А Н Воронихин биография

Архитектор Воронихин Андрей Никифорович: биография, постройки

Выдающийся русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин внес внушительный вклад в развитие отечественной архитектуры. Его постройки создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Да и сама жизнь архитектора достойна восхищения и удивления, пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным себе и своему характеру.

Семья и детство

А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Его отец был крепостным графа А. С. Строганова. В более поздние времена ходил по Петербургу слух, что Андрей был результатом внебрачной связи Строганова с крепостной Марфой. Но сам архитектор никогда не касался этой темы, и все его родственники категорически опровергают эту версию. Александр Строганов долгое время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, в его поместье были развиты различные художественные промыслы, существовало несколько мастерских. В одной из них, в мастерской иконописи, и обучался маленький Андрей, который очень рано проявил способности к рисованию.

Призвание

Строганов чутко присматривался к талантам людей и рано заметил способности мальчика в крепостной семье. Так Андрей попал в мастерскую Гаврилы Юшкова в селе Ильинском, при Тыскорском монастыре. В 1777 году Строганов отправляет юношу для продолжения образования в Москву, где Андрей Никифорович Воронихин обучается живописи. Он получает навыки миниатюриста, затем учится перспективной живописи. Но в это время судьба сводит его с крупнейшими архитекторами Москвы – В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Под их влиянием Воронихин увлекается архитектурой. Живопись же остается для него хобби и дополнительной возможностью выразить свои замыслы в зодчестве. В 1778 году он принимает участие в росписи Троице-Сергиевой лавры в команде с другими московскими мастерами.

Годы учебы

В 1779 году граф Строганов перевозит Воронихина в Санкт-Петербург, чтобы он мог всерьез заняться учебой в сфере зодчества. Он живет в доме графа, дружит с его сыном Павлом. Юноши вместе совершают несколько поездок по России, посещают Москву, юг России, Украину, осматривают черноморское побережье. В общей сложности путешествие длилось пять лет. Юноши чрезвычайно сблизились друг с другом, чувствуя себя почти братьями. Их образованием занимается выписанный из Франции по рекомендации Дени Дидро учитель – Жильбер Ромм. Молодые люди получают систематические знания по истории, естествознанию, математике, языкам. Такое образование было привычным делом в России тех времен.

В 1786 году граф Строганов дает крепостному Воронихину вольную, и он уже почти как равный отправляется с Павлом Александровичем и Жильбером Роммом в большое заграничное турне, осуществляемое при финансировании графа Строганова. Такой способ получения знаний о мире также был типичным для 18 века. Андрей Воронихин, биография которого тесно связана с семьей Строгановых, вместе с Павлом посещает Германию, Швейцарию, Францию. Там Воронихин получил широчайшие знания по архитектуре, он внимательно изучал постройки Европы, в частности немало часов посвятил исследованию Пантеона в Париже, сделал много зарисовок.

Революционная молодость

Будущий архитектор Воронихин и граф Павел Строганов надолго остались в Париже, где изучали зодчество, механику, историю. Там их застала Французская революция. Учитель молодых людей Жильбер Ромм был активным республиканцем и смог заразить своими идеями Строганова, в то время как Воронихин был далек от революционных событий, его больше увлекает искусство. Он много времени проводит в библиотеках, посещает музеи, увлекается ампиром и окончательно утверждается в желании стать архитектором. А Павел и Жильбер активно участвуют в революционных действиях. Граф А. Н. Строганов срочно требует молодых людей на родину. Ромм же остается в Париже, становится одним из лидеров революционеров, даже входит в Конвент, работает над новым календарем Республики. Позже его вместе с другими революционерами гильотинируют.

Первые шаги в профессии

В 1790 году архитектор возвращается в Санкт-Петербург, и его покровитель решает, что он готов к серьезной работе, и доверяет ему перестройку и отделку своего дворца, который сильно пострадал при пожаре. Во главе реконструкции встает Воронихин. Работы охватили огромную площадь, он достраивает библиотеку, картинную галерею, столовую, оформляет вестибюль и минеральный кабинет. Прежнюю барочную отделку, созданную Растрелли, зодчий меняет на строгий классический стиль. Строганов очень доволен своим протеже. Воронихин, постройки которого отличаются основательностью и изысканным стилем, показал себя как серьезный и грамотный зодчий. Это открыло ему дорогу в профессию.

Становление мастера

Окончив работы в Строгановском дворце, архитектор Воронихин приступает к перестройке дачи графа на Черной речке, затем к отделке дома в усадьбе Городня. Эти большие проекты позволили архитектору утвердиться в своих представлениях о жилой архитектуре, он приобретает практические навыки и постепенно набирается профессиональной силы и уверенности.

За проект колоннад для императорской резиденции в Петергофе Воронихин получает звание академика архитектуры. Ранее, в 1797 году, он уже получил звание академика перспективной живописи за цикл городских пейзажей, в том числе за работы «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», «Вид Строгановской дачи», в которых он гармонично сочетал два своих любимых ремесла.

Дача Строганова в Новой деревне, созданная Воронихиным, стала завершающей постройкой начального периода в творчестве зодчего. В этой постройке уже в полной мере виден масштаб и сила дарования архитектора.

Казанский собор

В 1799 году в Петербурге был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте. Император Павел Первый очень хотел видеть в столице России сооружение, подобное по грандиозности собору Святого Петра в Риме. Многие именитые архитекторы подают свои проекты на рассмотрение, но выигрывает конкурс малоизвестный еще Андрей Воронихин. Казанский собор был заложен в 1801 году и строился 10 лет. Проект органично продолжал палладианский стиль, который развивал в России Чарльз Камерон. Воронихин сотрудничал с английским зодчим, а в будущем заменял его на императорских заказах. Желаемое сходство с собором в Риме архитектор достигает при помощи полукруглой колоннады, которая раскрывается на Невский проспект. Грандиозное сооружение стало одним из самых оригинальных зданий России. Притом что работы по его созданию осложнялись недостаточностью площади, а также дефицитом средств, которые требовали постоянного внесения изменений в отделку собора. Храм был освящен в 1811 году, тогда же автору проекта был пожалован орден Святой Анны и право на получение пенсии из государственной казны.

Горный институт

В 1803 году Воронихин приступает к работе над вторым самым значимым в своей жизни проектом – зданием Горного института. Александр Первый поставил перед архитектором грандиозную задачу – создать сооружение, по которому иностранцы бы судили о величии российского государства. А. Н. Воронихин проектирует здание в любимом греческом стиле, но не прямо копирует античную архитектуру, а создает современное представление о ней. Грандиозный портик с колоннами придает постройке особую значительность и величие. Впечатление усиливают две крупных скульптурных группы «Геркулес и Антей» и «Похищение Прозерпины» русских скульпторов. Русский ампир в этом здании воплотился в своих лучших чертах. Кроме экстерьера Воронихин проектирует внутренне убранство института, придавая огромное значение деталям. Величественное здание с дорическими колоннами гармонично завершило композицию василеостровской набережной и придало виду из Зимнего дворца желаемую масштабность. Оформление выдвинутого портика является одним из самых необычных архитектурных решений своего времени.

Петербургские адреса Воронихина

Параллельно с работами над Казанским собором архитектор Воронихин ведет несколько проектов в Павловске, где строит знаменитый Розовый павильон, возводит несколько мостов и построек разного назначения. Воронихин является автором итальянского павильона, нескольких каскадов и колоннад в Петергофе. Также он выполняет частные заказы, в частности руководит реконструкцией дома министра уделов на Дворцовой набережной, работает над домами семьи Строгановых, в особняке Голицыных строит домовую церковь. Мастер принял участие в создании монетного двора в Петропавловской крепости, проектировал фонтан на Пулковой горе.

Дворцы

В 1803 году архитектор Воронихин привлекается к реконструкции центрального корпуса дворца в Павловске. Мария Федоровна доверяла зодчему, он отделывал ее покои в Зимнем дворце, поэтому она положилась на его вкус и сделала его главным архитектором Павловска. Воронихин полностью перепланирует постройки, создает орнаменты для росписи потолков. Почти одновременно архитектор работает над переделкой дворца Шереметьевых на Фонтанке. Они хотели создать интерьеры в модном классическом стиле, и Воронихин им в этом помог. Он создал просторные залы для собрания большого количества людей.

Еще одна значительная работа архитектора – это Константиновский дворец в Стрельне. Здание сильно обветшало со времен Петра Первого, и владелец дал приказ сохранить внешний облик, но модернизировать интерьеры. Воронихин полностью перепланировал внутренне убранство, разработал интерьеры в стиле ампир и руководил работами по реализации проекта. Однако пожар 1803 года почти полностью уничтожил отделку, а следующую реконструкцию поручили уже другому зодчему.

Частная жизнь

Андрей Воронихин (1759-1814) прожил интересную жизнь, при огромной загруженности на работе он реализовался и в семейной жизни. Еще в 1801 году архитектор женился на дочке английского пастора Мэри Лонд, или Марии Федоровне на русский манер. Она была сначала гувернанткой в доме Строгановых, а затем чертежницей и 10 лет проработала вместе с мастером. Невеста отказалась менять вероисповедание, и для заключения брака Воронихину пришлось собрать немало бумаг. После свадьбы молодые поселились в собственном доме. У пары родилось шесть сыновей, но почти все прожили недолго, на сегодняшний день прямых потомков Воронихина не осталось. Архитектор много и напряженно работал, в свободное время любил заниматься живописью, много читал.

Завершение пути и память

Скончался архитектор 21 февраля 1814 года. Похоронили его на самом престижном кладбище Санкт-Петербурга, в Александро-Невской лавре. На его памятнике потомки изобразили силуэт Казанского собора – главной постройки зодчего.

Лишь немногие здания Воронихина сохранились до наших дней. Но два его главных шедевра до сих пор украшают Петербург. Также сохранились некоторые его интерьеры и множество проектов, которые дают представление о мощи его таланта. Живописные работы Воронихина хранятся в Эрмитаже и Русском музее, а также в собрании Академии художеств.

Ученики Воронихина

Русский ампир нашел в творчестве Воронихина наиболее полное воплощение. Его ученики продолжали дело учителя, некоторые в прямом смысле. Так, Андрей Михайлов вместо наставника наблюдал за строительством Казанского собора. В своих авторских постройках Михайлов следует традициям Воронихина. Наиболее удачным его сооружением является церковь Святой Екатерины на Васильевском острове. Простота и элегантность замысла выдержаны в стиле Воронихина. Еще один ученик – Денис Филиппов — остался в истории архитектуры как автор Дома Академии наук на Васильевском острове, который также имеет типичные черты воронихинского ампира. Третий значительный последователь и ученик архитектора – Петр Плавов — известен как создатель Обуховской больницы на Загородном проспекте и лестницы Опекунского совета. Эти проекты также выдержаны в классическом стиле, пропагандируемом Воронихиным.

Биография и факты: Великий крепостной. Андрей Воронихин

Андрей Воронихин — фигура в истории отечественной архитектуре знаковая, без каких бы то ни было скидок эпохальная.

Андрей Никифорович Воронихин родился в 1759 году в селе Новое Усолье Пермской губернии, вотчине Строгановых, в семье крепостных. Поговаривали, что он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова и девицы-вогулки Марфы Чероевой, выданной позже замуж за служившего у барона дворецким Никифора Воронихина. Предположение это ничем не доказано, но, тем не менее, имеет место быть и неизменно озвучивается в материалах, посвященных судьбе архитектора.

Казанский собор

Когда в 1801 году архитектор приступил к строительству собора, ставшего впоследствии одной из самых значительных высот в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект был украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и то же здание, вышедшее из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение. Однако даже если Воронихин и обращал внимание на сплетни, то на его работе это никак не сказалось: работы кипели, живописцы Шебуев, Егоров, Иванов и Брюлло рисовали образа, рабочие облицовывали пудожским камнем фасады, а сам архитектор становился одним из самых знаменитых людей в городе.

Удалось ли Воронихину целиком воплотить свой проект в жизни? Едва ли. По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой — с южного фасада, а также получить колокольню и дом для клира. Впрочем, последнему есть любопытное объяснение. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви», Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император незамедлительно даёт категорический ответ: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему». Что ж, хозяин-барин, и Воронихин спорить не стал. Колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили обитель на углу Невского проспекта и Казанской улицы.

По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой — с южного фасада. Фото: Commons.wikimedia.org / Antonu

Биография

Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу А. С. Строганову. С раннего детства проявил способность к рисованию. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.

С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе. В 1786—1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова, покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году) Воронихин получил от Строганова отпускную, став таким образом свободным.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге — здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806—1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу.

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятная монета Банка России, посвящённая 250-летию со дня рождения А. Н. Воронихина.
2 рубля, серебро, 2006 год

Надгробие А. Н. Воронихина

Дворец в Павловске

В начале 1803 года в центральном корпусе Павловского дворца в пламени пожара погибают роскошные интерьеры Виченцо Бренна, а императрица Мария Фёдоровна, помимо забот политического характера, свалившихся на неё со смертью мужа Павла I, получает новую головную боль – реставрационные работы. Впрочем, она мгновенно перепоручает заботы своему придворному зодчему Воронихину и назначает его главным архитектором Павловска. Удивляться выбору не приходится: годом ранее Воронихин работал над интерьерами в Зимнем дворце на половине Марии Федоровны, а также над теми, что располагаются на втором этаже и смотрят на Дворцовую площадь.

Приступив к работам, Воронихин внёс изменения в отделку основных парадных помещений, эскизы для которых он нарисовал собственноручно, проявив свой талант ещё и в таком жанре, как рисование. Перекрытия в Греческом зале он украсил орнаментальной росписью «под купол», в залах Войны и Мира устроил кессонированные своды — художественные «углубления» в потолке. И, наконец, создал так называемый кабинет «Фонарик» — полуротонду со сферическим куполом, которая окнами выходила в благоухающий цветами садик.

Создавая интерьеры Павловского дворца, Воронихин сделал подробный план помещений, в котором расположил будущую мебель, драпировки и красивые детали в виде ламп, люстр и канделябров. Рассматривая наброски, нельзя не отметить, что архитектор был не просто великим зодчим, но и отличным художником, изящные изображения которого демонстрируют высокое мастерство.

Павловский дворец был заложен 25 мая 1782 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Награды

  • года, в связи с завершением работ по строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге, архитектор был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • года, по случаю освящения Казанского собора А. Н. Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени, украшенным бриллиантами, и пенсией.

Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе

Ещё в далёком 1721 году в идее обустройства Нижнего парка в Петергофе решили придерживаться принципа: каждому дворцу свой каскад. По первоначальному плану павильон «Эрмитаж» с южной стороны должен был украсить одноимённый каскад. Эскиз разработали, пригласив архитектора Николо Микетти, однако идею не осуществили, а к художественному принципу вернулись в конце XVIII века, начав работы по проекту Воронихина.

Каскад выглядел как прямоугольный бассейн с водопадными уступами и с восемью плоскими мраморными чашами, в которые сбегала вода. Для оформления использовали статуи Геркулеса и Флоры, однако через год их заменили на бронзовые фигуры львов, сделанных по моделям скульптора Ивана Прокофьева из-за чего каскад и стали именовать «Львиным». В своём первоначальном блике Каскад, увы, до наших дней не дожил. В 1854—1857 годах по проекту по проекту Андрея Штакеншнейдера бассейн увеличили, установили трёхстороннюю колоннаду из 14 восьмиметровых колонн и разместили между ними 12 чаш с одноструйными фонтанами. Из задумок Воронихина остались только львы с разверстыми пастями, из которых обрушиваются потоки воды.

Во время Великой Отечественной войны каскад серьёзно пострадал; остались лишь цоколь, часть колоннады и повреждённые мраморные чаши. Фото: Commons.wikimedia.org

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой, однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) — прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец — Никифор Степанович Воронихин
  • Мать — Пелагея Ивановна
  • Племянник — Воронихин, Николай Ильич, рязанский губернский архитектор.

Однако многим биографам архитектора версия родства со Строгановыми кажется очень вероятной, так как граф Александр Сергеевич Строганов, по этой легенде приходившийся ему дядей, взял его в свой дом на воспитание не случайно, зная, во-первых, об истинном его родителе, а во-вторых, о художественных дарованиях мальчика. Собственный его отец, барон Александр Николаевич, если следовать этой версии, не мог взять его к себе и дать вольную, так как и мальчик, и его мать являлись крепостными графа Строганова.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 — ) — англичанке и чертёжнице, проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать огромное количество различных бумаг, так как Мэри Лонд исповедовала другую веру и не хотела сначала переходить в православие, а Синод не давал разрешения на брак православного человека и протестантки. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.

Шереметьевский дворец на Фонтанке

В 1801 году граф Николай Шереметев возвращается из Москвы и решает прочно обосноваться в Петербурге. К этому моменту во дворце уже вовсю шли строительные работы под началом архитектора Ивана Старова, которого граф всегда привлекал к отделке интерьеров. Однако после женитьбы на своей крепостной Прасковье Ковалёвой, он задумывается о более радикальной смене декораций и привлекает к строительству Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина.

Здание решают отреставрировать в модном в те годы стиле классицизм, а Воронихин приступает к внутренней отделке помещений, уничтожая «Плитошную» и «Китайскую» комнаты, снимая деревянные панели и штофы, и устанавливая новые печи и камины. Стены интерьеров отделывают искусственным мрамором, а в саду строят Манеж.

Нужно отметить, что именно с приездом Николая Шереметева усадьба становится одним из негласных увеселительных мест в столице. Негласных оттого, что хоть хозяин Фонтанного и являлся обер-камергером двора Павла I, его фактическая супруга Прасковья Жемчугова, (к слову, одна из самых выдающихся певиц того столетия), не являлась его законной женой и едва ли Павел I мог одобрить морганатический брак одного из своих приближённых.

Дворец Шереметевых («Фонтанный дом») является памятником архитектуры Федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Воронихин в жизни

В личной жизни Воронихин отличался редкой скромностью и отзывчивостью. Печать «низкого» происхождения, отпугивавшая от него поверхностных людей, не помешала ему приобрести всестороннюю образованность и развить в себе такт, потребный в той сфере общества, в которой он вращался. Семья архитектора (а женат он был на чертежнице Мэри Лонд, дочери английского пастора) являлась едва ли не первым в нашем отечестве образчиком трудовой интеллигентной семьи.

Скончался Воронихин в 1814 году и был похоронен с почестями на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.

Константиновский дворец

Многострадальный «русский Версаль в Стрельне», которым Пётр I мечтал утереть нос французам, за свою многовековую историю успел и обветшать, и сгореть. Перешёл он в конце XVIII века к цесаревичу Константину Павловичу в удручающе обветшалом состоянии. Современники вспоминали: «на плитовых террасах и помостах укоренились толстые берёзы и осины: в окошках свистел ветер. Путешественник бежал сих печальных мрачных мест или останавливался единственно для вопрошания эха, которое три раза ответствовало из развалин».

Однако новый владелец не стал предаваться печали, а призвал к работам всесильного Воронихина, приказав отреставрировать здание, сохраняя облик дворца, каким он был при жизни Петра I. Таким образом, архитектор оставил неприкосновенными фасады, но видоизменил планировку самого дворца, создав лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк. Неизвестно, какой шедевр зодчества мог родиться из задумок Воронихина, но завершению работ помешал грандиозный пожар 1803 года, который уничтожал отделку большинства помещений. Впоследствии брат Константина император Александр I выделил из бюджета внушительные средства на восстановление дворца, но в 1805 году Воронихина отстранили от работ, а на его место позвали архитектора Луиджи Руска, который поставил конечную точку в работе своих предшественников, трудившихся над Константиновском дворцом на протяжении всего XVIII века, став человеком, отреставрировавшим дворец и придавшим ему законченный вид.

В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента. Фото: Commons.wikimedia.org / Ghirla

Здание Горного института

В январе 1804 года Горное Училище решено преобразовать в Горный кадетский корпус. Для этих целей приглашают Воронихина, который строит комплекс новых зданий, из которых через семь лет вырастает величавый архитектурный ансамбль, украшенный портиком из двенадцати колонн и изваяниями «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины».

В помощь Воронихину, который в то время был занят строительством Казанского собора, назначили архитектора Александра Штауберта, работавшего в Петербурге над «народными» учреждениями: гимназиями, тюрьмами и больницами. Он же помогал Воронихину строить Домовой Храм преподобного Макария Египетского для того же Горного университета. Новый храм перестроили в стиле высокого классицизма и освятили в апреле 1810 года.

Говоря о Горном институте, нужно добавить, что работая над новым зданием, Воронихин включил в план стены первых домов, в которых начинало свою деятельность Горное училище. Часть первого здания можно увидеть и сейчас, для этого нужно лишь зайти во двор института.

В настоящее время Санкт-Петербургский горный университет представляет собой один из ведущих в своей области научно-образовательных центров России. Фото: Commons.wikimedia.org / Szczebrzeszynski

До конца своих дней Воронихин работал в области прикладного искусства, преподавал в Академии художеств и, живя в доме на Васильевском острове, пожалованном ему за профессорскую деятельность, работал над последним проектом, откликавшемся на события войны с Наполеоном: храмом-памятником и триумфальной колонной из трофейных французских пушек. Увы, чертежи так и остались чертежами — в феврале 1814 года Андрей Никифорович скончался. Похоронили великого зодчего на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установили памятник в виде колонны, ствол которой пересекает рустовка с высеченном на ней барельефом с изображением Казанского собора.

Работы архитектора А.Н.Воронихина

Сейчас уже невозможно представить Петербург без Казанского собора на Невском проспекте. Это здание стало лучшим творением замечательного русского архитектора эпохи классицизма Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814 гг.). Другие его замечательные работы — Горный институт, Дом Государственного Казначейства,коллонады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске, мостики, арки, фонтаны, беседки, предметы прикладного искусства и многое другое. Талант Воронихина был многогранным- он прославился не только как архитектор, но и как график, живописец, оформитель интерьеров. У великого зодчего была необычная судьба.

Неизвестный художник. Портрет А. Воронихина. нач.19 в.

Молодые годы

Воронихин родился 17 (по новому стилю 28) октября 1759 года в селе Новое Усолье на Урале — в центре обширных вотчин графов Строгановых, крепостным которых и был будущий зодчий. Художественные способности у Воронихина обнаружились еще в детстве. Он в 1777 году попал в Москву. Здесь Воронихин мог получить первые уроки зодчества у прославленных архитекторов — В.Баженова и М.Казакова. Успехи в учении, которых добился талантливый юноша. привлекли к нему внимание сиятельного хозяина — графа А.С.Строганова, известного любителя и покровителя искусств, возглавлявшего работу Публичной библиотеки и Академии художеств в Петербурге.

Выполняя желание графа, Воронихин переезжает в Петербург и становится “домашним художником” Строгановых. Он получает возможность познакомиться со многими выдающимися представителями русской культуры, посещавшими Строгановский дворец. Среди них были литераторы Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин, живописцы С.Щукин и В.Боровиковский, скульптор И.Мартос, композитор Д.С.Бортнянский, географ и путешественник П.С.Паллас, математик Л.Эйлер. Общение с ними, несомненно, оказало на развитие будущего зодчего самое благотворное влияние. Дружеские отношения завязались между Воронихиным и воспитателем юного графа Павла Строганова — Жильбером Роммом, позже принявшим активное участие в событиях французской революции. Вместе с П.Строгановым и Ж.Роммом молодой Андрей Воронихин совершил несколько поездок по России, во время которых смог познакомиться с памятниками зодчества и народного искусства.

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене. 1810-е гг.

Поездка за границу

В 1786 году Воронихин был освобожден от крепостной зависимости, но остался на службе у Строгановых. Он понимал, что покровительство всесильного мецената может многое дать ему как художнику. И действительно, уже летом 1786 года Андрей получает возможность отправиться в заграничное путешествие, сопровождая Строганова и Ромма. Путешественники проехали через Германию, жили в Швейцарии, а в год начала французской революции оказались в Париже.

За границей Воронихин продолжал упорно заниматься рисованием, акварельной живописью, архитектурой. Какой силой воли, какой настойчивостью нужно было обладать, чтобы без посторонней помощи, шаг за шагом овладевать секретами сложнейшей профессии архитектора! Но эти усилия окупились.

А.Н.Воронихин.Вид замка в Глене (Швейцария).1787 г.

Работы Воронихина

Интерьеры в Строгановском дворце

В 1793 году, через три года после возвращения в Россию, Воронихину предоставляется возможность выполнить первую крупную самостоятельную архитектурную работу. Он проектирует и осуществляет отделку парадных интерьеров Строгановского дворца и возводит корпус, предназначенный для размещения картинной галереи графа.

Превосходную акварель с ее изображением, выполненную Воронихиным, А.С.Строганов представил на рассмотрение совета Академии художеств.

Значительной работой было и создание в Строгановском дворце двухярусного минерального кабинета. Здесь Воронихин реализовал сложное пространственное решение.

Строгановский дворец. Архитектор В.В.Растрелли.1753-1754 гг. А.Н.Воронихин. Вид картинной галереи в Строгановском дворце.1793 г. Минеральный кабинет в Строгановском дворце.1791-1792 гг.

Строгановская дача

Вскоре Воронихин выполнил для Строгановых еще одну архитектурную работу — спроектировал в пригородных владениях графа, на Большой Невке, парковый павильон, названный “Строгановской дачей”. Это здание было предназначено для приема гостей. К сожалению, сооружение до наших дней не сохранилось, но осталось на холсте автора.

За картину маслом с изображением дачи (картина хранится в Государственном Русском музее) Воронихин в 1797 году удостоен звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

А. Н. Воронихин.Вид на Строгановскую дачу в Петербурге. 1797 г.

Скульптура у входа и скульптура в парке объединяют дачу с окружающей природой.

А.Н.Воронихин. Фонтан Нептун. Строгановская дача.1797 г.

Колоннады в Петергофе

В 1800 году Воронихину удается получить заказ на составление проекта перестройки колоннад у “ковша Самсона” в Нижнем парке Петергофа. С этим заказом мастер справился великолепно, что стало началом для официального признания Воронихина архитектором. А колоннады назвали Воронихинскими, в честь зодчего.

Но еще раньше, в марте 1800 года, он был принят в Академию художеств в качестве преподавателя архитектурного класса. С этого времени начинается успешная педагогическая деятельность зодчего, которая продолжалась до самой его кончины в 1814 году.

Воронихинские колоннады. Петергоф

Казанский собор

Граф Строганов не сомневался в успехе, когда рекомендовал царю Павлу I разработанный Воронихиным проект Казанского собора в Петербурге. И действительно, проект произвел должное впечатление и был утвержден.

На главной магистрали Петербурга — Невском проспекте — возвышается здание, неизменно привлекающее внимание своим обликом. Это Казанский собор, обращенный к проспекту крыльями колоннад, между которыми расположена полукруглая площадь. Легко, без напряжения, несут высокие коринфские колонны перекрытие, увенчанное балюстрадой. Разбег колоннад словно останавливается массивными портиками с рельефными фризами. В центре сооружения еще один портик, под сенью которого величественные бронзовые статуи. Над его треугольным фронтоном купол, поднятый на стройном цилиндрическом барабане. В этой уникальной архитектурной композиции чувствуется удивительное сочетание, казалось бы, противоположных качеств — уверенной мощи и порывистого движения, настороженнной суровости и торжественного пафоса.

Казанский собор в Петербурге.1814 г.

Казанский собор — лучшее произведение замечательного русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина. Бывает так, что имя художника входит в историю искусства благодаря одному выдающемуся творению. Например, “Горе от ума” А.С.Грибоедова, опера “Князь Игорь” А.П.Бородина, “Явление Христа народу” знаменитое полотно А.Иванова. Казанский собор совсем не единственное творение Воронихина. Но именно в этой постройке, которой зодчий отдал лучшие годы жизни, выразились мощь и своеобразие его таланта. И поэтому столь неразделимо связаны имя архитектора и созданное им здание.

Казанский собор возводили с 1801 по 1811 год. Это было время знаменательное в истории города на Неве. Значительно повысился интерес к градостроительству, разработке крупных архитектурных ансамблей.

Проектируя Казанский собор, Воронихин одним из первых среди русских зодчих продемонстрировал новое отношение к решению этих задач. Композиция Казанского собора сложилась на основе точного учета градостроительной ситуации.

Здание собора имеет в плане форму вытянутого с запада на восток латинского креста. Его поставили в глубине квартала. Восточным фасадом, необычайно выразительным по пластике, здание обращено к каналу Грибоедова (бывшего Екатерининского), который был одной из важнейших водных артерий Петербурга.

Купол, поднимающийся над собором на высоту 62 метра, ясно выделяет в силуэте города узловую точку его планировочной структуры — пересечение радиальной (Невский проспект) и кольцевой (канал Грибоедова) магистралей. При помощи наружных колоннад, расположенных на северном фасаде, здание органично связано с Невским проспектом, тем самым определяется принадлежность собора к ансамблю главной улицы города.

Боковые бортики колоннад размещены строго по осям отходящих от проспекта проездов — набережной канала и улицы Казанской. Благодаря колоннадам в застройку Невского проспекта вводится широкий разрыв, возникает дополнительная, боковая перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком и куполом.

Согласно проекту Воронихина наряду с площадью, раскрытой к Невскому проспекту, в композицию здания вошла еще одна — полукруглая площадь, расположенная перед западным входом в собор — со стороны Казанской улицы. Эту площадь ограничивает высокая чугунная ограда, звенья которой укреплены между массивными гранитными устоями в виде колонн. Монументальность общего решения и четкость ритмического рисунка композиционно связывают ограду с возвышающимся рядом громадным зданием.

Внутри Казанского собора, Петербург. 2010-е гг. Решетка, отлитая по рисунку А.Н.Воронихина, у Казанского собора. Петербург. 2010-е гг.

Для России начало 19-го века явилось временем трудных испытаний, борьбы народа против наполеоновского нашествия. Мажорная, торжественная архитектура Казанского собора, сооружение которого завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года, оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом.

Патриотическая тема нашла воплощение и в скульптурных произведениях, составивших с архитектурными формами единое целое. Да и сама жизнь позаботилась о том, чтобы связать собор с важнейшими историческими событиями, сделать здание памятником русской воинской славы.

Именно из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию Михаил Илларионович Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда французские войска был изгнаны за пределы России, доставили прах великого полководца из маленького немецкого городка Бунцлау. Тело Кутузова погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма, со стороны Невского проспекта. Рядом на специальных кронштейнах, укрепленных на стенах, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русской армии городов.

Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году закреплено установкой перед боковыми портиками колоннад двух монументов, посвященных М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли, возглавлявшим русские войска во время Отечественной войны 1812 года.

Строгая ограда у могилы Кутузова и кронштейны для трофеев, сделанные по рисункам Воронихина, — последние завершающие детали замечательного ансамбля, прославившего зодчего.

Горный институт

Проектируя Казанский собор и осуществляя руководство строительством, Воронихин создал и множество других проектов, в которых его талант засверкал яркими гранями. В 1806-1811 годах по плану Воронихина полностью перестроили дома, занятые Горным кадетским корпусом. Тогда это было одно из старейших учебных заведений Петербурга, созданное на базе Горного училища, позже преобразован в Горный институт.

Разрозненные строения были соединены в одну постройку, единый архитектурный ансамбль.

В результате реконструкций на берегу Васильевского острова образовалось монументальное здание с колоссальной дорической колоннадой в центре. Горный институт, которым со стороны моря началась застройка невских берегов, символизирует их строгую красоту и величавость.

А.Н.Воронихин.Проект Горного кадетского корпуса. Горный институт в Петербурге

Павловский парк

В 1800-х годах Воронихин много работал в пригородах столицы, больше всего — в царском Павловске. Павловский парк украсился мостами, спроектированными Воронихиным, и построенным по его же проекту поэтичным Розовым павильоном. Во дворце, пострадавшем в 1803 году от пожара, Воронихин восстанавливал анфилады великолепных залов.

В южной галерее был создан малый кабинет, названный “Фонарик”, изящной формы, с изысканным интерьером, в котором дворцовая роскошь естественно сочетается с уютом жилых покоев.

Розовый павильон в Павловском парке.1811-1812 гг. Кабинет Фонарик в Павловском дворце.1808 г.

Дом в усадьбе Братцево

В 1813 году по заказу графа Строганова архитектор строит в подмосковной усадьбе Братцево двухэтажный небольшой дом взамен сгоревшего в 1812 году особняка. В парке возводится беседка с колоннами — ротонда, названная «Миловид».

Пейзажный английский парк срастался с фруктовым садом и вместе с беседкой, каменным мостом, каскадом прудов и статуями составляли единый ансамбль усадьбы.

Дом в усадьбе Братцево под Москвой.1813 г. Беседка «Миловид» в парке Братцева. 1813 г.

Наследие А.Н.Воронихина

Графическое наследие зодчего, в которое входят сотни чертежей, рисунков, акварелей, подготовительных эскизов, выполненных карандашом или тушью, говорит о Воронихине как о художнике, обладавшем характерной техникой мягкого, размытого штриха. Разрабатывая свои замыслы на бумаге, зодчий серьезное внимание уделял как композиции в целом, так и мельчайшим ее деталям. Это и обеспечивало его произведениям то великое единство стиля, к достижению которого Воронихин постоянно стремился.

В 2019 году была юбилейная дата — 260 лет со дня рождения А.Н.Воронихина. Это стало еще одним поводом оглянуться назад, вновь оценить глубину таланта и влюбленность в свое дело архитектора, достигшего мастерства не только за счет природной одаренности, но и в значительной степени благодаря осознанию своего жизненного предназначения, подкрепленному вдохновенным трудом.

А.Н.Воронихин.Проект Исаакиевского собора.1813 г. А.Н.Воронихин.Проект храма, посвященного победе 1812 года. 1813 г. А.Н.Воронихин.Проект моста в виде руин. А.Н.Воронихин.Проект фонтана у Пулковской горы.


источники:

http://ggn64.ru/biografii/biografiya-i-fakty-velikiy-krepostnoy-andrey-voronihin.html

http://artlegends.ru/arhitektura/raboty-arhitektora-a-n-voronihina