А И Введенский биография

Поэт Введенский Александр Иванович: биография, творчество и интересные факты

Введенский Александр Иванович – русский драматург и поэт Серебряного века. Являлся одним из основателей и членов литературного объединения ОБЭРИУ. При жизни был наиболее известен своими произведениями для детей, хотя писал их исключительно для заработка. А вот серьезные вещи писателя оказались в печати через много лет после его смерти. О нелегкой, но интересной судьбе поэта поговорим в этой статье.

Александр Введенский: биография. Семья

Родился будущий поэт в Петербурге 23 ноября 1904 года. Его отец, Иван Викторович, происходил из семьи священника, но смог получить юридическое образование в Киевском университете. Это позволило ему поступить в юнкерское пехотное училище, а затем на гражданскую службу, где он получил звание статского советника. С приходом советской власти занял должность экономиста. Мать писателя, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта, смогла получить хорошее медицинское образование еще в царское время, а при Советах стала известным врачом.

Всего в семье было четверо детей. Удивительно, но Введенские смогли избежать репрессий из-за своего «социально чуждого происхождения». Возможно, благодаря востребованности освоенных профессий.

Гимназические годы

В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году.

Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями, рассказы о которых ходили по всему городу. Здесь Введенский завел первых друзей – Я. С. Друскина и Л. С. Липавского. А также познакомился со своей будущей женой Т. А. Мейер, с которой писатель зарегистрировал отношения сразу после окончания гимназии, но в 1930 году развелся. В эти же годы молодой Александр начинает пробовать сочинять стихи.

Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

Одновременно с учебой продолжал работать. Так, с 1923 по 1924 год служил в Фонологическом отделе. В эти же годы стал членом Ленинградского союза поэтов, когда его спросили о направлении, то отнес свое творчество к футуристическому.

ОБЭРИУ

1925 год стал для писателя знаменательным: Введенский Александр Иванович свел знакомство с Даниилом Хармсом. Это событие стало судьбоносным для обоих поэтов. С этого момента началась их совместная писательская деятельность. В том же 1925 они опубликовали свои стихи в сборнике имажинистов «Необычайные свидания друзей».

Вскоре Хармс и Введенский вступили в ряды авангардной театрально-литературной группы. Именно она в 1927 году получила название ОБЭРИУ, что расшифровывается как «Объединение реального искусства». Приверженцы этого объединения проповедовали примитивизм и абсурдизм в искусстве, полагая, что самыми интересными являются лишь одни бессмысленные явления.

Введенский и Хармс были самыми известными из обэриутов, однако руководящую и организаторскую роль взял на себя последний. Александр Иванович этому и не противился.

Особенности творчества

Введенский Александр был очень далек от футуристских представлений о прекрасном будущем, что сближало его с Велимиром Хлебниковым. В их произведениях было много общих моментов: упрощенные метрика и рифмовка; частые тематические и формальные отсылки к классическим текстам; специальное искажение ритма и прозаизирование стихотворных строк. Однако было и существенное отличие в тематике: Введенский никогда не пускался в романтизацию прошлого или будущего. Единственное, во что верил и о чем писал поэт – бог, смерть и время.

Александр Введенский (стихи это доказывают) верил в то, что время может проявиться лишь в смерти, Хлебников же был уверен в непреложности временных законов. В одном из стихотворений Александра Ивановича встречается восклицание: «Ах! Пушкин…» Это наиболее четко передает его представление о мире, как о разрушившейся цивилизации не только в историческом плане, но и в метафизическом.

Просуществовали обэриуты недолго. Рабочие и крестьяне не понимали их стихов и видели в них только аполитичность и ненадежность. В советских газетах и журналах поэты кружка подвергались серьезным нападкам критиков. Все это привело к уничтожению литературного сообщества.

Арест и ссылка

В 1931 году был арестован Александр Введенский. Стихи его считались неблагонадежными, однако этого было недостаточно для заключения, поэтому причиной послужило обвинение в том, что он произнес тост за Николая II. Существует также версия, что поводом стало исполнение царского гимна на одной из встреч. Кроме него, были взяты под стражу и другие обэриуты.

После года в тюрьме он был отправлен в ссылку в Курск, где жил в одной квартире с Хармсом, затем переехал сначала в Вологду, затем в Борисоглебск. Несмотря на опальное положение, все это время продолжал писать Введенский Александр, и в 1934 году был принят в члены Союза писателей.

Этот факт помог ему в 1936-м вернуться в Ленинград. Но вскоре писатель покинул большой город и поселился в Харькове у своей второй жены, а через год у них родился сын Петр. Здесь поэт жил в полной изоляции от литературного мира.

В 1941 году Введенский снова был арестован. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Достоверных сведений о смерти поэта не сохранилось. Существует лишь предположение о том, что он умер 19 декабря 1941 года по дороге в Казань. Место захоронения неизвестно.

Произведения для малышей

Введенский Александр для детей писал, как и Хармс, по инициативе С. Маршака. Заработать на своей серьезной поэзии обэриуты в то время не могли, поэтому с радостью приняли предложение. И с 1928 года Введенский принимается за сочинение детских стихов, сказок и рассказов. Его произведения активно публикуются в журналах.

За свою творческую карьеру Введенский Александр написала около тридцати книг для детей. Наиболее известным является его стихотворение «Кто?», которое было его первым произведением для малышей.

Александр Введенский

Биография

Александр Введенский прожил недолгую жизнь, но оставил после себя богатое литературное наследие. Он стал знаменитым как детский писатель, а уже после смерти обрел славу поэта, который талантливо творил и для взрослых.

Детство и юность

Александр Введенский появился на свет 6 декабря (23 ноября) 1904 года. Он был старшим ребенком в семье, рос вместе с братом Владимиром, а также сестрами Евлалией и Евгенией. Отец являлся статским советником, а после прихода советской власти — экономистом, мать работала гинекологом, вела частную практику и пользовалась уважением у населения.

В 10 лет Саша вместе с младшим братом поступил на учебу в кадетский корпус, но затем родители перевели их в гимназию имени Лидии Лентовской, позже преобразованную в трудовую школу. Там Введенский встретил своих будущих друзей Якова Друскина и Леонида Липавского, которые приложили руку к сохранению памяти о поэте.

Уже тогда Александр увлекался поэзией, писал первые стихи, но после окончания гимназии был вынужден пойти работать. Сначала стал конторщиком, затем трудился при электростанции «Уткина Заводь». Высшее образование поэт так и не получил: будучи студентом Петроградского университета, быстро оставил учебу.

Новым местом работы писателя стал Фонологический отдел ГИНХУКа. Он числился в списке сотрудников год, после чего окончательно решил связать жизнь с творчеством. Александр присоединился Ленинградскому союзу поэтов и определил свой жанр как футуризм.

Личная жизнь

Личная жизнь поэта была бурной, современники описывали его как ловеласа. Первой большой любовью автора стала Тамара Мейер, с которой он познакомился в гимназии. После расставания встретил Анну Ивантер, на которой женился в 1930 году. Брак просуществовал 6 лет.

Только на закате жизни Введенскому удалось обрести семейное счастье. Будучи в Харькове, он познакомился с Галиной Викторовой, которая стала его второй женой. Избранница родила Александру Ивановичу единственного сына, названного Петром. Кроме того, он воспитывал пасынка Бориса.

Книги

Переломным моментом в биографии писателя стало знакомство с Даниилом Хармсом, с которым его объединили взгляды на литературное творчество. Вместе с Друскиным и Липавским они стояли у истоков сообщества «Чинари», которое позже преобразовалось в Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). Название придумал Александр.

Господствующими мотивами поэзии обэриутов были абсурдизм и бессмыслица. Лидером сообщества стал Хармс, в то время как Введенский предпочитал оставаться в стороне от организационных вопросов, но часто выступал на творческих вечерах.

В те годы его произведения для взрослых не пользовались популярностью. Он был гораздо более востребованным как детский писатель и поэт. Создавать стихи для малышей Введенский начал с подачи Самуила Маршака, который пригласил обэриутов писать для журналов «ЕЖ» и «ЧИЖ».

Среди знаменитых детских творений автора — «Кто?», «Когда я вырасту большой» и «Сны». Часть его произведений уже после смерти была опубликована в книге «Необычные стихи», куда также вошли рифмы Саши Черного, Ивана Макарова и Юрия Владимирова.

Александр Введенский и Даниил Хармс / «Писатели и философы»

ОБЭРИУ просуществовала всего 3 года, творчество участников сообщества критиковалось за аполитичность, а они сами в итоге были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. Введенского отправили в ссылку в Курск, после чего он некоторое время пребывал в Борисоглебске и Вологде, а затем получил разрешение вернуться в Ленинград. Считается, что в те годы мужчина написал «Серую тетрадь».

После ссылки Александр Иванович вступил в Союз писателей и продолжил творить. В 1936 году он перебрался в Харьков к жене, где была написана знаменитая «Элегия». Она стала одним из самых заметных «взрослых» произведений Введенского, большинство из которых были изданы уже после смерти. Самым крупным является сборник «Всё», пополнивший библиографию в 2010 году и содержащий 700 страниц.

Смерть

В 1941 году поэт подвергся второму аресту по обвинению в контрреволюционной деятельности, что на этот раз закончилось для него трагично. 19 декабря Введенский умер, официальной причиной смерти был назван плеврит. Точное расположение могилы автора неизвестно, но памятью о нем служат созданные произведения и черно-белые фото.

Введенский Александр Иванович

Александр Введенский
Имя при рожденииАлександр Введенский
Дата рождения06.12.1904 (23.11 по старому стилю)
Место рожденияг. Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти19.12.1941
Место смертина этапе из Харькова в Казань, СССР
Род деятельностиписатель
Язык произведенийрусский

Александр Иванович Введенский — поэт, прозаик и драматург, один из основателей Объединения реального искусства (ОБЭРИУ).

Содержание

Александр Введенский / Биография

Александр Введенский родился 6 декабря 1904 года. Он был старшим из четырех детей в семье Ивана Викторовича Введенского, происходящего из семьи орловского священника (отсюда и сама фамилия, характерная для представителей духовного сословия). Отец писателя окончил юридический факультет Киевского университета и ко времени революции получил чин статского советника, что в царской России соответствовало чину генерала. При советской власти служил экономистом. По роду его службы в переселенческом управлении семье приходилось проводить много времени в разъездах по всей стране. В 1909 году Введенские окончательно обосновались в Санкт-Петербурге. Мать поэта, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта. Она получила медицинское образование и со временем стала известным врачом-гинекологом. Александр Введенский не был любимцем отца, человека, по отзывам, «странного и мрачного», но близкие и теплые отношения с матерью сохранил на всю жизнь.

Александр и его младший брат Владимир провели несколько лет в Санкт-Петербургском Николаевском кадетском корпусе. Поэт на всю жизнь сохранил военную выправку и привычку одеваться в строгий черный костюм, носить галстук. В апреле революционного 1917 года мать предусмотрительно перевела сыновей в гимназию, основанную Л. Д. Лентовской.

Там устраивались музыкальные вечера, разыгрывались спектакли по произведениям русской классики («Плоды просвещения», «Ревизор»). В гимназии царили оппозиционные, либеральные настроения и был блестящий педагогический состав. Наибольшее влияние на Введенского и его друзей оказал словесник Л. В. Георг, учивший детей не только правильно писать, но и понимать, чувствовать и любить родной язык. Именно он привил Шуре Введенскому любовь к творчеству А. А. Блока. Беседы Л. В. Георга с учениками о литературе, жизни и философии всегда были оригинальны и неожиданны. Преподаватель увлекался русской смеховой культурой, в том числе нескладицами и заговорами, поощрял поэтические опыты учащихся, в том числе и Введенского. Под его руководством гимназисты изучали историю языка, читали «Слово о полку Игореве» на старославянском, а затем переводили на современный язык. Шура проявлял большой интерес к истории и русскому языку, к точным же наукам имел «способности небольшие». Педагоги характеризовали его как развитого, способного, любознательного, но поверхностного, легкомысленного, характера неровного, быстро остывающего к своим увлечениям. «Говорит охотно и много, необходимо останавливать, чрезмерно болтлив с учителем», — отзывались о нем преподаватели.

Александр Введенский. Детская литература, 1989 год, №7

Александр Введенский. Стихотворение в журнале ЧИЖ, 1933 №4

Еще со времени обучения в кадетском училище юноша писал стихи, активно печатался в гимназическом журнале. Совместно со своими друзьями Л. Липавским и В. Алексеевым он написал поэму «Бык Будды», доброжелательно пародирующую модных в то время футуристов. Молодые поэты послали свои стихи на отзыв А. А. Блоку, но тот интереса к их творениям не проявил. В 1921 году Александр Введенский окончил «трудовую школу» (в которую к тому времени была переименована гимназия), не сумев, как ни удивительно, сдать зачета по литературе. В том же году гражданской женой поэта стала его одноклассница Тамара Мейер. В 1922 году произошло сближение Введенского и Липавского с Я. С. Друскиным, будущим философом и литературоведом.

Отработав год конторщиком на строительстве электростанции «Уткина заводь» и став членом профсоюза, Александр Введенский поступил в университет на правовое отделение факультета общественных наук, но не окончил его. После ухода из университета его круг общения в мире искусства расширился. Юноша получил некоторую известность как начинающий поэт, он познакомился с Н. А. Клюевым, М. А. Кузминым, художником П. Н. Филоновым. В 1923 году автор статьи «Футуризм», опубликованной в журнале «Мир искусства», театральный режиссер и критик Г. Крыжицкий, называет творчество Введенского таинственным футуризмом будущего в отличие от футуризма В. Хлебникова, Д. Крученых и В. Маяковского: «Это уже «там», где восприятие мира переродилось, где основной принцип композиции — «игра» или использование всех видов ассоциаций».

Введенский вступил в «Орден заумников DSO», созданный поэтом-заумником А. В. Туфановым, продолжавшим традиции футуристов А. Е. Крученых и В. Хлебникова. В 1924 году он был принят в ряды Союза поэтов.

В следующем году произошло знакомство А. Введенского и Л. Липавского с Даниилом Ювачевым (Хармсом), затем с Н. М. Олейниковым и Н. А. Заболоцким. Я. Друскин вспоминал, что Д. Хармс сразу органически вписался в их объединение. Самые тесные дружеские отношения связывали Введенского именно с Хармсом. Их дружба впоследствии переросла в многолетний творческий союз.

Вскоре друзья образовали литературно-философское объединение «Чинари», теоретиком которого стал Л. Липавский. Название было придумано А. Введенским, называвшим себя «чинарем авторитетом бессмыслицы». Хармс же считался «чинарем-взиральником». «Чинари» встречались несколько раз в месяц и обсуждали вопросы богословия, времени и пространства и философские теории, занимались словотворчеством, создавали собственный язык. «Близость наша была не просто дружбой, а сотворчеством очень разных и очень близких по мироощущению людей», — писал Я. Друскин. Политики в своих обсуждениях «чинари» не касались. Друзья редко собирались дома у Введенского, обстановка в его комнате в 20-е годы была спартанская — железная кровать, две табуретки и кухонный стол. Он вообще был человеком «безбытным». Позднее, в Харькове, по воспоминаниям его жены Г. Викторовой, он писал без стола, просто подложив под бумагу книгу. Содружество «чинарей» просуществовало до 1936 года, когда Введенский переехал в Харьков.

Литературно-театральные авангардные группы, в которые входили «чинари», носили разные названия — «Левый фланг», «Академия левых классиков». Введенский и Хармс также сотрудничают с театром «Радикс», где ставится пьеса из их произведений под названием «Моя мама вся в часах».

В конце 1927 года было образовано Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). В него вошли семь человек: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис) Левин.

К обэриутам примыкали философы Л. Липавский и Я. Друскин, поэт Н. Олейников, писатель Е. Шварц, художники П. Филонов, К. Малевич и некоторые другие.

Группа проводила театрализованные выступления-концерты. Стены украшали плакатами с лозунгами: «Мы не пироги!», «Искусство — это шкап». Александр Введенский, всегда ожидающий скандала, эпатировал публику своими стихами. Тем не менее, именно он, одетый в черный костюм с галстуком, чаще всего вел диспуты.

Самое известное выступление обэриутов, «Три левых часа», состоялось 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке. В печати появились критические отзывы о вечере. Стихи, прочитанные Введенским, были названы «жуткой заумью, отзывающей белибердой».

В 1928 году Александр Введенский по приглашению С. Я Маршака начинает активно сотрудничать с детской редакцией Госиздата. Детские стихи его ритмичны, музыкальны, они наполнены светом и радостью. Произведения Введенского для детей печатаются в детских журналах «Чиж» и «Еж», выходят отдельными изданиями. Поэт принимает участие и в переложении сказок братьев Гримм. Всего при его жизни вышло более сорока детских книг. Работа в области детской литературы служила единственным источником его доходов, взрослые произведения за небольшим исключением не были опубликованы прижизненно.

1 апреля 1930 года состоялось последнее публичное выступление обэриутов. Они подверглись резкой критике в печати за аполитичность и идеологическую невыдержанность. Детская литература, «призванная воспитывать в коммунистическом духе советских ребят», была объявлена участком наиболее напряженной классовой борьбы. По мнению авторов разгромных статей, окопавшиеся в ней классовые враги своими заумными стихами отвлекали людей от задач социалистического строительства.

10 декабря 1931 года А. И. Введенский наряду с другими литераторами был арестован и провел полгода в доме предварительного заключения. Существует еще одна версия ареста поэта — во время дружеского застолья, Е. Е. Сно, как позднее выяснилось, осведомитель НКВД, спровоцировал Введенский на исполнение гимна «Боже, царя храни».

После ареста поэта тогдашняя его супруга А. С. Ивантер сожгла все имеющиеся в доме рукописи, за что была названа Я. Друскиным Геростратом.

В марте 1932 года поэт был освобожден, но лишен права проживания в крупных городах и был вынужден сменить место жительства на Курск, затем на Вологду и Борисоглебск. Скорее всего, именно в Курске им были созданы произведения, входящие в так называемую «Серую тетрадь».

Путешествие в Крым / А. Введенский

Коля Кочин / Александр Введенский

Конная Буденного / Александр Введенский

Катина кукла / Александр Введенский

Авдей-Ротозей / Александр Введенский

Мяу / А. Введенский

Летом 1936 года поэт переехал в Харьков — его женой стала Галина Викторова, секретарь местного отделения Союза писателей. Семья растила двоих детей — трехлетнего сына Викторовой Борю и родившегося в 1937 году Петю. Александр Иванович нежно любил маленького сына и каждый вечер пел ему колыбельную, слова которой сохранились в памяти матери Пети: «Вдоль берега шумного моря шел солдат Аз Буки Веди». В Харькове поэту, лишенному привычной компании ленинградских друзей, жилось нелегко. Круг общения, кроме семьи, к которой он был очень привязан, ограничивался несколькими знакомыми жены и любителями преферанса. Поэт был со всеми на «вы», ни с кем не сближался, не выносил нецензурной брани. С окружающими о литературе и о поэзии не говорил, писал и работал только ночью.

Пять лет, которые поэт прожил в Харькове, были очень плодотворны в литературном плане. Введенским были написаны «Потец», «Некоторое количество разговоров», пьеса «Елка у Ивановых», «Элегия», «Где. Когда».

Он публиковался в детских журналах, сочинял репризы и куплеты для цирковых клоунов, по просьбе режиссера Харьковского театра кукол написал пьесу «Веселые путешественники». В 1939 году поэт предложил театру кукол С. В. Образцова кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете», затем переработал ее для детской аудитории. Это была веселая пародия на популярные концертные программы с множеством смешных кукольных номеров и трюков. К сожалению, постановку пьесы осуществить не получилось, но идея пародии на театральный концерт продолжала жить, и позднее «Концерт-варьете» стал прообразом всемирно известного «Необыкновенного концерта».

В 1937 году вышла отдельным изданием книга «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке». Через некоторое время в журнале «Детская литература» было напечатано письмо «Вредные традиции в детской книжке» за подписями «работников детских и школьных библиотек». В нем книга была названа «пустой и чуждой идейно». В следующем номере журнала автора и иллюстратора книги обвинили в «возрождении традиций дореволюционной детской книги» и аполитичности. Особое возмущение вызвало то, что во время демонстрации маленькая героиня смогла увидеть только ноги. Книгу объявили «издевательской», было предложено «ударить автору по рукам». После этого Введенского прекратили издавать до 1939 года. Его материальное положение стало очень сложным, семья с двумя маленькими детьми находилась на грани голода. Не спасало и то, что несколько раз ему удалось получать денежные ссуды в Литфонде. Ввиду исключительно тяжелой ситуации поэт писал в Детиздат: «Я имею семью (жену и двух детей) и т. к. моим единственным источником заработка является заработок литературный, а его в 38 г. почти не было (в плане не стояло ни одной моей книжки), то я вынужден был все продать с себя и сейчас мне не в чем выйти на улицу, и семья моя, и я голодаем.… Поймите, что у меня нет никакого выхода, и никакой возможности жить так дальше».

Когда началась Великая Отечественная война, Александр Введенский был назначен руководителем отряда ополченцев. Антифашистские стихи для агитплакатов поэт писал прямо в типографии, буквально на коленях, редактор выхватывала у него листки и отправляла в верстку.

Осенью, во время немецкого наступления на Харьков, Введенский с семьей должен был эвакуироваться в Алма-Ату, однако в последний момент решил остаться в городе. Директор художественного фонда Михаил Дворчик, знакомый Введенского, написал на него донос. На рассвете 27 сентября 1941 года поэт был арестован.

На допросах Введенский объяснял отказ от эвакуации тем, что боялся отпускать жену, страдающую эпилепсией, с маленькими детьми в переполненном эшелоне. Сам же он был включен в состав агитгруппы, которая должна была эвакуироваться в последний момент. Cледователи НКВД предъявили поэту обвинение в антисоветской агитации, выражении сомнений в правдивости сообщений о зверствах немцев и желании остаться в городе в случае занятия его войсками противника.

13 октября 1941 года Александр Введенский был осужден по ст. 54-10 ч. II УК УССР. Сложно точно сказать, что на самом деле побудило его отказаться от эвакуации. Нельзя забывать о том, что многие его знакомые и друзья были репрессированы — провел несколько лет в концлагере А. Туфанов, в 1937 году расстрелян Н. Олейников, на год позже был арестован как враг народа Н. Заболоцкий. Ближайший друг поэта Д. Хармс относился к советской власти неприязненно. Можно с большой долей вероятности предположить, что Александр Введенский разделял его взгляды.

Поэт был отправлен по этапу. Случайный добрый прохожий доставил его семье найденную записку:

«Милые, дорогие, любимые. Сегодня нас уводят из города. Люблю всех и крепко целую. Надеюсь, что все будет хорошо, и мы скоро увидимся. Целую всех крепко, крепко, а особенно Галочку и Петеньку. Не забывайте меня. Саша».

В «Акте смерти заключённого в пути», подписанном начальником конвоя, комиссаром конвоя и врачом эшелона сказано, что 19 декабря 1941 года заключенный Введенский Александр Иванович умер на этапе из Харькова в Казань от экссудативного плеврита. Тело его было сдано в морг Казанской психиатрической больницы. Место захоронения неизвестно.

Уже в 60-е годы человек, который был в этапе вместе с Введенским, рассказал, что тот умер от дизентерии, очень ослабев из-за плохого питания. Кроме того, поэт обменивал свой скудный паек на табак. Согласно рассказу другого заключенного, обессилевший Введенский был застрелен конвоем.

Как на самом деле оборвалась жизнь одного из лучших русских поэтов, теперь установить невозможно.


источники:

http://24smi.org/celebrity/122153-aleksandr-vvedenskii.html

http://prodetlit.ru/index.php/%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87