А М Герасимов биография

Александр Герасимов

Биография

В 2018-м художественные сообщества вспоминали Александра Герасимова — в конце июля исполнилось 55 лет со дня смерти выдающегося советского деятеля искусств, которого называли любимцем самого Иосифа Виссарионовича Сталина. Его живописные («После дождя») и портретные работы («Портрет балерины О. В. Лепешинской») и сейчас бережно хранятся в Третьяковской галерее.

Детство и юность

12 августа (по новому стилю) 1881 года в семье купца Михаила Герасимова, проживавшей в двухэтажном доме в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск, случилось пополнение — родился сын Саша. Возможно, это было любимое имя его родителей, ведь взрослые назвали Александрой и старшую дочь.

Художник Александр Герасимов / «Комсомольская правда»

О ранней биографии прославленного деятеля искусств информации немного. Известно, что он поначалу посещал местную церковно-приходскую школу, затем уездное училище и только что открытую Сергеем Криволуцким «художку», параллельно перенимая у отца премудрости торговли.

В 22 года парень поступил в знаменитое МУЖВЗ, где внимал наставлениям Константина Коровина («Зимой», «В лодке»), Абрама Архипова («Прачки», «Пьяница») и Валентина Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

С 1915-го Александр участвовал в Первой мировой войне, после демобилизации вернулся на родину. В 1925-м Герасимов окончательно перебрался в столицу, поступил в АХР, занялся преподаванием, а в дальнейшем стал председателем Союза художников СССР и первым президентом Академии художеств Советского Союза.

Живопись

В начале творческого пути Герасимов тяготел к импрессионизму и только к 40 годам нашел себя в соцреализме, прославившись картинами, посвященными советской истории, — «Гимн Октябрю», «Есть метро!» и серией портретов Иосифа Сталина и Климента Ворошилова.

Помимо этого, известны и его работы, наполненные любовью к природе и родному краю, — «Баня», «Гроза» и «После дождя» («Мокрая терраса»). Процесс создания последней подробно рассказала сестра художника:

«“Митя, скорее палитру!” — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Панину. Картина, которую брат назвал «Мокрая терраса», возникла с молниеносной быстротой — она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Александр Герасимов был весьма противоречивой натурой. С легкостью он мог пожертвовать колоссальную сумму в Фонд обороны во время Великой Отечественной войны и также без труда извести злейшего врага еще со времен студенчества Роберта Фалька, не простив пощечину за собственную антисемитскую выходку.

Впрочем, в дальнейшем Герасимов и сам пострадал от политики: любимцу Сталина при правлении Никиты Хрущева приходилось несладко — его освободили от занимаемых постов, а полотна изъяли из музейных собраний.

Личная жизнь

Среди иных живописных трудов имеются у Герасимова и «Портрет жены», и «Семейный портрет», где за чайным столом запечатлены супруга Лидия Николаевна, дочь Галина и любимая старшая сестра Саня.

Лидия Николаевна была интересным человеком: в Саратове училась вместе с дочерьми Столыпина, в Гражданскую войну работала в штабе Южного фронта в Козлове, где по службе встречалась с Троцким, обладала тонким художественным вкусом: скатерти, салфетки, занавески и шторы в доме вышиты ее руками.

Смерть

Александр Михайлович умер 23 июля 1963 года в возрасте 81 года, смерть наступила по естественным причинам. Интернет-портал «Родина» отмечал:

«Рассказывают, что в последние годы жизни на вопрос «Как дела?» Герасимов отвечал: «В забвении, как Рембрандт». Его смерть в 1963 году никем не была замечена: ни некрологов, ни правительственной комиссии по организации похорон, ни комиссии по творческому наследию. »

Забвение, однако, все же прошло: в 2016 году к 135-летию советского художника в Историческом музее Москвы открылась первая за 60 лет столь масштабная монографическая выставка картин Герасимова.

Герасимов Александр Михайлович

День рождения Героя

Герасимов Александр Михайлович (31 июля [12 августа] 1881 – 23 июля 1963), живописец, архитектор, скульптор, теоретик искусства, педагог. Академик АХ СССР. Народный художник СССР.

Родился в г. Козлове Тамбовской губернии (ныне – г. Мичуринск Тамбовской области) в купеческой семье. В 1903–1915 гг. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. По проекту А. М. Герасимова в 1913 г. в Козлове было построено здание Драматического театра. В 1915 г. он был мобилизован в армию и до 1917 г. находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации в 1918–1925 гг. жил и работал в Козлове.

В 1925 г. переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России, преподавал в Училище памяти 1905 года. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, в 1920-е гг. Герасимов начал писать в жанре социалистического реализма. Картины написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. Летом 1934 г. получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию. Один из крупнейших советских художников 1930-х – 1950-х гг.

Дружил с К. Е. Ворошиловым, который бывал у него в гостях в Мичуринске. Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы Герасимова при жизни вождя считались каноническими.

Доктор искусствоведения (1951). В 1939–1954 гг. был председателем оргкомитета Союза художников СССР. Первый президент Академии художеств СССР (1947–1957). Депутат Верховного Совета РСФСР 2-го – 4-го созывов (1947–1951, 1951–1955, 1955–1959).

С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

• «Тройка» (1912), Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова;
• «В саду. Портрет Н. Гиляровской» (1913), Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова;
• «Автопортрет» (1931), Мичуринск, Музей-усадьба А. М. Герасимова;
• «Пчёлы звенят» (1932), Ульяновский областной художественный музей;
• «Париж ночью» (1934), Государственный Русский музей;
• «Семейный портрет» (1934), Национальный художественный музей Республики Беларусь;
• «Первая конная армия» (1935), Государственная Третьяковская галерея;
• «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938), Государственная Третьяковская галерея;
• «Портрет балерины О. В. Лепешинской» (1939), Государственная Третьяковская галерея;
• «Портрет актрисы А. К. Тарасовой» (1939), Государственный Русский музей;
• «Портрет старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944), Государственная Третьяковская галерея;
• «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав» (1945), Государственная Третьяковская галерея;
• «Портрет балерины Софьи Головкиной» (1947), Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова;
• «Есть метро!» (1949);
• «Летний день» (1950), Москва, Музей русского импрессионизма;
• «Гроза» (1951), Государственная Третьяковская галерея;
• «Бомбейская танцовщица» (1953);
• «Портрет премьер-министра Индии Джавахарлала Неру» (1954), Пермская государственная художественная галерея;
• «Половецкие пляски» (1955), Москва, Частное собрание;
• «Портрет народных артисток СССР А. А. Яблочкиной, Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой» (1957).

Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).

Академик АХ СССР (1947). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Народный художник СССР (1943; один из первых носителей этого звания). Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Лауреат четырёх Сталинских премий:

• первой степени (1941) – за картину «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»;
• первой степени (1943) – за картину «Гимн Октябрю» (100 000 рублей переданы художником на постройку танка «Иван Мичурин»);
• первой степени (1946) – за групповой портрет четырёх старейших советских художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова;
• второй степени (1949) – за картину «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова».

В 1977 г. в Мичуринске открылся Музей-усадьба А. М. Герасимова, филиал Тамбовской областной картинной галереи, в выставочном зале которого экспонируется самая большая коллекция произведений художника (141 работа). К 100-летию со дня рождения А. М. Герасимова (1981) на площади перед музеем-усадьбой был установлен бронзовый бюст художника работы Е. В. Вучетича. В Мичуринске имя А. М. Герасимова носят детская художественная школа и улица, на которой находится музей-усадьба.

Иллюстрация: Герасимов Александр Михайлович. Автопортрет. 1922 г. Частная коллекция.

Биография Герасимова А.М. – хуожника идей и вдохновений

Русский и советский художник Александр Михайлович Герасимов вошёл в историю изобразительного искусства как создатель прекрасных пейзажей, сочных жанровых работ и выразительных портретов знаменитых современников.

Происхождение и детство

Герасимов родом из Тамбовской губернии, уездного города Козлов (сегодня Мичуринск). Родился 12 августа 1881 года в семье выходца из крестьян, теперь же купца-скототорговца, как тогда говорили, прасола. С юга страны отец будущего художника пригонял скот и продавал его на базаре. Особого богатства не нажил, но 2-этажный дом у семьи был. Жили просто, соблюдая старые обычаи. Когда родился сын Александр, в семье уже была дочь, тоже Александра (забавная родительская прихоть – дать разнополым детям одинаковые имена).

После церковно-приходской школы Александр поступает в уездное училище. Параллельно отец начинает посвящать «наследника» в дела торговли.

У Александра Герасимова в детстве открылись наклонности к рисованию – друзья и родные поражались сходству изображённых людей и животных с оригиналами. Поворот в судьбе случился после приезда в Козлов в 1890-х художника С.И. Криволуцкого, земляка-просветителя из Кирсановского уезда Тамбовской губернии, закончившего Академию художеств в Петербурге. Криволуцкий открыл в Козлове школу рисования, Герасимов начал посещать занятия и втянулся в мир творчества. Вскоре учитель «задал вектор» ученику, уже юноше, рекомендовав тому ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Учёба

Родители были против, но 22-летний сын уезжает и с блеском сдаёт вступительные экзамены в Московское училище. Начав обучение в 1903 году, Герасимов задержится здесь до 1915-го – ему хотелось учиться новому.

Сначала живописное отделение, затем архитектурное. Учителями были Серов, Васнецов, Милорадович, Клодт, Корин, Касаткин, Горский, Архипов, Пастернак.

Константин Коровин, часто бывающий в Париже, повлиял на становление Герасимова как живописца особенным образом. «Больше жизни!» – требовал он от своих учеников. Рассказы мастера о французском импрессионизме будоражили умы студентов, и ранние картины Герасимова демонстрируют это влияние.

Первые успехи и цели

С 1909 года Герасимов уже постоянный участник выставок, проводимых в Училище. Появились первые покупатели и заказчики. Так, известный московский писатель В.А. Гиляровский не пропускал ни одной ученической выставки – любил живопись и дружил с художниками. Оценить величину таланта студента он мог с первого взгляда, как и определить, откуда тот родом.

Видя потенциал Герасимова, Гиляровский покупал его выставочные работы, а также заказывал портреты членов своей семьи. Такое участие влиятельного и известного человека для молодого художника было хорошей моральной и материальной поддержкой.

Критика также высоко оценивала работы студента Герасимова – Александра в московской прессе упоминали как достойного пейзажиста. «Рожь покосили», «Большак. Зной», «Праздник весны», «Тёплый чернозём» и другие – ученические картины Герасимова, за которые молодой художник был назван в прессе «поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы».

Сам художник «любил жизнь и реальное в искусстве», поэтому в творчестве придерживался традиций русского реализма. Его привлекали краски Архипова, приёмы Цорна и свет Клода Моне – их он считал искренними, поэтичными и цельными. На эти качества в искусстве был нацелен и сам.

Окончание Училища

В 1915 году учёба завершена. В результате у Герасимова 2 диплома: он теперь художник I степени (имеет большую золотую медаль) и архитектор.

По второй специальности единственным результатом осталось здание театра, построенное в 1913 году на родине художника (взамен сгоревшего в 1909 году). Ещё студентом Герасимов принял участие в проектировании фасада и убранства внутри нового театрального здания в стиле модернизированного ампира (стоит Козлове по сей день и является гордостью города).

Другим архитектурным проектам не суждено было воплотиться в жизнь – стремление к живописи оказалось сильнее. Ей художник намеревался посвятить свою жизнь.

Исторические события в стране и творчество Герасимова

В год окончания учёбы художника призывают в армию – шла Первая Мировая. Служба прошла в санитарном поезде, который курсировал на фронте Галиции (Восточная Европа, запад современной Украины). По окончании военных действий (1918) был демобилизован и отправился на родину.

Февральский, а затем Октябрьский переворот в Козлове прошёл относительно спокойно: заседания, собрания, демонстрации, манифестации. Герасимов включается в новую жизнь – организует «Коммуну творчества козловских художников». С коллегами из Коммуны декорирует театральные постановки, устраивает выставки, оформляет к праздникам городские улицы.

В конце августа 1919 года конница Мамантова (с ударением на втором слоге), белого генерала, захватила город Козлов на 40 дней. За время налёта погибло многое, созданное Герасимовым на это время.

В 1925 году, когда политическая жизнь в стране более-менее стабилизировалась, Герасимов отправляется в Москву. Здесь он устраивается декоратором сразу в два театра, Малый и оперетты, а также вступает в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), которая стала заменой Товариществу передвижников.

АХРР в 1920-е годы обеспечила себе спокойное существование верностью линии партии. Картины Герасимова этого периода посвящены образу Ленина и командирам-красноармейцам – Александр Михайлович является одним из активистов организации. Но отдельные объединения художников продолжали множиться, и в 1932 году АХРР была распущена.

Активные 1930-е годы

Главным в государстве профессиональным объединением стал созданный в 1931 году Союз советских художников. В 1932-м Герасимов был избран в его правление.

В 1934 году живописец побывал в Германии, Италии, Турции и Франции – из творческих командировок он привёз множество зарисовок и набросков.

В 1936 году в Москве прошла первая персональная выставка А.М. Герасимова – так художник «отметил» 25-ю годовщину своей творческой деятельности. Было представлено более 100 работ, акварельных, живописных и графических.

В 1930-е художник в основном занимался портретной живописью. Писал как индивидуальные портреты, так и групповые. Среди них выделяются образы: актрисы Тарасовой, балерины Лепешинской, полярника Папанина, артиста Москвина. Картина «Первая Конная армия», крупномасштабная и многофигурная, на Всемирной выставке во Франции в 1937 году получила Гран-при.

Тяготение к импрессионизму, свойственное художнику в начале творческого пути, к пятому десятку окончательно сменилось соцреализмом.

С 1939 года (по 1954-й) Герасимов занял пост председателя оргкомитета (руководителя) Союза художников СССР.

Заслуженные 1940-е и 1950-е

С началом Великой Отечественной войны Александр Михайлович уехал из Москвы в эвакуацию, но через год вернулся. Теперь персонажи его картин – герои войны, труженики тыла, соратники и товарищи по работе. Вкладом в будущую Победу стало и пожертвование солидной суммы личных средств в Фонд обороны.

В конце июля 1943 года Герасимова и троих его коллег (Иогансона, Мухину, Меркурова) отметили званием «Народный художник СССР». Они стали первыми кавалерами почётного звания, несколько дней назад утверждённого законодательно на высшем государственном уровне.

После войны по Европе с огромным успехом прокатилась выставка, в которой были и работы Герасимова. В 1947 году художник находился в Югославии, когда до него дошла новость, что он избран президентом Всесоюзной Академии художеств. Всероссийская Академия, основанная в 1932 году, была преобразована в Академию художеств СССР. Герасимов стал первым её главой. Руководил по 1957 год: неустанно совершенствовал структуру учебного заведения, превращая его в творческий центр страны, обеспечивая созидательному процессу организационный фундамент.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Успевал всё: в Москве к заботам добавлялся институт им. Сурикова, в Ленинграде институт им. Репина и Академия, везде был главой госкомиссии по присуждению дипломов.

Побывал в Китае, Индии, Египте. Создал серию иллюстраций к «Тарасу Бульба» Гоголя. На 80-летие отмечен орденом Трудового Красного Знамени.

И при этом много писал – он был влюблён в жизнь и людей. Художника интересовала личность, интеллектуальная и значительная. Сам живописец так объяснял свои, как он говорил, неудержимые желания запечатлеть красочные образы: «Я люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке…».

Личная жизнь

В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.

Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.

Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.

Последние годы

Бывший любимец Сталина, Герасимов при Хрущёве испытал иное отношение власти к себе. От освобождён от всех занимаемых должностей и обязанностей, на долгие годы убраны из музейных экспозиций его полотна.

Сам художник в этот период о себе говорил: «В забвении, как Рембрандт».

Писал до последних дней. Умер А.М. Герасимов 23 июля 1963 года, в 81 год, прожив долгую жизнь, посвящённую любимому делу, живописи.

Самые знаменитые картины А.М. Герасимова

Художник написал около трёх тысяч работ: жанровых, портретных, графических, пейзажей и иллюстраций. Многие из них, особенно те, что вне политики, и сегодня привлекают свежестью и изяществом. На политические же работы интересно смотреть с исторической точки зрения, чтобы понять настроение ушедшей эпохи огромной страны.

Наиболее известны полотна:

  • «После весенней грозы» (1913);
  • «В саду. Портрет Нины Гиляровской» (1913);
  • «Букет цветов. Окно» (1914);
  • «Ленин на трибуне» (1929/30);
  • «Семейный портрет» (1934);
  • «Мокрая терраса» или «После дождя» (1935);
  • «Сталин и Ворошилов в Кремле» (1938);
  • «Портрет балерины Лепешинской» (1939);
  • «Гимн Октябрю» (1942);
  • «Портрет старейших советских художников» (1944);
  • «Рожь» (1946);
  • «Есть метро!» (1949);
  • «Гроза» (1951);
  • «Портрет народных артисток СССР А.А. Яблочкиной, Е.Д. Турчаниновой, В.Н. Рыжовой» (1957).

Многие произведения мастера в золотом фонде русской живописи: в Русском музее (Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва), Центральном музее Вооружённых сил РФ (Москва), Государственном историческом музее (Москва), музее-усадьбе А.М. Герасимова (Мичуринск) и других.

В саду. Портрет Нины Гиляровской 1913 г. Букет цветов. Окно 1914 г. Ленин на трибуне 1929/30 г. Семейный портрет 1934 г. Мокрая терраса» или «После дождя» 1935 г.

Сталин и Ворошилов в Кремле 1938 г.

Портрет балерины Лепешинской 1939 г.

Портрет старейших советских художников 1944 г.

Гроза 1951 г

Александр Яковлевич Головин – биография, картины, особенности живописи

Картина Герасимова «После дождя» – для сочинения превосходный источник

Дейнека Александр история жизни и творческий путь


источники:

http://proza.ru/2021/08/13/168

http://topkartin.ru/hudozhniki/gerasimov