А Н Пахмутова биография

Биография Александры Пахмутовой

Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.

Детство

Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).

Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.

Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.

С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.

Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.

Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.

Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.

Юность

Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.

Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.

Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.

В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь

Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».

А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС. В знойный августовский день их бракосочетания пошел сильнейший ливень, что молодые супруги посчитали хорошим знаком.

В медовый месяц они поехали в Абхазию к родственникам Пахмутовой, а в первую брачную ночь гуляли по берегу Черного моря, любуясь лунной дорожкой. Александра Николаевна говорила в интервью, что их первый совместный отпуск был достаточно скромным, но самым счастливым в жизни. Молодые супруги дни напролет купались в море и загорали, а вечером тетя Али угощала их национальными блюдами Кавказа и вином.

С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.

Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.

Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города – волгоградский «Ротор».

Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.

А Н Пахмутова биография

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). Эта знаменитая на весь мир школа дала путёвку в жизнь многим выдающимся мастерам музыкального искусства. В одном классе с Александрой Пахмутовой учились будущие лауреаты Международных конкурсов Е.Малинин , Л.Берман , И.Безродный , Э.Грач , Х.Ахтямова .

По окончании музыкальной школы в 1948 году А.Пахмутова поступает в Московскую Государственную консерваторию, где занимается у выдающегося композитора и уникального педагога профессора Виссариона Яковлевича Шебалина . В 1953 году она заканчивает консерваторию, а в 1956 году — аспирантуру с диссертацией на тему Партитура оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» .

Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра ( Русская сюита , Концерт для трубы с оркестром, Увертюра Юность , Концерт для оркестра, Ода на зажжение огня, Музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita ), и сочинения кантатно-ораториального жанра ( Василий Тёркин , Прекрасная, как молодость, страна , кантаты для детского хора и симфонического оркестра Красные следопыты , Отрядные песни ). На музыку А.Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском Государственном театре оперы и балета был поставлен балет Озарённость .

Александрой Пахмутовой написана музыка к кинофильмам: Семья Ульяновых , По ту сторону , Девчата , Яблоко раздора , Жили-были старик со старухой , Три тополя на Плющихе , Закрытие сезона , Моя любовь на третьем курсе , Полынь — трава горькая , Баллада о спорте , О спорт, ты — мир! (официальная картина, созданная по заказу Международного Олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве), а также к фильмам Битва за Москву , Сын за отца .

Особое, можно сказать, исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. В песнях композитора есть та мелодическая «изюминка», которая, как заметил Евгений Светланов , «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании». Все партитуры своих песен она всегда пишет сама — будь то симфонический оркестр или эстрадный, оркестр народных инструментов или современный компьютер. Пахмутова писала: «Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но — закон. Но талант еще не гарант. Как будет воплощён замысел песни, как будет развиваться её тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии — всё это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ».

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Л.Ошанин , М.Матусовский , Е.Долматовский , М.Львов , Р.Рождественский , С.Гребенников , Р.Казакова , И.Гофф . Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз А.Пахмутовой с поэтом Н.Добронравовым , давший нашему песенному жанру многие яркие, творчески самобытные песни.

Выпущено несколько десятков авторских грампластинок композитора. Среди них — Созвездье Гагарина , Обнимая небо , Таёжные звёзды , Любовь моя — спорт , Птица счастья , Шанс , пластинки с записями музыки к кинофильмам. А.Пахмутова — обладатель «золотого» диска фирмы Мелодия за грампластинку Песни Александры Пахмутовой . В 1995 г. вышел компакт-диск с записью симфонических произведений в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова (фирма Мелодия ). В том же году выпущен компакт-диск с песнями Пахмутовой Как молоды мы были , а в 1996 г. — компакт-диск Зарево любви .

Не только песни, но и симфонические произведения композитора с успехом исполняются за рубежом. Наиболее часто зарубежные симфонические оркестры включают в свой репертуар Концерт для трубы с оркестром и Русскую сюиту .

Активная творческая деятельность А.Пахмутовой всегда успешно сочеталась с деятельностью общественной. В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни Красная гвоздика . С 1968 по 1991 год была секретарём правления Союза композиторов СССР, с 1973 по 1995 г. — секретарём правления Союза композиторов России. С 1969 по 1973 г. была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 г. — депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. Общественная деятельность А.Пахмутовой — это не только работа в руководящих органах Союза композиторов и Верховного Совета, это и никем не зарегистрированные, никем не подсчитанные сотни, а может быть, тысячи шефских выступлений и встреч с рабочими, воинами, студенческой и спортивной молодёжью.

А.Н.Пахмутова — народная артистка СССР (1984 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1967 г.), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982 гг.), Герой Социалистического Труда (1990 г.). В 1976 г. её именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в г.Цинциннати (США) малая планета № 1889, открытая крымскими астрономами.

Живёт и работает в г.Москве. Почётный гражданин г.Луганска (1971), г.Усть-Илимска (1979), г.Волгограда (1993), г.Братска (1994), г.Москвы (2000).

Александра Николаевна Пахмутова

Фото Все

Видео Все

Сегодня вечером. Александра Пахмутова. Выпуск от 15.11.2014

Пахмутова и Добронравов. Мелодия и Орфей. Фильм-концерт

Наедине со всеми 12.04.2016 /Александра Пахмутова и Николай Добронравов/ Naedine so vsemi 12.04

Александра Пахмутова — биография

Эта маленькая светловолосая женщина давно стала настоящей легендой советского и российского композиторского искусства. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. За заслуги в области искусства в 1984 году Александре Николаевне было присвоено звание Народной артистки Советского Союза. По ее песням можно было проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.

За свою долгую творческую биографию Пахмутова стала автором четырех сотен композиций, создала множество произведений для симфонического оркестра. Когда на телевизионном экране идут передачи, посвященные творчеству Пахмутовой и Добронравова, их внимательно смотрит вся страна. Соотечественники восхищаются творческим и семейным долголетием этой прекрасной, необыкновенно талантливой парой.

Детство

Александра Пахмутова родилась в поселке Бекетовка 9 ноября 1929 года. Населенного пункта с таким названием давно уже не найти на карте. Он находился рядом со Сталинградом, сейчас является частью этого города, переименованного в Волгоград. Улица, на которой выросла Аля Пахмутова, сохранилась, она носит название Омской. Родители девочки, Николай Андрианович и Мария Амплеевна, очень внимательные люди, быстро поняли, что их младшая дочь имеет большие музыкальные способности.

Александра Пахмутова в юности

Отец работал на электростанции, а когда у него выдавалась свободная минутка, усаживался за пианино. Маленькая Аля слушала музыку, затаив дыхание, забыв обо всем на свете. Ей тоже хотелось играть на пианино. Когда девочка выросла настолько, что смогла дотянуться до клавиатуры, она стала на слух подбирать мелодии любимых песен. Отец, увидев такое трепетное отношение к музыке, взял руководство обучением дочери в свои руки. Девочка быстро усваивала уроки, в пятилетнем возрасте она уже вышла на сцену клуба электростанции, сыграв для зрителей «Жаворонка» М. Глинки.

В семь лет родители записали дочь в музыкальную школу, которая располагалась в 18 км от Бекетовки. Чтобы не опаздывать на занятия, малышка вставала чуть свет, но ее нисколько не смущала долгая дорога. Она росла настоящим сорванцом, девчачьи игры с куклами Алю совершенно не интересовали. Зато этой веселой, общительной крошке нравились шумные мальчишеские игры. Особую привязанность девочка испытывала к собаке Чарли, делая ее участников всех своих развлечений.

Аля хорошо запомнила последний день мирной жизни в Бекетовке. Вечером 21 июня 1941 года в клубе электростанции собрались родные и друзья Пахмутовых, чтобы послушать радио. Передавали концерт учащихся сталинградской музыкальной школы, Аля исполняла произведения Й. Гайдна. Веселая, оптимистичная музыка этого композитора очень нравилась девочке.

Ученики прекрасно подготовились к концерту. Нескольким из них выпала большая честь — выступать 22 июня в городском парке, среди них была и ученица 4-го класса Пахмутова. Утром в воскресенье начался концерт. Самая юная участница, Аля Пахмутова, вышла на сцену одной из первых, исполнив две пьесы собственного сочинения под названием «Вальс» и «Прелюдия». Но зрителям не удалось прослушать весь концерт, вскоре их известили о начавшейся войне.

В то время 11-летняя девочка даже не подозревала, сколько беды и горя принесет война. Когда враг вплотную подступил к родному городу, начались бомбежки. Работников электростанции вместе с их семьями стали эвакуировать в Казахстан. В это голодное и трудное время люди не думали о себе, все было подчинено единственной цели – уничтожить врага. После школы девочка была одна до самой ночи, мать и старшая сестра возвращались поздно, обе работали на заводе.

К тяжелой жизни в Караганде Аля быстро привыкла, но ей очень не хватало музыки. Совершенно случайно в руки девочки попал аккордеон. Огромный инструмент был неудобным и тяжелым, но Алю это не останавливало. Поскольку никто из окружающих не умел играть на аккордеоне, девочка решила освоить его самостоятельно. Через некоторое время она уже играла небольшие пьесы.

Летом 1943 года семья Пахмутовых вернулась в родной поселок. В Сталинграде только что окончились страшные бои. Развалины родного города еще дымились, на месте музыкальной школы зияла воронка с грудой обломков. Любимая учительница музыки погибла при бомбежке, от дома Пахмутовых осталась только одна стена. Все это выглядело так страшно и печально, что казалось нереальным. Алю утешал только любимый аккордеон. Она играла на нем фронтовые песни, а солдаты, расквартированные в уцелевших домах Бекетовки, подпевали ей.

Самыми любимыми песнями Пахмутовой в то время были «Соловьи, соловьи» и «»Прощай, любимый город».

Как только появилась возможность отправиться в Москву, Аля уехала учиться. В то время девочке было 14 лет. Она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени Чайковского. Пахмутова училась в специализированном классе фортепиано, после занятий бежала на кружок юных композиторов, работавший под руководством Виссариона Шебалина и Николая Пейко.

Этот кружок называли «Школой одаренных детей». Он дал путевку в жизнь целой плеяде талантливых музыкантов и композиторов, получивших мировую известность. После окончания музыкальной школы Александра поступила учиться в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Через 10 лет после начала обучения в столице она стала дипломированной специалисткой с высшим образованием. Но и этого Александре было мало, три следующих года она училась в аспирантуре. Композитор Пахмутова защитила диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки»

Музыкальная карьера

Эта женщина обладает выдающимися способностями, ее талант не знает никаких преград. Она пишет музыку в разных жанрах, к которым относятся и серьезные произведения для симфонических оркестров. Пахмутова является автором многих композиций – «Русской сюиты», «Концерта для трубы с оркестром», «Оды на зажжение огня», «Увертюры «Юность». Два первых произведения особенно полюбились за рубежом, их часто включают в свою программу иностранные симфонические оркестры. На музыку Пахмутовой хореографы одесского театра оперы и балета в содружестве с Московским Большим театром поставили великолепный балет под названием «Озаренность».

Композитор Пахмутова всегда была тесно связана с кинематографом. Всем известны замечательное музыкальное сопровождение фильма «Девчата», песни из киноленты «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву». В 1980 году Александра Николаевна получила очень важный заказ от Международного Олимпийского комитета, ей предстояло сочинить музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты – мир!». Она блестяще справилась с нелегкой задачей.

Но более всего, во все периоды жизни, композитора Пахмутову привлекал эстрадный жанр. Ее песни невозможно спутать ни с какими другими, они отличаются невероятным жизнелюбием, вдохновляют слушателей, остаются в памяти на всю жизнь. Песни Пахмутовой отличаются особой лиричностью, они просто обречены на вечную молодость. Стоит только вспомнить ее «Нежность», которую особенно любил Юрий Гагарин, пронзительно-красивую «Беловежскую пущу», сентиментальный и лиричный «Старый клен», грустную и в то же время оптимистичную композицию «Как молоды мы были».

Задорные песни этого композитора прибавляют уверенности в себе. К ним относится «Хорошие девчата», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», которые никогда не потеряют своей актуальности. У Пахмутовой много патриотических песен, среди которых особенно выделяются две композиции – «Созвездие Гагарина» и «Орлята учатся летать». Особая история у возвышенной и проникновенной песни «Мелодия». Эта композиция сразу же оказалась в репертуаре великого певца Муслима Магомаева. Она была созвучна настроению самого исполнителя, который в это время находился в разлуке со своей Музой, Тамарой Синявской, стажировавшейся в «Ла Скале».

Спортивные гимны «Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей», созданные талантливым композитором, стали настоящими музыкальными шедеврами. Последняя песня превратилась в хит в 80-х годах, когда хоккейная сборная СССР не знала себе равных. Многие слушатели и болельщики были твердо уверены, что куплеты о великолепной пятерке были написаны специально для хоккеистов Фетисова, Касатонова, Крутова, Ларионова и Макарова. А замечательный вратарь из этой песни – непобедимый Владислав Третьяк. Но это было не так, время создания музыкальной композиции – 1968 год, в тот период знаменитые хоккеисты были еще младшими школьниками.

Пахмутова и Добронравов всегда работали на одной волне. Именно поэтому им удавались песни, над которыми плакала и радовалась вся страна. Прощальная песня московской Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!» стала именно такой работой. Все мы помним звуки волшебной и торжественной композиции, уплывающего в небо Мишку, замечательного символа Олимпиады-80.

История этой песни тесно связана с политикой. Первоначальная задумка была иной – в тексте должна была обязательно присутствовать строчка: «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!» Таким было решение высшего руководства страны. Однако за несколько месяцев до Олимпиады отношения между двумя державами настолько ухудшились, что от прежней концепции пришлось отказаться.

Александра Пахмутова играет на пианино

У песни «И вновь продолжается бой» история была еще сложнее, некоторое время эта композиция находилась под запретом. Бдительным цензорам показалось, что барабанная дробь является оскорблением памяти вождя. Но яркая, экспрессивная песня все-таки пробила себе дорогу к слушателям. Через некоторое время ее включили в свой репертуар известные исполнители – Иосиф Кобзон и Лев Лещенко.

Самые лучшие советские певцы считали за честь исполнять композиции Пахмутовой. Ее песни входили в репертуар Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи, Валерия Ободзинского, Аиды Ведищевой, Валерия Леонтьева, Михаила Боярского, Людмилы Гурченко. Произведения Александры Николаевны пела польская исполнительница Анна Герман. Некоторые западные певцы тоже включали в свой репертуар песни Пахмутовой. Ее композиции исполняли британская группа «Living Sound», восточногерманский коллектив «Kreis», певец Томас Андерс, экс-вокалист «Modern Talking».


источники:

http://pakhmutova.ru/bio.shtml

http://biographe.ru/znamenitosti/aleksandra-pahmutova/