А И Хачатурян биография

А И Хачатурян биография

Арам Хачатурян

Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика из армянской семьи, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов XX века. Арам Хачатурян – это имя хорошо знакомо любителям классической музыки по всему миру. Маэстро писал такие замечательные произведения, что многие из них после премьерного исполнения мгновенно становились популярными. Искромётный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ, восхитительный «Вальс» из сюиты к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», блестящий «Концерт для скрипки с оркестром» — это мизерный перечень произведений, которые покорили сердца слушателей не только в нашей стране, но и за её пределами.

Краткую биографию Арама Хачатуряна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Хачатуряна

24 мая 1903 года в семье переплетчика Ильи Васкановича Хачатуряна родился четвертый сын. По воспоминаниям матери, малыш появился на свет в «рубашке». Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный». В детстве он был непоседой и шалопаем.

С восьми лет мальчика отдают учиться в расположенный неподалеку пансион С.В. Арбутинской-Долгорукой. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов и буржуа только благодаря тому, что Илья Васканович много работал с библиотекой хозяйки пансиона. Именно там Арам научился играть на фортепиано и петь. Из биографии Хачатуряна мы узнаём, что подростком по настоянию отца он учится в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приезжает в Москву продолжать образование в университете, куда и поступает на биологическое отделение.

В столице он живет у брата, известного МХАТовского режиссера Сурена Хачатуряна, посещает театры и концерты, общается с творческой элитой. Е.Ф. Гнесина первой разглядела его музыкальные способности. И вот уже Арам после года в университете успешно сдает вступительные экзамены в Музыкальный техникум им. Гнесиных, в класс виолончели. Несколько лет он учится в обоих заведениях, но три года спустя оставляет биологию ради музыки. Одновременно с этим, из класса виолончели он переводится в класс композиции, где под руководством М. Гнесина сочиняет свои первые произведения.

В конце 20-х годов Арам женится, у него рождается дочь Нунэ. С 1929 он – студент Московской консерватории. Аспирантуру он заканчивал у Н.Я. Мясковского, о котором сохранил теплые воспоминания на всю последующую жизнь. В классе у Мясковского он познакомился с Ниной Макаровой и принял решение разорвать свой первый брак. В 1933 году молодые композиторы поженились, семь лет спустя у них родился сын.

Произведения Хачатуряна исполнялись в крупнейших советских и зарубежных концертных залах, его поглотили общественная деятельность и большое количество работы, а первой наградой в 1939 году стал Орден Ленина. С того же года Хачатурян стал зампредседателя Оргкомитета Союза композиторов СССР. Во время войны он в составе творческой группы был эвакуирован в Пермь, где много работал, остро воспринимая разлуку со своей семьей. После Победы радость от воссоединения с любимыми и друзьями, вдохновенный творческий подъем в одночасье были разрушены 10 февраля 1948 года. Хачатурян был упомянут в печально известном постановлении «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».

Одним махом была перечеркнута работа многих советских композиторов, Арама Ильича перестали издавать и одно время почти перестали исполнять. Эта несправедливая критика больно ударила его еще и потому, что расколола композиторский лагерь на две части – «формалисты» и «правильные» автор. В числе первых были Хачатурян, Мурадели, Шостакович , Прокофьев , Мясковский. В числе вторых, получивших должности и известность — Хренников, Асафьев, Захаров. Арам Ильич воспринял эти события как предательство тех, с кем работал долгие годы. Первым желанием было закончить писать музыку, но это оказалось не в его власти. Он стал преподавать в консерватории, встал за дирижерский пульт.

Несмотря на то, что «композиторское» постановление отменили только в 1958, официальная власть все эти годы не могла не признавать заслуг Хачатуряна. О том свидетельствуют и Сталинская премия в 1950, и звание Народного артиста СССР в 1954. Последние годы жизни Арам Ильич боролся с раком и перенес несколько операций. В 1976 он овдовел и тяжело переживал потерю жены, к которой был невероятно привязан. План своих похорон он составил сам, выбрав местом своего последнего пристанища историческую родину, Армению. 1 мая 1978 года он скончался в московской больнице.

Интересные факты о Хачатуряне

  • Родители композитора, Илья (Егия) Васканович и Кумаш Саркисовна, были родом из соседних сел в Армении. Илья с 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С невестой, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда ей едва исполнилось 16.
  • Биография Хачатуряна гласит, что Арам был самым младшим, пятым ребенком в семье. Первая дочь Хачатурянов умерла в малолетстве, у композитора были три брата, разница в возрасте со старшим из которых, Суреном, составляла 14 лет.
  • Знаменитый «Танец с саблями» появился по требованию постановщиков балета « Гаянэ». Хачатурян вспоминал, что написал его всего за 11 часов. По иронии судьбы, именно благодаря этой мелодии имя композитора стало известно широкой публике за пределами Советского союза. На западе его даже называли «Мистер «Танец с саблями».
  • Материалы для своего первого балета «Счастье» Хачатурян несколько месяцев собирал в Армении, знакомясь с народным творчеством, мотивами и традиционными музыкальными инструментами.
  • Игорь Моисеев поставил « Спартака» в Большом театре полтора года спустя после ленинградской премьеры. В 1968 году появилась на свет еще одна версия балета – в хореографии Ю. Григоровича.
  • Ленинградский «Спартак» Якобсона и московский Григоровича – абсолютно разные постановки – и по хореографии, и по духу. Спектакль Якобсона, сцены из римской жизни, был новаторским и по форме, и по содержанию. Так, например, партия антагониста главного героя – Красса создана для возрастного танцовщика и решена пантомимически. Леонид Якобсон выстроил запоминающиеся гладиаторские бои, эпичные массовые сцены. Тема Юрия Григоровича – хореографическая дуэль Спартака и Красса, а по сути – двух миров: мира гладиаторов и рабов, мира римской знати и воинов. Григорович создал героический мужской балет, женские образы в нем второстепенны, в то время как в версии Якобсона Фригия и Эгина играют значительную роль в развитии сюжета.
  • Переделанная версия «Спартака» Якобсона некоторое время демонстрировалась и в Большом театре.
  • В Кировском – Мариинском театре всегда ставился только один «Спартак» — Л. Якобсона. Возобновления спектакля были в 1976, 1985 и 2010 годах. Спектакль входит и в текущий репертуар.
  • В 2008 году санкт-петербургский Михайловский театр представил свою версию «Спартака» по либретто и в хореографии Георгия Ковтуна. Постановка отличалась пышностью и размахом: несколько сотен человек массовки, четырехэтажные декорации, присутствие живых лошадей и даже тигра.

  • Либретто «Гаянэ» переделывалось едва ли не к каждой постановке. Кировский театр в 1945 году представил балет на своей исторической сцене. В нем появились новые персонажи, были отредактированы сюжетные линии, удален пролог, изменена сценография. В 1952 году балет был переработан для новой постановки. Большой театр обратился к произведению в 1957. И вновь сценарий был существенно переделан.
  • С «Гаянэ» начался творческий путь одного из самых выдающихся хореографов современности Бориса Эйфмана. В 1972 году он выбрал этот балет для своей дипломной работы. По согласованию с Хачатуряном, сюжет был вновь изменен. Спектакль шел на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде и выдержал более 170 представлений.
  • Сегодня «Гаянэ» — редкий гость российских подмостков. Полностью с произведением можно познакомиться только во время нечастых гастролей Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна, визитной карточкой которого является этот балет.
  • Даже будучи больным, после двух тяжелых операций, Арам Ильич лично ездил по стране участвовать в постановках своих балетов.
  • Арам Хачатурян создал собственную композиторскую школу, самыми известными его учениками стали А. Эшпай, М. Таривердиев, В. Дашкевич, А. Рыбников, М. Минков.
  • М. Таривердиева Хачатурян не хотел брать к себе в класс – он учил симфонистов, а юноша показал ему свои камерные произведения. Микаэл тогда встречался с племянницей композитора Лейлой, и просить за него специально прилетел в Москву ее отец Вагинак. Дело дошло до конфликта между братьями, Арам Ильич сдался и принял Таривердиева к себе на курс.
  • Писатель Михаил Веллер в свой сборник «Легенды Невского проспекта» включил и скандальный рассказ «Танец с саблями» о встрече А. Хачатуряна и С. Дали. Как впоследствии признался автор, эта история – плод его воображения.

  • Любимое блюдо композитора – долма в виноградных листьях. Знакомые регулярно привозили ему домашнюю долму прямо из Армении.
  • Персонажей балета «Гаянэ» зовут Нунэ и Карен – так же, как и детей композитора.
  • Люди, близко знавшие пару Хачатурян – Макарова, единогласны в том, что это был союз двух абсолютных противоположностей. Нине Владимировне для работы требовалась тишина и одиночество. Арам Ильич мог писать в любом месте и в любое время. Она была более закрытым человеком, он – ярким, жизнерадостным и общительным. Этими своими качествами они идеально дополняли друг друга.
  • Сочинения Н.В. Макаровой, к сожалению, плохо известны. А ведь она – создатель нескольких опер, множества песен и романсов. Оставаясь в творческой тени своего великого мужа, она сумела долгие годы поддерживать и вдохновлять его, возможно, в ущерб своему таланту.

  • Среди племянников Арама Ильича есть и известный дирижер, и композитор. Дирижер — Эмин Левонович Хачатурян, записавший с Государственным симфоническим оркестром кинематографии музыку к 150 фильмам, среди которых «Я шагаю по Москве», «Бриллиантовая рука», «Москва слезам не верит». Композитор – Карен Суренович Хачатурян, автор балета «Чиполлино», профессор Московской консерватории.
  • Обладая рубенсовской внешностью, Арам Ильич по-хорошему завидовал своему старшему брату Вагинаку, которого природа наградила высоким ростом, стройной фигурой и аристократическими чертами лица.

Творчество Арама Хачатуряна

Еще до окончания консерватории композитор заявил о себе балетом, несколькими камерными сочинениями, музыкой к драматическим спектаклям. В 1936 году Хачатурян написал Концерт для фортепиано с оркестром, который стал популярен во всем мире. В 1939 году для Ереванского театра был написан его первый балет «Счастье». В основе сюжета – история о жизни простых колхозников. Балет имел несовершенную драматургическую основу, но музыка обладала ярким, узнаваемым национальным колоритом. Через несколько лет это сочинение будет полностью переработано, уже как часть балета «Гаянэ». Его дипломной работой стала Первая симфония. «Первая армянская симфония», как назвали ее соотечественники композитора.

Он много работал с крупнейшими драматическими театрами столицы – МХАТом, Центральным театром Советской Армии, Театром им. Вахтангова. Последний к столетию смерти М.Ю. Лермонтова ставил драму « Маскарад », музыку к спектаклю заказали Хачатуряну. Несмотря на то, что премьера состоялась 21 июня 1941 года, и сценическая жизнь постановки была недолгой, вальсу из нее суждено было стать одной из самых прекрасных мелодий 20 века.

Находясь в пермской эвакуации, он поселился в гостинице, небольшой номер которой вместил еще и фортепиано. Всего полгода потребовалось маэстро, чтобы написать и полностью оркестровать балет «Гаянэ». В 1943 году он был поставлен силами ленинградского Театра оперы и балета им. Кирова, также вывезенного в Пермь. Среди произведений военных лет: Вторая симфония, Сюита для двух фортепиано, сюиты из музыки к «Маскараду» и «Гаянэ», марш для духового оркестра, песни, гимн Армянской ССР, музыка для театра и кино.

После войны появились на свет Третья симфония, ставшая по замыслу композитора гимном народу, победившему фашизм, Концерт для виолончели с оркестром, «Ода памяти В.И. Ленина». 40-е были плодотворными и на сочинения для кино. Хачатурян сотрудничал с режиссерами М. Роммом, Я. Протазановым, В. Петровым. Музыка к фильму «Сталинградская битва» была удостоена Сталинской премии.

Замысел балета «Спартак» Арам Ильич вынашивал всю войну. Уже в 1941 творческая команда была сформирована – либреттист Н. Волков, художник Ф. Федоровский, балетмейстер И. Моисеев. Все они давно мечтали поставить спектакль на эту тему, а Н. Волков работал над ней уже с 1933 года, опираясь на исторические источники разных периодов – от античных до современных. Война внесла свои коррективы, на десятилетие отсрочив начало активного процесса создания балета. К сочинению музыки Хачатурян приступил в 1950 году. Совпадение или нет, но в тот же год маэстро побывал в Риме, и, возможно, впечатления от поездки на место событий дало ему вдохновение для создания большого произведения после периода творческой неопределенности. За 3,5 года балет был закончен. Премьера состоялась в Ленинграде 27 декабря 1956 года. Балетмейстером-постановщиком был Л. Якобсон, художником – В. Ходасевич. Спектакль стал настоящей сенсацией, все в нем было ново – хореография (Якобсон поставил балет не на пуантах, а в сандалиях, на невыворотных ногах), масштаб – было занято огромное количество кордебалета и статистов. Премьера ознаменовалась и скандалом между композитором и хореографом: Якобсон требовал сократить балет и переделать некоторые сцены, Хачатурян – протестовал из-за вмешательства в свое сочинение. Ожесточенные творческие стычки были почти на каждой репетиции, включая генеральную. Говорят, дело дошло даже до рукоприкладства. Мастерам во имя искусства все же удалось прийти к консенсусу, но конфликт между ними сохранялся еще долгие годы.

Согласно биографии Хачатуряна с 1950 года он стал профессором класса композиции Московской консерватории, с этого же времени Арам Ильич начинает гастролировать по миру, дирижируя своими сочинениями на концертах. Первый раз став за пульт совершенно случайно, маэстро настолько загорелся этой деятельностью, непосредственным общением с публикой, что впоследствии объездил полмира, дирижируя своими произведениями. Он говорил, что часто дирижер Хачатурян даже критикует композитора Хачатуряна. В 50-е годы он много пишет для театра («Макбет» и «Король Лир») и кинематографа («Адмирал Ушаков», «Отелло»). Последующее десятилетие ознаменовано тремя Концертами-рапсодиями, которые были удостоены Государственной премии, «Балладой о Родине» для баса и оркестра, сочинениями для фортепиано. Последними работами композитора стали несколько сонат.

Музыка Хачатуряна в кино

Арам Ильич много писал для кинематографа. Самые известные фильмы с его музыкой:

  • «Пэпо», 1935 год, режиссер А. Бек-Назарян, А. Гулакян (символично, что это первый звуковой армянский фильм);
  • «Человек №217», 1945 год, режиссер М. Ромм;
  • «Сталинградская битва», 1949 год, режиссер В;. Петров
  • «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», 1953 год, режиссер М. Ромм;
  • «Отелло», 1956 год, режиссер С. Юткевич;
  • «Поединок», 1957 год, режиссер В. Петров;
  • «Накануне», 1959 год, режиссер В. Петров.

В качестве саундтреков мелодии композитора использовались в фильмах:

ПроизведениеФильм
Танец с саблями из балета « Гаянэ »«Симпсоны», телесериал
«Теория большого взрыва», телесериал
«Мадагаскар 3», 2012
«Бумажные птицы», 2010
«Город призраков», 2008
«Сенсация», 2006
«Покаяние», 1984
« Спартак »«Ледниковый период 3: Эра динозавров», 2009
«Ледниковый период 2: Глобальное потепление», 2006
«Ночной дозор», 2004
Сюита «Маскарад»«Любовь сквозь время», 2014
«Война и мир», мини-сериал, 2007

Арам Хачатурян соединил полифонию западной классической музыки и монодию восточных напевов, открыв тем самым традиционной мелодике востока дорогу к западному зрителю и общемировому признанию. В то же время его музыка уникальна и самобытна, в ней нет заимствований и прямых отсылок к народному искусству. Она и сегодня поражает своей энергией, эмоциональностью и жизнелюбием, в полной мере раскрывая удивительный талант ее создателя.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Хачатуряне

Биография Хачатуряна Арама Ильича. Подробности. Фото

Личность никогда не вписывается в предложенные рамки. Прекрасный пример этому – биография Хачатуряна Арама Ильича. Хачатуряна хотел знать весь мир. Сына переплетчика принимала королева Бельгии Елизавета, его приветствовал революционер Че Гевара, с ним познакомился кумир интеллектуалов Эрнест Хемингуэй – и всему тому виной его незаурядный дар композитора, музыка которого покоряет с первых тактов.

Детские годы

Арам Хачатурян родился в селе под Тифлисом в 1903 году, а вырос в этом шумном и веселом городе, наполненном народной музыкой армянских, грузинских и русских музыкантов. С детства он говорил на трех языках. Дома – по-армянски, во дворе – по-грузински, в школе – по-русски. И это было нормально, совершенно естественно. Никто не замыкался в узких рамках национальности, и Арам был открыт всем веяниям. Он слушал, как пела мама армянские народные песни, на улице звучало грузинское многоголосье, из парков доносились звуки русских романсов. В такой атмосфере ребенку хотелось и самому петь и играть.

В Москве

Дома не одобряли его тяги к музыке и послали в девятнадцать лет в столицу к брату Сурену. Там Арам поступил в Московский университет на биологический факультет. Но сама атмосфера столицы – музыкального и культурного центра, где можно было посещать симфонические концерты, слушать оперы, бывать на выступлениях В. Маяковского, не располагала Арама к занятиям биологией. Его неудержимо тянуло к музыке. Да и друзья брата советовали ему обратить на нее серьезное внимание. Поэтому, не зная нотной грамоты, отважный молодой человек отправился на прослушивание в Гнесинское училище. Педагоги были поражены слухом, музыкальной памятью, чувством ритма и неумением играть ни на одном из музыкальных инструментов. Но Арама все-таки приняли, не решив для начала, на какой факультет. Именно талант определил, как сложится биография Хачатуряна.

Учеба в двух местах

Арам разрывался на части.

Денег не хватало, он подрабатывал разгрузкой, потом репетиторством, вел музыкальные занятия в детском саду. Общение с маленькими детьми доставляло Араму огромное удовольствие. При этом он начал сочинять, да так ярко, что его пьесы можно было давать играть профессионалам.

Консерватория

С 1929 по 1934 год Арам Ильич изучал композицию под руководством М. Ф. Гнесина, а затем – Н. Я. Мясковского. Путь в жизни для него определился – сочинение музыкальных произведений: уже в студенческие годы появились сюиты, токкаты, концерты. Трио для кларнета и скрипки чрезвычайно высоко оценил С. Прокофьев и увез его во Францию. Оно было впервые исполнено в Париже. Так развивалась биография Хачатуряна в студенческие годы.

Женитьба и личная жизнь

В 1933 году состоялась свадьба Арама и его однокурсницы, в будущем композитора Нины Владимировны Макаровой. Это был счастливый союз, в котором родился сын Карен. В семье царило полное понимание друг друга и абсолютная гармония.

Годы войны

Перед войной Арам Хачатурян написал балет «Счастье». Либретто было не слишком удачным, поэтому уже позже он в холодной Перми создал новое произведение «Гаяне». К этому времени Арам Хачатурян был признанным композитором. За его музыку к драме «Маскарад» и к комедии «Валенсийская вдова» он был награжден орденом Ленина. Балет «Гаяне» был поставлен коллективом театра имени Кирова в 1942 году.

В 1945 году композитор на волне народной радости и энтузиазма создал Третью взволнованную «победную» симфонию. Он вспоминал, как голодные музыканты – он, Шостакович и Ойстрах – дали концерт, за который их угостили обедом. И такой момент вобрала в себя биография Хачатуряна.

Борьба с формализмом в музыке

После войны Сталин принялся бороться с космополитизмом. Всем жанрам искусства досталось крепко. Арама Ильича, защищавшего С. Прокофьева, обвинили в формализме. Обвинение было абсурдным, поскольку музыка маэстро базировалась на народных мелодиях, которые пробуждали фантазию композитора. Но его сняли с должности в Союзе композиторов, и тогда Арам Ильич с увлечением начал большую творческую деятельность. К 1954 году он завершил работу над балетом «Спартак», и его премьера состоялась через два года в Ленинграде. Но полномасштабно балет был поставлен только в 1968 году на сцене Большого театра.

Работа с театром и кинематографом

Для театральных постановок, как было упомянуто, Арам Ильич писал музыку. На его счету двадцать драматических постановок и двадцать пять кинофильмов. Некоторые произведения он позже перерабатывал в сюиты. Это «Маскарад», «Лермонтов», «Макбет», «Король Лир», «Спартак», «Гаяне» и многие другие, которые пользуются широкой популярностью.

Преподавание и общественная деятельность

В 60-е годы наряду с творческой работой Арам Ильич преподавал и в Московской консерватории, и в институте им. Гнесиных. Он создал новые, им самим разработанные принципы композиции. У него учились Андрей Эшпай, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев. И этот список можно долго продолжать. К этому же времени относится его обширная представительская деятельность, с которой плотно связана биография Хачатуряна. Фото ниже показывает его с королевой Бельгии Елизаветой.

Такая напряженная жизнь сказалась на здоровье композитора, и он начал часто болеть. Усугубили его состояние болезнь и смерть любимой супруги в 1976 году. И действительно, Арам Ильич не смог перенести жизни без нее. Через два года, в 1978-м, в 75 лет его не стало. Биография великого композитора Хачатуряна Арама Ильича в нашем изложении окончена. Его жизнь продолжена в музыке и в работах его учеников.

Биография Хачатуряна кратко для детей

В начале 20 века в шумном и жарком Тифлисе (теперь этот город называется Тбилиси) в семье печатника родился четвертый сынишка, которого назвали Арамом. Никто не знал, что, с детства наслушавшись народных песен, которые лились со всех сторон из всех дворов и улиц, маленький мальчик научится на полуразломанном рояле на слух подбирать любую мелодию и вдобавок кое-что к ней присочинять, а потом поедет в Москву и станет учиться и на биолога, и на музыканта. Те, кто занимается в музыкальной школе, знают, сколько времени и сил надо приложить, чтобы получить хорошую отметку, и только после музыкальной школы и училища можно поступить, если получится, в консерваторию. Но очень одаренного юношу приняли в Гнесинское училище, несмотря на то что он не знал нотной грамоты, и руки у него не были поставлены, и он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте.

Произведения Арама Ильича играли наши лучшие исполнители, которые гастролировали по всему миру. Так его произведения узнали не только на родине, но и за рубежом. Он был желанным гостем у королевы Бельгии, у Чарли Чаплина, у Стравинского, у Сибелиуса, у папы Римского. Вот так выглядит биография Хачатуряна для детей.

Краткая биография Арама Хачатуряна

Хачатурян Арам Ильич (1903—1978), композитор, педагог.

Родился 6 июня 1903 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье переплётчика.

В 18 лет переехал в Москву.

В 1929 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции М. Ф. Гнесина, а в 1934 г. — Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно.

Первая симфония (1934 г.), Фортепианный концерт (1936 г.) и первый балет «Счастье» (1939 г.) сразу принесли ему известность, даже славу.

В 1942 г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна.

В 1943 г. композитор закончил Вторую симфонию.

В 1944 г. написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР.

В 1946— 1947 гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония.

В 1950 г. Хачатурян был приглашён преподавать в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в 1951 г. занял также должность профессора Московской консерватории. Он воспитал таких композиторов, как М. Л. Таривердиев, А. Я. Эшпай и многие другие.

В 1954 г. Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор закончил своё лучшее произведение — балет «Спартак».

В 1959 г. Хачатурян стал лауреатом Ленинской премии; через год избран почётным членом Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и почётным профессором Мексиканской консерватории.

Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья, обретших новую жизнь в классических формах мирового музыкального искусства.


источники:

http://fb.ru/article/252144/biografiya-hachaturyana-arama-ilicha-podrobnosti-foto

http://citaty.su/kratkaya-biografiya-arama-xachaturyana