А Муха биография Для Детей

Альфонс Муха

Биография

Альфонс Муха — чешский художник и график, реализовавшийся в направлении декоративно-прикладного искусства. Он был в числе основоположников нового жанра — ар-нуво, или модерн. Работы Мухи отличались отсутствием прямых линий и предпочтением изгибов, характерных природным очертаниям. Новая тенденция обрела последователей среди художников, графиков и архитекторов.

Детство и юность

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Моравии, в Иванчице, в семье судебного чиновника и дочери мельника. Мальчик демонстрировал тягу к творчеству с малых лет. Ему нравилось петь и рисовать. Навыки он успешно проявлял в школе. Окончив гимназию, Альфонс решил поступать в Пражскую академию художеств. Сдать экзамены с первого раза юноше не удалось, поэтому отец определил его на должность писаря в суде.

Портрет Альфонса Мухи / George R. Lawrence, Википедия

Работу Муха-младший совмещал с интересом к театру. Поначалу он пробовал себя в качестве актера, но вскоре понял, что его душа лежит к изобразительному искусству, и начал заниматься графикой. В этот период из-под пера Альфонса вышли первые афиши. Он подрабатывал театральным декоратором и размышлял над тем, с каким делом хочет связать свою биографию.

В 1879-м художник устроился на работу в мастерскую театральной фурнитуры «Каутски-Бриоши-Буркхарт». Спустя 2 года она сгорела в пожаре, и Альфонс переехал в крохотный городок Микулов. Счастливая случайность стала причиной приглашения Мухи в замок графа Куэн-Беласси. Вельможа заказал художнику роспись стен и был восхищен талантом живописца. Так Альфонс обрел покровителя, который обещал оплатить его обучение в Мюнхенской академии искусств.

Отучившись 2 года, молодой человек решил податься в Париж, ставший местом сосредоточения талантливых начинающих авторов. Здесь он планировал продолжить обучение и поступил в академию Жюльена, а также в академию Коларосси.

В 1889-м скончался меценат, спонсировавший нужды Альфонса, и он остался без средств к существованию. Для написания картин требовались деньги, ведь кисти и краски стоили немало. Альфонс решил начать зарабатывать самостоятельно и стартовал с изготовления полиграфической продукции: календарей, афиш, плакатов и приглашений. Он стал оформителем.

Живопись

Одна из выпущенных графиком афиш сделала его знаменитым. Художнику сделала заказ великолепная французская актриса Сара Бернар. Альфонс создал афишу к спектаклю «Жисмонда». Артистка пребывала в таком восхищении, что рекомендовала его в качестве декоратора администрации театра «Ренессанс», и с этого момента поток заказов не иссякал.

Плакат Альфонса Мухи с Сарой Бернар в роли Жисмонды / Art Renewal Center

Помимо плакатов, афиш и вывесок, Муха писал картины. В этот период он получил возможность организовывать собственные выставки. Первая состоялась в 1897 году. Для Бернар Муха впоследствии создал ряд афиш к постановкам «Дама с камелиями», «Тоска», «Гамлет», «Медея» и т. д. Он сотрудничал с изданиями «Фигаро», «Народная жизнь», «Парижская жизнь».

Муха провел ряд вернисажей в Париже и Европе, пользуясь растущей популярностью. В 1898-м он свел знакомство с Жоржем Фуке, наследником ювелира. Результатом их дружбы стала созданная совместно коллекция ювелирных изделий. Успех оказался оглушительным, и Фуке заказал Мухе оформление фасада собственного дома, а также создание интерьера для магазина.

В 1910-м Муха вновь приехал в Чехию. Здесь он решил воплотить свою большую мечту и начал работу над циклом картин «Славянская эпопея». В тот период художник побывал в Москве и Петербурге, которые навеяли вдохновение для создания так называемых русских полотен серии. Работа над произведениями заняла 18 лет и была окончена в 1928 году. Параллельно Муха трудился и над заказами.

Автор передал в дар чешскому народу 20 картин об истории славян. В Праге не нашлось места, где можно было бы хранить такие масштабные полотна. Их хранили во Дворце ярмарок, затем в одном из замков, лишь в 1963 году картины были выставлены на всеобщее обозрение. Проект был одной из главных творческих задумок Альфонса Мухи, но его произведения «Драгоценные камни», «Зодиак» и другие оказались не менее востребованными и любимыми публикой.

Календарь «Зодиак» в оформлении Альфонса Мухи / MasterPiece Art

В 1918-м, после образования республики Чехословакия, правительство обратилось к художнику за созданием дизайна денежных купюр, марок, государственного герба и бланков официальных документов. Кроме того, в эти годы Муха создал эскиз витража для собора Святого Вита в Праге.

Муха посвятил всю свою жизнь творчеству. Работы автора пропитаны романтикой и мечтательностью. Его героини похожи на нимф, которых зритель застал в момент неги или кокетства. Работы графика долгое время оставались востребованными, но после 1930-х годов популярность художника пошла на спад. Эпоха диктовала иные идеалы. К началу Второй мировой войны живописец попал в опалу Третьего рейха, был внесен в список врагов и заключен в тюрьму как подозреваемый в антифашистской и националистической деятельности.

Личная жизнь

Перебравшись в Париж в зрелом возрасте, Муха влюбился в чешку Марию Хитилову. Разница в возрасте между ними составляла 20 лет. Но это не смутило девушку, и она стала женой художника. Свадьба состоялась в 1906 году. В браке у супругов появились двое детей: дочь и сын. Вместе с семьей Альфонс Муха некоторое время жил в США, где писал на заказ портреты и создавал афиши. Он был счастлив в личной жизни, но мечтал вернуться на родину, что и произошло позднее.

Автопортрет Альфонса Мухи / Википедия

Любопытно, что потомки художника пошли по его стопам. Дочь и внуки реализовались в прикладном искусстве. Ярмила, внучка графика, создала проект, в рамках которого по эскизам Альфонса были изготовлены декоративные предметы. Сын живописца стал журналистом.

Смерть

Преследования и аресты, которые пришлось пережить автору, раньше купавшемуся в любви почитателей его таланта, сказались на здоровье. В 1939 году Муха скончался. Причиной его смерти послужила пневмония. Перед смертью Альфонс успел опубликовать мемуары.

Могила знаменитого живописца находится на Вышеградском кладбище в Чехии. В Праге с 1998 года работает музей, посвященный творчеству художника и оформителя. В память об Альфонсе Мухе остались его работы и несколько фото, сделанных при жизни.

Альфонс Муха: жизнь и творчество художника

Альфонс Муха — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Альфонса Мухи

Ранний период

Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivančice, нем. Eibenschütz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»). По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.

Жизнь в Париже

После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Муха остался без средств к существованию. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Впрочем, иногда случались и серьёзные заказы. Так, в 1892 году Муха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историка Шарля Сеньобоса. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением — «Славянской эпопеей».

Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ наафишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.

Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.).

От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах… Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.

Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи, иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра… В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.

В 1895 году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии, и Стриндберг. Начиная с 1897 года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. В 1900 году Муха принимает участие в отделке павильонаБоснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».

Снова домой

Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.

После образования в 1918 году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.

В 1928 году Муха заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит её городу Праге. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Моравский Крумлов (доступна для осмотра с 1963 года).

К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 1930-х годов (период расцвета функционализма), а также в социалистический период его творчество считалось устаревшим и чрезмерно националистическим.

Патриотизм художника (не столько моравский или чешский, сколько общеславянский) был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов III Рейха — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру. После захвата Праги в марте 1939 года, Гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха был похоронен на Вышеградском кладбище .

Творчество художника

В центре своих плакатов Муха помещал идеализированный образ женщины: плавность линий, близость к природным формам, отказ от заостренных углов – эти характерные приметы Арт Нуво оставляли неизгладимое впечатление в сознании реципиентов.

Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

  • цветочные мотивы
  • орнамент
  • орнамент с использованием мифических существ
  • мифологическая символика

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Еще один мотив – символическое изображение подковы в увеличенном виде, с расписным орнаментом внутри.

Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет .

Альфонс Муха: краткая биография и произведения

Творчество польского художника первой половины ХХ века, к сожалению, мало известно в наше время. Хотя самобытность и незаурядность его таланта нашли множество поклонников во всем мире. Никто не останется равнодушным, любуясь сериями картин «Цветы», «Времена года», «Славянские девы», «Месяцы», в которых художник воспевает женскую красоту, красу природы и выступает как знаток народных традиций и обрядов.

Биография Альфонса Мухи

Альфонс родился в Моравии в небольшом провинциальном городе Иванчице в 1860 году. Именно конец ХIХ века наложил отпечаток на все его творчество, даже в середине ХХ века он не утратил поэтичности и мечтательности, стараясь в бурное неспокойное время, отобразить в своих произведениях душу народа.

Его отец Онджей, портной по профессии, небогатый человек остался вдовцом с несколькими детьми и вступил во второй брак (скорее всего по расчету) с дочерью зажиточного мельника Амалией, которая впоследствии стала матерью известного художника.

Амалия рано умерла, но Онджей был лучшим из отцов для своего многочисленного семейства и все его дети, даже девочки, что в то время было удивительным, получили среднее образование.

Альфонс до 17 лет учился в Славянской гимназии небольшого польского города Брно, а затем его отец сумел устроить юношу в Академию художеств города Прага. Так Альфонс стал студентом, но нужно сказать, что далеко не лучшим из студентов. Он безбожно прогуливал занятия, в том числе, и закона Божьего, что считалось недопустимым, а получал отличные отметки только по рисованию и пению.

Студент вскоре был отчислен из Академии по причине «всякого отсутствия таланта к художеству» и становится писарем в городском суде Иваничица. Спустя два года, случайно наткнувшись на объявление о вакансии декоратора в Венской фирме, производящей театральный реквизит, он устраивается туда художником по декорациям. Но в 1881 году фирма разоряется, и Альфонс вновь остается не у дел.

Благодаря хлопотам отца, он перебирается в южный город Микулов, где занимается чем придется: немного рисует театральные декорации, занимается миниатюрой, портретами, плакатами и порой за неимением другой работы, малярничает.

И тут художнику повезло: его попросили расписать замок грушованского графа Куэна, где он расписывал потолки в принятом тогда стиле итальянского Ренессанса. После этого его направили к брату графа в замок Гандегг в далекой Тиролии. Здесь он не только расписывал комнаты, но также и написал портрет графини и всего семейства. В свободное время, которое выпадало нечасто, художнику удавалось выбраться на природу, где он жадно рисовал с натуры.

В гости к графу приезжает венский профессор живописи Край, он заинтересовался произведениями молодого художника и убеждает его продолжить образование. Довольный граф выступает меценатом Альфонса и за свой счет отправляет его в Академию художества города Мюнхен. Так, в 1885 году художник продолжил свое профессиональное образование. Через два года он переводится в Академию искусств в Париже, причем сразу на третий курс.

Это лучшее время в его учебе, но оно скоро оканчивается: граф прекратил выплату стипендии, и юноше пришлось рассчитывать только на свои силы. В некоторых мемуарах Альфонс Муха намекает на периоды лишений и невзгод, но уже в 1891 году он устанавливает прочные связи с издателем Арманом Коллином, а также пишет плакаты для спектаклей с участием Сары Бернар. Великой актрисе так понравились работы молодого художника, что она заключает с ним шестилетний контракт на все новые произведения.

Таким образом Альфонс вступает в период достатка и известности: с большим ажиотажем проходят выставки его работ во многих крупных европейских городах и изменчивая Фортуна, наконец постучала в дверь к художнику.

Славянская Эпопея

Сегодня все критики в один голос твердят, что именно этот период конца ХIХ- начала ХХ века стал самым ценным в творчестве художника. Он смог создать собственный стиль и свое направление в искусстве.

В наши дни считается, что именно произведения этого цикла и являются самым ценным вложением художника в сокровищницу мирового искусства. Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения.

Любовь к Родине, ее природе, ее истории и ее традициям – неотъемлемая часть работы настоящего художника. Поэтому уже будучи зрелым творцом Альфонс Муха задумывает создать серию картин, посвященных истории славян. Эта идея не родилась в один момент, он долго ее вынашивал, путешествуя по славянским странам, в том числе и по России. Работа над эпопеей, принесшей художнику всемирную известность, длилась 20 лет, и написано было двадцать огромных полотен, отображающих кульминационные моменты истории.

Все произведения художника чрезвычайно оптимистичны – они несут огромный заряд веры в свою страну и ее народ. Всю коллекцию картин он принес в дар любимому городу Праге. В 1963 году, после смерти художника, публика получила доступ к всему собранию полотен и по сей день любоваться удивительным даром настоящего патриота Альфонса Мухи.

Любовь в жизни художника

Именно в Париже Муха встречает свою любовь, свою музу – девушку- чешку Марию Хитилову. В 1906 году они вступают в брак, хотя Мария моложе Альфонса на двадцать лет, но она искренне любит его и восхищается его творчеством.

Для Альфонса же эта юная девушка стала, как он сам говорил, второй любовью после Родины. Вместе с ней он переезжает на жительство а Америку, с которой подписал выгодные контракты на серии работ. Здесь рождаются дети художника, но мечты о далекой родине никогда его не оставляют, и в 1910 году семья Альфонса возвращается в Моравию.

Последний период творчества

В 1928 году после окончания работы над «Славянской эпопеей», Муха работает над созданием официальных банкнот независимой Чехословакии и коллекции марок. Всю свою жизнь художник не уставал учиться новому, искал себя и стремился к самовыражению, все его начинания были «обречены на успех», благодаря самобытному таланту и неустанному труду.

С приходом к власти фашистов и пропаганде расистских теорий, интерес к творчеству Мухи падает. Его объявляют панславянистом, его патриотизм идет вразрез с пропагандой расизма, а картины, воспевающие красоту родной природы, не вписываются в пропаганду насилия и жестокости.

Художник был объявлен врагом Третьего Рейха, и посажен в тюрьму. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано, и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Перед смертью художник успел издать мемуары, и по завещанию был похоронен в Чехии на Вышеградском кладбище.

Несправедливо забытый

Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге. По инициативе его детей и внуков был открыт в 1998 году. Именно здесь можно увидеть изменившую жизнь мастера афишу к спектаклю «Жисмонда». В музее хранятся экспонаты, сопровождающие жизнь художника и освещающие его творчество.

Многие выставленные здесь предметы переданы в дар музею семьей художника, из них можно узнать о его личной жизни и характере, привычках и отношениях в семье.

Знаменитые полотна «Славянской эпопеи» расскажут о понимании мастером своей истории и значении патриотизма в жизни каждого человека.

К сожалению, очень немногие знают творчество этого удивительного мастера, ценителя красоты и народного творчества, тонко передающего настроение и чувства в своих полотнах, посвященных женщинам и природе.


источники:

http://allpainters.ru/muha-alfons.html

http://czechrepubliclife.ru/alfons-muxa/