А Я Гуревич биография

Историк Гуревич Арон Яковлевич: биография, открытия и интересные факты

Арон Яковлевич Гуревич – знаменитый историк-медиевист, с работами которого связано обновление исторической области ХХ века, отец российской антропологии, автор более полутысячи трудов, которые были переведены на множество иностранных языков. Этот деятель являлся иностранным участником американской ассоциации медиевистов, Норвежского королевского союза, Нидерландской и Берлинской академий, Европейского института. Кроме всего прочего, великий историк был членом Королевского общества Англии, выдающимся доктором Познанского и Лундского университетов, лауреатом многочисленных премий как в России, так и за рубежом. Еще при жизни разнообразные исследования деятеля в области истории получили всемирное признание.

Биография

Арон Яковлевич Гуревич родился 12 мая 1924 года в российской столице. Выходец из семьи военнослужащего. Мальчик очень рано потерял отца, а его мать скончалась в 1943 году. Окончив школу с отличием, в 1942 году поступил на историческое отделение государственного университета в столице. До 1944 года трудился на военном заводе, поскольку парень был признан негодным к службе. Параллельно с этим он продолжал свое образование. Так, в 1950 году гениальный историк окончил аспирантуру соответствующего института. Его наставником был известный академик Косминский. Кроме того, Арон учился у профессора Неусыхина.

Начало карьеры

Деятельность Гуревича была чрезвычайно обширной. На протяжении нескольких лет Арон Яковлевич работал над тремя томами «Ученых записок КПИ». Через 2 года после этого перевелся в Институт Философии, где был старшим научным сотрудником. В 1969 году трудился в советском университете всеобщей истории. Здесь он работал до конца своих дней, параллельно занимаясь издательской деятельностью. В 1987 году Арон Яковлевич Гуревич стал руководителем центра культурной и исторической антропологии ИВИ. Вскоре также занял пост главного редактора ежегодника «Одиссей», который издавался от имени центра.

Работа по специальности

В 1989 году Гуревич стал профессором кафедры истории на философском отделении МГУ. В этот же период заслуженный преподаватель начал читать лекции в Англии, Швеции, Италии, Норвегии, Франции, США, Дании, Германии и других странах. В 1992 году историк стал старшим научным сотрудником института имени Мелетинского. В категории средневековой культуры Арон Яковлевич Гуревич написал множество учебной литературы для университетов. Помимо этого, перу этого деятеля принадлежит несколько статей для коллективной монографии под названием «История крестьянства в Европе». А мемуары Гуревича Арона Яковлевича «История историка» принесли ему всеобщее признание и популярность в университетских кругах.

В 1993 году профессор практически полностью ослеп, но он не прекратил свою деятельность. Даже последние годы жизни Гуревича Арона Яковлевича были чрезвычайно плодотворными.

В 1945 году историк женился, через несколько лет у пары родилась дочь, которая в будущем пошла по стопам великого отца и стала ученым-филологом, специализирующимся на скандинавском языке.

5 августа 2006 года Арон Яковлевич умер, был похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Деятельность историка

Научный интерес для ученого представляла область истории средневековой Европы, Скандинавии, культура народов, населяющих эти местности, антропология. Его точка зрения в середине ХХ века регулярно критиковалась, так как он ставил под сомнение множество взглядов Энгельса и Маркса и имел собственное мнение по поводу зарождения европейского феодализма. Гуревича обвиняли в том, что он использует структуралистские методы. Именно за счет упорства, целеустремленности и веры в собственное учение профессора в его жизни возникало множество проблем. К примеру, в 1968 году профессор был уволен из Института философии из-за издательства нескольких ревизионистских статей.

Арон Яковлевич Гуревич по праву считается отцом историко-антропологического научного направления. Его наследие для современных медиевистов попросту неоценимо. Значение работ заслуженного профессора вышло за пределы медиевистики. Избранные труды Гуревича Арона Яковлевича оказали огромное влияние на всю советскую историческую науку, а также на смежные области: культурологию, антропологию, философию.

Достижения ученого

Арон Гуревич был лауреатом многих почетных номинаций, его имя связывают с рядом выдающихся изданий и научных работ, получивших мировую известность. Профессор состоял в бюро Научного союза по мировой истории, являлся членом редакционной коллегии международных изданий, а также участником Академии гуманитарных исследований. Гуревич – автор многочисленных параграфов учебника по истории для педагогических университетов, который также издавался на португальском, английском и французском языке. Кроме всего прочего, он написал множество глав в обучающей литературе для исторического отделения МГУ. В 1990 году Арон Яковлевич стал соавтором школьного учебника по средневековой истории.

За ряд исследований в области западноевропейской истории в 1993 году Гуревич был награжден государственной премией России. Помимо этого, за написанную ученым монографию «Исторический синтез» в 1997 году получил премию имени Кареева.

Вклад в науку

За всю свою жизнь профессор написал более 500 научных работ. Перечислить все книги Гуревича Арона Яковлевича попросту нереально, но самые известные среди них:

  • «Походы викингов»;
  • «Категории средневековой культуры»;
  • «История историка»;
  • «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе»;
  • «История – нескончаемый спор»;
  • «Словарь культуры»;
  • «Эдда»;
  • «Проблемы средневековой культуры».

И это лишь сотая часть всех трудов ученого. Кроме всего прочего, на счету Гуревича множество научных сборников, статей, параграфов в учебной литературе и диссертаций.

А Я Гуревич биография

Выдающийся историк-медиевист, с трудами которого связан процесс обновления исторического знания в ХХ в., основатель исторической антропологии в России, автор более 500 трудов, в том числе 14 книг, переведенных на десятки иностранных языков. Он был иностранным членом Американской академии медиевистов, Королевского Норвежского общества, Королевского общества Великобритании, Бельгийской и Нидерландской Королевских академий, Европейской академии и др., почетным доктором Лундского и Познанского университетов, лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1993), премии им Н.И. Кареева (1997) и многих зарубежных премий. C 1950 по 1966 г. преподавал в Калининском педагогическом Институте (ныне Тверской государственный университет), в 1966 г. был принят в Институт философии РАН, а в 1968 г. уволен в связи с публикацией ряда «ревизионистских» работ. В 1969 г. он был принят в Институт всеобщей истории РАН, где проработал до конца жизни.

Начал как историк социально-экономического направления, изучая историю раннего Средневековья в семинаре А.И. Неусыхина в МГУ, а затем в аспирантуре Института всеобщей истории РАН, где под руководством Е.А. Косминского в 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную социальной истории Англии VII-XI вв. В целях углубленного анализа отношений собственности в Англии он обратился к истории более архаичных древнескандинавских социальных институтов.

Включив древнескандинавский и древнеанглийский субстрат в общую картину возникновения феодальных отношений, Г. создал новую концепцию происхождения феодализма, изложенную в книге «Проблемы генезиса феодализма» (1970). В ней он поставил под сомнение господствовавшее в советской историографии учение о феодальном способе производства и был обвинен в применении структуралистских методов.

С книгой о происхождении феодализма тесно связан другой его труд ― «Категории средневековой культуры» (1972), в котором Г. рассмотрел феномен средневековой культуры как предмет историко-антропологического познания. Книга имела огромный успех во всем мире и была переведена на 30 иностранных языков.

В дальнейшем Г. перешел от изучения общих категорий средневековой культуры к исследованию дохристианского культурного пласта, сделав предметом своего анализа целый комплекс мифологических представлений, фольклорных и магических традиций и ритуалов. В результате появилась книга «Проблемы средневековой народной культуры» (1981), за которой последовали монографии «Культура и общество средневековой Европы глазами современников: (Exempla XIII в.) (1989). «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» (1990) и др. Работы А. Я. Гуревича вызывали огромный интерес мировой научной общественности и переводились на многие языки, поскольку движение мысли историка совпало с новым направлением научного поиска. Развитие этого направления привело к возникновению в мире «новой исторической науки», одним из ярких представителей которой Гуревич, несомненно, был и достижения которой пропагандировал в своей стране в трудах по теории исторического знания.

Научные взгляды А. Я. Гуревича во многом определялись гражданской позицией ученого. Его труды имели огромный общественный резонанс, так как они оказались чрезвычайно важны для умственного освобождения отечественных гуманитариев ― и шире интеллигенции ― от влияния догматов и стереотипов. В годы перестройки ученый неоднократно выступал на страницах печати и играл важную роль в создании гражданского общества в нашей стране. В к. 80-х гг. А. Я. Гуревич получил возможность развивать созданное им научное направление, основав семинар по исторической антропологии и альманах «Одиссей. Человек в истории».

Гуревич, Арон Яковлевич

Арон Яковлевич Гуревич (12 мая 1924, Москва — 5 августа 2006, там же) — советский и российский историк-медиевист, культуролог. Доктор исторических наук (1962), профессор (1963). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993). Ещё при жизни его исследования получили мировое признание.

Биография

Родился в семье служащего, рано потерял отца, мать умерла в 1943 году.

В 1942 году с отличием окончил школу-десятилетку. Член ВЛКСМ с 1940 года, в школе и на заводе был комсоргом.

Будучи признанным негодным к строевой военной службе, был мобилизован на военный завод, где работал до 1944 года. Одновременно учился на заочном отделении исторического факультета МГУ, а на 3-м курсе поступил на стационар, выпускник кафедры истории средних веков (1946). Окончил аспирантуру Института истории АН СССР, где учился в 1947—1950 годах под руководством академика Е. А. Косминского. Также является учеником известного медиевиста профессора А. И. Неусыхина.

Летом 1950 года читал лекции по истории средних веков на заочном отделении Калужского педагогического института. В том же году получил назначение в Калининский пединститут (ныне Тверской государственный университет) на истфак: ассистент (1950—1953), старший преподаватель (1953—1957), доцент (1957—1963), профессор (1963—1966). В 1962—1964 годах — ответственный редактор трёх томов «Учёных записок Калининского педагогического института».

  • В 1966—1969 годах старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР.
  • С 1969 года работал в Институте всеобщей истории АН СССР, с 1987 года возглавлял центр исторической и культурной антропологии ИВИ РАН, c 1989 года — главный редактор издаваемого центром ежегодника «Одиссей. Человек в истории».
  • С 1989 года — профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ (также преподавал в МГУ на филологическом факультете в 1975—1977 годах).
  • С 1992 года — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. Один из авторов курса «История мировой культуры (средневековье)», автор курса «История Средних веков», спецкурса «Средневековая картина мира».
  • С 1992 года — заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ.

Читал лекции в университетах Италии, США, Германии, Дании (1989—1991), Норвегии, Швеции, Англии, Франции (1991—1992).

Действительный член Академии гуманитарных исследований (1995). Член-корреспондент Американской академии медиевистики (1989), иностранный член Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa университета Лунда (Швеция).

Член бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, член редколлегии журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо»), «Journal of Historical Society», «Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», член редколлегии серии «Памятники исторической мысли».

Кандидат исторических наук (1950), диссертация «Крестьянство юго-западной Англии в донормандский период». Доктор исторических наук (1962), диссертация «Очерки социальной истории Норвегии в IX—XII вв.».

Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для пединститутов (1964), изданного также на французском (1976) и португальском (1978) языках. Автор главы о Северной Европе в учебнике исторического факультета МГУ (1968, 1977, 1990, 1997, 2000, 2003 и 2005), а также ряда статей в коллективном труде «История крестьянства в Европе» (М., 1985—1986. Т. 1—3). В 1990-е годы — соавтор школьного учебника по истории Средних веков.

Опубликовал мемуары «История историка» (М., 2004).

Последние тринадцать лет жизни был слеп, но продолжал работать: коллеги и ученики читали ему, а он думал и диктовал. В последние годы поток его научных публикаций не иссякал.

Женат с 1945 года. Дочь Елена Ароновна Гуревич (05.01.1957—18.01.2018) — известный филолог-скандинавист.

Похоронен на Востряковском еврейском кладбище.

Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (1993, «за цикл исследований по истории западноевропейской средневековой культуры, опубликованный в 1981—1990 годах») и премии им. Н. И. Кареева РАН (1997, «за монографию «Исторический синтез и Школа „Анналов“»»).

Вклад в науку

Направления научных исследований — история средневековой европейской культуры; современная историография; теория культуры и методологии истории; история Скандинавии в Средние века; история скандинавской культуры, в том числе соотношение официальной (церковной) и народной культуры; проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа «Анналов» и её исторические методы.

Его статьи, составившие книгу «Проблемы генезиса феодализма», подверглись в 1969 году резкой критике со стороны министра просвещения РСФСР А. И. Данилова, после чего Гуревич был уволен из Института философии. Критика была связана с тем, что автор поставил под сомнение некоторые положения теорий Маркса и Энгельса — о том, что феодализм складывался в результате закабаления свободных крестьян магнатами, которые предварительно присваивали себе крестьянскую землю. По мнению Гуревича, в условиях слабости верховной власти свободные земледельцы в поисках защиты вместе со своей землей добровольно принимали патронат магнатов, меняли свободу на безопасность. С точки зрения Энгельса, в варварскую эпоху существовал «первобытный коммунизм», выражавшийся в коллективной собственности на землю. С точки зрения Гуревича, древние германцы были крестьянами, веками жившими на одном месте, не было никакой коллективной собственности на землю, а велось семейное хуторское хозяйство.

Дал следующую характеристику генезису феодализма:

В феодализме я склонен усматривать преимущественно, если не исключительно, западноевропейский феномен. На мой взгляд, он сложился в результате уникальной констелляции тенденций развития. Феодальный строй, как бы его ни истолковывать, представляет собой не какую-то фазу всемирно-исторического процесса, — он возник в силу сочетания специфических условий, порожденных столкновением варварского мира с миром позднеантичного средиземноморья. Этот конфликт, давший импульс синтезу германского и романского начал, в конечном итоге породил условия для выхода западноевропейской цивилизации на исходе средневековья за пределы традиционного общественного уклада, за те пределы, в которых оставались все другие цивилизации.

В последующих трудах рассматривал, в частности, культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии Страшного суда, популярное богословие. Полемизируя с тезисом М. М. Бахтина о карнавально-смеховой природе средневековой народной культуры, подчёркивал теснейшую связь в ней смеха и страха.

По сути дела, А. Я. Гуревич явился создателем историко-антропологического направления в российской науке. Значение его трудов выходит за рамки медиевистики. Он оказал большое влияние на всю современную историческую науку, а также другие гуманитарные дисциплины: антропологию, культурологию, философию.

Труды

Автор более 500 научных работ.

Диссертации

  • Крестьянство Юго-Западной Англии в донормандский период: Проблема образования класса феодальных крестьян в Уэссексе в VII — начале XII в.: Автореф. дисс. … к.и.н. — М., 1950. — 28 с.
  • Очерки социальной истории Норвегии в IX—XI вв.: Автореф. дисс. … д.и.н. — М., 1961. — 25 с.

Книги

  • Гуревич А. Я. Походы викингов. — М.: Наука, 1966. — 184 с. — (Научно-популярная серия). (опубликована на польском (1969) и эстонском (1975) языках).
  • Свободное крестьянство феодальной Норвегии. — М.: Наука, 1967. — 285 с.
  • Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе: Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1970. — 224 с. (опубликована на шведском (1979), итальянском (1982, 1990) языках).
  • История и сага. О произведении Снорри Стурлусона «Хеймскрингла». — М.: Наука, 1972. — 200 с.
  • Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. — 320 с.
    • Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / Рец.: чл.-кор. АН СССР Ю. Б. Виппер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1984. — 352 с. (опубликована также на румынском (1974), польском (1976), немецком (1978, 1980, 1982, 1983), чешском (1978), испанском (1983), французском (1983), английском (1985), литовском (1989), португальском (1990), японском (1990) языках).
  • Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры. — М.: Наука, 1977. — 337 с.
  • Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. — М.: Наука, 1979. — 192 с. — (Научно-популярная серия). — 70 000 экз.
  • Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М.: Искусство, 1981. — 360 с. (переведена на болгарский (1985), немецкий (1986), итальянский (1986), венгерский (1987), польский (1987), сербско-хорватский (1987) языки).
  • Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. — М.: Искусство, 1989. — 366 с.
  • Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990. — 396 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-210-00102-4.
  • Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Индрик, 1993. — 328 с. — (Научная библиотека студента). — ISBN 5-85759-003-5.
    • Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Университетская книга, Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 432 с. — (Российские Пропилеи). — 1000 экз. — ISBN 978-5-98712-151-1.
  • Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. Учебник для средней школы. — М.: Интерпракс, 1994. — 333 с.
  • Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. — 632 с. — (Summa culturologiae). (Рецензия)
  • Гуревич А. Я. История историка. — М.: РОССПЭН, 2004. — 288 с. — (Зерно вечности). — 1500 экз. (Рецензия)
  • Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005. — 422 с.

переизд.: Индивид и социум на средневековом Западе. — СПб.: Александрия, 2009. — 492 с. — (Становление Европы). — ISBN 978-5-903445-08-0.

  • Гуревич А. Я. История — нескончаемый спор: Медиевистика и скандинавистика : статьи разных лет. — М.: РГГУ, 2005. — 899 с. — ISBN 5-7281-0657-9.

Переиздания и сборники работ

  • Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 352 с.
  • Избранные труды. Т. 2: Средневековый мир. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 560 с.

переизд.: Избранные труды. Средневековый мир. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 560 с.

  • Избранные труды. Крестьянство средневековой Норвегии. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. — 368 с.
  • Избранные труды. Культура средневековой Европы. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. — 544 с.
  • Гуревич. А. Я. Индивид: Статья для возможного в будущем «Толкового словаря средневековой культуры» // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Е. М. Мелетинского. — М., 1993.
  • Избранные труды. Норвежское общество. — М.: Традиция, 2009. — 470 с. — (Письмена времени).
  • Гуревич А. Я. Избранное: История — нескончаемый спор. — Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 464 с. — (Humanitas). — ISBN 978-5-98712-761-2.
  • Гуревич А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги / А. Я. Гуревич. — Москва.; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2020. — 352 с. — Составители: С. Я. Левит и И. А. Осиновская. — Институт научной информации по общественным наукам РАН. — серия «Письмена времени». — ISBN 978-5-98712-926-5


источники:

http://igh.ru/employees/4?locale=ru

http://delta-design.ru/stati/18625-gurevich-aron-yakovlevich.html