А З Зак биография

Зак Анатолий Залманович

Биография

Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук (1999), профессор (2003). Работает в психологическом институте с 1973 года.

Лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992 — 1994 г.г.).

Победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в период 1993 — 1997 г.г.

Научные интересы:

  1. Развитие мышления детей в онтогенезе (5 — 18 лет).
  2. Диагностика мышления дошкольников и школьников 1 — 11 классов.
  3. Условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1 — 6 классов.

Научно-исследовательская деятельность

На основе значительного числа экспериментальных исследований, выполненных с помо-щью оригинальных методик, разработана концепция развития теоретического мышления (в отличие от эмпирического) у детей 6 — 17 лет, характеризующая этапы его формирования в период обучения в школе (1 — 11 классы):

  1. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  2. Rozwoj myslenia teoretycznego dzieci w mladzym wieku szkolnym». Варшава,1989.
  3. Различия в мышлении детей. М., 1992.
  4. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М., 2000.
  5. Мышление младшего школьника. Спб., 2004.
  6. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. М. — Обнинск: ИГ – СО-ЦИН, 2010.
  7. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. №2.
  8. Проблемы психологического изучения рефлексии //Исследования речемыслительной дея-тельности и рефлексии (тематический сборник). Алма-Ата, 1979.
  9. О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психоло-гии. 1981. №5.
  10. Типология динамики мыслительного процесса // Вопросы психологии. 1986. №5.

При использовании разнообразных исследовательских методик (разработанных автором) сформулированы представления о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте:

  1. Характеристика авторского мышления у младших школьников // «Вопросы психологии». 1988. №2. – С.67 – 75.
  2. Развитие авторского мышления у детей. М., 1994.
  3. Авторское мышление / Мышление младшего школьника. Спб., 2004. – С. 241 – 313.
  4. Особенности развития авторского (творческого) мышления у младших школьников при обу-чении в разных образовательных средах // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва — Обнинск, 2007. – С.85 – 140.

Разработана система методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников (1 — 11 классы).

  1. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982.
  2. Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  3. Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига.: Эксперимент, 1992.
  4. Диагностика мышления детей 6 — 10 лет. М.: Фолиум, 1993.
  5. Диагностика видов мышления у младших школьников. М.: Международный образователь-ный и психологический колледж, 1995.
  6. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007.
  7. Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологиче-ская наука и образование. 1997, №2. – С.49 – 57.
  8. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рис-ков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2.- С. 71- 80.

Значительная часть методик нашла применение в научно-исследовательской работе психологов и педагогов, в частности в кандидатских диссертациях по психологии (42 исследования) и педагогике (8 исследований), в докторских диссертациях по психологии (5 исследований) и педагогике (3 исследования).

Ряд методик нашли применение в практической деятельности психологов и педагогов многочисленных образовательных учреждений разного уровня (вузы, школы, детские сады) в России и за рубежом (Болгария, Голландия, Италия).

В последние годы разработана компьютерная версия методики для диагностики когнитивных метапредметных компетенций у школьников.

Создан систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошколь-ников и учеников 1 — 6 классов в целях проведения регулярных развивающих занятий, — по 32 занятия в год, на материале 24 видов поисковых задач неучебного содержания.

  1. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 — 4 классов. М.: Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
  2. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч.1 и 2. М., 2004, 2006.
  3. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  4. Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  5. Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  6. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  7. Интеллектика 5 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  8. Интеллектика 6 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.

Материалы систематического курса «Интеллектика» нашли применение в работе 106 школ разного типа, расположенных в 15 сельских поселениях и 74 городах разных регионов России.

Наряду с этим разработан ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1 — 9 классов:

  1. Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). Москва.: Российский открытый университет,1991.
  2. Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  3. Методы развития интеллекта ребенка. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993.
  4. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс, 1994.
  5. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  6. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  7. Проверка и развитие логического мышления детей 6 — 15 лет («Учимся мыслить, стараясь рассуждать»). М.: Фолиум, 1996.
  8. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет. М.: Новая школа, 1996.
  9. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа, 1996.
  10. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Новая школа, 1996.
  11. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия раз-вития, 1998.
  12. Как развивать логическое мышление у детей. М.: Аркти, 2001, 2003.
  13. 500 занимательных логических задач для школьников. М.: Юнвес, 2002.
  14. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М.: Аркти, 2003.
  15. Учимся мыслить логично. М.: Аркти, 2003.
  16. Развитие умственных действий у детей 6 — 7 лет. М., «Илекса», 2004.

А З Зак биография

ВЕБИНАР: Индивидуальная психология Альфреда Адлера: работа с ограничивающими подсознательными убеждениями клиента

Экзистенциальный смысл искусства: авторская техника глубинного восприятия художественного произведения

ВЕБИНАР: Конфликт между супругами. Развод или счастливая семья?

Скоро

XXVI Международная научная конференция молодых учёных «Психология XXI века. Психология в непредсказуемом мире: условия и возможности»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

VII Международная научно-практическая конференция «Социальная психология: вопросы теории и практики»

Всероссийский научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология»

XVII ежегодная ставропольская психоаналитическая конференция «Жадность»

III Международная научно-практическая конференция «Личность в системах управления»

Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинская психология в здравоохранении»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Гендерные аспекты психического здоровья»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

VIII научно-практическая конференция «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Международная научно-практическая конференция «Психиатрия и аддиктология в XXI веке: новые задачи и пути решения»

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Доктор психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста», в 1999 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие теоретического мышления у младших школьников».

С 1973 г. работает в Психологическом институте РАО (ранее — НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР).

Преподавал на кафедре педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Основные научные интересы:

  • развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).
  • диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.
  • условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов

На основе значительного числа экспериментальных исследований, выполненных с помощью оригинальных методик, разработал концепцию развития теоретического мышления (в отличие от эмпирического) у детей 6-17 лет, характеризующую этапы его формирования в период обучения в школе (1-11 классы). Сформулировал положения о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте.

Разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников и компьютерную версию методики для диагностики когнитивных метапредметных компетенций у школьников.

Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов (курсы по 32 занятия в год, на материале 24 видов поисковых задач неучебного содержания) и ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов.

Основные публикации:

  • Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  • Rozwoj myslenia teoretycznego dzieci w mladzym wieku szkolnym». Варшава,1989.
  • Различия в мышлении детей. М., 1992.
  • Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М., 2000.
  • Мышление младшего школьника. Спб., 2004.
  • Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. М. — Обнинск: ИГ СОЦИН, 2010.
  • Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. №2.
  • Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследования речемыслительной деятельности и рефлексии (тематический сборник). Алма-Ата, 1979.
  • О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. №5.
  • Типология динамики мыслительного процесса // Вопросы психологии. 1986. №5.
  • Характеристика авторского мышления у младших школьников // Вопросы психологии. 1988. №2. – С.67 – 75.
  • Развитие авторского мышления у детей. М., 1994.
  • Авторское мышление / Мышление младшего школьника. СПб, 2004. С. 241-313.
  • Особенности развития авторского (творческого) мышления у младших школьников при обучении в разных образовательных средах // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва — Обнинск, 2007. С. 85-140.
  • Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982.
  • Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  • Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига.: Эксперимент, 1992.
  • Диагностика мышления детей 6-10 лет. М.: Фолиум, 1993.
  • Диагностика видов мышления у младших школьников. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.
  • Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007.
  • Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997, №2. С.49 – 57.
  • Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2. С. 71-80.
  • Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. М.: Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
  • Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч.1 и 2. М., 2004, 2006.
  • Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 5 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  • Интеллектика 6 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  • Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). М.: Российский открытый университет,1991.
  • Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  • Методы развития интеллекта ребенка. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс, 1994.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  • Проверка и развитие логического мышления детей 6 — 15 лет («Учимся мыслить, стараясь рассуждать»). М.: Фолиум, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия раз-вития, 1998.
  • Как развивать логическое мышление у детей. М.: Аркти, 2001, 2003.
  • 500 занимательных логических задач для школьников. М.: Юнвес, 2002.
  • Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М.: Аркти, 2003.
  • Учимся мыслить логично. М.: Аркти, 2003.
  • Развитие умственных действий у детей 6-7 лет. М.: Илекса, 2004.

Награды:

  • победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в 1993-1997 гг.
  • лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992-1994 гг.)
  • медаль имени В.В. Давыдова РАО (2021)

Анатолий Зак — об авторе

Информация

Пока нет данных.

Биография

Зак Анатолий Залманович.

Ученая степень: доктор психологических наук.

Место работы: старший научный сотрудник ПИ РАО, профессор кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Библиография

1982 Как определить уровень развития мышления школьника
1996 Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет
1996 Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет
1996 Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет
1999 Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет
1999 Считаем и соображаем
1999 Читаем и соображаем
2002 Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет
2002 500 занимательных логических задач для школьников
2003 Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет
2004 Развитие умственных действий у детей…

1982 Как определить уровень развития мышления школьника
1996 Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет
1996 Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет
1996 Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет
1999 Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет
1999 Считаем и соображаем
1999 Читаем и соображаем
2002 Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет
2002 500 занимательных логических задач для школьников
2003 Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет
2004 Развитие умственных действий у детей 6-7 лет
2007 Диагностика различий в мышлении младших школьников
2011 Музыкальное воспитание ребенка // соавтор — Мадорский Л.Р.


источники:

http://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/84437/

http://www.livelib.ru/author/312122-anatolij-zak