А С Даргомыжский биография

Александр Сергеевич Даргомыжский: биография

14.02.1813 — 17.01.1869 Россия

А.С. Даргомыжский родился в семье мелкопоместного дворянина. Отец, Сергей Николаевич Даргомыжский, получил образование в Университетском Благородном пансионе в Москве. В конце 1817 года получил приглашение на службу в Петербург — в Государственный коммерческий банк. И вместе со своей семьей приезжает в Петербург из Смоленской области.

В 1829 году С.Н. Даргомыжский получает потомственное дворянство, а в 1840 году выходит в отставку.

Мать, урожденная княгиня Козловская, принесла в семью характерные черты барско- патриархального быта: дети получали домашнее воспитание, проникнутое нравоучительством, где преобладающим элементом была французская речь и культура. Помимо Александра, в семье было еще несколько детей: Эраст (1811), Людмила (1827), Софья (1815), Виктор (1816), и Эрминия (1827).

Время переезда в Петербург совпало с радостным событием — начал разговаривать всеобщий любимец Сашенька, который с рождения не разговаривал, что очень беспокоило его родителей.

В Петербурге у Александра Сергеевича начались систематические занятия по гуманитарным наукам.. Музыке в семье Даргомыжских уделяли большое внимание: Эраст играл на скрипке, Людмила — на арфе. Отец будущего композитора мечтал о домашнем ансамбле.

В 1819 году с Сашей начала заниматься по фортепиано Луиза Вольгенборн, которая практически ничему его не научила. В 1821 году — новый педагог по ф-но: Адриан Трофимович Данилевский. Он был известным музыкантом и педагогом. После нескольких занятий он уже поставил Саше руки. Александр Сергеевич делал большие успехи в занятиях. Одновременно он сочинял различные произведения. Но его новый учитель преследовал и даже уничтожал его сочинения. По воспоминаниям Даргомыжского, Данилевский считал неприличным для русского дворянина заниматься сочинительством и полагал, что ученик мог бы лучше употребить свое время на заучивание данного фортепианного урока.

В скором времени появляется еще один педагог-скрипач, крепостной П.Г. Воронцов. Он наоборот поощряет его сочинительские опыты. В доме Даргомыжских атмосфера всегда была насыщена творческим духом. Дети знакомились с литературой, историей, поэзией, учили иностранные языки, сочиняли и переводили стихи. Постоянно ставились домашние спектакли. Мать Даргомыжского писала пьесы, одна из них — «Трубочист, или доброе дело не останется без награды» была опубликована в журнале «Благонамеренный». В их доме часто бывали петербургские литераторы, представители «Вольного общества любителей словесности, науки и художества».

Постепенно родители Александра убеждались, что сыну нужен учитель с более широким кругозором и концертной практикой. Выбор остановили на приезжем музыканте Вены Франце Шоберлехнере. Концертирующий пианист, к тому же недурно играющий на скрипке, сочиняющий музыку, с 1824 года неоднократно выступавший в Петербурге и оцененный русскими музыкальными критиками. C 1828 по 1831 г.г. Шоберлехнер занимался с Сашей, оттачивая его пианистическое мастерство, передал ему свою любовь к музыке Бетховена. Нередко они вместе участвовали в домашних концертах: Шоберлехнер — альт, Даргомыжский — 2-я скрипка.

В 30-х годах в Петербурге Даргомыжский уже считался блестящим пианистом. «На 18-м и 19-м году — пишет Даргомыжский — написано было мною, конечно не без ошибок, множество блестящих сочинений для фортепиано и скрипки, два квартета, кантаты и множество романсов.

Заметив, что сын увлечен сочинением вокальной музыки, родители пригласили учителя пения — Бенедикта Цейбиха. Этот берлинец обладал красивым голосом, был известен как актер и режиссер немецкой труппы музыкального театра столицы. Культурный, образованный, он участвовал в концертных исполнениях венских классиков, мог живо и интересно рассказывать об этой музыке своему воспитаннику. Благодаря ему, Даргомыжский познал основы вокального исполнительства и сам стал превосходным педагогом. Вследствии перенесенной в детстве кори, голос остался у него высокий. Шоберлехнер и Цейбих были последними педагогами Даргомыжского. Далее он шел по пути музыкального образования самостоятельно.

В 1827 году началась работа Александра Даргомыжского в канцелярии. Он быстро продвигался по службе: в 1829 г. становится коллежским регистратором.. Закончил службу в 1843 г., выйдя в отставку титулярным советником.

В 30-е годы дом Даргомыжских — обычно шумный, полный веселья, надолго затих. Семью подкосила гибель детей и близких: Эраста и Виктора, мужа Людмилы, через несколько лет самой Людмилы и ее ребенка. Из-за этих трагических событий Даргомыжские никого не принимают. Отчасти по этой причине Даргомыжский стал частым гостем в литературных и музыкальных салонах знакомых. Его привлекало блестящее общество, круговорот светских отношений, внимание прекрасного пола, весьма благосклонно относящегося к нему, свободные споры о литературе и музыке. Даргомыжского часто приглашали на вечера, где он охотно играл на фортепиано, участвовал в ансамблях, иногда пел романсы, аккомпанируя себе на рояле.

С интересом наблюдая за столичной жизнью, Александр Сергеевич более сближается с кругом творческой интеллигенции Петербурга. Одним из любимых мест сбора литературной элиты был дом поэта И.И. Козлова — слепого, разбитого параличом человека, но живо интересующегося новостями художественной жизни.

Множество интересных людей собирал у себя писатель и музыкальный критик В.Я. Одоевский. С радостью встречали Даргомыжского и у Карамзина. К тому времени относится и знакомство Даргомыжского с А.В. Тимофеевым — популярным поэтом, на стихи которого были созданы романсы: «Каюсь, дядя, черт попутал», «Свадьба», «Баба старая», «Не судите, люди добрые».

В середине 30-х Даргомыжский знакомится с М.И. Глинкой, который в то время заканчивал «Жизнь за царя». Двух музыкантов сблизило одинаковое воспитание, любовь к искусству. Они подолгу и часто музицировали.

Конец 30-х был переломным моментом в жизни Даргомыжского. Постепенно на второй план уходила его исполнительская практика. Теперь он чаще всего бывал на «средах» у Кукольников, на вечерах у Жуковского, особенно часто у Глинки. Возобновились вечера в родительском доме. Перед концертами Александр Сергеевич часто и подолгу занимался с певцами, затем аккомпанировал им. Постепенно педагогическая деятельность стала еще одной профессией Даргомыжского.

В 1843 году возникло Общество инструментальной и вокальной музыки, куда руководителем оркестра был приглашен Даргомыжский.

К 1844 году у Даргомыжского укрепилось желание (как в свое время у Глинки) съездить за границу, попытать счастья в Европе, познакомиться с современной зарубежной оперой. Путь его лежит в Берлин, Брюссель и в Париж. В Берлине состоялась встреча с Джакомо Мейербером. В 1845 году Даргомыжский возвращается в Петербург.

После заграничной поездки композитор углубляется в изучение сборников народной поэзии, песен, этнографических исследований. Он обращается к трагедии Пушкина «Русалка», в 1855 году она была завершена.

В конце 50-х г.г. к Даргомыжскому «потянулись» композиторы будущей «Могучей кучки». Особенно сблизились они в последние годы жизни Александра Сергеевича, во время его работы над «Каменным гостем». Общество музыкантов охотно разделяла сестра Глинки — Людмила Ивановна Шестакова. В феврале 1857 г. скончался Глинка. Это стало невосполнимой утратой для всех.

В 1860 г. Даргомыжского избирают почетным членом РМО (Русское музыкальное общество). Также Александр Сергеевич принимает активное участие в разработке Устава первого в России «ВУЗа» — Петербургской консерватории.

В 1864 г. скончался Сергей Николаевич Даргомыжский, с которым Александр Сергеевич, не имея собственной семьи, прожил бок о бок всю свою жизнь. В ноябре 1864 г. Даргомыжский уезжает за границу: Варшава (где проходит встреча с Монюшко), Лейпциг, Брюссель, Париж — общение с прежними петербургскими знакомыми, а также уроки, помогающие заглушить тоску: «Учу француженок петь русские романсы:». В скором времени он возвращается на родину.

В 1867 г. отказывается от руководства РМО А.Г. Рубинштейн, который порекомендовал вместо себя Даргомыжского. Весной 1867 г. А.С. Даргомыжский принимает на себя руководство. Самое крупное завершенное симфоническое произведение этого периода — «Чухонская фантазия».

Еще в 1863 г. Даргомыжский примеривался к тексту «Каменного гостя», в 1866 — пытался начать работу, а в 1868 г. процесс сочинения пошел очень быстро. В 1868 году он делился с Беленициной: «Каменный гость» обратил мое внимание еще пять лет тому назад, когда я был совершенно здоров, и я отшатнулся пред колоссальностью этой работы. А теперь, больной, в течении двух с половиной месяцев, написал почти 3/4 всей оперы. Вы поймете, что это за труд, когда узнаете, что я пишу музыку на текст Пушкина, не изменяя и не прибавляя ни одного слова. Конечно, это произведение будет не для многих, зато мой музыкальный кружок зело доволен трудом моим». Однако, он не успел положить на музыку окончание первой картины, дописать вступление и оркестровать. Болезнь взяла свое. Завершить оперу он просил Ц.А. Кюи, а оркестровать Римского-Корсакова. В 1969 г. А.С. Даргомыжский скончался.

Композитор А. С. Даргомыжский: биография, творческое наследие

Александр Сергеевич Даргомыжский, краткая биография которого представлена в статье, — великий русский композитор, который внес много нового в русскую классическую музыку. Годы его жизни — 1813-1869. 14 февраля 1813 года родился Даргомыжский. Биография его начинается в с. Троицком (Даргомыже) Тульской губернии, где он появился на свет. Отец его служил чиновником, а мать Александра была поэтессой-любительницей.

Как провел раннее детство Даргомыжский

Биография, краткое содержание произведений, интересные факты о композиторе — все это интересует многочисленных поклонников его творчества. Начнем с самого начала и расскажем о раннем детстве будущего композитора.

Александр Сергеевич провел его в имении своих родителей, которое было расположено в Смоленской губернии. Через некоторое время семья перебралась в Петербург. Здесь получил домашнее образование Александр Даргомыжский. Биография его этого времени отмечена занятиями музыкой, театром и литературой. Учителями Александра Даргомыжского были А. Т. Данилевский (пианист), П. Г. Воронцов (крепостной скрипач), Ф. Шобернехлер (венский композитор и пианист), Б. Л. Цейбих (певец).

Кроме того, Даргомыжский познакомился с М. И. Глинкой (портрет его представлен выше), который передал ему теоретические рукописи, привезенные от профессора Дена из Берлина. Они способствовали расширению знаний Александра Сергеевича в области контрапункта и гармонии. В это же время начал изучать оркестровку Даргомыжский. Биография его продолжается созданием первых самостоятельных произведений.

Первые произведения, ученики Даргомыжского

Первые фортепианные пьесы и романсы были изданы в 1830-е годы. Наибольшей художественной ценностью обладают романсы, созданные на слова Пушкина: «Ночной зефир», «Вертоград», «Юноша и дева», «Я вас любил» и др. И в дальнейшие годы вокальная музыка была одним из главных творческих интересов Александра Даргомыжского, который с радостью давал уроки вокала, причем бесплатно. Огромно число его учеников. Среди них выделяется Л.Н. Беленицына (Кармалина), Бибибина, Шиловская, Гирс, Бартенева, Пургольт (Молас), княгиня Манвелова. Даргомыжского всегда вдохновляла женская симпатия, тем более – певиц. О последних он полушутя говорил, что, не будь их, не стоило бы становиться композитором.

Опера «Эсмеральда»

Опера «Эсмеральда» (годы создания – 1837-41) считается первой серьезной работой Александра Сергеевича. Либретто к ней ранее создал сам Гюго по знаменитому роману «Собор Парижской богоматери». Это произведение, при всей незрелости (оно было написано по типу французской оперы) свидетельствует о реалистических устремлениях Даргомыжского. «Эсмеральда» так и не была издана. В Петербурге, в библиотеке Императорских театров, хранятся клавираусцуг, рукописная партитура и автограф Даргомыжского. Спустя несколько лет это произведение было поставлено. В Петербурге премьера состоялась в 1851 году, а в Москве – в 1847.

Романсы Даргомыжского

Постановкой оперы остался недоволен Александр Сергеевич Даргомыжский. Биография его отмечена поворотом в творчестве. «Эсмеральда», по всей видимости, разочаровала композитора. Вновь принялся сочинять романсы Даргомыжский, биография которого была отмечена их написанием и раньше. Вместе с ранними произведениями новые (всего 30 романсов) были изданы в 1844 году. Они принесли Даргомыжскому известность. Самыми лучшими романсами 1840-х годов считаются произведения, созданные на стихи Пушкина: «Ночной зефир», «Слеза», «Свадьба», «Я вас любил». В 1843 году на стихи этого же поэта была создана кантата Даргомыжского «Торжество Вакха». Это произведение было представлено в 1846 году в петербургском Большом театре на концерте дирекции. Однако автору было отказано в постановке «Торжества Вакха» в виде оперы, созданной в 1848 году. Лишь гораздо позже, только в 1867 году, было представлено в Москве произведение, которое создал композитор Даргомыжский. Биография его продолжается следующим периодом творчества.

Путешествие и новые тенденции в творчестве композитора

Новые тенденции в творчестве Даргомыжского появились во второй половине 1840-х – начале 1850-х годов. Они были связаны с зарождением и расцветом в нашей стране так называемой натуральной школы (критического реализма) в искусстве и литературе. Александра Сергеевича начали привлекать главным образом народные сюжеты. Кроме того, его интерес к фольклору стал еще больше. Даргомыжский занялся обработкой крестьянской песни. Можно сказать, что обострение национального сознания в это время связано с тем, что композитор находился за границей в период с 1844 по 1845 г. Он побывал в Германии, в Вене, Брюсселе и Париже. Даргомыжский уехал туда поклонником всего французского, а вернулся в Петербург приверженцем русского, как и в случае с Глинкой.

Именно к этому времени относится окончательное оформление «интонационного реализма» – творческого метода композитора (воспроизведение интонаций речи является главным средством, с помощью которого создаются образы). Композитор говорил, что стремится к тому, чтобы звук выражал слово. В песне «Мельник» был претворен в жизнь принцип, который исповедовал Александр Даргомыжский. Краткая биография его отмечена активной реализацией «интонационного реализма». От «Мельника» песни на стихи Пушкина тянутся нити к «Каменному гостю» – опере, где были воплощены принципы музыкальной декламации. «Омузыкаленная речь» возникает в романсах «Ты скоро меня позабудешь» и «И скучно, и грустно».

Опера «Русалка»

Опера «Русалка», созданная в 1855 году по драме А.С. Пушкина, является центральным произведением данного периода. В ней правдиво описана трагическая судьба крестьянской девушки, которую обманул князь. Даргомыжский в этом произведении создал жанр, поднимающий проблему социального неравенства (народно-бытовая музыкальная драма). 4 мая 1856 года впервые была представлена «Русалка» в петербургском Мариинском театре. Она была поставлена со старыми декорациями, небрежным исполнением, неподходящими костюмами, неуместными купюрами. Неудивительно, что эта опера не имела успеха. Кстати, постановка состоялась под управлением К. Лядова, который не любил Даргомыжского. До 1861 года «Русалка» выдержала всего 26 представлений. Однако в 1865 году она была возобновлена Комиссаржевским и С. Платоновой. В новом варианте опера имела огромный успех. Она была включена в репертуар множества театров, стала одной из самых любимых русских опер.

Музыкально-общественная деятельность

Много ли вы знаете о таком композиторе, как Даргомыжский? Биография в таблице, помещенная в учебники, содержит лишь самую основную информацию о нем. А между тем Даргомыжский был не только композитором. Музыкально-общественная деятельность Александра Сергеевича Даргомыжского развернулась с конца 1850-х годов. В 1859 году композитор стал членом комитета РМО (Российского Музыкального Общества). Участвуя в комиссии, рассматривавшей присылаемые на конкурс сочинения, он содействовал развитию русской музыки. Даргомыжский также участвовал в создании устава первой в нашей стране консерватории. В это же время Александр Сергеевич сблизился с композиторами, которые позднее стали членами «Могучей кучки» (Балакиревского кружка»). Результатом стало взаимное творческое обогащение.

Сотрудничество с «Искрой»

Даргомыжский, биография и творчество которого тесно связаны на протяжении всей жизни, в 1859 г. сотрудничал с «Искрой». Это был влиятельный в то время сатирический журнал. Сотрудничество наложило отпечаток на дальнейшее творчество композитора. Александр Сергеевич создавал музыку на стихи П. И. Вейнберга и В. С. Курочкина – поэтов, которые печатались в «Искре». Социальным содержанием пронизаны новаторские романсы Даргомыжского, относящиеся к этому времени: «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал». Тогда же продолжаются занятия композитора с певцами-любителями, а также создаются лирические романсы: «Я помню глубоко», «Что в имени тебе моем», «Расстались гордо мы».

Последняя опера Даргомыжского

Внимание композитора в последние годы его жизни вновь было приковано к опере. Задумав осуществить коренную реформу, Даргомыжский в 1866 году начал трудиться над «Каменным гостем» по произведению А. С. Пушкина. Он хотел написать музыку, не изменив текст Пушкина. Даргомыжский отказался от оперных форм, сложившихся исторически: вокальных ансамблей, развернутых арий. Его целью была непрерывность музыкального действия. Речитативно-ариозная декламация была взята за основу, то есть опера практически полностью построена на мелодизированном речитативе. Произведение было почти завершено спустя несколько месяцев. Смерть Даргомыжского помешала ему создать музыку только к последним 17-ти стихам. Ц. Кюи завершил «Каменного гостя» по завещанию композитора. Им же было создано и вступление к этой опере, оркестровал которую Н. Римский-Корсаков.

Значение «Каменного гостя»

«Каменный гость» стараниями приятелей Александра Даргомыжского был поставлен 16 февраля 1872 года на Мариинской сцене в Санкт-Петербурге. В 1876 году опера была возобновлена, однако не удержалась в репертуаре. До наших дней она все еще не оценена по достоинству. Не только среди отечественных композиторов (Римский-Корсаков, Мусоргский) нашли последователей новаторские принципы заключительной оперы Александра Сергеевича. Ее оценили и зарубежные музыканты. В частности, Ш. Гуно хотел создать собственную оперу, за образец взяв «Каменного гостя». В произведении «Пеллеас и Мелизандра» К. Дебюсси опирался на принципы реформы, которую осуществил Даргомыжский. Краткая биография его была бы неполной, если бы мы не рассказали об оркестровых произведениях Александра Сергеевича.

Оркестровые произведения Даргомыжского

Самыми яркими среди них можно считать «Бабу-ягу», «Чухонскую фантазию» и «Малороссийского казачка». Бытовые образы данных произведений обострены композитором с помощью гротескно-преувеличенной трактовки. Именно отсюда проистекает новизна использованных им художественных приемов. Они нашли продолжение в творчестве таких русских композиторов, как А. Лядов, М. Мусоргский и др. 17 января 1869 года в Петербурге скончался Даргомыжский (на фото ниже представлена его могила).

Краткая биография его сегодня изучается во всех музыкальных школах России. А произведения Александра Сергеевича исполняются в лучших театрах нашей страны и по сей день. Не много найдется среди наших соотечественников тех, кто никогда не слышал о таком композиторе, как Даргомыжский. Биография для детей и взрослых, представленная в этой статье, касается лишь основных его произведений и достижений. Мы будем рады, если вам захотелось продолжить знакомство с русской классической музыкой. Весьма интересен такой ее представитель, как Даргомыжский (биография и творчество). Кратко рассказать о его жизни и наследии теперь можете и вы.

Даргомыжский – краткая биография

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869), композитор.

Родился 2(14) февраля 1813 г. в селе Троицком (ныне в Тульской области) в дворянской семье.

Получил разностороннее домашнее образование. Решение молодого Даргомыжского посвятить себя музыке в значительной мере вызвано знакомством с М. И. Глинкой в 1835 г. Под влиянием Глинки он стал работать над первой оперой «Эсмеральда» (1847 г.) по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

В 40-х гг. были также написаны романсы «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Я вас любил» (на стихи А. С. Пушкина), «Мне грустно» (на стихи М. Ю. Лермонтова) и др.

Настоящий успех принесла Даргомыжскому созданная в 1855 г. опера «Русалка» на сюжет пушкинской поэмы, музыка которой отличается глубоким психологизмом.

В 1859 г. композитор был избран членом комитета Русского музыкального общества, а в 1867 г. стал председателем его петербургского отделения.

В своём позднем творчестве он обратился к поэзии П. Ж. Беранже («Старый капрал», «Червяк» и др.).

Последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» по одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Он трудился с упоением, но так и не успел закончить сочинение, 5(17) января 1869 года композитор скончался.

Завершил оперу Ц. А. Кюи, а инструментовал Н. А. Римский-Корсаков. «Каменный гость» был поставлен в Петербурге в 1872 г. Использование в музыке этой оперы интонаций обычной бытовой речи (метод так называемого интонационного реализма) явилось смелым новаторством и дало толчок для дальнейшего развития оперного жанра.


источники:

http://fb.ru/article/222375/kompozitor-a-s-dargomyijskiy-biografiya-tvorcheskoe-nasledie

http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-dargomyzhskogo