир ему и благословение) стала тесной, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пожелал приобрести рядом с ней землю для расширения, и Усман (да будет доволен им Аллах) купил её.

Пока земля, купленная Усманом, находится в пределах мечети, а это так и по сей день, иншаалах, он получит награду за каждый поклон, за каждую суджда, сделанные на нем мусульманами.

Усман был хорошим помощником Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими всеми Аллах), являлся одним из членов совета Шуры. После убийства Умара он был избран халифом в возрасте 68 лет.

Достоинства Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах)

Усман бин Аффан, прозванный «обладателем двух сияний». Обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение). Вторую дочь Пророка (мир ему и благословение) он взял в жены после смерти первой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана».

Он был одним из тех восьмерых, которыми был доволен Пророк Мухаммад (мире ему и благословение). Двое умерли, осталось шестеро. Из их среды и избрали халифа. Выбирали между Усманом и Али (да будет доволен ими Аллах). Всё решил Абдуррахман ибн Авф, который сказал: «Я посоветовался со всеми, даже с теми, кто проходил по улицам, и убедился, что все отдают предпочтение Усману».

Он был старше, очень щедрым и являлся одним из чтецов.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) было завоёвано много стран; был основан военно-морской флот, захвативший Кипр.

К достижениям Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) относится и то, что он продолжил завоевания Умара (да будет доволен им Аллах). Исламское государство продолжало расширятся. Началась эпоха морских завоеваний, исламское государство превратилось в морскую державу.

Одним из самых больших его достижений было составление 4 копий Корана, которые отвезли в центры областей халифата. Все они были копиями экземпляра, собранного во время Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Это было вершиной его блестящей деятельности: он составил несколько копий Корана и раздал их по крупным областям, дабы они стали основным источником для копирования и изучения Книги Всевышнего.

Усман (да будет доволен им Аллах) продолжил и развил многие начинания Умара и особое внимание уделил судебным делам.

Усман (да будет доволен им Аллах) был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) его финансовая политика и расширение государства привели к росту общего благосостояния и распространению роскоши. Сподвижники, привыкшие к аскетизму, не могли быть этим довольны.

В среде мусульман начало проявляться недовольство, определённую роль в этом сыграло и коварство врагов.

Всё это привело к тому, что известно в истории Ислама под названием «Великая смута», которая началась с убийства Усмана (да будет доволен им Аллах).

Заговор против Усмана (да будет доволен им Аллах) и его убийство

Это был заговор определённых лиц, которые смогли воздействовать на некоторых мусульман, но не на сподвижников Пророка (мир ему и благословение). В убийстве Усмана (да будет доволен им Аллах) не участвовал ни один сподвижник.

Одним из самых ярых подстрекателей был тайный иудей Абдула ибн Саба. Своими интригами он смог натравить группу людей на Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

Достоверно, что Абдулла ибн Саба был иудеем, родом из Саны (Йемен). Его называли ибн Савда (сын чёрной). Он притворялся мусульманином и, переезжая с одного места в другое, собрал вокруг себя сторонников и распространил среди них много нечестивых нововведений, которые принесли вред исламскому обществу.

Усман (да будет доволен им Аллах) мог подавить недовольных силой, но вместо этого прибегнул к диалогу. Он обсуждал со своими противниками их доводы, но они продолжали свои козни, закончившиеся его убийством.

Усман (да будет доволен им Аллах) дал приказ не применять силу оружия против кого-либо, чтобы не говорили: «Усман убивает людей».

Так что они смогли добраться до Усмана (да будет доволен им Аллах) и убить его во время чтения, так что его кровь капала на Коран, на слова аята: «Им достаточно Аллаха».

Они ударили и его жену, защищавшую своего мужа. Так он погиб смертью шахида.

Усман был убит невинно. После Умара (да будет доволен им Аллах) он стал вторым убитым халифом. Похоронили его на кладбище Баки.

Кладбище Баки, как вы знаете, является очень важным для мусульман.

Говорят, что там похоронены десятки тысяч сподвижников. Это достоверно известно. Каждый мусульманин желает быть похороненным здесь, рядом со сподвижниками, на этом благословенном кладбище.

Величайшим из покоящихся здесь мусульман после Пророка (мир ему и благословение) и похороненных в его комнате Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) является Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

Усман (да будет доволен им Аллах) умер на 82-м году жизни, но история сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилостивится Аллах над обладателем двух нуров и да будет доволен им, и да приведёт его к довольству.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Усман ибн Аффан

Усман ибн Аффан — величайший сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, один из тех кто был обрадован Раем еще при своей жизни, тот, чья смерть шахидом была предсказана еще Пророком Мухаммадом ﷺ, третий праведный халиф, чья жизнь была настоящим примером самопожертвования на пути религии Аллаха.

Усману ибн Аффану выпала на долю с благословения Всевышнего интересная судьба, которая является примером судьбы, одаренной благодатью Ислама. Пророк Аллаха ﷺ уделял особое внимание тому, чтобы у его сподвижников развивались их положительные качества, и для этого каждому из своих сподвижников он поручал заниматься именно теми делами, к которым этот сподвижник был предрасположен. Ибн Аффану, который был одним из тех людей, которыми доволен был Пророк ﷺ, он ﷺ поручил заниматься вопросами подношений и даров, поскольку он был человеком щедрым и богатым, и это его качество проявилось в готовности помочь нуждающимся.

На те личностные качества, которыми обладал ибн Аффан, оказало влияние то, что он был уроженцем Таифа, как говорили современники. По другой версии он родился и вырос в Мекке, но даже если не принимать во внимание место его рождения, доподлинно известно, что семья, в которой вырос ибн Аффан, была богатой и обеспеченной, и занималась торговлей.

Важно в связи с вопросом происхождения Усмана упомянуть о том, что с родом Пророка Мухаммада ﷺ была связана омейядское ответвление курайшитов через Абду Манафа, и эта ветвь в Мекке занимала место очень видное. Когда же в доисламские времена царила джахилийя, у курайшитов было выделено несколько родов или групп, из которых крупнейшими из которых были Хашима и Махзума. Таким же родом был и род Омейядов, который также принадлежал к знатным родам Мекки.

Усман был любим курайшитами, и даже в то время ходила в народе поговорка «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана», которая лучше всего характеризует отношение соплеменников к нему.

Видео лекция о нраве и особенностях Усмана ибн Аффана, его красоте и схожести с пророком Мухаммадом ﷺ:

Принятие Ислама

Ислам принял он сразу же, как только было ниспослано пророчество, в тот момент Усману было тридцать лет. Абу Бакр сыграл немалую роль в принятии им ислама. Но после принятия ислама он столкнулся с негативным отношением со стороны своего дяди, который вел себя агрессивно и требовал, чтобы Усман вернулся в религию предков. Ибн Аффан же встал на защиту ислама и защищал веру в Аллаха, будучи непреклонным и не поддаваясь требованиям дяди. И настолько тверд был он, что дядя вскоре и сам принял ислам.

Первая хиджра

Первые мусульмане, последователи Аллаха, столкнулись с немалым притеснением со стороны курайшитов, так что они были вынуждены икать для себя новые земли обитания. В числе тех, кто переселился в Эфиопию, был и Усман. Вместе с остальными переселенцами он отправился на юго-запад от Мекки через гавань Шуайба в Эфиопию. В этом направлении отправились ибн Аффан и еще двенадцать мусульман, и его супруга Рукийя, которая была дочерью Пророка Мухаммада ﷺ. Достигнув берега, с благословения Аллаха они наняли небольшие судна, на которых отплыли в Эфиопию.

Второе переселение в Эфиопию мухаджиров было совершено по этому же пути, который был на тот момент главной дорогой, ведущей в основной порт Шуайб. Тот факт, что дочь Пророка Мухаммада ﷺ отправилась в путь вместе с Усманом, говорит о том, насколько Пророк Мухаммад ﷺ ценил Усмана, был доволен им и доверял ему. Подтверждением его благословению могут служить и слова Посланника Аллаха ﷺ «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману».

Сражения Усмана

Когда Усман ибн Аффан переселился в Медину, он постоянно делился со своими братьями по вере всем тем, чем он владел, помогал Пророку Мухаммаду ﷺ и мусульманам.

Усман принимал участие во всех военных сражениях, и только в битве при Бадре участия он не принимал, потому что сам Посланник Аллаха ﷺ оставил его дома, чтобы Усман мог ухаживать за своей женой, дочерью Пророка Мухаммада ﷺ, которая слегла от болезни.

Худайбия

С именем Усмана связаны события, которые случились в Худейбийе, и о которых говорят как о «худейбийском перемирии» и клятве «Ридван». В тот год, когда в Худейбийю прибыл Пророк Мухаммад ﷺ, он, зная, с каким уважением к Усману относятся курайшиты, послал его к ним.

Посланник Аллаха ﷺ не сразу принял решение направить к неверным именно Усмана ибн Аффана – поначалу у него была мысль отправить послом Умара ибн Хаттаба, но сам Умар ибн Хаттаб посоветовал Пророку Мухаммаду ﷺ отправить именно Усмана ибн Аффана, поскольку все знали о том уважении, которое оказывали ему курайшиты. Когда же Усман явился к многобожникам, те его поприветствовали и предложили ему совершить «таваф» вокруг Каабы, но он отказался делать это, пока сам Пророк Аллаха ﷺ не совершит таваф.

Когда же Усман долго не возвращался из Мекки, поползли слухи, что язычники его убили, и мусульмане решили отомстить за Усмана, присягнув Пророку Мухаммаду ﷺ. Тогда и была принесена известная присяга — клятва Ридван. Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ во время принесения этой клятвы складывали руки ладонями одна поверх другой, но, когда настала очередь класть ладонь Усману ибн Аффану, свою ладонь в знак благословения за него положил сам Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ.

Обладатель двух сияний. Жены

У Усмана ибн Аффана было множество достоинств, он был одним из уважаемых людей своего времени. Он получил прозвище «обладатель двух сияний», поскольку его женами стали две дочери пророка Мухаммада ﷺ. После того, как его первая жена умерла, он взял в жены вторую дочь Пророка Мухаммада ﷺ. После этого Пророк Всевышнего ﷺ и сказал свою знаменитую фразу: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана», указывающую на то, как доволен был им Пророк ﷺ.

Поступки Усмана

Документальный фильм о жизни Усмана ибн Аффана.

Снаряжение армии

Усман ибн Аффан был человеком очень щедрым, всегда готовым прийти на помощь и поддержать в трудную минуту. В девятом году хиджры это проявилось особенно, когда мусульмане готовились к походу на Табук. Мусульмане были бедны, и Усман снарядил их полностью, чтобы они смогли достойно выступить против армии византийцев, которая объединилась против мусульман, соединив тем самым свои возможности. Это был труднейший для мусульман поход, и Усман ибн Аффан очень помог войскам мусульман – каждый мусульманин был вооружен и снаряжен за его счет. У каждого из воинов были копья, оружие, еда и снаряжение, и этим его поступком был доволен Посланник Аллаха ﷺ, который произнес: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

История с колодцем

Неподалеку от Мечети Пророка Аллаха ﷺ через пять километров на северо-запад от Медины до сих пор сохранилось место, которое в те времена, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, называлось «биру Рум», а сейчас его называют колодцем Усмана. Уже четырнадцать столетий в это месте Всевышний Аллах ниспосылает своим рабам неиссякаемую милость, и этим мусульмане обязаны третьему праведному халифу Усману ибн Аффану, которым был доволен Пророк ﷺ и который являл собой образец щедрости и жертвенности.

Сад, в котором находится этот колодец рума, занимает особо важное место в истории об Усмане ибн Аффане, и находится он в районе, который называется Вади Эль-Акик. История этого колодца относит нас ко временам, когда происходили события хиджры (переселения), а также всеми теми событиями, которые происходили в последние годы. В те времена население города все время росло и множилось, и вопрос о поиске новых источников воды вставал все чаще и чаще. Владельцем этого колодца являлся в те времена человек, который не позволял пользоваться этим колодцем бесплатно, чем были недовольны жители. Но вода в этом колодце была очень вкусная и чистая. Сам Пророк ﷺ обратился к хозяину колодца с просьбой, чтобы тот разрешил пить эту воду людям бесплатно, и пообещал, что за это тот получит в Раю колодец. На просьбу Пророка ﷺ хозяин колодца ответил отказом, так как этот колодец был его единственным источником дохода и всем жителям города приходилось покупать воду колодца Рума, который был единственным источником питьевой воды в этой местности.

Вскоре об этом узнал Усман ибн Аффан, который из сподвижников был самым щедрым и самым богатым, и тогда он этот колодец выкупил у хозяина за крупную сумму – двадцать тысяч дирхемов. После этого он отдал колодец для всеобщего пользования совершенно бесплатно, в качестве вакфа, и этим поступком был доволен Пророк ﷺ.

До сегодняшнего времени этот колодец сохранился и является исторической достопримечательностью. Однако, с течением времени колодец иссяк, подвергся перестройке, его стены были отстроены заново.

Расширение мечети Пророка

Когда Посланник Аллаха ﷺ сообщил, что слишком тесна стала мечеть Пророка, он ﷺ принял решение о покупке земли для расширения мечети. И тогда эту землю приобрел для мечети Усман ибн Аффан. С тех самых пор и по сей день, за каждый сделанный в ней земной поклон, получает награду Усман ибн Аффан.

Халифат Османа

Усман ибн Аффан вошел в историю как прекрасный помощник для халифов Умара ибн Хаттаба и Абу Бакра ас Сыддыка, он также входил в совет Шуры в качестве одного из членов. После того, как недовольными был убит Умар, халифом избрали с благословения Всевышнего именно Усмана ибн Аффана, хотя ему на тот момент было уже шестьдесят восемь лет.

Было восемь человек, которыми был доволен Посланник Аллаха ﷺ, и одним из этих восьмерых человек был именно Усман ибн Аффан. Из этих людей, которыми был доволен Пророк ﷺ, к моменту, когда нужно было выбрать нового халифа, двое уже умерли. Выбор стоял между Али, который также относился к тем, кем доволен был Пророк ﷺ, и ибн Аффаном, но окончательный вердикт вынес Абдуррахман ибн Ауф, который сообщил, что посоветовался со всем миром, и даже опросил простых людей, прохожих на улице. Усман ибн Аффан был щедрым, он был старше по возрасту, а также он был одним из чтецов Корана.

За время правления в роли халифа мусульмане завоевали много стран мира, основали военно-морской флот, который впоследствии захватил Кипр. Среди достижений ибн Аффана было и то, что завоевания Умара были им продолжены. При ибн Аффане продолжило свое расширение Исламское государство, на время его правления пришлось начало эпохи морских завоеваний в мусульманском мире, с началом которой Исламское государство стало морской державой, известной на весь мир.

Составление копий Корана

Наиболее крупным достижением Усмана ибн Аффана было то, что при нем было составлено четыре копии Корана. Эти копии отвезли в областные центры Халифата, и они представляли собой копии, которые были сняты с того экземпляра, который собрал Абу Бакр. Составленные копии и то, что они были распространены по областным центрам халифата, — вершина всей блестящей деятельности Усмана ибн Аффана по ценности для всего мира, поскольку эти копии стали основным источником копирования Священной Книги Всевышнего Корана для мусульман, живущих в каждом уголке Халифата.

Многие начинания и дела ибн Аффана стали судьбоносными для государства и всего мусульманского мира. Многие начинания Умара были им продолжены. Особое внимание ибн Аффан уделил делам судебным. Усман ибн Аффан построил первое в истории Ислама и мусульманского мира здание суда, при нем суд стал учреждением, а также он является основателем полиции в исламском государстве.

При нем с благословения Всевышнего велась правильная и эффективная финансовая политика, которая привела к тому, что государство расширилось, выросло всеобщее благосостояние и в умме даже начала распространяться роскошь.

Убийство

Он погиб от рук убийц в результате заговора некоторых лиц, но среди людей, участвующих в заговоре, не было ни одного сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ, хоть они и были недовольны. Среди подстрекателей был некто Абдулла ибн Саба, тайный иудей, который сумел своими интригами натравить на Усмана ибн Аффана группу людей. Известно об этом человеке, что он был иудеем из Саны в Йемене, а притворялся мусульманином, чтобы собрать вокруг себя, переезжая по миру, сторонников из недовольных, которые могли помочь ему распространить нечестивые нововведения в мусульманском мире, причинив тем самым вред исламу.

У ибн Аффана была возможность подавить силой выступления недовольных, но он предпочел урегулировать ситуацию миром, с помощью диалога, в ходе которого пытался обсудить доводы, которые выдвигали недовольные, с ними, но враги не останавливались в своих кознях. В результате все окончилось тем, что враги ворвались в дом Усмана, когда он читал Коран, накинулись на него и убили, а кровь его попала на страницы Корана в то место, где были аяты «Им достаточно Аллаха». Жена бросилась защищать халифа, но они ударили и ее. Усман ибн Аффан стал вторым халифом, погибшим смертью шахида от рук убийцы. Он был похоронен на очень важном и почитаемом для всех мусульман кладбище Баки, где похоронены сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ. Быть похороненным на этом кладбище – было желанием и благословением для любого праведного мусульманина.

Усман ибн Аффан умер, когда ему шел восемьдесят второй год, но его великие качества сохранила для всех мусульман мира история – о его щедрости и скромности, милосердии и терпении, великодушии и ненависти к кровопролитиям известно каждому праведному мусульманину во всем мире.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Первые сподвижники пророка Мухаммада

Хадиджа — первая мусульманка

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) глубоко осознал возложенную на него в пещере Хира священную миссию. Этот тяжелый и важный долг предполагал выполнение особых задач, связанных с проповедью истинного Единобожия. Конечно же Пророк понимал, что в обществе, в котором он жил, это будет не так легко сделать. Ведь в то время пророк Мухаммад был как бы по одну сторону, а мир — по другую. Он должен был проповедовать всем людям заповеди, полученные от Бога. Посланник Господа очень хорошо понимал, что необходимо сделать в первую очередь для исполнения своей пророческой миссии.

Сначала он рассказал обо всем случившемся находившейся рядом супруге Хадидже. Она без всякого колебания уверовала в его пророческую миссию и, протянув ему руку преданности, стала первой мусульманкой.

После этого пророк Мухаммад показал жене порядок совершения омовения и прочел с ней молитву в качестве имама, точно так, как научил его ангел Джабраил (Гавриил).

Это была первая совместная молитва, которую Пророк возглавил в качестве предстоятеля (имама) [1].

‘Али становится мусульманином

Принятие Хадиджей Ислама очень обрадовало и воодушевило Пророка. Отныне на земле появился человек, который подтвердил и признал его миссию.

Вторым человеком, которого Пророк призвал уверовать в Господа, был его двоюродный брат ‘Али. С 4–5-летнего возраста он неотлучно следовал за Пророком, и в результате его несравненного воспитания отличался от своих сверстников сообразительностью и высокой нравственностью.

Однажды ‘Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал за ними, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?»

Пророк ответил: «О ‘Али! Это религия, которой доволен Господь и которая избрана Им. Я призываю тебя уверовать в Единственного Создателя и сторониться поклонения тем, кто не приносит ни вреда, ни пользы — ал-Лат и аль-‘Уззе» [2].

‘Али потупил свой милый детский взор и задумался на некоторое время. Затем произнес: «Я никогда не видел и не слышал такого и не могу что-либо сказать, не посоветовавшись с отцом Абу Талибом».

Однако посланник Господа пока еще не получил веления Всевышнего открыто объявить о своей миссии. Поэтому он предупредил: «Послушай, ‘Али! Если ты хочешь следовать сказанному мною, то выполняй заповеди Господа. Если же не хочешь, то храни в тайне увиденное и услышанное здесь. Никому ничего не рассказывай».

После этого предостережения ‘Али дал слово хранить все в тайне. Всю последующую ночь он провел в размышлениях. С утренней зарей в душе у него появилось просветление. Отправившись к Пророку, он сказал: «Всевышнему не требовалось согласия Абу Талиба, когда Он сотворил меня. Почему же я должен идти к Абу Талибу и спрашивать о том, поклоняться мне Создателю моему или нет?» После этих слов он принял Ислам. ‘Али было тогда десять лет.

Предусмотрительность всегда полезна, особенно в эпоху глобальных перемен в мировоззрении людей. Предупреждение, которое сделал Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молодому ‘Али, является для нас примером последовательности и мудрости, которые играют важную роль в жизни.

После признания веры в Единство Господа Хадиджей и ‘Али за ними последовал и приемный сын Мухаммада Зейд ибн Хариса. Теперь они вместе совершали молитвы и время от времени поклонялись Господу у Каабы, что вызывало недовольство многобожников, не понимающих смысла непривычных для них ритуалов. Гонения и насмешки со стороны язычников вынудили пророка Мухаммада и его последователей уединяться для совершения молитв.

Абу Талиб одобряет выбор ‘Али

Родители ‘Али, заметив, что их сын во всем следует за Мухаммадом, забеспокоились. Мать мальчика, Фатима, с волнением сказала мужу: «Будь внимателен, не вышло бы чего плохого».

Однажды Абу Талиб последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Подойдя, он спросил у Пророка: «О племянник! [3] Что это за вера?» Пророк ответил: «Дядя, ты стоишь во главе тех, кого я должен призывать к прямому пути, и ты, больше чем кто-либо, достоин этого! Откажись от поклонения идолам и уверуй в Единого Бога!»

Подумав, Абу Талиб сказал: «Я не могу отказаться от веры отцов. Ты же продолжай следовать религии, в которой пребываешь. Клянусь, что, пока буду жив, никто не посмеет тронуть тебя, нанести тебе вред, пока ты не завершишь то, что должен сделать».

Затем он обратился к сыну: «Сын мой, какую веру ты исповедуешь?» ‘Али ответил: «Отец, я уверовал в Единого Господа и в то, что Мухаммад — Его посланник. Я верую в переданное им от Господа, повиновался ему и совершал с ним молитвы».

Тогда Абу Талиб продолжил: «Сын мой, тебе желательно принять веру твоего двоюродного брата, который не призовет тебя к чему-то иному, кроме как к благому. Повинуйся ему!» Мухаммад и ‘Али очень обрадовались услышанному.

Дома Абу Талиба встретила с расспросами Фатима: «Где твой сын? Слуга наш видел его в долине вместе с молящимся Мухаммадом. Как ты смотришь на то, что твой сын поменял свою веру?» — «Замолчи! Бог свидетель, его двоюродному брату (Мухаммаду) как никому другому следует быть опорой и помощником нашего сына. Если бы мое тщеславие позволило мне оставить веру моего отца (‘Абдуль-Мутталиба), я бы тоже последовал вере Мухаммада. Ибо он чист, мягок и честен», — сказал Абу Талиб.

Ряды мусульман пополняются

С давних времен Абу Бакр был одним из самых близких друзей Мухаммада. Они часто встречались и проводили время в дружеских беседах. Самым важным и примечательным качеством Абу Бакра было то, что он не погряз в традициях джахилии, низкой нравственности и образе жизни людей периода невежества. Его сердце, душа и рассудок были чисты от многобожия. Это был прославленный торговец, имевший авторитет среди соплеменников. Именно он разрешал клановые споры, пользуясь отличным знанием родословных всех семей, их положительных и отрицательных качеств.

Пророка Мухаммада очень обрадовало принятие Ислама Абу Бакром. ‘Аиша по этому поводу передает: «Не было ничего, что бы так обрадовало Пророка, как принятие Ислама Абу Бакром».

Данное событие явилось подтверждением сна, который незадолго до этого увидел Абу Бакр. Ему приснилось, как полный месяц опустился в районе Мекки и, распавшись на мелкие части, оказался в жилище каждого из мекканцев, после чего все они собрались в его доме. О смысле этого вещего сна он спросил у ученых из людей Писания. Они сказали ему о том, что увиденный сон указывает на появление в ближайшее время в Мекке давно ожидаемого Пророка, а сам Абу Бакр займет одно из почетных мест возле посланника Божьего.

Абу Бакр не скрывал того, что стал мусульманином, поэтому принятие им Ислама сильно обеспокоило курайшитов. Они знали его как очень уважаемого, правдивого и надежного человека. Мягкость его и добродушие снискали ему всеобщую любовь.

Абу Бакр был первым мусульманином из числа свободных и уважаемых курайшитов. С его помощью эфиопский раб Билял также стал мусульманином.

После принятия Абу Бакром Ислама еще больше людей уверовали в Единого Бога и в свою очередь старались донести истину до своих родственников. Среди тех, кто стал мусульманином, были ‘Усман ибн ‘Аффан, Зубейр ибн ‘Аввам, ‘Абдурахман ибн ‘Авф, Са‘д ибн Абу Ваккас, Талха ибн ‘Убейдулла. Эти пять человек в последующем вошли в число тех десяти, которым еще при жизни было объявлено об их вечном пребывании в Раю.

Ряды мусульман пополнялись не только за счет мужчин, но и за счет женщин, среди которых были: Умму Фадль — супруга ‘Аббаса, дяди Пророка; Асма’ — дочь Абу Бакра; Фатима — сестра ‘Умара и др. Женщины были более восприимчивы к вере и с большим старанием распространяли ее.

Многобожники не оставались безучастными наблюдателями. Они использовали различные формы клеветы и оскорблений, чтобы поколебать убеждения тех, кто еще не окреп в истинной вере. Однако эти усилия не дали ожидаемых ими результатов. Сердца мусульман, наполненные верой, не знали страха, а их умы, увлеченные мыслями о Едином Боге, не ведали сомнений. Единственным страхом, который они испытывали, был страх перед Господом.

Билял — первый муаззин

Одним из первых страдальцев за веру был эфиопский раб Билял, сын Рабаха. Его обратил в Ислам, как уже упоминалось, Абу Бакр. Вера придала Билялу такую силу духа, что он безбоязненно, открыто объявил о принятии Единобожия своему хозяину Умейе ибн Халяфу, который был одним из злостных врагов мусульман. Хозяин подверг его жестоким мучениям: сутками не давал ему еды и питья, нанимал людей, которые водили Биляла целыми днями по улицам города, привязав за шею. Однако ничто не смогло сломить Биляла, не перестававшего повторять: «Бог Един!»

Однажды хозяин придумал для своего раба очередную пытку: продолжительное время проволочив Биляла по раскаленным песку и камням, Умейя ибн Халяф велел положить на грудь раба огромный камень. Он кричал: «Клянусь! Я буду мучить тебя до самой смерти, если ты не откажешься от Мухаммада и веры его и не начнешь поклоняться нашим богам — ал-Лат и аль-‘Уззе!» Билял мужественно переносил все истязания, не переставая повторять: «Я не буду поклоняться ни ал-Лат, ни аль-‘Уззе! Господь Един, Господь Един!» После таких слов его снова продолжали мучить до бессознательного состояния.

Во все эти трудные дни Биляла поддерживала его вера, которая стала ему непоколебимой опорой. Таким героическим поведением он бросал вызов своим угнетателям: «Вера — это свет и сила! Кто станет обладателем истинной веры, тот сможет встать против своих угнетателей и сможет донести истину до всех людей, даже если на другой стороне будет все человечество!»

Однажды, когда Умейя ибн Халяф публично издевался над Билялом, мимо проходил Абу Бакр. Увидев эти издевательства, он воскликнул: «Умейя! Неужели ты не боишься Бога?! Сколько ты еще можешь мучить этого несчастного?» — «Это ты изменил его убеждения! Если хочешь спасти, то выкупи его у меня, — ответил Умейя».

Абу Бакр предложил: «У меня есть раб твоей веры, намного сильнее и моложе Биляла. Я могу обменять его».

Умейя согласился и с ухмылкой добавил: «В придачу тебе нужно будет отдать мне и жену твоего раба». Абу Бакр согласился. Умейя со смехом добавил: «В придачу ты мне отдашь и их дочь». Абу Бакр согласился и с этим, однако Умейя, стремясь хорошенько нагреть руки в торге, потребовал: «Клянусь Богом! Я не соглашусь до тех пор, пока ты ко всему упомянутому не добавишь еще 200 золотых динаров!»

Абу Бакру стало стыдно за него: «Эх, какой же ты бесстыдник! Стоишь предо мною и слово за словом лжешь». На этот раз Умейя сказал: «Нет! Клянусь ал-Лат и аль-‘Уззой, если ты мне дашь то, что я потребовал, исполню обещанное мною». Отдав все, что требовал ненасытный Умейя, Абу Бакр освободил своего единоверца Биляла от тяжких мучений.

После этого случая Пророк спросил у Абу Бакра: «Билял тебе что-то должен?» Абу Бакр ответил: «Нет, о посланник Господа, я его освобождаю». Через некоторое время после этого Абу Бакр выкупил и освободил также мать Биляла, Хамаму.

После освобождения Билял стал первым муэдзином — человеком, исполняющим азан (призыв к молитве).

После смерти посланника Божьего, к которому Билял был очень привязан и всегда старался неотлучно быть рядом, он уже не смог оставаться в Медине и покинул ее. Абу Бакр, избранный халифом, попросил его остаться при нем в Медине. Билял ответил: «Если ты выкупил меня для себя, то, пожалуйста, я буду рядом с тобой. Если же ты освободил меня ради того, чтобы Господь был доволен тобою, не ограничивай меня в передвижении. Я хочу распространять Ислам по всему миру». Абу Бакр был вынужден уступить его желанию.

Так, свыше 1400 лет назад начиналась славная летопись Ислама, летопись того, как вера в Господа после периода невежества и язычества вновь утверждалась в сердцах людей. Это лишь некоторые эпизоды из жизни первых мусульман, людей уверовавших в Бога Единого, Который обращался к человечеству через Своих посланников, последним из которых был Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует).

Духовной опорой, позволявшей им мужественно переносить все трудности и испытания тернистого пути к Истине, была их непоколебимая вера в Единственного Бога. Их жизнь и духовные подвиги стали наглядным подтверждением того, что вера есть великая сила, а обладатели ее могут зажечь сердца миллионов людей.

Сегодня в мире насчитывается уже более полутора миллиарда мусульман…

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В первый период исламского благовестия обязательной являлась двукратная молитва в два ракяата, в утреннее и вечернее время. Позже к этому прибавилась ночная молитва Тахаджуд. После Ми‘раджа — Вознесения Пророка к Господу — обязательной стала пятикратная молитва. Ночная молитва Тахаджуд стала для мусульман дополнительной, но для самого Пророка она оставалась обязательной.

[2] Ал-Лат и аль-‘Узза — одни из главных богов арабского языческого пантеона.

[3] Отец Пророка ‘Абдулла был родным братом Абу Талиба.


источники:

http://medinaschool.org/library/lichnosti/spodvizhniki-proroka/usman-ibn-affan

http://umma.ru/pervye-spodvizhniki-proroka-muhammada/