А Н Майков биография

Майков А.Н.

Скачать биографию

В семье академика живописи Н.А. Майкова было три сына. Один стал литературным критиком и публицистом, второй — историком литературы, библиографом и энтографом. А третий, Аполлон Николаевич Майков, — стал поэтом. В доме отца часто собирались литераторы, художники, музыканты, и будущий поэт рос в обстановке счастливой любви к искусству.

Первые стихи Майкова появились еще тогда, когда он был студентом Петербургского университета. Стихи его звучали молодо, чисто, свежо. Они были опубликованы в семейных рукописных сборниках «Подснежник» и «Лунные ночи», а первая настоящая книга стихов вышла из печати, когда автору было двадцать два года.

После окончания Петербургского университета, Майков работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее, потом служил в Комитете иностранной цензуры.

Майков был влюблен в историю. Он не раз бывал за границей — в основном в Италии и Греции, так как особенно интересовался античной историей. Критик В.Г. Белинский сказал о Майкове: «Он смотрел на жизнь глазами античного грека».

Но русская история тоже интересовала поэта. Ему принадлежит один из лучших переводов великой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».

Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы — и в молодости, и в старости, — одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверия к жизни и нежного внимания к душе человека.

Аполлон Николаевич Майков в своем творчестве наиболее близко соприкасается с Тютчевым и Фетом, вдохновенными певцами природы, искуснейшими мастерами рельефно-пластической выразительности.

Продолжая традиции антологической поэзии Батюшкова, Гнедича и молодого Пушкина, он в первых своих произведениях воспевал красоту древнегреческой и римской культуры. Его стихи, далекие от современности, идеализирующие древний мир так же, как и стихи Фета, несут в себе жизнеутверждающее начало и привлекают искренностью, грациозной виртуозностью, пластичностью формы. Восхищаясь стихотворением «Сон» (1839), Белинский писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес». Покоряемый выдающимся дарованием Майкова, но недовольный узостью его идейного кругозора, критик выразил надежду, чтобы прекрасная природа не заслоняла от его глаз «мира нравственного, мира судеб человека, народов и человечества. «

Откликаясь на призыв Белинского, Майков написал поэмы «Машенька» (1846), «Барышня» (1846) и «Две судьбы» (1845). В них он выразил либерально-демократические настроения и явное тяготение к «натуральной школе».

В условиях усилившейся после 1848 года реакции Майков сблизился с «Молодой редакцией» журнала «Москвитянин», со славянофилами и перекочевал в лагерь консерваторов. В этот период поэт утверждает религию и отрицает атеизм. Он выступает против западноевропейской культуры, видя в ней наиболее полное проявление атеизма и скептицизма, ведущих общество, по мнению Майкова, к идейно-нравственному распаду («Три смерти», 1852).

Он отстаивает самодержавно-православную Россию как оплот духовного возрождения. Не признавая гражданско-обличительное искусство, Майков пишет самодержавно-патриотические стихи: «Клермонтский собор», «1854 год», «18-го февраля 1855 года». Но при этом на всем протяжении своего творчества Майков остался приверженцем и пропагандистом гуманизма («Савонарола», 1851), добра и правды.

Он продолжает жить среди нас стихами, отражающими стремления народа к воле и его ненависть к деспотизму («бабушка и внучек», 1857). Истинное наслаждение доставляют нам и сегодня его стихи, славящие вечно прекрасную природу: «Весна! выставляется первая рама» (1854), «Летний дождь» — «Золото, золото падает с неба!» (1856), «По ниве прохожу я узкою межой» (1856), «Весна» — «Голубенький, чистый Подснежник-цветок» (1857), «О ночь безлунная. » (1856).

Во многом опирающиеся на поэтические завоевания Пушкина, они привлекают прозрачностью мысли, конкретностью и точностью описаний, логической стройностью развития темы и живописной простотой словесно-изобразительных средств. М. Горький о стихотворении «Голубенький, чистый Подснежник-цветок» сказал: «Восемь строчек — 16 слов и полная картина».

Поэт Аполлон Майков: биография, творчество

Майков Аполлон Николаевич – известный русский поэт. Он жил в 19 веке (1821-1897). Творческое наследие этого поэта вызывает интерес и в наше время, что говорит о его несомненном таланте.

Происхождение А. Н. Майкова

Следует сказать, что Аполлон Майков был не единственным даровитым представителем своей фамилии. Древний род поэта был богат талантливыми людьми. В 15 веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков.

Отцом нашего героя был академик живописи. Остальные члены его семьи также принадлежали к творческой интеллигенции. Мать – переводчица и поэтесса, брат Валериан – публицист и литературный критик, а Леонид, другой брат Аполлона, — издатель и историк литературы.

Детство и годы юности, первая книга стихов

Детство Аполлон Николаевич провел в имении, принадлежавшем его отцу. Оно находилось около Троице-Сергиевой лавры. Семья Майковых в 1834 году переехала в Петербург. Аполлон в детстве увлекался одновременно и литературой, и живописью. Однако близорукость помешала ему пойти по стопам своего отца. В первых прозаических опытах Майкова видно влияние Гоголя. Затем увлекся поэзией Аполлон Майков. Биография его этого периода отмечена также обучением в Петербургском университете, на юридическом факультете. По окончании университета Аполлон Николаевич опубликовал первую книгу своих стихов. Это важное событие произошло в 1842 году.

Поездка за границу, новые стихи

В этом же году Аполлон Майков отправился за границу. Здесь он пробыл около двух лет. Майков слушал в Париже лекции известных ученых. Находясь в Риме, он принимал участие в кутежах русских художников, писал стихи, делал эскизы, отправлялся в конные прогулки по римской долине. Итогом полученных впечатлений стал стихотворный цикл Майкова «Очерки Рима» (опубликован в 1847 году). Именно во время жизни в Италии в творчестве поэта обозначился первый слом. Аполлон Майков порвал с антологической поэзией и начал стремиться к так называемой поэзии мысли и чувства. Майкова перестала интересовать старина. Он решил обратиться к современности. В результате появились портреты жителей Рима (Lorenzo, «Капуцин», «Нищий»).

Возвращение на родину

Возвратившись на родину, поэт стал работать в Румянцевском музее в должности помощника библиотекаря. Во второй половине 1840 годов в круг его общения входили Некрасов, Григорович, Тургенев, Белинский. Аполлон Майков испытывал в то время влияние натуральной школы. Поэт много публиковался в «Отечественных записках». В «Петербургском сборнике» Некрасова в 1846 году появилась его поэма «Машенька». Немного раньше была создана еще одна поэма, «Две судьбы», где рассказывается история «лишнего» человека.

Связь с петрашевцами и редакцией «Москвитянина»

Аполлон Николаевич в те годы был идеологически близок западничеству. Он вовлекся в движение петрашевцев через своего брата Валериана. Однако вскоре его начала угнетать их постоянная критика правительства. Майков увидел утопизм в движении петрашевцев, «много эгоизма», «много вздору» и «мало любви».

Переживавший кризис Аполлон Николаевич попал в редакцию «Москвитянина». Здесь он неожиданно нашел не только участие, но и поддержку своих взглядов. Майков отрицал принципы цивилизации Западной Европы. Эта мысль прошла через весь его сборник «1854 год», который точно отразил мировоззрение Майкова в то время. Еще одной сквозной темой книги стала историческая миссия Российского государства, которое преградило путь на Запад полчищам Батыя и тем самым предотвратило гибель цивилизации Европы («Клермонтский собор» и др.). Тогда же Майков стал убежденным монархистом. Он уверовал в величие Николая I.

Творчество 1850 годов

Как бывает у каждого настоящего поэта, творчество Майкова 1850 годов намного шире идейных установок. Он создал произведения на социальную тему (идиллия «Дурочка», цикл «Житейские думы»), стихи иделогизированного и политического характера. Одновременно Майков писал стихи, которые продолжили антологические и эстетические принципы его поэзии раннего периода. Речь идет о таких циклах, как «Камеи» и «Фантазии». В конце 1850 гг. появились циклы «Дома», «На воле», «Под дождем», «Весна», «Сенокос». В этих произведениях все еще чувствуется былой гармонический взгляд Майкова на природу. Однако теперь он проявляет себя в зарисовках деревенских пейзажей России.

«Осень»

В 1856 году создал одно из самых известных стихотворений Аполлон Майков. «Осень» – так назвал он его. Поэт с юных лет увлекался охотой, но зачастую ловил себя на мысли, что намного больше удовольствия ему доставляет обычная прогулка в лесу без борзых собак и ружья. Он действительно любил загребать листья ногой, слышать треск сучьев… Однако лес осенью лишается таинственности и загадочности, поскольку «свянул последний цветок», «сорван последний орех». И этот мир рождает в поэте неведомые доселе чувства.

Морская экспедиция

Итальянская тема вновь появилась в творчестве Аполлона Николаевича в 1859 г. Это было связано с тем, что он вместе с другими исследователями совершил морскую экспедицию, посетив острова греческого архипелага. Корабль, на котором осуществлялось плавание, не попал в Грецию. Ему пришлось задержаться в Неаполе. Поэтому вместо одного цикла, как задумывал Майков Аполлон Николаевич, получилось два. «Неаполитанский альбом» был создан по итальянским впечатлениям. Это своего рода повесть в стихах, тема которой – жизнь народа в Неаполе. В результате изучения культуры и истории Греции появились «Новогреческие песни» («Ласточка примчалась», «Колыбельная песня» и др.).

Одним из самых известных его стихов является «Колыбельная…». Аполлон Майков создал это произведение в 1860 году. Более 20 композиторов в свое время написали музыку к нему. Среди них А. Чесноков, А. Аренский, В. Ребиков, П. Чайковский.

Последние годы жизни

В последние 25 лет жизни Майкова интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций. Важное место в раздумьях Майкова в это время занимали и судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль в истории. В 1880 годы Аполлон Николаевич также создал ряд стихотворений, отличающихся глубокой религиозностью и идеей того, что религиозное смирение – отличительная особенность русского человека («Близится вечная ночь….», «Оставь, оставь. » и др.).

В заключение

Мережковский в своей книге «Вечные спутники» писал о том, что Майков Аполлон — поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным. Ни гонений, ни врагов, ни страстей, ни борьбы не было в нем. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Действительно, его биография была малопоэтична: он не умер на эшафоте или на дуэли, не был преследуем, его не мучили страсти. У Аполлона Майкова все внешнее ушло внутрь. Его настоящей биографией, истинной судьбой стал его путь от римлян и греков к российской действительности, истории народов, поэзии Библии и вечным вопросам бытия.

Региональный сайт детских библиотек

Майков А.Н.

ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА

СТИХИ

Краткая биография А.Н.Майкова

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова — Николай Аполлонович Майков — был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И.А.Гончаров. Двенадцатилетним подростком отвезли Майкова в Петербург, куда вскоре переехала вся семья.

Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Возник замысел издавать рукописный журнал, который назывался просто и красиво «Подснежник».

Номера «Подснежника» за год сшивались и украшались массивной красной обложкой с золотым тиснением.

В 1837 году А.Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Он стал известным поэтом своего времени. Майков — живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Он — переводчик бессмертного памятника древности «Слова о полку Игореве».

Стихи поэта вошли во все школьные хрестоматии России.

На склоне лет Аполлон Николаевич приобрел в окрестностях Петербурга на станции Сиверская Варшавской железной дороги скромную дачу. Здесь, как отмечали его современники, «нашел он свою честь и свое место», занимаясь благотворительной деятельностью. Благодаря его хлопотам и стараниям в Сиверской были построены церковь, школа и библиотека-читальня, носившая имя поэта.

20 марта 1897 года Майкова не стало. Похоронен Аполлон Николаевич Майков в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Материал подготовлен в литературном музее Сиверского школьного детского дома в 2001 году.


источники:

http://fb.ru/article/231754/poet-apollon-maykov-biografiya-tvorchestvo

http://www.deti.spb.ru/writers_rus/maykov_a_n/biography/