А Васнецов Художник биография

Виктор Васнецов

Биография

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым

Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Смерть

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка. ».

Виктор Михайлович Васнецов

Фото Все

Видео Все

Виктор Васнецов / Передвижники / Телеканал Культура

В музей — без поводка / Виктор Васнецов «Витязь на распутье»

Виктор Васнецов. Pro и contra

Виктор Васнецов — биография

Виктор Васнецов – прославленный русский живописец, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат исторический жанр, романтические тенденции, фольклор и символизм.

Русская публика всегда была непоследовательна по отношению к Виктору Васнецову. Одни считали его малярным мастером, другие профессором живописи. Случались времена, когда художник не мог продать ни одной своей картины, но вскоре все изменилось, и в нем видят непогрешимого гения, не соглашаться с которым даже просто неприлично. Художественная живопись Васнецова очень разнообразна, и если одна ее сторона вызывает справедливый восторг, то другие ее подробности заставляют выразить свое несогласие. Живописец запечатлел на своих картинах чисто русскую красоту, он понял, что нужно искать не передвижническую, академическую, а настоящую, затерявшуюся в тех немногих уголках незатейливой природы, такой близкой, понятной и родной русскому человеку.

Детство и юность

Родился Виктор Васнецов 15 мая 1848 года в небольшой деревушке Лопьял, затерявшейся на просторах Вятской губернии. Отца будущего прославленного художника звали Михаил Васнецов, он был священником местной церкви, сам занимался воспитанием детей, которых в семье родилось шестеро. Он старался привить им не только любовь к религии, мужчине было очень важно, чтобы отпрыски получили разносторонние знания, не исключая и область науки. Однако Виктора наука и религия интересовали мало, ему нравилось слушать поверья, сказания, легенды, которыми так богата вятская земля. Мальчик с большим удовольствием слушал сказки, чем занимался различными науками.

Рисовать Витя начал в раннем детстве, и было видно, что он обладает несомненным талантом. Однако материальное положение семьи Васнецовых не позволяло обучать сына в художественной школе. Вместо того, чтобы учиться любимому делу, Виктор был вынужден в 1858-м начать обучение в Вятском духовном училище. Для него, сына священника, обучение в этом заведении было бесплатным.

После окончания училища Васнецов продолжил свое обучение в духовной семинарии. Однако не доучился полтора года, бросил ее и отправился в 1867 году в петербургскую Рисовальную школу. К слову сказать, отец не оказал никакого давления на сына, наоборот, дал ему свое благословение на занятие любимым делом. Васнецов не только поступил в эту школу, он еще смог достойно выдержать экзамен и стать студентом Академии художеств, однако начал обучение в ней только спустя год. В Рисовальной школе Виктор учился мастерству живописи у Ивана Крамского.

Творчество

Диплом Академии Васнецов получил в 1873-м, но его творческая биография началась гораздо раньше. Свои первые картины начинающий художник выставил в 1869-м, их включили в экспозицию Академии художеств. А после того, как Васнецов стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, его полотна участвовали в выставках, которые организовывало это товарищество.

Картина Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру»

Творчество прославленного художника можно разделить на два этапа. Вначале ему был близок социально-критический жанр, героями которого стали обедневшие старики на полотне «С квартиры на квартиру», или мещане с картины «Преферанс», жизнь которых проходит весьма скучно. Полотна Васнецова того периода перекликаются с творчеством Достоевского, в них видится та же ирония вперемешку с состраданием.

К концу XIX века творчество художника перешло во второй этап, так как общество стало больше интересоваться «преданьями старины глубокой». Особенностью этого этапа стало сочетание истории и фольклора. Из-под кисти Васнецова выходили полотна, которые не могли не тронуть самые потаенные уголки души каждого русского человека.

В этот период своей творческой биографии живописец создал «Витязя на распутье», «Гусляров», «Ивана-Царевича на Сером Волке», «Алёнушку», «Трех богатырей». Последнее полотно, с изображенными на нем Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, стало визитной карточкой великого художника Васнецова.

Современники Васнецова, ценители его искусства, считали этот период его творчества началом нового «русского стиля». Художник внес свой весомый вклад и в сценографию, стал автором непревзойденных эскизов декораций и костюмов героев к опере «Снегурочка», написанной Римским-Корсаковым. Отдельно хочется выделить декорации, изображавшие царские палаты Берендея.

Кроме «Снегурочки», Васнецов занимался оформлением сцены театра для постановки драмы «Чародейка» Шпажинского и оперы «Русалка» Даргомыжского. Даже сейчас, в современных театрах, подводные пейзажи «Русалки» изображают с учетом декораций, созданных в свое время Виктором Васнецовым.

В столичном Историческом музее до сих пор сохранился живописный фриз «Каменный век», вызывающий восхищение современных посетителей. Коллеги художника высоко оценили эту работу мастера, датированную 1883-1885-м годами.

«Каменный век»

Спустя некоторое время Васнецова увлекла религиозная тема. Художник расписал петербургский храм Спас-На-Крови. Его кисти принадлежит стенная живопись в Храме Рождества Иоанна Предтечи. Вместе с другими художниками Васнецов разрабатывал проект храма-памятника Александру Невскому в городе Софии.

На протяжении десяти лет художник занимался росписью киевского Владимирского собора. Эта работа потребовала от Васнецова полной отдачи сил. В 1880-1890-м годах художник и его помощники расписали три тысячи квадратных метров стен этого собора. В строгие византийские мотивы живописец сумел добавить поэтичное, лирическое начало, сказочные мотивы, смягчившие восприятие росписи.

Свой собственный стиль оставил Виктор Васнецов и в архитектуре. «Русским стилем» художник считал не просто наследование старинных мотивов, а заимствование некоторых свойств, используемых древнерусскими зодчими. Именно Васнецов инициировал возведение на территории усадьбы Абрамцево церковь Спаса Нерукотворного. При ее строительстве учитывались псковско-новгородские традиции. Там же возвели и сказочную беседку – «Избушку на курьих ножках».

Собственный дом, в котором жил Васнецов с семьей, он тоже спроектировал сам, правда, ему помогал в этом архитектор Василий Башкиров. Теперь там находится дом-музей Васнецова, а сам столичный переулок носит имя величайшего художника России.

Дом Виктора Васнецова

Первая революция 1905-го и события Кровавого воскресенья нашли отклик в душе истинного гения Васнецова. Он придерживался тех же убеждений, что и ультраконсервативный «Союз русского народа», и это стало причиной, по которой Виктор финансировал и оформлял монархические издания.

Позднее творчество художника наполняет тревога, предчувствие того, что грядут неизбежные перемены. Под этим впечатлением Васнецов пишет своих «Варяг», с пришедшими на Русь Синеусом, Рюриком и Трувором, призванными новгородцами.

«Варяги» Виктора Васнецова

Октябрьская революция 1917-го привела к тому, что Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни. В основном, он иллюстрировал русские сказки – «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Царевна Несмеяна». Работа над ними длилась практически до самой смерти художника. Однако некоторые критики придерживались мнения, что образы, созданные Васнецовым, уже утратили свою былую силу. В это же время художник трудился и над написанием портретов, которые получили высокую оценку тех же критиков и современников мастера.

Аполлинарий Васнецов: биография, фото и интересные факты

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933), младший брат художника В. Васнецова, не получив систематического художественного образования, тем не менее был прекрасным пейзажистом. Особенно его интересовали городские пейзажи-реконструкции. Художник не сразу нашел свою дорогу. Мы расскажем о его жизненном и творческом пути.

Детство Аполлинария

В семье приходского священника Вятской губернии Михаила Васильевича и его жены Аполлинарии Ивановны родилось 6 детей. Младшим был Аполлинарий, который появился на свет в 1856 году, 25 июля. Село Рябово, где он родился и рос, было окружено хвойными девственными могучими лесами и стояло на речке Рябовке. Характеры двух братьев, будущих художников, были сформированы не только суровой вятской природой, но укладом жизни земляков, которые хранили древние сказания и поверья, старинные былины и песни.

В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем – в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.

Северная столица и возвращение в Вятку

Брат Виктор подготовил его к поступлению в Академию художеств, познакомил с И. Репиным. Но Аполлинарий Васнецов увлекся геологией, а затем в 1875 году вернулся в Вятку, сдал экзамены в реальное училище и стал «ходить в народ», просвещая его вместе с народниками. Но быстро разочаровался и вернулся к брату в Москву в 1878 году.

Работа в Москве

Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Затем познакомился с работами И. Репина, И. Шишкина, А. Куинджи, поразился их мастерству и много работал над собой.

Кружок Саввы Мамонтова

С 1882 года Аполлинарий Васнецов вместе с братом вошел в круг художников, которые определяли развитие русского искусства (В. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Его приобрел В. Третьяков. Но художник не был доволен собой. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год).

Урал и Сибирь

Тема девственного, не тронутого рукой человека русского Севера привлекала всех наших художников того времени: К. Коровина, И. Остроухова, И. Левитана, В. Серова, А. Рылова, М. Нестерова. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. Синяя гора».

Сближение с археологами

В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.

К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.

Рубеж веков

В это время художник погружается в театральную атмосферу, создавая декорации для исторических опер, которые активно ставились в Большом театре в Москве, в Мариинском в Петербурге, у С. Мамонтова в Частной опере, у С. Зимина в оперном театре. С его декорациями шли оперы М. Мусоргского («Хованщина»), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского («Опричник»).

Новый путь

Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим — каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.

Живопись

На картине «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» изображается волнение и суета посадских людей, которыми характеризовался период Смуты. На полотне «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» Москва сурова и лирична одновременно.

Совсем другой, страшный Кремль, около которого боятся ходить люди, переносит зрителя в мрачное средневековье. К Константино-Елененской башне Кремля во времена Ивана IV пристроили пыточный застенок, а замученных людей потом просто выбрасывали. На картине «Московский застенок. Конец XVI века» только родственники бродят по заснеженной площади, ища своих близких.

Эрудиция живописца

Художник Аполлинарий Васнецов для написания картин глубоко изучал исторические источники: летописи, миниатюры, гравюры. Он много читал описаний Московии, оставленных путешественниками с Запада, внимательно рассматривал старинные планы Москвы, принимал участие в раскопках, делал доклады. Ему требовалось как можно достовернее изобразить быт и проникнуть в ту непростую и зачастую непонятную жизнь, которая от нас отделена многими столетиями. Творческое воображение и фантазия художника помогали делать непростые иллюстрации к научным фактам, сохранять точность и подлинность, объемно изображать давно ушедшее время, начиная с основания Москвы Юрием Долгоруким, искусно рисовать как деревянные, так и каменные стены Кремля.

Московский Кремль

Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой – на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.

Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.

Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз. Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична.

Музей Аполлинария Васнецова

Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Он находится в центре Москвы, в Фурмановском переулке, д. 6, где Аполлинарий Михайлович прожил последние 30 лет своей жизни. Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная — знакомят с личными вещами художника. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.

Интересные факты

Ниже приведены интересные факты о художнике:

  • Сохранилась карта за 1885-1886 годы, на которой Васнецовым отмечено около ста пунктов, где он писал этюды в разных местах России.
  • На исторические сюжеты он создал свыше 125 полотен.
  • Чтобы изучить Москву, в 1900 году А. Васнецов поднялся над ней на воздушном шаре и сделал зарисовки столицы с птичьего полета.
  • В 1931 году был единственным художником, который публично выступил против сноса храма Христа Спасителя.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/viktor-vasnetsov/

http://www.syl.ru/article/311753/apollinariy-vasnetsov-biografiya-foto-i-interesnyie-faktyi