А П Лосенко биография

А П Лосенко биография

Биография Антона Павловича Лосенко (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке. Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.

Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, — в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека. «, ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют. » Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Литература.
1. Каганович А. Г. «Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия». М., 1963.
2. Гаврилова Е. И. «Антон Павлович Лосенко». Л., 1977.
3. Воронихина Л., Михайлова Т. «Русская живопись XVIII века». М., 1989.

Лосенко Антон Павлович

(1737-1773)

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе. В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П. Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» — пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют. »

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

Антон Павлович Лосенко, картины и биография

  • Год рождения: 10 августа 1737
  • Дата смерти: 4 декабря 1773
  • Страна: Россия
  • Работы художника находятся:
    Эрмитаж
    Русский музей

Биография:

А. П. Лосенко появился на свет 10 августа 1737 года. Он родился в украинском городе Глухове. Великолепный художник, основатель исторической живописи, талантливый педагог Антон Лосенко был очень разносторонним и интересным человеком. Он имел много заслуг и наград. Весь свой жизненный путь мастер кисти посвятил художественному искусству. В его сердце горел неисчерпаемый факел вдохновения. Прекрасное творчество раскрывало его глубокий внутренний мир, а в душе царила большая любовь к людям.

Художник вырос в украинской, крестьянской семье. Его отец был купцом, мать занималась домашним хозяйством. Родители мальчика рано ушли из жизни. Антон стал сиротой. Его взяла на воспитание тётя, которая поддерживала своего племянника заботой. С детства будущий художник обладал незаурядными музыкальными и художественными способностями. Он любил петь, рисовать, заниматься творчеством.

В семилетнем возрасте родственники отправили его в Петербург в певческий придворный хор. Мальчик пел красиво и напевно. Это занятие ему нравилось, но победила любовь к искусству. В 1758 году юноша успешно поступил в Академию Художеств. Он обучался пять с половиной лет живописи у мастера кисти Аргунова. В учебном заведении Лосенко помогал преподавателям в делах. Должность подмастерья его очень радовала!

Позже, молодой человек был направлен учителями Академии в Париж на стажировку. Вместе с ним в заграничное путешествие отправился архитектор В. К. Баженов. Под руководством коллеги Ж. Рету он создал гениальный художественный шедевр «Чудесный улов». В картине отражён библейский сюжет классики с образом Христа. Екатерина II определила полотно в Императорский Эрмитаж. Она искренне была восхищена работами одарённого художника. Лосенко писал портреты поэтов, художников, актёров.

Французская Академия наградила его 3 серебряными медалями за заслуженный труд. С 1766-1769 годы Антон Павлович работал в Италии, где изучал древнеримскую культуру. Он копировал картины Рафаэля, творил сюжеты на античные темы. Художник много времени уделял работам в стиле «ню». Его привлекала красота обнажённого человеческого тела.

В 1769 он работал в Петербурге, где создал блистательное полотно «Владимир и Рогнеда». За него художнику было почётно присвоена высокая награда Академика исторической Живописи. В дальнейшем А. Лосенко стал помощником профессора, а затем получил звание профессора и руководящий пост директора Академии Художеств, где проработал до конца жизни. Он обучал студентов, создавал учебные пособия, внося новые разработки в художественную педагогику.

1773 год ознаменовался созданием произведения «Прощание Гектора с Андромахой». Закончить его Антон Павлович так и не успел. Он был затянут в общественные интриги и тяжело переживал несправедливое отношение к себе. Это очень мешало ему в творчестве. Художник замкнулся, искал уединение, был подвержен депрессии. Силы его были очень подорваны. Он тяжело заболел, и скончался от водянки в декабре 1773 года.

Память о замечательном живописце вечна жива! Его художественные работы известны всему миру.


источники:

http://rus-artist.ru/2012-12-04-19-32-36.html

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2922-anton-pavlovich-losenko-kartiny-i-biografija.html