А Варламов биография Краткая

Варламов Александр Егорович

Русский музыкант. Композитор. Его искусство, неразрывно связанно с народными истоками, с городской песенной культурой, выделяется как одна из вершин русского бытового романса. Являлся автором пособия по вокальному искусству, которое называлось «Школа пения» и сыграло важную роль в обучении многих русских певцов.

Александр Варламов родился 27 ноября 1801 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье военного. В детстве обучался пению в придворной певческой капелле Санкт-Петербурга. После этого уехал в нидерландский город Гаага, где в 1819 году как регент русской посольской церкви занимался музыкальной педагогической деятельностью.

Вернувшись в Россию, продолжил преподавать пение и одновременно давать концерты в Петербурге и Москве. В 1829 году Александр Егорович начал работать в певческой капелле, однако спустя три года ушел на должность помощника капельмейстера московских театров. В 1834 году здесь же стал композитором и служил до 1844 года.

В этот период Варламов опубликовал сборник романсов и издал нотный журнал «Эолова арфа». Музыкант известен тем, что подготовил первое руководство по вокалу «Полную школу пения». Помимо этого написал и аранжировал для голоса с фортепиано более двухсот романсов. Такие из них, как «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» стали народными песнями. «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями» и даже получил воплощение в изобразительном искусстве: появился лубок: своеобразная иллюстрация к варламовской песне.

Многие романсы композитора как характерный элемент быта введены в произведения целого ряда писателей: Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже Голсуорси. Содержание романсов Варламова не ограничивалось лирическими сюжетами. Здесь и патриотическая тематика в «Парусе», и тема природы в «Горных вершинах», «Листья шумели уныло», и тема искусства в «Мечтах об Италии», «Поэт», «Внутренняя музыка». Романсы «Оседлаю коня», «Травушка», «Соловушко», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий» до сих пор исполняются в России. Последние годы работал над вокальной серией песен «Русский певец», но окончить ее не успел.

Александр Егорович Варламов умер 27 октября 1848 года от скоротечной чахотки в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище северной столицы, но через несколько недель его могила оказалась размыта наводнением и на данный момент утеряна.

Романсы

Cesse, cesse tes chants (Romanse). Слова неизвестного автора
Ангел. Стихи М. Ю. Лермонтова
Ах, не тверди о том, что было
Ах, прошли, прошли. Стихи Н. Г. Цыганова
Ах ты, шарф голубой. Стихи Ф. А. Кони
Бабочка. Кантата. Слова неизвестного автора.
Баркарола. Стихи Ф. А. Кони
Безумная. Стихи Н. Горчакова
Белеет парус одинокий; на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»; этот романс композитор создал перед самой смертью в 1848 году
Благодарность («За все, за все тебя благодарю…»). Стихи М. Ю. Лермонтова
Бог с тобой. Автор стихов неизвестен
Будто солнышко от глаз.
Бывало, бывало. Стихи И. П. Мятлева, к этим же стихам сочинил романс М. Ю. Виельгорский
В поле ветер веет. Стихи А. В. Кольцова
Вдоль по улице метелица метет (дуэт), 1842 г. Д. П. Глебова
Вдоль по улице метилица метет (первый вариант). Стихи Д. П. Глебова
Вдоль по улице метелица метет (второй вариант). Стихи Д. П. Глебова
Весной перед пышной розой. Стихи M.И. Михайлова
Взволнуют море непогоды. Стихи В. Свечина
Вздохнешь ли ты. Стихи Г. Ф. Головачева
Вижу ты прекрасна. Стихи M.И. Михайлова
Внутренняя музыка. Стихи Н. П. Огарева
Военная песня («России кубок сей, друзья!») (трио). Стихи А. А. Шаховского. Из драмы «Рославлев». Слова А. Шаховского.
Волшебница. Слова Н. Н.
Восторг любви. Слова Н. Р.
Вот идут полки родные.
Выйдем на берег (дуэт). Стихи A.Н. Плещеева
Где ты, звездочка. Н. П. Грекова
Глаза. Стихи А. В. Кольцова
Гондольер молодой. Стихи Ф. А. Кони
Горные вершины (дуэт). Стихи М. Ю. Лермонтова
Горные вершины. Стихи М. Ю. Лермонтова
Грусть. Слова А. Варламова
Давно ль под волшебные звуки. Стихи А. А. Фета
Две звезды. Стихи В. Полянского
Для чего летишь, соловушка, к садам. Стихи A.Ф. Мерзлякова
Для чего ты, луч востока (дуэт). Стихи А. А. Бестужева-Марлинского
Для чего ты, луч востока. Стихи А. А. Марлинского
Добрый домовой. Стихи Н. А. Маркевичa
Доктор («Нет, доктор, нет, не приходи»). Стихи Ф. Н. Глинки
Думка. Стихи Дорохова
Душе моей теперь одни страданья.
Жаворонок. Стихи Н. В. Кукольника
Жарко в небе солнце летнее. Стихи А. В. Кольцова
Забудешь горе, — пой! Стихи Беранже, перевод П. Чебышева
Зачем с улыбкою печальной.
Звездочка ясная. Стихи В. С. Межевича
Звездочка. Стихи Н. П. Грекова
Звезды блещут (дуэт). Серенада. Слова И. Грузинова
Знаю я, что ты, малютка. Стихи А. А. Фета
Измена милой (отрадный сон). Автор слов неизвестен
К месяцу (дуэт). Стихи Н. В. Станкевича
К птичке («Благовестница природы…»), стихи С. И. Стромилова
Казачья колыбельная песня. Стихи М. Ю. Лермонтова
Как цвет, ты чиста и прекрасна. Стихи Г. Гейне, перевод А. Фета
Конь над могилой. Стихи А. А. Дельвига
Красный сарафан, стихи Н. Г. Цыганова (романс послужил темой для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»)
Кто жизнью хочет насладиться. Слова А. П.
Листья шумели уныло. Стихи А. Плещеева
Лови, лови часы любви. Стихи И. Бачманова
Луч надежды («Месяц светел серебрится…»). Стихи А. Ф. Вельтмана
Любовь за могилой. Стихи Д. Т. Ленского
Матери-другу. Стихи А. А.
Менестрель. Слова NN
Мери. Стихи А. С. Пушкина
Мечта об Италии. Стихи Н. И. Куликова
Милый друг, о мой кумир! Стихи А. Соколова
Мне жаль тебя. Автор стихов неизвестен
Молитва. Стихи Лермонтова
Молодая молодка (трио). Стихи Н. Г. Цыганова
Молодая пташечка. Стихи И. П. Мятлева
Море («Ветер море взбушевал»). Стихи Э. И. Губера
Мчись, мой конь вороной! (Валахская песня). Слова И. Бачманова
Мысль поэта. Стихи Н. Надеждина
На заре ты ее не буди (дуэт). Стихи А. А. Фета
На заре ты ее не буди. Стихи А. Фета (первый вариант)
На заре ты ее не буди. Стихи А. Фета (второй вариант)
На небо взглянул я. Слова А. Блаза, перевод А. Плещеева
Напоминание («Ты помнишь ли тот взгляд красноречивый…»). Слова А. Е. Варламова
Не жемчуг дорогой на цветочке блестит. Стихи Ф. А. Кони
Не знал тот в жизни наслажденья. Стихи Д. Т. Ленского
Не кажи ты, солнышко, золотых лучей.
Не отходи от меня. Стихи А. Фета
Не смотрите на них. Стихи А. Ф. Вельтмана
Не шумите, ветры буйные…», стихи А. А. Шаховского из драмы «Рославлев», 1832
Ненаглядная. Стихи Н. Горчакова
Ненаглядный ты мой (дуэт). Слова Августа М.
Ненаглядный ты мой.
Ночь тиха (дуэт).
Няня. Стихи M.И. Михайлова
О, молчи, милый друг мой, молчи! Стихи Н. Горчакова
О нет, не верю я! Слова неизвестного автора
О, молчи, милый друг мой, молчи (дуэт). Стихи Н. Горчакова
О, не целуй меня! Автор слов неизвестен
Одиночество («Никто ко мне и не заглянет…»). Слова А. Е. Варламова
Ожидание. Стихи С. И. Стромилова
Она и жизнь. Стихи Д. Т. Ленского
Оседлаю коня. Стихи A.B. Тимофеева (романс послужил темой для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»)
Отойди («Не гляди, отойди, скройся с глаз моих…»). Стихи А. Н. Бешенцова
Отрадный сон (дуэт).
Ох, болит. Стихи Н. Г. Цыганова
Падучая звезда. Стихи Е. П. Ростопчиной
Перстенечек золотой. Стихи А. В. Кольцова
Песнь барда. Стихи Ф. А. Кони
Песнь безумной Майко («Птичкой прежде по небу я мчалась»). Из драмы «Майко». Слова Н. В. Беклемишева
Песнь безумной Майко («Растворились двери храма»). Из драмы «Майко». Слова Н. В. Беклемишева
Песнь безумной Майко («Видишь, страшно горят»). Из драмы «Майко». Слова Н. Беклемишева
Песнь грека. Стихи П. Г. Ободовского
Песнь Офелии. Из трагедии «Гамлет». Слова Н. Полевого (по Шекспиру)
Песнь Фионы («Не шумите, ветры буйные»). Стихи А. А. Шаховского. Из драмы «Рославлев»
Песня Башлыка («Не бойтеся, девушки»). Из драмы «Двумужница». Слова А. Шаховского.
Песня Башлыка («Вверх по Волге»). Из драмы «Двумужница». Слова А. Шаховского.
Песня Башлыка («Не знавал я роду-племени»). Из драмы «Двумужница». Слова А. Шаховского
Песня Башлыка («Налетал сокол из поднебесья»). Из драмы «Двумужница». Слова А. Шаховского.
Песня Варвары («Грустно жить мне на чужбине»). Из драмы «Князь Серебряный, или Отчизна и любовь». Слова Н. Филимонова
Песня Иванушки «Козел». Стихи А. А. Шаховского из драмы «Двумужница».
Песня казака («Вей сильнее, ветр игривый»). Из трагедии «Ермак». Стихи А. С. Хомякова
Песня разбойника («Что отуманилась зоренька ясная»). Стихи А. Ф. Вельтмана. Из драмы «Муромские леса, или Выбор атамана».
Песня Софьи («О чем, скажи, твое стенанье?») Из трагедии «Ермак». Слова А. С. Хомякова
Песня Эсмеральды («Где струятся ручьи.»). Из драмы «Эсмеральда, или Четыре рода любви». Свободный перевод В. Каратыгина пьесы Ш. Бирх-Пфейффер «Звонарь из Нотр-Дам» (Der Glöckner von Notre Dame) на немецком языке, сочиненной по роману Гюго «Собор Парижской богоматери»
Пловцы. Стихи А. В. Тимофеева
Пловцы (дуэт)
Под громом бури. Стихи Э. И. Губера
Пойми меня (дуэт)
Поручение и молитва. Стихи И. Болтина
Поэт. Стихи И. Бачманова
Предчувствие («Не судите, люди добрые»). Стихи А. В. Тимофеева
Птичка божия не знает. Стихи А. С. Пушкина
Пускай другие предаются. Слова С. А. Я.
Раз в крещенский вечерок (трио). Стихи В. А. Жуковского
Разлука с юностью. Слова неизвестного автора.
Разлюби меня, покинь меня. Стихи А. И. Полежаева
Разочарование («Прошедших дней очарованья…»). Стихи А. А. Дельвига
Рано, рано, ты цветик, в поле распустился (дуэт). Стихи Ф. А. Кони из водевиля «Деловой человек, или Дело в шляпе», 1840 г.
Рано, рано, цветик, ты в поле распустился. Стихи Ф. А. Кони
Расставанье. Стихи Д. Т. Ленского
Река шумит. Стихи А. В. Тимофеева
Река шумит (дуэт). Стихи А. В. Тимофеева
Речи и очи. Стихи Е. П. Карновича
Роза ль ты, розочка. Стихи А. Дельвига
Романс Юлии
С тайною тоскою. Стихи А. Григорьева
Сад роскошен и цветист. Стихи А. Г. Шпигоцкого
Скажи мне, отчего.
Скажи, зачем (дуэт). Стихи С. Голицына
Скажи, зачем явилась ты. Стихи С. Голицына
Слезы умиления. Стихи Ф. Н. Глинки
Смолкни, пташка-канарейка. Стихи Н. Г. Цыганова
Соловушка («Сладко пел душа — соловушка…»). Стихи И. И. Лажечникова
Соловьем залетным. Стихи А.Кольцова (1846 г., Варламов посвятил романс Н. А. Титову)
Спишь ли ты, моя девица (дуэт). Испанская песня. Перевод М. Михайлова
Старые годы, счастливые дни.
Сяду ль я на лавочку (дуэт)
Сяду ль я на лавочку.
Так и рвется душа. Стихи А. В. Кольцова
Тебя уж нет! Слова NN
То не ветер ветку клонит. Стихи С. И. Стромилова
Ты не плачь, не тоскуй. Стихи П. Г. Ободовского
Ты не пой, душа-девица. Стихи B.B. Домонтовича
Ты не пой, соловей. Стихи А. В. Кольцова
Ты причаль, моя рыбачка. Стихи Гейне, перевод M.И. Михайлова
Ты прости, ненаглядная. Слова Г. С.
Ты скоро меня позабудешь (дуэт). Стихи Ю. В. Жадовской
Ты скоро меня позабудешь. Стихи Ю. В. Жадовской
Тяжело, не стало силы. Стихи Э. И. Губера
Успокой меня неспокойного. Cлова Дениса Давыдова
Уходит вечер. Стихи Коваля
Цветок («Минувшая краса полей…»). Стихи В. А. Жуковского
Целый день на небе. Стихи А. В. Кольцова
Цыганка. Стихи Н. Сушковa
Челнок. Стихи А. В. Тимофеева
Черны очи, ясны очи. Стихи А. В. Тимофеева
Что мне жить и тужить (хор).
Что мне жить и тужить.
Что мне жить и тужить (вторая обработка).
Что пойду у окна посижу. Стихи И. С. Генслера
Что ты рано, травушка, пожелтела (дуэт). Стихи Н. Г. Цыганова
Что ты рано, травушка, пожелтела. Стихи Н. Г. Цыганова
Что это за сердце, стихи Н. Г. Цыганова
Я вас любил. Стихи А. С. Пушкина
Я любила его. Стихи А. В. Кольцова
Я люблю смотреть в ясну ноченьку. Стихи Ю. В. Жадовской

Обработки народных песен:

Iхав козак за Дунай.
Ах, со вечера порошица
Ах ты, время, времечко
Ах ты, Дуня черноброва
Ах ты, душечка, красна девица
Ах ты, молодость
Ах ты, ноченька, ночка темная
Белолица, круглолица
Вечор был я на почтовом дворе
Вниз по матушке по Волге
Вспомни, вспомни, моя дорогая (первый вариант)
Вспомни, вспомни, моя дорогая (второй вариант)
Во лесах было, во дремучих
Во поле береза стояла.
Во саду ли, в огороде
Вы раздайтесь, расступитесь, добрые люди
Гей у полі вишня
Девушка крапивушку жала
Долина, долинушка
За долами, за горами, за лесами
За морем синичка не пышно жила
Ивушка, ивушка зеленая моя
Как вечор тоска на сердце нападала
Как на дубчике два голубчика.
Как доселе у нас, братцы, через темный лес
Как у нашего широкого двора
Как у наших у ворот
Как у наших у ворот стоит озеро воды
Мне моркотно, молоденьке
Молодка, молодка молодая
Не белы снеги
Не будите меня, молоду.
Не одна во поле дороженька.
Не одна во поле дороженька (трио)
Ой гай, гай зелененький
Ой не відтіль місяць світить
Ой під вишнею, під черешнею
Очи мои, очи, свет ясные очи
По улице мостовой
По горам, по горам
Получил письмо от девушки
Помнишь ли меня?
Сиз голубчик, душа мой
Скушно, матушка, весной мне жить одной
Ты детинушка, сиротинушка
Ты молоденький молодчик молодой.
Уж жарко в тереме свечи горят
Уж как пал туман на сине море
Чем тебя я огорчила?
Что пониже было города Саратова
Уж ты, Ваня, Ванюшка
Улица широкая
Я пойду ли вдоль по улице

Музыка к спектаклям

А.Варламов. Песнь Офелии из трагедии «Гамлет» (1837 г.). Исп. Нина Белоусова, ф-но Тамила Шайкевич

А.Варламов. Песня Эсмеральды. Исп. Надежда Партала
Работая в Московской императорской труппе, композитор сочинял музыку к спектаклям — и музыкальным, и драматическим (где в то время весьма использовались музыкальные фрагменты).

Среди сочинений для театра:

— к драматическим спектаклям:

«Рославлев, или Русские в 1812 году» (1832 — совместно с А. Н. Верстовским; драма А. Шаховского по роману М. Н. Загоскина), премьера: 14 октября 1832, Большой театр, в бенефис Н. В. Репиной

«Двумужница, или Волжские разбойники» А. Шаховского (1833),

«Муромские леса, или Выбор атамана» по повести А. Ф. Вельтмана (премьера: Большой театр, 26 октября 1834 г. в бенефис танцовщицы Т. И. Глушковской)

«Бобелина, героиня Греции», интермедия-дивертисмент в 1 действии (премьера 25 января 1835 в Большом театре).

«Ермак», трагедия А. С. Хомякова (1835)

«Князь Серебряный, или Отчизна и любовь» по повести «Наезды» А. Бестужева-Марлинского;

«Гамлет» (1837 — пьеса Шекспира в переводе Н. А. Полевого; в роли Гамлета — П. С. Мочалов; о песне безумной Офелии (актриса Надежда Репина) восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль 7 раз; позже, в 1842 г., «Песнь Офелии» выходила отдельным изданием и, став самостоятельным музыкальным произведением, входила в репертуар разных певиц, с исполнением ее прославилась В. В. Самойлова)

«Эсмеральда, или Четыре рода любви» по роману «Собор парижской богоматери» В. Гюго (премьера: Большой театр, 14 января 1838 г.; литературная обработка В. А. Каратыгина пьесы Ш. Бирх-Пфейффер «Звонарь из Нотр-Дам»)

«Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва» В. Р. Зотова (премьера: Большой театр, 24 апреля 1839 г.)

«Майко» (Н. Беклемишева, 1841)

«Забавы султана, или Продавец невольников» (1834, Большой театр, балетмейстер Ф. Гюллень-Сор; музыка сохранилась в отрывках),

«Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик»; 1837, Большой театр; с добавлением музыки А. С. Гурьянова, балетмейстер Ф. Гюллень-Сор); балет ставился через много лет под названием «Семеро братьев».

ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ

ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ (1801–1848), русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М.И.Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А.А.Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому Гамлету по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты Забавы султана (1834) и Хитрый мальчик и людоед (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них Красный сарафан, Что отуманилась, зоренька ясная, Не шумите, ветры буйные (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою Полную школу пения; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А.С.Даргомыжским и А.А.Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева Воспоминание о Варламове, коллективные фортепианные вариации на тему его романса Соловьем залетным (среди авторов А.Г.Рубинштейн, А.Гензельт), а также вышедший в 1851 Музыкальный сборник в память А.Е.Варламова, включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен Русский певец (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Краткая биография Варламова Александра Егоровича

Дата и место рождения: 1801, Орск, Российская империя

Дата и место смерти: 1848 ( 46 лет ), Санкт-Петербург, Российская империя

Род деятельности: капельмейстер, музыкант, критик, сочинитель песен и романсов

За свою жизнь он написал и обработал около двухсот песен и романсов, музыку к спектаклям и балетам. А учебник вокального мастерства Александра Варламова, краткая биография которого представлена здесь, стал одним из первых в России.

Небогатый дворянин Егор Варламов, своего сына отдал в певческую капеллу из-за бедности. Мальчик был талантлив, сам научился играть на скрипке, а там смог получить музыкальное образование. Директор заведения принял участие в судьбе юного дарования, сделавшись его наставником.

В Голландии и России

По выпуску, Александр Егорович, получил назначение в Нидерланды, регентом хора в посольстве. Он обучал музыке певчих посольской церкви, да и сам совершенствовал талант и набирался знаний по европейской музыке. Вернувшись на родину, Варламов был учителем пения, служил в придворной капелле, подружился с Глинкой.

Дарование Александра Варламова раскрылось в Москве, куда он перебрался в 1832 году. Служа композитором при императорских театрах, музыкант издает сборник песен «Музыкальный альбом». Его основой стали фольклорные образцы русских песен. Большая часть музыкального репертуара московских театров составляли произведения Варламова. Некоторые из них, в том числе песни, исполняются и ныне.

Последние годы в столице

Получив, после многолетней службы, пенсию Александр Егорович отправился в Петербург. Там он рассчитывал преподавать в придворной капелле, но места не получил. Пришлось давать частные уроки, выступать на концертах, исполнять собственные песни. Также его романсы исполняли известные певцы, произведения Варламова были популярны в светских салонах.

В 1848 году здоровье композитора резко ухудшилось. У него обнаружили заболевание горла и осенью 1848 года Варламов скончался. Могила, находившаяся на Смоленском кладбище, была утрачена.


источники:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/VARLAMOV_ALEKSANDR_EGOROVICH.html

http://frigato.ru/biografii/muzykanty/2450-varlamov-aleksandr-egorovich.html