А Н Чанышев биография

Моя жизнь. Воспоминания лоха. Предисловие

Чанышев Арсений Николаевич родился 18 апреля 1926 г. в г. Новочеркасске Ростовской обл. В 1947 г. поступил на философский факультет Московского государственного Университета им. М.В.Ломоносова, который окончил с отличием в 1952 г.
Кандидат философских наук (1956), доктор философских наук (1984).Профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета (1992).
Именно в Университете (1947 – 2003 гг.) А.Н.Чанышев прошёл становление как философ, ученый, поэт и гражданин своей Родины. Им опубликованы философские и публицистические статьи, философские монографии, учебные пособия и учебники по теории и теории философии.
Основные труды:«Эгейская предфилософия» (1970), «Италийская философия» (1975),«Курс лекций по древней философии» (1981),«Аристотель» (1981, 1987),«Курс лекций по древней и средневековой философии» (1991), «Философия Древнего мира» (1999, 2001, 2003),«Введение в любомудрие» (2000, 2002).
Область научных интересов: проблема бытия и небытия, мировоззрение и его виды, философия как вид мировоззрения, генезис философии, особенности древней философии и др. Тема докторской диссертации: «Генезис философии и ее ранние формы».
Лауреат Ломоносовской премии 2000 года за научную работу по теме «Виды мировоззрения и генезис философии в прошлом и настоящем».
Одна из ярких его работ: «Трактат о небытии» (1962 г., первая публикация – «Вопросы философии»,1990 г.). Выступление А.Н.Чанышева по этому трактату на ХХ Всемирном философском Конгрессе (США, Бостон) 13 августа 1998 года вызвало несомненный интерес. Будучи официально приглашенным на ХХI Всемирный философский Конгресс (Турция, Стамбул; август 2003 г.) с докладом «Проблема Небытия», не смог туда явиться по состоянию здоровья. Его доклад был зачитан на английском языке на секции «Онтология».
Публицист. Автор «Декларации антитоталитариев».
Поэт. Член Союза писателей России (2001г.). Литературный псевдоним Арсений Прохожий. К особенностям поэзии А.Н.Чанышева следует отнести чувство нравственной правоты, традицию социально-философской критики. Судьбы современников в его поэзии предопределены историческим прошлым, в частности, сталинским режимом.
В 1999 году вышли в свет пять самиздатских книжечек поэзии и прозы Арсения Прохожего: «Я счастлив» (из стихов 1963 – 1967 г.г.), «Агония» (стихи), «Софья» (стихи, посвященные памяти злодейски убиенной несовершеннолетней дочери Софьи, 2-ое исправленное издание 2003 г.), «Пифагор» (комедия идей)», «Рассказы». В 2000 году вышел самиздатский сборник его стихов осени 1972 г. – «Если дарят цветы» (гагринская осень)». В 2002 году – самиздатский хронологический (с 1943 по 2001г.г.) сборник стихов «Издранное».

СЛОВО О А.Н.ЧАНЫШЕВЕ
«ОН ФИЛОСОФ ПОТОМУ, ЧТО ПОЭТ»
Татьяна Кайсарова

Философ потому, что поэт или поэт потому, что философ… Этот уникально мыслящий человек объединяет в себе оба эти понятия. Его смелая, своеобразная, порой парадоксальная мысль настолько свободна, что может беспрепятственно перемещаться в пространстве и времени, далеко выходя за пределы обывательского представления о жизни. Она пронзает единственное, случайно данное человеку временное бытие, выходит за его пределы, погружаясь в безграничное небытие и возвращаться обратно, чтобы успеть поведать нам нечто важное, что многие из нас не в состоянии постичь сами, не смея, и даже не пытаясь задуматься об этом. Рассуждения эти не так абстрактны, как могут кому-то показаться. Они, скорее, предельно конкретны, так как относятся, в данном случае, к личности профессора философского факультета Московского государственного университета Чанышева Арсения Николаевича. Кто-то очень метко назвал его человеком – легендой. С этим невозможно не согласиться. Мудрый и добрый, непредсказуемый, порой жестоко правдивый в своих суждениях, такой антиномичный, и такой по-человечески прекрасный Арсений Николаевич жалует нас счастливыми, моментами совместной беседы, возможностью знакомиться с его поэзией, публицистикой, философскими воззрениями. Труднейшая жизнь во времени, искренние и острые переживания за судьбу России, стойкое противостояние злу и несправедливости, какие бы формы они не принимали, не сломили его духа, а только прибавили мужества и до предела спрессовали мудрость. Нам остаётся только приобщиться к тому, что так щедро дарит нам Арсений Николаевич. Это не только его известные философские и политические трактаты, но, не в последнюю очередь, и его замечательная поэзия. Поэт и философ «родились» в нём одновременно. Мне иногда кажется, что в его философских раздумьях «чистой» поэзии, зачастую, больше, чем в его острых, переполненных болью за отечество, публицистических стихах. Однако, немало в его поэзии и таких, откровенно лирических, проникновенных строк, как, например, эти:

***
Посиди со мной ещё немного!
Посиди со мной! Поговорим!
Скоро, скоро кончится дорога,
Скоро отцветём и отгорим.

Посиди со мной, моя родная!
Посиди со мною! Помолчим!
Видишь, как печально догорает
Наша жизнь – огарочек свечи.

Еле тлеет без огня, без силы,
Подрывая жизненный престиж.
Отчего судьба меня взбесила
Ты поймешь, и ты меня простишь.

Теперь же мне хочется привести отрывок из «Трактата о небытии». Так написать мог только истинный поэт: «Небытие окружает меня со всех сторон. Оно во мне. Оно преследует и настигает меня, оно хватает меня за горло, оно на миг отпускает меня, оно ждет, оно знает, что я его добыча, что мне никуда от него не уйти. Небытие невидимо, оно не дано непосредственно, оно всегда прячется за спину бытия. Небытие убивает, но убивает руками бытия. Неслышными шагами крадется оно за бытием и пожирает каждый миг, отставший от настоящего, каждое мгновение, становящееся прошлым. Небытие гонится за бытием по пятам. Последнее стремится вперед, не разбирая дороги, теша себя мечтой о прогрессе, но впереди находит только небытие. Все большие скорости, все более высокие темпы жизни, все более дальние перемещения в пространстве, — разве это не стремление бытия хотя бы на мгновение оторваться от небытия? Но всякий раз небытие одним прыжком настигает нас.
Оно встречает нас у нашей цели: мы бежим от него, а оно, улыбаясь, идет нам навстречу. Бытие только тень небытия, его изнанка. Оно как сверкающая всеми цветами радуги пленка нефти на поверхности океана, океана небытия. оно как волна, бегущая перед кораблем, кораблем небытия. оно покоится в небытии как ребенок в лоне матери. Небытие повсюду и всегда: в дыхании, в пении соловья, в лепете ребенка. Оно — сама жизнь!»
Согласитесь — невозможно не приклонить колено перед столь глубоким осмыслением волнующей темы и её столь блестящим поэтическим изложением.
Пожалуй, самое время вспомнить, что одним из эпиграфов к своему неизданному собранию поэтических сочинений «Исповедь одной отверженной души» А.Н. Чанышев взял слова из романа (также неизданного) своего, трагически погибшего друга Эдмунда Иодковского «Марсианка бродит по Арбату», которые, очевидно, полностью соответствуют его представлениям об искусстве: «…я понял, что стихи всегда должны быть острее, больнее жизни. Жизнь аморфна, порой она течет лениво, смешивая в своем течении добро и зло, притупляя нравственное чувство… Концентрат жизни – вот что такое искусство, не надо бояться обострения, гиперболизации, преувеличений — лишь бы вдохновляла тебя жажда сделать этот мир капельку лучше».
Нельзя обойти вниманием гражданскую, патриотическую лирику замечательного философа и поэта, которой он сам придаёт большое значение. И не случайно. Глубина его патриотических чувств так очевидна в следующем его стихотворении.

***
Я русский. В этом боль моя –
И счастье. Радость и усталость
Люблю бескрайние поля –
Всё, что от воли нам досталось.

Я славянин и тем горжусь.
Люблю тебя, моё славянство,
За неосознанную грусть
И роковое постоянство.

От Родины не отрекусь!
Пусть ты раба! Глупа и нища.
В тюрьме, в бою, на пепелище
Всегда мы нераздельны, Русь!

«Я так воспринимаю жизнь (пишет Арсений Николаевич Чанышев): она – страдание, но прежде всего борьба с самим собой. На эту борьбу уходит девяносто процентов сил. Я могу взять себя, как шахматную фигуру и переставить с одного поля на другое, за шиворот, хотя мне этого не хочется, но часто приходится себя заставлять. Счастлив ли я? Я счастлив, что работаю. А несчастлив – в бытовой жизни, в обыденной. Чем больше я работаю, тем лучше себя чувствую. Здесь нет никакой мистики. Просто для меня характерно депрессивное состояние, вот я и преодолеваю его не наркотиками, не алкоголем, а трудом…». Пусть Бог даст Вам энергию и силы творить и работать ещё долгие годы, дорогой профессор! Не вы ли писали: «Бог не решает наши проблемы и не делает наши дела. Он дает только силу, чтобы мы сами делали наши дела и решали наши проблемы, ведь Бог есть источник энергии и силы».
******************************************

«Анонимное письмо. Вслух не читать. А.Н.Чанышеву, настоящему человеку и настоящему ученому. Спасибо за то, что вы есть. Спасибо за то, что учите любить, от имени всех, кто сидит сегодня здесь, да вообще от имени всех, кто Вас знает и видит.
Если бы Вы знали, какое счастье видеть на своем веку третьего (а может быть и первого) философа. Не расценивайте это письмо как льстивое. Можете принять его как любовное, потому что невозможно Вас не любить. С каждым разом, проведенным с Вами, все больше и больше понимаешь, как все-таки интересно жить. Каждый сам строит свою судьбу, определяя жизнь. Но каждому нужен учитель.
Кем Вы и являетесь. Не знаю, как некоторые, но после знакомства с Арсением Николаевичем моя жизнь полностью. изменилась. Может быть, под воздействием ваших замечательных стихов, может быть под воздействием наших семинарских занятий (которые и семинарскими назвать было бы грубо). А может под воздействием того, что есть ещё такой человек, который видит и учит видеть истинную ценность жизни – любовь, причем любовь не только к человеку, но и, как ни странно, любовь к знанию. Отдельное спасибо за Ваш учебник по «Философии древнего мира». Он очень помогает по ИЗФ. Вашими знаниями восхищаются все, поэтому даже если вы захотите меня вычислить (чего я думаю Вы, Арсений Николаевич, делать не будете) и вычислите (это, правда, уж слишком «следовательно» звучит) я нисколько не буду смущена, потому что уверенна, что я не одинока в своем отношении к Вам…» (ноябрь 2003 года)

Чанышев Арсений Николаевич

Российский философ. Доктор философских наук. Профессор. Историк философии. Поэт.

Арсений Чанышев родился 18 апреля 1926 года в городе Новочеркасск. В 1952 году, успешно окончил философский факультет Московского Государственного Университета, а в 1955 году — аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии вышеуказанного факультета.

Трудовую деятельность, молодой специалист начал в том же, 1955 году, с работы на родной кафедре в качестве преподавателя древней философии. Так же, Арсений Николаевич читал специальный курс лекций по философии Аристотеля.

Затем, в 1956 году, Чанышев защитил диссертацию кандидата философских наук по теме «Сущность американского протестантизма, на примере Рейнхольда Нибура».

В апреле 1965 года, накануне первой демонстрации участников молодежной литературной группы «СМОГ», Чанышеву как партгрупоргу объяснили, что объявление о митинге СМОГа, которое висит на факультете, нужно нейтрализовать, то есть провести соответствующую работу, чтобы запланированное мероприятие не состоялось, но увидев и услышав «смогистов», философ, несмотря на существенную разницу в возрасте понял, что имеет очень много общего с представителями вышеупомянутого движения. Впоследствии, Арсений занял пост почетного члена данной литературной группы.

Далее, в 1983 году, Чанышев Арсений Николаевич защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Генезис философии и ее ранние формы». В 1991 году, научному работнику присвоено ученое звание «профессор».

Являлся одним из ведущих российских ученых по истории философии. Занимал должность профессора кафедры Истории зарубежной философии философского факультета МГУ. Автор множества учебников и монографий по философии. Создатель «философии небытия». Теоретик происхождения философии как вида знания. Так же, являлся автором монографий и учебников по теории философии, стихотворений и прозаических притч.

Умер 3 августа 2005 года. Похоронен на Долгопрудненском кладбище города Москва.

Арсений Чанышев — об авторе

Информация

Биография

Арсений Николаевич Ча́нышев (18 апреля 1926, Новочеркасск — 3 августа 2005, Москва) — философ и историк философии, сотрудник и преподаватель МГУ, создатель «философии небытия», теоретик происхождения философии как вида знания.

Автор монографий и учебников по теории философии, стихотворений и прозаических притч (псевдоним Арсений Прохожий).
В 1952 году окончил философский факультет МГУ. В 1955 году аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии этого же факультета. С 1955 года работал на этой кафедре. Преподавал в основном историю древней философии, читал спецкурс по философии Аристотеля.

Научная деятельность
В своих трудах А. Н. Чанышев исследовал проблемы видов мировоззрения,…

Арсений Николаевич Ча́нышев (18 апреля 1926, Новочеркасск — 3 августа 2005, Москва) — философ и историк философии, сотрудник и преподаватель МГУ, создатель «философии небытия», теоретик происхождения философии как вида знания.

Автор монографий и учебников по теории философии, стихотворений и прозаических притч (псевдоним Арсений Прохожий).
В 1952 году окончил философский факультет МГУ. В 1955 году аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии этого же факультета. С 1955 года работал на этой кафедре. Преподавал в основном историю древней философии, читал спецкурс по философии Аристотеля.

Научная деятельность
В своих трудах А. Н. Чанышев исследовал проблемы видов мировоззрения, возникновение философии, философские и предфилософские философии, про-философские, протофилософские и парафилософские особенности древне-китайской, древнеиндийской, древнегреческо-римской философии и др. В своём «Трактате о небытии» он рассуждает о первичности и абсолютности небытия и вторичности и относительности бытия: Бытие не имеет основания в самом себе. Основание Бытия в Небытии. (Бытие вторично — Бытие есть небытие Небытия).

Поэтическая деятельность
Поэзия А. Н. Чанышева содержит в себе чувство нравственной правоты, традицию социально-философской критики. В ней отражены судьбы современников будучи предопределёнными историческим прошлым.


источники:

http://rus.team/people/chanyshev-arsenij-nikolaevich

http://www.livelib.ru/author/774-arsenij-chanyshev