Абдрашитов Вадим Юсупович биография

Вадим Абдрашитов

фотографии >>

биография

Абдрашитов Вадим Юсупович

Вадим Йосыф улы Габдерәшитов

Родился 19 января 1945 года в Харькове.
Кинорежиссер.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (16.04.1987).
Народный артист России (26.08.1992).

В 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961-1964 — в Московском физико-техническом институте, в 1967 году окончил Московский химико-технологический институт. В 1967-1970 годах работал инженером. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1974, мастерская М. Ромма и Л. Кулиджанова). С 1974 года — режиссер киностудии «Мосфильм». Педагог ВГИКа (руководитель мастерской режиссуры игрового фильма).

Учеба во ВГИКе у Абдарашитова пришлась на 1970-1974 годы. Всего лишь год до смерти мастера, он учился у М. И. Ромма. Первая студенческая работа Абдрашитова, немой, шестиминутный, документальный этюд «Репортаж с асфальта» удостоился высокой оценки Ромма, который включил его в свой фильм «Мир сегодня». В этой миниатюре город, рассмотренный и запечатленный скрытой камерой, представляется моделью жизни; каток социума противостоит человеческой индивидуальности. Эта зарисовка содержит зерна многих ведущих тем и проблем, предзвучие интонаций, почерк режиссуры Вадима Абдрашитова.

Ранее режиссер снимал кино только по сценариям Александра Миндадзе. Преимущество долгого и постоянного союза — полнота взаимопонимания и взаимодействия. Работали они, сдваивая усилия в поиске новой драматургии фильма. Приверженность Миндадзе — Абдрашитова к современности в искусстве абсолютно не конъюнктурна. Время их собственной жизни становится временем их фильмов, не только успевающих за быстротекущими социальными процессами, но способных их предсказывать. Фильм «Остановился поезд» (1982) в своем нравственно-публицистическом пространстве сфокусировал энергию критического самопознания общества.

«Охота на лис», снятый двумя годами раньше, стал одним из самых противоречивых фильмов режиссера одновременно. По материалу, типу героя, фактуре жизни — он насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической— тотально антисоветский. Полное недоверие господствующей идеологии и мифологии и полное доверие самой реальности. Демифологизация ими не постулировалась, не заявлялась публично, но работала как безотказный эстетический механизм. И в этом смысле было важно все: предпочтение, отдаваемое подлинным интерьерам перед декорацией; выезд на съемки в провинцию, ближе к обыденной, среднеарифметической советской действительности; интерес к обычным людям в необычной ситуации.

У Абдрашитова особый слух на жизненные реалии и на то, как в них пробиваются иррациональные начала и концы. Уже в фильмах «Охота на лис» и «Остановился поезд» ощущалось некое иное измерение реальности. В фильме «Парад планет» иррациональное сгущается в фантастическое. Герои, оставаясь такими живыми, социально конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов. Этот фильм открыл новый этап в творчестве Абдрашитова, который составили три фильма: «Парад планет», «Плюмбум», «Слуга».

Герои этих фильмов — социальные типы и даже социальные силы, персонифицированные в нечеловеческих, адских фигурах. Роман Чутко обычный советский школьник, но он же Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма — «Плюмбум, или опасная игра» — задавало двойственность восприятия. В «Слуге» реальное полностью растворялось в фантасмогорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин и Слуга, может быть бывшие секретарь обкома и его персональный шофер. Не их прошлое, а вечное интересует авторов.

Высокие точки наблюдения за происходящим, за людьми в кадре, впервые появившись в «Параде планет», доминируют в «Слуге». Социальное превращающееся в инфернальное есть признак распада и конца. На эпоху краха, погружения в историю шестой части мира под названием СССР, пришлась работа над фильмом «Армавир». Самой дорогостоящей и впечатляющей сценой картины стало крушение корабля, стремительно ушедшего на дно. «Армавир» был первым двухсерийным, непривычно долго снимавшимся фильмом Абдрашитова. Когда он дошел до экрана, в 1992 году в зрительном зале сидели люди, пережившие крушение страны. К ним был обращен мучительно добытый итог «Армавира»: спасение в памяти людей.

Следующий фильм «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 году. Это странная история встречи осужденного и его судьи. Ныне первый — преуспевающий бизнесмен, новый хозяин жизни; второй — потерял прежнюю работу и положение в обществе, работает проводником поезда. Происходит обмен социальными ролями и бывшая жертва берет на себя обязанности палача. Но в конце концов план мести проваливается: каждый шаг по его осуществлению палача делает все более грешным и несчастным, а жертву — более счастливой. Авторами фильма выхвачено из массового подсознания, экранизированно настроение дня — жажда мести прошлому и настоящему, всем и всему. Суицидный пир, который устраивает себе отчаявшийся палач — сцена-метафора, сцена-приговор мести себе, как системе отношений к жизни, к окружающим людям.

Эти два фильма 1990-х годов относятся к переходному периоду, к кризисному состоянию Абдрашитова. Несмотря на невероятные производственные сложности, в конце 1997 года выходит фильм «Время танцора». И ключевое слово в названии, как пароль, собирающий своих, как доказательство того, что они спасительно «впали» в наше новое, в свое время.
Почётный член РАХ.
Действительный член Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России, член жюри премии «Триумф». Председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм, профессор ВГИКа, руководитель творческой мастерской; председатель жюри V МКФ «Послание к Человеку» (1995), преподаватель ВКСР.

Вадим Абдрашитов — биография, новости, личная жизнь

Вадим Абдрашитов

Возраст: 77

Вадим Юсупович Абдрашитов (тат: Вадим Йосыф улы Габдерәшитов / Vadim Yosıf uğlı Ğabderəşitov). Родился 19 января 1945 года в Харькове. Советский и российский кинорежиссер, продюсер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Народный артист Российской Федерации (1992).

Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове.

По национальности татарин.

Отец — Юсуп Абдрашитов, военный офицер.

В юности о режиссерской профессии не задумывался. После окончания школы в 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта. Далее поступил в МФТИ, который окончил в 1964 году.

Учился на кафедре кибернетики химико-технологических процессов Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева.

В 1967-1970 годах работал на Московском электровакуумном заводе, был начальником большого цеха.

В 25 лет решил пойти учиться во ВГИК, бросив ответственную должность на заводе. «Мне казалось, что я буду во ВГИКе самым старым дядькой, а оказался средним по возрасту», — вспоминал он.

В 1970 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Это была последняя мастерская, которую Ромм набрал во ВГИКе. Уже самая первая студенческая работа Абдрашитова — немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта» — удостоилась высокой оценки Ромма. Через полтора года Ромма не стало. Далее Вадим Абдрашитов продолжил обучение на курсе у Льва Кулиджанова, окончил вуз в 1974 году.

Защитил свою дипломную работу, сняв сатирическую комедию «Остановите Потапова!» по рассказу Григория Горина.

С 1974 года — режиссер киностудии «Мосфильм», куда его пригласил Юлий Райзман, который являлся руководителем творческого объединения «Товарищ». Там он встретился с Александром Миндадзе, с которым впоследствии создал 11 фильмов.

Вадим Абдрашитов в молодости

В 1976 году представил судебную драму «Слово для защиты», в которой главные роли исполнили Галина Яцкина, Марина Неёлова, Олег Янковский и Станислав Любшин.

В 1980-м вышла лента «Охота на лис». Экзистенциальная драма на основе эпизода из жизни советского рабочего конца 1970-х — начала 1980-х годов. Главный герой этой драмы (Владимир Гостюхин) увлекается интересным и редким видом радиоспорта с одноимённым названием «охота на лис».

Производственная драма 1982 года «Остановился поезд» по сценарию Александра Миндадзе рассказывает о том, как в результате аварии пассажирского поезда гибнет машинист. Приехавший для расследований обстоятельств случившегося следователь убеждается в том, что этот случай — закономерность в цепи служебной недобросовестности на всех уровнях организационной структуры железнодорожного управления. В этой картине последняя роль на экране сыграл Анатолий Солоницын.

Интересной работой стал фильм-притча «Парад планет» — почти фантастическая история по сценарию Александра Миндадзе. Герои — сорокалетние мужчины — отправляются в некое путешествие по собственной жизни через прошедшую молодость и будущую старость.

Большой популярностью у зрителей пользовалась драма 1986 года «Плюмбум, или Опасная игра». По сюжету эгоцентричный пятнадцатилетний подросток Руслан Чутко (роль сыграл Антон Андросов) жаждет «творить добро» и помогать милиции в выявлении правонарушений под псевдонимом Плюмбум (от лат. plumbum — свинец). Плюмбум решает в отдельно взятом провинциальном городе искоренить зло, но берётся за это с по-юношески максималистским рвением.

В момент развала СССР в 1991 году режиссер представил фильм «Армавир». Далее в 1995-м вышла его картина «Пьеса для пассажира» — история встречи осужденного и его судьи (ныне первый — преуспевающий бизнесмен, новый хозяин жизни; второй — потерял прежнюю работу и положение в обществе, работает проводником поезда).

В конце 1997 года выходит фильм Вадима Абдрашитова «Время танцора». По сюжету закончилась гражданская война на окраине империи, герои пытаются войти в мирную жизнь. Но война не хочет уходить из их жизни — слишком много судеб переломано в этой «маленькой» войне, как победителей, так и проигравших.

В 2003 году вышла драма «Магнитные бури» по сценарию Александра Миндадзе, в которой главные роли сыграли Максим Аверин и Виктория Толстоганова. Картина рассказывает об испытании чувств и любовном треугольнике. Забастовки и рабочие волнения на родном заводе захватывают главного героя и приводят к разлуке с женой. Каждая вылазка на заводские баррикады оборачиватеся несчастьем, но ни уговоры, ни приезд из Москвы сестры жены, ни разлад с близким другом не останавливают его.

Работы Абдрашитова неизменно отличает сдержанный, внутренне напряжённый кинематографический язык. В центре работ режиссёра всегда находятся острые нравственные проблемы.

В 1986-1990 годах — секретарь правления Союза кинематографистов СССР, действительный член Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России. Член жюри премии «Триумф», Председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм.

С конца 1970-х преподает во ВГИКе, профессор, руководитель мастерской режиссуры игрового фильма. Среди его учеников — Петр Буслов («Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»), Алексей Мизгирёв («Дуэлянт», «Кулагин и партнёры»), Егор Анашкин («Каменская -6», «Идеальный брак», «Жизнь взаймы», «Деньги»).

«Если бы умел рисовать или петь, я вряд ли занимался бы кино: слишком велика зависимость от государства», — признавался режиссер.

«Съемки — это всегда выбор. Ты имел в голове какую-то идеальную картину с божественной музыкой, фантастическими оператором и актерами, бесконечным количеством денег. Но приезжаешь на площадку и понимаешь, что все работает против замысла, потому что все реально, а не идеально. В лучшем случае оптимально. Начинаешь думать, на какой компромисс пойти, а на какой нет. По сценарию, в массовке тысяча человек, а тебе приводят шестьсот. И ты соображаешь: отменить съемку или нет. В режиссерском сценарии написано: «Яркий солнечный день». А сегодня дождь. Можно эту сцену снять так, чтобы дождь работал на картину? И в жизни то же самое. Есть компромиссы, которые опрокидывают идею. А есть такие, с которыми считаешься, потому что это противодействие жизни», — говорил Вадим Абдрашитов.

Личная жизнь Вадима Абдрашитова:

Жена — Нателла Тоидзе, художник, действительный член РАХ, из известного рода художников, ее дед, Моисей Тоидзе, — ученик Репина, отец, Георгий Тоидзе, — известный скульптор и график.

Дочь — Нана (09.07.1980), окончила РАТИ-ГИТИС (мастерская С.Бархина) и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, специальность режиссёр игрового и неигрового кино (мастерская В.И.Хотиненко), художник-сценограф, режиссёр.

Сын — Олег, окончил МФТИ и Колумбийский университет, занимается разработкой и внедрением информационных технологий.

Вадим Абдрашитов и Нателла Тоидзе

«Когда дети росли, мы с женой делали все, чтобы представить им полную палитру жизни: общение с людьми, моими друзьями-физиками, художниками, писателями. На съемки дети приезжали. И в мастерской у Нателлы работали. Мы хотели, чтобы они сами сделали свой выбор», — говорил Вадим Абдрашитов.

Нана Абдрашитова — дочь Вадима Абдрашитова

Фильмография Вадима Абдрашитова:

1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный) (нет в титрах)
1986 — Плюмбум, или Опасная игра — эпизод (нет в титрах)
1995 — Чтобы помнили. Анатолий Солоницын (документальный)
1997 — Долголетие (документальный)
2000 — Чтобы помнили. Игорь Нефёдов (документальный)
2000 — Чтобы помнили. Олег Борисов (документальный)
2006 — Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя — эпизод
2006 — Борис Барнет. Легенда о режиссере (документальный)
2008 — Кино на двоих (документальный)
2009 — Олег Янковский. В главной роли (документальный)
2009 — Ирина Муравьёва. Самая обаятельная и привлекательная (документальный)
2009 — Александр Филиппенко. Неугомонный (документальный)
2010 — Документальная камера. 2 Михаила + 2 Тито (документальный)
2011 — История киноначальников, или Строители и перестройщики (документальный)
2011 — Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
2013 — Сергей Гармаш. Мужчина с прошлым (документальный)
2014 — Янковский (документальный)
2017 — Артемьев (документальный)

Режиссерские работы Вадима Абдрашитова:

1973 — Остановите Потапова! (короткометражный)
1976 — Слово для защиты
1978 — Поворот
1980 — Охота на лис
1982 — Остановился поезд
1984 — Парад планет
1986 — Плюмбум, или Опасная игра
1988 — Слуга
1991 — Армавир
1995 — Пьеса для пассажира
1997 — Время танцора
2003 — Магнитные бури

Продюсерские работы Вадима Абдрашитова:

2018 — Семь пар нечистых

Награды и звания Вадима Абдрашитова:

— Приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (1975), Главный приз кинофестиваля ВГИКа — за фильм «Остановите Потапова!» (1973);
— Лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премия Ленинского Комсомола (1979) — за фильм «Слово для защиты» (1976);
— Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за фильм «Остановился поезд» (1982);
— Главный приз кинофестиваля в Авеллино и специальный приз фестиваля в Сан-Ремо (1984) — за фильм «Парад планет»;
— Золотая медаль Венецианского кинофестиваля (1987) — за фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986);
— Государственная премия СССР (1991), премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля 1989 года — за фильм «Слуга» (1988);
— Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира»;
— Приз за лучшую режиссуру на I-ом международном кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке за фильм «Магнитные бури» (2003);
— Приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок» (2003);
— Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» — за фильм «Магнитные бури» (2004);
— Премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» — за фильм «Магнитные бури» (2004);
— Почётный член РАХ;
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987);
— Народный артист Российской Федерации (1992);
— Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года;
— Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры за художественный фильм «Магнитные бури»;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006);
— Приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» на кинофестивале «Кинотавр» (2015);
— Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения (2012);
— Специальный приз Совета Академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего (2013)

Вадим Абдрашитов: фильмография, биография, фото

Вадим Абдрашитов – российский режиссер, чьи фильмы пронзительно и ярко рассказывают о людях, их судьбах, причудливо сложенных Временем и ним же сломанных. В талантливых работах Абдрашитова зритель узнает себя, жизнь свою и знакомых, с ее нравственными, серьезными проблемами, протекающими на фоне сложных драматических процессов в стране, где человек становится песчинкой в круговороте бури, сметающей все на своем пути.

Вадим Абдрашитов: биография

Абдрашитов Вадим Юсупович родился в Харькове 19 января 1945 года в семье военнослужащего Юсупа Шакировича, воевавшего в Великую Отечественную на Белорусском фронте и участвовавшего в восстановлении разрушенного хозяйства Западной Украины. Мама Галина Николаевна работала инженером-химиком.

Сын офицера, Вадим вместе с родителями кочевал по всей стране: Камчатка, Сахалин, Владивосток, Ленинград, Барабинск (куда Юсуп Шакирович был назначен военным комендантом железнодорожного узла). Пребывание именно в Барабинске негативно отразилось на здоровье Вадима: мальчик тяжело заболел, и врачи настоятельно рекомендовали смену климата. От безысходности отец решился написать письмо министру обороны Малиновскому Р. Я. с описанием тяжелой семейной ситуации и просьбой о переводе на юг. Просьбу к всеобщему удивлению удовлетворили, что в семье Абдрашитовых было воспринято как огромное чудо. В 1956 году Юсуп Шакирович был переведен в Алма-Ату.

В поисках своего пути

В алма-атинской школе учеба мальчику давалась легко. В седьмом классе его сильно заинтересовала химия. Вадим за год изучил по этому предмету весь школьный курс. Юноша много читал и увлекался практически всем подряд: от физико-математических кружков до театральных студий. Именно с этими направлениями на определенном временном этапе Вадим свяжет свою жизнь.

1961 год. Физика и космос, толчком к изучению которых станет полет Юрия Гагарина в открытое пространство, перевернувший сознание многих советских граждан, в том числе и Вадима Абдрашитова. Юноша сдал экстерном экзамены за среднюю школу и переехал в столицу, искать себя в плотно заинтересовавшем его направлении. Став студентом знаменитого Физтеха в Долгопрудном, Вадим имел счастье учиться у таких великих ученых как Н. Н. Семенов, Л. Б. Кудрявцев, И. Е. Тамм. Младший брат Игорь также пошел по стопам Вадима и посвятил свою короткую жизнь ядерной физике; в 34-летнем возрасте он умер от облучения.

Мир сквозь стекло объектива

Проведенное в Физтехе время совпало с годами «оттепели»: Вадим с друзьями много пели, читали. Период голоса Высоцкого, песен Окуджавы и Визбора, стихов Вознесенского и Евтушенко, рождения КВН требовал поиска своего «я» и максимальной самореализации. Телевидение – то неизведанное и манящее, в чем мечтал себя проявить Абдрашитов, которого словно сама жизнь направляла в мир киноиндустрии. Подаренный в детстве двоюродным братом фотоаппарат «Комсомолец» увлек мальчишку в мир фотографии, лиц, знакомства с внешним миром через объектив. В далекие годы, будучи еще совсем юным, Вадим вместе с Игорем – младшим братом, выпиливал лобзиком фигурки сказочных персонажей, сооружал декорации, снимал на обратимую пленку диафильмы и показывал их по вечерам в подъезде – импровизированном кинотеатре, куда сбегались ребятишки со всего двора. Потом была театральная студия при Алма-Атинском ТЮЗе, которую будущий режиссер посещал на протяжении нескольких лет. Именно здесь получили старт в большое кино Владимир Толоконников, сыгравший роль Шарикова в кинофильме «Собачье сердце», и народный артист Александр Филиппенко.

Что вынудило профессионального и успешного физика посвятить свою жизнь кино? На этот часто задаваемый вопрос Вадим Юсупович всегда говорит, что о будущем кинорежиссера знал всегда. Ведь все к этому вело: проба пера, просмотр многочисленных кинофильмов, увлечение фотографией, работа в институтской многотиражке. Знакомство с Розовским Марком Григорьевичем, встречи с Герасимовым С. А., Хачатуряном А. И., Роммом М. И. – казалось, жизнь сама направляла Вадима в мир киноиндустрии. Молодой человек стал усердно готовиться к поступлению во ВГИК.

После окончания Физтеха Вадим Абдрашитов (фото советского периода) перевелся в МХТИ, окончил его в 1967 году и, как выпускник данного заведения, отрабатывал полученное образование на заводе по производству цветных кинескопов. Карьеру на этом предприятии Абдрашитов закончил начальником цеха.

Учеба во ВГИКе

В 1970 году Вадим наконец-то поступил во ВГИК, в мастерскую М.И.Ромма – крупного художника, великого режиссера, человека, имевшего огромный багаж энциклопедических знаний. Ромма Михаила Ильича не стало, когда Абдрашитов находился на втором курсе; до диплома студентов доводил Л.А.Кулиджанов.

Первая киноработа, высоко оцененная М.Роммом, – «Репортаж с асфальта» — шестиминутный немой документальный этюд, снятый во время учебы на первом курсе, запечатлевший целый мир с его моделью жизни и системой, и отмеченный многими наградами студенческих кинофестивалей.

На третьем курсе Вадим Абдрашитов, фильмография которого насчитывает не один десяток успешных картин, снял курсовую работу по произведению Г.Горина «Остановите Потапова!», ставшую сенсацией для ВГИКа, дипломной работой талантливого студента и путевкой в мир телевидения, а именно на «Мосфильм», в студию под руководством корифея отечественного кино Ю.Я.Райзмана. Рядом с ним Абдрашитову довелось работать около двух десятков лет. И за эти годы Вадим Юсупович сумел впитать все лучшее, что было в творчестве учителей, с которыми его свела жизнь, а также выработать собственные принципы видения искусства и реализации в нем. После смерти Ю. А. Райзмана Вадим Абдрашитов стал художественным руководителем студии «АРК-фильм» киноконцерна «Мосфильм».

Творческий союз с Александром Миндадзе

В 1975 году, находясь в поисках подходящего сценария для своего кинофильма, Вадим Абдрашитов познакомился с молодым и на тот момент еще неизвестным драматургом Александром Миндадзе. Это знакомство переросло в полный понимания и взаимодействия длительный творческий союз двух близких по мироощущению и душе людей. С Александром Миндадзе за три десятка лет было снято 11 фильмов, среди которых «Плюмбум, или Опасная игра», «Магнитные бури», «Слуга», «Армавир», «Слово для защиты» — первая киноработа, судебная драма, сразу же оказавшаяся под пристальным вниманием критиков и зрителей. Пронзительная история двух женских судеб, узнаваемая в реалиях времени, была просмотрена 35 миллионами человек, и никого из них не оставила равнодушным. В кинофильме, создатели которого были награждены премией Ленинского комсомола, блистали молодые на тот момент О. Янковский, М. Неелова, С. Любшин.

Киноработы Абдрашитова

Герои фильмов Абдрашитова – простые люди, живущие в небольших провинциальных городках, работающие в шахтах, железнодорожных депо, на фабриках и заводах. Все они тонко чувствуют стремительное течение времени, вовлекающее их в свой немыслимый, часто непредсказуемый круговорот, а режиссер рассказывает об очень сложной жизни этих простых людей.

В 1980 году на экраны вышла картина «Охота на лис», высказывающая полное недоверие господствующей идеологии и полное доверие присутствующей реальности. Фильм стал событием в отечественном кино: так правдиво-болезненно о человеке рабочем, как Вадим Абдрашитов, еще никто не рассказывал.

В картинах Абдрашитова на поверхность подняты глубинные проблемы жизни граждан, смело поставлены вопросы, волнующие каждого человека, но часто скрываемые глубоко внутри. В фильме «Остановился поезд» честно и угрюмо предсказана катастрофа: остановился не только поезд. Показана вся изношенность инфраструктуры советской системы и всех ее составляющих.

Высокие точки наблюдения за людьми в кадре и происходящем в целом показаны в «Параде планет» и «Слуге», где социальное превращается в инфернальное, что есть признаком распада и конца. «Слуга» — картина, рассказывающая о рабстве: духовном и внутреннем, и власти, создающей это рабство. Партийный босс и его личный шофер, внезапно превратившийся в дирижера большого хора. Материалом для кинокартины стал не абстрактный материал, а предельно узнаваемые реалии. Дуэт Слуги и Хозяина под руководством режиссера стал каноническим. Актерам Ю. Беляеву и О. Борисову удалось выразительно ярко показать неоднозначную, сложную зависимость глубинных категорий человеческого бытия – рабства и свободы. Вадим Абдрашитов – режиссер, создавший картину творческую и граждански смелую, которая была отмечена Государственной премией СССР.

В кинокартине «Плюмбум, или Опасная игра» рассказывается о проблеме власти, попавшей к человеку, не готовому к этому ни душевно, ни духовно. История мальчика со странным прозвищем Плюмбум, не чувствующего боли, которому одновременно 15 и 40 лет, превратилась в притчу, ставшую известной далеко за пределами СССР.

Вадим Абдрашитов: семья

В семейной жизни режиссер также состоялся. Прекрасный муж и заботливый отец – это Вадим Абдрашитов. Жена – художница Нателла Тоидзе – представительница знаменитой творческой династии, награжденная Золотой медалью Российской академии художеств. Дедушка Нателлы был учеником самого И. Репина.


источники:

http://stuki-druki.com/authors/Abdrashitov-Vadim.php

http://fb.ru/article/222372/vadim-abdrashitov-filmografiya-biografiya-foto