А Л Гурилев биография

Гурилёв Александр

Гурилёв Александр — великий русский музыкант, чьи лирические романсы стойко пережили два столетия.

Музыка, которая текла в его жилах и отразилась на бумаге, до сих пор поражает своей искренностью и чувственностью. Вокальные произведения, написанные на основе стихотворений великих русских поэтов, выражают национальный дух и богатую душу композитора.

↑ Детство

Мальчик родился в Москве в семье крепостного музыканта в 1803 году 22.08.(3.09.) Поэтому детские годы и отрочество протекали в трудных условиях тяжёлой жизни. Отец Александра занимал должность руководителя оркестра графа В. Орлова. Так что любовь к музыке зародилась еще в душе маленького ребёнка.

Когда ему пошёл седьмой год, отец полностью занялся музыкальным образованием сына. Позднее его учителями стали известные на весь город преподаватели — Дж. Филд и И.Геништ. Эти педагоги обучали семейство графа игре на фортепиано. Александр уже с малых лет участвовал под руководством отца в оркестре.

Он отлично исполнял произведения, играя на скрипке и альте. Его виртуозность и мастерство улучшались с каждым годом, и его взял в квартет знаменитый поклонник музыкального искусства — князь Н. Голицын.

↑ Биография

Получил вольную и начал жить как свободный человек Гурилёв только в 1831 году, после смерти его отца. Его семья смогла войти в общество Москвы. С этого момента начинается активная композиторская жизнь Гурилёва. Музыкант полностью посвящает жизнь сочинению музыкальных произведений.

Будучи в полной власти своего любимого дела, Александр становится известным в светских кругах. Его приглашают выступать на концертах, он даёт уроки по фортепиано во многих знатных домах. Интеллигенция испытывает исключительную симпатию к этому человеку.

Биографы выделяют важное событие в жизни Александра — его знакомство с музыкальным критиком и дирижером Варламовым, который приехал в Москву в середине 30-ых годов. Имена этих композиторов навсегда связались вместе и отпечатались в истории русского искусства. Два Александра влияли друг на друга, но при этом сохраняли в своей музыке индивидуальность и характерные черты.

Несмотря на профессиональный успех, жизнь протекала не без преград и тягот. Материальное положение Александра было слишком шатким. В конце концов, перипетии судьбы сломили его здоровье. Нищая жизнь композитора на Неглинке вызвала многочисленные болезни.

Психика истощенного Александра тоже была подорвана. Постоянные переживания совершено расшатали нервы. И почти на 10 лет музыкант был прикован к больничной кровати. Умер Гурилёв, несмотря на свою популярность, безвестно и одиноко 30 августа 1858 года. Ведь семью у него так и не получилось создать. Только через несколько дней газеты сообщили о кончине русского пианиста.

↑ Творчество

В музыкальном наследии Александра выделяют два основных направления: пьесы для фортепиано и романсы. Сам композитор отдавал предпочтение вокальной лирике. За всю свою творческую жизнь он создал множество песен и романсов. Однако не все из них были представлены широким массам. Только 90 уникальных произведений были опубликованы. Также был оформлен сборник «Избранных народных песен». В него вошли 47 переделанных версий песен народного фольклора.

Творчеству Гурилёва соответствует экспрессия. Такие приемы использовались в XIX веке напевам цыганских исполнителей. Их относят к разряду весёлых, танцевальных и молодецких песен. Очень много романсов положено на стихи русских поэтов. Одним из его любимых писателей был М.Ю. Лермонтов. Их связывает друг с другом устремлённость к счастью и грустные осознание того, что его невозможно достичь.

Гурилёв чётко передавал настроение стихов Михаила Юрьевича, а его романсы считаются лучшими среди всех написанных интерпретаций. Среди других их выделяет тонкость фортепианной игры и лирический монолог. Глубокий лиризм отразился также в романсах написанных на произведения Алексея Кольцова. Здесь широко отразился художественный портрет композитора. Каждая нота пропитана элегически-романтическим настроением, тоской, мягкостью и одиночеством.

Вся вокальная лирика музыканта была собрана посмертно в двухтомниках Е.А. Стемпневской. В книги вошли даже рукописные заметки и автографы композитора. Писательница попыталась расставить все его романсы в хронологическом порядке, однако это было трудно сделать. Драматизм неотрывно преследует музыкальное творчество Александра Львовича.

Также многие его романсы созданы в ритме вальса. Этот темп был очень популярен в первой половине XIX столетия. Активно Гурилёв участвует в развитии танцевальной музыки. Из-под его пера вышли множество мазурок, полек, полонезов и вальсов, которые покоряли светские салоны. Что касается фортепианной игры, то следует обратить внимание на миниатюры и циклические вариации.

Некоторые произведения Гурилёва просты, в основном они исполнялись любителями на приемах. Другие же отличаются своей виртуозностью. Он умел сочетал русскую песенность и итальянскую кантилену. Современники за их самобытность и мастерство даже причисляют композитора к одним из выдающихся музыкантов-виртуозов XIX века.

↑ Знаменитые произведения

  • «Молитва»;
  • «Фонтану Бахчисарайского дворца»;
  • «Воспоминание о Варламове»;
  • «Однозвучно гремит колокольчик»;
  • «Ты и Вы»;
  • «Я помню робкое желанье»;
  • «Я говорил при расставаньи»;
  • «Тебе одной»;
  • «Сарафанчик»;
  • «Иван Сусанин»;
  • «Песнь ямщика»;
  • «Домик-крошечка»;
  • «Пригорюнюсь ли я»
  • «На заре ты её не буди».

↑ Интересные факты

  • Произведения Гурилева перекликаются с музыкальным творчеством Глинки
  • Фортепианная игра Александра оказала влияние на развитие музыки Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского
  • Принимался за любую работу ради мелкого заработка. Занимался даже нотной правкой и корректировкой
  • Многие музыкальные черты Гурилева использовались в качестве украшений бытового романса таким композиторов, как А. Дюбюк и П. Булахов.

Творчество Александра Гурилева оказало огромное влияние на русское искусство. Его положительное воздействие можно до сих наблюдать во многих музыкальных произведениях новых композиторов. Отдельно стоит выделить и душевные романсы музыканта, которые так ценятся и чувствуется народом.

А Л Гурилев биография

Биография Александра Львовича Гурилёва

Александр Львович Гурилев (1803-1858) — российский композитор (по происхождению из крепостных крестьян графа Орлова, получил вольную в 1831 году). Ученик своего отца (также крепостного музыканта), брал уроки у Дж. Филда и И. Геништы. Тяжелые условия жизни подорвали его здоровье и привели к неизлечимой болезни. Наряду с Александром Варламовым Александр Гурилев — один из создателей русского бытового романса. Его вокальная лирика отмечена близостью к городской бытовой песне, искренностью выражения, теплотой чувства, элегическими, мечтательными настроениями, широким использованием ритмики бытового танца.

88 романсов и песен, в т. ч. «Колокольчик» («Однозвучно гремит колокольчик»), «Матушка-голубушка», «Разлука», «Вам не понять моей печали», «И скучно, и грустно», «Сарафанчик», «Вьется ласточка сизокрылая», «Не шуми ты, рожь», «Я вас любил» и др.; фортепьянные пьесы, вальсы, мазурки, циклы вариаций на темы Александра Алябьева, Варламова, Михаила Глинки и др. (около 30), сборник «47 избранных народных песен» (1849).

А Л Гурилев биография

А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

Александр Львович родился в Москве. С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у лучших московских педагогов — Дж. Филда и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.

С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения — в первую очередь вокальные — становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально «уходят в народ», исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.

Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник «Избранные народные песни», изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле «русской песни». Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.

Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева «И скучно, и грустно», «Оправдание» («Когда одни воспоминанья»), «В минуту жизни трудную». Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.

Драматизированное прочтение лирико-элегических стихотворений очень характерно для Гурилева, автора доныне любимых романсов «Разлука», «Кольцо» (на ст. А. Кольцова), «Бедная девушка ты» (на ст. И. Аксакова), «Я говорил при расставаньи» (на ст. А. Фета) и др. В целом же его вокальный стиль более всего приближается к так называемому «русскому бельканто», в котором основой выразительности является гибкая мелодия, представляющая собой органичный сплав русской песенности и итальянской кантилены.

Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в «разудалых, молодецких» песнях в народно-плясовом духе, таких, как «Песня ямщика» и «Пригорюнюсь ли я». Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре «русской песни». Таковы романсы «Грусть девушки», «Не шуми ты, рожь», «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», знаменитый «Колокольчик» и др.

Фортепианное творчество Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные вариационные циклы. Первые представляют собой несложные пьесы для любительского музицирования в жанре вальса, мазурки, польки и других популярных танцев. Вариации Гурилева являются значительным этапом в развитии русского пианизма. Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации на темы русских композиторов — А. Алябьева, А. Варламова и М. Глинки. Эти произведения, из которых особенно выделяются вариации на тему терцета из оперы «Иван Сусанин» («Не томи, родимый») и на тему романса Варламова «На заре ты ее не буди», приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным исследователям считать Гурилева «выдающимся по дарованию мастером, сумевшим выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы».

Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса — П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева — ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания — нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь — П. Чайковского.


источники:

http://c-cafe.ru/days/bio/1/046.php

http://www.belcanto.ru/gurilev.html