А Рублев Краткая биография

Андрей Рублев

Фото Все

Видео Все

АНДРЕЙ РУБЛЕВ. Начала и пути

Андрей Рублёв и Андрей Тарковский. ТВ передача

Русская культура. Андрей Рублёв. Выпуск 7

29Андрей Рублев — биография

Имя Андрея Рублева символизирует Святую Русь, ее непостижимое мастерство живописи, передающее дух русского народа, его суть и естество. Вглядываясь в образы, созданные кистью великого художника, понимаешь, насколько суетной жизнью мы живем, как все труднее найти современному человеку покой и гармонию с окружающим миром. Его живопись наполняет душу мудростью, чистотой и одухотворенностью, которой нам так не хватает сегодня. Его работы переполняет покой, любовь и благость, они дают надежду на возрождение нравственных сил человека, вселяют уверенность в том, что он готов пожертвовать собой во имя высокой цели.

Детство

Историки сходятся во мнении, что годом рождения Андрея Рублева можно считать 1360. Место рождения предположительно территория Московского княжеств, хотя из других источников следует, что прославленный иконописец родился в Великом Новгороде. Почти ничего не удается найти о том, кто были его родители, как прошло детство и юность. Из умозаключений искусствоведов и историков следует, что фамилию Рублев он мог унаследовать от родственников – ремесленников.

Свое имя художник получил после того, как принял монашеский постриг в Андрониковом мужском монастыре. Как его звали в миру, так и осталось тайной. Зато все исследователи единогласно заявляют, что отца Андрея звали Иваном, потому что на одной из икон его работы тех времен ясно читается подпись – Андрей Иванов сын Рублев.

Иконопись

Биография Андрея Рублева четко прослеживается с 1405-го года, когда в исторических летописях его имя вспоминается впервые. Там сказано, что прибывшие из Кафы Прохор-старец и Феофан Грек, вместе с чернецом Рублевым, расписали Благовещенский собор Московского кремля. Ему посчастливилось работать с корифеями, потому что с юных лет молодой художник славился своим мастерством владения славянской художественной иконописью.

Феофан Грек владел особой манерой письма, которая получила название живописной скорописи. Он умел точно и четко наносить мазки, и его работы отличаются величием, святые, изображенные на иконах и фресках, выглядят сурово и гениально. Рублеву повезло, он смог поучиться у великого мастера. Однако Андрей не стал полностью копировать стиль наставника, он взял из него самое лучшее, дополнил своим видением, и в итоге его святые выглядят не так сурово и драматично, как у Грека.

Работы Рублева отличает спокойствие, гармония, ясность. Искусствоведы обращают внимание на его палитру, которая напоминает ясный солнечный день – это сочетание золотистых полей с небесными васильками, алой зорьки и бирюзовой глади реки.

К сожалению, роспись стен в Благовещенском соборе не сохранилась, зато в его иконостасе есть семь икон, автором которых считают Рублева. Искусствоведы уверены, что его кисти принадлежат фигуры архангела Михаила и апостола Петра. Его стиль прослеживается в образах мучеников Георгия и Дмитрия, а также в иконах, освещающих главные события в жизни христианской церкви. Рублева считают автором фрески «Преображение», об этом красноречиво говорит палитра цветов, которую использовал великий иконописец. Иисус находится в кругу, а вокруг него, в полукруге художник расположил апостолов. Андрей видел в круге идеальную геометрическую фигуру, в такой манере выполнены его работы последних десятилетий.

В самом начале 15-го века Андрей Рублев и его соратник Даниил Черный принялись за роспись Успенского собора близ Звенигорода. По всей видимости, его пригласил князь Юрий Звенигородский, приходившийся крестником Сергию Радонежскому.

Сохранившиеся до наших дней фрески явно написаны в стиле Рублева, но это касается исключительно ликов святых Лавра и Флора. Остальные работы выполнены артельными художниками, которые находились под впечатлением от мастерства Рублева. Художник является автором трех фресок «Звенигородского чина».

Икона «Спас» воплощает в себе новые традиции, которые пришлись на лучшие годы иконописного искусства. К ранним работам художника можно отнести иллюстрации к «Евангелию Хитрову», где он написал символы евангелистов и их миниатюры. Лучше всего получился евангелист Матфей, и его миниатюра в виде ангела. Снова традиционный круг Рублева, в самом центре которого шагает юноша с крыльями ангела.

Икона «Спас» Андрея Рублева

Глядя на эту композицию, невольно ловишь себя на мысли, что все когда-то вернется на круги своя. Миниатюры в чем-то напоминают византийские традиции, однако имеют и существенные различия. Лики, написанные Рублевым, несут духовное спокойствие, углубленность в духовный мир и отрешенность от мирской суеты. Чего не скажешь об изображениях, созданных греками.

Второй раз имя великого иконописца упоминается в исторических записях 1408 года, из которых следует, что Андрей Рублев и Даниил Черный начали расписывать Владимирскую церковь.

Их кисти принадлежит роспись Успенского собора, который построили еще до нашествия монголо-татар. Фрескам с изображением Страшного суда художники отвели западную часть храма и своды. Эта работа Рублева считается самой известной из всех владимирских. Теперь это уже не набор отдельных полотен, а целая картина. Многие исследователи приходят к заключению, что «Владимирскую Богоматерь» написал именно Рублев.

Фреска Страшный суд Андрея Рублева

Глядя на пророка Даниила и ангела, который указывает на Страшный суд, апостола Петра и шагающих за ним праведников, ангелов, трубящих о спасении души – понимаешь, что таким видел Андрей Рублев Апокалипсис. Он не хотел напугать или навязывать свое мнение, как византийские иконописцы, он просто передавал свое видение Страшного суда, который может быть и милосердным, вселяющим надежду на избавление. К концу 1408-го года Русь подверглась нападению татарского войска, которое вел хан Едигей. Войско прошлось разрушительным маршем по Переславлю, Серпухову, Нижнему Новгороду и Ростову, вплотную приблизилось к Москве. От Троицкого монастыря не осталось ничего, в 1410-м прошлись по Владимиру, полностью разрушив Успенский собор.

На протяжении двух десятков лет имя Рублева не упоминается ни в одном документе. Можно предположить, что Рублева приютил Андроников монастырь. В 1422-м начали восстанавливать Троице-Сергиев монастырь, и именно в это время имя Рублева третий раз всплыло в исторических документах. Усыпальницу Сергия Радонежского когда-то украшал деревянный храм, а когда он сгорел, на его месте возвели каменный. Именно его нужно было расписать, и по приглашению игумена Никона за дело взялся Рублев. В итоге Троицкий собор получил икону, которая, по мнению искусствоведов, стала вершиной мастерства великого художника Андрея Рублева.

«Троица» Андрея Рублева

Она получила название «Троица». Иконописец опять использовал свой любимый круг, но теперь он очерчивается склоненными над чашей фигурами ангелов. В настоящее время исследователи творчества Андрея Рублева уже со 100% уверенностью могут сказать, что это он является автором икон «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», имеющие отношение к «Звенигородскому чину». Сейчас они украшают стены Государственной Третьяковской галереи. А вот остальные фрески и иконы, которые ранее считались «рублевскими», выполнили работники артели или современники великого художника, последователи его стиля.

Биография Андрея Рублёва

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 108.

Андрей Рублев (около 1360–1428 гг.) — выдающийся русский иконописец, один из ярчайших представителей московской школы иконописи, монументальной и книжной живописи образца XV века. Фрески и иконы Рублева, точно передающие суть православной религии, являются наследием русской и мировой культуры. Андрей Рублев, биография которого является олицетворением искреннего служения Богу, был канонизирован в лике преподобных.

Детство и юность

Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Предположительно иконописец родился в 1360 году в Московском княжестве в семье ремесленников.

До наших дней дошла икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублев». Ее подлинность вызывает у экспертов сомнения, однако она служит косвенным доказательством того, что отца известного художника звали Иваном.

Имя Андрей было дано художнику уже после монашеского пострига в Андрониковом монастыре, расположенном на левом берегу Яузы. Мирское имя Рублева неизвестно.

К интересным фактам об иконописце следует отнести и его прозвище Рублев, указывающее на принадлежность к ремесленникам. Оно основано от слова «рубель» — инструмента для накатки кож.

Творческий путь

Впервые имя Андрея Рублева в официальном источнике появилось в 1405 году. В летописи иконописец упоминался вместе с Прохором-старцем и Феофаном Греком, с которыми он занимался росписью Благовещенского собора в Московском Кремле. Подобный тандем указывает на то, что уже в то время талант Рублева был признанным, и его мастерство высоко ценилось корифеями иконописи.

Уникальность Рублева как художника-иконописца заключалась в том, что переняв все догмы московской школы иконописи, он смог сформировать свой собственный неповторимый и узнаваемый стиль. Его иконы наполнены внутренним светом и как нельзя более точно передают все грани нравственной силы и духовной красоты человека.

Второе упоминание о Рублеве датируется 1408 годом, когда он с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире. За прошедшие три года авторитет иконописца вырос настолько, что у него появились собственные ученики, помогавшие ему в росписи собора.

Далее следы иконописца теряются, и третье упоминание о нём появляется лишь в 20-х годах XV века. В этот период Рублев руководил работами в Троице-Сергиевом монастыре, однако его росписи до наших дней не сохранились.

В 1425–1427 гг. Рублевым была написана икона «Троица», которая стала вершиной творческого наследия русского иконописца. Как и прочие полотна Андрея Рублева, «Троица» хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Личная жизнь

При изучении краткой биографии Рублева стоит отметить, что ни жены, ни детей у художника не было. В юном возрасте Андрей Рублев принял осознанное решение посвятить себя служению Богу. Пройдя посвящение в монашеский чин, он тем самым отказался от возможности создания семьи. Вся жизнь и творчество Рублева были посвящены прославлению имени Господа и православной веры.

Историкам так и не удалось найти достоверные о семье художника, были ли у него родные сестры, братья, племянники.

Смерть и канонизация

Андрей Рублев ушел из жизни 17 октября 1428 года в Москве, страдавшей от эпидемии чумы. Умер он в Андрониковом монастыре, где вместе с Даниилом Черным трудился над фресками Спасского собора. Вскоре за художником умер и его верный друг и соратник Черный.

Похоронили Рублева неподалеку от колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). В 1988 году иконописец был канонизирован Русской православной церковью, и причислен к лику святых. Днем его памяти считается 17 июля.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Биография Андрея Рублева

Жена — нет
Дети — нет

Рублев Андрей (приблизительно 1360 –17.10.1428) – русский художник, монументальный живописец, известный иконописец. Монах, причисленный к лику святых.

Основные этапы биографии

Точных данных о жизни Рублева сохранилось немного. Его предположительное место рождения – Московское княжество, по другой версии – Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны. Судя по фамилии, его семья может иметь отношение к ремесленничеству. В молодые годы Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре, взяв имя Андрей. Одна из поздних икон подписана как «Андрей Иванов сын», несмотря на то, что подпись неподлинная, она считается косвенным подтверждением, что отец художника носил имя Иван.

В 1405 году, по свидетельству летописей, участвовал с Феофаном Греком и другими художниками в росписи Благовещенского собора в Москве. Из работ Рублева сохранились изображения праздников, отличающиеся особой гармоничной атмосферой, утонченностью и теплотой. Вероятно, художник к этому времени имел серьезный опыт и репутацию.

В 1408 году совместно с Д. Черным писал в Успенском соборе во Владимире. Ему принадлежит часть фресок изображения Страшного суда на западной стене. Несмотря на подавляющую тематику, работа Рублева демонстрирует просветление и всепрощение и не дает гнетущего ощущения страшной кары. В те времена художник был настоящим мастером школы живописи, имеющим собственный стиль, последователей и учеников.

В 20-х годах XV века под руководством А. Рублева и Д. Черного создавался иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, уцелели лишь три ряда иконостаса, разных по манере исполнения. К тому времени относится и создание «Троицы» – иконы, ставшей шедевром мировой живописи. Смысл, вложенный художником в эту удивительную работу, – самопожертвование во имя гармонии и жизни. Рублев скончался в 1428 году в московском Андрониковом монастыре во время эпидемии чумы.

Творчество

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.

В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

Большинство исследователей согласны с тем, что им, скорее всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублёва, в настоящее время большинство исследователей считает работой школы (артели) или даже просто современников мастера.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.

Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Всеобщее признание

В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение. Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина. В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).

Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева. Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева. Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.

В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.

Канонизация

Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.

По православному календарю, память святому совершается три раза в год:

  • 4 (17) июля — преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца (1428; служба без знака).
  • 6 (19) июля — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
  • В неделю перед 26 августа (8 сентября) — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ


источники:

http://obrazovaka.ru/alpha/r/rublyov-andrej-rublev-andrei

http://stories-of-success.ru/andreya-rubleva