А Комаров биография Художника

Комаров Алексей Никанорович

(1879-1977)

Художник-анималист, скульптор А. Н. Комаров родился 14 октября 1879 года в селе Скородном Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне Данковский район). Его родителями были помещик Павел Феликсович Розетти и крестьянка-экономка Дарья Константиновна Иншакова. Фамилию и отчество мальчик получил по крестному отцу.

Семья Розетти вела родословную от итальянца-солдата наполеоновской армии, который остался в Москве в 1812 году. Детей в семье обучали рисованию, а Павел Феликсович в 1864 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где позже будет учиться его сын, получив от Академии художеств 2 серебряную медаль.

В раннем возрасте Алексей жил в доме отца в Скородном. Его воспитанием занимались сестры отца. Мальчик очень любил живую природу, внимательно наблюдал за повадками зверей и птиц. Делал рисунки в тетушкиных альбомах. Когда родные заметили, что мальчик лепит из хлебного мякиша фигурки, велели принести местной глины и научили лепить из нее. Вскоре было принято решение отправить Алексея учиться в Тулу в частную школу Адама Николаевича Конопацкого, затем он окончил также Тульское реальное училище.

В Туле продолжилось увлечение рисованием. Алексей изучал репродукции известных художников, рисунки животных в трудах Брема, делал копии и собственные наброски с натуры. Однажды ему даже удалось нарисовать льва из передвижного цирка. Одно из ярких воспоминаний детства – прогулки с другом в Ясную Поляну и встречи с Л. Н. Толстым. Писатель первым заводил разговор с мальчиками, расспрашивал об их делах.

В 1896 году Алексей Комаров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он окончательно определился с направлением творчества. Им стал анимализм. Комаров занимался в классе художника Алексея Степановича Степанова. Но обучение вскоре перестало удовлетворять потребности будущего художника. Комаров считал скучным рисование гипсовой натуры, простых геометрических форм. Спустя два года он оставил училище и, по собственному выражению, «променял … на леса, на гончих, на зайцев». Художник вспоминал: «Я жил волчьей жизнью и впитал в себя аромат лесов, краски, звуки, самую душу природы».

Около 1901 года А. Н. Комаров начал сотрудничать с журналом «Псовая и ружейная охота», который издавался в Венёвском уезде Тульской губернии. Это был первый крупный заказ художника, с которого началась его карьера анималиста. Он даже гостил некоторое время в имении издателя журнала С. В. Озерова в селе Свиридово, где изучал повадки борзых и гончих собак и особенности псовой охоты. Несмотря на нелестную характеристику, которую дал Комарову С. В. Озеров, молодому художнику удалось поднять качество графики издания на новый уровень. Он создал новые клише для обложки журнала, а также подготовил Атлас с изображениями птиц, который прежде печатали, только копируя с иностранных изданий. Это добавило журналу значительное число подписчиков. (обложка журнала за 1902 г.)

С 1902-1903 годов началось сотрудничество Комарова с детскими журналами («Мурзилка» «Светлячок», «Путеводный огонек»), издательствами И. Д. Сытина, Г. Ф. Мириманова, А. А. Федорова-Давыдова, А. Д. Ступина, И. Н. Кнебеля, оформление книг, участие в выставках.

После 1917 года А. Н. Комаров иллюстрировал произведения Д. Бедного, выполнял заказы для наркоматов здравоохранения, просвещения. Им было создано множество наглядных пособий, учебных картин, географических таблиц, плакатов. Он стал иллюстратором первого советского букваря. Сотрудничал со всеми государственными издательствами (Госиздат, Учпедгиз, Детиздат и др.).

С 1936 года А. Н. Комаров жил в кооперативном поселке «Советский художник» в Коломенском районе Московской области, недалеко от железнодорожной станции Пески и деревни Конев Бор.

В годы Великой Отечественной войны А. Н. Комаров создавал плакаты, работал над серией панно, посвященной собакам на фронте.

Раненный солдат с собакой. 1947Собаки-миноискатели. 1947Собака-санитар. 1947

А. Н. Комаров работал в Дарвиновском музее и Зоологическом музее МГУ. Художником создано 172 полотна для Дарвиновского музея. Его работы также находятся в Музее вооруженных сил, Государственном историческом музее, Политехническом музее, Музее коневодства, в павильонах ВДНХ, во многих краеведческих музеях. Долгие годы продолжалось сотрудничество Комарова с Московским зоопарком.

А. Н. Комаров много путешествовал по стране и за ее пределами, принимал участие в экспедициях Зоологического музея МГУ. Был на Кавказе, Алтае, Урале, в Казахстане, Средней Азии, Персии, Архангельске, Астрахани, Крыму, Норвегии, Швеции. Оставил множество путевых зарисовок. Впечатления художника от поездок по русскому Северу передают иллюстрации к сказкам.

А. Н. Комаров создал иллюстрации к книгам «Атлас промысловых зверей и птиц», «Птицы Советского Союза», «Птицы Казахстана», «Хищные звери», «Звери и птицы нашей страны» В. Н. Шнитникова, «Птицы дома, двора и сада» В. Макача, «Из жизни натуралиста» Е. Спангенберга, «Очерк истории фауны Европейской части СССР» М. А. Мензбира. Работы художника помещались на почтовых марках.

А. Н. Комаров всегда добивался сходства, достоверной передачи особенностей внешнего облика и поведения животных. Он изображал животных в их естественной среде. Среди излюбленных мотивов – обитатели северных лесов: глухари и лоси. Комаров был большим любителем лесных певчих птиц. Его рисунки с любовью передают повадки синиц, поползней, снегирей, щеглов.

Лосиха с лосенком. 1974, бум., кисть сухаяСнегирь, щегол, синица большая. 1936, бум., акварель, карандаш

Главный критерий искусства Комарова – верность натуре. Даже на сказочных иллюстрациях звери кажутся реальными, настоящими. Рисунки Комарова привлекают свободным почерком, гибкой и уверенной линией. Их ценность в предельной жизненной правдивости.

Помимо живописи А. Н. Комаров занимался скульптурой. Его небольшие по размеру работы продолжают анималистическую тематику.

Кошка, 9,5х7х5, бронзаЛягушка, 8х8х7,5, бронзаСова, 11х9,5х5, бронза

В 1947 году он был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1972 году – звания народного художника России.

Умер А. Н. Комаров 31 марта 1977 года в Песках. Похоронен на кладбище села Конев Бор.

Произведения автора

Первая Всероссийская выставка и съезд по овцеводству в Москве / худож. Комаров А. Н. – М., 1912. – 1 л. : цв. литогр.; 103 х 69. – Изображение (неподвижное; двухмерное) : непосредственное. – То же : URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01004878297#?page=1 (дата обращения 21.06.2020).
Жертвуйте! Жертвуйте! 9 ноября 1916 г. на противогазы, медикаменты для лошадей и санитарных собак в армии ; В этот же день будут даны два грандиозных представления в цирках Никитина и Саламонскаго. / худож. А. Комаров. – М. : Типо-литогр. А. Ф. Постнова, 1916. – 1 л. : хромолитогр.; 72 х 38 см. – Изображение (неподвижное; двухмерное) : непосредственное. – То же : URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01010049440#?page=1 (дата обращения 21.06.2020).
Лесовички : [для детей младшего возраста] / [ил.] А. Комаров. – [М.] : Гос. изд-во, 1923. – 12 с. : ил.
Мир животных / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1923. – [2], 14 с. : цв. ил.
Снегирь : книга для детей / рис. А. Комарова. – М. ; Петроград : Гос. изд-во, 1923. – 1, 16 с. : ил.
Кто у нас на дворе? / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1924. – [12] с. : цв. ил.
Азбука-крошка / А. Комаров. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1926. – [12] с. : цв. ил.
Домашние животные / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1926. – [12] с. : цв. ил.
Животные жарких стран / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1926. – [12] с. : ил.
Животные холодных стран / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1926. – [12] с. : ил.
Козел бородач / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1926. – [12] с. : цв. ил.
Наш двор / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1926. – [12] с. : цв. ил.
Звери на свободе в Московском зоопарке / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1927 (1-я Образцовая типо-лит. Госиздата). — [12] с. красочн. рис. с текст.
Звери наших лесов : [картинки для детей]. – 3-е изд. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1927 (Л. : типо-литогр. им. Е. Соколовой). – [12] с. красочн. рис. – (Книжка-малышка; № 2).
Наши друзья / А. Комаров. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1927. – [10] с. : ил.
Моя книжка : [картинки для детей] / А. Комаров. – 4-е изд. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1927. – 12 с. : ил.
Мы играем : [книжки с картинками в красках для малых ребят] / А. Комаров. – 5-е изд. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1927. – [10] с. : цв. ил. – То же : URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01007946912#?page=1 (дата обращения 21.06.2020).
Птицы строители / рис. А. Комарова. – М. : Г. Ф. Мириманов, 1927 (1-я Образцовая типолитогр.). – [12] с. : цв. ил.
Звери / рис. А. Н. Комарова. – Л. : Совет. худож., 1946. – 6 л. : ил.
Лесные обитатели : репродукции / худож. А. Комаров. – М. : Изобраз. искусство, 1976. – 16 отд. л. ил. в обертке. – Изображение (неподвижное; двухмерное) : непосредственное.
Рассказы старого лешего : рис. авт. / А. Комаров. – М. : Армада, 1998. – 492 с. : ил. – (Зелен. сер.).

Литература о жизни и творчестве

Туров С. Наш художник-анималист : (к 80-летию со дня рождения и 60-летию творческой деятельности А. Н. Комарова) // Охота и охотничье хозяйство. – 1959. – № 10. – С. 54-55.
Туров С. Слово о нашем большом друге и художнике // Охота и охотничье хозяйство. – 1965. – № 4. – С. 31.
Левашов М. Певец родной природы // Учительская газета. – 1969. – 15 нояб.
Левашов, М. А. Будни живописца : страницы жизни заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Н. Комарова / М. А. Левашов. – М. : Москов. рабочий, 1972. – 144 с.
Яблонский А. Художник из Скородного // Заветы Ильича [Данковский район]. – 1989. – 14 сент.
Яблонский А. Народный художник России // Ленинское знамя. – 1989. – 28 сент.
Цупко Т. Судеб крещенье. : [О. В. Вальцова передала в фонд Липец. обл. краевед. музея работы А. Н. Комарова, хранившиеся в семейн. архиве] // Липецкая газета. – 1999. – 27 марта. – С. 4.
Кривцова Л. Его музой была природа : [к 120-летию художника] // Заветы Ильича [Данковский район]. – 1999. – 12 окт.
Добрый данковский волшебник : [в обл. краевед. музее 20 сент. открылась выст. «Добрый волшебник» из фондов гос. Дарвинов. музея, где представлены работы А. Комарова] // Липецкие известия. – 2013. – 25 сент. (№ 39) – С. 18.
Олексенко А. Натуралист-художник // Искусство в школе. – 2015. – № 5 – С. 8-14.
Портнихина Т. Картина нашего земляка : [в Липец. обл. краевед. музее открылась выст. одной картины – «Дикие утки» худож.-анималиста А. Комарова. Картина предоставлена Моск. гос. Дарвин. музеем] // Заветы Ильича [Данковский район]. – 2017. – 16 февр.
Выставка одной картины : [в Липец. обл. краевед. музее работает выст. одной картины из фондов гос. Дарвинов. музея Москвы: А. Н. Комаров, «Дикие утки»: кратко] // Липецкие известия. – 2017. – 22 февр. (№ 8) – С. 2.
Шульгин А. О художнике-анималисте Алексее Комарове // Юный художник. – 2018. – № 7 – С. 23-25.
Иванова Е. Задушевное чувство природы : [о нар. худож. РСФСР А. Н. Комарове, к 140-летию со дня рождения] // Липецкая газета: итоги недели. – 2019. – № 42 (7-13 окт.) – С. 30-31, 32.

Справочные материалы

Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2002. – Т. 2. – С. 148.
Липецкий энциклопедический словарь / сост. В. В. Шахов. – Липецк : Гэлион, 1994. – С. 212-213.
России Черноземный край / сост. Р. В. Андреева, В. В. Будаков, Л. Ф. Попова. – Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000. – С. 784.
Данковские светочи : биогр. справ. о просветителях, писателях, ученых и других вид. деятелях / Р. М. Усович. – Липецк, 2012. – С. 125-126.
Деятели искусства : библиогр. указ. лит. / Данков. межпоселен. б-ка ; сост. Т. И. Кузнецова. – Данков, 2014. – С. 14-16. – (Выдающиеся уроженцы и деятели Данковского края).
Художники Данковского края : библиогр. указ. / Данков. межпоселен. б-ка ; сост. Т. И. Кузнецова. – Данков, 2008. – С. 7-10.

Описание картины Комарова «Наводнение», краткая биография художника

Студенческие годы

Алексей Комаров легко поступил в столичное училище изобразительных искусств, зодчества и ваяния, а это доказывает, что молодой человек был действительно одаренным. Уроки, которые преподавали ему опытные мастера, помогли ему определиться с наиболее предпочтительным направлением – он выбрал анимализм.
Комаров с удовольствием изображал зверей, встречающихся на российской территории, — медведей, волков, лосей и многочисленных птиц, водящихся в зоологическом саду. Кроме того, он обучался рисованию живой натуры у художника Степанова. А этот человек был по-настоящему талантливым. Недаром учился А. Н. Комаров. Картина «Наводнение», например, получилась у него просто великолепной.

Кого любил рисовать художник?

Комаров в своем творчестве, обычно, отдает предпочтение нескольким любимым зверям, их он изображает действительно гениально, на его картинах они словно живые. Художник, без сомнения, является последователем таких анималистов, как Соколов и Сверчков. Алексей Никанорович часто изображал гончих собак, много наблюдал за их поведением, внешностью, движениями. Он очень хорошо знал их и понимал, и именно поэтому его картины получались настолько правдоподобными и «живыми».

Где хранятся картины художника?

Многие российские краеведческие музеи имеют в своих коллекциях шедевры Комарова. Почти сто полотен он отдал Рехлову – коллекционеру, основавшему в Шушенском музей и демонстрирующему картины на выставках в советских и зарубежных городах.

Описание картины Комарова «Наводнение»

Ранняя весна. Природа оживает от зимнего оцепенения. Солнечные лучи все активнее согревают землю. Речка скоро совсем избавится ото льда, а деревья – от снежного покрова. Но март приносит в лес не только оживление, но и страшные несчастья. Наводнение! Бурлящим потоком бежит вода, охватывая территорию все шире. Животным негде спрятаться от этого несчастья, им приходится очень трудно в этот период. Их некому защитить, а законы природы нередко бывают жестокими.

Вода заполнила норку несчастного зайчика, и ему пришлось покинуть свой родной дом. Его шерстка вмиг стала мокрой, он сильно испугался и бросился куда глаза глядят. К счастью, он увидел спасительный сук дерева, расположенный близко к земле. Секунда – и зверек уже на ветке. Благодаря этой счастливой случайности он остался жив. Описание картины Комарова «Наводнение» трогает до глубины души, не правда ли?

Сидит зайчишка, сжавшись в комочек и дрожа от страха, шерсть от перенесенного потрясения встала дыбом. Он прислоняется спиной к дереву и всеми силами старается задержаться здесь, не свалиться. При взгляде на него на глаза наворачиваются слезы, ведь он в любую минуту может упасть в воду и погибнуть. Однако в душе теплится надежда, что он спасется. Но картина вокруг безрадостная – видна только вода и ветки деревьев. И никто не придет на помощь. Хоть бы вода прекратила прибывать! Ведь если это будет продолжаться, многие жители леса действительно погибнут. Весьма трагичным кажется описание картины. А. Комаров «Наводнение» изобразил для того, чтобы люди задумались над многими важными вещами.

Глядя на зверька на переднем плане полотна, понимаешь, насколько все живое боится смерти, также осознаешь беспомощность людей и зверей перед некоторыми проявлениями природы. Другое важное действующее лицо картины – вода. В весенний период она часто становится причиной настоящих трагедий, вершит судьбы невинных существ. Она бессердечна и сурова, ее нисколько не трогает несчастье животных и людей. Описание картины Комарова «Наводнение», как и само полотно, заставляет расплакаться некоторых впечатлительных людей. Как талантливо Комаров передал этот трагический момент!

Возможно, художник-анималист действительно стал свидетелем этой картины – увидел смелого зайца-русака на ветке, по счастливой случайности уцелевшего, перехитрившего стихию, и захотел запечатлеть это на холсте. Комаров хотел донести до нас, что обитателям леса грозят многие опасности – совсем непросто им приходится. Эта картина никого не оставляет равнодушным. Выживают только самые сильные, смелые, хитрые. Хочется надеяться, что вода начнет убывать и зайчик уцелеет.

Где же дедушка Мазай.

Конечно, сразу вспоминается известная сказка «Дедушка Мазай и зайцы». Вот таких дрожащих зверьков и сажал в свою лодку этот добрый человек – кого с горки, кого с колеблющейся на воде ветки или трухлявого пня. И они доверяли Мазаю и не боялись его, ведь он не желал причинить им никакого зла, а напротив, спасал их. Где же этот добрый дедушка? Так и хочется призвать его, глядя на картину Комарова. Но, увы, это невозможно. Недостаточно просто прочитать описание картины Комарова «Наводнение», нужно еще собственными глазами увидеть это полотно, чтобы проникнуться им.

Алексей
Никанорович Комаров

Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879 г. в с. Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика П.Ф. Розетти и его экономки, крестьянки Д.К. Иншаковой. Воспитывался сестрами отца, своими тетями Екатериной Феликсовной, Дарьей Феликсовной и Маргаритой Феликсовной.

Детство Комарова прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос и пришло время учиться, тети вместе с ним переехали в Тулу, где сняли квартиру сначала на Павшинской, а затем на Рубцовской улице.

Учился в Туле в частной школе А.Н. Конопацкого и реальном училище, затем в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества.

А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию. Был на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае.

Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, Музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны.

Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы, в частности «Мурзилку», научные издания, например, книгу профессора В.Н. Шнитникова «3вери и птицы нашей страны», «Атлас промысловых зверей и птиц» и другие. А по учебникам, которые он иллюстрировал, учились миллионы детей. С его рисунками выходили открытки, конверты и марки, репродукции его картин печатались в газетах и журналах.

В своих работах А.Н. Комаров достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

А.Н. Комаров умер 31 марта 1977 г., похоронен в поселке Пески Коломенского района Московской области.

Он прошел долгий творческий путь, мы называем Алексея Никаноровича патриархом русского анималистического направления в изобразительном искусстве. Замечательно, что, несмотря на свой преклонный возраст, он сохранил твердость в рисунке и колорит в живописи. Разнообразен и широк его талант, в том убеждаешься, мысленно окинув взором работы Комарова от первых лет творчества до наших дней.

Алексею Никаноровичу часто задают вопрос: «Когда вы стали анималистом)». Он отвечает: «Скорее скажу, когда я им не был».

Маленьким мальчиком он как мог лепил из хлеба разных животных, а в десять лет рисовал, подражая Каразину, или копировал Кунерта и Шпехта — иллюстраторов «Жизни животных» Брема.

Алексей Комаров без труда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, что свидетельствовало о большом даровании юноши. Занятия в училище помогли становлению таланта молодого анималиста. Он сразу увлекся рисованием животных отечественной фауны — медведи, лоси, волки и разнообразные птицы зоологического сада представляли богатый материал для зарисовок и изучения формы. Одновременно он изучал живую натуру в анималистическом классе художника А. С. Степанова.

Правдивые рисунки А. Комарова привлекли внимание журнала «Псовая и ружейная охота». Редактор Озеров пригласил молодого художника поработать в его имении, где была большая псовая охота. А. Комаров не раз участвовал в охотах с борзыми, наблюдал и зарисовывал сцены травли волков, лисиц и зайцев, рисовал собак на псарне. С тех пор борзые и лошади стали любимыми героями его картин и рисунков.

Художник-анималист в своем творчестве чаще всего привязан к некоторым излюбленным животным, их он чувствует наиболее остро и с большим совершенством отражает в своих произведениях. С уверенностью можно сказать, что А. Н. Комаров принял и продолжил традиции классиков охотничьего жанра — Сверчкова и Петра Соколова, но вместе с тем, будучи прекрасным рисовальщиком и колористом, сделал большой шаг вперед в изображении псовой охоты, разнообразных видов ружейной охоты с гончими, легавыми собаками и многих других. Изучение строения и формы животных, их движения и общего поведения, профессиональное знание способов и правил охоты дали художнику возможность правдиво отражать в набросках и картинах все их многообразие.

А. Комаров много времени отдавал иллюстрированию в различных изданиях. Работа в области иллюстрации давала возможность жить в деревне, где снова проявилось увлечение художника охотой. Надо думать, что охота сыграла не последнюю роль в углублении творчества анималиста.

Когда А. Комаров рисует и пишет своих зверей и птиц, он обычно не ограничивается рамками портрета животного, а вписывает его в характерный пейзаж. Жизненная правда возникает благодаря глубокому знанию всех условий, в которых обитает животное. Увлечение охотой для художника-анималиста — не потерянное время, а источник глубочайшего ощущения близости природы и животного мира. Увлечение это усилило любовь к природе, а ею пронизано все творчество А. Комарова.

Алексей Никанорович никогда не оставляет станковую живопись. Мы видим, как в его картинах отражены все времена года: весна — тяге и тока, яркое брачное оперение птиц, лето — птичья и звериная молодежь. С особым искусством передал художник сценку играющих у норы лисят, они не выглядят у него уменьшенными взрослыми, а имеют свой характерный младенческий облик. Встают перед глазами картины зимы — пурга, в снежном вихре затерялись розвальни, закутаны в тулупы охотники. В своих записках А. Комаров так говорит об этой теме: «Как я люблю слушать гневный шум качающихся от ветра елей, когда метель бросает в лицо охапки снега и весь воздух наполнен снежной пылью и не видно дороги, даже лошадей не видно. »

Станковые картины А. Комарова заняли свое место во многих музеях Советского Союза: в Зоологическом музее МГУ, в Музее коневодства и Биологическом музее им. К. А. Тимирязева. Сто семьдесят полотен хранится в Дарвинском музее » Москве.

Работы А. Комарова можно видеть во многих краеведческих музеях страны. Около сотни картин он передал коллекционеру Рехлову, организовавшему музей в Шушенском и показывавшему собрание картин на передвижных выставках в городах Советского Союза и заграницей.

Участвуя в научных зоологических экспедициях, А. Комаров накопил большое число зарисовок диких животных и пейзажных этюдов, они легли в основу многих его картин и иллюстраций. С большим успехом А. Комаров иллюстрировал многочисленные научные издания — монографии, книги и статьи. Своими рисунками, акварелями художник всегда удовлетворял придирчивых ученых-зоологов, требующих большой точности в изображении животных.

С 1936 г. Алексей Никанорович поселился в Песках под Коломной. Особенно плодотворно он работает акварелью, а за последнее время — сухой кистью. В этой манере он показал исключительное мастерство. Произведения 1965—1973 годов отмечены свежестью колорита и твердостью рисунка. На выставках последних лет останавливали внимание его картины: «Группа маралов на снегу» (1967), «Стадо лосей» (1969), «Борзятник с русаком» (1967), «Две борзых» (1970), «Заяц-беляк» (1973) и многие другие.

Значительное место в творчестве А. Комарова занимают иллюстрации детской литературы. Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь к животным. Деятельность этого рода началась еще в далекие дореволюционные годы в издательствах Сытина, Ступина, Кнебеля и продолжается в советских издательствах.

Велика заслуга художника, настойчиво напоминающего своими картинами, иллюстрациями в книгах и журналах, открытками, почтовыми марками, литературными очерками-воспоминаниями о необходимости любви к животным, об охране природы.

«Я старался,— пишет в своих записках А. Н. Комаров,— заразить зрителей и читателей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю».

Алексей Никанорович достиг того, что хотел, что ставил своей творческой задачей. Огромная армия читателей книг и журналов, детской литературы, посетителей музеев знает и всегда помнит имя художника А. Комарова, певца природы нашей Родины, достойно носящего звание народного художника РСФСР.

Журнал «Охота и охотничье хозяйство» №11, 1974 год


источники:

http://fb.ru/article/140432/opisanie-kartinyi-komarova-navodnenie-kratkaya-biografiya-hudojnika

http://artchive.ru/artists/22078~Aleksej_Nikanorovich_Komarov