А М Опекушин биография

Александр Опекушин

русский художник, скульптор-монументалист

Александр Михайлович Опекушин

Александр Михайлович Опекушин родился в деревне Свечкино Ярославской губернии (16) 28 ноября 1838 года в семье крепостного крестьянина, который был скульптором-самоучкой и потомственным лепщиком-декоратором.

Сперва завоевал признание как портретист. Под руководством М.О. Микешина он принял участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде (1859-1862), а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862-1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова) по собственным эскизам.

В 1870-е годы уже в полной мере – причем именно в монументальном искусстве – развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре — памятнике Пушкину для Москвы (1872-1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.

Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому).

В последний период Александр Михайлович Опекушин отошел от активной деятельности и уединился в своем имении в селе Рыбница Ярославской губернии, где и умер 4 марта 1923 года.

© 2005—2022 Проект «Календарь событий»

Учредитель — ООО «Квантор»
Адрес учредителя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.432, 434

Издатель —
ООО «МЕДИО»
Адрес издателя: 198516 Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.60, лит.А, ч.п. 2-Н, оф.440

Опекушин А. М.

Биография

Опекушин Алексей Михайлович — русский скульптор, родился 16 (28) ноября 1838 года, в д. Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. Из крепостных крестьян. Первые технические навыки получил от отца – модельщика бронзолитейного завода Р.Я. Кохуна в С.-Петербурге. В начале 1850-х приехал в C.-Петербург, определен отцом в артель лепщиков и штукатуров. Недолгое время обучался в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художников, затем поступил в скульптурную мастерскую Д.И. Иенсена, помогал в выполнении орнаментальных и декоративных работ.

Занимался скульптурой под руководством Д.И. Иенсена до 1864 года, при содействии которого получил вольную (1859) и разрешение на посещение скульптурного класса Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. В 1862 награжден малой серебряной медалью за барельеф «Ангел, возвещающий пастухам Рождество Христово» и малой золотой медалью «за лепку с натуры». В 1864 за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» получил звание неклассного (свободного) художника, в 1869 за бюсты художника М.О. Микешина, О.И.Комиссарова-Костромского и купца Е. Посохова – звание классного художника 2-й степени, в 1870 за бюст госпожи Веймарн и медальон с изображением графини Шуваловой (гипс, ГРМ) – звание классного художника 1-й степени. В 1872 за произведения «Петр I» и портрет цесаревича Николая Александровича удостоен звания академика. В том же году за бюст Петра I получил большую золотую медаль на Московской выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I в 1872 году. Действительный член Императорской Академии художеств с 1895. Скульптор-монументалист, автор ряда произведений портретного жанра. В период ученичества и позднее принимал участие в создании памятников по графическим проектам М.О. Микешина. Для памятника «Тысячилетие России» в Новгороде (бронза, открыт в 1862) по модели И.Н. Шредера вылепил в окончательном размере статую Петра I и фигуру гения; совместно с Микешиным создал проект памятника адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве (бронза, открыт в 1873); для памятника Екатерине II в С.-Петербурге (бронза, открыт в 1873) выполнил девять статуй сподвижников императрицы : поэта Г.Р. Державина, полководца А.В. Суворова, адмирала В.Я. Чичагова, государственных деятелей Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, А.А. Безбородко, И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой.

В 1872 впервые принял участие в объявленном конкурсе на сооружение памятника А.С. Пушкину в Москве. Проект 1875 года был принят к установке (бронза, открыт в Москве в 1880). Создал памятники А.С. Пушкину в С.-Петербурге (бронза, открыт в 1884) и Кишиневе (бронза, открыт в 1885), ученому-естествоиспытателю академику К.Э. Бэру в Дерпте (ныне Тарту; бронза, гранит, открыт в 1886), М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (бронза, открыт в 1891), Александру II для Московского Кремля (бронза, открыт в 1898), Александру III в Москве (бронза, открыт в 1912).

Умер 4 марта 1923 года, в с. Рыбницы Ярославской губернии.

Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работы

В мире можно найти немало памятников, которые не только поражают воображение своим величием, отточенностью линий, но и помогают проследить развитие искусства скульптуры в веках. Но что мы знаем о тех людях, которые создают эти памятники, которые вкладывают частицу своей души в любимое дело?

В данной статье мы вспомним об известном русском скульпторе. Опекушин Александр Михайлович – кто он, какой вклад внес в мировое искусство, и какими работами прославился?

Биография

Родился А.М. Опекушин 28 ноября 1838 года (по другим источникам 1833 г.) в маленькой волжской деревне Свечкино (Ярославская губерния). Происходил он из крестьянской семьи. Его отец был крепостным помещицы Екатерины Ольхиной, искусным лепщиком-самоучкой.

С детства Опекушин проявил художественный талант и вкус, подходя к простым крестьянским задачам творчески. Он успешно окончил сельскую школу. На одаренность мальчика сложно было не обратить внимания, поэтому отец, часто бывавший с поручениями барыни в Санкт-Петербурге, решил отправить мальчика учиться. Добившись согласия Е. Ольхиной, юный Опекушин в 12-летнем возрасте поехал поступать в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников.

Образование

Обучение в Санкт-Петербурге давалось легко. И вместо положенных трех лет он потратил всего два. А.М. Опекушин проявил незаурядные способности за время учебы и покорил сердца известных художников и профессоров. Одним из них оказался датский скульптор Давид Йенсен. После окончания Рисовальной школы он пригласил Опекушина в свою мастерскую в качестве вольноприходящего лепщика.

Дальнейшее образование и карьера для юного скульптора были невозможны, так как по документам он все еще был крепостным. Для решения проблемы Опекушину необходимы были деньги для выкупа – 500 рублей. Для этого он много работал, выполняя дополнительные заказы и получая жалованье.

Сильное эмоциональное напряжение, ежедневная учеба, постоянное недосыпание и недоедание значительно ослабили организм Опекушина, и он тяжело заболел. Лишь забота друзей по академии и молодой возраст помогли преодолеть недуг. И в 1859 году Опекушину была подписана вольная. Теперь он был свободен и мог продолжать творческий путь, как и где ему хочется.

Новой альма-матер стала Императорская академия художеств. Параллельно юный лепщик продолжал посещать мастерскую Йенсена и усердно завоевывал звание одного из лучших русских скульпторов.

Семья

В 1861 году Александр Михайлович женился. К сожалению, в источниках не приведены точные данные о его супруге и детях. Известно только, что у Опекушина была большая семья, несколько дочерей. Содержать ее помогал регулярный доход от создания декоративных скульптур.

Опекушин Александр Михайлович был глубоко верующим человеком и убежденным монархистом. Его творчество высоко ценили в императорской семье. Во время сложного периода в России семья уже прославленного русского скульптора нищенствовала и голодала. За государственный счет она переехала из революционного Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в родную губернию Опекушина. А позже в Рыбницах получила дом в бесплатное пользование. Александр Михайлович был в преклонном возрасте и уже не занимался любимым ремеслом. Однако Наркомпрос выделил для его семьи Академический паек.

В 1923 году Опекушин заболел воспалением легких и умер. Его похоронили в том же селе Рыбницы, рядом со Спасской церковью, в которой был крещен. Полвека спустя на могиле скульптора появилась скромная надгробная плита. А в 2012 году неизвестный поклонник творчества Опекушина выделил деньги на гранитное надгробие с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Начало карьеры

Работать Опекушин Александр Михайлович как художник и лепщик начал рано. Уже к 17 годам он создал себе авторитет талантливого мастера. Однако поворотным в судьбе его стал 1862 год. Барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово» стало своеобразной отправной точкой в большое искусство для молодого скульптора.

Вскоре его заметил известный художник Михаил Микешин и предложил принять участие в создании монумента в Новгороде «Тысячелетие России» — масштабного в то время проекта. Безусловно, сотрудничество с Микешиным оказало серьезное влияние на Опекушина. Однако в то же время оно и тяготило скульптора. Стиль молодого ваятеля во многом был сформирован и под воздействием творчества русского скульптора-реалиста Марка Антокольского, в частности, его статуй Ивана Грозного и Петра I.

Работы

За весь творческий путь Опекушин создал несколько десятков шедевров. За некоторые из них русский скульптор получил награды и звания. Но, к сожалению, немалая часть монументов была снесена в революционный период. Таковым, например, стал памятник Александру II. Он был открыт в 1898 году. Бронзовый монумент возвышался у южной кремлевской стены.

Широкую известность Опекушину принесли работы, продемонстрированные на Всемирной выставке в Париже. К таким относится чеканное блюдо с изображением исторических сцен, которое было сделано по модели мастера.

Невозможно отрицать тот огромный вклад, который внес в развитие русской и мировой скульптуры Опекушин Александр Михайлович. Скульптуры его отличаются простой, сдержанной, но в то же время глубоко индивидуальной манерой исполнения. Список работ включает памятники известным поэтам А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, естествоиспытателю Карлу фон Бэру и адмиралу Грейгу, бюст графини Шуваловой и цесаревича Николая Александровича.

Однако позднее творчество скульптора критиками рассматривается как менее удачное и выразительное. Так, например, памятник императору Александру III был не очень высоко оценен современниками.

Статуя Петру I

Опекушин любил работать с портретными скульптурами известных исторических деятелей. Особенно успешной стала его работа, посвященная Петру I. Статуя изображает царя, сидящего на стуле в мундире и ботфортах.

Скульптору поразительно удалось запечатлеть порывистость и подвижность характера, которым обладал Петр Великий. Однако, как было сказано уже, это далеко не единственный портретный шедевр, созданный мастером.

Памятник Пушкину

Одной из самых значимых работ, которые создал Опекушин, — памятник Пушкину. За его создание скульптор принялся в 1872 году, забросив все остальные проекты. Долгие три года ушло на разработку эскиза монумента. Для этого мастеру пришлось изучить не один десяток портретов поэта и его творчество. После утверждения кандидатуры Опекушина в 1875 году, он приступил к реализации эскиза. В помощники скульптор взял зодчего И. Богомолова.

Только спустя пять лет все работы были закончены. И 6 июня 1880 года на Тверском бульваре в Москве был официально открыт памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину. Бронзовый монумент величественно возвышался на пьедестале и сразу вызвал массовый восторг у горожан.

И сегодня русский поэт в бронзовом исполнении задумчиво стоит на одной из главных улиц столицы в элегантном сюртуке, поверх которого накинут широкополый плащ. В позе его ощущаются непринужденность, живость. Легкий наклон головы и взгляд Пушкина выражают вдохновение и благородное величие.

Сам Опекушин памятник Пушкину считал одной из самых серьезных и грандиозных работ, в реализацию которой он вложил не только свое время и силы, но и часть своей души, любовь к поэтическому искусству.

Памятник Лермонтову

В 1889 году обратился к творчеству другого известного русского поэта и воздвиг памятник Лермонтову в Пятигорске. В композиции его отчасти запечатлен и источник вдохновения и бесконечных дум стихотворца – Кавказ.

Глядя на монументального Лермонтова, невольно ловишь себя на мысли, что поэт после некоторых блужданий присел на скалу и, склонив голову, любуется белоснежными шапками гор. Взгляд его выражает глубокую задумчивость и вдохновение. Некоторые любители скульптуры посчитали, что памятник Лермонтову запечатлел поэта довольно печальным и некрасивым, с резкими чертами. В то время, как портреты его говорят больше о мягкости. Однако это творение художника в индивидуальной манере и восприятии так и осталось украшением города.

Памятник Муравьеву-Амурскому

Самым крупным по размерам сооружением в дореволюционной России и в творчестве Опекушина (16 метров в высоту) стал памятник графу Муравьеву-Амурскому – губернатору Восточной Сибири. После его смерти в 1881 году император Александр III решил увековечить память приближенного. Поэтому в 1886 году он объявил конкурс для скульпторов. В их числе была и «золотая троица» Микешин, Антокольский и Опекушин.

Проект Александра Михайловича признали лучшим. Закладка монумента произошла в 1888 году, а три года спустя он был официально открыт в Хабаровске и установлен на Хабаровском утесе. Фигура графа возвышалась на пьедестале, взгляд его был устремлен в сторону Китая. Пьедестал украсили пять памятных табличек с именами офицеров и гражданских лиц, которые активно участвовали в присоединении Приамурья к России. Однако в 1925 году, в связи с «Декретом о памятниках», монумент был снесен и отдан в краеведческий музей, а позже разделан на металлолом.

Декоративная скульптура

Особое место в творчестве Опекушина занимала декоративная скульптура. Именно она была предметом его неустанного внимания, совершенствования и основным источником дохода. Именно благодаря ей Александр Михайлович уже в юном возрасте был признан талантливым лепщиком.

После искусного исполнения барельефов и знаменитых семи фигур для монумента Екатерине II в Санкт-Петербурге Опекушину было поручено оформить Царские врата для иконостаса в Воскресенском соборе. И справился он с этим мастерски.

В портретных бюстах, которые были созданы скульптором, отмечался реалистичный подход с тонким отражением индивидуальных черт. В остальных авторских произведениях декоративной скульптуры искусствоведы подчеркивают художественную выразительность образов и изящность, мягкость линий.

Награды и звания

  • Во время обучения в Императорской академии художеств Опекушин Александр Михайлович получил свою первую награду – серебряную медаль – за великолепное исполнение барельефа на библейскую тему.
  • В 1864 году за эскизы статуй «Велизарий» и «Амур и Психея» скульптор получил звание неклассного художника. Пять лет спустя он был повышен из этого звания до классного художника 2 степени, а еще позже получил 1 степень.
  • Самым значительным достижением стало звание академика, которое Опекушину было присвоено в 1872 году. Императорская академия художеств включила его в ученый состав благодаря его заслугам и значимым в формате государства работам: бюсту цесаревича и статуи Петра Великого.
  • В этом же году Александру Михайловичу Обществом любителей естествознания вручена была большая золотая медаль за ряд тематических работ.
  • Победы Опекушина были и на международном уровне. Одним из самых высоких достижений стала первая премия, полученная им в Эстонии, городе Тарту (тогда Дерпте) за создание памятника Карлу Бэру. Наравне с Опекушиным в этом конкурсе принимали участие скульпторы из стран Европы и Америки.

Интересные факты

  • В 1978 году в память о скульпторе (к его 140-летию) был выпущен иллюстрированный (художественный) конверт с его портретом на лицевой стороне.
  • В 1986 году астроном Людмила Черных открыла астероид, который назвала именем русского скульптора.
  • С 1993 года выдающимся деятелям культуры ежегодно вручается Ярославская премия имени Опекушина.
  • В 2013 году вышла книга Ольги Давыдовой о жизни и творчестве скульптора. К слову, автор несколько раз публиковала очерки об Опекушине. Данная же книга содержит описание наиболее значимых периодов жизни и произведений великого мастера. На создание ее ушло без малого 30 лет. А поводом для издания послужили сразу две даты: 175-летие со дня рождения Опекушина (по версии источников 1833 г.р.) и 90-летие со дня его смерти.

Пример, который явил миру Опекушин Александр Михайлович, биография его и достижения в искусстве, — это поистине подвиг крепостного крестьянина. Он одним из первых пошел против общественной системы и доказал, что ни социальный статус, ни какие-либо другие ограничения не мешают человеку заниматься любимым делом и создавать нечто прекрасное, навсегда оставляя память о себе на этой планете. И пусть о русском скульпторе после многочисленных восхвалений и званий забыли на несколько лет, искусствоведы уверены, след его в монументально-скульптурном искусстве однозначно глубок и не имеет границ памяти.


источники:

http://mus-col.com/the-authors/278/

http://fb.ru/article/273868/opekushin-aleksandr-mihaylovich-russkiy-skulptor-biografiya-rabotyi